Технология работы с семьями социального риска

Семья во все времена находилась в центре внимания общественности.

Проблема современной семьи, представляющая интерес как один из негативных источников семейного неблагополучия, заключается сегодня в существенном снижении роли семьи в воспитании детей, эмоциональном отчуждении родителей и детей, принятие или, напротив, отвергание ребенка, отсутствии в этих контактах понимания, обычной любви и ласки, усилении негативных тенденций в нравственно-психологическом аспекте взаимоотношений людей, связанных семейными узами.

Но, поскольку все элементы социальных контактов вступают во взаимодействие с личностью намного позже, чем семья (школьное окружение, друзья и т.п.), то, естественно, главная роль в научении общечеловеческим правилам поведения принадлежит именно этому институту.

Родительская любовь является более важным психологическим и воспитательным фактором, нежели материальное благосостояние, воспитание личности коллективом, и многие другие.

Область данной проблемы уже несколько лет изучают А.И. Антонов, Е.М. Черняк, П.Я. Циткилова, которые в достаточно полной мере разработали тему семьи.

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных технологиях в работе с семьями «группы риска», ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик.

Объект исследования — семья «группы риска».

Предметом исследования — технологии социальной работы с семьей «группы риска».

Целью исследования является изучение технологий социальной работы с семьей «группы риска» на современном этапе в России.

В контексте поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить характеристику семей «группы риска».

2. Рассмотреть причины возникновения семей «группы риска» и их воздействие на развитие детей.

3. Рассмотреть технологии социальной работы с семьями «группы риска» в России.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Семьи «группы риска» как особая категория семей

1.1 Понятие и виды семей «группы риска»

Существует несколько определений семьи. А.Г. Харачев определял семью как основанную на браке и (или) кровном родстве малую социальную группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. [19]

2 стр., 960 слов

Особенности детей «группы риска»

... следует из этой причины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие. ...

В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различного рода элементов (ролей, позиций, коалиций и т. п.) и системы взаимоотношений между ее членами. Так структура существует в соответствии с законами живого организма, поэтому имеет закономерную динамику, проходя в своем развитии целый ряд фаз и этапов. [1]

В своей работе я буду использовать следующее определение: семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности. [4]

Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение.

Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. [4]

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

[2]

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затрудненно или нарушено, а их существование как семей находиться под угрозой, характеризуются как семьи группы риска. [16] Именно эти семьи являются основными объектами социальной работы т. к, вследствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей беглецов.

Рассмотрим комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. [15]

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей.

Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества делятся на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Основная работа должна быть направлена именно на неблагополучные семьи.

7 стр., 3050 слов

Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии

... детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты психокоррекционной помощи. Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с ...

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. В этих семьях идет наслоение конфликтов (предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство).

Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений, разрушается чувство любви, уважения, долга.

Данная семья как бы разрушается изнутри. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в социальных и образовательных учреждениях (детских садах, школах, и т.п.).

Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. семья волонтерский социальный многодетный

Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым.

У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих и неумением их завоевать.

Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях.

В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. [15]

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Для этого необходимо знать причины возникновения таких семей.

К семьям социального риска В.И. Курбатов относит: малообеспеченные; беженцев; многодетные; неполные; с детьми инвалидами. [16]

Анализ литературы по проблеме показал, что семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

12 стр., 5606 слов

Планирование семьи социальный и демографический аспекты

... такое планирование семьи, для чего оно нужно Подробно рассмотреть социальные и демографические аспекты планирования семьи Объектом исследования является семья, предметом планирование семьи, социальная и демографическая ее сторона По мнению ученых, современная семья находится в ситуации ...

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

1.2 Причины возникновения семей «группы риска»

Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономические, медико-санитарные, социально-демографические, социально-психологические, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны, В.И. Курбатов выделяет следующие:

1. Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена.

Семьи многодетные; семьи, в составе которых есть инвалиды — взрослые или дети; семьи с низким уровнем заработной платы; семьи безработных.

2. Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, противоправное поведение, проституция, плюс низкий культурный уровень. Как результат, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.

3. Психологические причины: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.

4. Медицинские причины: хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.

5. Неполные семьи. В следствие недобросовестного выполнения родителями своих обязанностей возникают группы детей безнадзорных, детей беспризорных, детей-беглецов. [16, 294]

6. Многодетные семьи в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей.

Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи Е.И. Холостова распределяет на три категории:

* семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).

Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

  • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

— * неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.

10 стр., 4939 слов

Роль семьи в воспитании ребенка

... «Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения» 1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста Социализация и воспитание детей ... к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Согласно определению Пилиповского В.Я., семья - малая социальная группа (ячейка) ...

В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. [20]

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Это объективна закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

7. По мнению Е.И. Холостовой, семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. [20]

8. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат.

Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую.

По мнению Е.И. Холостовой, полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи.

Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи.

Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям.

Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных. [20]

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

21 стр., 10170 слов

Насилие в семье как социальная проблема современного общества

... курсовой работы было получено из работ Лысовой А. В., в своих статьях автор рассматривает насилие как фактор риска во внутрисемейных преступлениях, разрабатывает критерии внутрисемейного насилия, а также даёт рекомендации по профилактики этой социальной проблемы; ...

Число семей «группы риска», как отмечает В.И. Курбатов, умножается за счёт расширения зон военных и межнациональных конфликтов, экономического неблагополучия.

К категории семей «группы риска» относят семьи несовершеннолетних матерей.

К семьям «группы риска» В.И. Курбатов, относит семьи матерей, имеющих маленьких детей и освободившихся из заключения; семьи, чьи дети в домах младенцев. [16]

Таким образом, я обозначила наиболее характерные особенности проявления типичных причин появления семей «группы риска»: малообеспеченность, безработица, неопределенность гражданского статуса, неудовлетворительные жилищные условия, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, нарушения здоровья и семейная дезадаптация, духовно — нравственная деградация семьи.

Для семей «группы риска» необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Глава 2. Организация социальной работы с семьями «группы риска»

2.1 Содержание социальной работы с семьями «группы риска»

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Работу с семьей можно описать как подход к человеческим существам в плане их отношений с ближайшим и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как “единый предмет интереса”. Это означает, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является.

Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья.

Социальная работа с семьей «группы риска» сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

  • а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
  • б) охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
  • в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
  • г) социально-психолого-педагогическую (психолoго — педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
  • д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

— е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

15 стр., 7382 слов

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

... дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией. Особенностью детей «группы риска» ... акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические ...

[20]

В работе с «семьей группы риска», социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:

  • соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3);
  • максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство;
  • защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54);
  • тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

[13]

Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:

1. Социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска интересах гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

  • а) денежные выплаты семье ребенка с отклонениями в развитии">семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
  • б) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
  • в) юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы;
  • г) федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие; [5]

2. Социальная поддержка семьи «группы риска» предполагает формальную и неформальную деятельность, а так же взаимоотношения специалистов с семьями, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы.

18 стр., 8598 слов

По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...

... технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают ...

Важную роль в социальной поддержки семей, в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  • а) сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  • б) предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • в) содействие в открытии предприятий семейного типа;
  • г) профессиональная ориентация детей и подростков;
  • д) выплата пособий по временной не занятости;
  • е) консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  • ж) оказание помощи в кадровом обеспечении;
  • з) социально — психологическая работа с клиентами. [5]

Социальное обслуживание семьи «группы риска» представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования. Социальной обслуживание семьи — это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности. [13]

Социальная помощь семье и детям в настоящее время — это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей — обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями. [13]

Общепринятого определения работы с семьей не существует. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.

Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства. [5]

13 стр., 6176 слов

Социальная работа с детьми группы риска

... исследования 1.1 Основные подходы к исследованию социальной работы с детьми группы риска Актуальность исследования обоснована большим вниманием к теме социально-педагогической поддержки детей группы риска в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. ...

Работа социального педагога с родителями из «семьи группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и. т.д. С момента поступления сигнала социальному педагогу рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий. [10]

Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.

Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.

Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку. Социальный педагог делает выводы как на основе прямых ответов на вопросы, так и посредством визуальных наблюдений. Оценивается готовность ребенка отвечать на вопросы, т.е. общаться; уклонение от ответов на определенную тему; нервная реакция при упоминании конкретных членов семьи и т.д.

Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку, встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора.

В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

В результате первой встречи с семьей группы риска социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:

1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему(аргументы) ?

2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства.

Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.

Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта социального педагога с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь, в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача социального педагога: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача — не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка.

Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы социального педагога в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям.

В процессе обследования жилья ребенка (семьи) следует получить ответы на ряд вопросов, составляющих в целом социальные показатели данной семьи. Предлагаемая методика позволяет представить семью в виде формализованной матрицы с балльной системой оценки. С помощью указанной методики определяется уровень неблагополучия, что помогает принять обоснованное решение об изъятии или оставлении ребенка в семье. [7]

Визит в семью позволяет социальному педагогу провести углубленное обследование условий проживания ребенка:

санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п.

Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так: между родителями и детьми. [10]

Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной «семьей группы риска» позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

Проведенное исследование показало, что социальная работа как общественный институт является необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально — экономического развития оно ни находилось.

Социальная работа с семьей «группы риска» — это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи.

Социальные службы предлагают семье целый набор услуг профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия, диспансерно — поликлиническое обслуживание детей, профилактическое обслуживание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, курсы для молодых родителей, финансовая помощь малоимущим семьям, планирование семьи и уход за детьми в дневное время (типа «ясли — сад»).

2.2 Технологии социальной работы с семьями «группы риска»

Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организации консультации психолога; при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются:

  • сбор информации;
  • анализ информации;
  • постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование — процесс взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.

Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.

Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.

Технология патронажа:

  • Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
  • Оповещение клиента о времени визита;
  • Представление себя (нагрудный знак, визитка);
  • Обеспечение личной безопасности;
  • Представление и сообщение о цели визита;
  • Время посещения — 20-30 минут;
  • Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

  • Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
  • Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель — повышения уровня информированности клиента);
  • Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
  • Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);
  • Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников).

Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

одной из базовых технологий социальной педагоги — это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций.

Выделяют следующие технологии социальной работы с семьями «группы риска», зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

1. Технологии системного подхода, основанные на создании в единого информационного банка данных о семьях группы риска.

2. Технологии междисциплинарного взаимодействия.

3. Технологии комплексного подхода.

4. Использование новейших информационных технологий в реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска».

5. Технологии развития волонтерского движения в рамках реализации программ социально-педагогического сопровождения семей «группы риска». Одна из форм работы — привлечение единомышленников, людей способных оказать посильную помощь семьям «группы риска».

Семья рассматривается как субъект процесса, и задача специалистов — помочь ей найти имеющиеся ресурсы, поддержать и укрепить их. Сетевой метод является инструментом работы в целях предупреждения распада семьи.

Алгоритм работы с семьей группы риска: [8]

1. Составление карты социальных связей происходит совместно с семьей при условии, если мотивация на эту работу состоялась. В карте отражается весь спектр значимых для людей взаимоотношений, включая характер связей между людьми и степень их важности. Эта работа может состоять из нескольких этапов. В результате карта социальных контактов дает представление о том, кто конкретно входит в окружение семьи и ребенка.

Анализ социальной сети. Анализ позволяет определить ресурсы и имеющиеся возможности и ограничения при работе с кризисной ситуацией. Определяется круг для привлечения значимых людей в работе с семьей.

2. Сетевая встреча. На основе анализа специалист совместно с семьей исследует возможность организации встреч в рамках социальной сети. Организацией встречи занимается команда ведущих (прошедшие обучение, и получившие сертификат по данной методике).

Определяется тема (проблема) встречи, текст приглашения на встречу. Проводятся предварительные встречи с членами социальной сети. Сетевая встреча проводиться по определенной схеме, может производиться в несколько этапов.

3. Работа после сетевой встречи заключается в реализации позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи.

Сеть социальных контактов — профилактический метод, позволяющий семье социализироваться, выстроить новые модели взаимодействия с обществом.

Вхождение в контакт с воспитательно-коррекционной целью — один из наиболее сложных этапов в работе с семьей «группы риска». Обеспечить этот процесс может методика контактного взаимодействия, предложенная Л.Б. Филоновым. Методика предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами:

1. Снятие напряжения, тревоги и неуверенности родителей в отношениях со специалистом посредством акцентирования внимания на положительном из того, что известно специалисту о семье по предварительно собранной информации. Специалист использует в работе приемы эмпатического слушания.

2. Родитель «выговаривается», специалист — слушатель. Родители просят рекомендаций у специалиста. Специалист переключает внимание родителей на повышение требований, как к себе, так и к каждому члену семьи.

4. Стадия действий — обсуждение отдельных отрицательных свойств личности своей и членов семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.

5. Стадия, когда доверие со стороны членов семьи завоевано, и это служит началом к взаимодействию.

6. Ведется коррекционно-воспитательная работа специалистами по социальной работе с семей. [11]

Итак, методы работы с семьей «группы риска» базируются на применении теории семейных систем, когда семья рассматривается как самостоятельная система, а также теории поля, учитывающая социальное окружение семьи. Организация сетевой работы состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных доверительных детско-родительских отношений.

Заключение

Анализ литературы по проблеме показал, что организация и проведение социальной работы с семьями «группы риска» является весьма актуальной в настоящее время. Изучение психологических факторов семейного неблагополучия является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на благополучие семьи, так и для организации социальной работы и консультирования семей.

Анализ литературы позволил рассмотреть понятие «семья» как малой социальной группы важнейшей формы организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Семья «группы риска» — это семья, утратившая во многом свой собственный потенциал, растерявшая свои внутренние ресурсы. Данным семьям продолжительное время никто не предоставлял возможность оказывать влияние на принимаемые решения.

В курсовой работе рассмотрены возможные причины возникновения семей «группы риска»: малообеспеченность, безработица, неопределенность гражданского статуса, неудовлетворительные жилищные условия, алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, нарушения здоровья и семейная дезадаптация, духовно — нравственная деградация семьи.

Социальная работа, являясь общественным институтом и необходимой неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства; кроме того, она направлена на жизненные проблемы и поддержку людей, реабилитацию и защиту личности.

Также в работе раскрыты проблемы семей «группы риска», и рассмотрены наиболее эффективные технологии социальной работы с ними.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/tehnologiya-sotsialnoy-rabotyi-s-semyami-gruppyi-riska-kursovaya/

1. Антонов, А.И. Социология семьи /А.И.Антонов, В.М. Медков — М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006 г. — 304 с.

2. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. — СПб.: Питер, 2008. — 256 с.

3. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 320 с.

4. Дивицына, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицына. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 325 с.

5. Зубкова,Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. — М.: «Академия», 2008 г. — 224 с.

6. Капелевич, Т. С. Социально-педагогическая и психологическая работа с семьей как профилактика социального сиротства: Учеб.-метод. пособие / Т. С. Капелевич, О. Ю. Дедук. — Минск: РИПО, 2003. — 50 с.

7. Крылова, Т.А. Работа социального педагога с семьей группы риска. /Т.А.Крылова, М.Л. Струкова // Социальная педагогика — № 2 — 2009 — с. 31 — 58.

8. Крылова, Т.А. Работа социального педагога с семьей группы риска. Планирование и содержание реабилитационной работы с семьей. /Т.А.Крылова, М.Л. Струкова // Социальная педагогика — № 3 — 2009 — с. 31 — 44.

9. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика/ Л.В.Мардахаев. — М., 2005. 269 с.

10. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 216 с.

11. Нарыкова, И.Н. Групповые формы работы с семьей и детьми как одно из направлений деятельности центра/ И.Н.Нарыкова, А.Е. Волохова // Работник социальной службы. — 2001. — №1. — 78-82 с.

12. Организация деятельности специалистов по социальной работе с семьей и детьми.- СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. — 84 с.

13. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми.- СПб., 2004.-132c.

14. Социальный патронаж семей группы риска: методические рекомендации Управления по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Ростовской области и Областного центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. — 2006. — № 3. — с. 58-69

15. Савинов, Л.И. Семьеведение. Уч. Пособие/ Л.И.Савинов. — Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. — 113 c.

16. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Ученики, учебные пособия». — г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 576 с.

17. Социальная работа с семьей: учебное пособие / С. И. Михайлова; Мин-во образ. и науки РФ; Волог. Гос. Педагог. Университет. — Вологда: ВГПУ, 2011. — 98 с.

18. Технология профессионального сопровождения семьи и семьи «группы риска». Методическое пособие по итогам реализации проекта « Разработка и реализация технологий командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы «риска» на базе ГУСО «Областной Центр семьи». — Псков, ООО «Гименей», 2007.- 248 С.

19. Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР/ А.Г.Харчев. — М., 1964. — 57 с.

20. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 427 с.