«Дети группы риска»

Содержание скрыть

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются те которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска». Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.[18]

Объект моего исследования – дети группы риска.

Предмет исследования – особенности развития детей группы риска.

Цель исследования – изучить особенности работы психолога с данной категорией детей.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия «дети группы риска» и основные теоретические подходы к нему.

2. Проанализировать особенности развития гиперактивных и пассивных детей.

3 стр., 1454 слов

Организация здоровьесберегающего пространства ребёнка в дошкольном ...

... обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; организацию физическое воспитание детей. Возраст детей с 5 до ... ситуация, в которой он сейчас находится, от той, в которой он был в прошлый раз. оздоровлению детей выделяют ... теплового и воздушного режима помещения, оптимальной одежде детей в группе. Больше того, любую педагогическую деятельность следует начинать ...

3. Рассмотреть проблему недисциплинированности детей и эмоциональные нарушения.

4. Проанализировать методы и формы работы психолога с детьми «группы риска».

Для работы мной были использованы методики исследования:

тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера), тест «Самооценка психических состояний» Айзенка.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме психологической поддержки детей группы риска, коррекции их поведения в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Приоритетным направлением в моей работе на 2009 – 2010 учебный год является работа с детьми «группы риска», что и послужило весомым аргументом при выборе темы курсовой работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4.

I . ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА: ТЕОРРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Сущность понятия «дети группы риска» и основные

теоретические подходы к нему

Законодательство Украины предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». Работая в РУЗ Алупкинской санаторной школе-интернат психологом я на практике, сталкиваюсь с этой проблемой.

Большая часть наших воспитанников имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы социально-педагогической поддержки «детей группы риска». Среди массива публикаций выделим монографии и учебные пособия Л.Я. Олиференко, Т.Н. Шульги, И.Ф. Дементьевой «Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»»; Беличевой С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска».

12 стр., 5707 слов

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» ...

... -педагогического сопровождения детей «группы риска». Задачи: 1. Рассмотреть понятие «дети «группы риска». 2. Изучить сущность социально-педагогического сопровождения. 3.Изучить технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в поликультурной школе. 4. Проанализировать результаты работы с детьми «группы риска» в ...

Педагогический подход определен законом Украины «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для детей «группы риска», должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.[14,18]

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, психологов, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны психологов, педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями.

В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы.[14]

Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью;

2) социальной запущенностью;

3) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. Ещё в 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.).

14 стр., 6600 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... выделить следующие этапы воспитания культуры поведения дошкольников. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель ... раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. ...

Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике).

Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий).

С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин).[18]

Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.[19]

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Во-вторых под «трудными» школьниками понимаются, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются и корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны психолога, воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети требующие особого внимания и участия окружающих.[20,17]

8 стр., 3852 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью. В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. ...

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников являются следствием неправильных отношениях в семье, просчета школы, изоляции от товарищей, средовой дезадаптации, стремлением утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые категории детей относящихся к группе риска.

1.2. Гиперактивные и пассивные дети

Гиперактивных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек.

Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.[12,15]

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго сидеть за партой, играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.[6,13] В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Этиология и патогенез гиперактивности изучались специалистами. Они пришли к выводу, что здесь играют такие факторы:

3 стр., 1093 слов

Развитие творчества у детей средней группы в конструировании ...

... убрать лишнее» конструированию работы детей средней группы с природным материалом с детьми средней группы При знакомстве с новым приемом работы в процессе изготовления поделок детей целесообразно делить на подгруппы ... ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА 1.1. Значение конструирования из природного материала в развитии детей дошкольного возраста Природный материал ...

  • органические поражения мозга;
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности);
  • генетический фактор (наследственность);
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Условия школы-интерната, часто не позволяют получить необходимую информацию, многие дети поступающие в наш интернат являются сиротами и в карте развития записано – данных нет.

Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо чтобы такой ребенок находился под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение внимания, на усиление концентрации и устойчивости внимания, переключения внимания.

Психолог должен объяснить родителям, учителям, воспитателям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта мера, проблем ребенка не решает.

Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Противоположностью гиперактивным детям являются пассивные. Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком.[14] Понятие «пассивный ребенок» у многих наших исследователей лишено, поэтому собственно позитивного содержания. Основными причинами пассивности школьников является: 1) пониженная интеллектуальная активность; 2) недостатки физического здоровья; 3) дефекты развития.

Основной причиной интеллектуальной пассивности у подростков часто является невозможность проявить в учебе свою активность, самостоятельность, взрослость. Причиной интеллектуальной пассивности детей может быть болезнь или переутомление. Болезнь всегда подрывает физические и умственные силы школьника, лишает желания чем-либо заниматься. Поэтому вялое поведение, инфантилизм ребенка должно серьезно озадачить родителей и учителей, заставлять их в первую очередь исключать возможность заболевания. В случае обнаружения болезни надо поставить задачу выздоровления на первое место. Причем важно не, только вылечить ребенка, но и существенно его укрепить, оздоровить. На это и направлена работа сотрудников нашего интерната. Совместная работа врачей, педагогов, психолога позволяет решить многие проблемы, существующие у детей «группы риска» обучающихся в Алупкинской санаторной школе — интернат.

11 стр., 5145 слов

Социально-психологические аспекты взаимовлияния личности и группы

... статистическая значимость Фактор Среднегрупповой показатель (в баллах, в стенах) группы 1 Среднегрупповой показатель (в баллах, в стенах) группы 2 Статистическая достоверность различий (по Фишеру) ... к постконвенциональному уровню морального сознания, что является естественным показателем формирования личности. 23 испытуемых (39%) продемонстрировали конвенциональный уровень развития морали, что ...

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГУППЫ РИСКА»

2.1. Формы и методы психологической поддержки, коррекция поведения

Вся работа психолога по социально-психологической поддержке детей «группы риска» строится на следующих принципах:

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);

  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

  • принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений, ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);

  • принцип психологической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится, он должен видеть в психологе человека, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически, рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности).

    Задача моя как психолога создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности;

  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами города, поселка, района, области, страны, дети должны чувствовать себя гражданами Украины, действовать на ее благо);

— принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели, кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Таким образом, целями воспитательной системы социально- психологической, педагогической поддержки детей «группы риска» являются:

— Формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку равные условия для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

20 стр., 9804 слов

Особенности тревожности у младших школьников

... детьми, имеющими школьную тревожность и плохую академическую успеваемость в школе. Методы: Опросник школьной тревожности Метод проективной психологии «Я в школе». База исследования: тревожность психологический школьный 1. Теоретический анализ школьной тревожности в психологической литературе 1.1 Феномен школьной тревожности ...

— Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества. Устойчивости личности в критических и стрессовых ситуациях.

Многие психологи рассматривают интегративный подход как гуманистически направленный, комплексный и социокультрно ориентированный. Такой подход позволяет относиться к особенному ребенку как к индивидуальности, определенный круг проблем которой ограничивает полноценное участие его во всех сферах жизнедеятельности и препятствуют освоению образовательных программ без создания благоприятных условий, необходимых для успешного социального воспитания. [7,14,20]

Интегративный подход к воспитанию школьников с особенностями в развитии осуществляется при условии причисления их к «группе риска» и его осуществление невозможно только в рамках системы специального образования, где дети воспитываются достаточно изолированно от естественной социальной среды. Для успешного социального воспитания школьников «группы риска» необходима их интеграция в среду обычных сверстников. В современных условиях эту задачу можно решать в рамках системы дополнительного образования.

Одним из методов работы с детьми «группы риска» в Алупкинской санаторной школе-интернат является художественное и декоративно-прикладное творчество, в интернате работают кружки: изобразительной деятельности, оригами, восточных и бальных танцев, кружок вокального пения. Так как в процессе коллективного творчества осуществляется положительная динамика эмоционально-нравственных качеств личности, гармонизация общественных требований и возможностей особенного ребенка, а также накапливается опыт социальных отношений. Такое творчество предполагает овладение деятельностью, которая находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Художественное творчество может успешно использоваться как эффективное средство воспитания и коррекции школьников «группы риска». В процессе формирования фундамента для развития личностных качеств в младшем школьном возрасте средствами изобразительного искусства происходит приобщение ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное переживание. Поэтому часто в своей работе с младшими школьниками я использую изобразительную деятельность. Изобразительное творчество выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Изобразительная деятельность помогает развивать такие качества личности как самостоятельность, трудолюбие, познавательный интерес, сотрудничество, взаимопомощь, патриотизм, любовь и уважение к природе, людям, искусству и т. д. Приобщение к изобразительному творчеству расширяет и обогащает познавательный, эмоциональный, нравственный опыт ребенка.[22, 21,16]

Например, в работе по преодолению страхов психолог объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх, психолог дает задание нарисовать следующий страх. Важно выражать одобрение по поводу того, что ребенок справился с заданием. Следует избегать заверений о том, что страхи прекращаются сразу после рисования и тем более спрашивать боится еще ребенок или нет. Это будет выражением недоверия, а ребенок нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх. При рисовании исключаются темы смерти, так как они наиболее трудны для отображения.

62 стр., 30689 слов

Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста ...

... речи. Объект исследования: Речевое развитие детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи. Предмет исследования: Особенности логопедического сопровождения детей группы риска раннего возраста (от 2 до 3 ... к анализу речевой патологии, и, в-третьих, правильно определить пути коррекционного воздействия. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль ...

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Последовательно показываются рисунки, и задается вопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Отрицание страха закрепляется похвалой. Если страх сохраняется, то это также находит свое понимание и поддержку педагога. Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так чтобы на рисунке ребенок изобразил себя небоящимся. Психолог говорит: « А теперь нарисуй, что ты уже не боишься….». Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится ли теперь ребенок или нет. Положительный ответ закрепляется похвалой. Большинство детей перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10-15%) они остаются. Я считаю что, в работе с детьми младшего школьного возраста наиболее эффективны для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения являются игры с правилами, игры – соревнования, длительные совместные игры. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру. Для профилактики и коррекции конформного поведения я провожу игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры.[18,4,10]

Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, трусость, тревожность. Раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или окружающим, то есть в основе этих игр лежат элементы аутогенной тренировки. Для коррекционной работы с учащимися первых классов мной были разработаны коррекционные программы: «Предупреждение нарушений поведения и неуспешности первоклассников», «Я учусь владеть собой». ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

2.2. Работа психолога с семьей «группы риска»

Нельзя не затронуть ещё один вопрос, касающийся работы психолога с детьми «группы риска». Это семья. В нашем интернате обучается много детей прибывших из разных районов Крыма, но есть дети, проживающие на территории Большой Ялты. В большинстве случаев это дети из неблагополучных семей. Семья группы риска — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и подростков.

Одной из форм работы психолога с семьями группы риска, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке является социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. [11, 8, 9] Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

— диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

— контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

— адаптационно — реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Работая с семьей, я использую наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги.

Можно сделать вывод что, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

2.3. Результативность внедрения инновационных технологий в работе практического психолога.

Исследование по методике «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина» является методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность. Мной проводится практическое занятие с детьми «группы риска» 9 — 11 классов.

Тема занятия:

Необходимый материал и оборудование: это два бланка-опросника с предложенными утверждениями, определяющими самочувствие испытуемого во время проведения занятия.

Шкала Спилбергера — Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б).

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.

Опрос мной проводился индивидуально, без ограничения времени.

Ученику предлагается ответить на вопросы, указав, как он себя чувствует в данный момент (реактивная тревожность, 1-20 вопросы) и как он себя чувствует обычно (личностная тревожность, 21-40 вопросы).

Я объясняю что, на каждый вопрос возможны 4 варианта ответа. Мной заполняются протокол исследования. Очень важно чтобы самочувствие обследуемого было удовлетворительным. Мной был обследован учащийся 11 класса Трепет Владимир . Я инструктирую Владимира, обращаю его внимание на то, что он должен прочитать внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и зачеркнуть соответствующую цифру справа в зависимости от того, как он себя чувствуете в данный момент. Обращаю внимание на то, чтобы, над вопросами долго не задумывался, поскольку правильных или неправильных ответов нет, что в каждой строке должна быть зачеркнута только одна цифра!

При оценке экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что у испытуемого показатель реактивной тревожности равен 44 баллам, что свидетельствует об умеренной тревожности, а уровень личностной тревожности испытуемого низкий, т.к. он не достигает 30 баллов (Тл = 8).

Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени.

15-20 мин. Время тестирования.

Данных результатов (в декабре) удалось добиться путем проведения комплекса коррекционных мероприятий по снижению уровня тревожности у подростков проводимых психологом, а также медикаментозной терапии проводимой медработниками по назначению детского психиатра. Первичное диагностирование, проводимое в сентябре при помощи, данной методике показывало высокий уровень тревожности. Подросток прибыл в новый коллектив, имел опыт асоциального поведения, перенес тяжелую операцию.

Для диагностики психического состояния учащихся старших классов мной также используется методика «Самооценки психических состояний» Айзенка. Учащимся предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит — 0 баллов. После выполнения группой учащихся задания мной проводится обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов за каждую группу вопросов: I 1…10 вопрос — тревожность; II 11… 20 вопрос — фрустрация; III 21…29 вопрос — агрессивность; IV 31…40 вопрос — ригидность.

Затем производится оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность: 0…7 — не тревожны; 8…14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня; 15…20 баллов — очень тревожный.

П. Фрустрация (фрустрированность): 0…7 баллов — не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8…14 баллов — средний уровень, фрустрация имеет место; 15…20 баллов — у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0…7 баллов — вы спокойны, выдержаны; 8… 14 баллов — средний уровень агрессивности; 15…20 баллов — вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и с людьми.

IV. Ригидность: 0…7 баллов – ригидности нет, 8…14 баллов — средний уровень; 15…20 баллов — сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Для выявления признаков дезадаптации у вновь прибывших на оздоровление и обучение учащихся пятого класса мной использовалась диагностическая методика Филипса направленная на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой. Результаты диагностики позволили наметить ряд мероприятий направленных на снижение уровня тревожности и способствованию быстрой адаптации в новом коллективе. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Психологом была разработана индивидуальная коррекционная программа для Яловенко Николая. В группе были проведены тренинги общения на снятие барьеров. Группе учащихся предлагались упражнения на снятие эмоционального напряжения, страха самовыражения, общей тревожности, переживания социального стресса, страха несоответствовать ожиданиям окружающих, проблем и страхов в отношениях с учителями. Для воспитателей, учителей, родителей психологом был разработан ряд рекомендаций по преодолению школьной дезадаптации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав материал в средствах массовой информации. литературу по данной теме можно сделать вывод, что в последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Численность «трудных детей» неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры. Если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет.

В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Стоит ребенку однажды попасть в список «группы риска», часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ. Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные дети» — «группа риска» сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. Эти дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении «трудных детей» вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях. Формирование «эгоцентрической и эгоистической индивидуальности» в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром. Можно предположить, что дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей. «Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страхов. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны взрослых и детей. Необходимо помочь «трудным» детям выйти из этого состояния, так как, если ребенку не помочь в школьном возрасте, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание.[1,3,2]

И так проведенные исследования позволяют сделать вывод: в работе с детьми «группы риска» целесообразно проводить диагностику эмоционально волевой сферы, школьной и личностной тревожности, самооценки психических состояний т.к. полученные результаты позволяют составить коррекционные программы с учетом индивидуальных запросов. На начальном этапе самым продуктивным методом работы с детьми «группы риска» оказался индивидуальный метод или работа в малых группах. На следующем этапе, когда дети получили информацию, как безболезненно выстраивать свои отношения с окружающими, участвовали в ряде коррекционных мероприятий возникает необходимость ввода малых групп в более широкие. Формируя группы для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности (гиперактивность и пассивность), характер трудностей возникших у ребенка. В работе с детьми «группы риска» необходимо следовать принципам системности и последовательности, это позволяет детям с отклоняющимся поведением привыкнуть к правилам и нормам, принятым в обществе. Всё это должно осуществляться в тесном контакте учителей родителей и психолога. Также можно сделать вывод что, на одно из важных мест выходит работа психолога с семьями «группы риска», осуществление патронажа, психологического просвещения родителей является неотъемлемой частью работы психолога с детьми, относящимися к категории детей «группы риска». Изменение отношений к ребенку в семье является одним из основополагающих факторов успешного преодоления проблем, как в учебе, так и в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Особое внимание следует уделять контролю за динамикой изменений происходящих в эмоционально волевой сфере ребенка, чтобы при необходимости оказать помощь или своевременно вывести ребенка из категории «группы риска».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/doshkolniki-gruppyi-riska/

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Санкт-Петербург,

1994. – 235 с.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990. – 355 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

М., 2008. – 113 с.

4. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1989.- 143 с.

5. Вершловский С.Г. Профессиональная деятельность молодого учителя. М., 2002. – 79 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. – 431 с.

7. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о «группе риска». Эффективные программы профилактики отклоняющегося поведения, темы и материалы для классных занятий. – Ростов н.Д.: Феникс, 2005. – 352 с.

8. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования., Екатеринбург, 1998. — 121 с.

9.Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В., Основы коррекционной педагогики, М., 2002г. – 322 с.

10. Змановская Е.В. Девиатология. Психология отклоняющегося поведения.

учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

11. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 2002. – 210 с.

12. Кулько В.А, Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться. Пособие для учителя. М., 1983. – 335 с.

13. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. – 97 с.

14. Махмутов М.И. «Дети группы риска». М., 1985. – 132 с.

15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2006.

16. Родионов В.А. «Я и другие». Тренинги социальных навыков. Ярославль., 2001. – 248 с.

17. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. Санкт-Петербург.,

2002. – 342 с.

18. Хоменко И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии. – Волгоград: Учитель, 2009. – 85 с.

19. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1993. – 325 с.

20. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997. – 210 с.

21. Эльконин Д.Б. Детская психология, — М., 1960. – 210 с.

22. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.- 198 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Результаты теста школьной тревожности

( по методике Филипса) проводимого психологом Синицыной А.В. среди учащихся 5-го класса АСШИ в период с 5.09. по 15.10.

Цель исследования :

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общая оценка, КоролеваМирослава

64%

45%

54%

67%

67%

40%

60%

50%

55%

Иванов Даниил

68%

36%

23%

83%

83%

80%

40%

25%

53%

Баранов Андрей

32%

36%

23%

50%

33%

20%

20%

25%

33%

Яловенко Николай

75%

56%

49%

67%

67%

100%

58%

90%

71%

  1. Общая тревожность

  2. Переживание социального стресса

  3. Фрустрация потребности в достижении успеха

  4. Страх самовыражения

  5. Страх ситуации проверки знаний

  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем

Менее 50% — Норма

> 50% и < 75% — Повышенная тревожность

> 75% — Высокая тревожность

ПРИЛОЖЕНИЕ, Коррекционная программа, Предупреждение нарушений поведения и неуспешности первоклассников.

Цель: Повышение уровня развития познавательных процессов, саморегуляции, формирование позитивной учебной мотивации, профилактика агрессивного поведения, развитие коммуникативных навыков, работа над развитием мелкой моторики руки.

Задачи:

1.Развивать когнитивную сферу младших школьников.

2.Расширять возможности школьников, формировать у них необходимые знания, умения и навыки для повышения результативности школьной деятельности.

3.Формировать позитивную учебную мотивацию.

4.Снижать уровень эмоциональной напряженности.

5.Способствовать адаптации первоклассников к школе., Предмет коррекции:, Методы коррекции:, Способы коррекции:, Формы работы:, Ожидаемые результаты:, Этапы коррекции

1.Диагностический

Цель: диагностика готовности первоклассников к школе, выявление детей с недостатками в развитии когнитивной сферы, нарушениями эмоционально волевой сферы, формирование общей программы коррекции (одно занятие).

2.Установительный

Цель: установление доверия и взаимопонимания между членами группы; снятие эмоциональной напряженности, зажатости (четыре занятия)

3.Коррекционный

Цель: развитие познавательных процессов, саморегуляции, мелкой моторики руки, креативных навыков; формирование позитивной учебной мотивации (тринадцать занятий).

4.Оценки эффективности коррекционного влияния

Цель: контроль эффективности коррекционной работы; улучшения уровня развития познавательных процессов, саморегуляции, коммуникативных навыков, мелкой моторики руки (одно занятие).

Тематика занятий, Занятие 1., Занятие 2., Занятие 3., Занятие 4., Занятие 5., Занятие 6., Занятие 7., Занятие 8., Занятие 9., Занятие 10., Занятие 11., Занятие 12., Занятие 13., Занятие 14., Занятие 15., Занятие 16., Занятие 17., Занятие 18., Занятие 19., Я учусь владеть собой, Коррекционно-развивающая программа для

учащихся первых классов

Задачи программы:

— развитие эмоциональной регуляции поведения учащихся;

— препятствие и снижение тревожности и страхов;

— развитие уверенности в себе, в своих возможностях.

Совершенствование навыков происходит в три этапа:

— получение информации о содержании навыков;

— применение приобретенных навыков в конкретных ситуациях (отработка навыков);

— применение навыков, усвоенных на занятиях, в повседневной жизни ученика.

Занятия организованы в доступной и интересной для учащихся первого класса форме. Во время их проведения используются такие психологические методы:

— имитационные и ролевые игры;

— рисуночные методы;

— элементы групповой дискуссии;

— техники и приёмы саморегуляций;

— методы направленного воображения;

— перетрансформирование негатива в позитив.