«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы». статья

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: рост количества неполных семей; асоциальный образ жизни родителей; падение жизненного уровня; жестокое обращение с детьми; использование деструктивных методов воспитания; увеличение числа семей мигрантов. Следствием этого является увеличение количества несовершеннолетних, совершающих правонарушения и преступления.

Профилактика социально-негативных явлений может быть успешной только при комплексном воздействии на причины и условия, их порождающие. И поэтому главным направлением в работе социальной службы МБОУ СОШ №71 является социально-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в поликультурном пространстве школы.

В школе обучаются дети 17 национальностей. Формирование толерантных отношений, профилактика правонарушений, успешная социализация ребенка в многонациональном коллективе для нашего образовательного учреждения особенно актуальны.

Дети мигрантов испытывают трудности адаптации в инокультурной школьной среде. Одним из дезадаптивных факторов является плохое знание русского языка, что не только препятствует успешному освоению школьниками предметов, но и осложняет общение школьников между собой. Кроме того, есть и другие трудности при обучении детей, прибывших из ближнего зарубежья: незнание русского языка родителями; семья является носителем той культуры, в которой находится ребенок, а от адаптивных возможностей родителей во многом зависит и уровень адаптации детей.

Детям, плохо знающих русский язык, нередко тяжело дается усвоение школьной программы. Это снижает самооценку ребенка, статус среди ровесников. Чаще всего обучающиеся мигранты вынуждены отказываться от прежнего образа жизни, круга общения, принимать иные социальные нормы, правила и способы поведения. Другими словами, они вынуждены социально адаптироваться в новой среде.

Всех учащихся-мигрантов можно разделить на три группы:

1) учащиеся, имеющие очень близкую культуру и социальные нормы (приехавшие из близлежащих городов, поселков, деревень);

2) учащиеся, имеющие похожую культуру (приехавшие из соседних регионов);

3) учащиеся, приехавшие из других стран (имеющие другую культуру, политический строй, нормы и ценности).

8 стр., 3709 слов

Социально значение физической культуры в России

... социальной роли физической культуры и спорта Структурные и социальные ... социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину "физическая культура", ... детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. ... физической культуры для учащейся молодежи. Следствием отсутствия научно обоснованных критериев и норм размещения государственного заказа на физическую культуру ...

Процесс адаптации проходят все учащиеся, поступающие в новое для них учебное заведение, но большую адаптацию приходится проходить тем, кто относится к третьей группе. В работе с мигрантами необходимо учитывать уровень знаний, национальные, социальные, психологические особенности, ценностные ориентации.

Профессиональная деятельность социального педагога — это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом — процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.

Воспитание культуры межнационального общения и социально-психологические механизмы решения данной проблемы представлены в работе Р.И. Кадиевой «Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом». Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей.

В настоящее время в многонациональной России особенно острой проблемой является формирование культуры межнациональной гармонии, как на уровне сознания, так и поведения. Решение проблемы культуры межнационального общения является ведущей в процессе поиска путей повышения эффективности воспитания подрастающего поколения.

Социальное сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов необходимо для сохранения их национальной культуры, самосознания, а также установления контактов с новым социумом, умения ориентироваться в новых, быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.

Межличностные отношения детей являются важным компонентом воспитательной системы школы. Наблюдение за общением детей, диагностика проблем, помощь в решении сложной ситуации направлены на выявление и предупреждение конфликтов, а значит, предотвращает совершение правонарушений. Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся является частью профилактической работы с учащимися «группы риска».

Цель работы: изучить специфику социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в общеобразовательной поликультурной школе.

Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения детей «группы риска».

Предмет исследования: технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска».

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «дети «группы риска».

2. Изучить сущность социально-педагогического сопровождения.

18 стр., 8598 слов

По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...

... социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают ...

3.Изучить технологии социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в поликультурной школе.

4. Проанализировать результаты работы с детьми «группы риска» в МБОУ СОШ №71.

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска».

В общей системе психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста, принадлежащих к «группе риска», обеспечивающего решение психологической и социальной дезадаптации.

Перед тем как исследовать сущность психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска», необходимо изучить понятие «дети «группы риска».

По мнению М.Е. Масловой, в общеобразовательном учреждении дети «группы риска» — учащиеся, проходящие обучение в школе, которые испытывают определенные сложности в процессе обучения, в процессе общения с педагогами, сверстниками, социально незащищенные дети, дети с педагогической запущенностью. При этом автор отмечает, что у указанной категории детей отсутствуют психические и физические отклонения, риск в данном случае выражается в процессе воспитания или его полном отсутствии.

И.Н. Назаров раскрыл проявление социально-педагогической запущенности подростков «группы риска». Так, по мнению автора, социально-педагогическая запущенность проявляется в негативном состоянии личности, заключающаяся в нарушении формирования «Я-концепции».

Существуют дети, которые имеют патологию в психическом развитии и социальной адаптации. Им свойственно нарушение социализации, то есть отсутствие нравственных ориентиров в жизни, нарушение моральных норм и правил поведения в обществе, низкий уровень духовной культуры, потеря контроля над своими эмоциями, агрессии, утрата интереса к учебной деятельности, усвоению новых знаний, злоупотребление вредными привычками, лживость, лень, их так же относят к «группе риска».

Понятие «риск» означает вероятность чего-либо негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

С другой стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Это дети, поведение которых может представлять определённую опасность для окружающих, так как противоречит общепринятым нормам и правилам.

Некоторые специалисты рассматривают эту категорию детей с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

6 стр., 2876 слов

«Психолого-педагогическая профилактика дурных привычек у ...

... сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Вредными считаются те привычки, которые ... среди подростков распространять информацию о комфортной и счастливой жизни без дополнительных допингов. Достаточно успешна профилактика ... процесс полового созревания. У ребёнка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую ...

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

— медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

— социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

— психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

— педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Большинство детей попадает в «группу риска» в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.

Подростки «группы риска» характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство).

6 стр., 2547 слов

Социально-психологическая помощь семье

... процессе оказания помощи семье. 1. Цели и задачи социально - психологической помощи семье Целью социально - психологической помощи семье является оказание своевременной, всесторонней социально-психологической помощи нуждающимся в ней семьям и лицам, собирающимся вступить в брак. Содействовать развитию ... семейной жизни. Таким образом, деятельность социально - психологической помощи семьи решает такие ...

В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека.

Психологи выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

— эгоцентрическая доминанта — интерес к собственной личности;

— доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т. д.;

— доминанта к романтике — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Большинство подростков «группы риска» чувствуют себя одинокими и переживают состояние беспомощности. Морозов В. рассматривает понятие «беспомощность» как состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находятся в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать вывод и другими трудностями.

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, необходимы определенные условия:

1. информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросами, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);

2. сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

3. принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.);

4. обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства).

Таким образом, основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые законом. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение

7 стр., 3224 слов

«Социально-психологические проблемы в воспитании и обучении учащихся ...

... так как без единого взгляда на проблему преемственности в развитии детей невозможно осуществление комплексного психологического сопровождения. Психолого-педагогический анализ итогов работы приобретает особое значение, ... лишь подспорьем, но они никак не могут профессионально решать возникающие социально-педагогические проблемы. Таким образом, на помощь может прийти только специально подготовленный ...

Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов. Если раскрывать содержание понятия «сопровождение» с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих ребенку максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

При подходе к сопровождению как к методу понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности школьных консилиумов, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития детей и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.

В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах В.Г. Бочарова, Е.А. Козыревой, В.Н. Гурова, Е.И. Казаковой и других.

Л.А. Беляева и М.А. Васильков считают, что сопровождение — выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.

Когда ребёнок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних), не может самостоятельно, без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, ему необходима помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека, находящегося в сложной жизненной ситуации.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности.

При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает:

— сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;

— междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;

— широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

10 стр., 4730 слов

Социально-культурные особенности и проблемы развития российского ...

... альтернативы социально-культурного развития российского общества. Целью данной работы является анализ социально-культурных особенностей и проблем развития российского общества. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать основные социально-культурные особенности российского общества; выявить проблемы его развития; ...

— особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

— использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития.

Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией.

Сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

  1. диагностики существа возникшей проблемы;

2)информации о путях возможного решения проблемы;

3)консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

4)первичной помощи при реализации плана решения.

Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы определено, что сопровождение рассматривается как психологическая помощь, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизацию собственных ресурсов человека.

Далее следует рассмотреть направления, в которых осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей и подростков:

— решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

— решение социально-эмоциональных проблем;

— преодоление затруднений в учебе, которая является основным компонентом жизнедеятельности ребенка;

— помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального развития и трудоустройства;

— помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации.

С.А. Расчетина рассматривает процесс социально-педагогической поддержки как триединство поддержки, посредничества и сопровождения.

Во-первых, автор выделяет в широко понимаемой социально-педагогической поддержке ее особую «часть», более узко понимаемую поддержку — процесс, осуществляемый взрослым и нацеленный на удовлетворение базовых потребностей ребенка в безопасности, принадлежности, самоуважении, любви. Это поддержка потребности ребенка в поддержании таких условий, которые позволяют ему без страха исследовать мир и искать свое место в отношениях с людьми, то есть самоактуализироваться, проявлять «самость».

Во-вторых, процесс посредничества. Ученый утверждает, что деятельность социального педагога, обращенная к решению социальных проблем ребенка, изначально посредническая. Она несет в себе тенденцию расширения контактов, вовлечения в процесс взаимодействия достаточно широкого круга лиц. Социальный педагог выступает как посредник между человеком (ребенком), обремененным проблемой и различными жизненно важными структурами, обеспечивающими помощь. Это люди, с которыми ребенок связан непосредственно: родители, учителя, сверстники, друзья из неформальных объединений и др., это специалисты различных служб, способные оказать ребенку конкретную помощь в восстановлении права на достойный образ жизни. Профессиональный уровень решения проблемы в равной мере зависит от качества непосредственных контактов социального

9 стр., 4472 слов

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

... которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны поможет в этом. Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 1.1. Понятие одаренности В словаре С. И. Ожегова ...

педагога с ребенком и его социальным окружением. Таким образом, в понятие социально- педагогической поддержки изначально закладывается представление о посредническом ее характере.

В-третьих, это процесс сопровождения, «в социальной педагогике сопровождение можно рассматривать как усиление внимания к ребенку в тех «узлах пересечения его с другими», которые драматизируют ситуацию, это предупреждение конфликта, снятие его остроты».

Таким образом, сущность сопровождения заключается в обеспечении условий для личностного роста ребенка, помощи ему в процессе вхождения в зону ближайшего развития, в создании условий для успешной адаптации к условиям его жизнедеятельности, в предупреждении и преодолении проблем его развития.

Целью социально-педагогического сопровождения является формирование у ребенка способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления.

Глава 3. Технологии социально-педагогического сопровождения детей

«группы риска» в поликультурной школе

Социально-педагогическое сопровождение в поликультурной школе – это комплекс мероприятий, нацеленный на предупреждение и снятие адаптационных барьеров личности; формирование социальной компетентности; создание условий для полноценного физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка; оказание социально-психологической помощи учащимся, их семьям; воспитание культуры межнационального общения.

Задачи:

  • Создание обстановки психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье, микрорайоне.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Социальная, психолого-педагогическая помощь учащимся, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
  • Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
  • Предупреждение нарушений прав ребенка, жестокого отношения к детям, посредством повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
  • Социальное сопровождение интеграции и социокультурной адаптации детей мигрантов в многонациональном пространстве школы.
  • Воспитание у обучающихся культуры межнационального общения.

Для реализации поставленных задач созданы:

15 стр., 7382 слов

Социально-педагогическая поддержка детей группы риска

... 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией. Особенностью детей «группы риска» является ...

— комплексная программа профилактики правонарушений и безнадзорности социальной службы школы совместно с ПДН ОУУП и ПДН отдела полиции № 5 «Дзержинский» управления МВД России по городу Новосибирску, МУЗ НД г.Новосибирска;

— программа профилактики девиантного поведения подростков;

— программы индивидуальной профилактической работы с детьми «группы риска»;

— программа школьного самоуправления «Спутники вселенной», название которой отражает многонациональность школы;

— план работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними.

Данные программы представляют собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся между собой компонентов: правового, диагностического, психолого-педагогического, культурологического, профилактического, коррекционного, реабилитационного.

Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» предполагает выявление детей этой категории в образовательном учреждении и организация работы с ними; индивидуальная или групповая работа с детьми.

В работе используются организационные социально-педагогические технологии и социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Социально-педагогическое сопровождение предусматривает диагностику социальных и личностных проблем учащихся: выявление проблем во взаимоотношениях ребенка с родителями, учителями, сверстниками; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; изучение психологом показателей личностного развития ребенка; составление социального паспорта класса, школы.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях.

Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты; информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ; начальника управления образования о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программ.

Социальный педагог проводит консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики, возложенные на них функции, исполняются ненадлежащим образом.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска» имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

— во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

— во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;

— в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка.

Социально-педагогическая служба школы в своей работе учитывает особенности контингента учащихся. Школа расположена недалеко от вещевого рынка, в частном секторе, где проживает множество временных трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, цыганская диаспора. Основная часть родителей наших учеников имеет среднее или средне-специальное образование, поэтому общекультурный уровень семей низкий. Во многих семьях у детей не сформирована мотивация к получению образования. Много малообеспеченных, многодетных, а также неблагополучных, педагогически некомпетентных семей.

Существуют трудности в работе с отдельными этническими группами. Важной проблемой в работе с детьми из цыганских, таджикских семей является тот факт, что семьи часто меняют место жительства. Семья в течение учебного года выезжает в другой город, страну, затем возвращается. Также трудности создают семьи (таджики, цыгане, езиды), в которых родители не хотят обучать девочек 12-13 лет, объясняя это соблюдением национальных традиций. Работа с такими семьями проводится совместно с ПДН, КДНиЗП; иногда для решения проблем привлекается общественность в лице руководителей диаспор.

Особое значение в реализации социально-педагогического сопровождения семей мигрантов имеет работа с родителями:

— индивидуальные консультации по разрешению внутрисемейных проблем;

— групповая работа с родителями по проблемам развития и воспитания ребёнка;

— работа по профессиональной ориентации;

— просветительская работа по организации внешкольной занятости детей;

— консультирование по правовым вопросам;

— привлечение общественности для решения проблем;

— привлечение родителей к проведению праздников, в том числе традиционного школьного фестиваля культур.

Учащимся-мигрантам необходимо объяснять и комментировать явления и ситуации, с которыми они сталкиваются в окружающем их мире, так как модели восприятия и использования, полученные через социализацию в семье, зачастую не годятся для усвоения нового опыта.

Проблемы учащихся-мигрантов — и социокультурные, и языковые, и психологические, в первую очередь, они выражаются в процессе обучения. Школьная система должна учитывать положение, потребности, физические способности, темперамент, способности учащегося-мигранта, плохое знание языка.

Основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся-мигранты в инокультурной среде:

— наличие различий между ребенком-мигрантом и местным ребенком в языке, способе думать, привычках, в результате чего возникает культурная и социальная дистанция, так как ребенок-мигрант зачастую является выходцем из низших слоев общества;

— отсутствие согласия относительно форм интеграции мигрантов в инокультурном обществе;

— неуверенность в сроках миграции (временная/окончательная);

— трудности в организации специального обучения детей мигрантов из-за их некомпактного проживания.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей мигрантов опирается на такие принципы, как:

— признание и уважение общечеловеческих ценностей;

— развитие национально-культурной идентичности;

— обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;

— поддержка индивидуальности детей мигрантов в условиях ненасильственного гуманистического развития;

— личностно-ориентированный подход.

В современном многокультурном пространстве значимым является обращение к проблемам изучения русского языка. Русский язык является не только средством коммуникации, но и способом ознакомления учащихся с новой для них действительностью. Для детей «группы риска», являющихся мигрантами, эта проблема особенно актуальна.

Русские дети в большей мере владеют речевой компетенцией, то есть свободно могут строить речь по правилам грамматики, а дети-инофоны – нет. Межличностное общение не представляет особых трудностей для носителей языка, а для детей мигрантов часто проблематично. Для решения этой проблемы педагоги школы осуществляют работу по формированию коммуникативной компетенции.

В условиях смешанного класса возникает необходимость организации учебного процесса, направленного на развитие стремления каждого ребенка к познанию на основе учёта его личностных особенностей. Формируя учебно-познавательную компетенцию учащихся через использование современных образовательных технологий (обучение в сотрудничестве; технологию дифференцированного обучения; технологии проблемного обучения; информационные технологии), педагоги развивают интерес к предмету и социальные умения.

Обучение в сотрудничестве помогает детям приобрести коммуникативные навыки, необходимые для учебного сотрудничества с учителем, дальнейшей социализации, решения проблем в межличностном общении со сверстниками.

Формирование культуры межнационального общения в условиях поликультурного образовательного пространства приобретает особое значение. В школе реализуется программа этнокультурного компонента, где наряду с программами общего образования, изучаются культура и традиции народов России и зарубежья. Данное образование обладает большим воспитательным потенциалом: развивает у учащихся патриотизм, толерантность, формирует культуру межнационального общения.

Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) – развитие эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) — формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:

1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Общение — важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения. Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление учащихся с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

Диалог, культура межнационального общения в полиэтнической культурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге.

Одним из направлений деятельности педагогического коллектива школы является поликультурное образование как часть этнокультурного. В школе реализуется программа этнокультурного компонента, в которой изучаются культура и традиции народов России и зарубежья.

Глава 4. Анализ профилактической работы с детьми «группы риска» в МБОУ СОШ №71

В начале учебного года социальным педагогом изучается уровень социальной защищённости и адаптированности детей в социуме школы, личные дела учащихся; трудности и проблемы, отклонения в поведении.

Сверяются списки детей из многодетных, малоимущих, неполных, неблагополучных семей, опекаемых, детей-инвалидов. Составляются социальные паспорта классов, школы. Социальный паспорт школы в течение года корректируется.

Социальный педагог школы оказывает консультативную помощь ребенку в семье, работает над повышением педагогической культуры родителей, укреплением взаимодействия школы и семьи.

Социально- педагогическое сопровождение детей «группы риска» осуществляется согласно индивидуальным программам: диагностика проблем, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса; коррекция внутрисемейных отношений, разрешение проблем, устранение причин их породивших; ежедневный контроль за посещаемостью и поведением детей; составление карты изменений в семье; организация досуга детей.

Взаимодействие со службами системы профилактики происходит по согласованному в начале года плану. Регулярно происходит обмен информацией о детях «группы риска»; учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины, нарушающих дисциплину; опекаемых; несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; асоциальных семьях.

Психолог школы работает над профилактикой девиантного поведения учащихся; профилактикой суицидов; коррекцией психического здоровья подростков «группы риска», детей-инвалидов; предлагает рекомендации родителям и педагогам.

В школе реализуется программа наркопрофилактики, в рамках которой проводятся классные часы по профилактике употребления ПАВ; тематические уроки путем интеграции профилактических тем в учебные предметы; видеолектории. Ежегодно социальной службой школы совместно с наркологом проводятся групповые беседы с учащимися по здоровьесбережению.

Обучающиеся принимают участие в проведении Всероссийского интернет-урока. Проводятся профилактические мероприятия с участием сотрудников отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков по НСО.

Каждый месяц проводится школьный Совет профилактики правонарушений и безнадзорности. На заседаниях рассматриваются семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; педагогически некомпетентные семьи; проводится работа по предупреждению нарушений прав ребенка; работа с учащимися, уклоняющимися от обучения, имеющими тягу к асоциальному поведению.

Проведенный мониторинг показывает снижение количества несовершеннолетних, состоящих на персонифицированном внутришкольном учете, учете в ПДН, учете в МУЗ НД.

Заключение

Показателями эффективности социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» являются: снижение количества учащихся данной категории, правонарушений среди несовершеннолетних.

Реализация технологий педагогической деятельности в работе с детьми «группы риска» будет решать задачи их социальной адаптации, если будут выполняться следующие условия:

1. Реализация гуманистического и индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

2. Обеспечение условий для личностного роста ребенка, условий для успешной адаптации к условиям его жизнедеятельности, в предупреждении и преодолении проблем его развития.

3. Совершенствование внутреннего потенциала ребенка.

4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

5. Ведущими технологиями в работе с детьми группы риска являются диагностика, профилактика, коррекция и реабилитация.

6. Работа осуществляется в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особенностью социально-педагогического сопровождения детей «группы риска» в поликультурной школе является работа, направленная на успешную адаптацию и интеграцию детей мигрантов при сохранении их национальной культуры, самосознания.

Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в поликультурной школе – это комплекс мероприятий, нацеленный на предупреждение и снятие адаптационных барьеров личности; формирование социальной компетентности; создание условий для полноценного физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка; оказание социально-психологической помощи учащимся, их семьям; воспитание культуры межнационального общения.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/kursovaya-sotsialnaya-rabota-s-gruppami-riska/

1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. — 2003. — № 1. — С.70-72.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова — М.: Аргус, 1994. с. 480

3.Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. -160с.

4. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. — 2002. — № 7. — С. 21- 28.

5. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2005. — № 1. — С. 81–83.

6. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом. Махачкала, 1999г.- С. 32–38.

7.Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. — СПб., 1998. — 209 с.

8.Максимов А. О. Социокультурная адаптация учащихся мигрантов//СПбГУП, 2005. — № 2. — С. 79-82.

9.Маслова, М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска. Ставрополь, 2001.-С.178.

10. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. -269с.

11. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002.- 192с.

12. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№1. — С. 107.

13.Назаров И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. № 4 (16).

С. 215-221.

14.Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. «Соц. Педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 399 с.

15.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.

16.Расчетина С.А. Феномен социально-педагогической поддержки: исторические корни и современное состояние/ С.А. Расчетина //Социально- педагогическая поддержка и сопровождение (материалы и статьи научных исследований кафедры социальной педагогики РГПУ им. Герцена и факультета «Экология детства» ТОГИРО).

— СПО — Тюмень: ТОГИРО, 2002. С.72.

17. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа — М.: 2005. — 254 с.