У каждого ребенка есть способность и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны взрослых. творческий способность школьный дети
Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческие способности. «Не идти вперёд — значит идти назад» говорили античные мыслители. Эта мысль лежит в основе обучения, развивающего способности детей, влияющего на умственное развитие, развитие творческих способностей, у истоков которых стояли такие психологи — мыслители как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие.
Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы современные ученые: П.А. Гальпнрин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Творческий подход к изучению предмету — высшее проявление творческих сил ученика.
Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития творческих способностей не выделялась как особая задача педагогики.
Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное интенсивное развитее становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.
Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одной из основных задач современной школы.
Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения, при котором дети усваивают знания умения и навыки, а формирование способностей выступает как косвенный результат. Всё более важное место в исследованиях занимает вопрос: как увеличить развивающий эффект обучения, т.е. как целенаправленно формировать способности.
В настоящее время имеются достаточные условия для организации в дополнительном образовании обучения, направленного на развитие творческих способностей.
Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и апробации психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников.
Развитие творческих способностей и креативности у взрослых
... анекдот, или шутку. Если говорить о креативности, то держите это: Если говорить о реальном примере из жизни конкретно про развитие творческих способностей, то могу сказать вот, что: моя ... МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 448 с. 5. Карпова Л.Г. Интерактивные методы обучения в контексте развития творческих способностей / под ред. А.Э. Еремеева // Наука и общество: про-блемы современных исследований: ...
Объект исследовании — творческие способности учащихся младших классов.
Предмет исследования — условия развития творческих способностей.
Ключевая идея исследования отражается в следующей гипотезе: методы и приемы развития причинного мышления будут способствовать развитию творческих способностей учащихся.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития творческих способностей младших школьников в психолого — педагогической теории и практике.
2. Раскрыть содержание понятия «творческие способности».
3. Исследовать уровень развития творческих способностей.
4. Раскрыть условия развития творческих способностей у младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством проведения эксперимента в Доме детского творчества города Верхнеуральска на занятиях по вязанию. Экспериментальная работа проводилась в течении двух месяцев и была направлена на развитие творческих способностей младших школьников.
Глава 1. Психолого — педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия «творческие способности» в психолого — педагогической теории и практике
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности — индивидуально-психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
В учебном процессе способности выступают и как условие, и как результат учебной деятельности. Будучи условием. Они обеспечивают усвоение знаний, умений, навыков. Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности, значит, развивает и свои способности в ней. Нужно отметить, что обнаруживаются способности не в знаниях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко и легко осуществляется процесс усвоения знаний, умений, навыков, которые являются важным для данной деятельности.
В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология, не признавая врожденных способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов чувств и движения, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития.
Действительно иногда способности считаются врожденными, «данными от природы», однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки — врожденные анатомо — физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения коры головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь много и упорно сопутствующей деятельностью. К этому стоит добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания (25).
По учебной дисциплине психологии «Развитие творческих способностей ...
... содержательно - технологических компонентов образовательной среды младшего школьного возраста по развитию творческих способностей; растущей потребностью общества в развитии творческих способностей личности и недостаточной возможностью ее оптимального удовлетворения только в условиях образовательного учреждения; многочисленными видами и ...
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но Ито, что приобретено им в процессе жизни — системы условных рефлексов. На развитие способностей оказывают влияние типы нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители — возможность только улавливать сходство или различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, творческие и т.п. способности формируются только в деятельности. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. В.П. Ушачёв замечает, что «под творческой деятельностью подразумевается целенаправленный умственный труд по осмыслению разрозненных фактов, Поиску недостающей информации с помощью специальных приемов и средств творческого процесса и последующего представления изучаемого неизвестного события, явления, предмета как мысленной модели». При этом выделяют следующие основные типы творческой деятельности:
- научно — логический;
- технико — конструктивный;
- образно — художественный;
- вербально — поэтический;
- музыкально — двигательный;
- практико — технологический;
- ситуативный;
— Творческая деятельность — отношение субъекта деятельности к своему труду ( удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач ( самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта).
Театрализованная деятельность как способ развития творческого ...
... развитие воображения у дошкольника; Раскрыть особенности и влияние театрализованных игр на развитие воображения у дошкольников. Методы: Изучение и анализ литературы Доказать 1. Педагогические основы и проблемы развития творческого воображения в ... также развивает способность сочувствовать, сопереживать, поддерживать других в трудных ситуациях. Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном ...
Творческая деятельность — результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности развития ее творческого потенциала.
В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего — либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника ( конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения. По широте различают общие и специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого — либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, педагогический такт у учителя. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должно быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико — синтетическая способность. Благодаря ней, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что — то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях. Выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа, и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя и сравнивая различные приемы введения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством (26).
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образу. Достигнув второго уровня человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать нечто новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме Д.Б. Боголюбленской, полагающей, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
Развитие силовых способностей у учащихся старших классов на х ...
... разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой). целью работы Объектом исследования Предмет исследования - методика развития силы в физическом воспитании детей старшего школьного возраста. ... Теоретико-методологические основы развития силовых способностей у детей школьного возраста 1.1 Сила как физическое качество и её виды Под силой понимается способность человека преодолевать ...
Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент. Отечественные психологи (Д.Б. Боголюбленская, Э.А Голубева и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно их представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты: биофизиологические, анатомо — физиологические задатки; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать и решать новые проблемы; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и др.
Необходимо также помнить, что под творческим способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Ученые, изучающие творчество учащихся, утверждают, что данный феномен выступает как единство рационального и иррационального.
Иррациональность в обучении связывается с такой способностью ученика, как его интуиция ( способность непосредственно, неосознанно, неожиданно проникать в сущность изучаемого явления).
По аналогии со структурой научного творчества, данной А.М. Селезневым, можно выделять этапы творческого процесса ученика: обнаружение проблемы; сбор информации; «сосредоточение усилийнформации; «аружение проблемы; сбоять этапы творческого в сущность изучаемого явленияционального и иррационального.ват», которые иногда приводят к решению проблем, а иногда вызывают усталость; уход от проблемы, переключение на другие занятия; этап эврики, решения; звено практического применения знаний.
Технологической основой развития творческих способностей является отработка каждого этапа в творческих ситуациях. Анализ психолого — педагогической литературы, позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний, умений, их качество (верные — не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение.
Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы.
Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок — путешествие, урок — лабиринт, урок — сказка.
Включение в структуру уроков подобных занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.
Структура творчества может быть определена структурой самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей ... целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов ...
Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников не обучают непосредственному овладению тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такие условия в учебной работе, которые требуют особого деятельного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится в сложной ситуации, в первой момент не вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая напряженность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей.
Отсюда вытекает важный вывод: познавательный процесс будет творческим и полноценным в том случае, если кроме эмоциональной сферы ученика ( настроения радости, удивления внимания к объекту) и появление познавательной потребности — интереса, учитель сможет создать и поддержать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность.
Творчество является результатом естественного развития и повышения уровня сложности структур самоорганизации материи. Из законов бытия выводится последовательность, приводящая человечество к творчеству: движение — развитие — самоорганизация -творчество.
Г. Уоллес предлагает феноменологическую схему процесса творчества: сознательная подготовка, неосознаваемый инкубационный период, вдохновение и догадка. Логическое оформление и интерпретация идей.
Человеческие творения выражаются в предметах, действиях и мыслях, получаемых в творческом процессе.
Под творческим процессом понимается совокупность специальных умственных действий ( творческого и нетворческого характера), образующих определенную систему целостность, позволяющую достигнуть научного результата. Этот мысленный преобразовательный процесс, регулятором которого является внутренний мир человека, объективно связан с познавательным процессом, регулятором которого является внешний мир.
Ученик обучается конкретному творчеству. Его интеллектуальный рейтинг выражается в умении быть компетентным в области науки, литературы, истории. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень — понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень — самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использование, привитие культуры мышления. Высокий уровень — вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.
Это еще раз подтверждает противоречивый характер концепции обучения творчеству. Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо изменить методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально — методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
... детей, их художественно-творческие способности. Гармоничное сочетание умственного и физического развития. дипломная работа [39,5 K], добавлен 09.05.2011 Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной образовательной программы развития художественно-творческих способностей детей ...
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
1.2 Психолого-педагогический условия развития творческих способностей у младших школьников
Главные условия успешного развития творческих способностей учащихся — окружить их такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную их творческую деятельность. Необходимо создать на урока обстановку, опережающую развитие детей, а именно: предлагать развивающиеся задания, побуждающие к решению трудных творческих задач, работе с максимальным напряжением сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ученик добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает это «потолок» все выше и выше, а также предоставлять учащимся большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе способов работы. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат задания, упражнения, игры, пробуждающие воображение и фантазию.
Учитель обязан всегда помнить о том, что задания ученик должен выполнять без назидательности и принуждения, при этом поддерживать у него естественный интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает произволь6ной постановкой вопроса в проблемной ситуации, направленного на ее расчленение и всестороннее исследование. Кроме того, осуществляется переход к вопросам другого типа: от познавательных, обращенных к взрослому, к поисковым, обращенных к самому себе. У 15-20% детей 8-9 лет наблюдается не просто попытки самостоятельно ответить на возникший вопрос, а развернутый поиск ответа на сформулированный самим ребенком вопрос- проблему, осуществляемый в форме внутреннего диалога (6).
Известно, что одним из условий для возникновения вопроса является проблема ситуации, поэтому педагоги заботятся о том , чтобы создать ее на уроке. Но этого еще не достаточно. Если ученику постоянно отводится роль «ответчика» в диалоге, то никакое проблемное содержание не спасает положения: вопросы у детей будут возникает все реже и реже. Если мы организуем диалог, в котором и ребенок и взрослый могут быть его инициаторами, обращаться к друг другу с вопросами, но оставим за собой право отрицательно оценивать ребенка по его вопросам (пусть даже без отметки в журнале).
Проявление познавательной активности ребенка не должны оцениваться отрицательно. По словам советского психолога А.М. Матюшкина, основу развития продуктивной (творческой) познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.
Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка необходимо предоставить ему и некоторые ее средства. Применительно к познавательной активности в проблемной ситуации такими средствами могут выступать вопросы разных типов, позволяющие разносторонне исследовать ситуацию.
Хорошим средством поддержания и развития исследовательской и творческой активности младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание — неизвестную для ребенка ситуацию, событие. Такие игры — занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, используя для этого занятия по прикладному искусству. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставляет ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.
Повышение активности учащихся достигается разными средствами. Это может быть введение диалогических или коллективных форм деятельности, которые вовлекают в работу каждого ученика. Совместная работа группы детей от двух человек и больше полезна не только при решении разного вида учебных и познавательных задач. Любой материал считается понятным, когда можно изложить его другому так, чтобы он тоже понял. Работая в группе или парах, дети учатся осознавать свое понимание, выяснять неизвестное, оценивать свои и чужие ответы. Педагог в конце урока может специально дать небольшое задание каждому ученику: изложить кратко в письменной форме о чем шла речь на уроке и что теперь стало об этом известно. Такие задания можно варьировать: что было нового, что кажется непонятным и почему, что осталось неизвестным и т.п. (7).
Существенным условием активизации познавательной деятельности учащихся, в том числе и в процессе понимания, является создание обстановки доверительного общения, в которой поощряются вопросы учащихся, выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные отношения в группе освобождают детей от боязни ошибок и, придания уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность.
Желание понять возникает тогда, когда ученик сталкивается с проблемой, не решаемой задачей с чем-то непонятным и интересным. Специальная организация учебного материала позволяет привлечь интерес учащихся путем создания проблемной ситуации, в которой учащиеся сталкиваются с противоречием новых знаний и своего прошлого опыта или с противоречащими на первый взгляд друг другу фактами. Возникает задача установить, истинное ли это противоречие, почему оно возникло, как его разрешить. Тем самым дети вовлекаются в поисково — исследовательскую деятельность, связанную с активным преобразованием материала, привлечением имеющихся знаний и поиском новых, необходимых для решения проблем. Примером могут служить задания на поиск неизвестного в известном: «Объясните, почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?»
С целью создания проблемный ситуаций в учебном материале могут использоваться попуски информации, которые должны заполнить сами учащиеся. Явные смысловые разрывы в тексте служат исходной точкой для развертывания познавательной активности — поиска необходимых для понимания сведений. Неожиданный переход от одной темы к другой привлекает интерес к свому материалу, с помощью которого может быть заполнен смысловой разрыв. Вместе с тем полезно предвидеть и неявную, скрытую неполноту. С одной стороны, это позволяет прогнозировать, что доступно пониманию учащихся в объясняемом материале, учитывая имеющиеся у них знания. С другой — неполнота, например, обобщающего материала, даваемого после усвоения какой — либо темы, может быть использована для проверки усвоенного: детям предлагается самим объяснить, почему те или иные явления, свойства предметов, понятия и т.п. связаны определенными отношениями, раскрыть причину этих отношений.
Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска. Предложите учащимся открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек. Использованных стрежней от шариковых ручек, пенопласта и т.п. Отметьте наиболее оригинальные (редко встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы. Такие развивающие творческие задания можно использовать на уроке в паузах для отдыха, поощряя и стимулируя интерес учащихся. Эти задания можно использовать для групповой работы учащихся. Сначала дети высказываются свои предложения без их критики, и лишь когда все ответы иссякнут, можно начать общую дискуссию об их правильности. Если работа проводится по группам, различные группы могут выполнять разные роли: одни выдвигают идеи, другие оценивают их правильность. Для стимуляции активности детей педагогу необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем — либо? и т.д.
Развитие творческих способностей учащихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов. Образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями — иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.
Задача педагога в начальных классах — создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Выводы по первой главе
Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент. Отечественные психологи (Д.Б. Боголюбленская, Э.А Голубева и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру.
Необходимо также помнить, что под творческим способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Технологической основой развития творческих способностей является отработка каждого этапа в творческих ситуациях.
Анализ психолого — педагогической литературы, позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний, умений, их качество (верные — не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение.
Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления.
Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок — путешествие, урок — лабиринт, урок — сказка.
Включение в структуру уроков подобных занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.
Ученик обучается конкретному творчеству. Его интеллектуальный рейтинг выражается в умении быть компетентным в области науки, литературы, истории. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень — понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень — самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использование, привитие культуры мышления. Высокий уровень — вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.
Это еще раз подтверждает противоречивый характер концепции обучения творчеству. Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо изменить методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально-методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач\. К позиционному общению в процессе их решения.
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели школьного обучения: не снижая планки программных стандартов, развивать познавательную активность учеников, сделать процесс обучения средствами психического и культурного развития детей. Для этой задачи необходимо разработка новых обучающих стратегий, которые смещают акценты в обучении с предметного содержания на развитие личности, ее социализацию, формирование общекультурных приобретений, в частности, культуры взаимодействия со сверстниками.
В сложившейся ситуации большое значение приобретает проблема совершенствования педагогического мастерства. Процесс становления педагога-профессионала связывается сегодня не только с коренной перестройкой его знаний, умений и навыков, но и прежде всего с преодолением стереотипов старого педагогического мышления и поведения, с развитием самостоятельности и творческого потенциала в решении педагогических задач.
Педагог в первую очередь дает задания, предполагающие получение новых продуктов, а не заданных образцов, имеющих личный смысл для обучаемых. Во-вторых, задания, предлагаемые ученикам, должны нести определенный потенциал интеллектуальной трудности и актуализировать не только исполнительные действия учащихся, но и поисковые, оценочные и действия планирования. В-третьих, задания подбираются не только на знание и усвоение программного материала, сколько на умение детей сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор.
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы по развитию творческих способностей младших школьников
2.1 Изучение уровня развития творческих способностей
Целью экспериментальной части нашего исследования является изучение условий для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
В работе использовались следующие методы исследования: тестирование, метод интерпритации полученных результатов, метод психологической коррекции.
В эксперименте участвовали дети в возрасте 8-9 лет, посещающие занятия при Доме детского творчества «Волшебный клубочек». Количество детей — 15 человек. Из них 12 девочек и 3 мальчика.
Для изучения уровня развития творческих способностей мы использовали следующие методики: тест креативности П. Торранса, изучение гибкости при создании слов и изучении гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов (25).
Проводимое нами исследование состояло из трех этапов:
1 этап. Начальный (констатирующий) — получение информации о начальном уровне сформированности творческих способностей учащихся.
2 этап. Текущий (обучающий) — развитие творческих способностей посредством комплекса творческих заданий.
3 этап. Итоговый (контрольный) — экспертиза достигнутых результатов.
На первом этапе детям раздаются листы бумаги с нарисованными незаконченными фигурами. Дети должны дорисовать фигурки так, я чтобы получились предметные изображения. (приложение 3)
После проведения нами исследования и обработки данных по методике П. Торранса были получены следующие результаты (приложение 4)
Результаты диагностики свидетельствуют о невысокой интеллектуальной активности учащихся. Идеи, выдвигаемые учащимися, оказались малоотличающимися от очевидных и общеизвестных. Второклассники показали хорошую продуктивность работы — все дети выполнили восемь заданий. Учащиеся второго класса продемонстрировали по данному тесту низкий показатель разработанности рисунков, что свидетельствует о ригидности мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала.
40% учащихся (6 чел.) показали средний уровень по шкале разработанности, 60% второклассников (9 чел.) имеют низкий уровень по данной шкале (приложение 1, рис 1).
Далее детям было предложено второе задание — изучение гибкости при создании слов.
Дается слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Время выполнения — 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя.
Для оценки гибкости мы подсчитываем количество верно составленных слов.
Высокий уровень развития способностей — 9 и более слов. Средний уровень — 7 -8 слов. Низкий уровень — 6 и менее слов.
По тесту изучения гибкости при создании слов второклассники показали хороший результат: 20% детей (3 человека) имеют высокий результат, 53% учащихся (8 чел.) показали средний уровень, 27% (4 чел.) — низкий. Результаты выполнения детьми заданий по первому и второму тесту представлены на круговых диаграммах (приложение 1, рис2).
На втором этапе исследования на занятиях по прикладному творчеству детям был предложен комплекс заданий и упражнений, пробуждающий воображение и фантазию (приложение 2)
После проведения коррекционных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, детей повторно была предложена методика тестовых заданий. На данном этапе мы использовали задание, предложенное американским психологом Дж. Гилфордом «Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов» и тест П. Торранса (25).
Детям предлагали написать как можно больше предложений из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.
В__________У________В__________М_________.
Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывали количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать какой — то смысл, а слова в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. Время выполнения задания — 5 минут.
Таблица 1. Оценка результатов задания.
Уровень способностей (количество предложений) |
Возраст детей |
|||
9 лет |
10 лет |
11 лет |
||
Высокий уровень |
3 и более |
4 и более |
4 и более |
|
Средний уровень |
2 |
2-3 |
3 |
|
Низкий уровень |
0-1 |
0-1 |
0-2 |
|
На основании таблицы оценки результатов задания, произвели обработку данных, полученных по тесту. Получили следующие результаты: высокий уровень показали 20% учащихся (3 чел.), средний уровень у 60% учащихся (9 чел.), 7 низкий уровень у 20% детей (3 чел.) (приложение 1 рис. 3.)
Далее мы обработали результаты повторно проведенного теста креативности П. Торренса. Для этого у каждого ребенка сложили баллы 8 рисунков по шкале оригинальность и нашли среднее значение. Аналогично нашли среднее значение по шкале разработанность. Окончательный результат представлен в таблице 2.
Таблица 2.
№ п\п |
Имя |
Оригинальность |
Разработанность |
Общая разработанность |
|
1 |
Ксения |
2 |
3 |
5 |
|
2 |
Настя |
2 |
3 |
5 |
|
3 |
Настя |
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Ксения |
0 |
1 |
1 |
|
5 |
Алексей |
2 |
3 |
5 |
|
6 |
Динара |
1 |
2 |
3 |
|
7 |
Катя |
2 |
3 |
5 |
|
8 |
Сергей |
1 |
2 |
3 |
|
9 |
Александра |
1 |
2 |
3 |
|
10 |
Кирилл |
1 |
2 |
3 |
|
11 |
Валерия |
1 |
2 |
3 |
|
12 |
Оля |
1 |
2 |
3 |
|
13 |
Влада |
2 |
3 |
5 |
|
14 |
Алина |
2 |
3 |
5 |
|
15 |
Виктория |
2 |
3 |
5 |
|
Из приведенных данных следует, что у одного второклассника не произошел рост творческих способностей. У оставшихся детей беглость и гибкость соответствует возрасту, оригинальность идей выше среднего, разработанность характеризует учащихся как способных к изобретательской и конструктивной деятельности.
Таким образом, мы имеем следующие результаты: 40% учащихся (6 чел.) имеют высокий уровень развития творческих способностей, 53% учащихся (8 чел.) — средний уровень, 7% учащихся (1 чел.) низкий уровень.
Полученные результаты представлены на круговой диаграмме (приложение 1, рис 4).
Подводя итог можно сказать, что цель моей работы, которая заключалась в создании условий для развития творческих способностей и подборе творческих заданий, достигнута.
Выводы по второй главе
Для изучения уровня развития творческих способностей у младших школьников мы воспользовались следующими методиками: тест креативности П. Торранса, тест на изучение гибкости при создании слов, а также тест Дж. Гилфорда на изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов.
Анализ результатов показал, что с предложенными методиками по изучению творческих способностей дети справились слабо.
В результате проведенного эксперимента мы получили следующие результаты: исследуемые младшие школьники имеют низкий интеллектуальный потенциал, у них наблюдается ригидность мышления, они слабо справляются с творческими заданиями.
С данными детьми в течении 2-х месяцев на уроках прикладного искусства проводилась работа, направленная на развитие творческих способностей. Эта работа включала в себя задания, пробуждающие воображение и фантазию.
После проведения развивающих занятий, с детьми повторно была проведена диагностическая работа. Балльные оценки по всем методикам существенно выросли.
На основании диагностической и развивающей работы можно сделать следующий вывод: одной из причин низкого уровня развития творческих способностей у второклассников является недостаточная сформированность причинного мышления.
Заключение
В данной работе основной целью исследования явилось выявление, обоснование и апробация психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников с помощью заданий и упражнений, побуждающих воображение и фантазию.
Изучив психолого-педагогическую литературу в первой главе «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей», мы раскрыли содержание понятия «способности», «творческие способности» и разработали систему развивающих упражнений, направленных на развитие творческих способностей.
Способности — это индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников» описываются разработанные нами психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников, а также представляются разнообразные развивающие задания.
Результаты проведенного нами экспериментального исследования, описанного в этой главе, подтвердили нашу гипотезу о том, что проводимые развивающие занятия даже в относительно небольшой срок, не остается безрезультатным и положительно влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Мы видим необходимость в систематизации и расширении видов творческой работы в дополнительном образовании. Нами был представлен блок нестандартных, развивающих заданий, направленных на интеллектуально-познавательное развитие младших школьников.
Составленная система различных видов творческой работы сможет позволить учителю, дополнив содержание урока, целенаправленно работать над развитием творческих способностей школьников.
Результаты диагностики детей показали, что без применения современных методов работы на уроках не возможен рост продуктивности учащихся, а также развитие личности.
Приложение 1
На первом этапе детям раздаются листы бумаги с нарисованными незаконченными фигурами. Дети должны дорисовать фигурки так, я чтобы получились предметные изображения.
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на восемь частей. В каждой части листа нарисованы незаконченные фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художник. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
В данном тесте оценивается беглость, гибкость, оригинальность, разработанность ответов.
Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 8.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категорий могут использоваться как сами рисунки, так и их названия.
Оригинальные рисунки оцениваются 2 баллами.
Малооригинальные — 1 баллом.
Неоригинальные — 0 баллов.
Разработанность выполнения задания может быть оценена в баллах:
0 баллов — ничего не нарисовал;
1 балл — стереотипные, примитивные рисунки; трудность вербализации при названии картинки;
2 балла — простые, стандартные рисунки с повтором;
3 балла — сложные. Оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Для оценивания конечного результата берем среднее значение в баллах по общей разработанности.
Если ребенок набрал 5 баллов, то это соответствует высокому уровню, 2-3 балла — средний уровень, 0-2 балла — низкий уровень.