Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности [14].
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Роль изобразительного творчества как средства эстетического воспитания и его влияния на развитие личности и на творческое воображение в частности, в последнее время приобретает особую значимость. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в образовательном процессе потенциал различных нетрадиционных техник рисования, как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский и другие.
Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников
... Гипотеза: познавательная деятельность старших дошкольников будет сформирована если: используемые методы и формы будут соответствовать возрасту; используемые методы будут соответствовать поставленным целям; используемые материалы интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста; познавательная мотивация ...
Объект исследования:, Предмет исследования, Цель исследования:
Задачи исследования
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Сравнить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
5. Подобрать рекомендации по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На эмпирическом этапе — эксперимент.
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.
База исследования: Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад №478 г. Минска». В исследовании принимало участие 2 группы(средний и старший дошкольный возраст).
Практическая значимость полученных результатов, Структура работы., ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
По мнению А.В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности» [17, с. 93].
В.С. Мухина отмечает, что «изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже — по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка» [22, с. 112].
с познанием окружающей
уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах
мышления,
нравственного воспитания
Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.
этических и эстетических переживаний
представления о труде
активность, самостоятельность, инициатива
воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи.
дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.
эстетического воспитания
эстетических чувств дошкольника
содействует развитию творческих способностей детей,
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи» [26, с. 13].
Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего ...
... и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа. «Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования: будет разработана ...
физическое развитие
Квач Н.В. пишет, что «в процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению» [10, с.12].
руки ребенка
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.
Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой [8].
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. Дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, слушать и запоминать задание, выполнять его по определенному плану, укладываться в отведенное время, оценивать работу, находить и исправлять ошибки, планировать деятельность, доводить начатое до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты, материалы (Р.Г. Казакова, В.Б.) [5, с. 114].
Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. А так же воспитывает у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи.
1.2 Этапы формирования изобразительной деятельности
В исследовании Ю.А.Полуянова «выделены следующие периоды развития изобразительной деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображений» [23, с. 24].
Доизобразительный период
В.В. Зеньковский описывает эту стадию свежующим образом: «различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.
На первой стадии в течение долгого времени рисунок как бы остается без изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.
Натюрморт, как средство развития художественно-изобразительных ...
... курсовой работы является натюрморт как средство развития изобразительных навыков. ПРЕДМЕТОМ изучения является методы формирования художественно - изобразительных умений у дошкольников. Цель работы - рассмотреть особенности формирования художественно - изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов. ...
Исследователями детского рисунка отмечено, что вслед за первыми примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь повторить полученные линии.
Такое рисование вместе с тем упражняет руку, ведет к большей плавности и легкости движения, а в дальнейшем — к подчинению этого движения некой ритмике. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными — возникает стадия ритмических каракулей.
Третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, — называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» — ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко
То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая ассоциативная стадия).
Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем — это отношение к нему самого ребенка.
Этот путь — от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.
Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет).
Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
Эти рисунки, по словам исследователей, «мимичны», а не «графичны». Правда, дети через некоторое время забывают, что изображали (для них зигзаг может ассоциироваться, например, с забором).
Таким образом, первые каракули ребенка относятся не к области изображения, а скорее к области представления. На данном этапе развития детского рисунка еще недостаточна связь между выразительной и изобразительной функциями [3, с. 57-59].
По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две вполне четко различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем — намеренное изображение» [22, с.113]. После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения.
Пытаясь изобразить что-то конкретное, ребенок раннего возраста рисует сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего представляют собой замкнутые закругленные линии и являются лишь обозначением предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.
Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему приходится рисовать лишь те предметы, которые имеют сходство с освоенными графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных предметов.
Фонематические процессы у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
... фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед ... способы семантизации: наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия. словесно-контекстный способ - объясняют с помощью синонимов, ...
В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер)
На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6-7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.
Наблюдая за детским рисованием, можно отметить, что ребенок рисует схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что знает о данном предмете. Например, когда ребенок рисует всадника на лошади в профиль, он рисует у всадника обе ноги. Или, изображая человека в профиль, он делает на рисунке два глаза. Если ребенок хочет нарисовать одетого человека, он изображает его сначала обнаженным, потом дорисовывает одежду так, что все тело просвечивает через одежду, а в кармане виден кошелек и в нем даже монеты (тут работает закон прозрачности детского рисунка).
В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не только перечислять конкретные признаки описываемого предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей [19].
Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки изображения, похожего на действительность.
Относительно рисунков по наблюдению не существует единого мнения среди авторов, занимающихся детским рисунком. Так, с точки зрения В.С. Мухиной, рисование с натуры возникает под влиянием специального воздействия взрослого, и создаваемые в процессе обучения условия побуждают детей совершенствовать графические образы, вносить в них новые элементы, показывающие характерные черты изображаемых предметов. К. Бюллер считал, что такое рисование отражает художественную одаренность ребенка.
Последний этап изобразительного периода — это правдоподобные изображения. Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки воспроизвести действительный вид предметов. Фигуры становятся все более пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны именно детскому рисунку. По Г. Кершенштейнеру (1924), этот этап характеризуется тем, что рисунок имеет вид силуэта или контуров без передачи перспективы, пластичности предмета. Без помощи извне, по его мнению, лишь немногие дети собственными силами идут далее этого этапа [11].
Таким образом, развитие изобразительной деятельности, включает 2 этапа: доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен).
1.3 Виды изобразительной деятельности, доступные ребенку-дошкольнику
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним [11].
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями [6;7].
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета [25].
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [20].
Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.
Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий [24].
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга [18].
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма [16].
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).
Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Развивающий потенциал продуктивных видов деятельности по отношению к творческим возможностям дошкольников является традиционным предметом психолого-педагогического изучения. В работах Н. А. Ветлугиной, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. Мухиной, Н. Н. Палагиной, Л.А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, Ю. А. Полуянова, Н. П. Сакулиной, Г. В. Урадовских и др. выявлены различные грани этого потенциала применительно к музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности ребенка. В этих работах сделана попытка существенно расширить перспективу творческого развития ребенка в условиях продуктивных деятельностей, обладающих структурами разной сложности, путем специальной организации данных деятельностей [9].
Таким образом, в дошкольном возрасте основными видами изобразительной деятельности являются рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Выводы по первой главе
На основании анализа научной литературы были сделаны следующие выводы:
— занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. А так же воспитывает у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи
— развитие изобразительной деятельности, включает 2 этапа: доизобразительный период ( различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию.) , и изобразительный период: (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен).
— В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика и организация исследования
Цель исследования заключалась в следующем: изучить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста. В связи с этим в практической части работы были поставлены следующие задачи:
- Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
- Выявить особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Сравнить особенности развития изобразительной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
- Подобрать рекомендации по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
С целью: сравнить уровень развития художественного развития детей старшего и среднего дошкольного возраста, было принято решение провести в этих группах занятия по основным видам изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка.
На втором этапе был проведен анализ рисунков и поделок детей обеих групп. изобразительный дошкольник старший
2.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
С детьми обеих групп были проведены одинаковые занятия. Следует отметить, занятия адаптировались в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Для дошкольников среднего возраста занятия упростили. Детям старшего возраста давали возможность проявить креативность. План занятий представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — План занятий по изобразительной деятельности
Вид изобразительной деятельности |
Тема |
Цель |
|
Рисование (см. Приложение 1) |
«Аквариум» [13] |
Создание образа аквариума с уникальными рыбками. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности. Создание коллективного аквариума. |
|
Лепка из теста (см. Приложение 2) |
«Пчелки» |
1. Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке. 2. Формировать заинтересованное отношение к коллективной деятельности. |
|
Аппликация (см. Приложение 3) |
«Витаминная корзина» |
Учить детей работать в коллективе, вырезать детали аппликации по предварительной разметке, располагать их на общей основе; познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться, воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь. |
|
Рисование карандашом (см. Приложение 4) |
«Заколдованные фигуры» |
Развивать воображение детей, побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получить предметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительных материалов. |
|
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей» |
|||
На первом этапе работы было проведено занятие на тему «Аквариум» для детей средней и старшей группы. Образцы рисунков представлены в приложении 5.
Дошкольникам были предложены заготовки круглого «аквариума» формат А4, акварель. Так же детям были предложены простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры. Была проведена предварительная работа, связанна с рассматриванием аквариума и рыбок. Далее была дана следующая инструкция: «Подойдите, пожалуйста, к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на другие».
Анализ рисунков детей показал, что дошкольники среднего возраста рисовали более схематично, в работе использовали небольшое разнообразие красок. Часто встречалось 1-2 цвета. Практически не пользовались дополнительными материалами. В их рисунках не отмечалось наличие креативных тенденций. У многих рыбки и водоросли были похожи на пятна, отсутствовала прорисовка деталей. Почти половине дошкольников требовалась помощь со стороны педагогов.
Рисунки детей старшего дошкольного возраста были более интересны. У них более сформированы навыки рисования: умеют нарисовать объект, похожий на рыбку, прорисовать четко детали. В работе используют разнообразные цвета, хотя и не умеют их смешивать. В рисунках отмечается наличие «украшений» аквариума. Были дошкольники, которые сумели рационально заполнить площадь листа бумаги. Отмечается хорошая координация действий руки. При этом следует отметить, что на невысоком уровне развиты умения примерно у одной трети дошкольников. Хотя их рисунки и отличались от детей среднего возраста боле четкой формой объекта, при это наблюдалось отсутствие проявления творчества.
Далее с детьми было организовано занятие по лепке «Пчелки». В качестве материала использовали соленое тесто. Тема была простой и не сложной для детей обеих групп, при этом могла показать особенности развития навыков у дошкольников и степень проявления их творчества. Дошкольникам давалась следующая инструкция: «Садитесь, доставайте тесто. Отщипывайте на головку белого теста, сколько считаете нужным. Разминайте, чтобы не было трещинок. Скатывайте. Теперь отщипываем на брюшко. Разминаем, скатываем. Аккуратно соединяем головку и туловище между собой». Далее пчелку нужно было раскрасить.
С заданием справились все дошкольники. При этом следует отметить, что работы старших детей отличались большей аккуратностью. Так как задание было простое, им не требовалась помощь со стороны педагога. У детей среднего возраста вызвало затруднение задание раскрасить пчелку: не получались ровные полоски. Как правило, большинство покрасило их в один цвет, немного добавив другого, что подтверждает тот факт, что в этом возрасте еще не все дети хорошо владеют навыками работы с кисточкой. Старшие дошкольники сумели проявить креативность в выполнении задания. Многие из них сделали по несколько пчелок и цветочки, на которых их потом посадили. Таким образом, создав сюжетную композицию и разукрасив ее разными цветами, что так же свидетельствует о более высоком уровне развития художественных способностей у детей.
Следующим заданием было создание аппликации «Витаминная корзина», где детям давались нарисованные овощ и фрукты, им было необходимо вырезать их, и наклеить в корзинку, создав небольшую композицию (см. Приложение 6).
В качестве выполнения задания детьми обеих групп отмечались выраженные различия. Так, не у всех детей среднего возраста сформированы навыки работы с ножницами. Им постоянно требовалась помощь со стороны педагога. Действия свои не очень координируют, из-за чего наклеивали цветную бумагу не всегда ровно и аккуратно. В итоге, композиция получалась только благодаря помощи со стороны педагогов.
Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом отнеслись к заданию. Качество вырезания и наклеивания у них значительно выше. В процессе работы дети пользовались дополнительными материалами для создания композиции. Их аппликации были более яркие и красочные.
С целью исследования особенностей проявления творчества в рисовании было задание «Заколдованные фигуры» (см. Приложение 7).
Педагог раскладывал листы бумаги с изображением контуров геометрических фигур на столе и рассказывал историю о том, как злой волшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял на опушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.
Получив согласие детей “расколдовать” картинки, педагог предлагал каждому выбрать ту, при работе с которой он сможет справиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые были заколдованы.
В конце занятия, когда все картинки расколдованы, устроили презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывал о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).
При выполнении данного задания были видны яркие различия в особенностях изобразительной деятельности дошкольников. Дети среднего возраста рисовали более примитивные рисунки. Использовали, как правило, 2-3 цвета. Линии были не всегда четкие и чаще всего неровные. Штриховка шла в разных направлениях.
Рисунки детей старшего дошкольного возраста отличались большей креативностью. Они использовали больше цветов, рисовали ровные линии, создавали более интересные образы из фигур, прорисовывали детали. Все это может говорить о том, что у детей больше развиты навыки изобразительной деятельности.
Таким образом, проведенный анализ рисунков, аппликации и предмета лепки, можно говорить, что для детей старшего дошкольного возраста характерно наличие более сформированных навыков изобразительной деятельности. Их изделия отличаются большей аккуратностью и точностью исполнения, наличие более яркой цветовой гаммы. Они уделяют больше внимания деталям, проявляют творчество в работе.
2.3 Рекомендации по развитию изобразительной деятельности дошкольников
Учитываю то, что в процессе изобразительной деятельности идет и развитие творчества были подобраны рекомендации направленные в первую очередь на формирование интереса к данному виду деятельности, а так же на развитие умения использовать разнообразные средства выразительности при создании рисунка.
Педагогам рекомендовано постепенно, по мере того как дети овладевали навыками работы с различными материалами, стараться подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Экспериментирование с различными материалами не только обогащает практический опыт детей, но и способствует созданию атмосферы творчества, в которой реализовываются исследовательские потребности ребенка, развивается мышление.
С целью развития восприятия, образного мышления, умения создавать образ на основе заданного элемента способом «опредмечивания» и «включения» рекомендуется предлагать задания: «На что похож круг, квадрат?», «Волшебные фигуры». Задание «Кто спрятался за забором?», «Волшебные линии». Это ставит детей перед необходимостью создать образ на основе элемента неопределенной формы, побуждает их творчески подойти к решению задания путем использования нетрадиционных методов рисования.
Так же рекомендованы следующие задания:
«Чудо-зверь: придумай животное» — развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей, развитие воображения, а так же рисование «чудо-зверя» с помощью клякс, штампов и других методов нетрадиционного рисования.
«Дорисуй картинку» — включение ребенка в ситуацию, требующую направленности воображения, способствующую развитию фантазии благодаря использованию разнообразных нетрадиционных техник рисования.
«Волшебная дверь», «Там — на неведомы дорожках» — развитие воображения, формирование умения планировать, способности к деятельной разработке выбранной темы.
«Волшебные линии» — развитие способности к активному фантазированию.
Задания, ставящие ребенка в ситуацию поиска решения в условиях значительных ограничений, способствующие развитию оригинальности и направленности воображения, рекомендуется предлагать детям с высоким уровнем развития творческих способностей: «От точки к точке», «В стране роботов».
Игровые творческие занятия «Карнавал животных», «Оранжевая страна», строятся на основе интеграции двух видов действий детской художественной деятельности — музыкальной и изобразительной. Обогащение эмоционального опыта детей, расширение их представлений об образе через прослушивание музыкальных произведений воплощение его танцевальной импровизации содействовует творческой переработке образа и созданию образа эмоционально близкого и понятного ребенку.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я — всё это моё!».
Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения дает большой толчок развитию детского интеллекта, творческой активности детей, учит их нестандартно мыслить.
Для оптимизации процесса развития творчества детей старшего дошкольного возраста были произведены следующие действия:
- Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей» (см. Приложение 8)
- Рекомендации для родителей «Способы развития фантазии и воображения»
Выводы по второй главе
На основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы: в практической части работы были проведено 4 занятия по одинаковым темам для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Во время организации учитывались возрастные особенности детей. Детям старшего возраста давали больше возможностей для творчества, усложняли задание.
Анализ рисунков аппликации и предметов лепки, показал, что для детей старшего дошкольного возраста характерно наличие более сформированных навыков изобразительной деятельности. Их изделия отличаются большей аккуратностью и точностью исполнения, наличие более яркой цветовой гаммы. Они уделяют больше внимания деталям, проявляют творчество в работе.
Далее были подобраны рекомендации на развитие у детей изобразительной деятельности через использование нетрадиционных способов рисования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах, развиваются мышление, внимание, память, мелкая моторика. Она содействует развитию творческих способностей детей. В процессе деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Она способствует нравственному, эстетическому, физическому и трудовому воспитанию. А так же воспитывает у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование.
В практической части работы были проведено 4 занятия по одинаковым темам для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Анализ рисунков аппликации и предметов лепки, показал, что для детей старшего дошкольного возраста характерно наличие более сформированных навыков изобразительной деятельности. Они выполняли более качественно задание, использовали дополнительные средства выразительности. Их изделия отличались большей аккуратностью и четкостью линий. Отмечается большая заинтересованность в занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste/
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. — СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. — 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 5. — С.41-43.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий, 2003. — 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции / Р.Г. Казакова. — М.: МПГУ, 1998. — С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. — М.: Сфера, 2005. — 75 с.
7. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т,Г. Казакова. — М.: Педагогика, 1985