Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики, профилактики и преодоления.

Актуальность избранной темы исследования определяется, с одной стороны, насущными задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка: психическому, психологическому, психофизиологическому. С другой стороны теоретической и эмпирической значимостью проблемы тревожности в индивидуально-личностном становлении ребенка, недостаточной, на наш взгляд, изученностью отдельных причин возникновения тревожности у дошкольников, отсутствием набора надежных методик ее выявления и эффективных способов психопрофилактики.

Дошкольный возраст, является определяющим в становлении личности ребенка. Поэтому, особенно важно в это время осуществлять контроль за сохранением психоэмоционального благополучия ребенка.

В настоящий момент в психологии отчётливо выделяются две научные позиции в отношении определения психологического консультирования. Согласно первой, психологическое консультирование представляет собой форму применения знаний с целью постановки психологического диагноза, оказания психокоррекционной, профилактической, психотерапевтической, профессиональной помощи и т. д. (А. Ф. Ануфриев, А. Г. Лидере, Н.Н. Обозов и др.).

В соответствии со второй, психологическое консультирование является самостоятельным, особым видом оказания психологической помощи (Г. С. Абрамова, А. Ф. Копьев, А. А. Ласыгин, И. Н. Рассказов, В. В. Столин и др.), например, по проблемам тревожности у дошкольников.

Проблема диагностики и профилактики детской тревожности заслуживает особого внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка — дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте и во взрослой жизни, стать устойчивой личностной чертой, быть причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

Всё выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить возможности психологического консультирования родителей по профилактике и коррекции детской тревожности в дошкольном возрасте.

46 стр., 22748 слов

Исследование социально-психологических факторов дезадаптации ...

... -психологической адаптации (К.Роджерс и Р.Даймонд); Методика оценки проявлений профессиональной дезадаптации ... (М.А.Дмитриева); Методика оценки агрессивности (Л.Г. Почебут); Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова (МЛО); Личностный типологический опросник (Кеттэлл) (модифицированный вариант.) Практическая значимость исследования. 1. Результаты исследования ...

Объект исследования: проявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологическое консультирование родителей по профилактике и коррекции тревожности у дошкольников.

Гипотеза исследования:

Профилактика и коррекция тревожности у дошкольников будет более эффективной, если:

  • а) в дошкольном образовательном учреждении будет проводиться своевременная диагностика уровня тревожности у детей;
  • б) будет создано единое психолого-педагогическое пространство для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители, педагоги);
  • в) будет проводиться психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить факторы, оказывающие влияние на формирование детской тревожности.

2. Предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности.

3. Экспериментально изучить особенности проявления тревожности у дошкольников.

4. Разработать и научно обосновать рекомендации по психологическому консультированию родителей для профилактики и преодоления тревожности у дошкольников.

Методологическая база исследования – теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследовавших эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С. Салливан, В.Э. Гебзаттель, занимавшихся проблемой тревожности и ее влиянием на формирующуюся личность ребёнка.

База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Рябинка» городского округа Домодедово.

Методы исследования:

1. «Тест тревожности» (В. Амен и др.).

2. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко).

3. Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

4. Графическая методика «Кактус».

5. Наблюдение.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретическое обоснование феномена тревожности. Психологическое консультирование родителей детей дошкольного возраста.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». [21 стр. 158]

8 стр., 3894 слов

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

... эмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как самооценка у большинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойное состояние. После проведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, ... главе «Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности» дается ...

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо, как и то и другое одновременно.

А в целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной системы, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

1.1. Классификация видов и форм тревожности

Выделяется два вида тревожности:

— первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

— второй вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных [25 стр.77]:

  • с процессом обучения – учебная тревожность;
  • с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
  • с общением – межличностная тревожность.

Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения [29 стр. 196]. При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги — не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.

4 стр., 1788 слов

Чувствительность человека, виды и особенности измерения

... измерения чувствительности человека. Цель работы - исследовать чувствительность человека и особенности ее измерения. Задачи работы: 1. Определить понятие чувствительности; 2. Рассмотреть виды чувствительности 3. Изучить возможность измерения чувствительности. 1. Понятие и характеристики чувствительности человека Чувствительность – в ...

Фрейд выделял следующие типы тревоги.

1. Реалистическая — является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.

2. Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией. Говоря языком психоанализа, это эмоциональный ответ на угрозу, что неприемлемые импульсы со стороны ИД станут осознанными.

3. Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе).

К числу других видов тревоги относятся:

  • а) кастрационная тревога, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;
  • б) сепарационная тревога, вызываемая угрозой разлучения с объектами, ощущаемыми как необходимые для выживания;
  • в) депрессивная тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к «хорошим объектам»;
  • г) параноидная тревога (преследования), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны «плохих объектов»;
  • д) объективная тревога, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;
  • е) невротическая тревога — термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением объективной, т.е.

а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);

  • ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности.

У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.

А.М.Прихожан выделяет такие формы тревожности [25 стр. 84]:

1. Открытая тревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

  • как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;