Каждая эпоха обладает особенной картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому. Современная эпоха характеризуется в России национально-особым типом мироотношения, который предполагает соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений, т. е. особую систему образования. В сфере образования идет сегодня интенсивный поиск приоритетной модели. Особого внимания заслуживают культурологическая и культуротворческая модели образования, которые развиваются в русле процессов гуманизации сознания и гуманитаризации практики, актуальных для всего современного мира. Эти модели образования ориентированы на создание гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса. Важно, что эти модели образования ориентируют не государство и рынок, а культура.
Научному рациональному знанию противостоит до интеллектуальное, эстетическое, символико-образное постижение иррациональных оснований жизненной реальности. Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, а для человека основными инструментами познания жизни как целостности являются интуиция (А. Бергсон), вчувствование, понимание (В. Дильтей).
Именно эти качества и следует развивать, образуя культурного человека. Наука не выполняет сегодня ориентационно-теоретической функции и не может дать подлинного миропонимания (А.П. Валицкая).
Она разрывает целостность предмета изучения в образовании — жизни и человека. Преодоление разрыва возможно с помощью психологии и педагогики, которые основываются на вчувствовании, углублении в психическую жизненную реальность. Это позволит познавать духовную и природную жизнь в единстве и ставит перед теорией образования необычную задачу: построение целостного процесса обретения знания, адекватного жизни. При этом обязательно должно учитываться то, что сознание не исчерпывается рациональностью, и что оно обусловлено потребностями, эмоциями, чувствами, интуицией и питается глубинами бессознательного. Культурологическая ориентация в образовании реализуется в виде добавочного знания, которое развертывается в логике предмета, который выступает как основа междисциплинарной интеграции. В связи с этим наблюдается интенсивный поиск новых моделей обучения, которые зачастую недостаточно обоснованы с точки зрения современной психологии и педагогики.
Образ человека в философии Эпохи Возрождения
... античности. Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить философию Эпохи Возрождения; .выявить проблемы философии Эпохи Возрождения; .рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения; .проанализировать концепцию человека в философии того времени; .познакомиться ...
Среди многообразных моделей обучения в настоящее время получает распространение проектно-ориентированная модель обучения, которая постепенно и последовательно разрабатывается на основе дисциплинарно-ориентированной модели фундаментального образования с ее отдельными учебными предметами, принятыми в России, и на основе системы проектов, используемой в образовании за рубежом.
При переходе к проектно-созидательным моделям обучения происходит переход от традиционной культуры образования, которую принято называть текстовой, к экранной культуре, когда само понятие образования осмысливается как образ. При таком подходе обучение понимается как построение образа учебного объекта, а образование в целом как построение образа окружающего мира. Помимо принятой в традиционной системе обучения логической схемы анализа окружающего мира здесь добавляется схема его синтеза. Один из аспектов такого подхода к обучению мы попытались рассмотреть в своем исследовании, исходя из достижений отечественной и западной педагогики.
Новая модель обучения имеет большие возможности для развития личности. В образовательной среде личность познает окружающий мир, структурированный как интегративный образ учебного объекта. В процессе обучения личность овладевает умениями и навыками для интенсивного познания окружающего мира, используя приемы структурирования и соответствующей обработки получаемой информации. Образное познание в условиях процесса обучения является в настоящее время одной из самых актуальных проблем педагогики. Решение этой актуальной проблемы необходимо начать, на наш взгляд, с изучения особенностей формирования психического образа учебного объекта. Многие известные отечественные и зарубежные психологи занимались проблемами психического отражения и восприятия. Используя их научный опыт, можно описать закономерности формирования психического образа в условиях обучения.
При образном познании по новой ассоциативно-художественной модели достигается синтез или интеграция знаний из разных наук в определенной последовательности и взаимосвязи, что является воплощением содержания и структуры основополагающего в определенной ситуации психического образа. Интенсивный синтез учебной информации требует определенных умений и навыков, поэтому подготовку человека к работе с интеграцией информации в процессе образного познания надо начинать как можно раньше. Целесообразно поэтому проследить возможности формирования психического образа в процессе обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важно также в связи с этим выявить возможности использования психолого-педагогических приемов в формировании психического образа учебного объекта в процессе обучения студентов, будущих учителей, которые смогут использовать эти приемы в своей будущей профессиональной деятельности.
Бытие человека в мире вещей
... только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых ... предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Конечно, это ...
Актуальным
Современная педагогика широко использует понятие «образование», которое уходит своими корнями в раннее средневековье. Изначально это понятие трактовалось как «образ», «образ Божий». В России это понятие впервые нашло отражение в XVII веке в статьях и в дальнейшем получило широкое распространение в отечественной педагогике. Л.Н. Толстой утверждал, что образование есть задание всей жизни человека.
Очевидно, когда народу приходилось определять, что должен сделать из себя великий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человеческого [134].
В современной парадигме личностно ориентированной педагогики образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для саморазвития личности [198]. В настоящее время образование должно продуцировать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения к миру и к человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.).
В этой связи образование возводит в ранг абсолютной ценности не отчужденные от личности знания, а человека. Саму возможность существования человека определяет культура. Образование — образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее, воспроизводство культуры через образование [20].
Одна из главных задач образования — приблизить человека к миру, дать о нем знания, помочь ему войти в мировые процессы, проявить свою человеческую сущность, найти себя и свой путь развития. Сегодняшняя социально-культурная ситуация в России характеризуется тем, что квазикультура стала занимать место культуры, основной функцией которой является выработка у человека тех ценностей, с которыми ему предстоит жить в мире людей. В этих условиях человек проходит процесс идентификации, основанной на образах и ценностях, которые создают основу для дезорганизации впечатлений личности относительно окружающего мира. Негативная идентификация дезгармонизирует и собственный образ человека, а это препятствует адекватному поведению человека в мире, ощущению внутренней и внешней гармонии.
Быстрая смена информационных потоков, с которой человек сталкивается, не только перегружает его информационно, но сказывается на внутреннем ощущении, на формах взаимодействия с миром материальной и духовной культуры. Человек испытывает при этом чувство беспокойства, тревожности, напряженности, беспорядочности восприятия мира и своего существования в нем. Упорядочить образ мира и на этой основе интегрировать личность в межкультурное образовательное пространство, приблизить к построению собственной концепции миря и своего места в нем на принципах гармонии, целостности и единства — это главные задачи образования. В связи с этим современная образовательная теория и практика решают проблемы интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Познание окружающего человека мира происходит на основе образования составляющих картины мира, к которым относятся следующие компоненты: образ — Я, образ другого, образ группы, образ времени, образ «среды», образ других социальных явлений, образ мира в целом [4].
Психика и образ жизни современного человека
... Рациональный образ жизни — главный фактор долголетия Труд Большое значение в жизни человека имеет ... психику современного человека Ежедневно человеческая психика подвергается немалым нагрузкам. Личные желания человека вступают ... д. Нервно-психические перегрузки и вредные привычки Нервно-психические перегрузки Среди ... у начальства, между прочим, свои проблемы. Во первых, уровень ответственности гораздо ...
В современных условиях образования необходимы принципиально новые подходы к организации познавательного процесса и новые приемы и методы обучения. Особое место в педагогическом процессе, на наш взгляд, должна занимать работа с образом учебного объекта. Уникальные возможности для этого создают новые образовательные технологии, которые имеют в своей основе активные методы обучения. Для повышения эффективности усвоения информации обучаемыми процесс обучения строится в этих технологиях на принципах интерактивности, модульности, наглядности. При этом интерактивность (взаимодействие, диалог между обучаемыми и преподавателями) зависит, прежде всего, от профессионализма преподавателя, а модульность и наглядность — от качества содержания и формы учебных программ и материалов.
Появление новых информационных технологий и много сенсорных методов обучения требует определенной подготовки человека к восприятию, переработке, усвоению большого объема информации. Л также овладения современными приемами ее с конструирования в тексты-образы, образы учебного объекта.
проблему.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования «Научно-теоретические основы использования образа учебного объекта в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста».
На основе вышесказанного мы сочли возможным поставить целью диссертационного исследования — разработку научно-теоретических основ и практических рекомендаций по использованию образа учебного объекта.
Объектом исследования, Предмет исследования
гипотезы исследования
- концепция формирования психического образа будет использована для обеспечения единства внутренней и внешней деятельности учащегося как субъекта культуры;
- образ учебного объекта как целостное образование будет описан с помощью следующих компонентов: индивидуальные особенности восприятия;
- структуры психологического и художественного восприятия;
- восприятие образа учебного объекта будет основано на ассоциативно-образном видении как условии творчества учащегося,
задачи исследования:
1. Систематизировать имеющиеся в психологии подходы к решению проблемы образа и выявить закономерности формирования психического образа учебного объекта.
2. Определить возможности образ учебного объекта для развития личности в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Изучить взаимосвязи образа, языка, информации в коммуникации.
4. Выявить основные направления использования образа учебного объекта в педагогике.
5. Провести опытно-экспериментальное исследование, ориентированное на изучение программ учебных курсов, содержания учебников, учебных пособий и методических разработок с целью выявления особенностей использования образа учебного объекта.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младших классов
Границы детей младших классов, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах “за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте” [5].
Повышение физических возможностей у часто болеющих детей в условиях ...
... цель и задачи дипломной работы. Целью работы является исследовать пути повышения физических возможностей часто болеющих детей в условиях детского учебного учреждения. Задачи работы: проанализировать литературу и ... тем больше условий имеется для развития его двигательных функций. Ребенок дошкольного возраста находится в движении почти беспрерывно, за исключением периодов, отводимых на ...
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально — стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. [3].
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится “общественным” субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
А.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок 7 — 8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем переходит к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся 1 — 2 — ого класс выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3 — 4 — ому классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.
Безопасность детей дома, в школе и на улице
... соблюдения которых зависит насколько ребенок находится в безопасности. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Мы должны отправить детей в школу с большим багажом ... к возгоранию помещения. В настоящее время в большинстве случаев причиной пожара выступают дети в возрасте до 7 лет.Ванная ... ребенка под движущийся транспорт. Также в зимний период ребенку следует быть предельно осторожным при посадке в ...
Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.
К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно — игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, совей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, свойственно и типично для подростка. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, интонациях. Если на уроке дано задание, то дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.
Очень сильна направленность ребенка на внешний мир. Факты, события, детали, производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на деталях. [4].
У младшего школьника сильна потребность в движении. Он не может долго сидеть на уроке неподвижно. Особенно ярко такая подвижность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться. [2].
Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной. [2, с. 131]
Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Дошкольник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уровень развития самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Стремление к позиции школьника характеризует личность ребенка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и к самому себе.
Литературный анализ свидетельствует, что период 6-8 лет — один из самых трудных периодов жизни ребенка. Здесь происходит возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребенка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.
Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделяет 2 аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
... в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны поможет в этом. Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 1.1. Понятие одаренности В ... проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, требующий индивидуаль-ного подхода и бережного отношения к его хрупкой личности. Наше время – это время перемен. Сейчас в новый период развития ...
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития сферы производительность.
Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требовании, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
Достаточно широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна — Йирасека включает в себя, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания — срисовывание письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работа по образцу. Аналогична этим заданиям методика Н.И. Гуткиной «Домик»: дети срисовывают картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв. [5].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе и образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти — психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным.
Методика А.Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли — школьник 7 — 8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские иероглифы).
Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад. После возникновения интереса к результатам учебного труда у первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний, связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого, подчеркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперед.
Школа: обучение или воспитание?
... обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: учебно-воспитательный процесс. Предмет курсовой работы: сущность процессов воспитания и обучения. Гипотеза курсовой работы: Воспитание неотрывно от обучения, существует целостность единого образовательного процесса воспитания и обучения в школе. Структура курсовой работы: данная работа ...
В целом за время обучения ребенка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: производительность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; у него должны быть сформированы основные компоненты деятельности.
Таким образом, младший школьный возраст — это вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович [6], кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.
В период кризиса 7-ми лет проявляется то, что Л.С. Выготский [3]
называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
«Современные технологии обучения в начальной школе»
... и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. В связи с этим была выбрана тема реферата «Современные технологии обучения». Цель реферата: раскрытие современных технологий обучения Задачи: Раскрыть понятие «педагогическая технология» Рассмотреть современные технологии обучения Раскрыть современные технологии обучения Современные технологии обучения. Педагогическая технология – это ...
2. Психологические особенности
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [2, 14].
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [7, 288].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
2.1 Начальный этап обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы).
Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности
ребенка к обучению в школе, а также от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.
перестройка всех его познавательных процессов,
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
психологического выравнивания детей с
Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.
саморегуляция поведения.
На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе.
2.2 Познавательное развитие детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. В чем же состоят наиболее важные изменения, которые за период младшего школьного возраста происходят с восприятием, вниманием, памятью, печью и мышлением ребенка?
репродуктивные образы-представления