Выживание человечества в чрезвычайных ситуациях возможно только в том случае, если оно сможет их научно прогнозировать, оценивать и по возможности предупреждать, или хотя бы снижать до минимума возможный ущерб. Эти задачи выполняют международные и национальные государственные структуры с участием населения.
Выживание — это искусство остаться в живых. Наука выживания — это совокупность рациональных действий, обеспечивающих существование в экстремальных и чрезвычайных ситуациях без ущерба для здоровья человека. Проблемы выживания человека в чрезвычайных ситуациях содержат несколько аспектов: философский, психологический, общие и частные правила выживания, способы обучения человека действиям в чрезвычайных ситуациях. Каждый гражданин должен уметь выживать сам. Чрезвычайные ситуации надо предупреждать и предотвращать. Но если это не удалось, принимаются меры по самозащите и защите людей и ценностей. Когда в ЧС попадает большое количество людей, проводится комплекс защитных мероприятий государственными структурами.
Основные способы спасения людей в ЧС:
- поиск пострадавших;
- оказание медицинской помощи;
- эвакуация пострадавших и тех, кто находится под угрозой, в безопасные районы;
- При необходимости люди могут быть укрыты в защитные сооружения, им могут быть выданы средства индивидуальной защиты.
В Республике Беларусь значительную угрозу населению и объектам приносят стихийные бедствия. Под ними понимаются разрушительные природные явления, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей. К стихийным бедствиям обычно относят землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, засухи. К таким бедствиям, в ряде случаев, могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Стихийные бедствия можно встретить по-разному. Растерянно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с верой в собственные силы. Уверенно же принять вызов бедствий могут только те, кто, вооруженный знаниями, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.
1 ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧС
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях
... не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций1. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ...
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.
Психологическая готовность.
Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ — всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки — говорят, «у страха глаза велики», нарушается дыхание, начинается сердцебиение «сердце готово вырваться из груди», спазмы периферических кровеносных сосудов — «побелел как мел», появляется холодный пот, слабеют мышцы — «опустились руки или колени подогнулись», меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно — сосудистой системы.
Такое состояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.
Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.
Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы.
Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.
Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации ...
... пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет. Существует понятие функционального возраста, который отражает возрастную динамику физиологических функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, ... середине XVIII века, например, книга русского врача ... происходит изменение личности и картина ... между стареющими людьми. Выделяют календарный возраст – ...
В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.
Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ СИТУАЦИЙ С ВЫСОКОЙ ОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ
В высоко опасных для жизни ситуациях происходят большие изменения в психике, человек начинает делить свою жизнь на две части — до события и после него. У многих возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. Помочь человеку справиться с кризисной ситуацией можно следующими способами:
- помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать произошедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа);
- покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний);
- дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию;
— не позволяйте пострадавшему играть роль жертвы, то есть использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты, часы, дни»).
Методы самопомощи и оказание психологической помощи пострадавшим.
Метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т. д. Согласно Куэ, формула самовнушения должна быть простой и не носить подавляющего характера. Произвольное самовнушение должно осуществляться без особых волевых усилий. Техника лечения включает в себя ряд последовательных действий.
Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой объясняется влияние самовнушения на организм, его целебного воздействия на последствия психотравмирующего стресса. Для большего убеждения человека в действенности метода, в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, используют ряд проб на внушаемость. Например, у внушаемых людей грузик, подвешенный на нитке (маятник Шевроле), раскачивается в неподвижной руке только при одном представлении о его движении.
Затем составляется формула, которая может меняться в процессе лечения. Требования к формуле: простота, немногословность (3-4 фразы), позитивное содержание. Например, «Я здоров» вместо «Я не болен». Для усиления веры в свои силы может использоваться формула: «Я могу. Я могу. Я могу». В ситуации травматического стресса формула может быть расширенной, например, человек может внушать себе: «Мое решение победить стресс окончательное. Как бы тяжело мне ни было от перенесенной утраты, в любом случае не изменю своему решению».
Влияние физических упражнений на организм человека
... жизни каждого человека. 2. Важная роль физических упражнений Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, ... работать при повышении температуры тела свыше 38°С во время физических напряжений. Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей ...
Релаксация как средство борьбы со стрессом.
Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, то есть каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент уметь противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того, чтобы их освоить, необходимы упорство и терпение. Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и способствует душевному равновесию. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений.
1. Полежите спокойно примерно 2 мин с закрытыми глазами. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 мин. Постарайтесь ни о чем другом не думать.
Дыхательные упражнения в физическом воспитании
... физических упражнений на дыхание, резервы дыхательной системы и пути их повышения. В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения. Общетонизирующие упражнения, ... пы мышц. ... дыхательную поверхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Относительная величина поверхности, через которую в ...
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.
Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела-с попеременным напряжением и расслаблением.
Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.
Затем в течение нескольких минут полежите спокойно, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.
Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному ранее, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).
В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения? Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.
Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела, при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию. После таких упражнений у вас возникнет ощущение внутреннего спокойствия, вы почувствуете себя отдохнувшим, полным сил и энергии.
Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления.
Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем вначале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.
Концентрация как средство борьбы со стрессом.
Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений.
1. Постарайтесь сделать так, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.
2. Сядьте на табуретку или обычный стул боком к спинке, не опирайтесь на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.
3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы — никакой визуальной информации).
4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.
Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека
... исследования является стресс как психофизиологическое состояние человека. Предметом исследования является влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека. При выполнении данной выпускной квалификационной работы были использованы как ... стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, ...
Регуляция дыхания как средство борьбы со стрессом.
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: ее следует держать на шее прямо и свободно. Расслабленная голова. если ее держат прямо в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
Медитативные техники.
Начало любой медитации — концентрация, сосредоточенность ума, отрешение от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второстепенных внутренних переживаний.
Основа медитации — концентрация внимания на определенном стимуле.
Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные задачи. Классическим примером являются дзеновские «коаны». Коан — диалог между учеником и мастером дзен. Парадоксальные и нелогичные ответы заставляют спрашивающего выйти за рамки логического мышления, погасить эгоцентрическое индивидуальное Я. Один из знаменитых коанов называется «My!». Ученик спрашивает учителя: «Обладает ли собака природой Будды?» Учитель парирует: «My!». Ответ можно перевести как «Ничто!» или понимать как простое восклицание. Цель коана — привести ученика к видению собственного невежества, побудить его пойти дальше абстрактных рассуждений, искать истину в самом себе.
В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: «Как звучит хлопок одной ладони?»
Доклад: Стресс-тестирование в банках
... ситуации, выявляются ее слабые стороны, прорабатываются возможные стратегии поведения. В рамках концепции <исключительных, но возможных> событий известно несколько групп сценариев, по которым, собственно, и осуществляется стресс-тестирование. В ... участников финансовых рынков, в том числе банки, финансовые и страховые компании [3, c. 5 – 9]. Процесс интеграции стресс-тестирования в системы риск- ...
Зрительная концентрация. Объект для концентрации — зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. Таким объектом может быть и «мандала» — квадрат внутри круга, геометрическая фигура, символизирующая единство человека и вселенной. В Восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.
Медитация и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Медитация представляет собой процесс или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели — состояния сверхсознания. Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания.
3 ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ПРИ ЧС
Подготовься! В экстремальной ситуации ваша миссия — выжить. Вы можете испытывать богатое разнообразие мыслей и эмоций. Это может работать на вас, или может привести вас к гибели. Страх, волнение, раздражение, разочарование, чувство вины, депрессия, и одиночество — это возможные реакции на множество стрессовых факторов. Правильно их контролируя, можно увеличить вероятность выживания. Они побуждают уделять больше времени тренировкам, чтобы дать отпор страху, чтобы принять меры к обеспечению жизнедеятельности и безопасности, бороться, даже если сила не на вашей стороне. Если человек не может правильно контролировать свои реакции, это приводит к его бездействию. Вместо того, что бы привести в действие свои внутренние ресурсы, человек начинает прислушиваться к своим страхам. Он потерпит психологическое поражение еще до того, как погибнет физически. Запомните, стремление выжить естественно для каждого, а неожиданно оказаться между жизнью и смертью, борясь за выживание — нет. Не бойтесь ваших естественных реакций в этой неестественной ситуации. Подготовьте себя и вы одержите над ними верх.
В подготовку входит уверенность, что ваши реакции в экстремальной ситуации будут продуктивными, а не разрушительными. Задача выживания породила бесчисленное количество примеров героизма, храбрости и самопожертвования. Эти качества могут появиться благодаря должной подготовке. Ниже перечислены несколько советов по психологической подготовке. Изучив этот материал, вы сможете сформировать свою позицию, позицию человека стремящегося остаться в живых.
Познайте себя! С помощью тренировок, семьи и друзей узнайте кто вы изнутри. Усиливайте свои сильнейшие качества и развивайте способности необходимые для выживания.
Предупредите свой страх! Не притворяйтесь, что вы ничего не боитесь. Размышляйте о том, что вас будет пугать больше всего, окажись вы в ситуации, где придется выживать в одиночку. Тренируйтесь в тех направлениях, которые вас беспокоят. Ваша задача, не уничтожить страх, а развить уверенность, что вы сможете действовать, несмотря на него.
Будьте реалистами! Не бойтесь честно оценивать обстановку. Научитесь видеть обстоятельства такими, как они есть, а не так, какими бы вы хотели, что бы они были. Держите свои надежды и ожидания в пределах оцениваемой обстановки. Если вы попадете в чрезвычайную ситуацию с нереалистичными ожиданиями, вы заложите фундамент горького разочарования. Запомните и следуйте поговорке: «Надейся на лучшее, но приготовься к худшему». Намного легче приспособиться к приятному сюрпризу, неожиданно преподнесенному фортуной, чем расстроиться из-за неожиданных неблагоприятных условий.
Психология выживания в чрезвычайных ситуациях
... человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической ... возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация – ... и непредсказуемым действиям. Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ...
Мыслите позитивно! Научитесь видеть во всем положительную сторону. Поиски хороших сторон не только поднимают мораль, но и отлично развивают ваше воображение и творческие способности.
Помните о том, что на кону! Запомните, плохая психологическая подготовка к выживанию ведет к таким реакциям, как депрессия, небрежность, невнимательность, потерю веры, бедность в принятии решений и отказ от цели. На кону ваша жизнь и жизни тех, кто зависит от вас.
Тренируйтесь! Тренируясь и наращивая жизненный опыт, вы подготовите себя к сложным условиям. Демонстрация ваших навыков на тренировках, придаст вам уверенности, когда вам придется применить их на практике, в настоящей экстремальной ситуации. Запомните, чем более реалистична тренировка, тем более преодолима сложная ситуация. «Тяжело в ученье, легко в бою».
Научитесь управлять стрессом! Люди, находящиеся в стрессовой ситуации — потенциальные паникёры, если они не тренированы и психологически не подготовлены к любым обстоятельствам. Хотя мы, в большинстве случаев, не можем контролировать обстановку в которой оказались, в наших силах контролировать отношение к ней. Научившись управлять стрессом, можно значительно развить способность оставаться хладнокровным и сфокусироваться на спасении себя и других. Необходимо развивать релаксационные навыки, навыки управления временем, напористость и навыки когнитивной реструктуризации (способность контролировать ваше представление о ситуации)
Запомните, «стремиться выжить» — означает «никогда не сдаваться».
Естественные реакции.
Страх. Страх — наш эмоциональный ответ на опасные условия, когда мы верим, что они могут вызвать смерть, травму или заболевание. Этот вред не ограничивается только лишь физическими повреждениями, угроза эмоциональному и психическому благополучию также вызывает страх. Для человека пытающегося выжить, страх может нести позитивную функцию, если он будет побуждать к осторожным действиям в ситуациях, когда безрассудство приведет к травме. К сожалению, страх может парализовать человека. Человек может настолько испугаться, что потерпит неудачу при выполнении действий являющихся основой выживания. Большинство людей испытывает страх при попадании в незнакомую обстановку в неблагоприятных условиях. В этом нет ничего постыдного. Каждый человек должен тренироваться, чтобы не стать жертвой собственного страха. В идеале, с помощью реалистичной тренировки, мы приобретаем знания и навыки необходимые, чтобы увеличить смелость и таким образом справиться со страхами.
Беспокойство., Раздражение и разочарование.
Тоска. Редко можно встретить такого человека, который, столкнувшись с лишениями, хотя бы на мгновение не впадает в уныние. Когда оно усиливается, мы называем это депрессией или тоской. Депрессия связана с разочарованием и раздражением, разочарованный человек все более и более раздражается, когда он не может достичь своих целей. Если раздражение не помогает человеку, уровень разочарования растет. Деструктивный цикл между разочарованием и раздражением продолжается пока человек не изнашивается физически, эмоционально и психологически. Когда человек достигает этого рубежа, он бросает занятие, и, вместо того, чтобы думать: «Что я могу сделать?», он начинает думать: «Нет ничего, что я могу сделать». Депрессия — это выражение этого чувства безнадежности и беспомощности. Нет ничего плохого в том, чтобы печалится, когда вы думаете о своих близких и вспоминаете цивилизованную жизнь. Такие мысли, дают вам желание стараться еще больше, чтобы прожить еще один день. Но если вы позволите себе впасть в тоску, она истощит все ваши силы, и, что самое важное, ваше желание выжить.
Стресс в жизни человека
... вызвать стресс, особенно, если человек находится в переходном периоде жизни или карьеры. Например, каждый может испытать стресс в случае смерти супруга или близкого члена семьи, попасть в ситуацию, когда по каким ... решений, испытывают гораздо меньший стресс, беспокойство и страх, чем те, кто задействован в данном процессе в меньшей степени. Во-первых, участие в принятии решений и увлеченность ...
Одиночество и скука., Чувство вины., Взгляд на стресс.
Стресс — это не болезнь, которую можно вылечить, каждый из нас время от времени испытывает стресс. Стресс — это реакция на напряжение, ощущение, появляющееся в результате физического, эмоционального, ментального и духовного реагирования на жизненные затруднения.
Потребность в стрессе.
Мы нуждаемся в некотором стрессе, но его передозировка может принести вред. Целью должно быть напряжение, но не перенапряжение. Слишком сильный стресс ведет к тревожному состоянию. Тревога вызывает напряжение, от которого мы пытаемся избавиться и которое предпочтительнее избежать. Ниже перечислены некоторые симптомы тревожного состояния, которые вы можете обнаружить у себя или своих товарищей, переживая сильный стресс:
- трудности в принятии решений;
- вспышки ярости;
- забывчивость;
- недостаток энергии;
- постоянное волнение;
- предрасположенность к ошибкам;
- мысли о смерти или суициде;
- удаление от остальных;
- уход от ответственности;
- небрежность.
Как вы видите, стресс может быть созидающим и разрушающим. Он может ободрить и обескуражить, продвинуть нас вперед, или остановить, сделать жизнь значимой или бессмысленной на вид. Стресс может вдохновить вас на успешные и максимально эффективные действия в ситуации, угрожающей жизни. Также он может вызвать панику и заставить вас забыть все навыки. Ключом к выживанию является способность справляться с неизбежным стрессом. Стремящийся выжить — это тот, кто работает над своим стрессом, вместо того, что бы позволить стрессу работать над ним.
Стрессы в ситуации угрожающей жизни.
Испытывая стресс, организм стремиться либо побороть его, либо избавиться. Организм посылает внутренний сигнал SOS. Когда органы отвечают на него, возникают различные реакции. Тело освобождает запасенное топливо (сахар и жиры) для быстрого обеспечения энергией; дыхание ускоряется, чтобы насытить кровь кислородом; мышцы напрягаются, что бы быть готовыми к действиям. Механизм свертывания крови активизируется для предотвращения сильного кровотечения, чувства обостряются (слух становится более четким, зрачки расширяются, обоняние становится острее) для того чтобы быть настороже; сердечный ритм и давление крови усиливаются, что бы обеспечить больший приток крови к мускулам. Такое состояние позволяет организму справиться с потенциальными опасностями, однако организм не может поддерживать такой уровень настороженности бесконечно.
Стрессоры не слишком обходительны с нами — появление другого стрессора не означает исчезновение старого, они накладываются друг на друга. Кумулятивный эффект незначительных стрессоров может привести к значительному расстройству. Сопротивление организма постепенно падает, а источники стресса продолжают свое действие, что приводит к истощению. На этом рубеже способность извлечь из стресса позитивные эффекты иссякает, и появляются признаки тревожного расстройства. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингредиента эффективного управления стрессом. Поэтому знать, какие стрессоры вы можете встретить, чрезвычайно важно. Рассмотрим некоторые из них.
Травма, заболевание и смерть., Неопределенность и потеря контроля., Окружающая среда.
Голод и жажда.
Усталость., Изоляция.
Это не полный список стрессоров, с которыми вы можете столкнуться. Запомните, то, что является напряжением для одного, может не быть таковым для другого. Ваш опыт, тренировка, личное мировоззрение, физическая и психологическая подготовка, уверенность в себе повлияет на то, что вы почувствуете создающим напряжение. Задача — не избежать стресса, а успешно справиться со стрессорами и заставить их работать на себя.
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ
поведение чрезвычайный ситуация стресс
Страх — естественная реакция человека на всякую реальную или воображаемую ситуацию, угрожающую жизни или здоровью. Нельзя утверждать, что в аварийной ситуации страх вредит или же только приносит пользу. Все зависит от конкретной ситуации.
При долговременном выживании страх может выражаться в форме депрессивного состояния или постоянной напряженности. При дальнейшем развитии депрессии возможны истерические реакции и даже попытки самоубийства. Такое состояние практически исключает полноценный отдых, приводит быстрому истощению сил, психическим срывам, многочисленным ошибкам.
Что можно порекомендовать — бояться надо. Страх — контролер опасности. При принятии решений советоваться со своим страхом необходимо. Но главное реально оценивать ситуацию и везде полагаться на свой разум. Довольно часто в аварийной ситуации человек оказывается в одиночку. Перед человеком, оказавшимся один на один стихией, встают проблемы как физического, так и морального плана. В одиночку сложнее оборудовать лагерь, труднее пробивать в снежной целине тропу, обеспечиваться продуктами питания.
Человек, оказавшийся в одиночестве в чрезвычайных условиях, в большей степени подвержен эмоциональным стрессам. Для одиночного выживания характерны быстро развивающиеся реактивные психические состояния, нередко человек впадает в глубокую депрессию. При долгой изоляции от внешнего мира, от людей у потерпевших бедствие могут наблюдаться слуховые и зрительные галлюцинации.
В подобной ситуации важно не давать волю эмоциям и больше полагаться на рассудок. Нужно стремиться каждую минуту заполнить какой-нибудь полезной работой, которая отвлечет от ненужных размышлений.
Тут главное соблюдать правило — «Думать вредно! Мысли пачкают мозги», которое рекомендуется для соблюдения и в реальной жизни. Я, конечно, не призываю вообще не думать. Это не возможно. Просто нужно разделять анализ ситуации от изобретения из ничего вечного двигателя. Проше говоря — не нужно выдумывать всякую глупость, а, нужно опираясь на то, что известно решать вопросы и проблемы, возникающие в такой ситуации основываясь на здравом смысле, логическом мышлении и знаниях.
В некоторых случаях, когда одиночество начинает угнетать, когда появляется настоятельная, навязчивая необходимость общения, можно разговаривать с самим собой, вслух обсуждая сложившееся положение.
Всякий человек должен быть готов к действиям в аварийной ситуации. Степень готовности должная определяться степенью сложности предстоящего маршрута.
Моральная готовность к аварийной ситуации в первую очередь подразумевает знание приемов самоспасения. Знание каждым участником группы своих конкретных действий исключает возможность возникновения паники.
Поэтому нужно самым тщательным образом изучить опасности предстоящего маршрута, просчитать все вероятные и даже не вероятные ситуации, угрожающие аварией, заранее обдумать план действий группы в каждом конкретном случае и распределить обязанности. Каждый должен знать, что он будет делать в различных аварийных ситуациях.
На степень подготовленности к действию в аварийной ситуации в значительной мере может повлиять общий уровень физической и волевой подготовки человека. Хотя известны случаи, когда сильные, профессионально подготовленные люди терялись в чрезвычайных ситуациях, в целом следует признать, что человек, владеющий своими эмоциями умеющий в короткий срок принимать решения, проявляющий в аварийной ситуации большую выдержку и рассудочность в действиях, имеет гораздо больше шансов на спасение.
Особое слово нужно сказать о навыках выживания. Знание приемов самоспасения, основ выживания приобретает наибольший КПД в случаях, когда теория смыкается с практикой. Поэтому уметь разводить костры, правильно обращаться с топором, выбирать место для привала, читать карты и т.п. полезно уметь любому человеку. Не понадобилось — ну и слава Богу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь вам необходимо продумать план вашего персонального выживания. Хороший план и предварительная подготовка позволят человеку, терпящему бедствие, преодолеть трудности и опасности и в конечном итоге остаться в живых. Вам все же необходимо принять некоторые решения. Нельзя просто сидеть и пассивно ожидать спасения — в проблеме выживания уповайте только на себя, а не на других людей. Для многих принятие решения является большой проблемой, но это единственный путь взять ситуацию под контроль. Демонстрируемые вами спокойствие и уверенность в себе помогут обрести эти чувства и вашим товарищам по несчастью, что сделает составление плана более легким — люди всегда идут за лидером. Чтобы выжить, вам необходимы навыки выживания, но только они одни вас не спасут. Прежде всего, вам нужно правильное отношение к ситуации. Все знания в мире теряют свою ценность, если у вас не будет воли к жизни. Воля к жизни есть основополагающий фактор в пиковой ситуации. Известно, что разум может сдаться быстрее тела, но с установкой на выживание человек обретает огромные возможности выкарабкаться. Подумайте об этом. Независимо от того, в какой сложной ситуации вы оказались, помните — у вас есть необходимые ресурсы, чтобы преодолеть любые трудности. Это ваша сила духа и ваши физические возможности. Заставьте их эффективно работать на себя — и вы добьетесь прекрасных результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologiya-vyijivaniya/
1. «Психологическая защита в ЧС», учебное пособие, под редакцией Л.А. Михайлова, 2010 г.
2. «Способы автономного выживания человека в природе», учебное пособие, А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук, 2010 г.
3. «Психология деятельности в экстремальных ситуациях», учебное пособие, Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова, 2009 г.
4. «Чрезвычайные ситуации социального характера», учебное пособие, В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, 2010 г.
5. «Психологическая безопасность», учебное пособие, В.П. Соломин, 2010 г.
6. «Энциклопедия выживания», И. Черныш, 2002 г.