Психологическое консультирование в дошкольном учреждении

«Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом запросов является удовлетворение и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера, проведение консультаций Психолог Работает с детьми, воспитателями, родителями и их родственниками, администрацией образовательного учреждения. « (. Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология»)

Цель исследования – изучить особенности работы психологического консультирования в детском саду

Объект исследования – особенности работы психологического консультирования с родителями, дошкольниками.

Предмет исследования – средства психологического консультирования.

Задачи исследования:

1. Изучить работу психолога консультанта с родителями

2. Изучить работу психолога консультанта с дошкольниками.

3. Рассмотреть организацию и проведение индивидуальных обследований детей.

4. Изучить артметоды в консультировании детей.

1. Особенности работы дошкольного психолога консультанта

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада (детское образовательное учреждение).

Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка, независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка. Вся работа должна быть нацелена только на личность ребенка Иначе психолог консультант начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Единственным серьезным показателем эффективности или неэффективности любых самых разнообразных методик психологического консультирования, является психологическое здоровье детей. Любой запрос является для психолога сигналом того, что у ребенка, возможно, существует какая-то проблема «Администрация образовательного учреждения, воспитатели, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к

7 стр., 3072 слов

Методы психологического исследования

... спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя. 2. Классификация методов психологического исследования В отечественной и зарубежной психологии существует несколько классификаций методов психологических исследований, так например, болгарский психолог Г.Д. Пирьов разделил методы психологии на: 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование ...

ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. «( Дубровина И.В. «Практическая психология образования») Консультативная работа в детском саду, имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей Задачи психолога консультанта в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми; продолжительными повремени; наблюдение, беседы игровые методы, арт -терапия, психогимнастика, проективные методики,сказкотерпияю

Если психолог работает. В непосредственном контакте с детьми —

над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Если он консультирует воспитателей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, то тогда . прибегает к непрямому, опосредованному консультированию

Запросы могут поступать

Администрация – ребенок

Администрация- психолог

Воспитатель- ребенок

Воспитатель – семья – ребенок

Воспитатель –Консультант

Я – я (редкое обвинение)

Жена – муж

Родители – ребенок

Родители – бабушки, дедушки

Все члены семьи – ребенок

1.3 Психологическое консультирование родителей

Работа психолога консультанта помочь родителя разобраться в отношении своего ребенка. Работа с родителями одна из важных направлений психологического консультирования в детском саду. Известны разные формы – это выступлении на родительских собраниях, проведение тематических семинаров, индивидуальное консультирование оформление информационных стендов. Например, на стендах размещается разная красочная краткая психологическая информация по конкретному вопросу, рекомендованная литература для родителей, памятки рекомендации для привлечения родителей к проблемам детей по которым можно получить консультацию у психолога Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или воспитателя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей. Родители часто забывают о его духовном развитии «Духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые не свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному»(Франкл В Человек в поисках смысла. — М., 1990.)

6 стр., 2604 слов

Организация взаимодействие педагога-психолога с педагогами

... деятельность. На первом этапе их сотрудничества определяются цели и задачи совместной деятельности, затем согласовываются ... консультирование, просветительская и профилактическая работа. Эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе во многом зависит от степени включенности учителя и психолога в совместную ...

Очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду, возрастных кризисов. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Родители часто обращаются с проблемой ежедневных истерик ребенка, в связи с нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой » От родителей, например могут поступать и другие запросы

Запрос 1Необходимость психоэмоциональной поддержки

Отношение к ситуации – пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.

Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.

Запрос2. Потребность в совете

Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.

Запрос 3 Необходимость психосоматического лечения ребенка

Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации – реалистическое.

Рекомендательная стратегия заключается в удовлетворении реального мотива, если проблема лежит в профессиональном пространстве детского практического психолога консультанта . При выходе проблемы за рамки профессиональной компетентности — направить ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Таким образом, анализ запроса позволяет психологу выявить реальную трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию психологических воздействий. Следует отметить, что не всегда обработка запроса инициирует диагностико-коррекционные мероприятия. В некоторых случаях психолог может ограничиться рекомендациями.

Причина обращений родителей могут также быть связаны с разными проблемами :

6 стр., 2680 слов

Права и обязанности детей и родителей (5)

... вопросы прав и обязанностей детей и родителей являются актуальными для современного общества. Методы исследование: теоретический анализ литературы, нормативных актов. Основным источником информации для изучения являются нормативные и законодательные акты РФ. курсовой работы: курсовая состоит ...

1. Незнание родителями возрастной нормы.

2. Установка родителей на удобного ребенка.

3. Стремление родителей добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими.

4. Проблема общения, коммуникативные навыки.

5. Готовность детей к школе

При поступление запроса психолог намечает план работы (этапы консультирования) Начинает работу с первичной беседы (психолог выясняет причину обращения, запрос и намечает предварительную программу дальнейших действий,);

  • Дальше диагностика (выявление уровня развития ребенка, анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета», выработка рекомендаций);
  • Заключительный этап это — заключительная беседа (конкретизация рекомендаций в процессе совместного обсуждения с клиентом).

Психологическая проблемы решаемые психологом могут быть разного характера:

  • проблемы, связанные с умственным развитием (, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании медлительность);
  • поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, антисоциальное поведение – агрессивность, воровство,);
  • гиперактивность
  • эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, застенчивость страхи, тревожность, фантазии , раздражительность, безволие,

повышенная утомляемость, нарушения сна,).

При обращении к психологу родители могут получить

  • рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;
  • получить рекомендации по общению с ребенком, детском саду;
  • получить рекомендации по преодолению конкретных поведенческих проблем;
  • получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести досуг
  • определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
  • получить прогноз дальнейшего развития;
  • научиться лучше понимать своего ребенка.

При Диагностика. Психолог консультант ставит Задачи

  • определение (уточнение) психологической проблемы;
  • выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию;
  • определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

Тестируемые показатели. Параметры.

1.Когнитивные (познавательные) процессы.

  • словесно-логическое мышление (вербальный интеллект) – способность делать правильные выводы из имеющихся посылок.

Оцениваемые параметры:

  • сформированность структуры понятий;
  • способность к выполнению умственных операций ).

  • образное мышление — память – психический процесс, обеспечивающий сохранение информации.

Оцениваемые параметры:

  • запоминание, хранение, воспроизведение;
  • произвольная (сознательная установка на запоминание) и непроизвольная (привлекательность материала, эмоциональное отношение к нему);
  • непосредственная и опосредованная (применяют специальные средства запоминания) память;
  • словесная и образная память (по характеру запоминаемого материала);

— зрительная, слуховая, двигательная, смысловая память — внимание и организация действий. Внимание – психический процесс, обеспечивающий сосредоточение на деятельности, осуществляемой в настоящий момент. Организация действий – конкретные навыки построения своей работы (способность планирования, следование выработанному плану, проверка достигнутого результата и сравнение его с требуемым)

11 стр., 5390 слов

Отношение родителей и детей как психологическая проблема

... ребенка, стремящегося подражать ему и нуждающегося в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выдвигается как эрудит, как источник познания, а также партнер по обсуждению оснований и отношений в мире природы и ... и даже не всегда удачные действия для ребенка, и поэтому ему просто необходима эмоциональная поддержка. Возникают новые вопросы безопасности ребенка как физической, так и ...

2. Психологические состояния.

  • уровень активности (психомоторный тонус);
  • целенаправленная активность – умеренно высокий, хорошо регулируемый психомоторный тонус (благоприятное психологическое состояние);
  • эмоциональное возбуждение (особо высокий уровень активности, повышенный психомоторный тонус);
  • эмоциональная напряженность (приводит к истощению и срывам);, повышается агрессивность);
  • астенические состояния (пассивность, вялость, нервное истощение, ослабленность, утомляемость, ухудшаются память, внимание, появляются плаксивость, капризность, раздражительность);