Возрастно-психологический подход к консультированию

Контрольная работа

Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.

Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования — это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.

Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.

При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

Мы кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основные направления:

  • глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.;
  • бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности;
  • самообучение;
  • когнитивная терапия;
  • рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.;
  • гуманистическое направление — гештальт-терапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).

1. Проблема методического обеспечения консультативной практики

На сегодняшний день возрастно-психологический подход к консультированию в области детского развития находится в процессе разработки. Вполне естественно поэтому, что попытки его применения на практике поднимают целый ряд нерешенных вопросов в теоретическом плане и особенно в плане методического обеспечения. Попытаемся указать на наиболее острые проблемы в этой области, требующие, на наш взгляд, серьезных исследований.

9 стр., 4288 слов

Пищевая аллергия. Пищевая аллергия в практике врачатерапевта

... развития пищевой аллергии являются ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание; нарушения питания у детей, выражающиеся в несоответствии объема и соотношения пищевых ингредиентов весу и возрасту ребенка; ... опосредованных участием реакций иммунной системы.В клинической практике, как правило (и часто совершенно ошибочно), диагноз «пищевая аллергия» ставится при наличии причинной связи между ...

В качестве первой из них следует назвать необходимость более детальной периодизации психического развития ребенка, включающей сведения о конкретном содержании и показателях развития его мотивационно-смысловой и операционно-технической сторон, а также о динамике их изменений и взаимосвязей в рамках известных возрастных периодов. Сегодняшние представления о психическом развитии детей разных возрастов нуждаются в дополнении данными о том, как происходит этот процесс «внутри» возраста. К настоящему времени психология во многих случаях не имеет конкретных показателей формирования новообразований внутри возрастного этапа, а также средств прослеживания их судьбы в последующих возрастах. Идея создания достаточно подробной «карты» психологического возраста для каждого периода детства в разной форме неоднократно высказывалась советскими психологами. Особенно назревшей эта задача становится в связи с необходимостью поставить индивидуальное консультирование на прочную научную основу. Речь, таким образом, идет о чрезвычайно масштабной задаче — проанализировать огромное множество накопленных фактических данных, наблюдений и результатов экспериментальных исследований, отражающих разные стороны психологического онтогенеза, и создать на этой основе системную модель периодизации психического развития ребенка .

Концепция возраста, выдвинутая Л. С. Выготским, представляется нам достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой можно освоить ценный теоретический вклад и практический опыт самых разных направлений и подходов в психологии развития. Ключевое значение имеют исследования, прямо направленные на изучение специфики социальной ситуации развития, видов деятельности и форм общения, характерных психологических образований в каждом периоде детства.

К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т. д. Требуется, следовательно, большая работа по выделению методик, наиболее адекватных целям консультирования, с последующей их модификацией, в том числе и стандартизацией на соответствующих выборках детей (возрастных или каких-либо специфических, например группах риска), а значит, и с получением так недостающих сегодня детализированных нормативов. В итоге могут быть составлены методические наборы нового типа, тесно увязанные с моделью периодизации и имеющие под собой прочную фактическую базу.

В настоящее время, когда почти полностью отсутствуют специально созданные теоретически адекватные и надежные методические средства, практические психологи вынуждены использовать имеющийся арсенал диагностических и коррекционных методик разного рода, внося в них модификации, подсказываемые собственным опытом профессиональной деятельности. В этих условиях нам представляются оптимальными систематическое сочетание в обследовании клинических и стандартизованных методик, а главное, подбор их направленности и интерпретация результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка в соответствующем периоде детства, т. е. с учетом основных выделенных психологических новообразований, структуры и видов деятельности и общения, специфики социальной ситуации развития .

10 стр., 4534 слов

Взаимосвязь психологической атмосферы в семье и уровня психического ...

... психического и личностного развития ребенка, как условия и средства формирования психического здоровья; изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников; определить степень зависимости между восприятием ребенком психологического климата в семье и уровнем психического развития ребенка. Проблема психического ...

Практика психологического консультирования ставит на повестку дня и вопрос о разработке научно обоснованной систематики психологических трудностей и проблем в сфере развития ребенка. В настоящее время в отечественной литературе происходит активное накопление результатов исследований, анализирующих психологические механизмы различного рода трудностей и нарушений в конкретные возрастные периоды (например, конфликты подросткового возраста, вопросы психологической готовности к школьному обучению, причины школьной дезадаптации и др.)- В то же время попытки создания целостной, системной картины возможных психологических трудностей и нарушений у детей разных возрастных групп в литературе пока не представлены.

2. Возникновение, сущность и проявление неврозов и невротических реакций

консультативный невроз психолог

Возникновение неврозов неврозов и невротических реакций.

Неврозы и невротические реакции возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь с родителями. Неврозы составляют до 45% общих нервно-психических отклонений в детском возрасте, преобладают у мальчиков. Проявления: заикание, энурез, фобии, тики, плаксивость, эмоциональная лабильность, раздражительность, бессонница или сонливость и т.д.

Возникновение невроза и невротические реакции зависит от 3 основных факторов: психотравмирующего, снижения реактивных сил организма под влиянием перенесенных болезней, утомления, особенностей личности.

Основные причины возникновения неврозов у детей:

Проблемы семейного воспитания:

  • влияние личности родителей;
  • гиперопека со стороны всех членов семьи;
  • конкуренция отца и матери в стремлении доминировать;
  • гиперсоциализация воспитания;
  • атмосфера избыточной строгости в семье.
  • Неблагоприятные факторы:
  • нарушения адаптивного поведения учащихся (незнание норм поведения в обществе, нарушение функции подражания ребенка и т.д.);
  • нервно-психические перегрузки;
  • слабый тип ВНД;
  • страхи и фобии как основная причина неврозов.

Сущность и проявления неврозов и невротических реакций.

Невроз — это собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Термину «невроз» более двухсот лет. Он был введен в медицину в 1776 г. шотландским врачом Уильямом Кулленом. С тех пор этот термин претерпел многочисленные перерассмотрения и до сих пор не получил однозначного определения. Из первоначального определения этого заболевания сохранилось только представление о неврозе как о функциональном нарушении . Кроме того, в медицине и биологии «неврозом» могут называть разные функциональные нарушения высшей нервной деятельности .

8 стр., 3946 слов

Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет

... энурез и энкопрездепрессивный неврозпатологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).неврастения и ипохондрический невроз, Проявления неврозов у детей отличаются большим своеобразием, которое связано с незавершенностью, ...

И. П. Павлов в рамках своего учения о неврозах определял невроз как хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей.

В. А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации» .

В клинической психологии невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов . В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности. Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты .

Неврозы относят к группе заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности. Неврозы у детей проявляются в специфических симптомах при отсутствии грубых органических изменений нервной системы. В современной психиатрии неврозы относят не к собственно психическим заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам. Причиной невроза является невротический конфликт — нарушение значимых жизненных отношений ребёнка (напр., хроническая фрустрация социальных потребностей).

Он активизируется в психотравмирующих ситуациях.

Невроз всегда психогенен, т.е. вызывается психической травмой, которая впоследствии отражается в клинической картине невроза в переживаниях ребенка, его сновидениях, интересах и т. д. С течением времени психическая травма становится менее значимой и невроз, как правило, постепенно проходит. Всем детям, страдающим неврозами, свойственны: понижение настроения, расстройство сна и аппетита (эти три компонента могут быть выражены в различной степени, но без них неврозы практически не встречаются).

Выделяют три основные формы невроза астенический, истерический и невроз навязчивых состояний(все эти расстройства проявляются и в зрелом возрасте).

Астенический невроз (неврастения) возникает в результате острой психической травмы либо хронической травмирующей ситуации (например, переутомление от многочисленных занятий).

Чаще всего встречается в старшем школьном возрасте у учащихся, пренебрегающих требованиями психогигиены и чрезмерно загружающих себя умственной работой. У детей младшего возраста астенические реакции могут появиться на фоне общей соматической слабости, например, после перенесенных инфекций. Астенический невроз, сопровождаясь физическим истощением, характеризуется расстройством функций вегетативной нервной системы, повышенной раздражительностью, слезливостью. Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и высокой утомляемости.

3 стр., 1037 слов

Физическая реабилитация при неврозах

... физическая реабилитация при неврозах неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия. Неврастения (астенический невроз) Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия — следствие нарушений ... повторением 2 раза. В занятиях с людьми старшего возраста (в отличие от детей) приоритет отдается несюжетным играм, ...

Истерический невроз обычно появляется при психической травме шокового характера. Его симптомы чрезвычайно разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания параличи, различные припадки, расстройства координации движений, сенсорные нарушения (истерическая глухота, слепота и т. д.).

Характерной чертой таких расстройств является их небольшая глубина и демонстративность Они обычно приурочены к ситуации реального или кажущегося ущемления личности ребенка, его достоинства. Истерический невроз встречается главным образом у девочек, может появиться уже в раннем возрасте. После 16—20 лет встречается реже — наступает эмоционально-волевая зрелость, нарастает способность отстоять свое достоинство с помощью иных, более социализированных форм поведения.

Следующую группу неврозов представляет невроз навязчивых состояний, как правило, появляется под влиянием хронической травматизации психики, особенно при длительном конфликте морально допустимого и желаемого. Противоречие между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения, страх «не быть собой», и проявляется в виде навязчивостей. Чаще возникает у детей с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе. Его симптомы — навязчивые мысли, страхи, движения и компульсии, от которых ребенок страдает и стремится избавиться. Действия могут быть различными: дотрагивание до предметов, постукивание. Многократное одевание и раздевание и т.д.

В младшем школьном возрасте возможно появление навязчивых мыслей, представлений, действий и т.п. ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормальному развитию ребенка, сужают круг его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями. Одна из форм таких расстройств — детские страхи

Психическая травма в детском возрасте может вызвать невротическое недержание мочи (энурез) и кала (энкопрез), невротическое заикание и другие так называемые системные неврозы. Наиболее распространенные системные неврозы — невротически тики, которые возникают, как правило, в дошкольном и младшем школьном возрасте и наряду с другими симптомами проявляются нарушением гармоничного функционирования мышц лица (невротическое моргание, шмыгание носом, подергивание крыльев носа и т. п.), усиливаются при напоминании о них, о вызвавшей их психической травме, а также при волнении и тревоге.

В зависимости от продолжительности расстройства выделяют кратковременную невротическую реакцию (длится от нескольких минут до нескольких суток), невротическое состояние (от нескольких недель до нескольких месяцев) и невротическое развитие личности, которое тянется годами, постепенно деформируя личность.

Неврозы — социальные заболевания, они порождаются дефектами во взаимоотношениях между людьми. Поэтому основа их профилактики — поддержание гармоничных отношений в семье, соблюдение педагогического такта воспитателями, установление нормального общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Решающая роль при этом принадлежит педагогам, так как их поведение и методы воздействия на детей могут в крайне негативных случаях вызывать невротические реакции называемые — дидактогениилибо, наоборот, гасить травмирующие конфликты и компенсировать психические травмы.

8 стр., 3520 слов

Неврозы детского возраста

... эмоциональных реакций. Так закладывается основа невротической личности, являющейся важным условием развития невроза, который может проявиться и при отсутствии тяжелых травмирующих обстоятельств. Возраст от 1,5 до 3-4 ... нервной системы. Роль невропатии в развитии неврозов тем больше, чем меньше возраст начала заболевания. По мере взросления ребенка на первый план среди причин заболевания выступает ...

Неврозы в большинстве случаев излечимы. Только запущенные случаи невротического развития личности могут переходить в зрелый возраст. Лечение осуществляется средствами психотерапии, а также медикаментозно (главным образом транквилизаторами).

Комплексная терапия неврозов проводится обычно амбулаторно, лишь в некоторых случаях детей, страдающих неврозами, госпитализируют в детские психоневрологические санатории и больницы.

Неврозы следует отличать от многочисленных неврозоподобных расстройств, вызываемых органическим поражением головного мозга, соматогенной астенией и другими биологическими вредностями. Чем выше самоконтроль, тем слабее выявляются неврозоподобные расстройства и сильнее невроз.

Заключение

Как показал анализ доступных нам источников, термином «невроз» в настоящее время обозначают психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов. В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности. Невроз рассматривается как следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты. Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В норме человек обычно не имеет глубоких психических конфликтов, отрицательно влияющих на его работоспособность и способность любить кого-то кроме себя. Невротическая личность отклоняется по этим характеристикам от нормы и часто не способна справиться с возникающими проблемами.

Некоторые авторы считают, что высокие цифры распространенности психических заболеваний связаны с неблагоприятными условиями жизни, и полагают, что при создании хороших условий частота психических расстройств среди этого контингента будет не выше, чем в других социальных группах. Однако не следует забывать и предположение о том, что, наоборот, возникшее расстройство может быть причиной неудовлетворительного социального положения («теория социального дрейфа»).

Совершенствование системы профилактики невротических расстройств, разработка методов их своевременной диагностики и эффективной терапии требуют дальнейшего всестороннего изучения сущности неврозов, их природы и особенностей клинических проявлений с позиций биопсихосоциальной модели.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/vozrastno-psihologicheskiy-psihologicheskoy-pomoschi/

1.Гиляровский, В. А. Избранные труды [текст] / В. А. Гиляровский. — М.: Медицина, 1973. — 328 с.

2.Губачев, Ю. М. Основы психосоматических отношений в клинике внутренних болезней. Психотерапия при соматических заболеваниях [текст] / Ю. М. Губачев, С. Либих. — Л.: ГИДУВ, 1977. — 160 с.

3.Каменецкий, Д. А. Неврозология и психотерапия [текст] / Д. А. Каменецкий. — М.: Гелиос АРВ, 2005. — 384 с.

4.Лакосина, Н. Д. Клинические варианты невротического развития [текст] / Н. Д. Лакосина. — М.: Медицина, 1970. — 222 с.

17 стр., 8243 слов

Особенности эмоциональной сферы подростков с патологией поведения ...

... использования. Целью дипломной работы стало исследование эмоциональной сферы подростков с патологией поведения и аномалиями развития личности. Для достижения цели ... так и для школьных психологов. Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается ... соседствует с размышлениями на темы смерти. Однако в подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим ...

5.Менделевич В. Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьева. — М.: МЕДпресс-информ, 2002. — 608 с.

6.Мягер, В. К. Диэнцефальные нарушения и неврозы [текст] / В. К. Мягер. — Л.: Медицина, 1976. — 166 с.

7.Мясищев, В. Н. Личность и неврозы [текст] / В. Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. — 428 с.

8.Немчин, Т. А. Клинические особенности страха при неврозах [текст] / Т. А. Немчин / В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. — Л.: Медицина, 1965. — С. 209-217.

9.Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов: 3-е изд. [текст] / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. — М.: Академический Проект, 2010. — 880 с.

10. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского-. М., 1979.

11. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избр. психол. исследования. М., 1956.

12. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч. Т. 5. М., 1984.

13. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч. Т. 4. М., 1983.

14. Г а ври лова Т. П. О кризисах в психическом развитии личности ре-бенка//Психологические особенности формирования личности школьник М., 1983.