Психологический практикум

Характеристика основных понятий: темперамент, характер, способности

Темперамент. Среди многообразия индивидных характеристик человека большой интерес представляют нейродинамические свойства, образующие темперамент.

Темперамент — это система устойчивых индивидуально своеобразных свойств психики, определяющих динамику его душевной жизни и социального бытия. Внешне они одинаково проявляются в разнообразных его формах (предметной деятельности или общения) независимо от их содержания, целей и мотивов и остаются почти неизменными на протяжении жизни. При относительном равенстве мотивов поведения или деятельности и при одних и тех же внешних обстоятельствах люди отличаются друг от друга по импульсивности, по эмоциональности, по скорости, по темпу, по степени проявляемой энергии, по впечатлительности. Эти различия обнаруживаются уже в раннем детстве, отличаются особым постоянством и выступают в различных сферах социального бытия.

Свойства темперамента не влияют на содержание душевной жизни человека: его цели, планы, мысли, воспоминания, фантазии и т. д. Поэтому их называют формально-динамическими. Учение о темпераменте возникло еще в античные времена. Впервые это понятие было введено древнегреческим врачом Гиппократом (V в. до н.э.), который полагал, что у людей существует различное соотношение четырех жидкостей в организме: желчи («холе»), крови («сангвис»), лимфы («флегма») и черной желчи («меланос холе»).

В зависимости от преобладания в организме какой-то одной из них были выделены типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Его учение развил немецкий философ И. Кант. Он считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Кант выделял темпераменты чувств (сангвинический и меланхолический) и темпераменты деятельности (холерический и флегматический).

Сангвинический темперамент он рассматривал как характеристику людей веселого нрава, оптимистов, юмористов. Их отличает также доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Меланхолический темперамент характерен для людей мрачного настроения, повышенной тревожности и ранимой души. Холерический темперамент встречается у вспыльчивых людей, которые быстро воспламеняются, но быстро и остывают. Флегматический темперамент относится к хладнокровным, спокойным и медлительным людям Они долго осваивают новую деятельность, продолжительное время сохраняют рабочее состояние.

Научное учение о темпераментах было создано И. П. Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении и исшей нервной деятельности ему удалось обнаружить фи основных ее свойства: силу, уравновешенность и подвижность. Сила нервной системы определяется ее способностью выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый. Человек с сильным типом нервной системы способен сохранять свои функциональные характеристики в условиях повышенной напряженности и нагрузки, что не присуще человеку со слабым типом.

10 стр., 4936 слов

Индивидуальные качества и стиль деятельности человека

... выбор разных способов выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной ...

Уравновешенность нервной системы определяется соотношением силы процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в противоречивых и конфликтных ситуациях, инициирующих у человека одновременно два противоположно направленных способа поведения: быть активным — быть сдержанным, говорить — молчать, немедленно принимать решение — повременить и т. п. В зависимости от того, в какой мере сбалансированы эти процессы по силе, выделяют два типа нервной системы и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный с преобладанием силы возбуждения. Подвижность нервной системы определяется временными параметрами функционирования процессов возбуждения и торможения. Она проявляется в ситуациях освоения навыков, смены деятельности, вхождения в деятельность и т. п. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процессов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения и т. п.).

Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой[ 15, с. 95].

сангвинический

Теорию темперамента И.П.Павлова называют нейрофизиологической. Кроме нее существует также психологическая теория темперамента, автором которой является В.С. Мерлин. Она построена на основе изучения особенностей поведения людей в различных жизненных ситуациях, в соответствии с которыми было выделено несколько устойчивых, предельно обобщенных формальных (бессодержательных) свойств человека, названных эмоционально-динамическими или свойствами темперамента. К ним относится сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность, Реактивность, Активность, Соотношение реактивности и активности, Темп реакций, Экстраверсия, Эмоциональная возбудимость

Выделенные свойства являются не личностными, а индивидными. Они отличаются довольно жесткой генетической предопределенностью, что существенно ограничивает возможности их изменения с помощью воспитательных действий. Задача родителей и педагогов заключается не в том, чтобы изменить их у ребенка, а в том, чтобы принять их как данность, приспособиться к ним и воспитать у него способность разумно опираться на них в процессе решения различных жизненных задач. Например, сензитивный человек должен по возможности избегать ситуаций, связанных с повышенной ответственностью, риском, психической или физической перегрузкой и т. п. Они представляются для него трудно преодолимыми, а значит невыгодными. Свойства темперамента, не являясь личностными, имеют очень важное значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей. Это также необходимо учитывать при построении учебно-воспитательного процесса.

7 стр., 3102 слов

Темперамент и свойства личности

... направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера. У каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер. Характер - это своеобразие склада психической деятельности, ...

Типы темперамента

Выделенные свойства темперамента представлены у разных людей не в случайном сочетании, а в закономерном соотношении, то есть как устойчивая система. В зависимости от этого выделяют соответствующие типы темперамента.

Сангвинический темперамент

холерического темперамента

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

Сравнение типов темперамента показывает, что нет хороших и плохих темпераментов, — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных черт. Особенности темперамента проявляются, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Так, исследования трудовой деятельности показали, что люди с различными типами темперамента могут приспосабливаться к одним и тем же видам деятельности за счет актуализации только им присущих свойств, благодаря которым у них вырабатывается индивидуальная система приемов и способов деятельности. Сочетание свойств темперамента, проявляющееся в поведении и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности и общения.

Индивидуальный стиль деятельности — это не врожденная характеристика человека. Он может рассматриваться как результат приспособления врожденных свойств нервной системы к условиям выполняемой деятельности, а более широко — к условиям социального бытия.

Вместе с тем в определенных видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но и результат. В тех областях труда, где предъявляются достаточно жесткие требования к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фактором, влияющим на пригодность к деятельности.

В некоторых видах деятельности, где требования к качествам психики достаточно высоки, возникает необходимость профессионального отбора по качествам темперамента. Например, в профессиях, требующих высокого темпа реакций (диспетчеры аэропорта, летчики-испытатели и т. п.), необходимо обладать подвижным типом нервной системы. Но в большинстве профессий свойства темперамента не влияют на конечную продуктивность деятельности. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет хорошей профессиональной подготовки, волевых качеств, интересов и других психических свойств.

Темперамент выступает в качестве индивидной основы различных личностных свойств, прежде всего характера. Он определяет динамические проявления соответствующих свойств. Например, доброта как черта характера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появлению отрицательных.

5 стр., 2119 слов

Взаимосвязь характера и темперамента

... Личности с одинаковыми чертами характера могут иметь различные типы нервной системы и наоборот, люди с разными чертами характера - один. Взаимосвязь характера и темперамента человека ... и работы в практической деятельности. Существует прямая зависимость темперамента и характерологических черт личности. Характер Как видно из определения, наиболее полно характер проявляет себя в деятельности, ...

Характер.

Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью, в его деятельности формируется и выявляется бесконечное множество различных индивидуально-психологических особенностей. Многие из них бывают несущественны, как, например, плохо развитые вкусовые ощущения (если, конечно, речь идет не о дегустаторе).

Другие индивидуальные особенности, хотя и очень существенные, могут оказаться кратковременными, скоропроходящими — например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами.

Но существуют и такие индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты всего его поведения. Трудная переключаемость внимания может в связи с определенным отношением к окружающему и с известным поведением стать рассеянностью.

характере

Все черты характера — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношения к окружающему.

У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть чрезвычайно велико, а количество оттенков каждой из них необозримо. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими, и именно по ним можно охарактеризовать человека.

Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами [3, c.73].

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

7 стр., 3013 слов

Место характера в структуре личности. Формирование характера

... о характере в структуре личности Важной индивидуальной особенностью человека как личности является характер. В структуре личности характер занимает центральное место, причем это место настолько существенно, что между личностью и характером человека часто ставят знак равенства. Многие черты характера одновременно являются и чертами личности человека. Тем ...

черты характера

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и самому себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой чет характера являются те, которые характеризуют отношения человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера — наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов — игрой в городки, Д.И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяются такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самом себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

мотивационные

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных).

Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность, переключаемость — ригидность и др.

Способности, Выделяют следующие виды способностей:

1. учебные и творческие

2. умственные и специальные

3. математические

4. конструктивно-технические

5. музыкальные

6. литературные

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskiy-praktikum/

7. художественно-изобразительные

8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий.

Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества.

Музыкальные способности можно разделить на две группы:

1. технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

2. слуховые (музыкальный слух).

Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые неоходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

Уровни развития способностей: 1. Задатки 2. Способности 3. Одаренность 4. Талант 5. Гениальность

Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

Таким образом, способности не являются единственным фактором, определяющим выбор деятельности и определяющим успешность выполнения этой деятельности.

Итак, темперамент выступает в качестве индивидной основы различных личностных свойств, прежде всего характера. Он определяет динамические проявления соответствующих свойств. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появлению отрицательных.

Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Исследование темперамента, характера и способностей

В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить особенности темперамента, характера и способностей у одного конкретного человека и проанализировать полученные данные.

Ф.И.О.:

Возраст:

Образование:

Профессия:

Опыт работы по специальности

Протоколы исследования

Протокол исследования № 1 .

Методика

Дата

1. да 25. да 49. да

2. да 26. да 50. нет

3. да 27. да 51. да

4. да 28. нет 52. нет

5. да 29. нет 53. да

6. да 30. нет 54. да

7. нет 31. нет 55. нет

8. да 32. да 56. да

9. да 33. нет 57. нет

10. да 34. нет

11. нет 35. да

12. нет 36. нет

13. да 37. да

14. да 38. нет

15. да 39. да

16. да 40. да

17. да 41. да

18. да 42. нет

19. да 43. да

20. да 44. да

21. да 45. нет Искренность -3,

22. да 46. да Экстраверсия — 14,

23. нет 47. да Нейротизм — 12,

24. да 48. нет

Вывод

Протокол исследования № 2 .

Методика

Дата

1 — б 9 — а

2 — б 10 — а

3 — б 11 — б

4 — а 12 — а

5 — а 13 — а

6 — а 14 — а

7 — а 15 — а

8 — а 16 — б Склонность к риску — 4 балла

Вывод

Протокол исследования № 3 .

Методика

Дата

1. нет 25. нет 49. да 73. да

2. да 26. нет 50. да 74. да

3. да 27. да 51. да 75. нет

4. да 28. да 52. нет 76. да

5. нет 29. нет 53. да 77. да

6. да 30. нет 54. да 78. да

7. нет 31. нет 55. нет 79. да

8. да 32. да 56. нет 80. да

9. да 33. нет 57. да 81. да

10. да 34. нет 58. да 82. да

11. нет 35. да 59. да 83. да

12. нет 36. нет 60. да 84. да

13. да 37. да 61. нет 85. нет

14. да 38. да 62. да 86. да

15. да 39. нет 63. нет 87. нет

16. нет 40. да 64. нет 88. нет

17. да 41. да 65. да

18. да 42. нет 66. да

19. да 43. да 67. да

20. да 44. да 68. да

21. да 45. нет 69. нет

22. да 46. да 70. да

23. да 47. нет 71. да

24. нет 48. да 72. да

1- гипертимность,

2- возбудимость

3- эмотивность

4- педантичность

5- тревожность

6- циклотивность

7- демонстративность

8- неуравновешенность

9- дистимность

10- экзальтированность

Вывод

Протокол исследования № 4 .

Методика

Дата

Отв.

Отв.

Отв.

Отв.

Отв.

Отв.

1

А

6

А

11

А

16

Б

21

А

26

Б

2

Б

7

Б

12

А

17

Б

22

А

27

Б

3

Б

8

А

13

А

18

Б

23

Б

28

Б

4

А

9

А

14

Б

19

А

24

Б

29

А

5

Б

10

Б

15

А

20

Б

25

А

30

Б

Вывод: Преобладающие типы поведения — компромисс, наименее предпочитаемый тип поведения — избегание.

Протокол исследования № 5 .

Методика

Дата

1

13

+

25

+

7

+

19

+

2

+

14

26

+

8

20

+

3

+

15

+

27

9

+

22

4

+

16

28

10

+

23

5

+

17

+

29

+

11

24

+

6

18

+

30

12

+

25

7

19

1

13

+

26

+

8

+

20

+

2

+

14

27

+

9

+

21

+

3

+

15

28

+

10

+

22

4

16

+

29

11

22

5

17

+

30

+

12

+

24

6

18

Вывод:

Анализ результатов

В результате проведенного нами диагностического исследования, у испытуемой выявлены следующие личностные особенности:

1) При определении типа темперамента по методике Айзенка — откровенность, амбивалентность, нормостения. Тип темперамента — сангвиник.

2) При определении склонности к риску по «Шкале поиска острых ощущений» — преобладание предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

3) При определении характерологических тенденций по опроснику Шмишека — выраженная акцентуация характера по циклотивному, экзальтированному типам, значительная акцентуация по педантичному типу личности.

4) При определении стиля конфликтного поведения — преобладающие типы поведения — компромисс, наименее предпочитаемый тип поведения — избегание.

5) При определении потребности в общении — достаточная общительность, не затрудненная страхом отвержения.

Общий вывод

Таким образом, у нашей испытуемой, Решетовой Натальи Николаевны выявлен сангвинистический тип темперамента, выраженная акцентуация по циклотимному и экзальтированному типам характера, низкая склонность к риску, достаточная общительность со склонностью к компромиссу в поведении. Эти качества характера соответствуют профессии продавца и помогают ей в работе с людьми.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskiy-praktikum/

1 Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1975. — Т. 1. — С. 371.

2 Барановский В.А. Продавец. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-145с.

3 Беседина И., Федотова Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях. Саратов, 2004 — 372с..

4 Битянова М.Р. Социальная психология.: наука, практика и образ мыслей. Уч. Пос. /М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2004 — 576с.

5 Браун Л. Имидж— путь к успеху. СПб.,Москва~Харьков-Минск,2004.-274с.

6 Групповая профессиональная консультация (метод. рекомендации для специалистов службы занятости).

Ижевск, 1995. С. 3-10.

7 Дашков Л.П., Памбухчыянц В. К. Коммерция и технология торговли. М., 2005.-293с.

8 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — ЭКОР, 2003.-465с.

9 Жикаренцев В. Путь к свободе: взгляд в себя. — СПб.: Золотой век, Диамант, 2002.-258с.

10 Золотарева В. М., Фаст И. В. Методические рекомендации профессионального обучения женщин / Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 2006.- 264с.

11 Золотарева В. Организация профконсультации как взаимодействия консультанта и клиента: Метод. рекомендации / Комитет по труду и занятости населения Волгогр. обл. Волгоград, 2005.- 265с.

12 И. Сабат Энн Мэри. Бизнес-этикет. — М.: ИТД, 2006 — 246с.

13 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.- 283с.

14 Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. С. 5-25.

15 Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М: Политиздат, 2004. — 274с.

16 Майерс Д. Социальная психология, СПб.,2004 — 284с.

17 Майерс Д.Социальная психология / Пер. с англ., — СПб.:Питер Ком, 2003. — 688с.

18 Маслова Т. Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. СПб., Москва-Харьков-Минск, 2002.- 364с.

19 Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. — С. 34.

20 Мельников В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 2004-436с.

Приложение

1. Тест-опросник Айзенка

Список вопросов .

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? (да-нет)

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11.Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких людей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вволю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее спросить и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Код опросника

Искренность: ответы «да» на вопросы 6,24, 36;

  • ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия: ответы «да» на вопросы 1,3, 8,10,13,17,22, 27, 39,44, 46, 49, 53, 56;

  • ответы «нет» на вопросы 5, 15,20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Невротизм: ответы «да» на вопросы 2,4, 7, 9, 11,14, 16, 19, 21,23,26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.

Предлагаем расширенную интерпретацию теста Г.Айзенка, которую следует осуществлять с помощью следующих двух таблиц. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется 1 балл.

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Численный показатель

Интерпретация

0-3

4-6

7-9

Откровенный

Ситуативный

Лживый*

* В данном случае речь идет только о лишней степени искренности при ответах на вопросы теста, а отнюдь не о лживости как личностной характеристике.

2. Шкала поиска острых ощущений

Текст опросника

1. а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий,

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.

б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

З.а) Мне не нравятся все телесные запахи.

б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.

4. а) Мне не хотелось бы попробовать какой-нибудь наркотик, который мог бы оказать на меня неизвестное воздействие.

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.

5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив.

б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.

6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.

б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.

7. а) Если бы я был продавцом-коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или ничего.

б) Если бы я был продавцом-коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.

8. а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы.

б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением, больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.

9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.

б) Страхование — это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек.

10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.

б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.

11. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько возможно,

б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спокойствие и счастье.

12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармоничность,

б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

14. а) Худший социальный недостаток — быть грубым, невоспитанным человеком.

б) Худший социальный недостаток — быть скучным человеком, занудой.

15. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных людей,

даже если они немного неуравновешенны,

б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

16. а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознанная потребность причинить себе боль, вред.

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл или ездить на нем.

Обработка данных и интерпретация результатов

Полученные ответы соотносятся с ключом:

1-а; 2-а; 3-б; 4-6; 5-б; 7-6; 8-6; 9-а; 10-6; 11-а; 12-6; 13-6; 14-6; 15-а; 16-6.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в острых ощущениях. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту.

Высокий уровень потребностей в острых ощущениях (11 — 16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно бесконтрольного, к новым, щекочущим нервы впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах.

От 6 до 10 баллов — средний уровень. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть, с одной стороны, об открытости новому опыту, с другой — о сдержанности и рассудительности в критические моменты жизни.

Низкий уровень (от 0 до 5 баллов) обозначает преобладание предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

3. Характерологический опросник К. Леонгарда

Инструкция : «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» (да), если нет — знак «-» (нет).

Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

Текст опросника

1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы» обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-то?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?

19. Любят ли Вас Ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться один в доме?

28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?

29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?

36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?

38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли Вы?

41. В школе Вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?