Психодиагоностика в подборе персонала

Курсовая работа

Недостаточный успех поведения человека в личной и деловой жизни скрывается в незнании своей психологической сферы. Можно оценить свой возможности и познать вой внутренний мир благодаря психодиагностическому исследованию.

Психодиагностика в процессе подбора персонала позволяет сократить финансовые и организационные издержки фирмы, связанные с наймом и последующим увольнением неудачно подобранного персонала. Подбор персонала – это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы. Психодиагностика персонала помогает организации выбрать наиболее подходящую кандидатуру и определить не только профессиональные, но и личностные характеристики. Определение психологических свойств и деловых качеств будущего работника компании решает большое количество актуальных проблем, связанных с приемом на работу нового человека.

Процесс отбора персонала состоит из нескольких этапов:

  • определения требования к кандидату
  • привлечение кандидатов
  • отбор кандидатов
  • приём на работу

Цель работы: изучение и анализ психодиагностики в подборе персонала, характеристика основных психологических тестов, знакомство с правилами приема и подбора персонала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы., Глава 1. Психодиагностика в подборе персонала

«Психодиагностика (от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснение наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и мн. др.» [1] Р.С.

Немов определяет психодиагностику как «теорию и практику оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достоверную информацию о них»[2].

Общая схема действий по систематическому отбору должна определять следующие обязательные параметры:

2 стр., 896 слов

Психологические аспекты кадровой работы

... пр Общие и частные проблемы кадровой работы и пути их разрешения в ... и возможностей. Нередко такую атмосферу называют психологическим климатом. Благоприятная обстановка в коллективе, ... факторы, возникающие из практики взаимоотношений людей взаимные оценки, требования, авторитет и ... участке работы - одна из важнейших обязанностей служащих. Мотивация труда управленческого персонала. Общество ...

  • понимание сотрудником, производящим отбор, различных схем человеческого поведения в различных ситуациях;
  • определение потребностей и ожиданий заказчика путем анализа содержания работы;
  • установление критериев, соответствующих условиям заказчика;

  • установление оценочных критериев, с помощью которых производится оценка используемых методов отбора;

  • установление оценочных критериев, с помощью которых оценивается эффективность процедуры отбора;
  • определение наиболее подходящих методов отбора для рассматриваемой работы;
  • установление критериев для принятия решений;
  • развитие последующих идей для непрерывного совершенствования процесса отбора.[13]

1.1 Основные психологические тесты, используемые при отборе персонала

История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг. Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций.

В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых.

Также появляются первые проективные техники как методы диагностики глубинных личностных структур – метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е – 40-е гг. считаются расцветом проективных методик. Как правило, у проективных методик нет строгих объективных норм интерпретации результатов, что может вызывать дополнительные проблемы применения проективных методик в практике отбора персонала. «Многозначность и неопределенность полученных результатов дают их интерпретацию в некоторой степени зависимой от личности интерпретируемого, его установок предубеждений и теоретических концепций»[11]

В 20-ее гг. появляются первые образцы личностных опросников, положившие начало развитию этой группе методик. Периодом расцвета личностных опросников считаются 40-е – 60-е гг. XX в.

Как научная дисциплина психодиагностика опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. «В психодиагностике – как и в теории личности – центральное место принадлежит понятию «свойства», так как от ответа на вопрос, что такое психические свойства, в решающей степени зависит направление диагностирования»[3].

7 стр., 3458 слов

История и общая характеристика тестов личности

... в качестве психодиагностического метода исследования личности. Опросники -- Последние 50 лет самый модный личностный тест, Если продолжить обзор ... Для государства система экзаменов была важным средством отбора достаточно способных, в меру эрудированных, и ... основыва ются на комбинации методов стандартизированного опроса и проективных техник. Это, прежде всего техники семантического шкалирования (Ч. ...

Тем самым поднимается одна из самых сложных и важных проблем диагностики – взаимосвязь психических свойств и поведения.

Разные подходы к определению понятия «свойство» рождают различные подходы к их изучению, измерению, оценке.

В настоящее время выделяются два основных подхода к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.

Для номотетического подхода характерно понимание личности как некоего набора свойств, с точки зрения направленности измерения подход характеризуется выявлением и измерением общих для всех людей свойств личности, применяя для этого стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой.

С точки зрения приверженцев идеографического подхода, личность понимается как целостная система, измерение которой должно быть направлено на распознавание индивидуальных особенностей личности, а основными методами измерения предлагаются проективные методики и идеографические техники.

Существует несколько подходов к классификации существующих психодиагностических методов. В.К. Гайда, В.П. Захаров[4] объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

  1. по качеству – стандартизованные, нестандартизованные;
  2. по назначению – общедиагностические (тесты личности по типу опросников Кеттела или Айзенка, тесты общего интеллекта), тесты профессиональной пригодности, тесты специальных способностей (технических, музыкальных и т.д.), тесты достижений;
  3. по материалу, которым оперирует испытуемый – бланковые, предметные, аппаратурные;
  4. по количеству обследуемых – индивидуальные и групповые;
  5. по форме ответа – устные и письменные;
  6. по ведущей ориентации – тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты;
  7. по степени однородности задач – гомогенные и гетерогенные;
  8. по комплексности – изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
  9. по характеру ответов на задачи – тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
  10. по области охвата психического – тесты личности и интеллектуальные тесты;
  11. по характеру умственных действий – вербальные и невербальные.

А.А. Бодалев и В.В. Столин[5] предлагают несколько иную классификацию методов психодиагностики:

1. По характеристике методического принципа, который положен в основу данного приема:

— объективные тесты (т.е. те, в которых возможен правильный ответ, правильное выполнение задания);

  • стандартизированные самоотчеты, среди которых выделяются тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально-ориентированные техники;
  • проективные техники;
  • диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

По мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат исследования:

  • объективные (тесты, опросники, шкальные техники)
  • диалогические (беседы, интервью, диагностические игры, некоторые проективные методики).
    10 стр., 4877 слов

    Проективные методики изучения личности

    ... методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Проективные методы исследования личности, вероятно, одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. ... могут называться тестами. Кроме того, зачастую проективные методы не отвечают тем требованиям, что традиционно ...

Объективные методики здесь характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, диалогические – наоборот, большей степенью вовлеченности исследователя. [12]Сама мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

Приведенные классификации иллюстрируют не только подходы к группированию методик психодиагностики, но и само многообразие техник, которые используются при исследовании и измерении индивидуально-психологических особенностей человека.

Тем не менее, к каждому из них в отдельности и к совокупности применяемых в отдельном исследовании методик применяются определенные общие требования.

1.2 Требования к профессиональным психологическим тестам.

Методологической основой психодиагностики называют психометрику – науку об измерении индивидуально-психологических различий, которая разрабатывает технологию создания конкретных методик, применяемых в психодиагностике – тестов. Она же определяет методологию обеспечения научных требований к этим методикам – а именно, требования надежности, валидности, а также выделяемое некоторыми авторами как самостоятельное требование – достоверности.

Требование надежности – прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. «Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства»[6].

Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. «Валидность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме»[7].

Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить.

Требование достоверности[8] – требование защищенности методики от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону, существования результатов массового обследования в целевой группе, на которую рассчитан тест, на основании которых можно оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя. Часть авторов[9] включают это требование в требование надежности, описанное выше.

Психодиагностика и ее методики довольно плотно вошли в практическую психологию, применяются в различных отраслях жизнедеятельности общества. Остановимся подробнее на проблемах этики и прагматики психодиагностики в рамках процесса подбора персонала – одной из областей довольно широкого применения методик психодиагностики.

4 стр., 1966 слов

Тестирование как метод психодиагностики

... В.С. Мухина. Курсовая работа «Тестирование как метод психодиагностики» состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты метода тестирования, история появления и развития метода, учёные, внесшие вклад в ... приспособительной деятельности. В 1904 г. министерство образования поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к ...

Надежда Зырянова в статье «Тестирование в профессиональном отборе»[10] приводит цитату известного американского психолога и специалиста в области психологического консультирования Анны Анастази: «тестирование, безусловно, полезно при подборе персонала любого уровня. Однако оно лишь дополняет информацию, полученную на интервью, и само по себе не может служить основанием для принятия решения».

Тестирование кандидатов относят к психологическим методам отбора персонала. Первое тестирование было проведено в XIX веке Фрэнсисом Гальтоном в Англии, далее разработкой данного метода занимались Л. А. Ж. Кетле, Дж. М. Кеттелл, Т. Симон, Л. Термен и многие другие.

Первый стандартизированный тест способностей был разработан в начале XX века во Франции А. Бине, которая использовалась только для диагностики детей. Во время первой мировой войны тестирование впервые было проведено на большой группе людей для отбора добровольцев в вооруженные силы, с помощью тестов их распределяли по видам работ и родам войск, а также выявляли потенциальных офицеров.