Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние — проблема сложная и противоречивая.
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». На мой взгляд, молодежь — это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь — социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.[1] Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.[2]
Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей.
В связи с этим целью, на рассмотрение которой направлена данная курсовая работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации и воспитания молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране, а также выявление проблемы противоречий в социализации и воспитании современной молодежи и их решение.
Проблемы социализации молодежи
... осмысления проблемы социализации во всем ее современном объеме. Но сегодня в наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи ... в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. ...
Мой интерес к данной проблематике объясняется тем, что я являюсь одним из представителей настоящего поколения молодых людей переживающий современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать какие проблемы могут реально встать на моем жизненном пути и жизненном пути моих друзей — сверстников.
Цель исследования:
Объектом нашего исследования являются противоречия в воспитательном процессе.
Предметом
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач :
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам воспитания и социализации;
- выявить причины появления противоречий в сфере социализации и воспитания;
- провести исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Противоречивость воспитательного процесса
молодежный социализация воспитание государственный
Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития человека (школьника); детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.
В философии и педагогике принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.
Внутренние — это противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собираюсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдержать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).
Внешние — противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например, внешними требованиями, изменением обстоятельств, противостоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростковом возрасте человек начинает осознанно им противостоять. Например, характерна позиция по отношению ко злу в стихотворении Ольги Мяловой (14 лет):
К тебе вернусь со спокойной улыбкой Бесстрашно встречу жестокий взгляд. Да, смел ты, Враг мой. Но я смелее -Не испугаюсь, не убегу, Конечно, я убивать не умею, Но зло убить — это я смогу. Силен ты, враг мой. Но я сильнее — Пусть даже погибну в неравной борьбе. Не мечом, не дубиной тебя огрею, А сердцем удар нанесу тебе!
Общие (универсальные) — противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина»:
Сократ открытие человека
... внимание биографическим фактам из жизни философа; рассмотреть некоторые особенности философии Сократа, его политические идеи и путь в философию Для написания данного реферата в основном использовались учебные ... богу необычное послание. Наконец жрица произнесла: «На свете нет человека мудрее Сократа». Потрясенный Херефон бросился к Сократу, однако тот, выслушав друга, не возгордился, а задумался над ...
- «…с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни;
- ..подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;
- ..желание самоутвердиться и неумение это сделать;
- ..противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их, с другой;
- …показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и самомнение о том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни;
- ..удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;
- ..романтическая восторженность и …грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и …ироническое отношение к красоте».
Индивидуальные — противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешении этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел -теперь могу, не знал — знаю и т.д.
1.2 Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях
Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития — человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. Виды противоречий: Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог — теперь могу, не умел — теперь умею, не знал — теперь знаю… Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни.
Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной собственности привела к сдерживанию роста производства. Абсолютизация государственной собственности и плановость часто сковывали активность и инициативу творческой личности. В системе образования это выразилось в её некоторой формализации и единообразии содержания, форм и методов. Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства Осмысление требований к жизни, приведение содержания к организации воспитания в соответствие с этими требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений.
Влияние моды на образ жизни современной молодежи
... влияние на образ жизни молодежи. Вторая глава дипломной работы посвящена практическому исследованию влиянию моды на образ жизни молодежи. На основании полученных результатов исследования сделаны соответствующие выводы. В любые времена развития общества мода ... на другие. Мода становится одним из механизмов социальной регуляции общественного поведения в структуре социокультурных отношений, поэтому мода ...
Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и методов воспитания и обучения. Это есть противоречие между новыми условиями общественной жизни и устаревшими способами подготовки к ней. Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для детей к познанию, к активному участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение ребёнка в образовательно-воспитательной подготовке к участию в жизни общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия. Логика воспитательного процесса Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность.
В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди — потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности.
Социально-культурные особенности и проблемы развития российского ...
... сценариев социальных альтернатив. В силу сочетания сложной и трудноуловимой совокупности причин и следствий возможны различные альтернативы социально-культурного развития российского общества. Целью данной работы является анализ социально-культурных особенностей и проблем развития российского общества. Для ...
И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской. . [21]
ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1 Молодёжь в современном российском обществе
Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении. В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских и новых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и политических интересах. К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное социальное положение молодых людей.
Обладая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современной российской молодежи является возросшее расслоение по социально-экономическим показателям. Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики — одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики. Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Однако, усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности. Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:
Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире
... Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи. Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии ...
- возрастные границы и социально-психологические особенности.
- специфику социального статуса, социально-культурное поведение.
- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.
Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году, остается в силе: «Каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего». Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.
Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности — ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина — возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.
Причина — нерешенность социально-экономических и бытовых проблем. Во-вторых — в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения. В-третьих — в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. В-четвертых — в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики. Перемещаясь в сферу на должности не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности — профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется весьма высокой степенью криминализации. В-пятых — в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. «Большая зарплата» — этот мотив оказался решающим при выборе места работы.
Социализация молодежи в современном российском обществе
... проблемы социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе. 1. Теоретические аспекты социализации 1.1 Основные положения теории социализации Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с ...
Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом не имея не профессии не желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.
Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить российскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления — воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.
Проблема наркомании среди молодежи. Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни — трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудноизлечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми, кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение. Тяжесть социальных последствий обостряется, если учесть то, что наркомания — молодежная проблема.
2.2 Противоречия в сфере социализации и воспитания современной молодёжи
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи:
1. Существования остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство.
Социализация молодёжи и ее особенности в современных условиях
... стране. социализация адаптация молодежь общество 1. Теоретические аспекты социализации 1.1 Основные положения теории социализации Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с ... а взаимосвязаны и взаимообусловлены. 1.2.2 Фаза интернализации Второй фазой социализации личности является интернализация (интериоризация). Она означает сущностное, глубинное включение ...
2. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так, в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой.
3. Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты. [7]
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания. . [8]
Реальная жизнь показывает, что только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.
Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и воспитательного процесса.
В числе последних необходимо определить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса. Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации, воспитания перейдёт в качественно новое состояние.
Основное противоречие в сфере социализации и воспитания молодёжи — это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемые обществом к социализации и подрастающему поколению, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека. . [10]
Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия — есть источник формирования, развития личности.
Социализация молодежи в современном Российском обществе
... так или иначе влияющие на формирование личности. Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и ... работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе ...
Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания.
В этой системе усугубляются следующие противоречия:
Противоречие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи, находится. Это — полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминального беспредела и т. д.
Противоречие между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают, что они в преподавании пользуются авторитарными методами.
Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить её ресурсами, средствами.
Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё не успели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частой собственности, свободы, демократии, религии, церкви.
Противоречие между нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным инвестиционным потенциалом молодёжи. Ныне в стране отчётливо проявляется отчуждение молодёжи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют определённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе.
Противоречие между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями.
Противоречие между представлениями о социальной справедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной и имущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи.
Противоречие между формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это — следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур.
Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35% страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности (каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании, токсикомании, которые в 1,5 — 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых. [9]
Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной. Но для этого необходимы следующие условия:
- объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитет и поведенческие характеристики молодёжи и другие факторы, формирующиеся в период реформ;
- в её основу должны быть положены принципы демократического общества, а также механизмы оптимального сочетания управления и само управления;
- своевременно блокировать и устранять факторы, тормозящие реализацию процессов социализации и воспитания молодёжи;
- иметь научно обоснованную государственную молодёжную политику и эффективные механизмы её реализации
Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности.
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ ИХ РЕШЕНИЕ
3.1 Проблема социализации и воспитания молодежи
Все механизмы социализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.
Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. [11]
В юношеском возрасте (14-23 года), можно выявить следующие опасности, которые негативно влияют на процесс социализации, такие как: пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; невозможность продолжить образование.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима).
Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную. [12]
Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации — значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно — потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. [13]
Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи.
Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь — нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).
Самооценка молодежью изменений, произошедших в их жизни, с одной стороны, отражает характер социальных перемен (их позитивную или негативную направленность, состояние социума в целом) статичное, динамичное, кризисное, с другой стороны, показывает, как происходит процесс социальной адаптации молодых людей к этим переменам. [15]
Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная адаптация человека в обществе, а с другой — способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее — части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
3.2 Решение проблемы противоречий в социализации и воспитании молодежи
Во-первых, преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия — реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.
Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания.
В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.
В-четвёртых, перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение.
В-пятых, систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.
Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжной политики, определения эффективных механизмов её реализации.
Главной задачей сегодня является решение трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы все забыли мудрость предков и в погоне за самыми современными телевизорами, музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях…
Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха. Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, практических психологов, да и просто вести пропаганду здорового образа жизни, труда и т.д. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания. Поэтому ненужно думать, что ваш сын никогда не начнет колоться или воровать и если (не дай бог) это уже случилось, то не следует от него отворачиваться, а просто помогите ему выкарабкаться из этого. Поймите, что дети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались. Они хотят быть взрослыми — так помогите им…
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов, — не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/protivorechiya-vospitatelnogo-protsessa/
1. А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005. №3 с 124-128.
2. А.В.Маршак Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.
3.Смирнов В.И. Обшая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 98
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
5.Бондаревская Е.В. Воспитание как рождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону, 1991.
6. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990.
7. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России — Социс. №5. 1998 г. — 90 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / И.З. Гликман. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. — М., 1986.
10 Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.- М: Инфра, 2008.
11. Лигачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2006.
12. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1957- 1958. — Т. 4. — С. 39.
13. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
14. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. — Ярославль, 2008.
15. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 2003.
16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
17. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал. — 2002. — №6. — С.13-15.
18. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. — Ростов н/Д, 1994.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. — М., 2000. В 2-х кн. Кн. 2.
20. Качалова Л.П. и др. Педагогические технологии. — Шадринск, 2001. С. 149.
21. Подласый И. П. Педагогика. — М., 1996. С. 578 — 589.