Социализация молодежи в современном Российском обществе

енщин

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами (слово «неформальные» в данном случае употребляется, чтобы подчеркнуть принципиальное различие с официально зарегистрированными и руководимыми взрослыми общественными молодежными организациями), также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь — нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных матери-альных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия. Ю.В.Мугиль Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. — 87 с.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).

Социализация современного российского общества — это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни — наконец — в настоящем, т.е. — существовать на базе вакуума. Социализация — процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой — лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет — и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым — он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.

13 стр., 6439 слов

Политическая социализация

... и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Политическая социализации ...


Заключение:

Исходя из вышесказанного можно сделать генеральный вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

В трех докладах Правительству о положении молодежи в 1993, 1994, 1996 гг. исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветского периода, — отмечалось в первом докладе, — обретение молодежью свободы как необходимое условие плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодого человека и всей социально-демографической группы (молодежь получила экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеж-дений, свободу вероисповедания).

Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. Социс. №5. 1998 г. — 94 с.

Можно сделать вывод, что значительная часть молодежи вписалась в программу экономического развития, вносит вклад в ее развитии. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того не менее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежь составляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики (41—43% старших категорий молодежи), в процессе постепенного «омоложения» руководящей элиты общества, в той «молодежной волне» 30-40-летних, пришедших в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня; в том, что система ценностей развивающегося предприни-мательского Слоя, ее ориентиры становятся все более привлекательными для значи-тельной части подрастающего поколения (доля сумевших открыть свое дело колеблет-ся от 2,5 до 3,5% от общего количества молодежи, а изъявляют желание заняться бизнесом до 55% из числа опрошенных).

3 стр., 1486 слов

Социализация как социально-педагогическое явление

... людьми, общностями, системами. Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление 1.1 Понятие «Социализация». «Социализация личности» - одно из ведущих ... социально-педагогический уровень. Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, ...

Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором «выращивания» и отбора высшего слоя предпринимателей, роста числен-ности среднего класса. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в сфере новых экономических отношений — в торговле, посредничестве, бытовых услугах (16% — от числа опрошенных).

Там же.

У большинства установки на патерналистскую опеку государства и общества видоизменились, превратившись в ориентации на собственную самостоятельность. В их сознании работают ценности, характерные для частного, приватного человека, — надежда на себя, свои силы, на свой дом, семью. Именно расчет на личную инициативу и активность, как показывает мировой опыт, реально развивает рынок. Исследования показывают, что происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий, предприимчивость, способность к риску).

Устойчивость жизненных и ценностных ориентации прослеживается в ответах на вопрос о том, какими они хотели бы видеть себя через 15 лет (для 17-летних), через 7-8 лет (для 24-летних) (исследование НИЦ при ИМ в 1998 г.), т.е. примерно к концу верхней границы молодежного возраста (Приложение №2).

На передовых и ответственных участках трансформации транзитивного общества должна находится молодежь, которая через каналы социализации включена в инновационные процессы, ее деятельность направляют, формируют и организовывают старшие поколения, органически сочетая активность молодежи и ее стремление к новому с существующими культурными традициями постсоциалистического общества, с этнонационольными нормами и менталитетом.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsializatsiya-molodeji/

1. А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2005. №3 с 124-128.

2. А.В.Маршак Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.

3. А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы — М.: Социум, 1999. — 325 с.

4. Б.А. Ручкин Молодежь и становление новой России — Социс. №5. 1998 г. — 90 с.

5. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. — 306 с.

6. В.И. Чупров Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, №6. 1996 г.

7. В.Т.Лисовский Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 — 141 с.

8. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 267 с.

9. Д.П.Дербенев Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.

10. Е.Емчура Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 — 135 с.

11. Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 — 140 с.

12. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая Социальная психология личности. — М.: Проспект, 2001. — 573 с.

13. Л.Л.Шпак Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. Красноярск, 1991. — 21 с.

14. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. — 427 с.

15. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. — М.: Просвещение, 2003. — 214 с.

16. П.Д. Павленок Социология: Избранные работы 1991 — 2003 гг. / П.Д. Павленок. — М.: Издательско — Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. — 298 с.

17. Т.Н. Горяева Социализация молодежи — Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164 с.

18. Т.В.Ковалева, С.П.Степанов Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.

19. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. — 2006, №10 с 97-99.

20. Ю.В. Мугиль Некоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. — 136 с.

Приложение №1, Уважаемый студент!

Просим вас ответить на вопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется. Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, не относящиеся к вам вопросы можете пропускаmь. Заранее благодарим!

Ваш пол

а) мужской

б) женский

Употребляете ли вы алкоголь?

а) да

б) нет

С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

а) чтобы снять напряжение (стресс)

б) чтобы повысить своё настроение

в) чтобы поддержать компанию

г) ваш вариант ответа ________________________________________

___________________________________________________________

Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

а) да

б) нет

Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

б) не более трех раз в неделю

в) не более двух раз в месяц

Какие спиртные напитки вы предпочитаете?

а) водка

б) пиво

в) вино

г) джины, коктейли

д) свой вариант ______________________________________________

Знаете ли вы о вреде, наносимым организму алкоголем?

а) да

б) нет

Считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки вредят вашему здоровью?

а) да

б) нет

Нравится ли вам состояние алкогольного опьянения?

а) да

б) нет

Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?

а) удивление

б) недовольство

в) обиду, что отказывается выпить с вами

г) жалость

д) свой вариант _______________________________________________

Во сколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?

а) до 12 лет

б) 12 — 16 лет

в) 17 — 20 лет

г) после 21

Таблица фиксации данных полученных в результате проведения анкетирования среди жильцов Общежития №2 г. Оренбурга

Вопрос№

Вариант ответа

Кол-во ответов

Процентное отношение

Общее процентное соотношение

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

1.

а)

14

13

93%

86%

90%

б)

1

2

7%

14%

10%

2.

а)

5

7

33%

46%

40%

б)

7

8

46%

53%

50%

в)

7

3

46%

20%

30%

г)

3

2

20%

13%

16,6%

3.

а)

12

14

80%

93%

86,6%

б)

3

1

20%

6,7%

13,3%

4.

а)

1

0

6,7%

0%

3,3%

б)

10

7

67%

46%

56,6%

в)

5

7

33%

46%

40%

5.

а)

5

0

33%

0%

16,6%

б)

10

1

67%

6,7%

36,6%

в)

4

0

26,7%

0%

13,3%

г)

4

7

26,7%

46%

36,6%

6.

а)

15

14

100%

93%

96,6%

б)

0

0

0%

0%

0%

7.

а)

5

6

33%

40%

36,6%

б)

10

9

67%

60%

63,3%

8.

а)

11

8

73,3%

53%

63,3%

б)

4

7

26,7%

47%

36,6%

9.

а)

5

4

33%

26,7%

30%

б)

0

2

0%

13%

6,6%

в)

1

2

6,7%

13%

10%

г)

2

0

13%

0%

13,3%

10.

а)

2

1

13%

6,7%

10%

б)

10

12

67%

80%

73,3%

в)

2

2

13%

13%

13,3%

г)

0

0

0%

0%

0%

Человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети

74,5 (1)

Материально хорошо обеспеченным

71,5 (2)

77,7 (2)

Здоровым, физически сильным

44,5 (4)

55,5 (3)

Профессионалом в своем деле

49, 5 (3)

43,5 (4)

Свободным, независимым человеком

30,2 (2)

34,7 (5)

………..

Страницы: | [2] |