Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. В научной литературе, в практической деятельности государственных органов к социальной сфере относят ряд отраслей экономики и видов деятельности, в том числе и государства, оказывающих непосредственное и позитивное воздействие на человека и семью. Оно связано с обеспечением благосостояния людей, созданием условий для их развития, поддержанием населения в период испытываемых им временных трудностей, установлением социального мира в обществе.
Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.
Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.
В связи с этим, прогнозирование и программирование являются вопросами достаточно актуальными для рассмотрения.
Цель работы –рассмотреть программы и прогнозы социально –экономического развития страны как основу бюджетного планирования.
Задачами работы являются:
- дать понятие планирования и прогнозирования социально –экономического развития страны;
- рассмотреть особенности, показатели и методы социально –экономических прогнозов;
- описать показатели методы и виды программ социально –экономического развития.
1. Понятие планирование и прогнозирования социально –экономического развития страны
В переводе с греческого «прогноз» означает предвидение. Предвидение может быть научным и ненаучным. Ненаучное предвидение основано на жизненном опыте, интуиции и предчувствии человека. Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития природы, общества и мышления. Предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.
Стратегия антикризисного развития социально– экономических систем
... формирования стратегии развития социально–экономических систем в условиях кризиса. Предмет исследования: методологическое, информационное, организационно–экономическое обеспечение стратегии антикризисного развития социально–экономических систем. Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальном обосновании перехода от антикризисного управления к антикризисному развитию и ...
Экономическое прогнозирование — это научная дисциплина, имеющая своим объектом процессы, связанные с экономической деятельностью, а предметом — познание возможных состояний, функционирующих экономических объектов в будущем Согласно структуре экономического предвидения (рис. 1) основная задача экономического прогнозирования заключается, во-первых, в описании возможных состояний экономических объектов в будущем, во-вторых, в создании условий для принятия рациональных управленческих решений Итог экономического прогнозирования -экономический прогноз, который позволяет:
а) оценивать состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений,
б) определить возможности для изменения будущих событий,
в) выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем,
г) осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего,
д) моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.
Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциям экономического прогноза относят: анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития, оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения; выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчетов для обоснованного выбора и принятия оптимального управленческого решения.
Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы, исторический и комплексный.
Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими явлениями и процессами. Реализация этого подхода дает возможность учитывать многообразие факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на функционирование и развитие экономического явления (объекта).
Специфические подходы отражаются в принципах социально-экономического прогнозирования.[1]
1. Принцип научной обоснованности означает, что при построении прогнозов любого уровня необходим всесторонний учет действия объективных экономических законов, базирующийся на изучении достижений отечественной и зарубежной теории и практики экономического прогнозирования.
2. Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, экономика рассматривается как единый объект, а с другой стороны, как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования.
3. Принцип адекватности прогноза требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе прогнозирования, были бы адекватны объекту прогностического анализа.
Роль социального прогнозирования в развитии современного общества
... необходимой в процессе выработки эффективного управленческого решения. На основе прогнозов разрабатываются социальных программы развития РФ и регионов. Социально - экономические прогнозы являются важнейшим составным элементом системы планирования и управления. Используя многочисленные методы социального прогнозирования ...
4. Принцип целенаправленности означает, что прогностический анализ должен быть направлен на достижение четко поставленной цели.
5. Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития национальной экономики и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях.
6. Принцип эффективности предусматривает, что в процессе прогнозирования определяется наиболее экономически и социально эффективный вариант развития социально-экономической системы в прогнозируемом периоде. Исходя из этого процесс прогнозирования должен, по возможности, содержать рекомендации по обоснованию, оценке и выбору такого варианта с точки зрения принятия управленческих решений.
7. Принцип верификации прогнозирования требует систематического определения достоверности, точности и обоснованности разрабатываемых прогнозов с учетом поступления дополнительной (новой) информации об объекте.
В прогнозировании сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям).
Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом различных критериев (табл. 1.1.).
Прогнозирование развития национальной экономики охватывает все аспекты и уровни ее функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т е носит комплексный характер.
Таблица 1.1.
Классификация экономических прогнозов[2]
Критерий (тип) прогноза
Характеристика прогноза
По периоду упреждения выделяют.
1 Оперативный
2 Краткосрочный
3 Среднесрочный
4 Долгосрочный
5 Дальнесрочный
составляется на период от 1 месяца до 3 месяцев,
от З месяцев до 1 года
от 1 года до 5 лет
от 5 лет до 15 лет,
свыше 15 лет
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют:
1 Экономические прогнозы
исследуют перспективы развития экономических процессов и явлений темпы экономического роста, объем и состав инвестиций и их эффективность, использование и воспроизводство основных фондов, спрос и др
2 Прогнозы природных ресурсов
характеризуют вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот и охватывают все виды общественного воспроизводства топливо и минеральные ресурсы, ресурсы Мирового океана растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды
3 Научно-технические прогнозы
рассматривают достижения научно-технического прогресса оказывающие существенное влияние на размещение производства природные факторы
4 Демографические прогнозы
охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного насечения, его квалификационный состав Они включают показатели численности и естественного движения населения (рождаемость, смертность), соотношения по потовому и возрастному составу и др.
5 Прогнозы социального развития
исследуют перспективы развития отраслей непроизводственной сферы общее и профессиональное образование культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство бытовое обслуживание населения и др.
Нервно — психическая устойчивость у людей с различными социально ...
... Прогноз». Итак, соотнося данные методики «Прогноз» и социально-демографического опросника, можно отметить следующее. Обследуемые с высокими показателями по методике «Прогноз», иллюстрирующими высокий уровень нервно-психической устойчивости, ... являться детерминирующим фактором для формирования нервно-психической устойчивости. Следующий раздел социально-демографического опросника — бытовые зависимости. ...
По масштабу прогнозирования выделяют:
1 Макроэкономические включают прогнозы основных макроэкономических прогнозы показатели развития государства,
2 Межрегиональные и
межотраслевые
содержат прогнозы народнохозяйственных комплексов (топтивно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.
3 Отраслевые прогнозы
содержат прогнозы развития основных страстей национальной экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства транспорта, образования и других отраслей)
Критерий (тип) прогноза
Характеристика прогноза
4 Региональные прогнозы
содержат прогнозы развития национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации,
5 Прогнозы первичных звеньев национальной экономики
исследуют перспективы развития предприятий и организации
В соответствии с проблемно-целевым критерием различают.
1 Поисковый прогноз (или ис следовательский трендовый генетический)
предполагает определение возможных состояний изучаемого явления в будущем при условном продолжении в будущее тенденций развития сложившихся в прошлом и настоящем Такой прогноз отвечает на вопрос что вероятнее всею произойдет при условии сохранения действующих тенденций
2 Нормативный прогноз (или программный целевой)
выполняется с целью определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Такой прогноз отвечает на вопрос какими путями достичь желаемого
Порядок и последовательность разработки прогнозов выполняется в несколько этапов:
1 и этап — прогнозная ретроспекция, т е установление объекта прогнозирования и прогнозного фона.
2-й этап — прогнозный диагноз, в ходе которого исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования.
3-й этап — проспекция, т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе: 1) расчет прогнозируемых параметров на заданный период упреждения; 2) синтез отдельных составляющих прогноза.
4-й этап — оценка прогноза, в том числе его верификация, т.е. определение достоверности, точности и обоснованности.
Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или иного материала и представляются заказчику.
Полученный прогноз в дальнейшем может быть подвергнут корректировке, т.е. уточнению по результатам верификации, с учетом дополнительных материалов и исследований.
Программирование. Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов.
Целевая программа — это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития.
Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста
... утолщение. Но неприятная возможность легко переохладиться или перегреться не снижается. Костная система. У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. Ее окостенение еще ...
Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности объединений — холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп, крупных предприятий. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.
Таким образом, прогнозирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.
2. Программирование социально-экономического развития
Необходимость и ограничения целевых программ. Программирование является чрезвычайным методом активного вмешательства государства в процессы социально-экономического развития. Оно используется там и тогда, где и когда обычные методы и механизмы рыночной экономики и ее государственного регулирования не способны решить крупные проблемы экономического, социального, технологического, экологического, территориального развития. Поэтому применяться этот метод должен в узком секторе стратегического прорыва, оставляя широкое поле функционированию обычных методов рыночного хозяйствования.
Целевые программы народнохозяйственного уровня как важнейшая составная часть стратегического планирования впервые были применены в нашей стране в 20-30-е гг. (план ГОЭРО, программа создания Урало-Кузнецкого комбината).
Затем они получили широкое применение и в других странах. В методологии и организации современного программирования допущены крупные ошибки. Число программ значительно увеличилось, они не в полной мере обеспечивались ресурсами, не представляли собой единой системы. Так, на 2001 г. было утверждено 126 программ и 31 подпрограмма, финансируемые из федерального бюджета на сумму 52,2 млрд руб. Иногда объектом программ становились малозначимые проблемы явно не стратегического характера. На 2002 г. число федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, финансируемых из федерального бюджета, резко сокращено, выделение ресурсов на каждую из программ увеличено.
Игнорирование стратегического характера программирования привело к его девальвации. Оно стало модой, применялось слишком широко и, не обеспечивая стратегических прорывов, становилось имитацией активной роли государства в социально-экономическом развитии. Необходимо вернуться к научно обоснованной методологии и технологии разработки и реализации целевых программ.
Антикризисные программы. Особым видом программирования социально-экономического развития являются антикризисные программы. Они разрабатываются правительством и утверждаются законодательными органами страны в периоды кризисных фаз экономических циклов. Группа экономистов ООН, отразив мировой опыт, разработала рекомендации по содержанию антикризисных программ. Рекомендовано правительствам в периоды экономических кризисов поддерживать эффективный спрос населения (в том числе путем уменьшения налогов), регулировать объем частных инвестиций (включая предоставление специальных кредитов, налоговые льготы для инвесторов), планировать государственные инвестиции, стабилизировать доходы от сельского хозяйства с помощью программ поддержания цен, использовать программы общественных работ. Многие меры, предпринимавшиеся российским правительством в годы кризиса 90-х гг., шли в разрез с этими рекомендациями, что способствовало углублению кризиса[3].
Сущность и роль программ регионального социально- экономического развития
... программ социально-экономического развития нескольких субъектов Российской Федерации были разработаны две крупные программы, которые вобрали в себя проблемы социально-экономического развития многих субъектов («Юг России (2002-2006 г.г.)» и «Сокращение различий в социально-экономическом развитии ...
Поскольку кризисы в условиях рыночной экономики являются регулярно повторяющимся явлением, необходимо, обобщив имеющийся позитивный и негативный опыт, разработать методологию системы мер государственного регулирования в условиях кризиса. Это позволит проходить эту фазу цикла возможно быстрее и с меньшими потерями для населения, предпринимателей и государства. Конечно, эти меры не могут быть универсальными, поскольку каждый кризис имеет специфические черты. Однако они помогут значительно повысить эффективность государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.
Система целевых программ. Если оставить в стороне программы, разрабатываемые предприятиями, холдингами, корпорациями и т.п., то такая система включает программы по четырем уровням управления. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во-вторых, региональные целевые программы. Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами. В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации).
В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.
По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории: а) научно-технические и инновационные, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа «Развитие гражданской авиационной техники России»); б) социальные, обеспечивающие решение крупных социальных задач (например, программы «Старшее поколение», «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»); в) экономические, решающие проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей (например, программа «Энергоэффективная экономика»); г) экологические, направленные на решение крупных экологических проблем (например, программа «Повышение плодородия почв»); д) региональные и межрегиональные, обеспечивающие поддержку Федерации в решении стратегических проблем территориального развития (например, программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»); е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы).
Задержка внутриутробного развития и роста
... плода, развитием подкожной клетчатки и мышц. 2. Задержка внутриутробного развития и роста 2.1 Определение Задержка внутриутробного развития 2.2 Код задержки роста плода ... от генетического груза популяции, от социально-экономических условий, а также от таких географических ... й неделями гестации рост эпителия преобладает над ростом мезенхимы, происходит дальнейшее развитие структуры легочного ацинуса, ...
По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет).
На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.
Технология разработки и реализации программ. Обобщая накопленный опыт, можно определить следующие технологические этапы разработки целевых программ федерального уровня. Выбор объекта программы. Исходным пунктом разработки целевой программы является выбор ее объекта, чему обычно уделяется недостаточное внимание. Во-первых, это должна быть узловая точка в развитии той или иной системы или подсистемы, обеспечивающая стратегический прорыв, решение крупной народнохозяйственной проблемы. Во-вторых, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы сконцентрировать на нем ресурсы, которые могут обеспечить в заданные сроки перелом траектории развития. В-третьих, это поле должно быть достаточно широким, чтобы затем расширить фронт прорыва обычными рыночными методами и обеспечить существенное улучшение ситуации в выбранном стратегическом направлении.
Построение «дерева целей». Прежде всего следует определить генеральную цель программы, выразив ее четко, однозначно и количественно измеримо, чтобы по ходу выполнения программы и по ее окончании можно было измерить степень ее выполнения. Затем определяется система целей первого уровня, без которой не может быть достигнута генеральная цель. Далее идут цели второго уровня по каждой из целей первого уровня и т.д. В итоге получается ветвистое «дерево целей», ствол которого — генеральная цель. По сути дела, на этом этапе вырабатывается логика критериев реализации программы. К этой работе нужно привлечь ученых и специалистов разного профиля — системщиков, технологов, маркетологов, гуманитариев и т.д.
Построение системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, идет в обратном порядке. Начинают с целей нижнего уровня, двигаясь к генеральной цели. Здесь важно строго соблюдать логику обеспечения достижимости каждой цели, ибо невыполнение хотя бы одной из них резко снизит эффективность всей программы.
Структуризация программы. Исходным «кирпичиком» каждой программы является проект. На основе анализа системы мероприятий формируется набор проектов, составляющих ткань программы. Они затем объединяются в блоки и подпрограммы. В каждом из звеньев структуры программы должно быть обозримое число элементов, чтобы обеспечить управляемость. Проекты распределяются во времени, согласовываются между собой.
Оценка затрат и эффективности проектов, подпрограмм, программы в целом — решающий этап. По каждому проекту оцениваются необходимые затраты на разработку, инвестиции и проч. Производится предварительная оценка объемов выпуска и продаж продукции, цен, эффективности и окупаемости (если речь идет о коммерческом проекте).
Полученные данные суммируются по блокам проектов, подпрограммам и программе в целом. При этом могут выявляться неэффективные, убыточные проекты и их блоки. Принимаются решения о повышении их эффективности или об изъятии. Возможно их сохранение, если убыток перекрывается дополнительным доходом от реализации смежных проектов. В итоге этого этапа уточняется структура программы, а в отдельных случаях может быть принято решение о прекращении работы над ней, если она окажется убыточной, неэффективной. Определяются источники финансирования программы.
Программы по развитию интереса дошкольников к чтению
... множество программ. Приведем две такие программы. Цель этих программ – литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психологических особенностей дошкольников. Вырезано., ... стереотипы оценки прочитанного . 1. 2 Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких ...
Создание целевых структур. Прежде чем представить программу на утверждение, нужно определить, кто будет по ней государственным заказчиком, основным исполнителем и соисполнителями. Важно далее создать целевые структуры для выполнения отдельных проектов, подпрограмм, программы в целом, сформировать нормативную базу, обучить персонал. Можно возложить проведение этих работ на существующие структуры. Однако опыт показывает, что более эффективно их выполняют целевые, вновь созданные организации. Это могут быть малые и средние предприятия по отдельным проектам, холдинги, консорциумы или финансово-промышленные группы по программам, транснациональные корпорации по межгосударственным программам. Обучение персонала лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы и стажировки участники реализации проектов и программы овладели общими приемами работы, понимали друг друга, взаимодействовали. Это повысит эффективность программных работ.
Управление реализацией программы и проектов целесообразно организовать по принципу «тройки». По каждому проекту координацию работ осуществляют заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и исполнительный директор, который организует выполнение работ, распоряжается финансами. Аналогичен принцип управления подпрограммами и программой в целом. На этих уровнях создаются координационные советы, которые возглавляются первыми лицами.
Контроль и приемка выполненных работ осуществляются в течение всего срока реализации программы. Контроль следует иметь независимый от исполнителей программы, чтобы объективно оценивать полученные результаты и вовремя внести коррективы и в крайнем случае прекратить работу по проекту, подпрограмме или программе в целом, если обнаружится их неэффективность. Для приемки отдельных очередей проекта, подпрограммы и программы и по их завершению создается авторитетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы. Соблюдение изложенной выше технологии программирования существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития.
3. Прогнозирование социально –экономического развития страны
Прогноз отраслевой структуры СЭС. Долгосрочное развитие СЭС предполагает постоянное поддержание рациональной, прогрессивной отраслевой структуры. Поэтому структурный прогноз предполагает на основании прогноза экономического роста и развития отдельных отраслей СЭС разработку вариантов рационального соотношения развития отраслей (приоритеты развития) с учетом прогнозируемых факторов производства. При этом должны быть учтены требования, предъявленные спросом хозяйствующих субъектов (совокупным спросом) к отраслевой структуре СЭС.
Занятость как социально-экономическая категория и социальный ...
... 1.2 Социально-экономическая сущность занятости и социальный статус Г. Г. Меликьяна как экономическую категорию; как социальную категорию. экономическая С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. Она определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, качество жизни населения и отдельных ...
В задачи прогноза структуры СЭС входит предсказание динамики развития каждой отрасли экономики, определяемой как потребностями в продукции отрасли, так и возможностями роста, определяемыми имеющимися ресурсами, их составом, участием в их воспроизводстве, экономическими функциями отрасли во взаимодействии с другими отраслями.
Прогноз отдельных отраслей, опирающийся на внутренние закономерности их развития, может не соответствовать результатам, вытекающим из межотраслевых расчетов. Здесь необходим анализ причин этих расхождений, учет результатов автономных прогнозов с целью уточнения и обогащения прогноза структуры СЭС в целом.
Разрабатывается несколько вариантов прогноза отраслевой структуры. Они основываются на вариантах прогноза развития науки и техники (прогноза НТП), отличающихся объемом финансирования; прогноза природных ресурсов; экологического прогноза в части ограничений по темпам развития отраслей, подотраслей и производств; внешнеэкономического прогноза, предполагающего различные возможности технико-экономического сотрудничества с другими странами, экспорта (импорта), возможности привлечения иностранных инвестиций и техники; военно-стратегического прогноза в части потребности в оборонной технике, рассчитанной на основе принципа оборонной достаточности (оборонной доктрины) страны.
Процесс разработки прогноза структуры, как и прогноза любого объекта, проходит в режиме итерации, т.е. используя данные базовых прогнозов, прогноз структуры СЭС передает в свою очередь другим блокам свою информацию, и это повторяется до тех пор, пока не будет достигнут приемлемый результат.
В итоге прогноз структуры должен быть взаимосвязан с прогнозами, характеризующими различные аспекты формирования ресурсов, а также прогнозами, формирующими потребности. Относительно ресурсов устанавливаются взаимосвязи с прогнозом природных ресурсов, прогнозом инвестиций основных производственных фондов и занятости в материальном производстве, а потребностей — взаимосвязи с прогнозом уровня жизни, в особенности в части прогнозов структуры потребления, учитывающих влияние на эту структуру изменений доходов населения. Эти связи имеют существенное значение не только для прогноза структуры, но и для макроэкономических расчетов.
В прогнозировании структуры используются различные методы: экспертные оценки, эконометрические модели, метод сценария, экономико-математические модели, в том числе и метод разработки межотраслевого баланса (МОБ).
Если спрогнозирован спрос на продукцию всех отраслей, можно используя коэффициенты прямых затрат (технологические коэффициенты) МОБ, полученные на основе ретроспективного анализа, просчитать объемы промежуточной продукции и соответственно валовой продукции отраслей.
Прогнозирование развития межотраслевых комплексов. В условиях становления рыночной системы усиливаются интеграционные связи между различными секторами экономики и социальной сферы: отраслями, подотраслями, первичными звеньями хозяйствования, регионами. Особенно большое усиление интеграционных процессов характерно для межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.
Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ — процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования).
Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.
Разработка прогнозов развития межотраслевых комплексов направлена на решение возникших проблем в кратчайшие сроки. Для этого выявляются причины возникновения проблем, анализируются механизмы их действия, причины тех трудностей, которые препятствуют развитию производства.
В прогнозах выявляется также возможность, целесообразность дальнейшего усиления интеграционных процессов, совершенствования экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами различных отраслей внутри комплексов, изменения организационных форм хозяйствования, схем управления комплексами.
Каждый межотраслевой прогноз содержит обоснование, расчет количественных показателей комплекса, в которых отражена динамика объемов производства, масштабов хозяйственной деятельности. В агропромышленном комплексе такими показателями являются прежде всего показатели обьемов сельхозпродукции — растениеводства и животноводства.
Прогнозирование экономического роста.
Наибольшее распространение в прогнозировании экономического роста в странах с более или менее стабильной социально-экономической системой получили многофакторные эконометрические модели типа:
Используются и однофакторные модели как, например, модель, выражающая зависимость показателя эконометрического роста от времени (трендовая модель), или модель, выражающая зависимость показателя экономического роста только от величины трудовых ресурсов (I) для анализа и прогнозирования в краткосрочном периоде, когда изменения производственных фондов, т.е. капитала (К), незначительны по сравнению с предыдущим годом.
Наиболее известна двухфакторная модель в форме производственной функции:
В зависимости от величины ? и ? может иметь место три типа экономического роста.
1. Если ? + ? = 1, это значит, что выпуск национального продукта (дохода) увеличивается пропорционально затратам факторов производства, капитала и труда (функция Кобба—Дугласа).
Их суммарная экономическая эффективность остается неизменной, происходит чисто экстенсивное расширение производства, когда низкая эффективность капитала (низкая фондоотдача) покрывается приростом трудовых ресурсов.
2. Если ? + ? > 1, это значит, что при росте факторов производства в п раз, выпуск продукции увеличивается более чем в п раз, т. е. рост производства отражает рост совокупных затрат факторов. Но это возможно тогда, когда под воздействием внедрения достижений НТП, которыми обычно являются применение новой техники и/или технологии, повышается производительность производственных фондов (фондоотдача), или при той же эффективности фондов повышается эффективность трудовых ресурсов. В первом случае ? > ? и рост является фондосберегающим, во втором случае ? > ? рост является трудосберегающим.
3. Если ? + ? < 1, это значит, что выпуск продукции увеличивается медленнее по сравнению с ростом затрат факторов производства. При этом снижается суммарная эффективность, происходит деинтен-сификация роста.
Во втором случае, когда ? + ? > 1, в результате влияния НТП в производственной функции можно выделить член, отражающий это влияние. Если влияние НТП носит неравномерный характер, то функция принимает вид:
Можно отойти от вышеописанного вида производственной функции и рассмотреть зависимость результата производства (У) не непосредственно через значения факторов производства, а опосредованно — через факторы, влияющие как на величину (оценку) факторов, так и на их эффективность.
Сами факторы производства (капитал, труд, НТП) выступают как первичные (глобальные), а факторы, влияющие на них,— как вторичные.
Вторичные факторы можно разделить на те, что влияют на величину глобальных факторов, и те, что влияют на их эффективность.
В краткосрочном периоде прогнозирования, когда возможности увеличения производственных мощностей (предложения) минимальны, наблюдается существенная связь экономического роста с совокупным спросом, структурой совокупного спроса, динамикой и характером (структурой) распределения доходов, политикой перераспределения доходов правительства, развитием финансовых и кредитных отношений, денежно-кредитной политикой правительства. В среднесрочном периоде наиболее существенна связь с ростом инвестиций и структурными сдвигами. В долго-срочном периоде — на первый план выходят зависимости от социального и научно-технического прогресса, а также демографических изменений.
Однако для прогноза экономического роста показатели динамики трудовых, природных и зоологических ресурсов, а также «рукотворных» ресурсов являются экзогенными переменными, так как они определяются в рамках автономных прогнозов, а динамика производственных фондов является эндогенной переменной, потому что она определяется в рамках данного прогноза и является его элементом. Расширенная схема представлена на рис. 3.1.
Рис 3.1. Взаимодействие прогнозной информации при прогнозировании экономического роста
Прогнозирование совокупного спроса. Известны ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Обращает на себя внимание сходность состава показателей, определяющих ВВП по сумме расходов, и неценовых факторов, определяющих совокупный спрос.
В прогнозных исследованиях на краткосрочный и среднесрочный периоды на макроуровне моделирование потребительского спроса занимает приоритетное место. Это обусловлено тем, что потребительский спрос определяет большую долю ВВП, влияет на структуру производства, общий уровень цен (инфляция), динамику цен в разных секторах экономики. Макроэкономическая функция потребительского спроса показывает зависимость объема товаров и услуг, на который предъявляется спрос населения от основных факторов, которые определяют этот спрос.
Таковыми являются: располагаемый (чистый) личный доход населения, уровень цен, уровень налогов на физических лиц, изменение процентной ставки по кредитам.
Прогнозирование темпов инфляции. Инфляция — это обесценение национальной валюты. В результате этого происходит обвальное повышение цен на товары и услуги (открытая инфляция).
Но если государство «замораживает» цены и действуют при этом инфляционные факторы, то растет инфляционный потенциал (подавленная инфляция), и если цены «отпустить», произойдет их лавинообразный рост. Инфляция вызывает рост цен, но не всякий рост цен связан с инфляцией.
Рассмотрим инфляционные причины роста цен.
1. Диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», то это приводит к росту массы денег в обращении, следовательно — повышению уровня цен.
2. Инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю национального богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга другим странам, для покрытия которых государство увеличивает денежную массу.
Для исследования соотношения между ростом денежной массы и ее товарным покрытием необходим анализ динамики производства и уровня цен. Именно индекс цен сигнализирует об инфляции. Рассмотрим подробнее этот показатель. Для вычисления индекса цен берут отношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора «рыночной корзины» для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Обычно состав товаров в «рыночной корзине» подбирается таким образом, чтобы группа была статистически представительной, включала как можно больше товаров, которые приобретаются всем населением. Выражается индекс обычно в процентах:
Существует мнение, что нужно заменить показатель темпа прироста потребительских цен показателями прироста дефлятора ВВП, который показывает увеличение ВВП за счет роста цен:
Номинальный ВВП
Дефлятор ВВП = —————————.
Реальный ВВП
У каждого из этих показателей есть свои преимущества и свои недостатки. Индекс цен обладает несомненными преимуществами перед индексом (темпа прироста) дефлятора ВВП благодаря относительной простоте и оперативности его расчетов. Без больших затрат его можно определить не только для годовых, но и месячных, а также недельных интервалов. Именно поэтому он широко используется в самых различных целях — от теоретического анализа до практических расчетов индексации доходов населения.
Для предсказания динамики инфляции необходимо учитывать взаимное влияние основных факторов экономического развития и определить соответствующие временные лаги. Обычно же изучение вопроса ограничивается анализом динамики денежной массы и индекса потребительских цен. В различных странах разрабатываются разнообразные модели прогнозирования уровня инфляции, учитывающие специфику данной национальной экономики.
Прогнозирование уровня жизни населения. Прогноз уровня жизни, входящий в комплекс «социально-экономические прогнозы», может считаться и базовым прогнозом, так как он служит основой для определения целей экономического развития (наряду с прогнозом развития социальной сферы), а также определения минимума народного благосостояния, в том числе и для наименее защищенных слоев населения.
Рост производства создает условия для увеличения совокупного спроса, а правительство должно путем политики перераспределения доходов решать задачи более справедливого их распределения, чем это делает сама экономическая система, защиты наименее обеспеченных слоев населения. Можно сказать, что прогнозирование уровня жизни представляет собой прогнозирование уровня народного благосостояния.
Главная задача прогнозирования уровня жизни состоит в том, чтобы, как минимум, определить условия, препятствующие в перспективе падению жизненного уровня населения, а также условия, необходимые для роста народного благосостояния.
В условиях возрастающей роли развития техники и технологии, появления новых потребительских стоимостей (полезностей) важнейшей проблемой прогнозирования уровня жизни становится прогнозирование изменения (движения) потребностей (спроса) как в количественном, так и качественном выражении. В процессе разработки прогнозов уровня жизни используется система комплексных показателей: демографических, в том числе трудовых: прироста населения и отдельных социальных групп, продолжительности жизни, занятости, безработицы и ее структуры; социальных: а) численность населения по различным уровням образования, доля средств в федеральном бюджете и в совокупных расходах населения на здравоохранение, образование и культуру, отражающих уровень удовлетворения потребностей в развитии личности; б) уровня и качества обеспеченности населения жильем и коммунальными услугами; экологических, показатели окружающей среды, отражающие уровень удовлетворения потребностей в здоровой среде обитания; экономических: производство ВНП (ВВП), ЧИП и НД на душу населения.
Прогнозируются комплексные показатели доходов домашних хозяйств (семей), их расходы на конечное потребление товаров и услуг. При этом доходы населения прогнозируются по различным группам. Прогнозируются также объемы потребления важнейших материальных благ в натуральном выражении. В состав номинальных доходов включаются: денежные; натуральные; косвенные доходы населения. Реальные доходы населения получаются путем вычета из номинальных доходов оплаты услуг, обязательных платежей и налогов. Конечные доходы определяются путем вычета из реальных доходов добровольных платежей и взносов, прироста сбережений, сокращения задолженности населения за товары и имущество, купленные в кредит. Для прогнозирования дохода населения основное значение имеет величина личного располагаемого дохода (ЛРД) населения, в том числе оплата труда (заработная плата плюс надбавки) и трансфертные платежи (ТП), включающие выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице и т.д. Это основная часть номинальных доходов — денежные доходы. Для начисления личного располагаемого дохода используются прогнозные значения ВВП и объема амортизационных отчислений (АО), а также объем косвенных налогов (КН).
Расчет ведется по формуле:
где ЛРД — прибыль коммерческих организаций.
Для прогнозирования доходов необходимо прежде всего определить основной источник — среднемесячную заработную плату по стране. Для этого используется показатель (индекс) роста производительности труда в производственной сфере.
Показатель производительности труда исчисляется как отношение объема продукции в сопоставимых ценах к численности работающих в производственном секторе экономики. Для расчетов используется индекс — соотношение темпов роста среднемесячной зарплаты и производительности труда. Индекс устанавливается обычно экспертным путем на основе его нормативного прогноза по отраслям, использования отраслевых данных по объему производства продукции.
где ЗП — годовая заработная плата работающих; АО — объем амортизационных отчислений; Пр — балансовая прибыль; КН — косвенные налоги. На основании среднегодового фонда заработной платы по прогнозируемым коэффициентам исчисляется объем социальных трансфертных платежей. На рис. 3.2. представлена схема прогнозных балансов доходов населения.
Рис 3.2. Прогноз баланса доходов населения
Аналогичным образом рассчитывается среднемесячная зарплата в сфере услуг, а также косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной сферы, обслуживающих население.
Прогнозирование занятости населения. Уровень и характер занятости населения непосредственно влияют на его материальное положение, доходы, потребность в социальной защите. Занятость населения — это один из важнейших индикаторов состояния социальной сферы страны.
Цель прогнозирования занятости — это рациональное использование трудового потенциала страны во всех регионах, максимальное обеспечение населения работой. Безотносительно к конкретным условиям экономической системы необходимо стремиться к достижению полной занятости, что означает предоставление возможности всем желающим и способным трудиться в общественном производстве. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда существуют фрикционная и структурная безработицы, а вынужденная (цикличная), вызванная спадом производства, безработица равна нулю.
Для прогнозирования занятости следует учитывать многообразие ее видов, имеющих свои преимущества и недостатки, которые следует оценить и учесть в прогнозе.
Помимо полной занятости, существует еще и неполная, которая стала в современной России очень распространенным явлением.
В зависимости от характера динамики занятости в течение прогнозируемого периода различают стабильную (равномерную) и нестабильную занятость. Естественно, значительные колебания последней нежелательны.
При прогнозировании возникает необходимость выявления постоянной, временной и сезонной занятости. Значительный удельный вес временно занятых в общей численности работающих нежелателен по экономическим и социальным причинам: уровень эффективности их труда, как правило, ниже, чем у постоянно занятых, а размеры доходов выше. Что касается сезонной занятости, то ее наличие обусловлено отраслевыми особенностями.
Сейчас в РФ сильно колеблется уровень территориальной занятости: существуют трудодефицитные и трудоизбыточные регионы. Прогнозы должны составляться с целью принятия государственных решений по снижению этой разницы, так как она препятствует равномерному социально-экономическому развитию территорий и в конечном итоге отрицательно отражается на темпах развития экономики и социальной сферы всей страны.
Отраслевая занятость в современных условиях также неодинакова: существуют отрасли, в которых происходит отток трудовых ресурсов по различным причинам, и отрасли, где предложение рабочих кадров превышает спрос на них. Устранение этого дисбаланса должно стать одной из целей социально-экономического прогнозирования.
Выделение социальной занятости позволяет оценить и спрогнозировать уровень занятости различных социальных групп: рабочих, служащих, пенсионеров.
Разрабатывается также и прогноз профессиональной занятости, т. е. занятости отдельных профессиональных групп: учителей, врачей, научных работников и т. д., с учетом того, что в каждой отрасли используется труд представителей различных профессиональных групп.
Очень важное значение при разработке прогноза имеет выявление и обоснование возрастной занятости населения, т. е. занятости отдельных возрастных групп.
Соотношение различных видов занятости образует структуру занятости населения, которая является одним из основных параметров прогноза, так как посредством изменения пропорций между различными видами занятости в определенных направлениях осуществляется обоснование достижения наиболее эффективного варианта занятости населения в прогнозируемом периоде.
С целью определения расходов населения, относящихся к блоку «Расходы на социальные и культурные мероприятия и науку» в части жилищно-коммунального хозяйства, проводится прогнозирование его развития. Для прогнозирования развития ЖКХ применяются следующие показатели:
1. Исходный показатель — это наличный жилой фонд как совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности.
2. Общая потребность в жилой площади в прогнозируемый период, рассчитанная исходя из перспективной численности населения и нормы его обеспечения жилплощадью на 1 жителя.
3 Дополнительная потребность в жилплощади в прогнозируемый период, рассчитываемая как разность между общей потребностью в жилой площади и наличным жилым фондом с учетом выбытия.
4. Ввод в действие жилой площади и объем капитальных вложений в жилищное строительство в прогнозируемый период, определяемые на основе предыдущего показателя и средней стоимости строительства 1 м2 жилой площади, дифференцированной по регионам страны.
Прогноз развития ЖКХ строится на основе анализа сложившейся в этой отрасли ситуации с помощью указанных показателей и обязательно с учетом специфики рынка жилья и деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Поэтому в условиях относительно низких доходов основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья для обеспечения его доступности необходима государственная поддержка населения. При составлении прогнозов развития ЖКХ следует учитывать и особенности ситуации, сложившейся в РФ и препятствующей выполнению намеченных целей.
Что касается сферы бытовых услуг для населения, то к ней относятся организации, оказывающие следующие услуги: ремонт и индивидуальный пошив одежды и обуви; ремонт радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и приборов; изготовление металлоизделий; ремонт и техническое обслуживание транспортных средств; ремонт и изготовление мебели; химчистка и хранение; ремонт и строительство жилищ; услуги фотографий, парикмахерских, прачечных, пунктов проката; ритуальные услуги; транспортные услуги.
Прогнозирование развития сферы бытовых услуг основано на расчетах потребности населения в этих услугах и зависит от множества факторов: степени развития сферы услуг; динамики численности населения; уровня денежных доходов населения; уровня динамики цен на услуги; обеспеченности населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования и их качества.
При разработке прогноза следует учитывать, что снижение доходов населения, произошедшее в России в последующие годы, вызвало резкое снижение спроса на бытовые услуги. Это привело к тому, что многие организации этой сферы прекратили свое существование, а цены rex, которые выжили, сделали эти услуги недоступными большинству жителей России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, прогнозирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.
Экономическое прогнозирование — это научная дисциплина, имеющая своим объектом процессы, связанные с экономической деятельностью, а предметом — познание возможных состояний, функционирующих экономических объектов в будущем.
Согласно структуре экономического предвидения основная задача экономического прогнозирования заключается, во-первых, в описании возможных состояний экономических объектов в будущем, во-вторых, в создании условий для принятия рациональных управленческих решений. Итог экономического прогнозирования -экономический прогноз, который позволяет:
а) оценивать состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений,
б) определить возможности для изменения будущих событий,
в) выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем,
г) осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего,
д) моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.
Программирование так же используется государством при моделировании развития экономики.
Обязанность государства – проводить достаточно жесткую макроэкономическую политику, не допускать инфляцию в таких размерах, когда она становится разрушительной. Государство должно осуществлять контроль за денежной сферой, за количеством денег в обращении, я думаю, не будут спорить ни либералы, ни государственники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prognoz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stran/
1. Федеральный закон от 20.07.95 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально -экономического развития Российской Федерации» // Российская газета 1995, 26 июля.
2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика М.: Дело и сервис, 1998 – 560с.
3. Алексеева М. А. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997
4. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие.-М.: ИНФРА, 2002- 260с.
5. Владимирова Л П Прогнозирование и планирование в условиях рынка М Изд-во Дом «Дашков и Ко» 2000 -380с.
6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие, 1 часть. Составитель Сидоренко О.В. –Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2001 -80с.
7. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие, 1 часть. Составитель Коношко Л.В. . –Хабаровск, РИЦ ХГАЭП, 2002 -84с.
8. Прогнозирование и планирование в экономике: Учебное пособие / под ред. Борисевича В.И.ю. Кандауровой Г.А.. –Мн.: Интерпрессервис, 2001 – 380с.
9. Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник –М.: Высш. Школа, 2002 -304с.
10. Соколинский В. М. Государство и экономика. – М., 1997.
11. Яковец Ю. В. Прогнозирование циклов и кризисов. М.: МФК, 2000
[1] Владимирова Л П Прогнозирование и планирование в условиях рынка М Изд-во Дом «Дашков и Ко» 2000 -с. 38
[2] Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник –М.: Высш. Школа, 2002 -304с.
[3] Россия 2015: Оптимистический сценарий. М.: ИЭ РАН-ММВБ, 1999. С. 336-352