Актуальностьпроблемы исследования обусловлена тем, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности в юношестве.
В качестве главного результата самоопределения личности в юношеском возрасте психологи называют потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Поэтому характерным приобретением юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Основой профессионального самоопределения становиться личностная активность человека, которая является показателем умения занимать в жизнедеятельности в целом или в конкретной ситуации профессионального выбора позицию субъекта. Для того чтобы человек смог реализовать себя в качестве субъекта, он должен уметь согласовывать свои способности и возможности с внешними требованиями, носящими для него характер объективных и необходимых требований.
Цель нашего исследования изучить процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
В соответствии с целью мы ставим следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных психологических, исследований по проблеме профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
2. Изучить психологические особенности развития личности в юношеском возрасте.
3. Определить в чем заключается сущность процесса профессионального самоопределения.
4. Рассмотреть самопознание и самооценку как составляющих процесса профессионального самоопределения.
Ценностно-смысловая основа профессионального самоопределения в период юности
... ценностно-смысловой основы профессионального самоопределения в период юности на современном этапе. Задачи: обзор литературы по проблеме (юность как специфический возрастной этап; ценностно-смысловая сфера личности; понятие и сущность профессионального самоопределения; роль ценностно-смысловой сферы в профессиональном самоопределении); подготовка ...
3. Провести экспериментальное исследование особенностей профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Объект исследования: личность в юношеском возрасте.
Предмет: процесс профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования:Предполагается, что одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности.
Методологической основой исследования послужили общие методологические принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, и др.), развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин), активности (В.П. Зинченко, Н.Д. Завалова, В.А. Петровский, В.А. Пономаренко), единства личности и деятельности (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
Теоретической основой исследования являются работы Е.А.Климова, Л.И. Божович, Н.С.Пряжникова, Д.Майерса, Э.Ф. Зеера, И.В. Шаповаленко, В.С. Мухиной, Б.С. Волкова др.
Нами были применены такие методы исследования как:
1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Экспериментальные методы: психодиагностические методики дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда, модифицированный вариант методики В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы.
Во введении обозначены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования, доказана актуальность изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
В первой главе «Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте» дан анализ теоретических источников, посвященных изучению данной проблемы. В данной главе отражены психологические особенности юношеского возраста, рассмотрена сущность процесса профессионального самоопределения, а также, самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения.
Во второй главе « Экспериментальное изучение профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте» рассматриваются этапы и обобщаются результаты экспериментального изучения особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
В заключении приведены результаты исследования на основании теоретического и экспериментального изучения проблемы особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. В.С. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет).
С.Ю. Головин считает, что юность — период развития человека, соответствующий переходу от возраста подросткового к самостоятельной взрослой жизни (зрелости).[11]
Психологические особенности профессионального самоопределения ...
... в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др. Все вышеперечисленное и обусловило актуальность избранной темы исследования "Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте". Объект исследования: профессиональное самоопределение личности. ...
Юность – это возраст, когда завершается физическое созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстактно-логическое мышление. Проявляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. В юности окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.[17]
Фундаментальные изменения в сфере самосознания происходят именно
в период юношеского возраста. Возникает адекватная самооценка, переход от фрагментарного видения себя целостному самоотношению. Появляется осознание собственной особенности и неповторимости, внешние оценки переходят на уровень внутренних, все это позволяет говорить о становлении Я-концепции личности.
Юношеский возраст по Э. Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.[2]
Д. Майерс считает, что в пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.[10]
И.С. Кон указывает, на то, что социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это период, в котором осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.[8]
Л.И. Божович утверждает, что самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.[1]
В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность.[17]
Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
Содержание психологической готовности к самоопределению включает:
1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
2) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
3) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.[2]
1.2. Сущность процесса профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
Существуют различные варианты определения данного понятия, однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны-то, что выбирают (объект выбора).
И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность процесса профессионального самоопределения.[15]
Профессиональное самоопределение — это осознание себя в отношении профессиональной деятельности, вследствие которого и совершается определенный профессиональный выбор; процесс самостоятельного и осознанного нахождения смыслов профессионального выбора и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.[14]
Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, о правильности выбора профессии можно говорить тогда, когда психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности.[13]
Процесс профессионального самоопределения можно также представить и в виде модели, разработанной А.А. Ростуновым, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы.
Рисунок 1.1. — Процесс профессионального самоопределения
Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы молодежи возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели.
В содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения, разработанной Н.С. Пряжниковым центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности.
Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: осознание ценности общественно полезного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране; осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты); согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми); знание о выбираемых целях; знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности. Интересы можно классифицировать как это представлено в таблице 1.1 по разным основаниям: характер содержания, объем, устойчивость, глубина, уровень действенности и силы, характер проявления. Интересы и склонности являются значимыми побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение. [13]
Таблица 1.1. – Классификация интересов
Наименование классификационного признака |
Виды интересов |
Характер содержания |
Общественно-политические. Профессионально-трудовые. Познавательные. Научные. Эстетические. Спортивные. Игровые и др. |
Объем | Широкие (большое количество привлекающих внимание объектов).
Узкие (единичный интерес).
|
Устойчивость | Устойчивые (длительный интерес).
Неустойчивые (непродолжительный интерес).
|
Глубина | Глубокие. Поверхностные. |
Уровень действенности и силы | Активные. Пассивные. |
Характер проявления | Непосредственные (прямо направленные на какую-либо деятельность).
Опосредованные (направленные на процесс деятельности и/или ее результат).
|
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу, общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».[13]
Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т.п.).
Зарождение субъективного отношения определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божович, обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п. [1].
Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного отношения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании [6].
В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй – ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несут содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержат ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т.п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем более полно удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.[15]
Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: от отдельного мотива до все более расширенной системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения, и, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.
Обычно мотивы, лежащие в основе профессионального самоопределения, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.).Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточным творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т.п.).
Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека во внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям. [12].
Тип | Класс | Подкласс |
Внутренние мотивационные факторы |
Возможности, представляемые профессиональной сферой для реализации внепрофессиональных целей |
Общение Психическое самосохранение и развитие Сохранение и укрепление здоровья Отдых и развлечения Реализация материальных ценностей Достижение желаемого общественного положения Общественная работа |
Условия труда |
Социальные Организационные Территориально-географические Физические |
|
Собственные мотивационные факторы профессии |
Результат труда Процесс труда Предмет труда |
|
Внешние мотивационные факторы | Факторы «инерции» |
Привычное занятие Стереотипы наличных социальных ролей |
Факторы «притяжения-отталкивания» |
Обыденные эталоны «социального преуспевания» Примеры |
|
Факторы «давления» |
Требования объективного характера Рекомендации, советы, указания |
В мотивации профессионального самоопределения должна существовать основа мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда.
Анализируя процесс профессионального становления личности, Э.Ф. Зеер выделяет основные моменты профессионального самоопределения:
1) профессиональное самоопределение — это избирательное отношение к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;
2) ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
3) профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;
4) актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.;
5) профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самоактуализации. [5]
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания) и практический (реальные изменения социального статуса человека).
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..
Позиция старших членов семьи., Позиция товарищей, подруг (сверстников)., Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя., Личные профессиональные планы., Способности
Различают общие и специальные способности. Общие способности – это индивидуальные способности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Специальные способности – обеспечивают успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Примеры специальных способностей по Е.А. Климову приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3. – Основные свойства специальных способностей
Наименование способностей |
Наименование основных свойств способностей |
Художественные | Творческое воображение и мышление; свойства зрительной памяти, обеспечивающие создание и сохранение ярких образов; развитые эстетические чувства, проявляющиеся в эмоциональном отношении к воспринимаемому |
Литературные | Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка |
Математические | Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; развитое логическое мышление, легкость перехода от прямого хода мыслей к обратному |
Педагогические | Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний, умений, навыков |
Организаторские | Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределять работу между людьми |
Технические | Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.д. |
Уровень притязаний на общественное признание., Информированность, Деятельность.
Таким образом, под уровнем профессионального самоопределения понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. При высоком уровне близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности, то, в чем состоит ее объективное назначение. При низком уровне ведущий мотив выражает потребность не столько в деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.
Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда. Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъект. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку.
Итогом профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте является личная профессиональная перспектива, жизненный план. Способность к сознательному, личностному и профессиональному самоопределению юношей чрезвычайно важно формировать с позиции развитых умений выстраивать жизненные и профессиональные стратегии, планировать и прогнозировать свое будущее, что требует от личности, находящейся в этом возрастном периоде качеств авторского субъекта[15].
1.3. Самопознание и самооценка как составляющие процесса профессионального самоопределения
Процесс самоопределения является динамичным и непрерывным и осуществляется на основе образований внутреннего мира личности. Данный мир создается и существует в процессе формирования и реализации многообразных взаимоотношений и взаимодействия человека в группе и обществе в целом. Именно в процессе данного взаимодействия в группах приобретается жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет систему ее отношений с окружающим миром и людьми.
Основным условием самоопределения как готовности к жизненному выбору выступает способность личности самостоятельно вырабатывать жизненные принципы и руководствоваться ими в деятельности и поведении.
Самостоятельно выработанные принципы жизнедеятельности облегчают поиски путей решения всех жизненных задач, сокращают сроки достижения психологической и социальной устойчивости, помогают находить способы и средства соотнесения общественных и личных интересов. На этой базе возникает возможность обучения навыкам способности принятия решений, умения выбирать, правильно прогнозируя последствия выбора. Без такого умения, без способностей к самоопределению человек теряет возможность обрести социальный, профессиональный, жизненный статус, реализовать свою индивидуальность.
Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
На основе выявления того, что доминирует в актуальной деятельности человека — условия ситуации или его собственные цели, — можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения. Пассивная позиция личности проявляется, когда человек «идет на поводу» обстоятельств или целей других людей. Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает стремление к достижению поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями. Высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений. [17]
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». В процессе самопознания в юношеском возрасте формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной).
В свою очередь, повышение уровня самосознания (рефлексии) обеспечивает, с одной стороны, возможность осознанного и обоснованного выбора профессий с учетом собственных психологических особенностей и, с другой — возможность более полной профессиональной самореализации в будущей профессиональной деятельности. Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере [2].
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.
В юношеском возрасте самооценка служит двум целям: самовоспитанию и прогнозированию будущей профессии.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:
1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека. [14]
Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях. Объективно и полно оценить себя в юношеском возрасте человек не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Драгунова Т.В. указывает, что по показаниям исследований старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. [3]
Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. [12]
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:
1) Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
2) Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
3) Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [7]
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.
2. Экспериментальное исследование профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте
2.1. Выявление профессиональной направленности личности в юношеском возрасте
Экспериментальное исследование проходило на базе 11 класса МОУ СОШ с. Лазарево Ленинского района ЕАО.
В эксперименте приняло участие 18 испытуемых в возрасте 16-17 лет.
Цель эксперимента: выявить профессиональную направленность личности в юношеском возрасте.
С этой целью нами был использован дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
Процедура исследования:
Испытуемым предлагается в каждой из 20 пар предлагаемых в тексте опросного листа видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Текст опросника указан в приложении 1.
Лист ответов сформирован так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Лист ответов
Ч | Т | П | З | Х |
2а | 1б | 1а | 2б | 3а |
4б | 4а | 3б | 5а | 5б |
6б | 7б | 6а | 9б | 7а |
8а | 9а | 10а | 10б | 8б |
12а | 11б | 11а | 12б | 13а |
14б | 14а | 13б | 15а | 15б |
16б | 17б | 16а | 19б | 17а |
18а | 19а | 20а | 20б | 18б |
_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.
Обработка результатов:
После заполнения листа ответов подсчитываем число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий).
Записываем полученное число плюсов, в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.
Затем аналогичным образом посчитываем число минусов и записываем их во вторую пустую строку листа ответов.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов проделываем следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записываем в последнюю пустую строку листа ответов.
Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, З, Х.
Ч – профессии типа «человек – человек»; основной объект труда человек;
- Т – профессии типа «человек – техника»;
- основной объект труда техника, технические системы;
- П – профессии типа «человек – природа»;
- основной объект труда природа;
- З – профессии типа «человек – знаковая система»;
- основной объект труда знаковая система (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.д.);
- Х – профессии типа «человек – художественный образ».
Результаты исследования:
Проводим ранжирование каждого листа ответов ДДО и находим сумму рангов для всей группы испытуемых, заносим результаты в таблицу 2.1
Таблица 2.1 – Общая структура профессиональных интересов учащихся 11 класса МОУ СОШ с. Лазарево
Тип профессии |
Человек – человек |
Человек – техника |
Человек – природа |
человек – знаковая система |
Человек – художественный образ |
Сумма рангов | 3 | 5 | 2 | 7 | 1 |
Итоговый ранг | III | IV | II | V | I |
Исследование показало, что приоритеты распределились следующим образом. Можно отметить преобладание направленности «человек – знаковая система» в выборе сферы деятельности. Необходимо отметить, что наиболее популярными были ответы: «Выполнять вычисления, расчеты» и «Работать на клавишных машинах (в частности, компьютере)». Вторую позицию занимает направленность «человек-техника». Здесь наиболее популярными были ответы:«Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством)» и «Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания». На третьем месте – «человек — человек». Были выбраны следующие ответы: «Помогать больным», «Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение» и «Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать». Четвертое место – «человек-природа». Только двум испытуемым нравиться: «Ухаживать за животными», «Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)» и «Лечить животных». На последнем месте «человек – художественный образ». Только один испытуемый направлен: «Играть на сцене, принимать участие в концертах» и«Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности».
2.2. Изучение профессионального типа личности в юношеском возрасте
Цель эксперимента: выявить профессиональный тип личности в юношеском возрасте.
С этой целью нами был использован опросник Дж. Холланда.
Процедура исследования:
Стимульный материал теста представляет собой 42 дихотомических альтернатив, каждая из которых задана в виде определенной профессии. Испытуемому необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из них. Согласно типологии личности американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Каждому типу соответствует 14 различных профессий. Это уравновешивает шкалы в количественном отношении и позволяет осуществлять сравнение выраженности того или иного типа «внутри» каждого испытуемого.
Таким образом, целью данного опросника становится определение профессионального типа личности по методике Дж. Холланда. Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам необходимо осуществить предпочтительный выбор одной из профессий. Иными словами, ответить на вопрос: Кем предпочтительней для вас было бы быть: поваром или наборщиком, садовником или метеорологом? и т.д. Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке».
Обработка результатов:
В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда. 1‑й столбец – реалистичный тип, 2‑й столбец – интеллектуальный тип, 3‑й столбец – социальный тип, 4‑й столбец – конвенциальный тип, 5‑й столбец – предприимчивый тип, 6‑й столбец – артистический тип.
Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности, по Дж. Холланду.
Характеристика типов.
1 тип. Реалистический.
Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретными объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирает профессии конкретного действия: механик, электрик, садовод и т.д. Типу свойственны математические, а не вербальные способности.
2 тип. Интеллектуальный.
Ориентирован на труд, не социален, рационален, независим, оригинален. Нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, физик и т.п. Высоко развиты как вербальные, так и невербальные способности. Гармоничный интеллектуальный тип.
3 тип. Социальный.
Ставит перед собой цели и задачи, которые позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые занятия – обучение и лечение, профессии – врач, психолог. Старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Решает проблемы, ориентируясь на эмоции, чувства и умение общаться. Зависим от группы и мнения окружающих, активен. Хорошо развиты вербальные способности, они преобладают над невербальными.
4 тип. Конвенциальный.
Характеризуется тем, что отдает предпочтение четко структурированной деятельности: любит когда им руководят. Придерживается традиционных обычаев и взглядов. Его подход к проблеме носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность ему не присущи. Черты характера: ригидность, консерватизм, зависимость. Предпочитает профессии, связанные с канцелярией и расчетом: машинопись, бухгалтерия, экономика. Обладает хорошими навыками общения, хорошими моторными навыками. Преобладают невербальные, математические способности. Это слабый организатор и руководитель, т.е. его решения зависят от мнения людей, его окружающих.
5 тип. Предприимчивый.
Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям. Он предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Это: заведующий, директор, товаровед, журналист, репортер, артист, дипломат. Ему не нравятся занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, т.е. любит давать генеральную линию, агрессивен, предприимчив.
6 тип. Артистичный.
Присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость оригинальность, независимость решений, несоциальлость – в смысле отличия от окружающих людей. В отношениях опирается на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию, которые у него хорошо развиты. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Вербальные способности преобладают, но не всегда. Очень высокие способности моторики и восприятия. Уже в молодости характерен высокий жизненный идеал, отличается акцентированным собственным «Я».
Результаты исследования:
В проводимом нами исследовании испытуемым необходимо было осуществить предпочтительный выбор одной из пары профессии, которая для них более привлекательна, и отметить свой выбор в регистрационном бланке. Данные, полученные в ходе исследования, отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Профессиональные тип личности учащихся 11 класса МОУ СОШ с. Лазарево
Количество человек |
Тип личности | |||||
Реалистич-ный | Интеллек-туальный | Социаль-ный | Конвен-циальный | Предпринима-тельский |
Артистич- ный |
|
5 | — | 4 | 7 | 2 | — |
Как видно из таблицы 2.2 самые высокие показатели были получены по шкале «Конвенциальный тип» — 7 испытуемых. Данный тип обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, послушный, практичный, склонный к порядку. Подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность не присуща, более характерен консерватизм, зависимость. Предпочитаются профессии, связанные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вербальных.
Второе место занимает шкала «Реалистичный тип» или иначе мужской тип – 5 испытуемых. Это несоциальный, эмоционально-стабильный, ориентированный на настоящее тип. Данный тип имеет следующие характеристики: честный, открытый, материалистический, практичный, бережливый. Он предпочитает ясные, приказные по характеру работы, связанные с систематической манипуляцией с объектами, избегает преподавательской и терапевтической видов деятельности, связанных с социальными ситуациями. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости и конкретности. В профессиональном выборе такие профессии конкретного действия как: животновод, механик, электрик, садовод и т.д.
На третьей позиции шкала «Социальный тип» — 4 испытуемых. Данный тип имеет следующие характеристики: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Такие черты характера как: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность на человека становятся менее важными. В профессиональном плане заинтересованы в таких занятиях как: психология, медицина, педагогика, социальная сфера.
Последнюю позицию занимает «Предпринимательский тип» — 2 испытуемых. Этот тип обладает следующими характеристиками: рискованный, энергичный, амбициозный, общительный. Избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любовь к приключениям. Для них наибольшее значение имеют руководящие роли, в которых видят удовлетворение своих потребностей быть признанным. Это: руководитель, журналист, репортер, артист, дипломат. Избегает занятия, связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Они более предпочитают неясные вербальные задачи, связанные с руководством и властью, агрессивны, предприимчивы.
По шкалам «Артистичный тип» и «Интеллектуальный тип» не определился ни один испытуемый.
2.3. Изучение факторов привлекательности при выборе профессии в юношеском возрасте
Цель эксперимента: изучить факторы привлекательности при выборе профессии в юношеском возрасте.
С этой целью нами был использован модифицированный вариант методики В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).
Процедура исследования:
Испытуемым было предложено определить будущую профессию, а затем предлагается обвести кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а колонке Б, что «не привлекает». Указывается, что следует отмечать действительно значимые пункты – то есть правила не принуждают делать выбор во всех без исключения пунктах.
А | Б |
1. Профессия одна из важнейших в обществе | 1. Мало оценивается важность труда |
2. Работа с людьми | 2. Не умею работать с людьми |
3. Работа требует постоянного творчества | 3. Нет условий для творчества |
4. Работа не вызывает переутомления | 4. Работа вызывает переутомления |
5. Большая зарплата | 5. Небольшая зарплата |
6. Возможность самосовершенствования | 6. Невозможность самосовершенствования |
7. Работа соответствует моим способностям | 7. Работа не соответствует моим способностям |
8. Работа соответствует моему характеру | 8. Работа не соответствует моему характеру |
9. Небольшой рабочий день | 9. Большой рабочий день |
10. Отсутствие частого контакта с людьми | 10. Частый контакт с людьми |
11. Возможность достичь социального признания, уважения | 11. Невозможность достичь социального признания, уважения |
Обработка результатов:
По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ).
Коэффициент значимости определяется как:
КЗ =
Где: N – объем выборки (количество обследуемых), п+ — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, п — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Коэффициент значимости может изменяться в пределах от – 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу.
Название выборки ________________________
Объем выборки ( N ) =
Факторы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
п+ | |||||||||||
п — | |||||||||||
КЗ |
Результаты исследования:
В нижеследующей таблице приведем наиболее значимые факторы привлекательности выбираемой учащимися профессии. Их место в таблице соответствует величине коэффициента значимости.
Таблица 2.3. – Ведущие факторы, определяющие отношение к выбираемой профессии учащихся 11 класса МОУ СОШ с. Лазарево
профессия | Факторы и их значимость | ||
Автомеханик | 7 | 8 | 5 |
Бухгалтер | 7 | 5 | — |
Ветеринар | 8 | 7 | — |
Инженер | 7 | 11 | — |
Менеджер | 2 | 5 | 11 |
Психолог | 2 | 1 | 8 |
Преподаватель | 1 | 11 | 2 |
Экономист | 7 | 5 | 11 |
Электрик | 7 | 8 | 10 |
Фельдшер | 1 | 2 | 8 |
Хореограф | 7 | 3 | 6 |
Юрист | 11 | 1 | 5 |
На первой позиции находится фактор «Работа соответствует моим способностям», его выбрали 7 испытуемых из 18, что указывает на высокую, адекватную самооценку учащихся.
2.4. Анализ самооценки и готовности личности к профессиональному самоопределению
На констатирующем этапе эксперимента нами были выявлены профессиональная направленность и профессиональный тип личности испытуемых, изучены факторы привлекательности при выборе профессии.
Анализ теоретических источников указывает на то, что содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития.
В связи с данными утверждениями рассмотрим, действительно ли в юношеском возрасте личность способна к адекватной оценке своих способностей, личных качеств при выборе будущей профессии. С этой целью составим таблицу 2.3.
Таблица 2.3 — Показатели
№ | Испытуемый |
Выбранная профессия |
Тип профессии |
Тип личности |
Фактор определяющий Выбор будущей профессии |
1. | Андрей С. | электрик | Ч-Т | Р | работа соответствует моим способностям |
2. | Александр Р. | менеджер | Ч-Т | С | работа с людьми |
3. | Валентина А. | бухгалтер | Ч-З | К | работа соответствует моим способностям |
4. | Дарья С. | ветеринар | Ч-П | Р |
работа соответствует моему характеру |
5. | Елена В. | юрист | Ч-Ч | П | возможность достичь социального признания уважения |
6 | Елена П. | бухгалтер | Ч-З | К | работа соответствует моим способностям |
7. | Игорь М. | инженер | Ч-Т | Р | работа соответствует моим способностям |
8. | Ирина З. | психолог | Ч-Ч | С | работа с людьми |
9. | Илона П. | экономист | Ч-З | К | большая зарплата |
10. | Константин Р. | автомеханик | Ч-Т | Р | работа соответствует моим способностям |
11. | Лариса Ж. |
преподаватель математики |
Ч-З | С | профессия одна из важнейших обществе |
12. | Марина У. | менеджер | Ч-З | К | большая зарплата |
13. | Мария Ш. | фельдшер | Ч-Ч | С | профессия одна из важнейших обществе |
14. | Нелли О. | экономист | Ч-З | К | работа соответствует моим способностям |
15. | Ольга Р. | бухгалтер | Ч-З | К | работа соответствует моим способностям |
16. | Оксана Д. | менеджер | Ч-П | К | работа с людьми |
17. | Олег Ф. | автомеханик | Ч-Т | Р | работа соответствует моим способностям |
18. | Эльвира Л. | хореограф | Ч-Х | П | работа соответствует моим способностям |
Профессиональная направленность «Человек — знаковая система» обнаружена в ходе проведенного исследования у 7 испытуемых, 6 из которых относятся к конвенциальному типу личности и лишь 1 к социальному. Для себя данные испытуемые определили свои будущие профессии как: бухгалтер (3), экономист (2), преподаватель математики (1) и менеджер (1).
Причем все 3 бухгалтера и 1 экономист выбрали профессию, так как что работа соответствует его способностям; для 1 экономиста и менеджера приоритетом является большая зарплата, преподаватель математики считает, что профессия учить детей является одной из важнейших обществе.
Согласно профессиональной типологии личности «конвенциальный тип» обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, послушный, практичный, склонный к порядку, характерен консерватизм, зависимость, математические способности развиты больше вербальных, что характерно для профессий связанных с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Все эти профессии эти профессии отнесены к профессиям типа «человек – знаковая система».
Профессиональная направленность «Человек-техника» обнаружена в ходе проведенного исследования у 5 испытуемых, 4 из которых относятся к реалистическому типу личности и лишь 1 к социальному. Сами испытуемые определили свою будущую профессию как: автомеханик (1), электрик (1), инженер (1), менеджер (1).
Испытуемые, избравшие для себя профессии автомеханика, электрика, инженера избрали для себя данные профессии, так как считают, что будущая работа соответствует их способностям. Только у 1 испытуемого данной группы, выбравшего профессию менеджера отмечен явный диссонанс. При профессиональной направленности «человек – техника», диагностирован социальный тип личности и фактором, определяющим выбор профессии является стремление работать с людьми. Все это указывает на то, что испытуемый не в состоянии правильно определить свои потребности, стремления и как следствие правильно выбрать будущую профессию.
Согласно профессиональной типологии личности реалистичный или мужской тип ориентирован на настоящее и склонен к выбору профессий конкретного действия, требующих моторных навыков. Именно к таким профессиям относятся профессии: автомеханика, электрика, инженера. Все эти профессии отнесены к типу профессий «человек – техника».
Профессиональная направленность «Человек-человек» обнаружена в ходе проведенного исследования у 3 испытуемых, 2 из которых относятся к социальному типу личности и 1 к предпринимательскому. Сами испытуемые определили свою будущую профессию как: фельдшер (1), психолог (1), юрист (1).
Согласно профессиональной типологии личности социальный тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Основные черты характера: общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. К таким профессиям относятся профессии: фельдшера, психолога. Испытуемый, выбравший для себя профессию юриста предпринимательскому типу. Для которого, характерно стремление руководить, агрессивность, отсутствие терпения и усидчивости, столь необходимых для юриста. Все эти профессии отнесены к профессиям типа «человек-человек».
Профессиональная направленность «Человек-природа» обнаружена у 2 испытуемых, 1 из которых относятся к реалистическому типу личности выбрал себе будущую профессию «ветеринар» и 1 к конвенциальному типу, своей будущей профессией он избрал профессию менеджера. К реалистичному типу личности подходит профессия ветеринара. У испытуемого, выбравшего профессию менеджера отмечен явный диссонанс. При профессиональной направленности «человек – техника», диагностирован социальный тип личности и фактором, определяющим выбор профессии является стремление работать с людьми. Все это указывает на то, что испытуемый не в состоянии правильно определить свои потребности, стремления и как следствие правильно выбрать будущую профессию.
Профессиональную направленность «Человек – художественный образ» обнаружил только 1 испытуемый, относящийся к предпринимательскому типу. Сам испытуемый определил свою будущую профессию как хореограф и считает, что работа соответствует его способностям. Необходимо отметить, что испытуемый активно участвует в деятельности художественной самодеятельности школы и села. В данном случае мы имеем вариант, когда природные способности, психологические особенности личности соответствуют выбору будущей профессии.
Таким образом, полученные результаты позволяют нам сделать ряд выводов.
Анализ теоретических источников показал, что юность – это возраст когда формируется профессиональное самоопределение личности. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии. Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что все 18 испытуемых – учащихся 11 класса, чей возраст составил 16-17 лет, то есть возраст соответствующий ранней юности определились с выбором будущей профессии. Причем у 15 учащихся, что составляет 83 % от общего числа испытуемых выбранная профессия полностью совпадает с диагностированными у них в процессе исследования профессиональной направленностью и профессиональным типом личности. Кроме того, у 8 учащихся, что составляет 45 % от общего числа испытуемых приоритетным фактором, определяющим выбор будущей профессии является то, что согласно их самооценке работа соответствует их способностям. Все это указывает на то, что у данной группы учащихся сформировалась высокая, адекватная самооценка. У 3 учащихся, что составляет 17 % от общего числа испытуемых наблюдается средний уровень самооценки, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности в выборе будущей профессии.
Заключение
В данной работе нами были рассмотрены некоторые аспекты вопросов, связанных с исследованием особенностей сторон профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Профессиональное самоопределение многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.
Изучаемая тема актуальна и значима в силу того, что развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности.
Самоопределение в период юности – это не просто фаза готовности в виде выработки критериев, но и апробирование своих сил, возможностей при разрешении разноуровневых противоречий, проблем и т.д. Самоопределившийся человек открыт и готов к переменам в жизни, изменению своего мироощущения в ней. Юношеский возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Поэтому этап профессионального самоопределения личности связан с этапом юности, поскольку он характеризуется развитием самосознания, решением задач самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: осознание ценности общественно полезного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране; осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели; согласование мечты с другими важными жизненными целями; знание о выбираемых целях; знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.
В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду профессиональной деятельности.
Одним из ключевых детерминирующих звеньев в профессиональном самоопределении личности выступает ее способность к самопознанию, самооценке, ориентации в жизненных перспективах. Основной показатель уровня профессионального самоопределения – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Итогом профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте является личная профессиональная перспектива, жизненный план.
В основе экспериментального исследования лежат следующие теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения в период ранней зрелости: профессиональное самоопределение понимается как выбор деятельности, то есть процесс развития субъекта труда. Формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Ее формирование зависит от возникновения субъективного отношения, а именно, от положительного отношения. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии. В основе положительного отношения человека к профессии лежат различные потребности, стремления и системы мотивов.
Базой нашего экспериментального исследования является МОУ СОШ с. Лазарево, Ленинского района ЕАО. Объектом исследования являются 18 учащихся 11 класса в возрасте 16-17 лет. Целью проведения эксперимента являлось выявление профессиональной направленность и профессиональной типологии испытуемых, а также факторов привлекательности выбираемой профессии.
С этой целью нами был использованы такие психодиагностические методики как: дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда, модифицированный вариант методики В.А. Ядова (модификация Н. Кузьминой, А. Реана).
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что все 18 испытуемых – учащихся 11 класса, чей возраст составил 16-17 лет, то есть возраст соответствующий ранней юности определились с выбором будущей профессии. Причем у 15 учащихся, что составляет 83 % от общего числа испытуемых выбранная профессия полностью совпадает с диагностированными у них в процессе исследования профессиональной направленностью и профессиональным типом личности. Кроме того, у 8 учащихся, что составляет 45 % от общего числа испытуемых приоритетным фактором, определяющим выбор будущей профессии является то, что согласно их самооценке работа соответствует их способностям. Все это указывает на то, что у данной группы учащихся сформировалась высокая, адекватная самооценка. Лишь только, у 3 учащихся, что составляет 17 % от общего числа испытуемых наблюдается средний уровень самооценки, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности в выборе будущей профессии.
Таким образом, гипотеза о том, одной из основных особенностей юношеского возраста является формирование профессионального самоопределения личности выдвинутая в начале исследованияподтвердилась.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/professionalnoe-samoopredelenie-v-yunosti/
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – М., 1968.
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Дону, 1996.
8. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.
9. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002.
10. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997.
12. Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов/ Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2007.
13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. – М., 2001.
14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.
15. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск, 2000.
16. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).
– М.: Гардарики, 2004.
18. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001.