Представления о дружбе в подростковом возрасте

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива. То же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения, безусловно индивидуально избирательны.

Каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален. Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т. п.

Отношение подростка к другу становится все более и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе» играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на «взрослый» язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: «Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я».

Много сил тратит подросток на поиски друга. Эти поиски, расходясь кругами, как от брошенного в воду камня, обычно захватывают любой коллектив подростков; в постоянном неуловимом движении находятся группы, меняются отношения. Ребята ищут то, что соответствует их рождающимся идеалам, новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды. Подросток очень резко осуждает те качества, которые он считает не соответствующими нравственному кодексу.

Проблема – как понимают дети подросткового возраста понятие дружба?

Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.

Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.

Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.

Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.

Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы дружбы в подростковом возрасте.
  2. Провести исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте.
  3. Составление рекомендаций.

Методы исследования – синтез полученной информации в рамках эмпирического исследования.

11 стр., 5021 слов

Межличностные отношения среди подростков

... психологических особенностей характера проявляется достаточно поздно - где-то в возрасте 20-40 лет. Поэтому межличностных отношений подростка может повлиять на его дальнейшее развитие и жизнь в целом. ... социальная психология стала одной из ведущих отраслей отечественной психологической науки. Многочисленные исследования проведены такими исследователями, как Г. Андреева, А. Бодалев, К. Платонов, Л. ...

База исследования — группа из 19 детей подросткового возраста.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Глава 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты

1.1Психологические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  1. чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  2. крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
  3. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).

Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

16 стр., 7864 слов

«Особенности взаимодействия подростков и взрослых»

... личности, ее второе рождение. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия. Подростковый возраст - это тот период жизни, ... на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны – тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья… Тема взаимодействия подростков и взрослых ...

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Имеется в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь).

Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости» : курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город. Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Подростковый возраст — это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.

16 стр., 7808 слов

Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье

... педагогического опыта. 1. Формирование здорового образа жизни в семье как социальное и педагогическое явление .1 Здоровый образ жизни как объект педагогических исследований Развитие детей и подростков зависит от их ... значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении здорового поколения русских людей, также ...

Самооценка подростка прямо связана с процессом социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры, в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

Самооценка подростка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря мнениям других. Если сверстники постоянно относятся к подростку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения.

В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т.е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т.д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»).

И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).

Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

14 стр., 6533 слов

Влияние самооценки подростков на успешность их учебной деятельности

... процесса формирования самооценки в подростковом возрасте, в определении степени влияния самооценки на учебную деятельность подростков. При выполнении работы использовались следующие теоретические и практические методы: ... значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников, подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться ...