Правонарушения в сфере социального обеспечения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы не обращая внимания на то, что тема правонарушения довольно исследована в теории права, тем не менее, она остается актуальной и по сей день.

Человечеству, наряду с правомерным поведением, всегда будет присущ его антипод – поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права, которое и выражается в правонарушениях. Поэтому, для выработки понятия неправомерного поведения, его признаков и состава важно изучить содержания правонарушения, изучить его не только лишь с юридической, но и социологической позиции.

Кроме того, исследования правонарушения принципиально оттого, что правонарушения преступают интересы, обусловливающие право и охраняемые им, и тем самым причиняющие вред общественным и личным интересам, установленному правопорядку. Это выражается в негативных последствиях правонарушения, представляющих собой несоблюдение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя не всегда) умаление, устранение какого-либо блага, ценности, субъективного права, ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения иных субъектов.

Поэтому важно не просто дать определение правонарушения, но и подчеркнуть его составляющие признаки – те элементы, которые дают возможность отделить правомерное поведение от неправомерного.

В следствии этого, целью данной работы будет являться подробное рассмотрение содержания правонарушения, социологическое определение и признаки, рассмотрение правонарушений в социальной сфере.

Для достижения поставленной цели, предполагает решения задач работы:

  • изучить сферу социального обеспечения населения;
  • дать понятие, признаки, состав и виды правонарушения в социальном обеспечении;
  • дать понятие и виды юридической ответственности в социальном обеспечении;
  • изучить установление ответственности за правонарушение законодательства в сфере социального обеспечения;
  • рассмотреть особенности применения юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения.

1 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1.Сфера социального обеспечения населения

Официального определения социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базисные, главные для данного явления.

2 стр., 831 слов

Правовое положение субъектов правоотношения по социальному обеспечению

... в рамках деятельности субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Предмет исследования – анализ правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Цель исследования – определить особенности правового положения субъектов правоотношения по социальному обеспечению. Задачи исследования: рассмотреть понятие правоотношений по социальному обеспечению, их признаки и виды; ...

Под социальным обеспечением понимают:

  • форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца;
  • систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях;
  • совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями;

— с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.

Захаров М. П. и Тучкова Э. Г. считают, что при всей наружной схожести приведённых понятий в каждом из них отражены всевозможные признаки, признаваемые авторами сущностными, но ни в одном не указаны с подабающей полнотой объективно существующие черты, свойственные для социального обеспечения как уникального многоаспектного общественного явления. Захаров и Тучкова говорят, что социальное обеспечение является как экономической, так и правовой, а также социальной категориями. Как экономическая категория социальное обеспечение служит определённым инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем — социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не считается следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, потому что государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путём организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Социальное обеспечение является и очень важной социальной категорией, так как обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определённый социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. Поэтому Захаров и Тучкова приводят такое определение социального обеспечения: социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

9 стр., 4379 слов

Реферат социальная защита населения экономические и гуманитарные критерии

... социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические ... слова «социальная защита», таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов ...

Виды социального обеспечения — предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.

Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

  • оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления:

  • имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
  • помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;

— помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку необходимые и достаточные для жизнесуществования средства. Социальное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет временный характер и не является основным или ведущим источником средств к существованию.

4 стр., 1502 слов

Понятие, виды и значение юридических фактов в праве социального обеспечения

... предоставлении нуждающимся гражданам помощи либо содержания за счет общественных или обобществленных средств. Предметом являются юридические факты в праве социального обеспечения, их составы, виды, процедуры установления и значение в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений. ...

К социально-обеспечительной помощи относятся:

  • пособия;
  • компенсации;
  • льготы;
  • некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;
  • предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам:

  • пенсии;
  • часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная:
  • все виды и разновидности пенсий;
  • пособия во всех их разновидностях;

и натуральная:

  • содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов;
  • санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг;
  • предметы первой необходимости;
  • компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными

1.2. Понятия, признаки, состав и виды правонарушения в сфере социального обеспечения по законодательству Российской Федерации.

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле государства, вступает с ним в конфликт.

Особенность конфликта граждан, либо иных лиц с государством, который проявляется в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Поскольку каждая норма права закрепляет не только обязанности, но и права, то всякое нарушение нормы права представляет собой посягательства на права других лиц и, следовательно, является социально-вредным, опасным.

Однако не всякое причинение вреда другому лицу является правонарушением. Законодательством допускаются ситуации, в которых подобные действия признаются правомерными. Это, например, причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнения законного приказания руководителя по работе, службе.

Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Конституция РФ закрепляет принцип, который гласит, что никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения.

Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие непременно является правонарушением. Например, уголовное законодательство освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

5 стр., 2319 слов

Философия права : «Понятие права. Право в системе социальных норм»

... социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение. ... неблагоприятные последствия для нарушителя. Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:  тем, как ...

Вина понимается как психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и выражается, прежде всего, в том, что он осознает общественно-опасный характер своего деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Осознание общественной опасности деяния может исходить из различных обстоятельств и, прежде всего из знаний о наличии нормы, запрещающей подобные действия.

Вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии соответствующего запрета в действующем законодательстве. Однако это обстоятельство не освобождает от ответственности за совершенное правонарушение. В праве существует презумпция знания закона. Еще со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому нельзя отговариваться незнанием закона. В современных условиях государство и его органы публикуют все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан и иных лиц. Следовательно, каждый должен позаботиться о знании норм, регулирующих отношения, в которые он вступил или намеревается вступить.

Общественную опасность большей части действий можно осознавать и без знания конкретных норм права, руководствуясь логикой отношений и стремлением не нарушать интересов других лиц. Религиозная и моральная заповедь – не желай другому того, то не желаешь себе – четко ориентирует любое лицо, какие его действия могут быть общественно-опасными, причинить вред другим людям.

Дееспособный человек, вступая в правоотношения, руководствуется так называемым здравым смыслом, основанным на житейском опыте, общих и профессиональных знаниях. Здравого смысла вполне достаточно, чтобы правильно предвидеть результаты своих действий, как позитивные, так и негативные, и сознательно избрать соответствующий вариант поведения, сформировав добрую или злую волю. Умением предвидеть результаты своих действий, продумать их варианты и осуществить осознанный выбор человек отличается от животных. Последние, действуя на основе инстинктов, без разумения, не могут выступать субъектами правонарушения даже в случаях, когда они причиняют вред имуществу или здоровью человека.