3
Актуальность темы. Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в старшем дошкольном возрасте дети представляют собой исследователей, с радостью и удивлением открывающих для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Потребность дошкольников в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска происходит его уточнение и прояснение. Это накладывает отпечаток на все действия, входящие в исследовательскую деятельность: они становятся более гибкими, подвижными и носят пробный характер.
Степень научной разработанности
Цель исследования: теоретически обосновать и предложить систему работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Объектом исследования, Предмет исследования
Задачи: познавательный активность исследовательский дошкольник
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать исследовательскую деятельность старших дошкольников как средство познания окружающего мира.
4. Изучить процесс развития познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ...
... путем развития исследовательской деятельности. Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей ... исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у старших дошкольников, ...
Методы исследования
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- практическое изучение развития познавательной активности старших дошкольников средствами исследовательской деятельности.
Структура работы
Проблема формирования и развития познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период является важным для развития познавательных потребностей ребенка, которые находят выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая направлена на «открытие» нового, развивает продуктивные формы мышления. При этом главный фактор — характер этой деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития дошкольника решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, благодаря которой эти знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которую специалисты характеризуют не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества [12, с. 181].
Все исследователи поисковой, исследовательской деятельности в той или иной форме выделяют некоторые особенности этой познавательной деятельности: объект познается ребенком в ходе практической деятельности с ним; все действия, осуществляемые дошкольником, имеют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывающие содержание данного объекта.
Г.И. Щукина считает, что в действительности познавательная активность выступает перед нами в качестве:
- избирательной направленности психических процессов ребенка дошкольного возраста на объекты и явления окружающего мира;
- тенденции, стремления, потребности личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
- мощного побудителя активности личности;
- особого избирательного отношения к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [2, с.
29-30].
Н.Г. Морозова характеризует познавательный интерес, по крайней мере, с трех обязательных позиций:
- положительные эмоции по отношению к деятельности;
- наличие познавательной стороны этих эмоций, т.е. то, что называется радостью познавания и познания;
- наличие непосредственного мотива, который идет от самой деятельности, т.е.
деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов [16, с. 162].
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
... в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития У них интерес к игре и ...
Познавательная активность формируется и развивается в деятельности, и влияние на нее оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Предметом познавательной активности является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательная активность, будучи, включенной в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжена с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательная активность [21, с. 442].
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает ребенка к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменение и усложнение ее целей, выделение в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскание иных необходимых способов, привнесение в них творческого начала).
Познавательная активность — важнейшее образование личности, складывающееся в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской деятельности дошкольник выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении [15, с. 87].
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю;
- ориентировочно-исследовательская деятельность, организованная взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение ребенка дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии дошкольника. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно экспериментирование, исследовательская деятельность, является ведущим видом деятельности у дошкольников [12, с. 113].
Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
... КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 1 Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после ... ребенка. Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью ...
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности был внесен С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкиным, В.А. Крутецким, В.С. Юркевич, Д.Е. Берлайн, Г.И. Щукиной, Н.И. Рейнвальд, А.И. Крупновым и др [1, с. 39-40].
Г.Н. Морозова считает, что любознательность близка к интересу, но она более расплывчата, нет сосредоточенности на определенном предмете или деятельности [2, с. 30].
Г.И. Щукиной любознательность рассматривается как ступень развития интереса, которая отражает состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность. [6]
Теоретический интерес исследователи связывают как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их в качестве инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи
Таким образом, познавательную активность старшего дошкольника характеризует оптимальность отношений к выполняемой деятельности, интенсивность усвоения различных способов позитивного достижения результата, опыт творческой деятельности, направленность на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основу познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности составляют противоречия между сложившимися у ребенка знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, которые возникают в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.
Виды занятий на х чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР
... реферата является рассмотрение вопроса об обучения детей с ТНР чтению и грамоте в букварный период. Для достижения поставленной цели решались рассмотреть каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР. рассмотреть каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР. Структурно реферат ...
Психологи экспериментально доказали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Поэтому взрослому важно поддерживать познавательную активность, создавая детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.
Дошкольное детство — длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, который включает развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение), представляющих собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулирующие его деятельность. Исследователи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте заметно увеличиваются возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательных потребностей ребенка, которые находят выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Нередко дошкольники не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой жизненный опыт для объяснения непонятного, а порой и проводят эксперименты и исследования [4].
Характерной особенностью этого возраста являются познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старшие дошкольники интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляют инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлениях узнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Ребенок в этом возрасте уже способен систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду; воды — в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у дошкольников особый интерес. Дошкольник постепенно начинает понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним окружающих.
Поисковая деятельность детей дошкольного возраста
... исследовательской деятельности.[4, c 136] Что же такое поисковая деятельность? Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, ... значение для умственного развития детей дошкольного возраста. 2.Назовите фамилии исследователей изучающих поисковую деятельность. Раскроите их основные идеи ...
Вопросы дошкольников обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, которая проявляется в процессе познания. Она выражена обычно в заинтересованном принятии информации, в желании уточнять, углублять свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умение усвоить способ познания и применять его на другом материале [3].
Исследователи доказали, что старшие дошкольники способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применять и соответствующие методы обучения.
Например, воспитатель дает детям картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ — необходимая отправная точка для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез поможет дошкольнику понять существенные, значимые связи и отношения.
Так, продолжая рассмотрение названной выше картинки, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дошкольники постепенно вникают в сущность явлений, учатся выявлять внутренние взаимосвязи, учатся делать самостоятельные выводы.
В занятия необходимо включать задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дошкольники могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопросы: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему [9, с. 194].
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе. Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т.д.
Таким образом, среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Она способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Из утверждений H.H. Поддьякова следует, что исследовательская деятельность интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства, ее развитие является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Старшие дошкольники через исследовательскую деятельность получают возможность систематизировать, углублять, обогащать личный опыт: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, проведении аналитико-синтетических операций, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанского, Л.А. Венгер, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенкова, Г.И. Щукиной), показывают, что возможности развития познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.
Главное достоинство исследовательской деятельности в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дошкольники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- обогащается память ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- происходит развитие речи ребенка, так как ему необходимо делать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- накапливается фонд умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- исследовательская деятельность дошкольника важна для формирования самостоятельности, целеполагания, способностей преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенных результатов;
- в процессе исследовательской деятельности происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирование трудовых навыков [11, с.
181].
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, не почерпнутые из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяковым сформулирована гипотеза о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а исследовательская деятельность. Для обоснования данного вывода он приводит доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В исследовательской деятельности ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В исследовательской деятельности достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, которые производит ребенок, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
3. Исследовательская деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже исследовательской деятельности.
Таким образом, в дошкольном воспитании исследовательская деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д [12, с. 114-115].
Исходной формой исследовательской деятельности является единственная доступная ребенку форма — манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает исследовательские действия, усваивает сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов исследовательской деятельности, пока еще не связанных между собой. Интегрирование начинается примерно с трех лет. Ребенок переходит в следующий период — любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка — переходит в период любознательности (после 5 лет).
Именно в этот период исследовательская деятельность приобретает типичные черты, становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность увидеть и выделить проблему, поставить цель, решить проблему, проанализировать объект или явление, выделить существенные признаки и связи, сопоставить различные факты, выдвинуть предположения, сделать выводы. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
- По характеру объекта: опыты: с растениями;
- с животными;
- с объектами неживой природы;
- объектом которых является человек.
- По месту проведения опыта: в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу и т.д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
— По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
В обыденной жизни дети часто сами исследуют, стремясь узнать что-то новое. Они могут разобрать игрушку, понаблюдать за падающим в воду предметом (утонет — не утонет), попробовать языком в сильный мороз металлический предмет и т.п. Но опасность такой самостоятельной исследовательской деятельности в том, что дошкольники еще не знакомы с элементарными правилами безопасности. Исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дошкольники учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении исследовательская деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательская деятельность предполагает следующее:
- дошкольник выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения;
- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения [15, с. 88].
Как у взрослых, так и у ребенка исследовательская деятельность направлена на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободной исследовательской деятельности дошкольником приобретается возможность вызывать или прекращать какие-либо явления, изменять их в том или ином направлении; получать новую, порой неожиданную информацию, устанавливать практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершать своего рода открытия. В исследовательской деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют дошкольнику строить новые, более сложные преобразования.
Исследовательская деятельность стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельная исследовательская деятельность дает дошкольнику возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Роль взрослого в исследовательской деятельности дошкольника заключается не только в том, чтобы показать способы действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.
Во-первых, новизна и неопределенность. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у дошкольников любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может обладать как бескорыстным характером, не связанным с решением практических задач, так и направленным на решение какой-либо конкретной задачи.
Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложный объект предлагается ребенку, чем больше в нем разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что он вызовет различные исследовательские действия [18].
Однако для того, чтобы дошкольник развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Необходимо отметить, что как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.
Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации:
- когда действия дошкольника наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи;
— когда желания ребенка удовлетворяют немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.
Рекомендации для педагогов можно дать следующие:
Критика — враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.
Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно [2, с. 30].
На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.
На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).
Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.
Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.
Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.
С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).
Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.
В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.
В ДОУ необходимо создать развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательной активности, на развитие исследовательской деятельности дошкольников.
Для проведения исследований необходимо создать «мини — лабораторию», оснащенную специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.
Таблица 1
Содержание уголка для исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Компонент дидактический |
Компонент оборудования |
Компонент стимулирующий |
|
— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; — серии картин с изображением природных сообществ; — книги познавательного характера, атласы; — тематические альбомы; — коллекции; — мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня». |
— материалы распределены по разделам: — песок, глина, вода; — звук; — магниты; — бумага; — свет; — стекло; — резина. Для воды: — фильтры из бумаги, марли, сетки; — краски разного цвета для смешивания и получения цветной воды; — насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на ветках; — разные формочки для замораживания воды, мягкие флаконы из-под шампуни для брызгалок, средства для выдувания мыльных пузырей; — разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, мензурки, трубочки, шприцы; — резиновая трубочка, на одном конце которой воронка, а на другом — наконечник для «фонтанов»; — разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек Со светом: — зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика; — свеча, бумага, краски; С магнитом, стеклом, резиной: -магнит, металлические предметы, пружинки, фигурки; — «попрыгунчики»: колечки, мячики, фигурки на резинке; — увеличительные стекла, микроскоп, цветные стекла; С бумагой: -самоделки-оригами, вертушки, »гармошки» тонкая бумага на расческе; — самодельные штампы-печатки из пробок; — силуэты и краски для набрызга — копировальная бумага; — средства для осушения капель воды: бумага, марля, ткань; Пособия и учебные приборы для определения: Веса: разнообразные весы, набор гирь или разновесов (0.1 — 1 кг) Протяженность: метр, линейки Объем: мерные кружки Времени: песочные часы, секундомер, часы — конструктор Количества: разнообразные счеты Направления: компас Возможные условные мерки (весы, протяженности, объема).
А так же- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; — утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; — технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; — разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; — красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); — медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл — прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. — сито, воронки — половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы — клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки |
— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»; — личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; — карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»; — персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация. |
|
Таким образом, при использовании целенаправленного систематического применения исследовательской деятельности в процессе обучения позволяет дошкольнику моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер — вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемая исследовательская деятельность носит безопасный характер. Также она включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Таким образом, исследовательская деятельность является хорошим средством развития познавательной активности дошкольников.
Использование исследовательской деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детской исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма).
Она выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, исследовательская деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Исследовательская деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Подведем итоги. В старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — исследовательская деятельность. Она является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения исследований взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».
Разработку теоретических основ исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:
- исследовательская деятельность дошкольников является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
- в детской исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т.п.
(продуктивная форма экспериментирования);
- исследовательская деятельность дошкольников является стержнем любого процесса детского творчества;
- в детской исследовательской деятельности наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
- исследовательская деятельность, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
1. Абдрахманова А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38-41.
2. Аминева А. Г. Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования [Текст] / А.Г. Аминева // Ф?Н-Наука. — 2014. — № 11. — С. 29-31.
3. Веснин И. В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления / И. В. Веснин, Л.В. Шинкарева Л. В. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru свободный — Загл. с экрана.
4. Горлова Н. Современные дошкольники [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409 свободный — Загл. с экрана.
5. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа» [Текст]: Диссер. … канд. пед. наук / В.В. Зайко, 1999.
6. Исматуллаева Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников / Г. Исматуллаева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru свободный — Загл. с экрана.
7. Кирсанова Т.В. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ [Текст] / Т.В. Кирсанова // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 5. — С. 11-15.
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2011. — 416 с.
9. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность учащихся [Текст] / Т.Б. Комарова, Л.В. Шенделева // International scientific review. — 2016. — № 3. — С. 192-194.
10. Кудикина Н. В. Моделирование процесса формирования познавательной активности личности [Текст] / Н.В. Кудикина, Т.В. Потапова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2007. — № 9. — С. 85-89.
11. Левашева И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2011. — № 3. — С. 180-182.
12. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей [Текст] / Е.А. Меньшикова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin).
— 2012. — № 5. — С. 112- 116.
13. Мижериков В.А. Педагогика [Текст]: Учебник / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. — М.: ИЦ Академия, 2014. — 624 с.
14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада [Текст] / З.А. Михайлова- М.: Просвещение. 2011. — 160 с.
15. Моловичко Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника [Текст] / Д.А. Моловичко // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 1. — С. 86-90.
16. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников [Текст] / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 12. — С. 162-165.
17. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищеева. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 128 с.
18. Панеш Б. Х. Развитие познавательной активности дошкольников посредством организации экспериментирования с природными объектами // Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75313.htm свободный — Загл. с экрана.
19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Педагогика, 2012. — 283 с.
20. Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст] / А.А. Столяр. — М.: Принт, 2013. — 123 с.
21. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 441-444.
22. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст]: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2006. — 26с.