Поисковая деятельность детей дошкольного возраста

Содержание скрыть

Введение, Актуальность темы.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Цель работы

Для достижения данной цели необходимо было последовательно решить следующие задачи:

Охарактеризовать понятие «поисковая деятельность».

Рассмотреть исследование поисковой деятельности. Раскрыть основные идеи.

1.Охарактеризуйте понятие «поисковая деятельность»

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.[4, c 136]

Что же такое поисковая деятельность?

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе познавательной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира.

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... к изучению природы. Задачами курсовой работы являются: - изучение литературы по теме исследования; - раскрытие основных понятий данной проблемы, изучение наиболее распространенных форм внеклассной работы по «Окружающему мир»; - проверка гипотезы данного ...

Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для исследований могут стать такие вопросы, как «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему светит солнце?», «Почему осенью растения увядают, теряют листья, желтеют?». По мнению Ф. Ницше, великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу ее дети решить не могут. Чтобы устранить проблему, требуются определенные умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые известные и неизвестные данные. Дети выдвигают свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Таким образом, у детей возникает интерес к исследуемому явлению.

Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми).

Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

2.Назовите фамилии исследователей изучающих поисковую деятельность. Раскроите их основные идеи

Разработку теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И .Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.[4, c 275]

При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как Я.А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие (см. таблицу № 1)

Таблица № 1. Подтверждение значимости поисково-экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов

1658 г.

«Основной предпосылкой для того ( речь идет об образовании. – Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального»

Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67

2

Локк Дж., 1693 г.

17 стр., 8404 слов

По социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся ...

... выбранной темы курсового?? исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства». Объектом нашего исследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Предмет исследования - деятельность по ...

« Они (речь идет о детях.- Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение»

Локк Дж.Мысли о воспитании.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85

3

Песталоцци И.Г., 1800-1805гг.

«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»

«…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем , является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия»

Песталоцци И.Г.

Дневник Песталоцци о воспитании сына.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137

Памятная записка Песталоцци

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159

4

Манасеина М.М., 1880 г.

«…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»

Манасеина М.М.

О воспитании ума (до 8 лет)

Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х начала ХХ вв. Составитель Лебедев П.А. М., 1990, с.409

5

Роттенберг В., 1984 г.

«… школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации…В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей демонстрацией… а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон»

Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я»

Знание – сила. 1984

№12, с.38-39

6

Запорожец А.В.

«В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека»

Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской личности.

Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.

ин-тов. Сост. Мироненко В.В. 20ое изд. М., 1987, с.314-315

7

Поддъяков Н.Н.,

1997 г.

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»

Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.

Педагогический вестник.1997. №1,с.6

8

Иванова А.И., 1999 г.

«…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания,…без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!»

25 стр., 12149 слов

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной ...

... системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения. 6. Разработка плана 7. Практическая деятельность 8. Подведение итогов работы. Целевые участники - дети старшего дошкольного ...

Иванова А.И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.2007. с.6

Исследования российских ученых А.Н.Леонтьева, С.Л. Новоселовой, Н. Н. Поддъякова позволяют сформулировать следующие положения:

1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.

4.В экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5.Экспериментироание во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.

6. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.

Мне импонирует гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:

1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; мы точно знаем, что игре детей надо учить. В экспериментально-поисковой деятельности ребенок самостоятельно воздействует разными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана ребенку взрослым, он строит ее сам.

2.В процессе экспериментирования достаточно четко выступает момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, что, в свою очередь, позволяет производить новые, более сложные и совершенные, преобразования и получать новые знания об объекте и его свойствах. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом ребенок получает возможность ставить себе новые. Все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности является тот факт, что экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Мы выяснили роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника.

19 стр., 9311 слов

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

... в ДОУ. Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательной активности. Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы Задачи: Изучить ...

3. Педагогические условия организации поисковой деятельности

Поисковая деятельность обеспечивает возможность саморазвития воспитанника, так как он свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Освоение ребёнком разнообразных видов деятельности способствует развитию самостоятельности, которая, по мнению современной теории личности, рассматривается как стержневое, интегральное личностное качество. Через самостоятельную активность совершенствуются способности и умения детей, основы которых закладываются в первых двух блоках.[9, c 122]

Функция воспитателя в свободной самостоятельной поисковой деятельности – создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.

Построение предметной среды

Создания условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогического коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.

Использование проблемных ситуаций, бесед с детьми: «На чём можно попрыгать в группе?», «Что можно метать, чтобы было безопасно и интересно?» позволит не только направить активность ребят в нужное русло, но и побудить их придумывать новые игры с уже имеющимся материалом.

Применение воспитателем приёмов косвенного руководства, например, таких как проблемные ситуации (герои заблудились – помоги им вернуться на свою страничку, петушок плачет – потерял пёрышки из хвоста) не только поддержит детский интерес, но и поможет воспитанию нравственных чувств.

В младших группах с этой целью эффективно использовать разнообразные конструкторы «Застёжки-расстёжки». На большом поле-ковре с помощью липучек малыши могут прикреплять детали, создавая всё новые и новые сюжеты, которые подсказывают цветные карточки. Цветные карточки с сюжетами разного уровня сложности, помимо мелкой моторики рук, развивают речь, память, внимание ребёнка. В группах для детей раннего возраста нужно оборудовать дидактические столы.

Также для решения задач второго направления – «Развитие» эффективно может использоваться оборудование центров экспериментирования. Элементарное экспериментирование может начинаться с групп раннего и младшего дошкольного возраста с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит сам воспитатель поэтапно:

Вначале задаётся проблема, педагог спрашивает у детей, какие результаты могут получиться.

Дети высказывают свои предположения. Здесь очень важно всех выслушать.

Проведение опыта, последовательность всех своих действий взрослый сопровождает словами.

Подведение итогов. Воспитатель интересуется у детей, как получился результат.

38 стр., 18848 слов

Роль педагогического общения в структуре деятельности учителя-воспитателя

... актуальности мы выбрали тему нашего исследования: "Роль педагогического общения в структуре деятельности учителя-воспитателя". Научная новизна, Практическая значимость Объектом исследования данной дипломной работы является педагогический процесс. Предметом гипотезы: Целью исследования является изучение роли педагогического общения в совершенствовании ...

Совместный вывод с помощью наводящих вопросов.

В конце занятия воспитатель благодарит всех.

Практически всегда опыты вызывают у детей интерес, и они сразу же хотят их повторить. Поэтому для закрепления и поддержания детского интереса оборудование для экспериментирования должно быть доступно и иметься в соответствующем количестве.

Если в младшем дошкольном возрасте дети только начинают экспериментировать, то в старшей группе – уже могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педагогом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий.

Правила проведения опытов воспитатели объясняют уже в младшей группе.

Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслительные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социально-нравственного направления, потому что экспериментирование сопровождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы).

Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в работе.

Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель использует:

Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;

Тайна, сюрприз;

Мотив помощи;

Познавательный мотив;

Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.

Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наводящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего можно проверить это предположение?»);

Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми научно-познавательной литературы.

Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знакомство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные дома альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только занятия, но и беседы на различную тематику.[3, c 376]

39 стр., 19336 слов

«Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской ...

... при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Апробация результатов исследования состоялась в виде публикации статьи «Познавательное развитие дошкольников в процессе исследовательской деятельности в ... проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков); отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в ...

Познавательное развитие тесно связано с математическим образованием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математическую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товарища, произвольность поведения.

Также в математических уголках можно использовать разнообразные виды конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рассматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приёмы:

Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.

Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.

С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увеличения убранных деталей.

Затем педагог предлагает придумать картинку, используя только определённые фигуры.

Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.

Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и речевого развития, социально-нравственного воспитания.

Большую помощь в организации разных видов самостоятельной деятельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.

В детском саду необходимо систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситуаций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это только внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный поиск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности.

Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.

4.Перечислите традиционные и современные методы и приемы формирования исследовательского поведения в процессе поисковой деятельности. Сделайте сравнительный анализ

Существуют ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности : наблюдение, эвристическая беседа, опыты или эксперименты, учебные исследования, проектная деятельность.

3 стр., 1218 слов

Особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных ...

... взаимного информационного согласия. Мы указали на особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности. Список литературы [Электронный ресурс]//URL: ... психологии труда, социальной психологии и других частных психологических дисциплин немыслимы без «чисто герменевтических» методик; в частности, психологический анализ деятельности ...

Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Например, с помощью следующего поставленного опыта можно решить познавательную задачу: прорастут ли семена без воды? По мнению академика Н.Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д.[9, c 164]

Рассмотрим динамику становления навыков детского экспериментирования, предложенную А.И. Ивановой. Как известно, самые ранние зачатки экспериментирования проявляются в раннем возрасте.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами. Получаемые сведения от действий с предметами вносятся в память и сохраняются на всю жизнь. В последующие два-три года манипулирование предметами усложняется. У ребенка появляется любопытство, и он активно проявляет желание что-то сделать с любым попавшим в его руки предметом. Ребенок старается обследовать каждый предмет. Взрослый создает необходимые условия для развития его любознательности, самостоятельности – обогащает среду более сложными объектами. Желание действовать выражается словами: «Я хочу сделать то-то». Ребенок охотно выполняет простейшие поручения взрослых. Однако взрослый должен быть рядом. Организуемые наблюдения являются кратковременными, поэтому взрослый старается поддержать интерес к исследуемому объекту.

В пять лет ребенок все чаще начинает задавать взрослому вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы.

Дети старшего дошкольного возраста

При организации опытов или экспериментов

Правила проведения опытов и экспериментов

Объяснять правила проведения опытов нужно начиная с самого младшего возраста, тогда в будущем у детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения во время экспериментирования.

Во-первых, все они должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.

Во-вторых, хорошо продумайте организацию опыта и прежде всего участие дошкольников. Для этого заранее дайте им инструкцию, познакомьте с последовательностью всех действий, покажите, как контролировать ход проведения опыта.

В-третьих, перед началом эксперимента обсудите с детьми его предполагаемый результат, предложите высказать различные гипотезы .

3 стр., 1471 слов

Анатомо-физиологические особенности, методика исследования и ...

... 1005, у детей старше 3-5 лет повышается 1003-1016,у некоторых здоровых новорожденных в первые дни жизни наблюдается выделение с мочой мелкодисперсных белков альбуминов (физиологическая ... пробы по Зимницкому, определение клубочковой фильтрации, и клиренс эндогенного креатинина. Исследование системы мочеобразования и мочевыделения следует начинать с расспроса. Выясняется жалобы - на наличие головных ...

Организация среды для детского экспериментирования.

Цели и задачи:

  • развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию;
  • формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к природе и обучение основам грамотного поведения в ней.

С целью модернизации экспериментальных уголков необходимо обновить оборудование, выбрать направления, которые наиболее интересны и предпочтительны для детей каждой группы.

Исследовательскую деятельность с дощкольниками следует начинать с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит воспитатель. Вначале задается проблема, воспитатель спрашивает у детей, какие результаты могут получиться в итоге выполнения опыта.

Дошкольники высказывают предположения, объясняют свои догадки, выдвигают любопытные гипотезы и приводят доказательства. Очень важно выслушать всех желающих, высказать свое мнение.

Опыты в младшей группе:

«Тонет — не тонет»;

«Окрашивание воды»;

«Разноцветные льдинки» (таяние льда в воде теплой и холодной);

« Красивые цветочки» (распускание бумажных цветов под воздействием воды);

«Фигурки из песка» (опыты с влажным и сухим песком);

«Снежные шарики» (опыты со снегом).

Опыты в старшей группе:

«Как квадрат превращается в круг» (при быстром вращении);

«Научи яйцо плавать» (вода должна быть соленой);

«Наживка для льда» (приморозить к кубику льда нитку с помощью соли);

«Чудо-хризантема» (окрашивание цветка от цветной жидкости);

«Как из соленой воды добыть питьевую» (выпаривание на солнце).

Исследования, предложенные А.И. Савенковым

Исследования, предложенные А.И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований. Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.

А.И. Савенков выделяет основные этапы проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

выработка гипотез, предположений;

поиск и предложение возможных вариантов решения;

сбор материала;

обобщение полученных данных;

подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);

защита.

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками

Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования. Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно.

1 этап – тренировочные занятия.

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это можно сделать?

2 этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение исследования

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет.

Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время).

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Практическое задание

Содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности.

ЖИВАЯ ПРИРОДА

1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией:

— корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;

— стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;

— листья – «приготовление» пищи и дыхание;

— цветы и плоды – размножение.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4.Многообразие живых организмов, их приспособление:

— к среде обитания;

— к сезону;

— экологической системе;

— природной (климатической) зоне;

5.Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы ( вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года):

— в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);

— в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни;

-в разных климатических зонах.

8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов:

— пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;

— лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;

— луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;

— город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света ( из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.

9.Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы:

-тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;

— смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;

— пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);

— саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);

— джунгли – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;

— Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы:

— живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);

— животные и растения;

— растения и растения;

— животные и животные;

— человек и природа.

11. Представление о механизме приспособления, об эволюции животных и растений, о естественном отборе.

12. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т.п.):

— птицы – звери – насекомые – земноводные;

— плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;

— домашние – дикие животные;

— зимующие – перелетные птицы…

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем (плодородная часть почвы).

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):

— свойства и качества;

— переход из одного состояния в другое;

-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

3. Планета Земля:

— рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;

— природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

4. Космос:

— Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна и искусственные);

— небесные тела (метеориты, кометы)

— солнечное и лунное затмение.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы; цветообразование.

2. Магнетизм, процесс намагничивания – размагничивания, компас.

3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.

4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное ( ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи) электричество.

5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.

6. Тепло. Тепловые явления. Влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.

7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.

8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

ЧЕЛОВЕК

1. Человек – живой организм:

— особенности строения человеческого тела;

— особенности строения и функционирования органов и систем;

— человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;

2. Человек – пользователь природы:

— экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);

— роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;

— выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.);

— использование растений и животных, искусственный отбор.

РУКОТВОРНЫЙ МИР

1. Предмет как таковой:

— предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);

— свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);

— качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);

— связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.

2. Предмет – результат деятельности человека:

— предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);

— компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).

3. Предмет- творение человеческой мысли:

— многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;

— ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);

— возможность сделать предмет удобным и красивым;

— отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;

— связи, отношения в системе человек – предмет – природа – человек.

Экспериментально- исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах.

В таблице 2 ( см. приложение) представлены основные формы работы с детьми по экспериментально- исследовательской деятельности.

Структура эксперимента

При осуществлении и для более успешного проведения и результативности экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Это –

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Заключение

Организация поисковой и экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников способствует:

1. у детей — развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли;

2. у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства;

3. повышению статуса ДОУ и качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования.

Мною изучены и проанализированы работы Н.Н.Поддъякова, О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой, Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой, С.Н.Николаевой и других, выявлена роль экспериментально-исследовательской деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, определена структура создания развивающей среды для полноценного и методически грамотного проведения экспериментально – исследовательской деятельности с воспитанниками, представлена программа выполнения работ по проекту для его реализации.

Для более полного решения существующей проблемы стоит уделить внимание как структуре развивающей среды с принципами построения развивающей среды, характеристикой микроблоков развивающей среды, правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности, так и структуре учебно-воспитательной системы в экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников с перечислением содержания объектов экспериментально-исследовательской деятельности, формами работы с детьми и их распределением в учебном плане, структуре эксперимента, особенностям экспериментирования в разных возрастных группах.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/poiskovaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр для детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина. — М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 7,5 п.л.

  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 11.4 п.л.

  3. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 4 п.л.

  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр.; Гриф МО. — М.: Академия, 2006. — 415 с.

  5. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

  6. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

  7. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

  8. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

  9. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир / О.В.Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Приложение, Таблица 2. Формы работы с детьми и их распределение в учебном плане.

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Длит-сть,

мин.

Кол-во за год

Познавательное занятие или

часть занятия

1 раз в неделю по сетке занятий

10-12

2-3

15

15

3-4

3

3

15-20

4-5

4

16

20-25

4-5

3

10

Совместная исследовательская деятельность

(опыты, эксперименты)

1 раз в неделю как предварительная работа перед занятием (по усмотрению педагога)

5-10

1

10-12

36

12-15

34

15-20

34

Наблюдение, труд в уголке и на участке, Во время, отведенное для труда и наблюдении в уголке природы и на участке

2-3

3-4

10

4-5

27

5-7

10

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность)

1 раз в неделю во второй половине дня

( по усмотрению воспитателя)

5-10

10-12

9

12-15

20

15-20

17

Развлечения, Во время, отведенное для развлечений

10

2-3

15

2-3

15-20

2-3

15-20

2-3

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде

1-Я ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

В этом возрасте ребенок начинает сначала бессознательно манипулировать предметами, затем осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и запоминают, но целенаправленного процесса наблюдения у них нет. Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами – как игрушечными, так и настоящими. Все действия – и свои, и ребенка – взрослый сопровождает словами. Их образ ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. На данном этапе ребенок

— манипулирует предметами;

— смотрит, как это делает взрослый;

— начинает запоминать значение некоторых слов.

2-Я ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Манипулирование становится более сложным и управляемым. Малыш начинает выполнять действия по просьбе взрослого, одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!», к пониманию смысла которого он должен прийти через собственный опыт. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения. Развивающая среда обогащается новыми предметами, обогащается лексикон — ребенок должен понимать почти все слова.

1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это – основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.

К концу второго года жизни нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Все организуемые взрослым наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально. Либо небольшими группами.

Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы.

2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА

На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

— у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

— сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

— появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую).

Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.

В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.

Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

СТАРШАЯ ГРУППА

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.).

Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

ВЫПУСКНАЯ ГРУППА

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.