«Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста»

Курсовая работа

Фундаментом для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения и наблюдательности становится восприятие ребенком через поступающей к нему информации. Поэтические произведения в жизни дошкольников любого возраста имеют существенное влияние значение.

Через поэзию ребенок может развивать в себе творческую личность, видеть красоту окружающего мира со всеми ее красками и личность, которая будет стремиться участвовать в творческом преобразовании действительности. В дошкольном возрасте необходимо вести работу, которая будет направлена на воспитание у детей любви к поэзии и на развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения [7].

Заучивание поэтических произведений является одним их средств умственного, нравственного, а также эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Считается необходимым способствовать изучению произведения ребенком, для того чтобы у него формировался свой художественный вкус.

Благодаря поэзии, с раннего детства закладывается любовь к художественному слову, развивается умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. С самого рождения художественное слово сопровождает малыша. Колыбельные песни, потешки, прибаутки — практически весь материнский фольклор преподноситься ребёнку в стихотворной форме. При помощи стихов можно выразить то, что нельзя передать простыми словами.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: проявление интереса к стихам, как социально-нормативная возрастная характеристика возможных достижений ребёнка — является одним из целевых ориентиров дошкольного образования [1].

Использование стихотворений в образовательном процессе помогает в развитии речи ребенка, обогащает его пассивный и активный словарь. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.

На современном этапе педагоги дошкольного учреждения недостаточно используют в своей работе поэтические произведения. Это обусловлено рядом причин:

32 стр., 15979 слов

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ»

... а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ ... В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми ... работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать ...

— в воспитании дошкольников знакомство с поэзией используется в недостаточном объеме;

— возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;

— воспитание художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В связи с этим на сегодняшний день актуальность проблемы по формированию интереса к поэзии не вызывает сомнения. Представленную тему, в своих трудах подробно рассматривал известный советский психолог, доктор педагогических наук А.В.Запорожец [9].

Он делал упор на обобщении научных данных и собственных исследованиях, рассматривая особенности восприятия детьми разных возрастных групп литературных произведений.

Также изучаемому вопросу просвещала свои труды и кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе В. В. Гербова. Она отмечала, что поэзия влияет на усвоение родного языка, так как средствами художественного слова еще и до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы в единстве с его лексикой [4].

Из книг дети узнают много новых слов, образных выражений, их речь обогащается эмоциональной лексикой.

На основе изученных исследований был сформирован научный аппарат исследования.

Цель исследования – изучить теоретические основы развития интереса к поэтическим произведениям детей дошкольного возраста.

Объект – это процесс формирования интереса детей дошкольного возраста к поэзии.

Предмет – поэтические произведения как средство формирование интереса у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели и (подтверждения гипотезы) были определены следующие задачи исследования:

— изучить особенности детского интереса к поэзии у детей дошкольного возраста;

— определить роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста;

— исследовать различные методики для ознакомления детей с поэтическими произведениями;

— рассмотреть методику по заучиванию стихотворений с детьми в разных возрастных группах.

В соответствии с целью и поставленными задачами в курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, изучение специальной литературы и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно терминологической системы и др.

Практическая значимость курсовой работы заключается в применении материала в представленной курсовой работы для подготовки и проведения занятий с детьми в ДОУ. Также представленные материалы могут быть применимы при разработке курсов повышения квалификации педагогических работников и разработке лекций для студентов вузов.

7 стр., 3075 слов

Восприятие в дошкольном возрасте

... В дошкольном возрасте выделяют: восприятие формы и размера, восприятие сюжетных картин, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие художественных произведений. Восприятие формы и размера. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети ... преимущественно мальчики) играет в стратегии. К компьютерным программам, направленным на развитие восприятия сюжета (этот ...

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПОЭЗИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности детского интереса к поэзии у детей дошкольного возраста

Отношение к художественным произведениям в период дошкольного детства проходит по пути от естественного, доверчивого участия ребенка в описанных событиях к наиболее сложным формам эстетического восприятия. Для правильной оценки, малышу необходимо развить способность воспринимать услышанное, как бы со стороны. Поэтому для успешной работы в данном направлении педагогу необходимо знать, специфику восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

В своих трудах советский психолог, доктор психологических наук, профессор М.И. Лисина отмечала «…если во время чтения у ребёнка возникает эмоциональный отклик, личностное отношение к героям и ситуациям книги, то он сумеет полностью, правильно воспринять прочитанное» [15].

Чтение поэтических произведений учит с самого раннего детства чувствовать красоту поэтического слова. Помогает научиться выражать свои мысли, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной и выразительной речи. Простые, но в тоже время выразительные образы, используемые авторами детских поэтических произведений, дают возможность открыть перед ребенком всю красоту окружающего мира.

Маленький ребёнок, как правило, ещё не может отделить свои переживания и внешние обстоятельства, описанные в книге. Все те чувства, и эмоциональное отношение к героям и событиям, которые он испытывает во время слушания, нередко не соответствуют описанному событию. Причина заключается в неумении ребёнка обдумывать и управлять своими эмоциями, что в свою очередь не позволяет освободиться от «плена» художественного произведения. Полноценное восприятие литературного произведения возможно лишь при активной работе воображения.

Дети младшего дошкольного возраста, слушая рассказ или сказку, «содействуют» с героями; дети постарше «соучаствуют» с героями, и это соучастие проявляется в их внешней деятельности. Ребята же старшего дошкольного возраста уже могут переживать в воображении. «Сопереживание» при восприятии художественного произведения приходит у них на место «содействию» и «соучастию». Именно поэтому одна из отличительных черт маленького читателя — это способность переживать в воображении.

В учебном пособии Стародубова Н.А. «Теория и методика развития речи дошкольников» автор указывает на то, что хотя восприятие литературных произведений обусловлено уровнем развития отдельных психических функций и свойств личности — оно не определяется только ими [17].

«Ребёнок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне, как их, глядя на них как бы со стороны» — писал А.В. Запорожец [9].

49 стр., 24108 слов

Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного ...

... лет. 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 1.1 Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучению детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и ...

Эта способность ребёнка определяет особенности его восприятия книги.

Невольно, маленький слушатель выделяет в литературном произведении определенные, четкие детали, эпизоды при его восприятии, от которых идёт уже к более глубокому осознанию ситуации, и произведения в целом. Особый восторг дети могут испытать, услышав забавную деталь (в стиле поведения, внешнем виде, имени персонажа), она и оказывает воздействие на оценку героя.

Острее всего дошкольники воспринимают поступки и действия героя, зачастую упуская из вида мотивацию этих действий. При этом, исследования Л.М. Гуровича показали, что дети старшего дошкольного возраста способны осознать мотивы поведения героя. Всё это находится в зависимости от самого художественного произведения, и от того, как автор раскрывает мотивы поведения, предпосылки переживаний, ситуации, в каких действует персонаж, и от того, как воспитатель направляет внимание детей к чувствам, мыслям и переживаниям героя [7].

Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников – важный процесс для общего гармоничного развития личности детей 5-7 лет жизни.

Правильная организация предметно-пространственной развивающей среды может оказать действенное влияние на процесс формирования интереса к поэтическим произведениям у детей старшего дошкольного возраста более. С.Л. Новоселова даёт определение понятию развивающей предметно-пространственной среде, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [14].

Роль педагога заключается в правильном построении такой среды, позволяющей наибольшему развитию личности ребенка. На взгляд Е.О. Смирновой, главным аспектом отбора предметного материала является его воспитательная ценность, высокий художественный уровень применяемых элементов и произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на данном этапе дошкольного детства [18].

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют свои требования к построению, пространственно-предметной развивающей среды. Она должна быть:

— содержательно-насыщенная;

— полифункциональная;

— вариативная;

— трансформируемая;

— доступная;

— эстетически-привлекательная;

— безопасная [1].

Книжный уголок, один из самых важных элементов развивающей предметной среды. Он должен присутствовать во всех возрастных группа, с учетом возраста детей. Причём располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, самостоятельно. Содержание книжного уголка разнообразное, в нём должны быть как новые, красивые книги, так и зачитанные, но аккуратно подклеенные.

12 стр., 5558 слов

Ознакомление с художественной литературой как средство развития ...

... литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста. [1,12]. 1.2 Методы и средства развития речи детей при ознакомлении с художественной литературой ...

Книжный уголок рабочее место, не парадное, его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой. В группах раннего возраста наполняемость уголка включает в себя различные книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, разные виды театров, книги из прочных или, напротив, из мягких материалов. Это могут быть как книги — произведения, так и сборники. Книги для детей раннего дошкольного возраста должна содержать больше наглядного материала, а не текста. Поэтические произведения для этого возраста должны содержать все жанры поэзии, особенно фольклора.

В группах старшего дошкольного возраста в уголках должны присутствовать портреты детских поэтов и их биографическую информацию, входящие в образовательную программу ДОО, иллюстрации и другие данные для изучения детьми. Необходимо устраивать тематические выставки. Е. О. Смирнова считает, что проведение разных выставок, приуроченных к юбилейным или иным датам, конкурсов и викторин содействуют чувственной восприимчивости старших дошкольников, что повышает развитие интереса к поэзии; вся информация должна быть доступна детям и периодически обновляться в соответствии с календарным и тематическим планированием [18].

Параллельно в центре продуктивной и творческой деятельности можно предложить раскраски с изображением любимых литературных героев и другой материал для рисования и изготовления творческих работ литературной тематики. В центре театрализовано-музыкальной деятельности дети должны иметь возможность для проигрывания разных поэтических произведений.

Содержание дидактических игр должны способствовать формированию умений составлять простые рифмы, маленьких стихотворения, то есть направлены на получение и закрепление знаний о поэзии, а также положительно воздействовать на развитие интереса к данному виду литературы.

Оснащение группы техническими средствами для просмотра и прослушивания литературных произведений, так же позволяет развить познавательную активность у старших дошкольников в области поэзии в том числе.

Очень важен фактор, открытости и не замкнутости при построении предметно — развивающей среды. Таким образом, развивающая предметная среда является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его познаний и социального опыта.

1.2 Роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста

Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Детство – пора, когда все впечатления являются особенно яркими и значимыми. Прочитанная в детские годы книга способна произвести настолько сильное впечатление, что она может остается в памяти на всю жизнь

Чтение ребенку дошкольного возраста художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Растя его на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую жизнь.[2]

Воспитание художественным словом может привести к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, что может поспособствовать появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественное слово может влиять на разнообразные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, формировать его сознание, самосознание и мировоззрение.

28 стр., 13807 слов

Формирование сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте ...

... В.С. Заслуженюк, О.А. Карабановой и др. Цель работы – изучить формирование сюжетно – ролевой игры как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста. Объектом исследования является сама сюжетно – ролевая игра ...

Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его эмоциональной памяти. Писатель, если он подлинный художник, действует не назиданиями и сентенциями. Он вовлекает дошкольника в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь, в борении чувств, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированного в литературе.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление. В дошкольном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок хочет быть хорошим, и как правило внутренне хочет быть похожим на ярких, незабываемых, нравственно позитивных персонажей книг. Такая реакция свойственна многим детям дошкольного возраста.

При прочтении и прослушивании книг у детей дошкольного возраста формируется определенная картина, конкретная ситуация, образ. Ребенок способен переживать описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Художественная литература способна развивать мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.

Художественное слово помогает обогатить эмоциональную жизнь ребенка дошкольного возраста, сформировать нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, дети живут жизнью героев, как будто сами являются участниками происходящих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки.

Произведения художественной литературы помогают детям дошкольного возраста раскрыть перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Когда дети дошкольного возраста научаться сопереживать героям художественных произведений, они начинают замечать настроение своих близких и окружающих их людей. И у них начинают формироваться гуманные чувства: способность проявлять заботу и доброту, проявлять протест против несправедливости и т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области Художественно – эстетическое развитие есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе». Цель данного раздела сформировать у дошкольников интерес и потребность в восприятии книг через решение задач:

66 стр., 32875 слов

«Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного ...

... эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т.С.Комаровой. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста ...

— сформировать целостную картину мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развить литературную речь;

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/poeziya-dlya-detey/

— приобщить к словесному искусству.

Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится к поэтическим произведениями. Поэзия способна развивать воображение ребенка, пробуждать в нем чувство прекрасного, любовь к природе. Дети, воспринимая стихи, чувствуют их ритмичность, замечают рифму, своеобразие построения строф.

Выводы по главе 1

Целенаправленное и системное использование поэзии в жизни детей дошкольного возраста является не только благоприятным средством для развития речи, но и способствует их нравственному воспитанию.

Таким образом, необходимо отметить, что работа, направленная на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, окажет детям дошкольного возраста неоценимую помощь в приобщении к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрее, умнее, образованнее, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ПОЭЗИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методика ознакомление детей с поэтическими произведениями

Дошкольный возраст считается, как наиболее благоприятный период для художественного восприятия поэзии. Дети дошкольного возраста очень любят слушать и читать стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями. В раннем детстве при слушании художественного стихотворного произведения его непосредственное содержание не имеет для детей никакой значимости и остается на втором плане.

Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции. Методика ознакомление детей с поэтическими произведениями имеет свои особенности. Для младших дошкольников рекомендуется подбирать стихи, которые небольшие по объему (4-6 строк), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они должны включать динамическое движение, музыкальную рифму, передавать полное действие. К этим требования можно отнести произведения устного народного творчества, например: «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», песенки («Заинька», «Спи, сыночек миленький»), заклички («Солнышко», «Дождик», «Божья коровка» и др.).

Ознакомление детей с поэтическими произведениями в первой младшей группе детского сада рекомендуется проводить в процессе ежедневного общения. Так, во время наблюдения за явлениями природы, воспитатель может подчеркнуть их красоту, уточнить некоторые признаки, рассказать о их свойствах при помощи волшебного художественного слова. Этому помогают такие стихи, как «Снежинки» А. Деружинского, «Пчелка» С. Соколова-Воюша и др.

20 стр., 9589 слов

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего ...

... для детей младшего дошкольного возраста. 2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования. 3) Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста. В работе использовались ...

Гораздо более интересными станут для детей те режимные моменты, где будут звучать поэтические произведения: «Я сама», «Котик просыпается» и т.п. Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений. К ним можно отнести: «Птичка», «Лисичка», «Медведь» А. Якимовича и др. Эти же произведения желательно использовать для чтения во время самостоятельных игр детей с соответствующими игрушками.

Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми. А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.

Так, при чтении стихотворения «Мой конь» разглядывание игрушки одновременно сопровождается словом и движениями воспитателя. Внимание детей направлено на определение частей тела коня, описание его красивой упряжи. Такое чтение непосредственно включает ребенка в активную художественно-речевую деятельность.

Особое место при ознакомлении младших дошкольников с поэтическими произведениями можно отвести игровым приемам. Игровая форма ознакомления с поэтическими произведениями будет побуждать детей для лучшего их запоминания, а потом и воссоздавать четко и образно.

Так, перед чтением стихотворения Т. Кляшторной «Хозяйка» можно смоделировать игровую ситуацию «Напоим Мишку чаем», а уже после прочитать детям и сам стих. Игрой с куклой желательно сопровождать чтение стихотворения Н. Галиновской «Колыбельная».

После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.

Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.

Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы. Методы и приемы проведения занятий по ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с поэзией значительно расширяются. Так, в начале занятий с ними уже можно проводить вступительную беседу. При этом воспитатель обращается к дошкольников с вопросами, которые связаны с содержанием произведения, или предлагает им вспомнить соответствующие события. Здесь же можно показать картину или вещь, о которых дети будут учить стихотворение.

14 стр., 6600 слов

Воспитание у детей культуры поведения

... детей. Одна из задач воспитания детей первой младшей группы -- формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети ... следующие этапы воспитания культуры поведения дошкольников. Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и ... для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил ...

Такая беседа перед чтением стихотворения даст возможность обратиться к собственному опыту ребенка, вызывает у него соответствующие ассоциации.

Так, при заучивании стихотворения Я. Коласа «Песня о весне» воспитатель может предложить детям вспомнить какие изменения произошли в природе. Что интересного и нового они увидели в весенние деньки, когда шли в детский сад?

Как уже отмечалось, кроме вступительной беседы перед чтением стихотворения, можно рассматривать с детьми определенную вещь или игрушку, живое существо или растение.

Так, перед прочтением стихотворения «Карандаши» С. Соколова-Воюша, можно предложить детям рассмотреть детские рисунки, которые были разрисованы разноцветными карандашами; перед прочтением стихотворения А. Деружинского «Подснежник»— букетик подснежников.

Начинать художественное занятия по прочтению стихов и их заучиванию в среднем дошкольном возрасте рекомендуется с создания игровой ситуации или решения проблемной задачи.

Игровая форма ознакомления ребенка с поэтическими произведениями побуждает прочно запомнить их, а потом и воспроизводить образно и четко. Например, перед чтением стихотворения Ю. Тувима «Овощи» предложить детям поиграть в игру «Магазин овощей».

Воспитатель сам может приобрести в этом магазине все овощи, о которых рассказывается в произведении, а потом прочитать детям стихотворение.

Проблемный вопрос перед заучиванием стихотворения «Зайчик» Е. Лось сделает его восприятие более интересным. Дети должны ответить, можно ли увидеть солнечного зайчика на стенке и вещах, когда солнышко спрячется за тучку.

Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст, после делается его элементарный анализ. Вопросы ставятся таким образом, чтобы определить, понятен ли ребенку текст, а также с целью закрепления отдельных слов и выражений.

При этом желательно включить в вопросы слова и выражения из самого стиха. Потом воспитатель поощряет детей прослушать стихотворение еще раз и запомнить его. Если это необходимо, педагог может прочитать стихотворение еще раз. Далее начинается заучивание стихов с ребенком индивидуально, читают наизусть сами дети.

Чтение стихотворения начинают с тех, кто хорошо запомнил. Во время рассказывания стихотворения детьми можно подсказывать им отдельные слова и даже целые строки, одновременно необходимо учить детей рассказывать произведение выразительно, с интонацией.

По этому поводу желательно даже проводить время в инсценировании стиха, где воспитатель читает стихотворение от автора, а ребенок выполняет при этом определенную роль в соответствии с содержанием стихотворения. При дальнейшем восстановлении этого поэтического произведения можно вызваться уже двух детей. Такой прием способствует более сознательному усвоению содержания стихотворения, помогает овладеть соответствующей интонацией, выразительностью чтения.

Воспитанники среднего дошкольного возраста должны уметь воспроизводить стихотворение ясно и точно. При этом педагог большее внимание направляет на отработку их исполнительных умений.

Необходимо учить дошкольников управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путем постановки ударения, пауз. Дети уже должны уметь замечать, в каком месте меняется интонация и почему.

Не меньшую роль выполняют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.

При этом воспитатель читает стихотворение, а ребенок «рассказывает его руками». Точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных стишков и песенок. Детям этого возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы. Чтобы стихи не забывались, их необходимо читать чаще: на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии и т. д.

2.2 Методика заучивания стихотворений с детьми разных возрастных группах

Методика заучивание стихотворений с детьми разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик» и др.).

В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Содержание стихотворения должно включать знакомые ребенку образы. Должны отсутствовать описательные и созерцательные моменты при ярко выраженной действенности [3].

Мышление ребенка 3-4 лет, как правило отличается образностью. Ребенок в этом возрасте будет легче запоминать стихи с яркими и конкретными образами. Слушая такие стихотворения, дети как бы мысленно «прорисовывают» себе его содержание.

Для заучивания рекомендуется использовать четверостишия, короткие потешки и стихи, в которых будут описываться хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Такие стихи будут понятны для ребенка по содержанию. А наличие игрового момента, упростит процесс заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

Всем перечисленным требованиям, отвечают произведения народного творчества, поэтому народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как нельзя лучше подходят для заучивания с детьми младшего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов должно проводиться как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» — образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).

В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером. Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.

Так, заучивание стихов с ребенком «Осень золотая» С. Новикова предупреждает наблюдение детей за этой порой года, определение цвета, запахов, языка. Прежде чем начать заучивание стихов с ребенком «Загадки на грядках» Р. Бородулина, можно разглядеть настоящие овощи. Рассмотрение картинок с изображениями животных предупреждает заучивание стихотворения «Про кота и мышку» Е. Лось.

С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова. Так, в стихотворении «Едет осень» В. Рабкевича рассказывается, что «едет осень полем на рябом коне». Поэтому после прочтения стихотворения необходимо спросить у детей, как они понимают это выражение. Почему осень едет на «рябом коне»? Переполненные впечатлениями дети заинтересуются стихом, его поэтические образы станут близкими и понятными им.

После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.

Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.

Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется. Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.

Выводы по главе 2

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования умений принимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети, как правило получают эстетическое удовольствие.

Дети сами определяют, какие поэтические произведения им нравятся, а какие нет. Только их собственное мнение по этому вопросу должно быть решающим при выборе поэтических произведений педагогами и родителями.

На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психические, возрастные и индивидуальные особенности, а также содержание и форма поэтического текста.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус и все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

В процессе заучивания стихотворений с детьми разных возрастных группах не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По нашему мнению, на сегодняшний день проблема формирования интереса детей дошкольного возраста к поэзии является актуальной. Для предотвращения этой проблемы необходимо, чтобы педагоги дошкольного учреждения достаточно использовали в своей работе поэтические произведения.

Поэзия является удивительным жанром художественной литературы. С помощью поэзии дети могут открыть для себя огромный мир и получить первые знания о человеке, животных, природе и Родине. Поэзия способствует к познанию добра и зла, справедливости, человечности и дружбы. Кроме этого, можно отметить, что заучивание стихотворений оказывает неоценимую пользу в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Целенаправленное и системное использование поэзии в жизни детей дошкольного возраста является не только благоприятным средством для развития речи, но и способствует их нравственному воспитанию.

Таким образом, необходимо отметить, что работа, направленная на формирование у детей интереса к поэзии и умения выразительно читать стихи, окажет детям дошкольного возраста неоценимую помощь в приобщении к миру общечеловеческих культурных ценностей, стать добрее, умнее, образованнее, что является одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Дошкольный возраст — это благоприятный период, что сформировать у ребенка умение для принятия поэтических произведений, чтобы воспитать у него художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети, как правило получают эстетическое удовольствие.

Дети сами могут определить, какие поэтические произведения они хотели бы слушать (учить), а какие нет. Только их собственное мнение по этому вопросу должно быть решающим при выборе поэтических произведений воспитателями и родителями.

На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психические, возрастные и индивидуальные особенности, а также содержание и форма поэтического текста. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус и все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

В процессе заучивания стихотворений с детьми разных возрастных группах не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/poeziya-dlya-detey/

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf — 2017, — 67 с.

2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — Москва: Академия, 1997. — 40 с.

3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А.М. Бородич. — Москва, 1981.

4. Васильева, М.А, Гербова, В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика–синтез, 2017.

5. Веракса, Н.Е., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования. От рождения до школы [Текст] / Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. — Москва: Мозаика-синтез, 2017.

6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Наука, 2017. – 265 с.

7. Гурович, Л.М. Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. — Москва, 1999.

8. Жуковская, Р. К. Чтение книги в детском саду [Текст] / Р. И. Жуковская. — Москва, 1955.

9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — Москва, 1949.

10. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Текст] / Е.Е. Зубарева. – Москва: «Просвещение», 1989.

11. Киреева Н. Конспект ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения» в старшей группе

12. Колесникова, О.И. Заметки о языке поэзии для детей [Текст] / О.И. Колесникова // Русский язык в школе. — 2015. — № 4.

13. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи [Текст] / О.И. Крупенчук. – Санкт-Петербург, 2004.

14. Максаков, А.И. Речь воспитателя [Текст] / А.И. Максакова // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — Москва, 1976.

15. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова.– Москва: Айресс Пресс, 2017. – 119 с.

16. Общение и речь [Текст]: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / в ред. М.И. Лисиной. — Москва: Педагогика, — 1985. – 208 с.

17. Сахипова, З.Г. Читаем детям [Текст] / З.Г. Сахипова. – Ленинград: Просвещение, 1987.

18. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. — Москва, 2008.

19. Смирнова, Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды [Текст] / Е.О. Смирнова //Дошкольное воспитание. — 2015.- №4.

20. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. — Москва, 1992.

21. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — Москва, 2018.

22. Ясонов, М.Д. Детская поэзия в саду и дома [Текст] / М. Ясонов // Детский сад со всех сторон. — Март 2003. — №12. – С.144.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Заучивание стихотворения» в старшей группе

(Наталья Киреева)

Конспект ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения» в старшей группе Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Заучивание стихотворения,». (новый способ выучить стихотворение) в старшей группе «Белая береза». С. Есенина.

Подготовили: Стрюк Татьяна Васильевна Киреева Н. Ю. воспитатели

Цель: научить детей выразительно рассказывать стихотворение С. Есенина «Белая береза».

Задачи:

Обучающие:

— познакомить детей с новым стихотворением о зиме;

— учить детей выразительно читать наизусть стихотворение;

— закреплять понятия об основных признаках зимы, о снеге, ветре, зимних развлечениях;

— закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме; образование глаголов от прилагательных);

— продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения.

Развивающие:

— развивать мышление, творческое воображение, речевой слух и память

Воспитательные:

— воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения

— воспитывать познавательный интерес

— формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок и чтение стихов о зиме. На прогулке рассматривание березы в снежном убранстве снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).

словарная работа: серебром, каймой, бахромой, сонной, заря, кисти.

Оборудование и материал: демонстрационный: иллюстрации и картинки с изображением зимы, портрет С. Есенина., выставка книг о зиме. раздаточный: снежинки для раскрашивания. магнитофон, музыка.

Методические приемы: Словесные: заучивание наизусть, беседа, чтение, загадывание загадок, проговаривание хором.

Практические: словесные игры, игровые упражнения

Ход образовательной деятельности: На доске картина «Зимние забавы». Мнемотаблицы. стихотворений о зиме. «Белая береза». С. Есенина. И. Суриков «Зима» Портрет С. Есенина.

— Ребята! Посмотрите друг на друга, какие вы красивые, нарядные, улыбнитесь друг другу и скажите вежливые слова: «у друга теплая и нежная ладошка, мы подержим друг друга немножко, как хорошо, что мы все вместе рядом, без друга плохо жить, запомнить это надо! Ой, смотрите, кто то к нам идет. Да это же Буратино. (песня Буратино)

— «Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. Мне поручили выучить стихотворение к лесному празднику, на котором я должен его рассказать. Учу, учу, а запомнить никак не могу. Праздник уже скоро, а стихотворение не выучено. Подскажите мне способ, как быстро выучить стихотворение.

— Ребята, о чём просит нас Буратино? (О помощи:) (Помочь Буратино выучить стихотворение.) (Просит подсказать, как можно быстро выучить стихотворение.)

Вы хотите ему помочь? (Да, хотим)

— Мы знаем способы быстрого заучивания стихотворений? (Знаем.) (Не знаем.) (Долго повторять и запомнишь).

(На бумажке записать, помогает хорошая память, зависит от настроения, смысла содержания, трудные, не трудные слова, по схемам и картинкам, можно запомнить и по движениям. Если дети предлагают свой быстрый способ заучивания стихотворения, педагог говорит, что этот способ Буратино уже пробовал.

— Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь, но что надо для этого сделать? (Узнать, как можно быстро заучить стихотворение и рассказать Буратино.)

— Где мы можем это узнать? (В Интернете.) (Спросить у взрослых.) (Сходить в библиотеку.) (Прочитать в справочнике.)

— Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут. Вы готовы, тогда отправляемся в путь. Физминутка Вот мы и пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес. ! Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, на землю тихо ложатся. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал

Пролетают снегири, как красивы они!

Давайте посидим на лесной полянке.

— Ребята, Отгадайте загадку снег на полях лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? Сколько зимних месяцев? Открываем календарь начинается январь. В январе, в январе много снега на дворе. Так что же бывает зимой, какие зимние развлечения вы знаете. Правильно! Хорошо зимой. Всюду белый, пушистый снег. Зимой часто дуют ветры, и на улице метет вьюга! Помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её. (Я, хочу проверить, помните ли вы пословицы, которые мы называли зимой)

— Декабрь год кончает,. (зиму начинает)

— У зимы с летом ладу. (нету)

— Зима не лето: в шубу. (одета)

— Два друга – мороз да. (вьюга)

— Зима какая? снежная, белоснежная и т. д. Снег какой? красивый, пушистый и т. д.

— Ой, что-то холодно стало от такой вьюги. Нужно нам согреться. Пальчиковая гимнастика: Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок лепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем несладкий вверх – подбросим,

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И… сломаем (загибают пальчики, начиная с большого) («лепят», меняя положение ладоней) (показывают круг, сжимают ладони) (грозят пальчиком) (смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок) (ловят воображаемый снежок) (роняют снежок) (топают ногами)

— Ребята, а теперь помогаем Буратино выучить стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Посмотрите на портрет поэта и послушайте стихотворение. Вопросы по содержанию:

Как называется стихотворение?

Кто написал?

Белая береза под моим окном Береза какая?

Принакрылась снегом точно серебром

Принакрылась чем? На пушистых ветках снежною каймой

На ветках каких?

А заря лениво обходя кругом

Что делает заря?

Обсыпает ветки новым серебром.

Что обсыпает?

Каким серебром?

А сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, все слова я буду иллюстрировать картинками. Давайте мы поиграем и постараемся запомнить стихотворение. Я начинаю а вы заканчивайте фразу.. Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? план – схема (слайды на доске)

-Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему и по движениям. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Кто написал стихотворение «Белая береза». Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема) Рассказы детей.

Воспитатель. Дети, а вы знаете стихи о зиме. Кто расскажет. Оставляем таблицу (из слайдов) на доске для свободного пользования.

— Ребята, я вам приготовила снежинки белого цвета. Давайте разукрасим их в разные цвета. Если вы сегодня быстро заучили стихотворение на занятии- то разукрасьте снежинку в голубой цвет, если были трудности в заучивании то в фиолетовый цвет. Мне очень приятно, что все снежинки у нас получились голубого цвета. Значит вы считаете, что хорошо запомнили стихотворение и выразительно.

— Мы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что узнали способ как легко и быстро выучить стихотворение.)

-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова).

Я рада, что вы откликнулись на просьбу Буратино, не остались равнодушными.