Пение как основной вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкальносенсорные способности и, особенно, музыкальнослуховые представления звуковысотных отношений.

Н.А. Ветлугина

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача развивать певческий голос, способность исполнительства, выразительность пения. Овладение пением у детей происходит постепенно, как говорил Б.М. Теплов в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой — вырабатываются музыкальные слуховые представления».

7 стр., 3235 слов

Музыка эпохи Средневековья

... в эпоху Средневековья был Рим. В конце VI - начале VII в. формируется основная разновидность западноевропейской церковной музыки - григорианский хорал, названный так по имени папы Григория I, осуществившего реформу церковного пения, ... и название государства. В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа -- феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, ...

В течение ХХ века ведущие педагоги — вокалисты (Н.А. Метлов, А. Абелян, В.Н. Шацкая, С. Краснощекова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Г. Струве, Г.П. Стулова, В.В Емельянов и др.) занимались проблемой развития детского певческого голоса. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского вокального исполнительства в России 17-19 вв., развитие которого было связано главным образом с церковным пением. Стиль духовных песнопений с самого начала определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренной по силе, в удобной, преимущественно в средней, тесситуре. Все это создавало условия для настройки певческих голосов на фальцетное или близкое к нему звучание.

Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, формирует приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

В 1938 году в Москве состоялось первое Методическое совещание по проблемам вокальной работы с детьми. Охрана детского голоса была главным вопросом совещания. Основное его решение сводилось к рекомендации использовать фальцетную манеру голосообразования у всех детей до мутационного возраста. Проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остается предметом исследования многих ученых, музыкантов. Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения. Нарушение напевности звучания, нечеткая дикция.

Исходя из вышесказанного мы определили проблему данного исследования: теоретики и преподаватели музыки стараются найти эффективные способы формирования певческих навыков у ребенка, миф о врожденном даре, об уме, «готовом» для музицирования, по-прежнему производит на тех, кто не имеет музыкального слуха, такое впечатление, что их обучение запрограммировано на неуспех. Согласно этому взгляду, только те дети, у которых есть врожденные музыкальные задатки, являются идеальными для музыкальной подготовки. «Отсутствие таланта» является надуманной проблемой. Музыкальное исполнительство — это возможность, открытая для всех.

Актуальность, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза:

Цель: теоретически доказать и экспериментально подтвердить эффективность использования творческих заданий в обучении детей пению, с целью оптимизации развития певческих умений у старших дошкольников.

36 стр., 17834 слов

Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей ...

... импровизации. Объект исследования: процесс занятий современной хореографией у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: импровизация как метод развития ... импровизация. Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла и танец становится способом создать (узнать его) или ... области, за которую они отвечают Актуальность данной работы заключается в следующем. В настоящее время ...

Задачи:

осуществить анализ литературы по проблеме исследования;

  • определить задачи и содержание музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
  • разработать творческие задания для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста;
  • провести диагностические исследования по теме исследования.

Методы исследования:

  • изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.
  • подобрать методические диагностики исследования по использованию творческих заданий для развития певческих навыков,
  • провести опытно-экспериментальную работу, сделать выводы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕНИИ

1.1 Задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Музыка является важнейшим средством воспитания детей, она приобщает к миру прекрасного, воздействует на формирование личности.

Задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

2. Научить ребенка слушать, слышать и воспринимать музыку.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя с разными музыкальными произведениями. Произведения — вокальные, инструментальные, народные, классические, симфония, опера, балет и т.д.

4. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями.

а) песня — вступление, куплет, запев, припев;

  • б) слушание музыки — мелодия, темп, тембр;
  • в) музыкально-ритмические движения — плавные, быстрые;
  • г) танцы — русские народные, полька, хоровод и др.;
  • д) игра на детских музыкальных инструментах — название инструмента, способ звукоизвлечения.

5. Содействовать развитию музыкального слуха на основе полученных впечатлений.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость — учить сравнивать, систематизировать, анализировать.

7. Развивать творческую активность — сочинить песенку (на стихи), придумать свои танцевальные движения.

Программа воспитания и обучения в детском саду (1987 г.):

  • новый вид музыкальной деятельности — творчество (впервые);
  • музыкальная деятельность начинается со 2-й мл. гр.:
  • новый вид музыкальной деятельности — игра на музыкальных инструментах со II полугодия ср.гр.

1.2 Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста

Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

13 стр., 6017 слов

Исследование слуха у детей

... от того, удалось ли аудиологу наладить с ребенком контакт. Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха ... и вразумительными. Он показывает заинтересованность музыкой. Ребенок открывает свой собственный голос, а в 9–месячном возрасте он уже может различать голоса близких ему людей. Он узнает ...

Действительно, дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре первой — до второй октавы).

Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа — си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у ребенка еще не сформирована координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Тот же доктор Е.И. Алмазов подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний [25, 9].

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

2 — 3 года -ми — ля первой октавы

3 — 4 года -ре — ля первой октавы

4 — 5 лет -ре — си первой октавы

5 — 6 лет -ре — си (до) первой октавы

6 — 7 лет -(до) ре первой октавы — до второй октавы.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную звуковую атмосферу, способствующую охране голоса и слуха ребенка. А координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей [24].

Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя, порой, и звонкий.

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

35 стр., 17048 слов

Дошкольное образование » Развитие певческих способностей ...

... работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации, приложения. Содержит 3таблицы, 2 рисунка, написана на 57 страницах. Глава 1. Теоретические аспекты развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ... во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание'' [2.4] Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – ...

Музыкальному руководителю, а также воспитателям необходимо наблюдать за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили громко в группе. Крик, шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Проводить соответствующую работу с родителями. Показывать им песни, которые они могут разучить с детьми дома, объяснять им вред крикливого пения, громкого разговора детей и взрослых, особенно на улице в холодную, сырую погоду.

Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Воспитателям и родителям надо знать, что диапазон у детей формируется с возрастом, что к старшему дошкольному возрасту у детей певческий диапазон расширен только от ре первой октавы и до второй октавы, а рабочий диапазон, где дети достигают наиболее легкого звучания, ограничен звуками ми — си первой октавы.

Для защиты певческих голосов на занятиях можно использовать некоторые оздоровительные упражнения: прежде всего разнообразные дыхательные упражнения, сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение — чередование коротких и длинных слогов по руке («в лесу роди-и-и-лась елочка», «в лесу родила-а-а-сь е-е-елочка»), сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.

В простой доступной форме детям объясняется как нужно беречь голос, как дышать. На занятиях можно проводить дыхательную гимнастику, делать специальные упражнения для голосовых связок, гортани, подбирать интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка правильного дыхания [12, 133].

Учитывая возможности детского голоса, никогда нельзя петь с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения необходимо дать две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона, например («Две тетери» русская народная мелодия, «Мы запели песенку» музыка Рустамова, «Воробей» музыка Герчик).

Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а пение в транспорте способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона — тон выше или ниже).

7 стр., 3379 слов

Система музыкального воспитания Золтана Кодая

... обучения пению, особенно во время занятий по сольфеджио. Л. Добсаи развил четіре положения Кодая: во-первых, только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может явиться основой музыкального воспитания ... Он хотел оградить ребенка и молодого чело­века от безрадостной жизни без хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народ­ной песни. Как-то его ...

Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н.Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми — си первой октавы).

Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре — си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводит и более высокие звуки.

В Российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Наряду с типовой программой воспитания детей в детском саду, появились новые комплексные образовательные программы: «Развитие», «Радуга», «Детство» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В содержание выше указанных программ входят конкретные рекомендации в основном для воспитателей по организации познавательной деятельности детей в рамках личностно-ориентированного взаимодействия их с детьми. В разделе музыкального воспитания даны общие направления в зависимости от той или иной программы, но несмотря на это, прослеживается связь с типовой программой воспитания. Основные требования в разделе «Пение» остаются неизменными, а именно:

  • формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному исполнению.
  • учить петь детей самостоятельно и с помощью воспитателя.
  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
  • развивать голос, формирующий естественное детское звучание.
  • расширять певческий диапазон и т. д.

Считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. Наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени.

1.3 Методы и приемы обучения пению детей старшего дошкольного возраста

Для повышения интереса детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) нужно использовать в работе самые разнообразные приемы.

Можно привести следующую последовательность музыкального занятия: начинается занятие со свободного входа детей. Затем дети друг друга приветствуют по трезвучию, пропевая: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте»).

Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Необходимо как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует внимание детей.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей можно проводить занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.).

В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую — лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе можно дать материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей: «Сорока-воровка» русская народная припевка, «Андрей-воробей » фольклорная прибаутка (из сборника «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной).

4 стр., 1882 слов

Музыкальное воспитание дошкольников

... способы приобщения к миру прекрасного. 3. Роль воспитателя в организации музыкальных занятий у детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в ... они подстраивались к пению взрослого. Следует заинтересовывать детей содержанием песни. Выразительно ее исполнив, педагог может использовать соответствующую игрушку, инсценировать содержание песни [2]. Основным ...

Для выявления хорошо поющих детей можно использовать прием пения «цепочкой» знакомой песни, что экономит время, не требуя дополнительного обследования вне занятия.

Хорошо использовать для развития слуха и диапазона голоса ребенка пение терцовых интервалов. Варианты пения терцовых интервалов самые разнообразные. Можно петь отдельно только малые терции , либо только большие , а можно чередовать их в различных последовательностях [13, 45].

В развитии вокальных навыков, выразительности исполнения очень важным является умение слушать песню. Для этого прежде всего надо собрать внимание детей и вызвать у них интерес к песне (беседой, сообщением о новом песенном материале, о названии, содержании, настроении, композиторе, чтением теста песни, объяснением непонятных слов и выражений).

Затем создать определенный настрой, подготовить детей к целенаправленному слушанию («послушайте и скажите…»).

Затем выразительное исполнение песни музыкальным работником, вопросы к детям (по содержанию песни, по характеру…) и ответы детей. И в заключении раздела слушания — подпевание песни детьми.

В период разучивания песни можно использовать следующие методические приемы: проигрывать трудные мелодические обороты, пропевать их без музыкального сопровождения, предлагать прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогать детям осваивать текст и мелодию. На первых этапах разучивания песни можно не использовать аккомпанемент, играть только мелодию или предлагать ее запомнить с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.

Полезно не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, а петь речитативом, скандировать. По этой же причине не поручать воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время. Для того, чтобы закрепить слова песни, предлагать повторять их по одному, цепочкой, отдельными предложениями и фразами. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей.

Работая над чистотой интонации, использовать такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а…), по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики — девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй — про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает», «коровка на лугу пасется»).

Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат.

Для активизации интереса к песни и закрепления мелодии предлагать детям спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные здания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего («помоги другу»).

8 стр., 3793 слов

Влияние музыки на формирование личности ребенка

... сочинения. Цель влияние музыки на воспитание детей - это приобщение музыкальной культуре в целом. Влияние музыки на формирование личности ребенка в развитие творчество деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство способно воздействовать на всесторонние развитие личности ребенка, побуждать ...

Нечисто поющим детям необходимо уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю.

Качество пения зависит от наличия музыкального слуха. Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. До сих пор изучение взаимодействия звуковой интонации человеческого голоса с музыкальным слухом (мелодическим, гармоническим, звуковысотным) является предметом исследования многих ученых и музыкантов, но до конца природа этой связи пока не изучена.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, необходимо добиваться точного воспроизведения мелодии; начинать петь простые песенки, построенные на двух-трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений (например, начинать звук «мм…» закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а»{мм-а-а}. Дети должны ощутить как звук вибрирует («губам щекотно»).

Звукообразование предполагает прежде всего качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучания использовать песни в медленном и умеренном темпе и добиваться протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»).

Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных — дикция. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией (положение губ, языка, гортани) при излечении звуков: внятное произношение согласных (р,з,с,т,н…), нижняя челюсть подвижная (это заметно на гласных звуках — широко раскрывается рот).

В обучении детей правильному звукопроизношению, необходимо опираться на основные правила речевой дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют свой риторический акцент (в лесу, в декабре, ручьем).

Безударные гласные тоже не изменяются. Особенностью пропевания гласных является увеличение их звучания во времени (протяженность звука).

Поэтому беглая в речи «о» звучит в пении как «а» («карова», «актября»), звук «я» микшируется и произносится как «е» ( в октябре — в октебре).

На безударных гласных дети часто делают ошибки: неправильно произносят «е», заменяя ее на «и» (питушок, дикабре, рибят), а букву «я» заменяют на «и» (в октибре, маслина головушка).

Согласные же выговариваются быстро и четко. Поэтому необходимо следить, чтобы как можно меньше было препятствий звучанию гласных (нельзя петь: сссеренькая).

5 стр., 2361 слов

Музыкальное воспитание детей в доу

... реферата – выявить какое значение у воспитателя в музыкальном воспитании детей в ДОУ. Подобрать и изучить литературу по этой теме. Рассмотреть роль воспитателя в музыкальном воспитании. Рассмотреть роль воспитателя на музыкальном занятии. Выделить задачи, формы и методы музыкального воспитания в семье. 1. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей ...

И стараться добиваться, чтобы согласные, стоящие на конце слова, пропевались в начале следующего («Бе-жи-тру-чье-мво-да»).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижность губ, языка, щек), они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например:

«Курочка чернопестра — уточка с носка плоска»,

«Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком»,

«Наш Полкан попал в капкан»,

«Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: Хорошо, что побит» [12].

Одна из сложных задач в пении — это уметь петь без сопровождения (а капелла).

Часто приходиться разучивать с детьми песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя).

Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие — они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

Во время разучивания песни предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая только мелодию. Далее с полным сопровождением, затем без инструмента под пение музыкального руководителя и, наконец, спеть самостоятельно, а капелла. Для формирования навыка пения без инструмента детям можно предлагать маленькие песенки-попевки, русские народные песни.

Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»).

При таком пении дети будут лучше слышать себя.

Дети любят еще один довольно сложный прием «дробления»: повторы отдельных слов, мотивов, пение с остановками в середине фразы, слова по руке либо по специальному заданию («телефонная связь»).

Можно использовать прием «тактирования», в котором в непринужденной форме идет работа над ритмическими особенностями песни. Детям он очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы («часики-ходики»).

При работе над ансамблевым пением необходимо применять по необходимости дирижерские жесты: сильный взмах — громкое звучание, слабый — тихое; показывать рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначать задержку звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни. При разучивании песни можно дирижировать одной рукой, другой играть. Когда исполняют песню с музыкальным сопровождением, можно попросить продирижировать воспитателю. При помощи таких приемов добивается слаженное пение, сохраняется общий темп, динамические оттенки.

Работая над песней, нужно возвращаться к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки [23].

Хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

1.4 Роль воспитателя в планировании работы по пению в дошкольной образовательной организации

Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальные занятия — это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно — воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Принимать участие в планировании работы по музыкальному воспитанию совместно с музыкальным руководителем ДОУ, в отборе музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

На музыкальном занятии в процессе распевая, пения воспитатель:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

  • Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ

2.1 Анализ работы по данной теме

В ходе изучения теоретико-методических аспектов формирования музыкальности детей дошкольного возраста в пении была сформулирована следующая гипотеза: систематическое использование творческих заданий в процессе обучения старших дошкольников пению, способствует успешному развитию певческих навыков.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено диагностическое исследование, в котором приняли участие 28детей, а именно 1 группа детей старшего дошкольного возраста № 11 — 18девочек и 10 мальчиков в возрасте 5-6 лет.

Исследования проводились на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №80» г. Нижнекамска РТ.

Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально подтвердить эффективность использования творческих заданий в обучении детей пению, с целью оптимизации развития певческих умений у старших дошкольников. формирование певческий навык дошкольный

Задачи исследования:

  • Подобрать методики исследования.
  • Провести диагностику сформированности вокальных навыков.
  • Провести эксперимент и на основе анализа полученных данных сделать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы исследования.

Методы исследования.

1. Метод наблюдения.

Работа заключалась во невключенном наблюдении за работой музыкального руководителя МАДОУ №80 по использованию творческих заданий для развития певческих навыков. Длительность использования выбранного метода составила 1 месяц — 8 занятий.

2. Диагностика сформированности вокальных навыков

1. Игровое творческое упражнение для выявления чистоты интонирования «Эхо», муз. Тиличеевой.

Цель: выявить уровень умения чисто интонировать.

Методика проведения: дети хором поют заданный текст, а ребенок повторяет его, точно воспроизводя мелодию:

Дети: Эхо!

Реб. Эхо!

Дети: Отзовись!

Реб. Отзовись!

Дети: Чисто петь

Научись!

Слушай!

Не зевай!

Все за мной

Повторяй!

Критерии оценки:

  • высокий уровень: интонационно точное воспроизведение мелодии и вслух и про себя;
  • средний уровень: нестабильно точное воспроизведение мелодии;
  • низкий уровень: неточное воспроизведение мелодии.

2. Игровое творческое упражнение для выявления певческого дыхания

«Пение по музыкальным фразам («цепочкой»)

Цель: выявить уровень умения пропевания музыкальных фраз до конца, взятия дыхания перед началом пения и между фразами.

Методика проведения: детям предлагается спеть песню по фразам, например:

1-й ряд поет: «Котя, котенька — коток»;

2-й ряд поет: « Котя, серенький хвосток» и т. д.

Критерии оценки:

  • высокий уровень: правильное распределение дыхания, спокойный, бесшумный вдох;
  • средний уровень: нестабильное дыхание, иногда берет дыхание посередине

фразы, плечи подняты;

  • низкий уровень: неправильное распределение дыхания, не допевает фразу до конца, вдох судорожный, шумный.

3. Упражнение для выявления певческой дикции.

Цель: выявить умение детей правильно проговаривать согласные звуки, пропевать гласные, соблюдать логические ударения в музыкальных фразах.

Методика поведения: Детям предлагается произнести текст разучиваемой песни шепотом, тихо, в полный голос. Как вариант можно использовать прием исполнения заданного текста в разных регистрах: на высоком звучании в ритме песни или в низком регистре.

Критерии оценки:

  • высокий уровень: правильное произношение, соблюдение логических ударений в музыкальных фразах, правильное произношение гласных в окончаниях слов;
  • средний уровень: не всегда правильное произношение гласных, нестабильно правильное выполнение заданий по смене регистров, динамики исполнения;
  • низкий уровень: неадекватно реагирует на задания, не соблюдает логические ударения в музыкальных фразах.

В ходе наблюдения за работой музыкального руководителя по использованию творческих заданий для развития певческих навыков, пришли к выводу, что для детей старшего дошкольного возраста музыкальный руководитель предлагает разнообразный репертуар песен и упражнений разнообразных как по содержанию, так и по форме, но небольшое внимание уделяется распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных. Педагог не использует материал вроде маленьких песенок, которые помогают выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения.

В работе используются только хорошо знакомые детям упражнения.

На музыкальных занятиях педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.

Перед разучиванием песни музыкальный руководитель проводит краткую беседу. Это помогает ребенку осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне. Не включает в музыкальный репертуар пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни. Установлено, что педагог не придает большого значения музыкально-дидактическим играм и упражнениям. Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

Критически мало творческих заданий использует педагог для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Считаю, что для успешного решения программных задач по обучению детей пению необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.

3. Анализ сформированности вокальных навыков.

1. Игровое творческое упражнение для выявления чистоты интонирования «Эхо», муз. Тиличеевой.

В результате выявления чистоты интонирования средством игрового творческого упражнения «Эхо» получили следующий результат: (Приложение1)

  • низкий уровень составил 54% (4 ребенка);
  • средний уровень составил 32% (9 детей);
  • высокий уровень составил 14% (15 детей).

В ходе выполнения задания наблюдается малочисленное интонационно точное воспроизведение мелодии и вслух и про себя. В основном дети нестабильно точно воспроизводят пропетую мелодию. Отчетливо слышится неточное воспроизведение мелодии.

2. Игровое творческое упражнение для выявления певческого дыхания

«Пение по музыкальным фразам («цепочкой») (Приложение 2)

  • низкий уровень 57% (16 детей);
  • средний уровень 39% (11 детей);
  • высокий уровень 4% (1 ребенок).

У детей в процессе выполнения такого задания наблюдаются: нестабильное дыхание, иногда берут дыхание посередине фразы, плечи подняты. Нередко встречаются дети, попросту не умеющие правильно распределять дыхание, допевать фразу до конца. У таких воспитанников вдох судорожный, шумный.

3. Творческое упражнение для выявления певческой дикции.

Цель: выявить умение детей правильно проговаривать согласные звуки, пропевать гласные, соблюдать логические ударения в музыкальных фразах. (Приложение 3).

Методика поведения: Детям предлагается произнести текст разучиваемой песни шепотом, тихо, в полный голос. Как вариант можно использовать прием исполнения заданного текста в разных регистрах: на высоком звучании в ритме песни или в низком регистре.

  • низкий уровень составил 54% (4 ребенка);
  • средний уровень составил 32% (9 детей);
  • высокий уровень составил 14% (15 детей).

Редко наблюдается правильное произношение, соблюдение логических ударений в музыкальных фразах, правильное произношение гласных в окончаниях слов. В основном в процессе выполнения такого задания видим не всегда правильное произношение гласных, нестабильно правильное выполнение заданий по смене регистров, динамики исполнения. Также присутствуют дети неадекватно реагирует на задания, не соблюдает логические ударения в музыкальных фразах.

Подводя итог диагностики сформированности певческих навыков, произведем следующие расчеты:

Низкий уровень: 54%+54%+57%=165%/3=55%

Средний уровень: 32% +39%+32%=103%/3=34%

Высокий уровень: 14%+4%+14%= 32%/3=11%

Полученный результат доказывает, что работа над развитием певческих навыков с дошкольниками ведется недостаточно. Детям надоедает однообразный репертуар, что влечет за собой нежелание выполнять какие-либо задания. Нет заинтересованности дошкольников в процессе такой работы.

2.2 Использование творческих заданий для развития певческих навыков с детьми старшего дошкольного возраста

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был разработан комплекс творческих заданий с целью эффективного развития певческих навыков с детьми экспериментальной группы старшего дошкольного возраста. Данный комплекс систематически использовался в процессе занятий по музыкальному воспитания, а именно в разделе «пение».

Задачи формирующего эксперимента:

1. Овладение старшими дошкольниками следующими вокальными навыками средством выполнения творческих заданий:

  • чисто интонировать мелодию в данной тональности с аккомпанементом и без;
  • уметь правильно распределять дыхание (не «разрывать» слово, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами), использовать короткий бесшумный вдох и долгий протяжный выдох;
  • петь слаженно, одновременно со всеми после фортепианного вступления;

петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения,

протяжно и напевно; пропевать музыкальные фразы до конца.

2. Сформировать музыкальные способности, способствующие успешному развитию певческих навыков:

звуковысотный слух:

определяет звуки по высоте;

  • определяет направление мелодии;

тембровый слух:

различает звучащие инструменты, называет их;

  • определяет на слух голоса детей;

3. Активизировать желание петь, интерес к песенной деятельности, чувствовать себя уверенно, стремится петь для слушателей — взрослых и сверстников.

4. Активизировать увлеченность песенной деятельностью, побуждать стремится применять вокальные навыки в совместной деятельности с детьми:

  • привлекать к своей деятельности других детей, обсуждать с ними предстоящие действия;
  • быть инициатором организации импровизированных концертов, проявлять сочинительские способности;
  • Комплекс творческих заданий для развития певческих навыков.

1. Игровое задание «Тембровые прятки»

Цель: развитие уровня тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал: музыкальные инструменты — фортепиано, баян (аккордеон), гитара, балалайка, флейта, ксилофон, металлофон, маракасы, треугольник, бубен, барабан.

Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музыкальные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и т. д.»

2. Музыкальная творческая игра «Догадайся, кто поет?»

Цель: учить определять на слух голоса детей.

Методика проведения: дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тиличеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка должен отгадать, кто спел второй куплет.

3. Творческое задание «Прохлопай и простучи ритм»

Цель: повышение уровня развития чувства ритма.

Задание для ребенка: «Прохлопай или простучи, пожалуйста, ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий».

Стимулирующий материал: музыкальные фрагменты, отражающие различную степень ритмической сложности.

4. Проведение беседы с целью вызвать интерес и эмоционально-положительное отношение к пению.

Методика проведения: ребенку предлагается прослушать три песни: народную, детскую и современную. Ребенок должен выбрать ту песню, которая ему понравится.

Песни должны быть хорошо знакомы ребенку. Например, «Калинка», р.н.п., «В траве сидел кузнечик», муз. В.Шаинского, современная песня «Рыбка» в исполнении группы «Фабрика».

5. Творческая беседа

Цель: Вызвать положительное отношение детей к песенному исполнительству и тематике детских песен.

Вопросы:

1. У тебя есть любимые песни? Нравится ли тебе петь?

2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?

3. Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит?

4. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?

5. Ты поешь один или с другими детьми?

6. Где ты больше поешь — дома или в садике?

6. Творческая игра «Сорока — сорока» (р.н.п.)

Цель: Повышать уровень умения детей сочетать песенное исполнительство с игрой на д.м.и.

Стимулирующий материал: детские музыкальные инструменты на выбор детей.

Методика проведения: на предварительных занятиях дети слушали, пели эту попевку, выбирали детские музыкальные инструменты, на которых можно ее исполнять. На следующем этапе они разделились на группы, одна из которых исполняла попевку на детских музыкальных инструментах, а другая — пела ее. При диагностировании предложить ребенку совместить два вида исполнительства — песенное и игру на музыкальных инструментах.

7. Творческая музыкально — игровая ситуация «Музыкальный магазин».

Цель: развивать уровень умения детей сочетать песенное исполнительство с игрой.

Стимулирующий материал: проигрыватель, диски, кассеты с иллюстрациями к знакомым песням.

Методика проведения: ребенок-покупатель подходит к ребенку-продавцу и поет песню, диск с которой он хотел бы купить. От того, насколько интонационно правильно он споет, будет зависеть продадут ли ему диск с изображением песни.