Курс педагогический факультет

Содержание скрыть

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, воздействие человеческого общества на окружающую среду стало очень острой проблемой и приняло огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого — нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний, среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация естествознания. Экологический подход становится всеобщим.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…», «Не ждать милости от природы…» и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней.

Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

6 стр., 2803 слов

Проблема человека в философии софистов и Сократа

... добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться ... мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример ...

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относиться к природе, не наносить ей урона.

Цель курсовой работы:

Задачи:

1. Изучить психолого — педагогическую литературу по экологическому воспитанию подростков;

2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно-воспитательном процессе школы;

3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания школьников., Объект исследования, Предмет исследования

Методы — беседа, дидактические игры, педагогические наблюдения, изучение психолого — педагогического опыта.

Глава I. Проблема экологического воспитания в средней школе

1.1. Сущность понятия «экологическое воспитание», Экологическое воспитание

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение, которое формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности [3].

особенности

1) ступенчатый характер: формирование экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств, формирование убеждений в необходимости экологической деятельности, выработка навыков и привычек поведения в природе, преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность.

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

10 стр., 4733 слов

Философия о природе и сущности человека

... философия человека. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологического и социального. Человек - и природное, телесное, и общественное существо. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность - сущность человека. ... его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, - ...

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5)

Цель экологического воспитания

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую [8].

Ответственное отношение к природе

образовательных

Таким образом, экологическое воспитание — особая форма воздействия на личность. Это не синоним экообразования. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Их усвоение важнее, чем запоминание конкретных сведений [10] . В воспитании высока роль не образовательных учреждений, а неформального общения в кругу семьи или референтной группы, свободное наблюдение окружающих. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

В процессе экологического воспитания и просвещения формируется экологическая культура. Также как музыкальная культура позволяет нам создавать музыку и ориентироваться в ее разнообразии, экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [13].

Экологическое воспитание развивает в сознании несколько базовых установок:

1. Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от нее искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. Антропосфера – это зависимая часть биосферы.

2. Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира. Поэтому необходимо сохранять ее часть в первозданном виде – как заповедники, парки. Дикая природа имеет такое же право на существование на Земле, как и человек. Соседство с дикой природой не ухудшает, а, напротив, обогащает мир человека.

3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводит к изменениям во всей природной системе.

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Этот процесс опирается на разнообразные информационные потоки, развивающие личность. [8]Любовь к природе может прививаться не только при чтении книг Э. Сетон-Томпсона и при просмотре фильма «Бемби», но и на футбольном стадионе – где редкое животное является талисманом любимой команды, или на конкурсе граффити[1].

16 стр., 7955 слов

Экологическое образование и воспитание школьников

... у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности [16, с. 12]. цель курсовой работы Раскрыть фундаментальные экологические идеи в природоохранном воспитании ... человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. ...

Поведение родителей на пикнике, друзей в походе, пешеходов и пассажиров – всё здесь имеет воспитательное значение. Человеку можно привить не только любовь, но и отвращение к природе, стремление разрушать и портить ее. Эта очень важный момент: в обществе есть мощные силы, которые не столько препятствуют формированию экологического сознания (или экологизации), сколько целенаправленно создают экофобные установки [15].

Формирование экологического сознания (или экологизация) идет двумя путями – рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным – за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений. Огромный поток подсознательных экофильных установок поступает через массовую культуру, особенно кино [4].

Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно–оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные групповые мотивы поведения, общественное мнение [14] .

1.2 Содержание экологического воспитания

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека [7].

Формы организации учебного процесса стимулируют разные виды познавательной деятельности учащихся такие как: самостоятельная, а с различными источниками информации позволяющая накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности и позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [11].

Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей [10].

Первое условие успеха экологического воспитания — достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов, кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.

Второе условие успеха экологического воспитания — необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом обществе [8].

14 стр., 6730 слов

Игра как средство обучения и воспитания дошкольников

... развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется ... взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни, в тоже ...

Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой люди воспитывались в духе ожесточенно, непримиримой конфронтации природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила, как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояния, изобилия и т.д. Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности [9].

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы [4].

Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность [3].

И начинать экологическое воспитание надо со школьной скамьи, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога [12] . Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы о труде, природе, разъяснение долга и приемы убеждения, вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально – педагогическая задача — формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе — должны пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки обучающихся [1].

36 стр., 17893 слов

Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников

... результатов исследования. Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении представлено обоснование актуальности темы "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактических игр". Выделены предмет, объект, ...

От учителей во многом зависит планирование и организация общественно — полезных действий. Они помогают школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу [16] .

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления [11].

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Таким образом, экологическое воспитание приобретает особое значение в современной школьной практике [6].

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. И гра — это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей [16] .

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений.

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения [1] .

Виды дидактических игр :, В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Бондаренко А. [ 16

игры с предметами (игрушками, природным материалом)

настольные печатные игры

словесные игры

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

14 стр., 6661 слов

«ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ...

... воспитания. Во время работы над данной проблемой ведущими являются методы анализа, синтеза, дедукции и конструирования. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, как метод воспитания, ... занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия”. II Игра, как метод воспитания дошкольников Перед воспитателем всегда ... нам, что Природа могла бы дать своим детям все эти полезные ...

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания [6] .

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы, о литературных произведениях, о нормах поведения в природе

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Педагог организует такие игры во время прогулки, экскурсий на природу .

Предметные игры — с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их [16] .

Настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Словесные игры. проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

  • подготовка к игре самого педагога:

— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

15 стр., 7445 слов

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях ...

... исследования: Рассмотреть теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выявить специфику эстетического воспитания дошкольников. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания. Разработать систему занятий по ...

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом

— объяснение хода и правил игры;

— определение роли педагога

— подведение итогов игры .

С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия [5] .

Таким образом, д

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

Глава II. Основные направления осуществления экологического воспитания школьников

2.1. Особенности физического и психического развития в подростковом возрасте.

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям [4].

Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз [14].

Это ведет к изменению гормонального статуса. Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. [1]С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов. Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.

15 стр., 7267 слов

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

... Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, ...

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. [1] У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью [1].

Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и

заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.

Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.

Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки.

Важное место в общем процессе онтогенетического развития человека занимает подростковый возраст. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску. Психологически этот возраст исключительно сложен и противоречив [15].

особенности

— способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного мышления;

  • развитие теоретического мышления, содержание мышления становится богаче и сложнее;
  • развитие формально-логического и рефлексивного мышления;
  • становление мировоззрения;
  • развиваются специальные способности, самоактуализация,
  • восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим;
  • внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом;
  • память приобретает избирательный характер;

— развитие воображение подростка. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии».

Анализ возрастных психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, дает возможность сформировать более полные знания об изменениях, происходящих при становлении личности, в его личностных и когнитивных сферах, позволит объективно оценить учащихся, поможет в практической педагогической деятельности [1].

2.2. Методы и приёмы экологического воспитания школьников

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [14].

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета [11].

Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней [13].

Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников.

Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым [15].

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Методы экологического воспитания: наблюдение (кратковременное и длительное), показ, демонстрация (опытов, диафильмов, слайдов, видеофильмов); практические: игровые (дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные, игровые упражнения, игры – занятия, подвижные игры, творческие игры, ролевые игры), труд (индивидуальные поручения, коллективный труд), метод поисково–исследовательской работы (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, занятиях, в ходе проведения простых опытов), метод самостоятельной деятельности (самоуправление в организации и проведении различных творческих дел, подготовка рефератов и устных сообщений и т.д.), практическая природоохранная работа (изготовление кормушек, подкормка птиц, оформление клумб и цветников, уборка территории);

словесные: объяснение, рассказ, беседа с привлечением имеющихся у обучающихся знаний, чтение художественного произведения;

контрольно–диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков коммуникативно–развивающие методы: выполнение творческих коллективных работ, участие в театральных постановках; интерактивные методы, т.е обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);

Методы экологического воспитания:

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этих методов воспитания является вербальность. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка и является мощным средством воспитания.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна поддержка педагога.

Широко используются следующие формы работы:

индивидуальные (практические и творческие задания, беседы, консультации);

групповые (занятие, беседа, коллективная трудовая деятельность, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, выставки, экологические праздники и акции, конкурсы, театральные постановки, ролевые игры).

Возможные виды занятий:

1. Комплексные занятия обобщающего и углубляюще–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления об явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. В условиях клубной работы обучение строится по комплексному принципу, сочетая следующие виды деятельности:

Наблюдение. (Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой.)

  • Исследования.
  • Проведение опытов.
  • Конференции.
  • Индивидуальные практические занятия.
  • Просмотр диафильмов и слайд–фильмов.
  • Изучение исследовательских работ на сайтах Интернета

2. Экскурсии в природу.

3. Акции. Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры [8].

4. Коллективные творческие работы. Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

5. Праздники. День Земли, День воды, День Птиц и др.

  1. Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса. Эти занятия представляют собой комплекс контрольных заданий, таких как викторины, тесты, дидактические игры, конференции и др.

Заключение

Таким образом, в курсовой работе были изучены следующие аспекты экологического воспитания: с ущность понятия «экологическое воспитание», содержание экологического воспитания особенности физического и психического развития в подростковом возрасте, методы и приёмы экологического воспитания школьников, игра как средство экологического воспитания школьников. Следует отметить, что понятие «экологическое воспитание» трактуется как — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Так же под этим понятием следует понимать целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной вос­принимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты и природы. Трусова Е. С. Предлагает следующее определение «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интелекта». Экологическое воспитание – это психолого-педагогический процесс, который сосредоточен на формировании у человека знаний научных основ природо–использования, необходимых убеждений и практичных навыков определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы рационального использования и обновление природных ресурсов. Так же экологическое воспитание подразумевает под собой непрерывное, систематическое и целенаправленное формирование эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде

Изучив литературу по данной проблеме, можно вывести следующее определение экологического воспитания -это формирование у обучающихся эко­логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действи­тельность как среду обитания и как эстетическое совершен­ство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позво­ляющего заранее предусматривать и предотвращать отрица­тельные последствия промышленного освоения природных богатств.

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskogo-universiteta/

1. Афанасьева, Е.С Экология не знает границ [Текст]/ Е.С. Афанасьева. — М.: «Юный натуралист»,1990. — №1. – С.194.

2. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа [Текст]/ Т.А. Бабанова. — М. «Просвещение»– 1993. – С.296.

3. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская – 1994. — С.382

4. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.Д. Бобылева – М.: «Владимир», 1999. – С.403

5. Бровкина С.Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и высш. пед учеб.заведений.[Текст] / Бровкина С.Е.- М.: Издат. Центр «Академия» 2000.-224 с.

6. Букатов В.С. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.С. Букатов В. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 152с.

7. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. [Текст] /А.П. Букин.– М.: Просвещение, 1991.

8. Воронов Н.С. Основы общей экологии [Текст] /Н.С.- Воронов М.: «Рандеву — АМ», 1999.-95 с.

9. Грабовская Л.П. Пространственно- предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка [Текст] / Л.П. Грабовская -М.: «Просвещение» . -2004- 343с.

10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. — №4. – С.159

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо– М.: Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

12. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников [Текст] / И.Б Дуденко -М. : Педагогика. – 1999. — №9. – С.385

13. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе [Текст] / – М.: Педагогика, 1993. – 232с.

14. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации [Текст] /А.Н. Захлебный -М.: Педагогика. – 1994. — №9. – С.507.

15. Марковская,М.М. Уголок природы в детском саду [Текст] /- М.М. Марковская. — М.: Педагогика. — 1989. 342с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

16. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева — М.Педагогика , 1999.- 235 с.