По педагогике Роль ученического самоуправления в становлении личности

Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность.

Ученическое самоуправление стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.

Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности.

Проблемам ученического самоуправления посвящены работы Н.К.

Рассматривая педагогические основы ученического самоуправления; Н.И.Приходько выявила основные функции и принципы деятельности самоуправления учащихся; М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах; В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора с учащимися; И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.

Роль ученического самоуправления в становлении личности»., Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Данное исследование имеет такие задачи:

  1. Проанализировать понятие самоуправления в педагогике.

  2. Рассмотреть функции и принципы организации ученического самоуправления.

  3. Исследовать особенности и становления ученического самоуправления в истории ХХ столетия.

  4. Раскрыть роль ученического самоуправления в педагогической системе Макаренко.

методов исследования

Практическое значение, Апробация работы:

структуру работы

ГЛАВА 1.УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

1.1. Понятие самоуправления

Становление ученического самоуправления происходит в начале 20-х годов, когда актуализируется роль коллектива в жизни общества и становления личности в частности.

11 стр., 5315 слов

Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект ...

... чертой социальной работы как теории науки, является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результат настоятельной потребности в научно – теоретических исследованиях в области социального развития и ...

Самоуправление – интересный процесс, к которому нужно приложить максимум усилий во благо достижения поставленных целей. Каждый преподаватель, по логике вещей, всю свою жизнь занимается самоуправлением детского коллектива. Но самое важное – это результат. Он может быть как хорошим, так и плохим, что свидетельствует о том, что учитель не правильно применил данную тактику подхода к своим ученикам или же заранее неправильно определил и поставил цели.

В любом случае, результат работы всегда присутствует ни смотря ни на что.

Ученическое самоуправление – это форма реализации учениками права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения [2, с. 736].

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение [3].

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков. А ведь воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека.

В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

1.Анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

2.Предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

3.Оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

4.Анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

5.Аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

6.Объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

7.Определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

8.Устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами [3].

Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости.

27 стр., 13094 слов

Курсовая для студентов «Коллектив»

... ученический коллектив. проблема исследования Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования: Раскрыть основные проблемы формирования детского коллектива в школе. Раскрыть сущность понятия «коллектив» и показать его влияние на развитие и ... т.е. это клубы, спортивные команды и т.д. Перечисленные первичные коллективы, органы самоуправления, а также социальные роли, ...

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как: прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением, для лучшего получения результатов в ученическом самоуправлении.

1.2. Функции и принципы ученического самоуправления

Как и в любой другой науке, везде есть принципы и функции. При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие принципы [5, с. 40]:

1. Принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.

2. Принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.

3. Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;

4. Принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

5. Принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

6. Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

7. Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

8. Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

9. Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.

22 стр., 10792 слов

Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы

... учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, ... классного коллектива. Вторым критерием развития классного коллектива является способность группы к самоуправлению ( ...

10. Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.

11. Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

12. Принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.

13. Принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.

14. Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении.

Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему [6, с. 16].

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций.

Так, Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач [9,с. 58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:

1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.

2. Социально-психологические, которые способствуют:

формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля.

19 стр., 9065 слов

Особенности формирования школьного коллектива в начальной школе

... и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива: общественно ценные цели; совместная деятельность по их достижению; отношения взаимной ответственности; организация органов самоуправления; направленность деятельности на общую пользу. В ...

Наличие таких отношений, по образному выражению А.С. Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения.

эмоциональной тонизации коллектива, т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С. Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.

3.Оперативно–организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп.

Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, а также контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

1.Социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся.

Как писала Н.К.Крупская: «Одной из самой важной функций школьного самоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков» [1, с. 21].

2.Личностно–ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

Так, М.И.Рожков выделяет и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признака системы, как саморазвитие. К ним он относит следующее:

3.Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

4. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

5. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

По словам Н.И.Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия» [10, с. 44].

22 стр., 10707 слов

Влияние детского коллектива на личность

... данного вопроса внесли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.И. Иванов, Н.К. Крупская и другие. ***** Данная курсовая работа на тему “Влияние детского коллектива на личность” опубликована на сайте ***** Цель – изучить влияние детского коллектива на личность. Для достижения поставленной цели ...

Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов.

Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений.

ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.

2.1. Особенности становления ученического самоуправления в начале ХХ столетия

Существует довольно-таки много работ, посвященных ученическому самоуправлению, но в данной работе, мне бы хотелось обратиться именно к работам А.С. Макаренко.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание».

Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что–то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям.

При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм». Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

16 стр., 7509 слов

Выпускная работа «Методика организации профориентационной ...

... профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные ... организации профессионального воспитания учащихся и сделать необходимые обобщения и выводы. Для изучения данной темы, ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ...

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Участие подростков в работе органов самоуправления – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт [11].

В России самоуправление привлекло педагогов как форма развития демократических обществ, отношений. В начале XX в. теоретические и практические основы самоуправления были разработаны С. Т. Шацким,

А. У. Зеленко, Н. Н. Иорданским, В. П. Кащенко, Д. И. Петровым,, Г. И. Россолимо, И. Г. Розановым и др.

Наиболее важные этапы развития студенческого самоуправления в российской высшей школе приходятся на послереволюционные годы и два последних десятилетия.

После Октябрьской революции 1917 г. в разработке теории самоуправления принимали участие Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.

Выдающийся педагог–экспериментатор С.Т. Шацкий одним из первых в России занялся разработкой таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

После знакомства с А.У. Зеленко (выдающимся педагогом, одним из первых архитекторов, вынесших на обсуждение проблему создания специальной архитектуры для детей) решили основать «Сетлемент» – своеобразный поселок культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.

Начинали на собственные средства и, взяв с собой несколько детей из приюта для бедных, отправились на лето на Клязьму, где поселились с ними на даче у своих знакомых. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Осенью продолжили, организовав общество «Сетлемент» в стенах реального училища, в котором учились дети низших сословий, а на следующий год для занятий была снята квартира в Вадковском переулке. Места, конечно, не хватало, но к тому времени А. У. Зеленко и С. Т. Шацкий уже не одиноки, были преподаватели, попечители, сочувствующие, и им удалось собрать средства на постройку собственного дома.

Осенью 1907 года «Сетлемент» переехал в собственное здание.

«Сетлемент» совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Ученики «Сетлемента» были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей.

Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели – создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

4 стр., 1679 слов

Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка

... понимаются другие возрастные группы). Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка Особенности развития детского коллектива Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. На ...

В обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов.

Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. В 1908 г. школа «Сетлемент» прекратила свое существование.

В своих работах Н. К. Крупская высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы:

1. Первый этап – обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни;

2. Второй этап – распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого;

3. Третий этап – учет и контроль выполняемой работы;

4. Четвертый этап – подведение итогов.

Важнейшими являются указания Крупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.

Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе – это «орган управления», а пионерская организация — «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их [11].

Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А.С. Макаренко.

Основой педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами. Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

12 стр., 5632 слов

Макаренко о коллективе

... и практика коллективного воспитания А. С. Макаренко 2.1. Этапы формирования коллектива А.С.Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, Ф.Г.Мелиховым, И.П.Ивановым и др.) В теории А.С.Макаренко учение о коллективе ...

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов.

Коллектив – это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, – это было убеждением Макаренко, и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя – тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувствовать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива и дорожить ими.

Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии:

1) коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам;

2) возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам;

3) складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Организационное строение коллектива, по Макаренко, идёт таким путём: первичные коллективы (у Макаренко – отряды) воспитательного заведения — первое звено организации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» [13].

В учреждениях интернатного типа следует особое внимание обратить на четкую организацию быта. Так, спальня не может быть просто общежитием, это дополнительная форма трудового, хозяйственного воспитания, это место где продолжаются учебные и производственные связи, и если упустить из виду жизнь детей, спальня сделается местом самотечной организации, иногда даже с антисоциальным уклоном.

Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитателем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах).

Командир – это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и др. В обязанности руководства отрядом входит: наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распорядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его помощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты, приобщают к чтению книг; они регулируют взаимоотношения, стремятся разрешить конфликты без ссор и драк и многое другое.

Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины. В прочем, мы уточняли это не один раз в данном исследовании.

Работа органов самоуправления будет успешной, если в коллективе все время накапливается актив, под которым понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе. Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий актив и резерв.

Действующий актив – это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос.

Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе и т.п. Актив — это опора воспитателя, благодаря ему, опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость — стимул жизни для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.

Таким образом, в 30–50–х гг. XX в. в советской педагогике сложился подход к самоуправлению как средству манипулирования поведением учащихся; преобладал формально–бюрократический стиль его организации. Обязательной формой для всех школ являлся ученический коллектив, работавший под руководством директора. Самоуправление практически сводилось к собраниям и заседаниям. На первом плане сконцентрировались карательные функции (проработка и перевоспитание провинившихся учеников активистами).

В послевоенные и до 80–х г.г. над проблемами детского коллектива и новых путей использования самоуправления работали Ф. Ф. Брюховецкий,

И. П. Иванов, В. А. Караковский, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, В. А. Сухомлинский и др.

В. А. Сухомлинский, как и все советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей [14].

Сухомлинский считал, что коллектив — это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого.

В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации [15].

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию и самоорганизации своей жизнедеятельности).

Студенческое самоуправление XXI века предполагает включенность молодёжи в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения личностных и социальных интересов.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531–1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы 1586 г. наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

Раскрывая свое понимание новой школы, И.И. Горбунов в своей статье «Несколько вступительных слов» (1907 г.) [7, с. 422], подчеркивал, что главным делом для учителей будет установление взаимного доверия, искреннего равенства между ними и учениками, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования.

Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С. Т. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей «СЕТЛЕМЕНТ». В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской о том [8, с. 31], что школьное самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводится только к работе одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь, стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.

Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденном ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г. “Положением о единой трудовой школе, Советом народных комиссаров РСФСР 18 декабря 1923 г., Уставом единой трудовой школы, принятым Наркомпросом РСФСР документами – Положением об организациях учащихся в школах второй ступени (1921 г.), тезисами о самоуправлении (1923 г.).

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

2.2. Роль ученического самоуправления в педагогической системе А. С. Макаренко

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку».

Теория А. С. Макаренко непосредственно вырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и подвижнически бесстрашно осуществлял беспримерный педагогический эксперимент. Опираясь на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, на идеи классиков марксизма-ленинизма, Макаренко четко, полемически заостренно заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых. Собственно, воспитательный процесс (объект — субъект воспитания) является лишь одним из факторов, формирующих человека. Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центрального пункта – процесса хозяйствования.

Своей деятельностью А. С. Макаренко отстаивал идею динамического единства жизни и воспитания. Занимаясь воспитанием подрастающего поколения, он боролся, прежде всего, за гармоническое развитие личности ребенка. Дети, считал он, не «готовятся к труду и жизни», как утверждали иные ученые-педагоги, а живут и трудятся, мыслят и переживают. Он говорил: «Нет, дети – это живые жизни» – и учил относиться к ним как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.

Макаренко сделал важнейший новаторский вывод: педагогически целесообразная организация всей жизни и деятельности детей в коллективе — это общий и единый метод, обеспечивающий эффективность воспитания коллектива и социалистической личности.

Центральное место в теории А. С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести, достоинства и, во–вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития. Макаренко впервые научно разработал (по его любимому выражению, «довел свою систему до станка») методику коммунистического воспитания в детском коллективе: детально, «технологично» рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогическое требование, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям. Основой самоуправления и всей внутренней организации воспитательного коллектива в его представлении была производственно-профессиональная направленность учреждения [12].

Личность и коллектив, коллектив и личность… Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей – в самом центре новой педагогической системы. «Я все свои 16 лет советской педагогической работы,- вспоминал А. С. Макаренко, – главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива». Ему говорили: как же коммуна может всех воспитать, если вы с одним человеком не справляетесь – выгоняете его на улицу. А он в ответ призывал отказаться от индивидуальной логики – ведь воспитывается не один человек, а весь коллектив. «Как вы думаете, – спрашивал он, – разве поднять руку за исключение товарища – это не значит взять на себя очень большие обязательства, большую ответственность?» И тут же разъяснял, что, применяя эту меру наказания, коллектив тем самым, прежде всего, выражает коллективный гнев, коллективные требования, коллективный опыт.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности, гарантию свободного и творческого развития. Эти идеи были крайне актуальны в 20–е и 30–е годы. Сколько больших и малых трагедий разыгрывалось тогда в классах, школьных коридорах, на улице! Так было везде, где грубияну, эгоисту, хулигану, насильнику не противостоял коллектив – его мнение, воля, действие.

Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, существовало в коммуне им. Дзержинского не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение – я отвечаю» – вот это переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса, доказывал своим опытом А. С. Макаренко. Там, где есть коллектив, отношение товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, любви или соседства, а вопрос ответственной зависимости.

Таким образом, педагогический процесс выводил детей из пассивного состояния «объектов воспитания» и превращал их в «субъектов воспитания», и этот феномен Антон Семенович называл чрезвычайно счастливой конъюнктурой воспитания, так как человек, разумно привлеченный к воздействию на других, сам гораздо легче поддается воспитанию. Каждый ребенок включался в систему реальной ответственности – и в роли командира, и в роли рядового. Там, где такой системы нет, считал педагог–новатор, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

В практике коммуны имени Ф. Э. Дзержинского успешно реализовались многие положения социалистической демократии. Возьмем хотя бы анализ коллектива, который проводился не заведующим коммуной, а советом командиров – постоянно и гласно. Все коммунары делились на группы: действующий актив – те, которые явно для всех, с чувством, со страстью, с убеждением, с требованиями ведут коммуну, и резерв актива, который приходит на помощь активу немедленно, по сути, это – завтрашние командиры. При таком подходе выборность руководителей становится делом естественным, справедливым и понятным каждому.

И еще очень важная грань жизни воспитательного коллектива – взаимоотношения педагогов со своими питомцами. А. С. Макаренко добивался того, чтобы они были не авторитарными, а демократичными, основанными на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

В глазах ученика воспитатель – прежде всего член коллектива, а потом уже старший товарищ, наставник. При этом в коммуне сплошь и рядом складывались парадоксальные для авторитарного мышления ситуации: подросток, дежурный по коммуне, приказывал, а воспитатель приказать не мог, его оружие – педагогическое мастерство.

А.С. Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечёт своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность детям почувствовать себя частью огромного коллектива людей.

Детское самоуправление – это важнейшее педагогическое средство, способствующее решению комплекса воспитательных задач.

С одной стороны, самоуправление обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем, с другой – формирует социальную активность, способствует развитию лидерства. Самоуправление предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Через своё участие в решении школьных проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Когда сами дети определяют проблему, ищут пути её решения, принимают

Если педагог или лидер группы поставил цель перед коллективом, возникает ситуация, при которой каждый ребёнок оценивает эту цель со своих позиций. В данной ситуации и вырабатывается отношение коллектива к предлагаемой цели, которое дети выражают словами «Мы хотим» или «Мы не хотим». В этом случае можно говорить о групповом мотиве как интегрирующем мотиве отдельных членов коллектива.

Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время , как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном виде деятельности существенно влияет на этот процесс в других видах деятельности.

Признаки ученического самоуправления:

1. Самостоятельность в принятии решения;

2. Коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;

3. Инициатива обучающихся в проведении дел, постановке проблем;

4. Единство слова и дела;

5. Действенность органов самоуправления;

6. Критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим., Назовём некоторые типичные ошибки в понимании сущности самоуправления:

1. Самоуправление характеризуют как предоставление детям полной свободы действий;

2. Передачу детям функций педагогов, деятельность по указанию взрослых принимают за самоуправление;

3. Сначала в коллективе создают орган самоуправления, а потом думают, чем он будет заниматься;

4. Наличие органов самоуправления принимают за самоуправление;

5. Педагоги хотят видеть быстрый результат в развитии самоуправления, хотя он всегда относителен. Так как появляются проблемы, которые дети не могут решить сами, требуется активное участие в этом педагогов.

Педагоги часто сетуют на то, что дети ничего не хотят, проявляют безответственность и не способны к участию в самоуправленческой деятельности. Это обусловлено тем, что не соблюдается ряд условий.

Включение детей в самоуправленческую деятельность возможно, если:

1. Создаётся ситуация добровольности (включается в дело или работу тот, кто хочет);

2. Обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

3. Обучающимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

4. Обеспечивается подготовленность обучающихся к предстоящей работе.

А.С.Макаренко очень чётко сформулировал принцип, которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему» [7].

Например, при подготовке общешкольных дел могут создаваться творческие группы, проблемные группы, в которые входят взрослые и дети.

В советы дел педагоги чаще всего входят «на равных», хотя в скрытой форме они всегда руководители и организаторы работы в коллективе. По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов, или строят свои отношения на договорной основе.

Так могут выстраиваться отношения между советом командиров разновозрастных объединений (советы старшеклассников) и педагогами.

В целом характер взаимоотношений педагогов и детей в органах самоуправления, роль взрослых определяется в зависимости от ситуации по обоюдному согласию обеих сторон, но в любом случае педагогам целесообразно использовать некоторые советы А.С. Макаренко:

1. Педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

2. Педагог ни в коем случае не должен подменять органы самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже если бы решение и казалось очевидно правильным и более быстрым;

3. При обсуждении вопросов своё мнение и предложение воспитатель высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

4. Если педагог считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать к общему собранию, а не просто отменять решение;

5. Педагог добивается того, чтобы принятое органом самоуправления решение было выполнено; если по какой-то причине решение не выполняется, педагог вносит предложение обсудить возможность выполнения принятого решения [16, с. 274].

Самоуправление, как неотъемлемая часть образовательного процесса в различных учебных заведениях, рассматривается с разных сторон. Можно выделить несколько факторов влияющих на его развитие:

1.Во-первых, изменилось отношение государства к системе образования;

2.Во-вторых, усилился интерес государственных органов к качеству воспитательной деятельности и результатам по ее выполнению;

3. В-третьих, проявление активности самих учащихся в общественной жизни, за период обучения.

Так же присутствует инициатива «снизу», большое количество педагогов и преподавателей высших учебных заведений, заинтересованных в формировании у учащихся компетенций по самоорганизации и самоуправлению собственной жизни.

Школьное самоуправление способствует общению и сближению не только классов, но и школьных коллективов. Оно помогает школам и различным молодежным организациям общаться между собой. Самоуправление дает учащимся: развитие навыков работы в группе, в команде; ведет к повышению уровня и качества обучения учащихся, ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков, без уважительных причин, выбор роли в органах ученического самоуправления, защищает права ребенка, учит разрешать конфликтные ситуации, помогает сделать правильный выбор в дальнейшей жизни; а педагогам помогает сплотить коллектив, повысить дисциплину в классе, организовать детей, ответственность за свои поступки.

Макаренко считал, что коллектив не должен останавливаться, а всегда идти вперед. Он достаточно полно описал технологию формирования коллектива, его важнейшую составляющую: наличие цели и перспективы: «Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело: ну конечно, как я мог так долго думать! Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива» [4 с. 376].

«…зачатки коллектива… потихоньку зеленели в нашем обществе» [4 с. 202], и «…только на коллектив я возлагал все надежды» [4, с. 271].

Также он старался сделать так, чтобы колонисты сами несли ответственность за свои поступки. Примером может послужить ситуация с Буруном, описанная в педагогической поэме.

«Наконец-то дорвался до настоящего зла! Я привел Буруна на суд народный, первый суд в истории нашей колонии» [4 с. 30]; «Трое суток отсидел Бурун в маленькой комнатке возле спальни, в той самой, в которой в старой колонии жили дядьки. Запирать его я не стал, дал он честное слово, что без моего разрешения выходить не будет. В первый день я ему действительно послал хлеб и воду, на второй день стало жалко, принесли ему обед» [4, с. 32].

Рассматривая проблему самоуправления в коллективе, Макаренко выделил четыре стадии развития коллектива:

На первой стадии руководитель выступает в роли «диктатора», так как коллектива еще нет.

На второй – выделяются активисты, которые готовы поддержать руководителя и взять на себя часть его полномочий. Третья стадия заключается в том, что коллектив полностью сформировался, большинство функций руководителя переходит в органы самоуправления. И, наконец, на четвертой стадии каждый член коллектива находится на уровне самовоспитания и все коллективные требования предъявляет сам к себе.

Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно сказать, что проблема самоуправления является актуальной и по сей день. Если человек способен организовать коллектив, заинтересовать его, то он сможет не только сам научить своих воспитанников тому, что он умеет, но и также научиться у них чему-то новому.

2.3 Роль самоуправления в развитии личности обучающихся.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»

В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

  • анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;
  • предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;
  • оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
  • анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;
  • аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

  • устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости».

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание» Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм» Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

Поэтому важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления — это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Велика роль ученического самоуправления в развитии личностных качеств учащихся. С одной стороны, участие в ученическом самоуправлении способствует таким качествам как: ответственность, самостоятельность, решительность, трудолюбивость и др.; с другой стороны, способствует социализации учащихся, формированию активной жизненной позиции.

Анализ понятия ученического самоуправления, позволил определить, что ученическое самоуправление – это форма реализации учениками права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих педагогов, мы определили самоуправление как обеспечивание развития у учеников самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, общими принципами, избранными конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Органы самоуправления основываются на таких базовых принципах, как педагогических и управленческих.

В свою очередь, ученическое самоуправление управляет следующими функциями: целевыми функциями; социально-психологическими функциями; оперативно-организационными функциями.

Исследование ученического самоуправления периода начала ХХ столетия, позволило определить, что на современном этапе к социально значущим личностным качествам относят социальную активность личности, умения общаться, жить интересами коллектива и креативность.

Одна из задач школы и заключается в формировании этих качеств. Поэтому организация учебного самоуправления, его роль в формировании личности является значимой задачей, которая должна решаться в процессе обучения и воспитания школьников.

Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Исследование, начиная с 20–го столетия, позволило определить, что уделяется существенное внимание данной теме, которая отражается в различных постановлениях правительств (положение о единой трудовой школе и т.д.), кроме того, существенный вклад вносят С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко и другие учёные.

Таким образом, рассмотрим роль ученического самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко. Он даёт нам возможность утверждать, что самоуправление – это неотъемлемая часть образовательного процесса, так как именно в этот процесс формируется личность учеников. В коллективе не должно быть разногласий, должно присутствовать одно, единое мнение, которого будут придерживаться ученики. Ведь даже учитель в их глазах прежде всего товарищ, и только потом наставник и руководитель. Главное найти правильный подход к своим ученикам, ведь если человек сможет найти правильный подход, организовать детей – то в последующих этапах развития отношений в коллективе, он сможет не только научить учеников, а и самому у них чему-либо научится. Ведь этот фактор важен и очевиден.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskie-osnovyi-samoupravleniya/

1) Горбунов-Посадов И.И. Несколько вступительных слов // И.И. Горбунов-Посадов. – Москва, 1974 // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России : учебное пособие / Ред. Ш.И. Ганелин ; Сост. С.Ф. Егоров. – Москва : (Издательство: Просвещение), 1974. – с. 427

2) Крупская Н. К. Детское самоуправление в школе / Н. К. Крупская // Пед. соч.: в 10 т. – М. : – 1959. – Т. 8. – с. 31.

3) Крупская Н.К. Самоуправление / Н.К.Крупская // О школьном самоуправлении: сборник статей и выступлений / Н.К. Крупская.- Москва: (Издательство: Просвещение), 1964. – с. 21

4) Ковалева О. Е. Роль ученического самоуправления в развитии личности / О. Е. Ковалева [Электронный ресурс] / Режим доступа:

5) Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / Коротов В.М. Самоуправление школьников // Москва , 1983 – с. 234

6) Коротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов // Москва : (Издательство: Просвещение), 1981. – с.16

7) Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Москва : (Издательство: Молодая гвардия), 1977. – с. 202

8) Макаренко А.С. Собрание сочинений : в 5 т. Москва, (Издательство: «Правда. Огонек»), 1971. – Т.1,5.

9) Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 томах. М.: Педагогика, 1983. Т.1. – с. 274

10) Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие под общей ред. А.С. Прутченкова. – М., 2003. – с. 457

11) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. : (Издательство: Мир и Образование, Оникс) — 2011. — с. 736

12) Попов В Р. Студенческое самоуправление опыт сравнительного историко-социологического анализа / В.Р. Попов // Вопросы образования. – 2009. – с. 222

13) Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько // Москва : ( Издательство: Просвещение) , 1988. – с. 44

14) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / Сухомлинский В.А. // : в 3 т. – Москва : (Издательство: Педагогика) , 1979. – с. 284

15) Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и педагогического коллектива / Р.Х. Шакуров // – Москва : (Издательство: Просвещение) , 1990. – с. 206

16) Организация самоуправления в ученическом коллективе [Электронный ресурс] / Режим доступа: