На этапе демократизации казахстанского общества в условиях формирования новых социально-экономических
Речь идет о путях становления личности, способной работать творчески, с полной отдачей, органично вливаясь в коллектив и вместе с тем, не теряя своей индивидуальности. Становление самосознания, овладение системой научных знаний, расширение кругозора, правильный выбор профессии немыслимы вне образовательной системы, о требованиях к содержанию и функционированию которой говорится во многих правительственных документах: в Законе Респуб-лики Казахстан “Об образовании” № 389-1 от 7 июня 2006 г., в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, в Послании Прези-дента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Так, на решение задач дальней-шего повышения качества обучения и воспитания, совершенствования содержа-ния и методов обучения нацеливает педагогов страны Закон Республики Казах-стан “Об образовании”, в котором, в частности, говорится: “Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для формиро-вания и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики”.
В современных условиях возрастают требования к использованию наиболее эффективных дидактических
История становления и развития системы органов социальной защиты ...
... II .Развитие социальной защиты в Советский период 2.1 Мероприятия советской власти по созданию системы социального обеспечения в 20–30 годы. 2.2 Социальное обеспечение в СССР в 40–80 гг. III . Современный этап развития социальной защиты. ...
В этой связи перед казахстанской дидактикой раскрываются широкие возможности в плане реализации накопленного опыта. Становится объектив-ной потребность в новом анализе и переосмыслении всего имеющегося богато-го отечественного наследия. Именно этим объясняется интерес ученых к тру-дам казахских просветителей, общественных деятелей страны, публицистов и писателей: в аспекте этнопедагогики их идеи и взгляды приобретают новую значимость, поскольку позволяют формировать национальное самосознание, делают незыблемыми нравственные традиции народа.
Именно индуктивным подходом к рассмотрению методического наследия прошлого объясняется наш интерес к изучению работ видного казахстанского деятеля Ибрая Алтынсарина. Выбор сделан нами не случайно. В работах, Ибрая Алтынсарина посвященных, в основном, вопросам преподавания языка, нашли яркое выражение те дидактические проблемы, которые были актуальны в середине двадцатого столетия. Ученый исследовал вопросы методического обеспечения конкретного предмета, но делал это не просто с опорой на методические положения, а в значительной мере проектируя на них основные направления изысканий, которые были актуальны в тот период и сегодня представляют существенный интерес для дидактов. Кроме того, есть еще одна причина, побудившая нас проанализировать и систематизировать научные идеи труженика и патриота, человека с большой буквы, заслужившего память и благодарность учеников и последователей, к числу которых мы относим целую плеяду воспитанных им педагогов.
Поиск путей разрешения данного противоречия составляет сущность проблемы этой работы, актуальность которой определяется объективными потребностями современной дидактической науки и практики. Вопросы наследия И.Алтынсарина на сегодняшний момент приобретают особую значимость и требуют научно-теоретического исследования, что и обусловило выбор темы курсовой работы “ Педагогическая деятельность Ибрая Алтынса-рина”.
Целью исследования является анализ, обобщение и оценка педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, выявление основных дидактических идей ученого и определение их значимости в развитии педагогической науки Казахстана.
Объект исследования – педагогическое наследие Ибрая Алтынсарина.
Предмет исследования – дидактические взгляды и идеи Ибрая Алтынса-рина, их использование в современной образовательной системе.
Гипотеза исследования основывается на утверждении, что изучение наследия ученого-педагога позволит выявить характер персонизированных научно-
Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. Дать характеристику тем историческим условиям, которые оказали влияние на
2. Выявить и обобщить основные дидактические идеи в наследии Ибрая Алтынсарина;
Научно-исследовательская работа «Прогерия»
... ученные пытаются найти решение этой проблемы. Цель исследования Поставленная цель раскрывается через следующие задачи : ПОНЯТИЕ Прогерия Прогерия – синдром преждевременного старения, проявляющийся характерными изменениями кожи и ... развивается одно из целого списка заболеваний, куда входит и синдром Хатчинсона-Гилфорда. Причиной детской прогерии является мутация в гене LMNA, который находится на 1- ...
3. Определить вклад Ибрая Алтынсарина в развитие отечественной дидактики.
Методологической основой исследования явились положения, разработанные в трудах известных отечественных и зарубежных философов и дидактов и посвященные диалектическому единству анализа и синтеза как способов познания, роли принципа историзма в изучении современной постановки вопроса о системном подходе к организации процесса обучения, а также современные достижения в области мировой и
Источники исследования: труды (диссертации, монография, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи и тезисы выступлений), воспоминания коллег и учеников, архивные материалы.
Методы педагогического исследования:
- теоретический: изучение и анализ научных источников, посвященных проблеме исследования;
- историко-сравнительный анализ, обобщение и систематизация материала архивных документов;
- практический: анализ, синтез, обобщение отобранного материала;
Краткая структура:
Курсовая работа состоит из введения, основной / исследовательской / части, заключения, списка литературы и приложения.
В введении обосновывается актуальность избранной темы, формули-руются: объект, предмет, цель, задачи исследования, выдвигается научная гипотеза, определяется методологическая основа, описывается процедура и методы исследования, характеризуется структура курсовой работы.
Основная часть состоит из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа и отражает теорию проблемы с опорой на научные исследования современных и педагогов прошлого. Использовались документы, материалы периодической печати, педагогическая и методологическая литература.
Вторая глава включает в себя четыре параграфа и даёт представление об анализе фактического материала с учётом сегодняшнего состояния педагоги-ческой науки, определяются главные дидактические идеи и взгляды И.Алтын-сарина, обобщается накопленный научно-педагогический опыт.
В заключении даны выводы и рекомендации, сделанные на основе анализа изучения научно-педагогической литературы, обобщения опыта работы учителей.
Список литературы содержит 15 источников характеризующих методолог-
Глава 1. Молодые годы и становления Ибрая Алтынсарина как педагогического деятеля.
1.1Биографическая справка.
Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября 1841 года в Аркарагайской волости (ныне Затобольский район) Костанайской области в зажиточной семье. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда — Бий Балгожа Джан-бурчин состоял на службе в Оренбургской пограничной комиссии и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки, и особенно среди казахов оренбургских степей. В то же время Балгожа являлся знатоком казахского устного литературного творчества, иногда сам сочинял стихи, был красноречивым оратором.
В 1850 году, когда в Оренбурге, административном центре Тургайской области, открылась одна из первых школ для казахских детей, целью которой была подготовка грамотных людей для царской администрации, дед определил Ибрая в ученики. О периоде учебы его в школе сохранился один из архивных документов, где говорится о том, что он отличался настойчивостью и самостоятельностью.
Гимнастика для ребенка первого года жизни
... природы, а также мерами общественной и личной гигиены. Физическое воспитание детей грудного возраста включает двигательный режим, гигиеническое воспитание, широкое использование воздуха, света и ... с каким-либо видом спорта для грудничков и маленьких детей. Важнейшие факторы физического воспитания детей первого года жизни - массаж и гимнастика, способствующие правильному физическому и нервно ...
В 1857 году Ибрай Алтынсарин успешно окончил школу и был оставлен при Оренбургской пограничной комиссии, где около трех лет работал писарем. Здесь он продолжал повышать уровень своих знаний, внимательно читал и изучал родную историю, литературу, научные труды и художественные произведения восточной, русской и западно — европейской культуры.
И. Алтынсарин, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, мечтал заниматься педагогической работой, в которой видел свое призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в г. Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Ибраю Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, определяя его то помощником судьи, то судьей, помощником начальника, и. о. начальника уезда. Только в 1865 году удалось, наконец, перейти на педагогическую работу. В дальнейшем, почти 20 лет, он занимал руководящие должности в системе народного просвещения.
На посту инспектора по народному образованию в
И. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводстве на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политики царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но поддержки идее широкого образования не оказывала никакой. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ибрая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и подготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, замыкания в рамках устаревшего кочевого быта и тех служителей культа, которые ислам использовали в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».
Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, И. Алтынса-рин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы.
«На нашу долю,— писал он,— теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать все, насколько хватит у нас сил и уменья… Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей». По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с
Речевая готовность к школе детей. материал
... грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи. Разный уровень готовности детей к обучению в школе предполагает необходимость создания достаточно доступных, надежных методик, использование ... обучения и воспитания. В плане речевой готовности к школьному обучению одной из наиболее тяжелых категорий детей, имеющих речевые нарушения, являются дети с общим недоразвитием речи. ...
И. Алтынсарин не только создавал светские народные школы, но и научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.