Панические атаки: коррекция и профилактика

Можно предложить человеку начать заниматься теми делами, которые были начаты перед приступом. Это может быть стирка вещей, влажная уборка или мытье посуды.

Можно предложить человеку во время панической атаки прочитать стихотворение с выражением или спеть песню. Следует подать ему пример своим действием, напевая мелодию или подсказав слова. Исполнять можно любимые произведения пациента или заранее придуманные юмористические куплеты. Следует придерживаться одного правила – предлагаемые тексты не должны вызывать у больного отрицательных ассоциаций.

Эффективным средством снизить уровень переживаний человека во время приступа являются различные игры. Можно предложить человеку мысленно представить шкалу своей тревожности. Это может быть градусник или деления на электронном дисплее с определенной градацией. Попросите его описать до подробностей внешний вид шкалы и принципы ее работы. Пусть пациент оценит по представленной им системе уровень своей тревоги. Далее, в зависимости от типа шкалы, следует вместе с ним попробовать снизить уровень паники. Если пациент представил градусник, нужно предложить ему мысленно опустить его в холодную воду. Если это было электронное табло – отключить его от питания.

Купировать приступ или снизить его интенсивность помогут также настойки лекарственных растений с успокоительным эффектом.

Профилактические меры

Профилактика панических атак – это комплекс мероприятий, цель которых заключается в укреплении способностей организма бороться со стрессом.

Профилактические меры, которые помогут избежать панических расстройств:

  • развитие устойчивости к стрессу;
  • борьба с депрессиями, неврозами, стрессами;
  • лечение соматических (телесных) заболеваний;
  • правильный образ жизни;
  • контроль приема лекарственных препаратов (гормональные, антидепрессанты, успокоительные).

[8, с. 189-191]

Поддержание в норме душевного здоровья:

Хронический эмоциональный стресс, тревожность и депрессивное состояние являются основными причинами, которые провоцируют приступы паники. Установлено, что порядка 60 процентов лиц, которые страдают паническими атаками, обладают депрессивными нарушениями. У одной трети пациентов психические заболевания начинаются до появления приступов. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение панических атак, следует своевременно начинать борьбу с психическими заболеваниями.

3 стр., 1432 слов

Уровень притязаний и виды самооценки

... пропорциональное уровню притязаний. Чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он смог себя уважать»10 . «Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в. предложил ... того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притязаний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, ...

Развитие устойчивости к стрессу:

Стрессоустойчивость – это умение человека переносить стресс без отрицательных последствий для своей психики. Данный навык не является врожденным качеством, его можно тренировать с помощью специальных психологических техник и изменения нравственных убеждений.

Методы развития стрессоустойчивости:

  • занятие самообучением;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • повышение самооценки;
  • избавление от переживаний о совершенных ошибках;
  • смех и положительные эмоции;
  • выплеск отрицательных эмоций.

Самообучение как метод развития стрессоустойчивости:

Известный психолог Абрахам Маслоу отметил, что знания предоставляют возможность выбора, а неизвестность имеет власть над человеком. С трудностями справляться легче, если человек будет осознавать, чему придется противостоять. Отсутствие знаний повышает тревожность и увеличивает чувствительность к стрессу. Поэтому, сталкиваясь с определенными сложностями в жизни, следует заниматься изучением информации, задавать вопросы и прилагать усилия для повышения осведомленности в этой теме.

Способность к самоконтролю:

Чувство контроля собственной жизни – навык, который позволяет справляться с большим количеством проблем. Приобретение умения управлять своими эмоциями и действиями помогает успешно бороться со стрессом. В основе самоконтроля лежит принятие ответственности за совершенные поступки без того, чтобы перекладывать вину на других людей или обстоятельства.

Упражнение для развития способности контролировать собственные действия и нести за них ответственность:

На протяжении недели больному необходимо выделить время для анализа совершенных ошибок. Следует уделить внимание мыслям, а наблюдения заносить в специальную анкету.

Вопросы для тренировки самоконтроля (необходимо занести в анкету):

  • что произошло – описать суть ситуации (опоздание на работу, штраф за превышение скорости и так далее);
  • какова была первая реакция – описать, была ли попытка сразу найти виновного;
  • почему хочется найти виновного – аргументировать, чем это сможет помочь;
  • есть ли чувство дискомфорт от того, что не получается перенести вину за произошедшее на кого-то другого;
  • можно ли позволить себе допустить такую же ошибку еще раз.

Больному следует записывать автоматически возникающие ответы на эти вопросы. Позже возвращаться к анкете, для того чтобы привести аргументированные возражения. Размышляя о собственном вкладе в совершенную ошибку, прорабатывать пути решения проблемы и возможности ее предотвращения в будущем. Данное упражнение поможет избавиться от привычки винить других в своих поступках и контролировать собственные действия.

13 стр., 6373 слов

Программа формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов

... следующие задачи: Изучить и проанализировать научную, методическую литературу по проблеме формирования стрессоустойчивости учащихся старших классов; Исследовать особенности стрессоустойчивости учащихся старших классов; Подобрать методы и приемы работы с учащимися старших классов по формированию стрессоустойчивости; ... и не обязательно приведут к развитию стресса. Субъективисты обозначают свой подход ...

Повышение самооценки:

Объективная самооценка играет важную роль в борьбе со стрессом, помогает справляться с трудностями.

Способы поднятия самооценки:

  • не сравнивать себя с другими людьми;
  • гордиться собственными достижениями;
  • не использовать в разговоре самоуничижительных высказываний;
  • следить за собой;
  • одеваться ярче, избегая невзрачной одежды темных тонов;
  • держать прямую осанку;
  • контролировать речь – голос должен быть ровным, при разговоре не следует проглатывать окончание слов, интонация не должна быть просящей;
  • научиться говорить слово «нет».

Избавление от переживаний прошлого:

Незалеченные травмы прошлого делают человека более чувствительным к стрессам.

Способы избавиться от негативных воспоминаний из прошлого:

  • установить воображаемый барьер между событиями прошлого и настоящего;
  • избавиться от предметов, которые могут косвенно или прямо напомнить о произошедшем событии;
  • попытаться мысленно изменить ход событий, сделав исход истории положительным.

Положительные эмоции:

Смех снижает выработку гормонов стресса, которые подавляют функциональность иммунной системы. Кроме того, эти гормоны повышают кровяное давление и увеличивают количество тромбоцитов в крови (что может привести к тромбам и закупоркам коронарных артерий).

Поэтому больному следует почаще смотреть комедии, юмористические передачи и заниматься тем, что поднимает настроение. Лучше отказаться от просмотров фильмов ужасов, передач с негативным содержанием и других источников отрицательных эмоций.

Борьба с негативными эмоциями:

Не следует копить отрицательные эмоции, так как они разрушают ваше здоровье. Для того чтобы дать выход негативу можно сходить в спортзал, побегать, порвать бумагу, поломать заранее подготовленные палочки. При преобразовании психологического негатива в безвредные физические действия, повышается уровень стрессоустойчивости.

Правильный образ жизни:

В профилактике панических атак большое значение имеет отказ от вредных привычек, сбалансированный рацион питания и соблюдение здорового режима дня.

Правила, которые следует соблюдать в целях предупреждения возникновения панических атак:

  • высыпаться – отсутствие здорового сна снижает устойчивость нервной системы и увеличивает риск возникновения приступов паники. Лица, хоть раз подвергшиеся панической атаке, должны спать от 8 до 10 часов в сутки;
  • сократить количество употребляемого алкоголя – во время употребления спиртных напитков возникает состояние расслабленности, при котором мышление значительно притормаживается.

Неспособность контролировать мысли и сосредоточиться может спровоцировать приступ паники. Паническая атака, как уже ранее было сказано, может возникнуть и при синдроме похмелья, которому нередко сопутствуют такие чувства как тревога и страх;

  • не злоупотребляйте кофе, чаем, никотином и другими стимуляторами;
  • не пропускать приемы пищи – при голоде в организме снижается уровень сахара, что может вызвать приступ паники. Рацион питания должен быть сбалансированным – это обеспечит хорошее самочувствие и сделает организм более выносливым;
  • отдыхать – полноценный отдых представляет собой залог крепкого физического и эмоционального здоровья.

Следует использовать любую возможность для того, чтобы отвлечься от повседневных проблем – слушать любимую музыку, наслаждаться красивыми пейзажами, потакать себе в маленьких слабостях;

28 стр., 13707 слов

Занятия: “Зачем надо себя знать? Или психология-это просто ” ...

... -экспериментальной работы. Практическая значимость исследования, Достоверность и обоснованность результатов исследования, Структура ВКР, Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования лиц пожилого возраста 1.1. Психологические особенности пожилого возраста Существует несколько возрастных классификаций периода пожилого возраста. ...

  • заниматься спортом – физические упражнения уравновешивают нервную систему и помогают снять напряжение.

Неправильное питание также может стать дополнительной нагрузкой для организма и спровоцировать благоприятные факторы для развития панических атак. Питание должно быть средней калорийности и обладать сбалансированным содержанием белков, углеводов и жиров.

Продукты, которым следует отдавать предпочтение при профилактике панических атак:

  • тофу, творог, лосось, сыр– содержат большое количество кальция, который при стрессовых состояниях выводится из организма;
  • коричневый рис, авокадо, бананы, курага, бобы – содержат много магния, который помогает бороться с депрессией и снижает раздражительность;
  • говядина, индейка, цельнозерновые продукты – обладают достаточным количеством цинка, который нормализует работу эндокринной системы;
  • апельсины, киви, яблоки, болгарский перец – источник витамина С – используется надпочечниками для выработки гормона стресса, необходимость в котором возрастает при тревожных состояниях.

[3, с. 174-175]

Заключение

Таким образом, в заключении следует сделать ряд выводов по работе.

Паническая атака (ПА) – это приступ беспричинного, безотчетного и внезапного страха и паники у человека, вызванный внутренними причинами.

Существуют различные симптомы панических атак, но наиболее распространенными являются нарушение сна, головокружение, сильная головная боль, боль в животе, повышение артериального давления, диарея, дрожь по телу, боль в сердце, выделение пота, одышка, частое мочеиспускание, онемение конечностей, рвота, тошнота, страх сделать что-то ужасное, страх смерти и другие.

В лечении панических атак выделяют психотерапевтический и медикаментозный метод. Базовым является, конечно же, медикаментозный метод. Однако при умеренной тревоге и невыраженных симптомах паники можно ограничиваться только различными психотерапевтическими методиками.

Психотерапия панических атак базируется на различных методиках, целесообразность применения которых определяется лечащим врачом с учетом истории заболевания.

Психотерапевтические методы лечения панической атаки:

  • психоаналитические методы;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гипноз (эриксоновский и классический);
  • системная семейная психотерапия;
  • телесно-ориентированная психотерапия;
  • гештальт-терапия;
  • нейролингвистическое программирование (НЛП).

Профилактические меры, которые помогут избежать панических расстройств:

  • борьба с депрессиями, неврозами, стрессами;
  • правильный образ жизни;
  • развитие устойчивости к стрессу;
  • лечение соматических (телесных) заболеваний;
  • контроль приема лекарственных препаратов (антидепрессанты, гормональные, успокоительные).
    3 стр., 1284 слов

    Паническая атака

    ... конфликт. Важную роль в психотерапии панических атак занимает обучение релаксации и ... панической атаки: Диагностическое и статистическое руководство DSM-IV-TR - www.mentalhealth.az/default.aspx?m=Article&id=31&l=1 Данный реферат ... эмоциональных расстройств, основными методами лечения ПР являются психотерапия и психофармакология. Используются ... или затруднённое дыхание Боль или дискомфорт в ...

Следует отметить тот факт, что и сам человек, страдающий паническими атаками, и его близкие должны оказывать ему своевременную помощь как в лечении, так и в профилактике. Забота родных и внимание к этой проблеме – один из важных факторов успешного избавления от этого недуга. Важно помнить о том, что необходимо беречь себя от ненужных стрессов и переживания, больше внимания уделять сохранению своей душевной гармонии, и тогда прогноз лечения панических атак будет весьма благоприятным.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/panicheskie-ataki/

Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. — М.: Ин-т ОГИ, 2004. — 336 с.

Барлоу Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам. – СПб.: Питер, 2010. – 226 с.

Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: клиника, лечение, диагностика. — М.: Триада-Х, 2000. — 256 с.

Городничев А.В. Современные тенденции в терапии тревожных расстройств: от научных данных к клиническим рекомендациям // Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина – клинической практике), М., 2012. – С. 669–702.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011. — 464 с.

Лакосина Н.Д. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 416 с.

Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология. – М.: Изд-во Логос, 2002. – 318.

Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. — М.: Академия, 2006. — 319 с.

Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. — М :Гардарики,2003.- 431 с.

Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии: Методы исследования личности. — СПб.: Питер, 2004. — 331 с.

2

2

3