Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами. Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Следует заметить, что в последние годы поступает все больше информации о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни ребенка, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. При этом очень беспокоит состояние здоровья младших школьников, поскольку именно этот период характеризуется повышением физической и психологической нагрузки. [7, с. 16]
Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов.
Именно поэтому педагогами должно рассматриваться формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни — залог успешной социализации личности.
Актуальность, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:
- определить понятие и сущность здорового образа жизни;
Проблема профессионального здоровья в современных исследованиях
... цели психологического обеспечения профессионального здоровья: повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового ... исследований реализуется позитивный подход к оценке социального здоровья человека. Исследователи выделяют различные критерии оценки: Степень адаптированности личности в социуме. Удовлетворенность качеством жизни, ...
- изучить основы формирования у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью;
- определить наиболее эффективные современные формы и технологии воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни;
Методы исследования:, База исследования:
— концепция формирования здорового образа жизни К. Э. Циолковского;
— идея о понятие здоровье и основных компонентах режима жизни ребенка в книге Н.М. Амосова «Здоровье и счастье»;
— положения ФГОС НОО о формировании здорового образа жизни младших школьников.
Глава I . Теоретические основы формирования у младших школьников основ культуры здорового образа жизни
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Здоровье — одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких-либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
-
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
-
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
-
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
-
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. [1, с. 143]
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), «здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, которое определяется комплексом биологических и социальных факторов».
По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В связи с этим проблема здоровья также интересовала и многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Также В.А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе [11, с. 87].
Педагога : Здоровая семья – здоровые дети
... – крик ребенка о помощи. Чаще мальчики с нарушением психологического здоровья растут в неполных семьях, а так же в семьях, где частые ... в этом мире. Семья - для взрослых и детей значит совершенно разное: взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, ... на смену не пришло. Семья - единственный оплот, единственная возможность вырасти личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.
Нерегулируемое накопившееся утомление ведет к переутомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов. Одна из самых острых проблем — ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.
Поэтому понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Здоровый образ жизни — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.
Согласно концепции «непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи», здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений, умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья. Таким образом, сущность здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. [6, с. 54]
1.2. Важнейшие составляющие здорового образа жизни
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель подойдет к формированию и привитию у ребенка основных компонентов здорового образа жизни.
Факторы, влияющие на состояние здоровья детей
... местному иммунитету. Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. ...
Педагогическая задача состоит не в том, чтобы дать ребенку поток неосознанной информации, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие компоненты здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. [10, с. 278]
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
-
физическая активность;
-
режим учебы без перенагрузок;
-
рациональное питание;
-
соблюдение правил личной гигиены;
-
организацию свободного времени с преобладанием физической активности (занятия физкультурой, прогулки, походы и т.д);
-
предотвращение вредных привычек.
-
Физическая активность — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте, однако он абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Физическая активность должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма. Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ.
-
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой.
Мало подвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности. [14, с. 39]
-
Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни, питанию принадлежит весьма важная роль.
3 стр., 1390 словСоциально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей
... метод беседы. База исследования:, Структура работы: Общий объем ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 1.1 Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей. В условиях социально-экономических и ...
1. 3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании культуры здорового образа жизни
В законе РФ «Об образовании» (ст. 3) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. [16]
Однако исследования последних лет показывают, что около 30 — 35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в, то, же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:
— стрессовая тактика авторитарной педагогики;
— интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
— раннее начало дошкольного систематического обучения;
— несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
— недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
Сохранение здоровья детей в ДОУ
... проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей - самый ...
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:
— формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;
— нормализация учебной нагрузки;
— подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
— разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
— создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
— создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей издан совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Государственный Комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы.
Однако на заседании коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ 31 марта 1998 г. при рассмотрении вопроса об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России отмечено, что «с целью обеспечения физического и психического здоровья учащихся будут пересмотрены и утверждены новые федеральные санитарные нормы, учитывающие адаптивные возможности и мотивацию обучающихся». По справедливому утверждению А.Н. Тихонова, в мотивации личности учащихся к образованию, а не только в объеме часов лежит ключ здоровья учащихся, к борьбе с перегрузками в школе.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.
Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье
... на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир. Объект исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни у ребенка в семье. ...
Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.
Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. [ 14, с. 117 ]
16. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. — М.: Академия, 2016. [Электронный ресурс]: