Особенности социальных внебюджетных фондов

Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.).

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда, которые и будут рассмотрены в данной курсовой работе.

Целью курсовой работы является изучение предпосылок возникновения, сущность, классификация и роль внебюджетных фондов, а так же выявление характеристики деятельности внебюджетных фондов социального назначения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

13 стр., 6076 слов

Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации

... социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования ...

1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».

2.Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.

3.Описать функции, доходы и расходы пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.

4.Исследовать порядок формирования доходов и направления расходования средств

5. Выделить особенности деятельности фонда социального

6.Изучить формирование и использование средств фонда обязательного

7. Обозначить основные направления пенсионной реформы

8. Исследовать перспективы развития финансового механизма государственных внебюджетных социальных фондов

9. Найти пути решения проблем в сфере социального

Объектом исследования являются социальные внебюджетные фонды. Предметом исследования является процесс развития социальных внебюджетных фондов.

Методологической основой данного исследования является использование диалектического, абстрактно-логического, экономического, статистического методов изучения теоретического и практического материалов.

Общая характеристика внебюджетных фондов

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.

Внебюджетные фонды — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением [12, с.130].

Внебюджетные фонды создаются двумя путями [14, с.145]:

1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;

2) формирование фондов с собственными источниками доходов.

1) специальные налоги и сборы;

2) бюджетные средства. Эти средства переводятся во внебюджетные фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов;

3) заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.

Система финансов – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений

Система финансов включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы . В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделять их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств и финансы организаций. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому.

7 стр., 3130 слов

Внебюджетные фонды (20)

... определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы ...

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти и органов местного самоуправления. Решения о создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным собранием России – на федеральном уровне; законодательными органами власти субъектов РФ – на региональном уровне; органами местного самоуправления – на муниципальном уровне.

Особенностями внебюджетных фондов является то, что они [12, с.232]:

  • вводятся органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность. За расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются, и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования;
  • их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.

Создание внебюджетных фондов, расходы которых дублируют расходы бюджета, экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит распыление средств, во-вторых, увеличиваются расходы на управление этими фондами;

  • фонды формируются преимущественно за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
  • средства фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом;
  • средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правление фонда);
  • из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Итак, внебюджетные фонды выступают самостоятельным звеном системы финансов. Основным признаком, характерным для внебюджетных фондов и отличающим их от бюджетов, является то, что они имеют целевое назначение. Рассмотрим создание внебюджетных фондов в России.

1.2 История возникновения внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.

46 стр., 22698 слов

Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

... и расходов фонда социального страхования РФ; провести анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ. Практическая значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального ...

В системе финансов бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав государственного бюджета СССР. В начале 90-х годов в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия

1) дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;