Государственные внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы Российской Федерации.
Актуальность темы состоит в том, что в современных условиях повышается значение социальных внебюджетных фондов, созданных с целью разрешения социальных задач общества (финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т. д.).
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Государственные внебюджетные фонды в России – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части
По своему содержанию внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.
В Российской Федерации созданы и действуют три
Целью курсовой работы является изучение предпосылок возникновения, сущность, классификация и роль внебюджетных фондов, а так же выявление характеристики деятельности внебюджетных фондов социального назначения в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации
... социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования ...
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2.Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.
3.Описать функции, доходы и расходы пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования.
4.Исследовать порядок формирования доходов и
5. Выделить особенности деятельности фонда
6.Изучить формирование и использование средств фонда обязательного
7. Обозначить основные направления пенсионной реформы
8. Исследовать перспективы развития финансового
9. Найти пути решения проблем в сфере социального
Объектом исследования являются социальные внебюджетные фонды. Предметом исследования является процесс развития социальных внебюджетных фондов.
Методологической основой данного исследования является использование диалектического, абстрактно-логического, экономического, статистического методов изучения теоретического и практического материалов.
Общая характеристика внебюджетных фондов
В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника
Внебюджетные фонды — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением [12, с.130].
Внебюджетные фонды создаются двумя путями [14, с.145]:
1) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов с соответствующими бюджетными источниками финансирования;
2) формирование фондов с собственными источниками
1) специальные налоги и сборы;
2) бюджетные средства. Эти средства переводятся во
3) заемные средства, привлекаемые для решения конкретных задач.
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.
Система финансов – это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений
Система финансов включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы . В каждой из выделенных сфер используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, что позволяет подразделять их на подсистемы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы домохозяйств и финансы организаций. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов
Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и
Внебюджетные фонды (20)
... определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы ...
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных
Особенностями внебюджетных фондов является то, что они [12, с.232]:
- вводятся органами
государственной власти и имеют строгую целевую направленность. За расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются, и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования; - их денежные средства используются для
финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.
Создание внебюджетных фондов, расходы которых дублируют расходы бюджета, экономически неэффективно, так как, во-первых, при этом происходит
- фонды формируются
преимущественно за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; - страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах
обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством; - средства фондов являются государственной
собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изыматься на цели, прямо не предусмотренные законом; - средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правление фонда);
- из фондов могут
осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Итак, внебюджетные фонды выступают самостоятельным
1.2 История возникновения внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.
Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы
... и расходов фонда социального страхования РФ; провести анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования РФ, а также описать развитие Фонда социального страхования РФ. Практическая значимость работы заключается разработке предложений по совершенствованию деятельности внебюджетных Фондов РФ социального ...
В системе финансов бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных
1) дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими