Cоциализация детей в дошкольных учреждениях

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек — существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

Первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • детский сад (в первую очередь воспитатели);
  • общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

5 стр., 2423 слов

Соседство как микрофактор социализации человека

... социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно-создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность воспитания ...

Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Цель курсовой работы: выявить проблемы социализации ребенка в условиях ДОУ на основе современной теории, выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения цели работы выделены следующие задачи: выявить сущность процесса социализации; рассмотреть виды социализации; определить специфика процесса социализации детей дошкольного возраста; проанализировать проблемы социализации детей в условиях ДОУ; рассмотреть условия полноценной социализации детей.

В современной научной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия социализации ребенка в условиях ДОУ. Сущность процесса социализации раскрывают: Авдеева, Н.Н; Апарина, И.И.; Бодалев, А.А. Виды социализации рассматривают авторы: Бодалев, А.А.; Авдеева, Н.Н.; Апарина, И.И. Такие авторы как Данилина, Д.А.; Горлова, Е.А.; Давыдова, О.И.; Доронова, Т.Н.; Майер, А.А.; Мудрик, А.В. в своих работах изучают специфику процесса социализации детей дошкольного возраста. Проблемы социализации детей в условиях ДОУ рассматривают авторы: Арнаутова, Е.П.; Атемаскина, Ю.В.; Бодалев, А.А.; Запорожец, А.В.; Зверева, О.Л.; Зуйкова, М.Б.; Майер, А.А.; Мудрик, А.В. Условия полноценной социализации детей рассматривают авторы: Богословец, Л.Г.; Данилина, Д.А.; Виноградова, Н.Ф.; Горлова, Е.А.

7 стр., 3106 слов

Характеристика процесса асоциализации личности

... цели и, задачи и принципы. Описать процесс асоциализации личности, дать определение асоциальной личности Рассмотреть основные особенности процесса консультирования асоциальной личности. Управленческое консультирование: основные понятия Определение управленческого консультирования Управленческое консультирование является относительно новой областью психологической практики, ...

социализация дети дошкольный педагогический

1. Понятие процесса социализации

1.1 Сущность процесса социализации

Обращение к теме социализации человека произошло задолго до формирования понятия и самой теории социализации. Человек был всегда в центре внимания изучения философов, социальных психологов и писателей. Ученых всегда интересовало, как человек становится опытным, знающим, адаптируется в обществе себе подобных.

До появления теории социализации ее изучение шло в рамках вопросов о воспитании, функционировании личности и общества, передачи культуры из поколения в поколения.

Теория социализации сформировалась в середине XX века как самостоятельная научная дисциплина. До 60-х годов XX века в рамках процесса рассматривалось только детство, отрочество, юность. Взрослость и старость не рассматривались, соответственно и очень мало материала по этим вопросам.

Социология рассматривает:

1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем.

2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то “институт брака” или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода.

3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому.[2, с 114-116].

Также можно отметить и связь процесса социализации с политическим устройством, общественными отношениями, социальными институтами, способом воспроизводства материальных благ, общественной структурой.

Социализацию также изучает ряд других гуманитарных наук. Психология исследует когнитивные процессы, эмоциональные реакции, психо-сексуальное развитие на различных этапах жизни человека, социальная психология — общности, субкультуры, внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия, этнология — сравнительные процессы взросления и социализации в разных культурах, этнические вариации развития индивидуальных черт человеческой личности, педагогика — воспитание.

Понятие «социализация» имеет множество определений, широко употребляется в науке. Единого толкования не имеет. Термин заимствован из политэкономии, где имел значение «обобществления» земель, средств производства.[35, с.3]

«Автором термина «социализация», применительно к человеку, является американский социолог Франклин Г. Гидингс, который в 1887 году в книге «Теория цивилизаций» употребил его в значении, близком к современному — «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни.»[35, c. 4].

Социализация является объектом исследования многих наук (педагогики, антропологии, психологии, социологии и др.).

7 стр., 3294 слов

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА НА ЭТАПЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

... социального опыта и его наращивания, приумножения, могут быть представлены двумя условными этапами. общей социализации профессиональной социализации Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. ... двояко. (1) Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними ...

Процесс социализации — одно из ключевых понятий, изучаемых социологией личности.

«Социализация личности — процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества).»[31,с.23].Это прежде всего важный вид социального взаимодействия,взаимовлияние общества и человека, формирования человека как полноправного гражданина, активного субъекта общественных отношений.

Индивид усваивает определенную систему норм, ценностей, становится полноправной личностью. Поколения взаимодействуют, передается культура в виде накопленных знаний, опыта, достижений, изобретений, правил поведения, ролей, необходимых для жизни человека в обществе. «Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества.»[36, с.36].

Социализация имеет два направления:

1. Интернализация социальных норм (социальные нормы индивид для себя устанавливает сам, ощущая потребность в них);

2. Социальное взаимодействие индивида (индивид действует соответственно ожиданиям других, повышает собственную ценность, получает одобрение).

Также, можно озвучит еще одно определение. «Социализация — Процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.».Человек развивается от индивидуального к социальному под действием социальной среды. В рамках определенных социальных сообществ индивид может реализоваться в определенных социальных ролях, обрести социальный статус. Социальные институты воспроизводят и обеспечивают передачу культурных образцов от старшего поколения к младшему.

Человек вникает в общество, усваивая обычаи, но подходит к процессу избирательно, руководствуясь собственной системой ценностей.

Сущность процесса в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества. Приспособление — это процесс становления индивида социальным существом. Обособление — процесс формирования человеческой индивидуальности.[23,с15-30]

Агенты социализации определяются как социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу различные виды идеологического воздействия. Воздействия, действующие на микроуровне, т.е. на уровне непосредственного ближайшего окружения индивида, определяются ею как институты социализации. К ним автор относит различного рода группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции. Среди сознательных механизмов социализации С.А. Беличева называет референтную группу, престиж, авторитет, популярность. В отдельную группу механизмов выносятся групповые экспектации (социальные ожидания), санкции поощрения, наказания, одобрения и осуждения, применяемые в обществе.

Таким образом, среди механизмов социализации можно выделить социологические механизмы или социализирующие воздействия (с точки зрения общества они выступают как механизмы социализации) — это то, как общество социализирует людей, какие механизмы оно использует, и механизмы собственно социализации, т.е. перевода личностью внешнего во внутреннюю структуру, интимизации социального в субъективном поле личности. Данные механизмы соотносятся друг с другом. Механизм идентификации обеспечивает необходимый уровень и характер мотивации для овладения личностью нормами, он является пусковым механизмом для процесса научения, в результате которого личность овладевает нормами общества. В основе его лежит осознанный или неосознанный выбор личностью определённой позиции. Кроме того, этот выбор может быть не только осознанным или неосознанным, но и вынужденным или добровольным. Идентификационная модель, на которую ориентируется личность, существенно меняется на протяжении онтогенеза: как правило, в раннем возрасте это конкретный человек (мать, отец), в более старшем возрасте — группа, зрелая личность характеризуется ориентацией на идеал — собирательный образ социально желаемых черт, структурно смоделированный самой личностью.[29,с.89-95]

6 стр., 2568 слов

Социальные стандарты и нормы, их сущность

... экономическим базисом общества. В юриди­ческой литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отноше­ний. Но в более общем плане их роль не ограничивает­ся ... норм приме­нить принуждение. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации ...

На основе и с помощью осознанных социальных норм человек вырабатывает системы непосредственных личностных норм, индивидуальные личностные оценки и отношения, осознаёт свой статус и положение в мире, в социальных системах, в системе социальных и межличностных отношений, а это означает, что на основе социальных норм человек фактически реализуется как личность, формирует собственную личность как нечто данное или установившееся.

Опираясь на выше изложенное, можно рассматривать процесс социализации как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Это творчество субъективных отношений с социальной средой, творчество открытия данной среды для индивида. Результаты данного творчества лежат не вовне, а внутри личности, то есть можно сказать, что это результаты обучения личности, усвоения социальных норм как субъектом социального знания. В настоящее время в отечественной науке укоренилось представление о том, что процесс социализации должен рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественных отношений.[21,с.23-26] В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений, то есть социализация личности рассматривается в двух аспектах: объектном и субъектном. В основе процесса социализации лежит механизм идентификации, который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

Сущность процесса социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности. На основе и с помощью осознанных социальных норм человек фактически реализуется как личность.

2 стр., 891 слов

Социализация одаренных детей в образовательном учреждении

... школе. В педагогической и психологической практике одарённых детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так ... в процессе педагогического взаимодействия очень важно научить одарённого ребёнка самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование креативных качеств личности (творческое ...

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.[29,с.70-74].

Социализация — это процесс посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

1.2 Виды социализации

Социализация делится на первичную и вторичную. Первичную и вторичную социализацию в научной литературе связывают:

1. с первой и второй половиной жизни;

2. с формальными и неформальными институтами.

Это два разных подхода к трактовке данных понятий. В первом случае говорится о том, что первичная социализация — это обучение социальным нормам в первой половине жизни, то есть в детстве и юности, а вторичная социализация захватывает зрелость и старость, то есть вторую половину жизни. Такой способ деления процесса социализации называют формально-хронологическим. Другие ученые считают, что первичная социализация, как и вторичная, продолжается всю жизнь, и они не делятся по половинам жизни. Критерий здесь нормативно-содержательный, а именно: первичная социализация протекает под влиянием неформальных агентов (родителей и сверстников), а вторичная — под влиянием норм и ценностей формальных агентов, или институтов социализации, то есть школы, производства, армии, милиции и т.д. Вторая точка зрения может быть более убедительна тем, что в мировой социологии традиционно употребляются термины «первичная» и «вторичная».[29,с.55-70] В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули, один из основоположников теории социализации, ввел термины «первичная группа» (знакомые люди) и «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).

Первичные группы — это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община).

Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения. Первичная группа — семья, группа ровесников. Вторичная группа — армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная — во вторичных группах. Первичные социальные группы — это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы — это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример — армия. Неформальными — взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример — семья.

3 стр., 1413 слов

Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

... на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа. Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную. Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной ...

Обе группы — первичная и вторичная, — как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни.[26,c.100-110] Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах. Таков принцип разнообразия социализации: чем гетерогеннее опыт общения и взаимодействия индивида, тем полноценнее протекает процесс социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Социализация — кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания. Если накопления знаний, главным образом благодаря обучению, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, поскольку социальная среда, играющая решающую роль в превращении биологического существа в общественное, выпала из процесса социализации на самом раннем этапе. Такие дети не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация началась у них слишком поздно. Таких детей называют феральными людьми. Социализация детей начинается на самой ранней стадии развития. Большинство детей — довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с определенными культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития.[26,c.50-54] Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы — на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Таким образом, дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов (или актеров).

Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу).

Ребенок четырех лет в игре может уже исполнять двойную роль (кукла-пациент заболела, кукла-доктор осматривает больную, а ребенок ведет процесс общения между двумя куклами, говорит за обеих, задает вопросы и дает ответы на них).

В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он — врач и одновременно отец).

Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.[34]

В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное «Я» и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними.

Несмотря на то, что социализация продолжается в течение всей жизни человека, существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.[12,c.115-117].

Виды социализации являются отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка — дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель — воспитание развитой личности.

2. Особенности социализации детей в дошкольных учреждениях

2.1 Условия полноценной социализации детей

По мнению современных ученых, социализация признается как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки. Понятие полноценной и успешной «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это нельзя назвать воспитательным процессом.[3, с.12-17]

5 стр., 2070 слов

Социализация индивида в организации

... социологические аспекты социализации, а организационная социализация не изучается в достаточной мере. Целью реферата является исследование социализации индивида в организации. Задачи: раскрыть понятие «социализация»; рассмотреть основные ... стабильной работе. При спонтанном развитии процесса адаптации, этот этап наступает после 1-1,5 лет работы в организации. Социализацию индивида в организации ...

По мнению Н.И. Шевандрина: «Воспитание и обучение — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желаемых стереотипов поведения, качеств и свойств личности…». Воспитание как контролируемая социализация отличается от стихийной социализации по трем параметрам.

Во-первых, стихийная социализация — процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний.

В основе воспитания лежит социальное действие. По мнению М. Вебера, «действие, направленное на разрешение проблем: действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров, действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие».

Во-вторых, стихийная социализация — процесс инкретный (непрерывный), так как человек (ребенок) постоянно взаимодействует с социумом.

Воспитание — процесс дискретный (прерывный), так как будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, то есть ограничено местом и временем.

В-третьих, стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек, как ее объект, в своем развитии испытывает влияние социума (позитивное или негативное), а как субъект в той или иной мере приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.[34]

Воспитание — процесс парциальный (частичный).

Это определяется тем, что человека воспитывает семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации — все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания.

Воспитание — часть социализации — целенаправленная и социально контролируемая социализация, является своеобразным механизмом ускорения. Воспитание является процессом целенаправленного влияния, имеющего целью накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у ребенка системы ценностей. В узком смысле воспитание — целенаправленная, специально организованная деятельность, рассматривается как контролируемая социализация.

Специально организованный процесс в ДОУ по ознакомлению детей с социальной действительностью можно рассматривать как один из компонентов социального воспитания и как одно из условий, необходимых для полноценной социализации ребенка.

На современном этапе образование призвано обеспечить организацию специальной деятельности по переводу социальной ситуации развития ребенка в педагогическую ситуацию. Подобная деятельность часто определяется как социально-педагогическая, выходящая за пределы базового образовательного пространства. Она связана с интеграцией воспитательных сил общества в целях образования развития личности ребенка.[23, 33-55]

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении как целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность этапов социализации детей, так как всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности.

Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.

Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.

Информационной основой социального воспитания является процесс ознакомления детей с социальной действительностью, так как адекватность жизнедеятельности человечества современному миру напрямую зависит, в первую очередь, от степени информированности о современном состоянии окружающего мира, а затем и от готовности действовать определенным образом на основе имеющейся информации.

Особое внимание необходимо уделять пространству развития детства: поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации.[24,c.45-50]

В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.

В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры . [31, c 115-135]

Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. В.Т. Кудрявцев, рассматривая культуру как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня» убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них.

Следовательно, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному. Таким образом для осуществления полноценной и успешной социализации ребенка, необходимо чтобы построение содержание социального развития определялось, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности. Главным критерием социального развития в этом случае выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения, адаптированности к окружающему миру на уровне приспособленчества, конформизма, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности. В этом вопросе важно, чтобы в ДОУ реализовывалась модель, обеспечивающая активную и успешную социализацию ребенка-дошкольника в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.[37]

Критериями уровня сформированности представлений социальной действительности выступают:

1. Сформированность представлений о социальной действительности в рамках применения и использования знаний в общении и деятельности в объеме работающей программы.

2. Сформированность определенных эмоционально-ценностных и оценочных отношений к фактам, явлениям и событиям социальной действительности, к самому себе в ней.

3. Овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения и на этой основе — способность удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству.

4. Сформированность деятельной и активной позиции в овладении социальной культурой, а также наличие личностных качеств: активности (инициативности и самостоятельности), произвольности, способности к самооценке.

К базисным характеристикам личности, служащими критериями оптимального социального развития ребенка, А.В. Запорожец и его последователи относят следующие: компетентность, креативность, способность к инициативности, произвольность поведения и психических процессов в целом, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, развитое самосознание, способность к самооценке. [18, c. 63-103].

Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

В настоящее время образовательный процесс в ДОУ, в настоящее время несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды.

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений.

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга. [24, c. 11-42]

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще в начале XX века ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др., считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье. Некоторые авторы были противниками семейного воспитания (А.С. Симонович, К.Н. Ярош), объясняя свою позицию тем, что семья подает детям дурной пример, в рамках ее — они не могут включаться в труд, становятся избалованными. П.Ф. Каптерев, внесший существенный вклад в разработку теории семейного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов.[33, 32-120]

На рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих — народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы (похожие на современные группы кратковременного пребывания).

В семейных группах мамы с детьми объединялись и занимались с ними.

В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки с целью распространения среди родителей педагогических знаний, на их заседаниях происходил обмен мнениями по вопросам воспитания детей в семье, к дискуссиям подключались специалисты. В помощь семье выходили многочисленные периодические издания, затрагивающие вопросы воспитания детей в семье. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей.

В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.

В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала советскими учеными (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей.[9, c. 12-15]

Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90-х годов существенно повлиял на институты социализации: на 50% (в некоторых регионах до 55%) сократилось количество детей в детских садах; в связи с падением уровня жизни россиян многие семьи оказались без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон.[34]

Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника.[26, c.115-123]

Для достижения полноценной социализации ребенка-дошкольника необходимо реализация модели воспитательно-образовательной программы, которая будет обеспечивать активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.

Для этого необходимо, чтобы дошкольное образование ориентировалось на принцип единства деятельности, сознания и личности. Содержание образования должно отвечать условиям полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:

1. содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей (принцип природосообразности), целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;

2. необходимо придерживаться условия природосообразности — учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста;

3. необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия. Со стороны руководителей ДОУ должен осуществляться надлежащий контроль за осуществлением работы по взаимодействию с семьями воспитанников.[2, c.78-89]

Условия полноценной социализации детей это процесс становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.

2.2 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми. В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление — все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы — сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове — всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.[34]

Исследователи дошкольного возраста подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с опроизволиванием большинства психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе.

Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, — отсюда главная линия развития ребёнка — «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка» [35, с166.].

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

  • наличие сознания;
  • личность как качественный уровень психического развития;
  • социальная сущность и детерминированность личности;
  • произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, — посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребёнка предстаёт как «обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при всё более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности». [17,с.65-69]. Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладение ребёнком с помощью средств собственным поведением и психическими процессами, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. При этом ступени — суть возрастные периоды психического развития — выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности.

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами:

  • аффективной сферой (эмоции);
  • интеллектом (познавательная сфера);
  • волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта [34].

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека — период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

  • адаптации к социальному миру;
  • интеграции и принятия социального мира как данности;
  • дифференциации — способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность).

Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития — сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.[28, c.45-55]

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства — результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства — адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В современной литературе представлено три точки зрения на социализацию и её информационную основу:

1. традиционная: социализация рассматривается как процесс адаптации к окружающему миру, приспособление — главное средство и цель социализации;

2. интеграция: социализация трактуется как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И.С. Кон);

3. индивидуализация: социализация как процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

1. в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

3. социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

4. социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых — комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.[2, c. 10-15]

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.

Фактор (в отличие от условий) — существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.