Особенности визуальной психодиагностики

В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Восприятие мимики и жестов окружающих людей в основном определяет нашу реакцию на них, а также их отношение к нам. Стоит научиться понимать подаваемые телесные сигналы и умело применять это знание, используя возможность более эффективного взаимодействия с людьми.

Современные ученые полагают, что способность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. Совокупность внешних признаков — от выражения лица и направления взгляда до принятой позы — помогает догадаться о чувствах и намерениях других людей. Во время общения, помимо произнесения фраз, человек делает массу заметных или едва заметных жестов, которые также выражают его точку зрения. Его собеседник всегда воспринимает их на подсознательном уровне, однако зачастую сознание не подвергает их рациональному анализу.

Это становится возможным благодаря тому, что независимо от культурного уровня человека слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек может даже по голосу определить, какое движение сделает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы. Умение общаться с другим человеком, понимание его психологии, интересов, намерений и отношения главенствует в любом виде общения, в том числе и в сфере личных взаимоотношений. [9]

Наши жесты являются точными индикаторами внутреннего состояния, мыслей, эмоций и истинных желаний человека, поэтому в случае, когда мы на словах слышим одно, а по лицу и телу собеседника видим несоответствие сказанному, в нас зарождаются сомнения и недоверие к говорящему. Причем происходит это на подсознательном уровне. Нам почему-то просто не нравится этот человек, и только спустя время мы находим этому подтверждение, убеждаемся в правильности своего первого впечатления о нем, восклицая: «Я как чувствовал!». [11]

Дело в том, что слова легче контролируются, а вот жесты, взгляд и позы тела труднее всего поддаются волевому контролю. Поэтому наш «второй язык» зачастую более правдивый и действенный. Это мы и наблюдаем, когда нас пытаются обмануть или сбить с толку, язык тела говорит совсем иное, чем слова, а у того, кто нам сразу понравился и слова и жесты говорили одно и тоже, совпадали и не противоречили друг другу. Поэтому считается, что первые десять секунд дают самое верное впечатление о человеке, когда мы о нем еще ничего не знаем, так как и мимика, и поза, и жесты мгновенно вступают с нами в бессловесный диалог. Особенностью языка телодвижения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения.

6 стр., 2805 слов

Жесты как язык общения

... разгадать его. Читать человека как книгу, значит понимать язык жестов, которые дает более достоверную информацию о мыслях, чувствах и свойствах человека, чем его слова. Человек, как правило, не ... контекста, этот жест можно интерпретировать как проявление замкнутости. Во-вторых, они вынуждают слушателей делать дополнительное усилие, чтобы понять их слова: общение с такими людьми требует большей ...

Целью данной работы выступает изучение особенностей визуальной психодиагностики.

Объектом является процесс невербального общения между людьми.

Предметом

ГЛАВА 1. ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Визуальная психодиагностика — это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри». С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека — это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности. Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов.

Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.).

В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»:

  • крови (сангвинический темперамент),
  • красно-желтой желчи (холерический),
  • мокроты или флегмы (флегматический) и
  • черной желчи (меланхолический темперамент).

    [3]

С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера.

8 стр., 3543 слов

Психология — ы : Личность преступника особенности формирования ...

... Психологический анализ личности предполагает максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника ... преступника). “Лозунгом” ученых до середины ХХ века было выражение Листа: “Не преступление, а преступник, не понятие, а человек”. ...

Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей) традиционно используются методы психологической диагностики . Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью не тестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики. [5]

Основные методы визуальной психодиагностики — это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др.

В современной психологии рассмотрение проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего идет одновременно с разных сторон. Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции. О.Г. Кукосян выделяет три направления исследований в этой области: [8]

  • образование первого впечатления о человеке;
  • восприятие его внешнего облика и поведения;
  • формирование понятия о другом человеке как личности.

В ходе исследований по социальной перцепции рассматриваются факторы, влияющие на процесс восприятия человека человеком и формирование понятия о другом человеке как личности, выявляются типичные ошибки, которые человек допускает, оценивая окружающих его людей. Особенности восприятия физического облика подробно рассмотрены в исследованиях А.А. Бодалева, Г.Г. Гусева, А.М. Колесовой, В.Н. Панферова, Е.Э. Смирновой, А.М. Зинина, И.Ф. Виниченко, В.Ф. Шендрик и других. В физическом облике ученые особенно выделяют лицо и некоторые его элементы.

Проблемой первого впечатления о другом человеке в отечественной психологии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, Г.М. Бирюкова, И.А. Урклин, Г.В. Дьяконов и другие. Особенности первого впечатления о другом человеке были прослежены в зависимости от широкого круга таких факторов как пол, возраст, образование, род занятий и семейное положение взрослых людей. Аналогичные исследования в зарубежной психологии были проведены С. Ашом, Г. Келли, Д. Брунером, Р. Тагиури, Г. Олпортом, Т. Ньюкомом и др.

В последние годы большое внимание уделяется исследованиям невербальной коммуникации, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. [8]

Вопросами невербального поведения занимались такие ученые, как В. Райх, Д. Эфрон, Р. Бердвистелл, Г. Олпорт, Е. Холл, П. Экман и др.

Из отечественных исследователей невербального поведения известны имена Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Е.А. Ермолаевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.П. Трусова и многих других ученых.

4 стр., 1864 слов

Направленность личности несовершеннолетних правонарушителей и ...

... подростки Предмет исследования дипломной работы – технологии социально-педагогической работы по предупреждению десоциализации несовершеннолетних подростков. Задачи исследования: 1. Рассмотрение особенностей социализации личности несовершеннолетних. 2. Анализ основных нарушений социализации. 3. Изучение особенностей личности несовершеннолетних подростков. ...

Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения.[9] Н.Н. Обозов[10] предложил также трехкомпонентную типологию поведения , согласно которой, выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности.

А.Г. Сафронов[11] наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека . Он исходит из того, что человек — существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергетической выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако, у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях.

Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей. Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков. [11]

По мнению И.М. Сеченова,[15] очертания лица и общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы).

При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты).

Это так называемые особые приметы.

В литературе по социальной перцепции принято различать

  • статические особенности;
  • анатомические признаки, составляющие физический облик человека;
  • динамические особенности;
  • функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение;
  • среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие).

Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности. Уровень логического познания человека человеком выражается в суждениях друг о друге, содержание которых — определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса, рода деятельности и поведения.

В ходе восприятия человека человеком происходит приписывание воспринимаемому определенного набора личностных характеристик на основе частных деталей его внешности и поведения, замеченных воспринимающим. Выделяются определенные закономерности восприятия человека человеком. Исследования показывают, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика зависит от таких особенностей воспринимающего человека, как:

4 стр., 1670 слов

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

... другим человеком, уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный момент, добиваться поставленных целей. 2. Технологии рационального поведения в конфликте 2.1 Понятие технологий рационального поведения в конфликте Эффективное общение людей в конфликтном взаимодействии и разрешение конфликта непосредственно связано с их поведением в конфликте: чем разумнее люди будут ...

  • возраст, пол, профессиональная и социальная принадлежность;
  • индивидуальный жизненный опыт;
  • индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе);
  • сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще);
  • характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым.

Вся информация, поступающая из окружающего мира, интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут значительно изменяться и даже искажаться. Существуют эффекты, которые искажают восприятие человека человеком: [16]

  • эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);
  • эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные — либо затушевываются, либо как-то оправдываются);
  • эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем);
  • эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека);
  • эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);
  • эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов);
  • эффект бумеранга ( люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне).

    Указанные эффекты необходимо учитывать при организации взаимодействия с партнерами по общению.

В общении рекомендуется придерживаться определенных правил. [17]

1. Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия).

Рекомендуется осознанно воспринимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства.

2. Правило типизации собеседника . Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным темпераментам.

18 стр., 8579 слов

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой ...

... детей с ЗПР 1.1 Эмоционально-волевая сфера личности Одной из главных особенностей человеческого сознания является активность в выборе целей и средств их достижения. В этом выражается свобода воли человека. Человек ... своего пути. В процессе общения и различных видов деятельности человек включается в систему общественных отношений, реализуется как личность, овладевает знаниями, нравственными нормами ...

3. Правило индивидуализации . Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими особенностями, а конкретизировать в дальнейшем собираемую психологическую информацию, рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные).

4. Правило моторного проигрывания . Рекомендуется повторить некоторые компоненты поведения партнера: принять ту же позу, выражение лица, присоединиться к динамике движения, манере и содержанию речи.

5. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стараться быть объективным, самостоятельным, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать собеседника в разные моменты, в различных ситуациях, изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья, чтобы избежать ошибок в интерпретации невербального поведения.

6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника . Фиксация результатов наблюдений позволяет в дальнейшем лучше изучить их. Выделяют три основных способа фиксации наблюдаемых признаков:

  • фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения;
  • использование технических средств (видео- и звукозаписи) в ходе общения;
  • записи результатов наблюдения сразу после общения. [1]

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим в себя несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический (оценочные суждения).

Исследования российского ученого А.А. Бодалева показали, что первое впечатление формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека. При этом на долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации.

При первом впечатлении оценка психологических качеств личности происходит без всестороннего анализа его особенностей зависит от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека.

На формирование первого впечатления влияют следующие факторы :

  • характеристики воспринимаемого человека
  • характеристики самого воспринимающего
  • социальный фон общения

На создание первого впечатления о человеке влияют такие характеристики воспринимаемого человека, как оформление внешности (стиль одежды, прическа), экспрессия человека (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму. В связи с этим можно говорить о наиболее выразительных внешних типажах, обращающих на себя внимание большинства людей. Чтобы лучше понять партнера по общению, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя.

10 стр., 4894 слов

Современные методы отождествления личности в криминалистике

... портрета, принята в целях точного описания и однозначного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению. Элементы внешности характеризуются в анфас (вид лица прямо, спереди) и в ... личностью как объектом идентификации понимают всю совокупность признаков, присущих определенному человеку и отличающих его от всех прочих людей. Криминалистическое учение о внешнем облике человека) ...

Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации. Иногда люди сознательно играют определенные роли. [2]

На формирование первого впечатления о партнере влияют и особенности самого воспринимающего . Очень часто в создании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, когда воспринимающий может приписывать другому человеку черты, которые на самом деле присущи ему самому, а не оцениваемой личности.

Например, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

Отрицательный опыт общения также значительно снижает эффективность процесса коммуникации. Те ошибки общения, которые привели в свое время к неприятным для человека последствиям, как бы накапливаются в его подсознании и при повторении ситуации затрудняют общение с нынешним партнером. Это может быть и манера поведения, и жестикуляция, и речь, и внешнее сходство с тем партнером, с которым у человека был отрицательный опыт общения.

На формирование первого впечатления влияют и условия , в которых разворачивается коммуникация, или социальный фон, на котором происходит процесс общения и познания другого человека. Например, рослый человек на фоне невысоких людей, кажется еще выше, а спокойное лицо на фоне смеющихся лиц сильнее привлекает к себе внимание. Значение социального фона в формировании впечатления о человеке отчетливо прослеживается в экспериментах. Так, в одном эксперименте мужчина с незаметной внешностью был представлен двум группам незнакомых людей, которые потом должны были рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. При этом в одну из названных групп мужчина был приглашен вместе с женщиной с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала некрасивая и неаккуратно одетая женщина. [16]

В результате первая группа экспертов оценила положительные качества мужчины намного выше, чем вторая, общее отношение к мужчине со стороны первой группы также оказалось более благоприятным.

Таким образом, первое впечатление очень значимо для дальнейшего взаимодействия. Поэтому каждому человеку необходимо уметь «преподнести себя» наилучшим образом, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки. Учитывая основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно сознательно формировать свой образ, осознанно влияя на другого человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека.

Степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно.

12 стр., 5702 слов

Человек — личность — общество

... и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность. Социальное ... самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к ...

Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими. Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений. Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. [4]

Это явление «приписывания» называется стереотипизацией, а наборы приписываемых качеств — оценочными стереотипами . Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям. В.Н. Парфенов[18] выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности:

  • антропологические,
  • социальные,
  • эмоционально-эстетические.

1. Антропологические эталоны и стереотипы — наиболее общие, установившиеся в практике общения. Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо — похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»).

2. При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств).

При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими. [15]

3. Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитывается физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им.

Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже — подбородка, лба, скул) (эмоционально-аналитический путь).

Примеры суждений: «милая улыбка — тихая, скромная», «надменное выражение лица — человек высокомерный». Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом.

9 стр., 4253 слов

По деловому общению “Жесты проявление внутреннего состояние собеседника ”

... виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой (например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера). Если человек стремится не смотреть на ...

В результате восприятия и познания людьми друг друга происходит формирование психологического портрета партнера по общению. [3]

Психологический портрет — это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависимости от конкретной задачи (профотбор, профориентация, психологическое консультирование и т. д.) При составлении психологического портрета человека обычно учитывают целый комплекс параметров личности , таких как: [7]

  • биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья);
  • психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
  • характерологические качества, выражающие различные отношения: отношение к другим людям (общительность, доминирование, тактичность, дружелюбие, готовность идти на компромисс);
  • отношение к делу (ответственность, трудолюбие);
  • отношение к себе (скромность, самодовольство, неуверенность, гордость);
  • отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость);
  • направленность личности (потребности, мотивы, жизненные планы, ценностные ориентации, установки);
  • психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
  • социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения).

Такой набор параметров может быть получен только в результате комплексного психодиагностического исследования с помощью тестов. Однако для решения многих задач можно использовать и другой способ составления психологического портрета человека — по внешним признакам.

Для составления психологического портрета по признакам внешности целесообразно рассматривать следующие внешние проявления личности: [2]

  • мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
  • лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
  • содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
  • произношение (говорит о национальности, местам постоянного или длительного проживания);
  • жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

Объективности психологического портрета можно добиться только в результате выявления и оценивания всего комплекса внешних признаков состояний и свойств человека. Отмечено, что в психологических портретах, составляемых на основе внешних признаков, выделяется два типа суждений:

  • эмоционально-оценочные суждения (они зависят от впечатлений и восприятия воспринимающего, а также от его установок и представлений, и определяются симпатией или антипатией к человеку);
  • описательные характеристики (они относятся к воспринимаемому человеку и определяются его личностными особенностями).

Оценочные суждения подразделяются на собственно оценочные и оценочно-интерпретативные. Собственно оценочные суждения — это наиболее общие и наименее информативные высказывания, особенно если они не аргументированы (например, «положительная девушка»), поэтому их лучше не использовать в общении. Оценочно-интерпретативные суждения («добрый», «злой») также могут быть аргументированными или неаргументированными («человек самоуверенный и глупый»).

[6]

Лучше всего использовать описательные характеристики, воссоздающие психологический облик человека, — это личностные черты, ассоциации, эмоционально-оценочные характеристики, черты внешнего облика. Наиболее интересным представляется рассмотрение возможностей образного обобщения. Образное обобщение особенно тесно связано с личностью человека, оно сильнее воздействует на чувства, чем понятийное обобщение, и наиболее полно отражает действительность, так как включает то, что не осознается, но непосредственно переживается, чувствуется, ощущается. Поэтому использование образов и ассоциаций предоставляет человеку новые возможности.

При идентификации личности по признакам внешности путем воссоздания образа-представления человека составление психологического портрета происходит с помощью опорных моментов — реперов, позволяющих дать на основе самых общих характеристик типизацию личности (как, например, способность «обозначить» человека одним словом, дав ему образную характеристику).

[8]

Образные характеристики дают более полное и яркое представление о человеке, чем просто перечень личностных характеристик. Использование наглядных и хорошо известных характеристик позволяет в отдельных случаях «угадывать» разные детали поведения, привычки, знак зодиака и другие индивидуальные особенности, что недоступно обычной логике. [5]

При воссоздании психологического облика могут использоваться следующие термины:

  • общепринятые личностные характеристики («серьезный»);
  • интегральные определения личности («современный», «много переживший», «интересный», «растяпа», «серая личность»);
  • образные характеристики («Татьяна Ларина»);
  • ассоциации;
  • термины, психологически истолковывающие выразительное поведение («угрюмое лицо»);
  • физиогномические понятия (отражающие связь между особенностями внешности и характером: «умный лоб», «волевой подбородок»).

В качестве образов могут использоваться:

  • названия животных («сова», «лисичка», «поросенок»);
  • названия растений («плакучая ива», «тигровая лилия»);
  • персонажи литературных произведений («колобок», «Пьеро», «гном»);
  • представления о какой-либо социальной категории, роли («учительница», «воин», «медсестра», «душа компании»);
  • неодушевленные предметы («холодная звезда», «игрушка»).

    [9]

Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек — человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты.

Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально — психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности.

ГЛАВА 2. ЯЗЫК ЖЕСТОВ И ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

Часто бывает, что, начиная общаться с незнакомыми людьми, к одним из них мы испытываем симпатию и доверие уже с первых секунд нашего общения, по отношению к другим — явный негатив, а третьи — остаются для нас загадкой еще на некоторое время. Дело в том, что передача информации происходит не только за счет слов, то есть на вербальном уровне, но так же и с помощью невербальных средств общения, к которым относятся мимика, позы и жесты.

Наши жесты являются точными индикаторами внутреннего состояния, мыслей, эмоций и истинных желаний человека, поэтому в случае, когда мы на словах слышим одно, а по лицу и телу собеседника видим несоответствие сказанному, в нас зарождаются сомнения и недоверие к говорящему. Причем происходит это на подсознательном уровне. Нам почему-то просто не нравится этот человек, и только спустя время мы находим этому подтверждение, убеждаемся в правильности своего первого впечатления о нем, восклицая: «Я как чувствовал!». [11]

Дело в том, что слова легче контролируются, а вот жесты, взгляд и позы тела труднее всего поддаются волевому контролю. Поэтому наш «второй язык» зачастую более правдивый и действенный. Это мы и наблюдаем, когда нас пытаются обмануть или сбить с толку, язык тела говорит совсем иное, чем слова, а у того, кто нам сразу понравился и слова и жесты говорили одно и тоже, совпадали и не противоречили друг другу.

По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные).

Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы: пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные.

Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский в книге «Искусство пантомимы» писал: «Кисть руки — душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает; в кисти, равно как и во всей руке, необходимо выработать живость и пластическую мягкость».

Потирание ладоней

психодиагностика жест невербальный профайлинг

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Человек, бросающий кубик, потирает его между ладонями как сигнал того, что он ожидает победу.

Распорядитель церемонии или конферансье потирает ладони, перед тем как произнести: «Мы с нетерпением ожидаем выступления нашего следующего участника», однако, если к вашему столику в конце вечера подойдет официант и, потирая руки, спросит: «Что еще изволите, сэр?», то невербальным сообщением будет то, что он намекает на чаевые.

Скорость, с которой выполняется этот жест, сигнализирует о том человеке, который предполагает получить положительные результаты в данной ситуации. Например, вы хотите купить дом и обращаетесь к агенту по недвижимости. После того, как вы описали ему дом, который вы хотите купить, он быстро потирает ладони и говорит: «У меня есть как раз такой дом для вас!» Тем самым агент просигнализировал вам, что сделка будет выгодной для вас. Какое же будет у вас ощущение, если он медленно потрет ладони друг о друга, говоря о том, что у него есть идеальное для вас место? Он покажется вам хитрым или нечестным, и у вас появится чувство, что предстоящая сделка будет скорее выгоднее для него, а не для вас. Агентов по продаже учат, что если они пользуются этим жестом в тот момент, когда описывают свою продукцию или услуги потенциальным покупателям, они должны проделывать это движение быстро, чтобы не отпугнуть покупателя. [15]

Когда с этим жестом к продавцам приходит покупатель и произносит: «Ну-ка, посмотрим, что у вас есть!», то это будет означать, что покупатель предполагает, что ему предъявят что-нибудь хорошенькое, и что он наверняка сделает покупку.

Одно предупреждение : если на автобусной остановке в зимнее время вы увидите человека, потирающего руки, это совсем необязательно должно означать, что он делает это от нетерпения в ожидании автобуса. Просто у него замерзли руки! [15]

Потирание большого пальца об указательный

Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев обычно применяется для обозначения денег и ожидания поступления денег в качестве оплаты. Агенты по продаже часто используют этот жест при общении со своими клиентами. Или в разговоре между друзьями этот жест может использоваться человеком, одалживающим деньги. Но этого жеста нужно избегать обслуживающему персоналу при работе с клиентами.

Сцепленные пальцы рук

С первого взгляда это может показаться доверительным жестом , поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Этот жест обозначает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении.

Шпилеобразное положение рук

Этот жест имеет два варианта :

  • руки шпилем вверх
  • руки шпилем вниз

Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение или излагает свои идеи.

Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает .

Женщины чаще используют положение рук шпилем вниз, чем шпилем вверх. Когда при положении рук шпилем вверх у говорящего голова откинута назад, у него появляется налет самодовольства и высокомерия. Хотя в целом шпилеобразный жест расценивается как положительный сигнал, он может быть использован как при положительных, так и при отрицательных обстоятельствах, и поэтому может быть неправильно истолкован. Например, агент по продаже, предлагающий свой товар потенциальному покупателю, может обратить внимание на ряд положительных жестов, поступивших от покупателя во время переговоров. Это могут быть и обнаженные ладони, и наклон вперед, и поднятая вверх голова и т.д.

Допустим, что к концу переговоров клиент делает шпилеобразный жест. Если за этим жестом, в ответ на предложение агента дать свое решение, последует серия положительных жестов, агент получит сигнал о том, что можно завершить переговоры, спрашивать о заказе и быть уверенным в том, что он последует. С другой стороны, если за шпилеобразным жестом (особенно, если он был сделан в конце презентации товара) последует ряд негативных жестов, таких как скрещивание рук, на груди, закидывание ноги на ногу, бегающий взгляд и многочисленные жесты, связанные с манипуляцией рук у лица, то это говорит о том, что покупатель принял твердое решение не покупать этот товар, и хочет избавиться от агента по продаже.

Закладывание рук за спину

Было замечено, что многие мужчины — члены Британской королевской семьи — имеют привычку ходить с высоко поднятой головой, выставленным подбородком и с заложенными за спину руками. В обыденной жизни этот жест используется полицейским на дежурстве, директором местной школы, проходящим через школьный двор, старшими военными чинами и людьми на ответственных должностях. Поэтому это считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими . Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло.

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать ее от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Отсюда пошло выражение «Возьми себя в руки!» [15]

Акцентирование больших пальцев

В учении о гадании по руке большие пальцы рук обозначают силу характера и эго личности, и невербалика с использованием больших пальцев рук подтверждает это. Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека.

Однако этот жест нужно рассматривать в совокупности с другими жестами. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом . Часто жест присутствует в позе сурового начальника в обществе со своими подчиненными. Ухаживающий за женщиной мужчина использует этот жест в ее присутствии, а наиболее типичен он для людей, одетых в официальные и престижные одежды.

Люди, носящие новую привлекательную одежду, чаще используют этот жест , чем люди, одетые в устаревшую несовременную одежду.

Большие пальцы, обозначающие превосходство, становятся еще более красноречивым жестом в случае, если человек говорит совершенно противоположные жесту слова. Большие пальцы рук очень часто выглядывают из карманов человека , иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации. Женщины также прибегают к этому жесту. Кроме того, любители этого жеста часто встают на цыпочки, чтобы стать повыше ростом.

Другой популярный жест — скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал — первый о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства (выраженное большими пальцами рук) . Человек, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Этот жест не характерен для женщин, хотя иногда они тоже используют его по отношению к людям, которые им не нравятся.

Обман, ложь, сомнение

Как узнать, что человек лжет? Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу . Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками. [15] Когда человек взрослеет, его жесты, с использованием рук у лица, становятся более утонченными и менее заметными, но они все равно имеют место, Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете! Одной из наиболее удручающих картин для выступающего является вид аудитории, где все до одного держат руки у рта во время выступления. В небольшой аудитории или при общении с глазу на глаз будет разумно приостановить свое сообщение и обратиться к аудитории с вопросом: «Не желает ли кто-нибудь прокомментировать сказанное мной?» Это позволит аудитории высказать вес свои возражения, а вам даст возможность уточнить свои высказывания и ответить на вопросы. [15]

Защита рта рукой

Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест.

Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест .

Прикосновение к носу

В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом , или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж.

Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается легкое прикосновение к носу .

Другим объяснением может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и очень хочется почесать нос, чтобы избавиться от них. «А что, если у человека просто часто чешется нос?» Если чешется нос, то человек намеренно поскребет его или почешет, что отличается от легких прикосновений руки к носу при ситуации обмана. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего. [15]

Потирание века

Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение , проводя пальцем под глазом.

Это может быть вызвано двумя причинами:

  • в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами;

— осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок. Известно выражение «Врать сквозь зубы» . Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.

Почесывание и потирание уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Почесывание шеи

В этом случае человек почесывает указательным пальцем правой руки место под мочкой уха или же боковую часть шеи. Наши наблюдения за этим жестом выявили интересный момент: человек обычно делает пять почесывающих движений . Очень редко количество почесываний будет менее пяти или более пяти. Этот жест говорит о сомнении и неуверенности человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами согласен». Он особенно бросается в глаза в том случае, если он противоречит вербальному языку, например, если человек говорит нечто подобное: «Я отлично понимаю, что вы испытываете».

Оттягивание воротничка

В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также, похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман.

Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: «Не могли бы это повторить?» или «Не могли бы уточнить этот пункт?» И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Пальцы во рту

Человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения . Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями. [15]

Подпирание ладонью щеки и подбородка

Хорошим лектором считается тот, кто инстинктивно чувствует, когда его аудитория заинтересована в том, что он говорит, и когда она потеряла интерес .

Скука

Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову , это верный признак того, что ему стало скучно, и он подпирает голову рукой для того, чтобы не заснуть. Степень наскучивания соотносится с выраженностью использования руки как опоры. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке, и абсолютным сигналом скуки будет, если человек лежит головой на столе и похрапывает!

Оценочные отношения

Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок.

Если человек теряет интерес, но из вежливости хочет выглядеть заинтересованным, его поза слегка изменится так, что голова будет опираться на основании ладони . Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заинтересованности, но при критическом отношении обязательно будет присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки