Психодиагностика памяти

Курсовая работа

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Память — один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

Внимание исследователей давно привлекали механизмы запоминания, запечатления и воспроизведения информации. Изучению памяти посвящены работы таких ученых как Р. Аткинсон, Б. В. Зейгарник, З. М. Истомина, Б.И. Каменская, А.М. Венн, А.Р. Лурия, А.Р. Лядиус, Д. А. Норманн, Н. Николов, Г. Нешев, В. Я. Романова, С. Л. Рубенштейн.

«Без памяти, — писал Рубинштейн — мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т.1. — М., 1989. С.302.

Цель данного исследования — изучение памяти и методов ее исследования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие памяти;

2. Изучить виды памяти;

3. Рассмотреть специфику исследования памяти;

4. Изучить методы диагностики развития памяти.

Глава 1. Память как психическая категория

1.1 Понятие памяти

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда — то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — 3-е изд. — Москва. Гуманит. изд. центр Владос, 1997. С.78

9 стр., 4383 слов

Виды памяти человека реферат по психологии

... есть только два вида памяти: генетическая и механическая . - Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом ... В отечественной психологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого, Л.А. Венгера и др. Наконец, в связи с развитием исследований в области ...

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться под влиянием различных раздражителей (И. Павлов).

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. 247.

Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость сохранения в интересах своей практической и теоретической деятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально — сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значительный материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Основное значение приобретает поэтому зависимости запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается.

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает прогообразные процессы переработки материала. Сохранение тесно связано с забыванием. Возможны две точки зрения на сохранение. Первая — узкая и хронологически более ранняя — рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения, следа впечатления. Вторая трактует сохранение более широко — как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением, многообразные операции по переработке материала.

Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.

14 стр., 6902 слов

Реактивная тревожность и память: влияние положительной заряженной воды

... воды, заряженной положительной информацией, для коррекции уровня реактивной тревожности и улучшения кратковременной памяти человека. Задачи исследования: 1. Изучить основные литературные источники, ... применения воды, заряженной положительной информацией, для коррекции реактивной тревожности и улучшения кратковременной памяти человека. 2. Провести анализ эффективности применения метода воздействия ...

Различают восстановление непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления восстанавливаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями. Произвольное восстановление происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Восстановление может осуществляться прямым и непрямым способом. Особенностью восстановления является его избирательный характер Психологический словарь /под ред. П. И. Питкасистого/. М., 1988. С. 60..

Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.

Первая дифференциация типов связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов. Память у людей различается: 1) по быстроте запоминания, 2) по его прочности или длительности, 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию Психологический словарь /под ред. В. Е. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др./. М., 1983. С. 112..

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни.

Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.

1.2 Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае, говорить о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видов памяти Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — 3-е изд. — Москва. Гуманит. изд. центр Владос, 1997. С.220.

Мгновенная или иконическая, память связанна с удержанием точной или полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память — образ.

12 стр., 5604 слов

Вклад когнитивной психологии в проблему изучения памяти человека

... развития памяти. Объектом исследования данной работы является когнитивная психология. Предметом исследования является изучение памяти. Цель работы - рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии. ... целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении («Структурная теория памяти»), а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Найдя ...

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких секунд, в среднем около 20 (без повторения).

В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его как более существенные элементы. Эта память работает без сознательной предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, ставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Этот вид памяти по длительности сохранения информации по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последнее предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании долговременной памяти для припоминания требуется мышление и усилие воли, поэтому её функционирование на практике обычно связанно с двумя этими процессами.

Генетическую память — можно определить такой, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти является, по-видимому, мутации, и связанные с ними изменениями генных структур. Генетическая память человека — едина, на неё не возможно оказать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала; то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.

8 стр., 3676 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

... совершенствования и оценки памяти. Предмет исследования - психологические особенности памяти. Объект исследования - способы улучшения памяти человека Определение памяти и её физиологический механизм Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и ...

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью сложных многообразных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности, трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — 3-е изд. — Москва. Гуманит. изд. центр Владос, 1997. С.221. запоминание память зрительный слуховой

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делится на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки или перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Во втором случае такая задача обязательно присутствует, и сам процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает, в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше также запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нём определённых внутренних (структура) и внешних (ассоциаций) связей, непроизвольно он может запомнить лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младше школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию сохранению в течение всей жизни.

Им в первую очередь определяется механическая память, её возможности с особенностями кратковременной памяти, обусловленными органичностью его объема, связано такое свойство как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального органического объёма кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там. Это происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

6 стр., 2670 слов

Психическая характеристика памяти умственно отсталых учащихся и ее коррекция

... сравнение и тому подобное. Своеобразным у умственно отсталых детей является процесс развития памяти. У нормально развитых детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание над произвольным: детям более легко усвоить информацию, если нет ...

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, ненужная отсеивается и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти изменёнными сведениями. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившиеся люди просят рассказать о своих впечатлениях друг, о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встрече увидели друг в друге, в среднем ими называется такое количество черт, которое соответствует объёму кратковременной памяти, т.е. 7±2. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти.

Глава 2. Психодиагностика памяти

2.1 Специфика исследования памяти

Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И.Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания — произвольного и непроизвольного — у испытуемых разного возраста.

Л.В.Зайков и Д.М.Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д.Кажерадзе(1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А.Корниенко(1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. С.56.

Изучению индивидуальных различий в запоминанием посвящено большое число работ обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа(1913), И.С.Продановой в обобщающих трудах Уипма(1913), С.А.Рубинштейна(1940), Мак Пича и Аарона(1952), Хавланда(1951).

Подавляющиеся большинство этих исследований направлено на вычисление того, как изменяются с возрастом продуктивность запоминания его объём, скорость, длительность удерживания заученного материала, т.е. количественная и качественная сторона процессов.

Именно в этом направлении пошли уже самые ранние исследования памяти, проводимые Джкобсом (1887) и Болтанов(1992) изучавшие запоминание однозначных чисел учащиеся начальной и средней школы.

Таковы были и другие исследования, проводившиеся примерно в то же время — в конце XIX в и в середине ХХ в проводившиеся Бене и Анри (1894) Бурдон (1894) Эбенгауз (1894) Келуис (1900) Нечаевым (1900) Смедли, Кули Максилан (1900) Лобзин (1901) Снултен (1904) Менман и Винтелер (1905) Бернштейн и Богданов (1905) Польман (1906) Норсуорзи (1906) Дроли и Деган (1907) Уинг (1905).

Все они использовали в качестве материала для запоминания: числа, геометрические фигуры, буквы, бессмысленные слоги, слова, фразы и.т.д.

Результаты всех этих исследования показали, что все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что для оценки качества памяти в целом, применять какой либо один показатель нельзя. Поэтому необходимо отметить, что память людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения. Все эти количественные характеристики памяти по существу и качественным различиям.

Т.е. говоря о людях с хорошей или плохой памятью, имея в виду общую недифференцированную характеристику памяти можно выделить также уровень развития у каждого человека по ее видам.

Так, например, словесно — логическая память на знание в речевой форме, логические схемы, математическую символику человека с хорошо развитым этого вида памяти легко запоминает слова идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций, такой человек легко запоминает фамилии, имена и отчества. Но образная идентификация модели осуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям и теоретическим рассуждениям.

Говоря об образной памяти на представление необходимо также подчеркнуть что её уровень развития неодинаков также для различных модальностей, т. е доминирование отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других не одинаково, также как и их функционирование.

По этой причине в положении о совпадении свойств быстрого заучения и быстрого забывания, а медленного заучивания и медленного забывания следует внести оговорку. Т.к среди прочих есть и также которые медленно заучивают и быстро забывают, и одаренные с очень хорошей памятью, быстро заучивают и медленно забывают.

Иногда одному человеку для того чтобы лучше запомнить материал необходимо его прочесть т. к при запоминании и воспроизведении ему легче опираться на зрительную память то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы.

Третьему легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего можно столкнутся c различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными их смешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая — двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Есть уникальные случаи такой памяти. Один из них нам представил А.Р.Лурия. Он подробно изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро прочно и надолго запомнить зрительную информацию. Объём его памяти так и не удалось экспериментально установить. Ему писал А.Р.Лурия: «Было безразлично предъявлять ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, ему нужна была лишь пауза в две-три секунды» Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти» М 1989 г.С.76. У обычных людей это время гораздо больше.

Как выяснилось, механизм памяти Ш. Был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала Ш. Как бы продолжал его видеть. Он был способен восстановить зрительный образ, спустя много времени, даже через несколько лет.

Эйдетическая память не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти бывает хорошо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков развития соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти может стать музыка, т.е. виды деятельности, в которых предъявляются особые требования к зрительно-точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшее развитие у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например: у учёных отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актёров и врачей хорошо развита память на лица Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М. «Педагогика» 1980 г. С.35.

Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональном настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Существенную роль в запоминании может играть общее состояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние в целом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В таких случаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своих особенностях отражает расстройства личности больного. Известный исследователь расстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что наша более или менее представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, и питается его, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Существует, не очень заметная, но похожая на заметное расстройство человеческой памяти, которое мы не замечаем так же, как акцентуации характера. Также расстройства в жизни встречаются очень часто, поэтому важно иметь представление о таких типичных нарушениях.

По динамике протекания мнемических процессов амнезия делится на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий, антероградная — невозможность запоминания на будущее; ретрардиванная амнезия — вид изменения памяти связанный с сохранением в памяти событий, переживаемых во время болезни и последующим их забыванием. Ещё один вид амнезии это прогрессивная амнезия — проявляется в постепенном ухудшении памяти, до её полной потери. При этом вначале утрачивается то, что не устойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые встречаются в повседневной жизни. Он писал, что один из распространённых механизмов состоит в нарушении хода мысли, силой внутреннего теста; исходящего из чего-то вытесненного. Он утверждал, что в забывании лежит мотив нежелания помнить.

Примером мотивированного забывания по З.Фрейду являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает, куда — либо вещи, которые он намеренно хочет забыть, т.к. они могут напомнить ему о психологически не приятных обстоятельствах. Поэтому особенно часто такое забывание проявляется в тех случаях, когда эти воспоминания связаны с отрицательными переживаниями.

Много факторов касающихся памяти было установлено генитальтеорией памяти. Один из них получил название Эффект Зейгарник, открытый Б.В. Зейгарником. Он состоит в следующем: если людям предложить серию заданий и один из них позволить довести до конца, а другой прервать незавершённым, то оказывается, что в последствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершённые задания, чем завершённые к моменту прерывания. Объясняется это тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность вспомнить его, которое усиливается в процессе исполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворённой, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивами и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней среды незавершённых заданий. Проводя соответствующие эксперименты Б.В.Зейгарник, отметила ещё один интересный факт — «Преобладание незавершённых заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый перечисляет незавершенные задания» Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. С.231. Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне ещё удовлетворённым потребностям.

Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к. обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно, классифицируя запоминать факты и явления. Таким образом, память нельзя оторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, с которым она тесно связана, т.к. в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память. При прочих равных обстоятельствах память является ценным качеством, способностей интеллектуальном Д. Этот параллелизм, однако не обязателен. Приводится ряд исследований, в том числе известного психолога Оффнера, который доказал меньший объём запоминания, более низкий темп запоминания и меньшую точность воспроизведения у слабоумных. Память у слабоумных носит чисто механический характер, без включения в этот процесс какой-либо интеллектуальной проработки полученной информации. Память слабоумных почти не отражает специфические особенности человеческой памяти ее опосредованный характер и наиболее существенные её качества заключаются в том, что человек своими знаниями владеет и может ими пользоваться. Механическая память наблюдается у умственно отсталых людей и не несёт в себе высших проявлений памяти и не может быть разумно использована. Эксперименты, проводимые с детьми школьниками, Х.Эббенгаузом в Бреснавской гимназии показали, что элементы памяти заключённые в немедленном воспроизведении ряда простых относительных впечатлений в среднем не лучше чем у одарённых детей. Правда есть ряд других исследований, которые устанавливают лучшую память у более одарённых детей. Исследования, проведённые во Франции, показали, одарённые ученики имели более сильную память, успех в школьных занятиях у учеников сильно расходился между собой. Так как у некоторых хороших учеников обнаружилась неудовлетворительная память, а у некоторых средне одарённых, память оказалась очень хорошей.

Если верно то, что одарённость и память идут не параллельно, то и одна одарённость без памяти являлась бы по образному выражению, полководцем без войска или живописцем без красок. Поэтому на вопрос о том, почему у одного человека память лучше другого, или почему один человек бывает умнее другого. Можно сказать, что это пока физиологическая тайна.

Возможно, в исключительных случаях мозг может иметь такое строение, что определенный вид долговременной памяти, например, на числа возникает с особой лёгкостью и поэтому есть люди которые помнят имена и не помнят лица. И наоборот рассеянные учёные помнят до мельчайших подробностей аспекты своего предмета, но с трудом вспоминают свой домашний адрес.

Однако следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. В значительной степени память можно развить путём систематической тренировки и об этом свидетельствуют многие приводимые примеры. Несомненное значение, особенно для высших проявлений памяти, имеет и общий уровень эрудиции человека, позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями.

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса. Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияние оказывает состояние аффективно — волевой сферы больного. Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в настоящем разделе, — это исследование памяти. Из многочисленных когда — либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие патопсихологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.

2.2 Методика диагностики памяти

Исследование особенностей памяти было проведено у учащихся Индустриального техникума города Волгограда. С целью диагностики памяти были использованы следующие методики.

2.2.1 Оценка оперативной зрительной памяти

Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Человеку последовательно по 15 минут каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел» после утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов — получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов — оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла — получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла — ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов — объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов — хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов — среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла — не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла — низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов — очень низкий объём кратковременной памяти.

Результаты оценки оперативной зрительной памяти у учащихся представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1. Оценка оперативной зрительной памяти

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время (мин)

Количество ошибок

Искомый показатель

Оля М.

Ира С.

Катя В.

Надя Д.

Маша К.

Саша В.

Олег У.

Дима С.

Вадим Т.

Витя А.

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

5

7

5,5

6,5

6

5

6,5

5,5

8

9

7

8

5

7

12

7

5

4

9

8

9

7

8

6

5

9

8

9

9

9

2.2.2 Оценка оперативной слуховой памяти

Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

I

Месяц

Дерево

Прыгать

Жёлтый

Кукла

сумка

II

Ковёр

Стакан

Плыть

Тяжёлый

Книга

яблоко

III

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

телефон

IV

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют свои способы подчёркивания. Так слова из первого малого набора подчёркнуты сплошной ординарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора — двойной пунктирной чертой.

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены с соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов.

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребёнка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти на её основе, равно как и на основе аналогичной методики для зрительной оперативной памяти. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных испытуемых при их повторном обследовании, делая относительные выводы как память одного испытуемого отличается от другого, или о том какие изменения произошли со временем в памяти.

Результаты диагностики оперативной слуховой памяти у учащихся представлены в таблице 2.

Таблица 2. Оценка оперативной слуховой памяти

Ф.И.О.

возраст

время

ошибки

Оля М.

Ира С.

Катя В.

Надя Д.

Маша К.

Саша В.

Олег У.

Дима С.

Вадим Т.

Витя А.

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

4

5

3,9

3,5

3

3,8

3

5

6

5

0

2

1

0

3

0

0

2

0

1

Обработка данных показывает, что память людей принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память т.к. у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. Хотя среди них оказались и те (в целом это два человека) у которых зрительное запоминание преобладает над слуховым однако это преимущество не является ярким т. к показатели их оперативного слухового и зрительного запоминания приблизительно равны. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

2.2.3 Исследования опосредованного запоминания

Цель: Исследование уровня доступной смысловой организации памяти, сравнение продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания пиктограмм.

Материалы и оборудования: 40 отвлечённых понятий.

Метод: учебные модификации Ю.В. Вотлетовой и А.Р. Луриа методов исследования уровня доступной смысловой организации памяти, разработанных И.С. Выгодским и А.Н. Леонтьевым.

Материал необходимый для проведения методики служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемому предлагается следующие слова.

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложение и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаге нарисовать или написать что нибудь такое что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнёс. Постарайтесь рисунки или записи делать как, можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задания. Слов и выражений необходимых запомнить, довольно много».

Испытуемому последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения.

Дом, палка, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу.

После прочтения испытуемому каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу в 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном листе бумаги, что-либо такое, что в дальнейшем позволит вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведённое время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор зачитывает очередное слово или выражение.

Оценка результатов.

За каждое правильно воспроизвёдённое по собственному рисунку или записи слова или словосочетание испытуемый получает 1 балл.

Правильно воспроизведёнными считаться не только те слова и словосочетания, которые восстановлены в памяти буквально но и те, которые переданы другими словами но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное 0 баллов.

Максимальная общая оценка, которую ребёнок должен или может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку испытуемый получает тогда, когда правильно вспомнит всё без исключения и выражения минимально возможная оценка 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Для испытуемого более старшего возраста используются более сложные слова которые нельзя изобразить наглядно, поэтому испытуемому необходимо будет использовать какой-либо условный рисунок, взглянув на который он должен будет вспомнить отмеченное слово.

Например: Биолог. Закон. Черепаха. Пшеница. Девочке холодно. Сочинение. Невежество. Узнавание. На улице тепло. Красивый цветок.

Выводы об уровне развития.

10 баллов — очень высоко развитая опосредованная память.

8-9 баллов — высоко развитая опосредованная память.

4-7 баллов — среднеразвитая опосредованная память.

2-3 балла — низко развитая опосредованная память.

0-1 балл — слабо развитая опосредованная память.

Результаты диагностики опосредованного запоминания у учащихся представлены в таблице 3.

Таблица 3. Диагностика опосредованного запоминания

Ф.И.О.

Возраст

Общая оценка

Оля М.

Ира С.

Катя В.

Надя Д.

Маша К.

Саша В.

Олег У.

Дима С.

Вадим Т.

Витя А.

16

17

17

18

15

14

15

17

16

15

0

1

0

2

0

1

3

0

0

0

Данные показатели свидетельствуют о том, что процесс осмысленного, логического, запоминания по своей психологической структуре является совершенно иным, чем процесс, механического запоминания, об этом и свидетельствуют такие высокие показатели, т.е. человеку легче запоминать материал через посредники включающие вспомогательные минуты, облегчающие процесс воспроизведения материала. Поэтому посредственная память у многих людей и в этом случае у испытуемых достаточно хорошая т.к. она наиболее приближена к процессу логического мышления с той только растущей, что приёмы этого мышления направлены не только на то, чтобы усвоить существенные связи и соотношения элементов, но и на то, чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти на определённый период времени.

Заключение

В процессе теоретического исследования были изучены понятия, виды и особенности исследования памяти.

Итак, под памятью понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, — зрительно, на слух или пользуясь движением. Чистые типы памяти встречаются редко, большинство людей обладает смешанными типами.

В результате практического исследования был сделан вывод о том, что память людей различается. Результаты диагностики показали, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям достаточно хорошая. Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания, одни рисуют условные рисунки, другие передают образ рисунка, условные же рисунки, как правило, используются в тех случаях, где нет возможности нарисовать предмет в целом, когда понятия абстрактны, здесь чаще испытуемые сталкивались с затруднением. Этот процесс осмысленного логического запоминания по своей структуре является совершенно иным и требует от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта т.т. от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihodiagnostika-pamyati/

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М.Забродина, Б.Ф.Ломова.- М: Прогресс,1980

2. Голубева Индивидуальные особенности памяти человека. М. «Педагогика» 1980 г.

3. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979

4. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978

5. Каменская Б.И. и Венн А.М. Память человека. М. «Наука» 1973г.

6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1989 г.

7. Лядиус А.Р. Память в процессе развития. М., 1990 г.

8. Механизмы управления памятью. Под редакцией Бехтеревой. «Наука» Ленинградское отделение 1979г.

9. Норманн Д. А. Память и научение. -М.,1985

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — 3-е изд. — Москва. Гуманит. изд. центр Владос, 1997 — 688с.

11. Николов Н., Нешев Г. Развитие памяти. — Рига. 1991

12. Психологический словарь /под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова/. М., 1996. 440 с.

13. Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000. 440 с.

14. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т.1. — М., 1989. С.300

15. Хванливин М.М. Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии. М., 1999 г.