По психологии :»Взаимосвязь личностных особенностей и агрессивного поведения»

Содержание скрыть

I . Концепции личности и проблема агрессии в психологии

1.1 Научные представления о личности в психологии

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения . В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации [7].

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц [14].

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. По определению отечественного психолога Р.С. Немова , личность это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [6].

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозиционную теории личности [7].

Основоположником

Аналитическая

Сторонники

А. Маслоу

Когнитивная

В рамках

Деятельностная

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Сознание личности зависит от общественного бытия, ее деятельности. В рамках деятельностного подхода принято считать, что свойства личности образуются в деятельности, которая осуществляется в конкретном общественно-историческом контексте [7].

4 стр., 1556 слов

Права человека на социальное обеспечение гарантии реализации

... права человека на социальное обеспечение и процесс реализации права на социальное обеспечение в России. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1)Рассмотреть и изучить права человека на социальное обеспечение; 2) Проанализировать гарантии реализации права на социальное обеспечение и роль государства в социальном обеспечении. Объектом исследования являются права человека на ...

В рамках

Среди исследователей данного направления наиболее известным является

Основным блоком личности в рамках диспозиционного подхода является темперамент [1].

По В.Д. Небылицину, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанные подструктуры: активность и эмоциональность. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента [11].

Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека [16].

В настоящее время существует достаточно много концепций личности, в некоторых из них рассматривается взаимосвязь агрессивности и личностных особенностей. Взаимоотношения агрессии и личностных свойств до настоящего времени еще достаточно не изучены, что показывает необходимость изучения поставленной нами проблемы.

1.2 Современное состояние проблемы агрессии в психологии

Почему люди действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение? Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии.

Проявление агрессии у людей многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: физическая – вербальная; активная – пассивная; прямая – непрямая [19].

Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Третье положение: агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений [19].

В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [16].

Агрессия, согласно А. Бассу, представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии, негативизма, раздражительности, подозрительности, обиды и чувства вины [9].

5 стр., 2196 слов

Психология | Агрессия туралы түсінік

... үсінігі бойынша агрессия бұл фрустрация көрінісі, ал фрустрация әр уақытт агрессияны өзіне ілестіреді. Агрессия – фрустрация бұл төрт негізгі түсініктің шоғырлануы: агрессия, фрустрация, тежелу, орнын ... баса тұруы. Агрессия – бұл өзінің іс - әрекеті ...

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия. Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. При косвенной агрессии – жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета.

Представители психоаналитической ориентации считают, что агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения [16].

В своих ранних работах З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов [18].

Представители этологического подхода считают, что агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. Согласно К. Лоренцу агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», – это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служат сохранению жизни и вида [15].

Можно сделать вывод, что центральное место для всех психоаналитических теорий занимает положение о том, что агрессия является средством по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, что агрессивное проявление почти невозможно устранить.

Проблема агрессивности, тревожности, насилия привлекала представителей не только психоаналитической ориентации. Изучению природы проявления этих свойств посвящены работы Д. Долларда, Л. Берковца, С. Розенцвейга, А. Бандуры, Д. Уотсона и др.

Фрустрационная теория возникла как противопоставление концепции влечений. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Д. Доллард. Его основной вывод: «агрессия всегда есть следствие фрустрации». Теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема агрессии – фрустрация базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение, замещение [13].

Берковиц ввел три существенных поправки в схему «агрессия – фрустрация»: а) Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним. б) Даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий. в) Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [13].

Теория социального научения – это изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способов действия человека. Здесь внимание уделяется изучению первичных посредников социализации, а именно родителей на обучение детей агрессивному поведению. Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей бывают агрессивные дети. Представителем такой теории был А. Бандура. [13].

4 стр., 1984 слов

Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы ...

... приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133]. Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие ... и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение. Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. То есть поведение ... примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в ...

В гуманистическом направлении представители исследуют и объясняют проявление агрессии и насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс считал, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора. Агрессия и насилие являются разновидностью психологической защиты, маской [13].

При всем обилии исследований агрессии в современной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Таким образом, не существует единого взгляда на определение агрессии и причины ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, а затрагивает только определенный аспект проблемы.

Глава II . Эмпирическое исследование взаимосвязи личностных особенностей и агрессивного поведения

2.1 Описание методов исследования и характеристика выборки

В нашем исследовании принимали участие испытуемые в количестве 60 человек, возраст которых составил от 14 до 55 лет.

В исследовании использовались методики, направленные на изучение уровня агрессивности (опросник Басса – Дарки, тест Ассингера), личностных особенностей (16PF Кеттелл) и типа темперамента у испытуемых (опросник Айзенка).

2.2 Обсуждение полученных результатов

2.2.1. Взаимосвязь темперамента и типа агрессивного поведения

В ходе исследования были получены следующие эмпирические данные, которые представлены в табл. 2. У холериков были получены высокие показатели по таким реакциям как: физическая агрессия, вербальная агрессия и раздражение. По методике Кеттелла были получены высокие показатели по таким факторам как: Фактор Е (доминантность).

Фактор F (экспрессивность).

Фактор L (подозрительность).

Фактор O (тревожность).

Фактор Q 2 (нонконформизм).

Фактор Q 4 (напряженность) (См. рисунок 1).

Таблица 2

Сводная таблица средних значений личностных особенностей и типов агрессии представителей различных темпераментов

Название методик

Холерики

Сангвиники, Флегматики, Меланхолики

Баса-Дарки

8 стр., 3767 слов

Личностные особенности мужчин и женщин

... а следовательно, и о существующих, а не мифических личностных различиях между мужчинами и женщинами. Мужчины и женщины выучивают разные роли, которые отражают и разное их личностное развитие, включая ... в количественных характеристиках активности мальчиков и девочек, сколько в качественных характеристиках. Это качественное различие в проявлении мужской и женской активности обнаруживается и у ...

Физическая агрессия

8

4,8

4,3

3,7

Вербальная агрессия

9,6

9

6,5

5,1

Косвенная агрессия

5,6

4,5

7,4

4,1

Негативизм

4,4

2,6

3,2

3,3

Раздражение

9,1

8

4,6

3,1

Подозрительность

6,4

4,9

6

4,8

Обида

5

4,5

4,4

4,2

Чувство вины

5,8

5,7

7

6,9

Кеттелл.

МД

4,9

5,3

5,3

6

А

5,8

8

3,7

3,7

В

5,3

5,7

4,7

5,2

С

5,2

5,7

5

4,5

Е

7,1

5,6

5,5

4,1

F

7,4

5,1

5,4

5,3

G

6,1

4,9

6

7

H

6

4,8

3,5

5

I

4

3,3

3,7

4,1

L

7,4

5,3

8

3,6

M

4,6

4,8

3,5

4,7

N

6,6

5,2

7,4

7,4

O

7

7,1

7

8

Q 1

4,9

4,6

4

3,6

Q 2

9

8,4

5,6

5,3

Q 3

29 стр., 14426 слов

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной ...

... работы. Данная работа посвящена семейному воспитанию как основному фактору формирования нравственной основы личности. Проблема исследования: Какое влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности ... методики. Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты влияния семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. В ...

5,8

7

7,6

7

Q 4

8

7,2

3,2

5,5

Айзенк

Экстраверсия

17,8

15

11,2

7,7

Нейротизм

18,1

14,9

12,1

9,3

Ложь

2,4

2,9

2,5

2,2

Ассингер

Показатели

38,4

36,5

37

39,3

Показатели 1

Рис. 1 Взаимосвязь личностных особенностей и типов агрессии

Таким образом испытуемых с холерическим типом темперамента, мы можем охарактеризовать как властных, независимых, самоуверенных, упрямых, независимых и конфликтных.

У сангвиников были получены высокие показатели по таким реакциям как вербальная агрессия и раздражение. По методике Кеттелла у сангвиников были получены высокие показатели по таким факторам как: Фактор А (общительность).

Фактор O (тревожность).

Фактор Q 2 (нонконформизм).

Фактор Q 3 (высокий самоконтроль).

Фактор Q 4 (напряженность).

Результаты демонстрирует рис. 2

Показатели 2

Рис. 2 . Взаимосвязь личностных особенностей и типов агрессии

У флегматиков были получены высокие показатели по таким агрессивным реакциям как: косвенная агрессия и чувство вины. По методике Кеттелла получены высокие показатели по таким факторам как: Фактор L (подозрительность).

Фактор О (тревожность).

Фактор N (дипломатичность).

Фактор Q 3 (высокий самоконтроль), Результаты наглядно демонстрирует рисунок 3.

Показатели 3

Рис. 3. Взаимосвязь личностных особенностей и типов агрессии

Испытуемые с флегматическим типом темперамента хорошо контролируют свои эмоции и поведение, характеризуются разумным и интеллектуальным подходом к событиям и окружающим людям. Характеризуются умеренной агрессивностью.

14 стр., 6930 слов

Психология развития личности в младшем школьном возрасте

... роль в формировании личности младшего школьника Решающее значение для развития личности ребенка младшего ... - все это типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в ... школьника: 1. личностная рефлексия; 2. интеллектуальная рефлексия. Личностная рефлексия Рефлексия интеллектуальная Умственное развитие ... в коллективе школьников, помимо их совместной учебной работы, существуют и ...

Опираясь на табличные данные у меланхоликов были получены высокие показатели по чувству вины., По методике Кеттелла были получены высокие показатели по таким факторам как: Фактор

Опираясь на табличные данные у меланхоликов были получены высокие показатели по чувству вины  1

Рис. 4. Взаимосвязь личностных особенностей и типов агрессии

Таким образом, для испытуемых с меланхолическим типом темперамента характерно осознанное соблюдение норм и правил, ответственность, точность. Обладают повышенной тревожностью и ранимой душой. Умеренно агрессивны.

2.2.2 Анализ корреляционных взаимосвязей свойств личности и агрессивного поведения

В результате корреляционного анализа агрессивности и личностных свойств всех испытуемых были установлены следующие эмпирические данные. Опираясь на них, можно заключить, что:

1) Испытуемые, применяющие физическую силу, имеют положительную корреляционную связь с фактором Е (доминантность) = 0,330 и фактором G (высокая нормативность поведения) = 0,301, что более наглядно демонстрирует рисунок 5.

 анализ корреляционных взаимосвязей свойств личности и агрессивного поведения 1

Рис. 5 . Взаимосвязь физической агрессии и личностных особенностей

Таким образом, испытуемых мы можем охарактеризовать как властных, независимых, упрямых, конфликтных и борющихся за высокий статус. При этом у них наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость достижения цели и деловая направленность.

2) Испытуемые, применяющие агрессию в вербальной форме, имеют положительную корреляционную связь с фактором Е (доминантность) = 0,326, фактором Н (смелость) = 0,368 и с показателями экстраверсии =0,69529353 и нейротизма = 0,444, что более наглядно демонстрирует рисунок 6.

 анализ корреляционных взаимосвязей свойств личности и агрессивного поведения 2 Рис. 6. Взаимосвязь вербальной агрессии и личностных особенностей

Данных испытуемых мы можем также охарактеризовать как властных, независимых, упрямых и конфликтных, борющихся за более высокий статус. Они склонны к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении.

3) Испытуемые, проявляющие негативизм имеют положительную корреляционную связь с показателями экстраверсии =0,439 и нейротизма = 0,322, что более наглядно демонстрирует рисунок 7.

 анализ корреляционных взаимосвязей свойств личности и агрессивного поведения 3

Рис. 7. Взаимосвязь негативизма и личностных особенностей

Данные испытуемые общительны, стремятся к лидерству, также для них характерна нестабильность, возбудимость и раздражительность.

18 стр., 8837 слов

Психология виктимного поведения

... к виктимному поведению: 1. Нормальный уровень виктимности присущ тем личностям, которые ... виктимности. Виктимность определяется набором личностных свойств индивида, которые предопределены ... поведение» становятся предметом довольно важного внимания криминологии, а также социологии, социальной психологии, психологии личности, ... к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. ...

4) Испытуемые, проявляющие негативные чувства при малейшем возбуждении имеют положительную корреляционную связь с фактором О (тревожность) = 0,325 и показателями экстраверсии =0,450 и нейротизма = 0,535, что более наглядно демонстрирует рисунок 8.

Данные испытуемые характеризуются тревожностью, депрессивностью, ранимостью и впечатлительностью. Они стремятся к лидерству, подвержены влиянию других, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

 анализ корреляционных взаимосвязей свойств личности и агрессивного поведения 4

Рис. 8. Взаимосвязь раздражительности и личностных особенностей

Заключение

В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Л ичность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие обобщенные выводы: Каждому типу темперамента присущи свои личностные особенности от которых зависят агрессивные реакции испытуемых. Лица, использующие различные типы агрессии, характеризуются определенными чертами личности:

а) Испытуемые, применяющие физическую агрессию, характеризуются доминантностью и нормативностью поведения.

б) Испытуемые, применяющие вербальную агрессию, характеризуются доминантностью, смелостью, общительностью, адаптивностью, а также отличаются нестабильностью, эмоциональностью и возбудимостью.

в) Испытуемые, проявляющие негативизм, общительны, стремятся к лидерству, также для них характерна эмоциональная нестабильность, возбудимость и раздражительность.

г) Испытуемые, проявляющие негативные чувства при малейшем возбуждении отличаются тревожностью, депрессивностью, стремятся к лидерству, подвержены влиянию других, неосмотрительны в поступках и импульсивны в действиях.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/nauchno/agressivnost-lichnosti-issledovanie-agressivnosti/

1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии.- 2000- № 3.- С.78 – 81

2. Капрара Дж. Серван Д. Психология личности – СПб. Питер, 2003.-640с.

3. Кончанин Т. Л. Социология: Учеб. пособие / Под ред. С. Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480 с. (Серия Уч. и уч. пособия).

4. Косов Б. Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. Учебно – методич. пособия для высш. уч. зав. – М.: Академ. проект, 2000. – 240 с.

3 стр., 1107 слов

Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента

... Очевидно, что это — социально- психологическая характеристика студентов.[1] Помимо того, что испытуемый включается в ситуацию исследования, он из нее в конце концов выходит. На первый ... он приобретает опыт участия в экспериментальной психологической деятельности и определяется в эмоциональном отношении к психологическим экспериментам, психологам и психологии в целом. Пока психология не столь широко ...

5. Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ. – СПб.: Изд – во «Питер», 2000. – 688с.

6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

7. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М .: Гардарики, 2002. –с.65

8. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

9. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: 1 т – П 86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.1. – 85 с.

10. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: 2 т – П 86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 77 с.

11. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. – СП.: Питер, 2001. – 480 с. (серия «Хрестоматия по психологии»).

12. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского., Науч. – исслед. ин – т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

13. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.

14. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под. ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркага, Л. Г. Лаптева. – М.: – Изд – во Института ПТ, 2001. – 640 с.

15. Румянцева Т.Г.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

– СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»).

17. Фрейд Введение в психоанализ: Лекции-СПб.: Питер 2001-384с.(серия Золотой фонд психотерапии)

18. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений 1990.

19. Чайдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Главный учебник»).

– СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 54 с.