Социально-экономический анализ распространения предпринимательства в России

Содержание скрыть

предпринимательство молодежный правовой статистический

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Актуальность.

Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку, формированию нового элитного социального слоя — предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

Объект исследования — предпринимательство.

Предмет исследования, Цель данной работы

Задачи:

  • изложить теоретические основы социально-экономического анализа развития предпринимательства в России;
  • дать понятие, виды и сущность предпринимательской деятельности в России;
  • рассмотреть методы статистической оценки показателей предпринимательской деятельности;
  • провести социально-экономический анализ распространения предпринимательства России;
  • дать статистическую оценку развития малого предпринимательства России;
  • дать статистическую оценку развития крупного предпринимательства России;
  • дать статистическую оценку развития молодежного предпринимательства России;

— раскрыть проблемы направления совершенного развития предпринимательства в России.

5 стр., 2287 слов

Предпринимательство.Экономические и социальные функции

... рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений. Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства являются: отсутствие единой трактовки базовых понятий ...

Методами исследования

1. Теоретические основы социально-экономического анализа развития предпринимательства в России, .1 Понятие, виды и сущность предпринимательской деятельности в России

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством. Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них; вилы товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки: избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего — это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос, на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Разнообразие форм, которые имеет предпринимательство в нашей стране и за рубежом, на практике сводится к нескольким основным видам деятельности, каждый из которых в свою очередь является совокупностью различных направлений и форм деятельности. Основные виды предпринимательской деятельности — это:

  • производственная деятельность;
  • торговая деятельность;
  • оказание услуг.

Осуществляться она может как индивидуально, так и на коллективной основе.

Кроме того, виды предпринимательской деятельности можно систематизировать по нескольким основным признакам: по характеру деятельности, размеру предприятия и форме собственности.

По характеру деятельности выделяют:

  • производственное предпринимательство (связанное прежде всего с производством товаров);
  • торговое и посредническое (операции купли-продажи);
  • научное и изобретательское (исследовательская деятельность, разработка новых технологий и видов товаров);
  • сервис (оказание различных услуг бытового характера);
  • банковское дело;
  • страховое дело;
  • консультативное;
  • маркетинговое;
  • шоу-бизнес;
  • прочее.

По размерам компании, количеству сотрудников и размеру годовой прибыли предпринимательство бывает:

11 стр., 5304 слов

Современные институты систем предпринимательства

... предпринимательству. При этом основная точка опоры заключается в том, что субъект хозяйствования является социальным институтом, ... мотив предпринимательской деятельности - получение прибыли. Стабильное производство не дает возможности получить максимум прибыли. Источником сверхприбылей ... один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что ...

  • крупное (свыше 500 работников, прибыль не ограничена);
  • среднее (25-500 работников, не более 600 млн руб. прибыли в год);
  • малое (до 25 работников, до 400 млн руб. в год прибыли);
  • мельчайшее (1-3 человека, семейный бизнес).

По форме собственности предприятие может быть частным, государственным и со смешанной формой собственности, где какая-то доля принадлежит частному лицу, а другая — государству.

Основу современной цивилизации составляет предпринимательство — деятельность, которая осуществляется с целью получения постоянной прибыли. Источником прибыли может быть имущество, труд либо интеллектуальные продукты, как принадлежащие самому предпринимателю, так и привлеченные на определенных условиях со стороны. Никто не может гарантировать, что предпринимательская деятельность будет обязательно приносить прибыль, поэтому она считается рискованным занятием, и далеко не каждый человек обладает способностью успешно ею заниматься.

Во всем мире предпринимательская деятельность обладает следующими признаками, по которым ее можно выделить из всех остальных видов экономической деятельности.

Предпринимателю присуща имущественная и организационная самостоятельность.

Это деятельность, которая направлена на постоянное извлечение прибыли из принадлежащего предпринимателю имущества, интеллектуальной собственности и вкладываемого труда.

Предпринимательская деятельность сопровождается риском потерпеть убыток, недополучить прибыль и др.

Ответственность за результат и тяжесть последствий лежит на самом предпринимателе.

Предприниматель действует в правовом поле государства, имея регистрацию в соответствующем государственном органе и неукоснительно следуя требованиям законодательства.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

4 стр., 1728 слов

Роль деятельности в психическом развитии ребенка

... зависит процесс самого развития. Таким образом, исследования отечественных психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Благодаря работам Леонтьева, ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Объектом Предметом Цель: ...

В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственности и механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитые способы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом.

Предпринимательская деятельность — по законодательству РФ — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

Для создания и развития своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе действующего законодательства.

Предпринимательство как процесс включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат. На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

2 Методы статистической оценки показателей предпринимательской деятельности

Для измерения показателей результата предпринимательской деятельности могут использоваться различные методы. Например, показатель занимаемой доли рынка определяется на основе маркетинговых исследований, в рамках которых исследуется совокупная емкость рынка и анализируется соотношение емкостных показателей, характеризующих деятельность исследуемой компании и ее основных конкурентов.

Конкурентоспособность продукта или субъекта предпринимательства выражается с помощью относительного показателя, в качестве оцениваемых альтернатив выступают продукты (компании), образующие конкурентную среду [5, с. 157].

Для оценки конкурентоспособности продукта применяется подход, основанный на получении обобщенных показателей, агрегирующих множество частных характеристик с учетом веса их значимости. При этом используют следующий алгоритм:

  • определяют частные показатели, характеризующие конкурентные свойства продукта (компании);
  • определяют значения частных показателей Ki по каждому из альтернативных вариантов (в натуральных единицах измерения, а при необходимости — в баллах);
  • с помощью экспертного метода выстраивают последовательность частных показателей конкурентоспособности по степени их значимости для потребителей;
  • выбирают эталонный вариант, являющийся базовым при сопоставлении частных показателей (в качестве эталона может быть использован любой из альтернативных вариантов);

частные показатели конкурентоспособности сопоставляют с эталонным и определяют индексы частных показателей Jki по каждому варианту:

[15, с. 224]

где Kiэ — частный показатель конкурентоспособности, соответствующий эталону;

4 стр., 1760 слов

Поддержка малого инновационного бизнеса во Франции

... во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон. Во Франции около половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Для малого предпринимательства Франции ... П. Шинский. 2010 - год Франции в России, год России во Франции год был объявлен "Годом Франции в России и России во Франции". В рамках этого проекта было ...

с помощью методов инженерного прогнозирования определяют коэффициент весомости частных показателей конкурентоспособности Li:

[10, с. 214]

где i — номер показателя в последовательности, ранжированной по степени значимости;

исчисляют совокупный (интегральный) показатель конкурентоспособности продукции (компании) по каждому из сравниваемых вариантов Ykn:

[10, с. 215]

где n — число оцениваемых частных показателей конкурентоспособности.

Отметим, что показатель Ykn пригоден лишь для сравнительных оценок, но не в качестве абсолютной характеристики.

При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли можно применять модель функции, построенную на основе типовой модели:

[10, с. 214]

где Et — доход субъекта предпринимательской деятельности после вычета налогов и уплаты процентов; Pt — цена за единицу продукции;

  • количество единиц реализованной продукции;
  • fj — цена единицы j-го фактора производства;
  • xj — общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе;
  • n — количество факторов производства;
  • FC — фиксированные платежи;
  • R — средняя ставка процента, выплачиваемая фирмой по собственным займам;
  • B — общее количество займов, которые получает компания (стоимость несобственных фондов);
  • T — ставка корпоративного налога.

Можно сформировать следующую совокупность затрат З, обусловливающих получение результата:

[10, с. 214]

где Зоб, Зоп, Зтр, Зм — затраты на воспроизводство оборотных фондов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и на маркетинг.

Представленные показатели выражают совокупный результат предпринимательской деятельности и могут называться обобщающими. Однако, предпринимательство, как уже отмечалось, включает ряд относительно самостоятельных видов деятельности, каждая из которых влияет на конечные результаты и в значительной мере определяет эффективность функционирования всей предпринимательской системы. Эти показатели не могут претендовать на роль обобщающих, так как касаются лишь отдельных элементов единого целого, но могут с успехом использоваться в качестве дополнительных составляющих.

2. Социально-экономический анализ распространения предпринимательства России, .1 Статистическая оценка развития малого предпринимательства России

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий — создание рабочих мест для населения.

Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться. За счёт немассового выпуска продукции и небольшого парка оборудования, малые предприятия затрачивают менее значительные объёмы денежных средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные фирмы, поэтому именно малые предприятия являются проводником инноваций в массовое производство. В случае отрицательного результата, потери малых предприятий будут не столь велики, как у крупных организаций. Сфера малого бизнеса также способствует диверсификации производства, за счёт освоения новых перспективных ниш.

7 стр., 3122 слов

Социальная роль предприятий в России

... ее профильной деятельности. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной социальной политики. Актуализацию проблем социальной ответственности руководители российских бизнес-структур объясняют вступлением страны в новый этап общественного развития ...

Невыполнение основных функций малых предприятий — диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднической функции для зарубежных продуктов ведёт к снижению темпов развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, а также к потере связей между производственным и научным сектором.

Статистика показателей о развитии малого бизнеса в России за 2013 год окончательно пока еще не сформирована. Однако некоторые цифры и показатели уже начали появляться в отчетах и реляциях соответствующих чиновников. Можно спорить о том, какие показатели важнее, какие нужно учитывать в последнюю очередь. Одно не вызывает сомнений: если число малых предпринимателей увеличивается, значит все в порядке, а если падает, то дело — плохо, даже не смотря на другие, может быть и положительные показатели.

Количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей с начала этого года достигло 531,9 тыс. человек, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы. Решение прекратить работу приняли также 18,2 тыс. фермеров. На 1 октября количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось до 2,126 млн. Значительному увеличению числа тех, кто прекратил свой бизнес, способствовало решение правительства увеличить страховые взносы с 2013 года для лиц, осуществляющих деятельность в рамках малого предпринимательства, более, чем в два раза.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей Павла Солодкого, введение новых налоговых отчислений, привело к закрытию тех предприятий, которые вообще не работали, либо были не в состоянии в силу своей низкой рентабельности выдержать эту налоговую нагрузку. По данным «Деловой России», только за первые три квартала 2013 году бюджет потерял налогов закрывшихся предпринимателей на 13,5 млрд. рублей, тогда как дополнительно планировалось получить 5,1 млрд рублей.

В октябре 2013 года Союз промышленников и предпринимателей России провел очередной опрос бизнеса. Данные, полученные специалистами, не обрадовали: сводный индекс деловой среды по-прежнему находится в негативной зоне (45,2 пункта), а динамика Индекса инвестиционной и социальной активности упала на 7,9 пунктов. Выяснилось, что всего 45,5 процента респондентов указали, что их компании осуществляли инвестиционные проекты за прошедший месяц. Число таких предприятий снизилось на 16,5 процента по сравнению с августом. На 12 процентов сократилось число компаний, которые проводили наём сотрудников.

Почему-то не удивляют данные, которые были получены в результате мониторинга темы выживания малого и среднего бизнеса, проведенного в Европе Высшей школой менеджмента СПГУ, Центром предпринимательства и компании EY. Как оказалось, лишь три российских предприятия из ста могут просуществовать свыше 3-х лет. Иными словами, лишь 3,4% вновь возникающих в России малых и средних предприятий существует на рынке более трех лет. Другие страны имеют совсем другой показатель выживаемости стартапов. В Норвегии — это 6,15 процентов, в Финляндии — 6,65 процентов, в Испании — 8,39 процентов, в Греции — 12,6 процентов.

7 стр., 3393 слов

Взаимодействие власти и бизнеса в России

... и ассоциациями. Крупные предприятия, как правило, представляют интересы не одного, а нескольких отраслей промышленности, и это затрудняет их представителя в Союзе.ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В РОССИИ СЕГОДНЯ И БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ2.1. Бизнес и ...

По словам партнера компании «Налоговик» Сергея Варламова, «порядка 95% стартапов умирает еще в первый год», потому что малый бизнес в России не получает заметной поддержки от государства и при этом вынужден конкурировать с крупными компаниями.

Но и это не единственная проблема, которое имеет государство в связи с понижением активности малого бизнеса. В последнее время обозначилась тенденция вывода капитала за рубеж малыми и средними предпринимателями. Как сообщил Росстата, в 2013 году отток заметно активизировался. Заметно возросло число мелких и средних предпринимателей, которые продают российский бизнес в России и приобретают малые зарубежные активы. Большим спросом сейчас пользуются чешские рестораны, маленькие магазинчики в ОАЭ, мини отели в Австрии.

Аналитики считают, что подобная тенденция продолжится и в 2014 году. Причем, главными причинами называют следующие:

  • низкая доступность кредитов;
  • усилившееся налоговое бремя;
  • ужесточение российского законодательства в отношении малых предпринимателей;
  • заметное повышение арендных ставок в крупных российских городах;
  • высокий уровень конкуренции с крупным бизнесом.

Руководству страны эти тенденции хорошо известны. Намечены определенные меры по их устранению. Так, на ежегодном Гайдаровском экономическом форуме в Москве Медведев заявил, что на поддержку малого и среднего бизнеса в 2013 году было потрачено 21,5 млрд. рублей государственных субсидий, и эта поддержка будет больше в 2014 году. Глава Минэкономразвития РФ, Алексей Улюкаев, тоже заявляет о серьезных намерениях оказать помощь малому предпринимательству. В 2014 будет создан специальный Федеральный гарантийный фонд, в который из госбюджета будет направлено 70 миллиардов рублей. Предполагается, что деятельность фонда будет направлена на предоставление финансовые гарантии банкам за компании малого и среднего бизнеса. Достаточно ли будет этих усилий, чтобы остановить негативные тенденции развития малого предпринимательства в России? Это покажет уже статистика 2014 года.

С 2004 года в России предпринимательство еще не выполняет свои функции в полной мере, так как оно зарождалось в условиях несформированного рыночного общества. Современные российские предприниматели, как правило, не обладают соответствующей профессиональной подготовкой, к тому же им приходится осуществлять свою деятельность в условиях еще недостаточно стабильной экономики, несовершенства законодательной и налоговой систем, коррупции, бюрократии. Поэтому российский бизнес несет на себе ряд отрицательных черт: отсутствие предпринимательской культуры, низкая законопослушность, ориентация на быстрое собственное обогащение, иногда в ущерб фирме. Хотя, по моему мнению, при создании благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в России возможно получить стабильную базу для формирования среднего класса, куда позднее смогут войти традиционные для среднего слоя группы такие как непроизводственная интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, менеджеры, инженерно-технические работники и другие.

Малые предприятия в России, зачастую, не способствуют развитию реального сектора экономики, так как не выполняют функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия сферы малого бизнеса практически не представлены. Отсутствуют связи между промышленным и научным секторами экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не внедряются на массовом производстве

19 стр., 9391 слов

Предпринимательство в России

... провести анализ современного предпринимательства в РФ; выделить проблемы предпринимательства в России и пути их решения. Глава 1. Сущность предпринимательства 1 Предпринимательство, его основные черты и функции За словом «предпринимательство» стоит «бизнес», предприятие, производство продукта ...

Рис. 1.

По состоянию на 1 октября 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед. (рис. 1)

Ключевые показатели сектора МСП, по данным Росстата — ежегодник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2012» — сведены в таблице 1.

Таблица 1. Ключевые показатели сектора МСП, 2011 год (на конец года).

ИПМикро-предприятия (юрлица)Малые предприятия (юрлица)Средние предприятия (юрлица)МСП, всегоКоличество действующих, ед.2,5 млн.1,6 млн.242,7 тыс.15,9 тыс.4,4 млн.*Средняя численность работников-всего, чел.нет данных4,4 млн.7,1 млн.2,1 млн.нет данныхВыручка/оборот, руб.7,8 трлн.7,0 трлн.15,6 трлн.5,1 трлн.35,5 трлн.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
  • среди малых предприятий выделяются также микропредприятия — до 15 человек;

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также — Федеральный закон).

42 стр., 20707 слов

Социально-экономическое развитие России (на примере АПК)

... (как федеральной, так и региональной) аграрной политикой. Целью курсовой работы является оценка социально-экономического развития России на примере агропромышленного комплекса в 1990-2007 годах. Для ... сельскохозяйственных предприятий. Эти меры были нацелены на изменение организационно-правового статуса коллективных хозяйств, на реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с ...

Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

После подведения результатов сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения были сохранены на прежнем уровне и определены следующим образом:

  • для микропредприятий — 60 млн. рублей;
  • для малых предприятий — 400 млн.

рублей [4, с. 157].

Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели и микропредприятия.

Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:

  • прирост / сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2012 г. по 1 октября 2013 г.;
  • увеличение / сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.;
  • рост / спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.;
  • рост / спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.

Как показывает мировой опыт, малое предпринимательство является мощным рычагом для решения целого комплекса социально-экономических проблем: формирования среднего класса собственников; создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды; обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих.

2.2 Статистическая оценка развития крупного предпринимательства России

В современной России крупный бизнес существует в трех основных формах.

Первая форма — интегрированная бизнес группа (ИБГ).

Это объединение предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и даже секторах экономики и связанных единством экономических интересов. Его обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров, технологического единства в интегрированной бизнес-группе нет. Фактически им присущи свойства, характерные для конгломератов.

Вторая форма — компания. Это объединение предприятий, имеющее объективный (технологический или воспроизводственный) экономический смысл и выстроенное либо вокруг некоторой товарной группы — диверсифицированная компания, либо вдоль некоторой технологической цепочки — вертикально интегрированная компания.

Чем принципиально интегрированная бизнес-группа отличается от компании как экономический субъект? Тем, что ее нельзя продать целиком. Ценность группы знают только те, кто ее создавали. Компания, напротив, имеет, как правило, объективную рыночную оценку.

Третья форма — отдельное крупное предприятие. Основная часть производства и экономической деятельности в этом случае осуществляется на одной локализованной промышленной площадке. Такое предприятие как правило не одно юридическое лицо, поскольку служба безопасности, служба маркетинга, торговый дом и др. часто наделяются юридической самостоятельностью. Тем не менее, такое предприятие — единый и неделимый объект бизнеса.

Основные механизмы и субъекты формирования интегрированных бизнес-групп и компаний. Имущественные интегрированные бизнес-группы стали появляться в российской экономике начиная с 1993 г. Инициаторами их создания и одновременно центральными элементами выступали три типа экономических агентов: крупные банки, крупные промышленные предприятия, а также специально создаваемые финансовые, торговые или управленческие структуры.

Большинство имущественных интегрированных бизнес-групп было создано крупными банками, которые непосредственно или через дочерние фирмы уже в первой половине 90-х годов стали активно скупать акции промышленных предприятий и, опираясь на приобретенный пакет (а также на неформальные права кредиторов), участвовать в процессе управления ими.

Когда инициатором формирования и центральным элементом интегрированной бизнес-группы становилось крупное промышленное предприятие, то процесс, как правило, начинался с создания «карманных» трейдеров и банков или установления контроля над уже существующими. Затем достраивалось прочее необходимое финансовое и торговое окружения, т.е. учреждались или покупались страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды и т.д. Крупномасштабное проникновение таких бизнес-групп в другие отрасли промышленности было достаточно редким явлением, при этом чаще всего покупались предприятия-смежники или конкуренты. Более агрессивная экспансия была характерна только для крупнейших компаний сырьевого сектора.

Третья схема, когда в качестве ее центрального элемента выступала специально созданная структура, использовалась значительно реже первых двух и еще реже приводила к успеху. Дело в том, в настоящее время в России, владея только лишь пакетом акций промышленного предприятия, как правило, невозможно ни получить дохода, ни приобрести влияния. Претендент на роль центрального элемента имущественной интегрированной бизнес-группы должен предложить ее потенциальным участникам какие-то принципиально важные для них услуги, в противном случае его пакет акций будет через какое-то время либо размыт, либо оспорен. Но это означает, что такой претендент — если он не банк или не промышленное предприятие — должен обладать значимыми рыночными или, даже скорее, нерыночными преимуществами.

При формировании управленческих интегрированных бизнес-групп использовались в основном два механизма. Первый состоял в постепенном установлении тесных связей между рядом промышленных предприятий (в особенности экспортеров) и обслуживающими их крупными трейдерами и банками и взятии на себя последними некоторых управленческих функций, но без приобретения контрольных или даже блокирующих пакетов акций. Этот процесс начался и приобрел масштабность еще в первые годы рыночных реформ. Важнейшим стимулом для него было широкое распространение в российской экономике неплатежей и неденежных форм расчета и вытекающей отсюда необходимости выстраивания сложных вексельно-зачетно-бартерных схем.

Управленческие бизнес-группы стали формироваться путем введения на предприятиях-должниках процедуры внешнего управления и назначения на должность внешнего управляющего представителей кредиторов. При этом в 90-е годы внешнее управление стремились затянуть на максимально длительный срок. В последние два года чаще предпочитают альтернативную схему — концентрацию долгов структурами, которые представляет внешний управляющий, и их конвертацию в контрольный пакет акций с последующим заключением мирового соглашения.

Одной из форм управленческих интегрированных бизнес-групп являются официальные (зарегистрированные) федеральные производственные группы (ФПГ), формировавшиеся на базе соответствующего указа президента, а с 1995 г. — федерального закона.

С одной стороны, явно имелось желание власти как на федеральном, так и на региональном уровне проводить активную промышленную политику при очевидном дефиците реальных ее инструментов. С другой, — руководители многих промышленных предприятий и банков искали «мягкие» формы интеграции, т.е. такие, которые налагают некоторые «регулярные» взаимные обязательства, но не грозят потерей независимости. Предприятия при этом в основном рассчитывали на получение дешевых банковских кредитов, банки — на контроль над финансовыми потоками своих промышленных партнеров.

Официальные федеральные производственные группы не оправдали надежд, возлагавшихся на них как на инструмент активизации промышленной политики и развития российской экономики. Неслучайно те из них, которым не удалось создать систему более жестких связей между своими участниками, в большинстве своем благополучно «заснули». Однако ряд таких бизнес-единиц сыграл значимую конструктивную роль, позволяя сохранить старые или создать новые кооперационные связи и одновременно являясь переходной формой к более зрелым типам интегрированных бизнес-единиц.

Что касается компаний, основным инициатором их создания выступало государство. Оно создавало отраслевые или межотраслевые холдинги, куда передавало принадлежащие ему пакеты акций предприятий (в уставный капитал или в управление).

Так были созданы РАО «ЕЭС России», «Газпром», вертикально интегрированные нефтяные компании (которые затем стали центральными элементами самых крупных и влиятельных ИБГ), а также «Сибур», «Связьинвест», Росспиртпром.

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

По данным журнала «Эксперт» на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реали-зации в 2013 голу двухсот крупнейших предприятий достиг 3, 67 трлн. руб. или 130,4 млрд. дол-ларов.

Крупнейшие российские компании в 2013 г. по данным рейтинга журнала «Эксперт».

Таблица 2.

КомпанияОбъем реализации в 2013 г. (млн руб.)Объем реализации в 2013 г. (млн долл.)1.ОАО «Газпром498 099,017 713,32.Нефтяная компания «ЛУКойл405 936,014 435,83.РАО «ЕЭС России335 812,011 942,14.Нефтяная компания ЮКОС251 621,08 948,15.ОАО «Сургут нефтегаз171 027,26 082,06.АО «Норильский никель134 617,04 787,27.Тюменская нефтяная компания119 569,14 252,18.Татнефть105 874,53 765,19.Нефтяная компания «Роснефть87 979,33 128,710.Нефтегазовая компания «Славнефть71 846,72 555,011.Нефтяная компания «Сибнефть67 431,82 398,012.АвтоВАЗ66 930,92 380,213.Северсталь59 084,12 101,114.«Сибур»32 219,01 145,815.ГАЗ29 601,51 052,7

Российский крупный бизнес имеет ряд специфических черт. Вот коротко о некоторых из них:

  • Относительно стабильное положение дел лишь у тех предприятий, чей сбыт напрямую зависит от спроса населения: пищевая и табачная промышленность.

— Относительно быстрый рост имеют те организации, кто сумел воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках. Прежде всего это нефтяная (рост экспорта более чем на 7,5% при увеличении внутреннего потребления на 3%) и газовая (3,5% и 1,7%) промышленности. Сходная ситуация сложилась в черной металлургии. Вследствие смягчения условий поставки продукции отрасли в США и ряд других стран-импортеров, а также из-за роста цен на нее как на внешнем, так и на внутреннем рынке, выручка компаний отрасли существенно увеличилась.

— Прибыльность крупного бизнеса снижается второй год подряд, причем ускоряющимися темпами. В этом году суммарный объем балансовой прибыли компаний составил 764,7 млрд. рублей. Снижение по сравнению с прошлым годом — 10,8% (4,7% годом ранее).

Но если в 2006 году основным фактором снижения прибыли стало падение мировых цен на энергоносители и продукцию металлургии, то сейчас причины не столь однозначны. На результатах крупных нефтегазовых компаний сказалось в основном усиление налоговой нагрузки вследствие введения налога на добычу полезных ископаемых и рост транспортных расходов. В итоге они потеряли 4,3% прибыли относительно прошлого года. И это на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры. В цветной же металлургии снижение массы прибыли более чем на 63% обусловлено в первую очередь именно снижением мировых цен на продукцию отрасли. В электроэнергетическом секторе балансовая прибыль сократилась почти на две трети, а в угольной — практически вдвое. Единственной отраслью сырьевого сектора, увеличившей объем прибыли, по результатам рейтинга стала черная металлургия (рост на 36,8%).

— Несмотря на снижение абсолютных показателей, крупная промышленность более рентабельна, чем средний бизнес. Средняя рентабельность (исчислялась как отношение прибыли после налогообложения к объему реализации) компаний составила 12,9% против 7,2% в среднем по промышленности (то есть в 1,8 раза больше).

Более того, на общем фоне снижения рентабельности крупный бизнес теряет эффективность почти в полтора раза медленнее, чем промышленность в целом. Выигрыш в рентабельности крупных компаний перед средними наблюдается практически во всех отраслях, однако особенно он заметен в химической промышленности (более чем вдвое) и машиностроении (в 1,9 раза).

Наиболее рентабельными среди участников рейтинга остаются нефтегазовые предприятия.

— Производительность труда в крупном бизнесе быстро растет. В среднем она достигла 1205 тыс. рублей (38,4 тыс. долларов) на одного работника, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 17,5% в рублевом и на 9,1% — в долларовом исчислении, а рост наблюдался в подавляющем большинстве отраслей. Среди двадцати наиболее производительных компаний традиционно доминируют табачные и пищевые. Лидерство второй год подряд сохраняет представитель табачной промышленности «Филип Моррис Ижора».

3 Статистическая оценка развития молодежного предпринимательства России

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема малого и среднего бизнеса. Именно к этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг, за счет роста конкуренции. Всемирный банк провел исследования, которые доказали, что если в стране на малый и средний бизнес приходится менее 40% ВВП, то инвестиции в экономику данной страны не приводят к необходимому, запланированному экономическому эффекту. Все это еще раз доказывает важность поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство [4, с. 254]. В данной статье рассматривается проблема недостаточной поддержки молодежного бизнеса.

Предпринимательство способно быстро создавать новые рабочие места, следовательно, снижается безработица, также малый и средний бизнес обеспечивает высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В настоящее время одной из приоритетных задач России является реализация государственной политики перехода к инновационному пути развития экономики и формированию национальной инновационной системы. Молодежная предпринимательская инициатива может стать одним из основных факторов, с помощью которого можно повысить уровень инновационности российской экономики.

Почему именно на молодежь должна делаться ставка? Во-первых, это связано со спецификой России: долгое время в нашей стране предпринимательство считалось мошенничеством, жульничеством, и оно ни просто не поддерживалось государством, но и было запрещено законодательно. Сейчас же пришло понимание необходимости развития малого и среднего бизнеса, важности оказания помощи, поддержки. Проблема предпринимательства широко обсуждается на государственном и региональных уровнях. Поэтому именно молодежь должна являться основной движущей силой развития малого и среднего бизнеса. Ведь молодое поколение уже выросло в новых реалиях, где предпринимательскую деятельность воспринимают, как основу материального благополучия и профессионального роста.

Во-вторых, молодежь в большей степени готова к переменам, легче и быстрее привыкают к новым условиям, что, безусловно, очень важно для современного общества. Молодежь, как правило, отличается креативностью мышления, что положительно должно повлиять на предпринимательскую деятельность, на конкурентоспособность бизнеса. Сегодня для успешного ведения бизнеса необходимо учитывать потребительские интересы, предпочтения.

Также молодые люди обладают высоким уровнем актуализации образования, т.к. совсем недавно окончили учебные заведения, либо учатся и их знания еще не устарели.

Необходимо помнить не только о положительных чертах, присущих молодому поколению, которые способствуют развитию молодежного предпринимательства, но и отрицательные. В первую очередь, это отсутствие опыта (управленческого, работы в команде), затем отсутствие финансов и недостаточное образование.

Основные проблемы, мешающие открытию собственного бизнеса молодежью:

% — отсутствие финансов

% — недостаток опыта

% — недостаточное образование [6, с. 128].

С этими же проблемами сталкиваются и взрослое поколение.

Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд характерных проблем:

  • ежегодный отток активной молодежи из России (в 2009 г. Россию покинуло 318320 человек в возрасте от 20 до 24 лет) [9, с. 84];
  • отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;
  • слабо развита система государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовые элементы;
  • неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства;
  • слабая информационная поддержка молодежного предпринимательства;
  • наличие коррупционных барьеров и «теневой» экономики (по данным Всемирного банка в 2011 году доля теневой экономики в отечественном ВВП составляет 48,6%, в рейтинге «ведение бизнеса» Россия занимает 123 место среди 183 стран);
  • недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности;
  • отсутствие знаний основ предпринимательства и отсутствие института менторства в бизнес-среде.

Для решения проблем молодежного предпринимательства необходимо законодательно закрепить понятия «молодежь», «молодежное предпринимательство», т.к. на сегодняшний день, не смотря на то, что многие апеллируют данными понятиями, они не где не записаны.

Согласно статистике, примерно 300 млн молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире либо не имеют постоянного места работы, либо вообще являются безработными. Около 20% из них обладают отличными способностями для начала собственного бизнеса и, в силу различных причин, только 5% решается на это.

Выделение молодежного предпринимательства в качестве особого сегмента предпринимательства происходит потому, что в отличие от других видов предпринимательства оно имеет свои специфические признаки, сильные и слабые стороны (Табл.3)

Таблица 3. Сильные и слабые стороны молодёжного предпринимательства

Сильные стороны молодёжного предпринимательстваВысокая инновационная активность, инновационность мышленияВысокая мобильность, гибкость подходов, быстрота реакции по освоению новых рынковВысокий уровень возможностей систематического обновления своих предпринимательских знаний и навыков в соответствии с меняющимися требованиями производства и рынкаПотенциальная способность молодых людей выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, сопровождающие предпринимательскую деятельность, особенно на её стартовом этапеПредрасположенность молодёжи к рискуСлабые стороны молодёжного предпринимательстваНезначительный социальный опытОтсутствие деловой репутацииСлабые практические навыки применения экономических законов и механизмовПроблема формирования стартового капиталаНедостаток личных контактов в сфере бизнеса и во властно-управленческих структурахНезащищённость от воздействия бюрократических структурНаиболее активный соблазн «теневого» предпринимательства и незащищённость от воздействия криминальных структур

Данные признаки, выделяя молодежное предпринимательство в особую категорию, определяют основные задачи по его поддержке: развитие сильных и преодоление слабых сторон.

Одной из форм поддержки молодежного предпринимательства являются бизнес-инкубаторы. Это специально созданные структуры, которые занимаются поддержкой предпринимателей и малых предприятий на начальном этапе

их деятельности. Бизнес-инкубатором, как правило, предоставляется целый ряд услуг: аренда офисных и бизнес-помещений (конференц-комплексы, комнаты для проведения встреч и переговоров, выставочные площадки), консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, повышение квалификации и обучения, осуществление инфраструктурного сервиса (техническая эксплуатация здания, уборка и т.д.).

Главная задача бизнес-инкубатора — создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. Концепция бизнес-инкубатора не предполагает долговременных или безвременных договоров аренды. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления в необходимых случаях еще на 2 года. Однако сроки пребывания начинающей фирмы в инкубаторе могут быть еще меньше [10, с. 241].

Для развития и поддержки молодежного предпринимательства в России необходимо создать комплексный подход решения данной проблемы: законодательно закрепить цели и задачи молодежного предпринимательства. С целью поддержки и помощи молодежи — открывать новые бизнес-инкубаторы, способствовать созданию бизнес-инкубаторов при Вузах. Необходимо вовлекать молодежь в сферу предпринимательства, ведь именно молодежное предпринимательство является фактором развития экономики страны.

3. Проблемы направления совершенного развития предпринимательства в России

В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

  • значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
  • создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
  • ускорить научно-технический прогресс;
  • составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей [13, с. 241].

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре — Центральный экономический район с ядром в Москве [10, с. 241].

В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Проблемы предпринимательства

  • Общие проблемы;
  • Проблемы организации малого предприятия;
  • Общие проблемы предпринимательства.

Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

Несовершенство законодательства:

  • нестабильность законодательной базы — происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

*существенные законодательные пробелы:

  • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • неотработанность процесса купли-продажи;
  • отсутствие должного законодательства о земле;
  • внутренняя противоречивость законов.

*невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов — ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета [16, с. 251].

Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;

  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков;
  • Необходимо заметить, что отмечается процесс «интеллектуализации» преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово — технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района [10, с. 241].

Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.

Стадия организации малого предприятия — первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

  • Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
  • Поиск партнеров;
  • Недостаточность стартового капитала;

— Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка).

Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке).

Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой — является способом дополнительных изъятий их средств.

Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.

Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.).

Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время — 2,5 — 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

Вообще, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса [18, с. 41].

Пути решения проблем предпринимательства

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита — закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы [15, с. 81].

Поддержку новых производств.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то

старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

  • на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением [10, с. 241].

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

В) Информационную поддержку предприятий-производителей.

  • Сведения о производственных предприятиях города:

основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

  • сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

сведения о муниципальном и областном заказах,

сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

  • Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);
  • Нормативно-правовое обеспечение:
  • разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;
  • формирование производственной инфраструктуры:
  • имущественная поддержка малых предприятий: аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;
  • Информационно-консультационное обеспечение:
  • развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;
  • обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;
  • проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России — сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.

Заключение

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мы увидели, — центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он — главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.

В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы. На пути эффективной предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных, бюрократических, политических, экономических, культурологических препон, что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского общества в России.

Возможные направления преодоления препятствий: укрепление стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих предпринимателей и ряд других.

Однако, несмотря ни на что российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Сейчас от предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении, но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.

Список литературы, Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СПС Консультант +

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС Консультант +

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. — М.: 2012

  • Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. / Л. Бляхман. — СПб.: СПб ГУ, 2011

Бусыгин А.В. Предпринимательство / А.В. Бусыгин. — М.: 2010.

  • Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2013 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. — М., 2013. с. 23-30.

Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. — 2012 — №2. — с. 2-11.

Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2012. №10. с. 21-23., Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2012. — №34 (269).

— с. 18-24., Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2012. №11. с. 7-8.

  • Информационно-аналитический обзор. №019 от 26.02.2012 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум».

Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н.В. Дулина (отв. ред.) и др. — Волгоград. гос. техн. ун-т. — Волгоград, 2011. — Вып. 8. — с. 148-152.

Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2013. №10. с. 21.

  • Лисиненко И.Т. Предпринимательство и рынок важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. М., 2012.
  • Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России // Предпринимательство в России. Барнаул, 2013. 15 с.

Российский статистический Ежегодник 2013, М: Росгостат. — 20011

  • Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2012. №2. с. 11-12.

Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // СОЦИС. — 2011. — №2

  • Федцов В.Г. Предпринимательский прорыв экономики россии в XXI веке. Москва. Академия Русский Предпринимателей. 2012. 48 с.

Чепуренко А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России. — 2013. — №1

  • Червяков В.В., Чередниченко В.А., Шапиро В.Д. Россияне о предпринимательстве и предпринимателях // СОЦИС. — 2012. — №10

Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И. Шамхалов, — М.: 2011.

Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2011. №9. с. 109.

Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2012

https://rosstat.gov.ru/