Понятия и категории теории социальной работы

Введение

Развитие новой для нашего общества специальности и профессио­нальной деятельности — социальной работы — при­дает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как раз­новидность профессиональной дея­тельности социальная работа за более чем вековую историю накопила ог­ромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематиза­ция которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содер­жание, наличие существенных связей и зависимостей в соци­альной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, бога­тейший эмпирический материал являются важнейшим основа­нием для ана­лиза теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.

Данная курсовая работа посвящена исследованию теории социальной ра­боты.

Объектом исследования курсовой работы является содержание теории соци­альной работы, а предметом — основные понятия и категории социальной ра­боты.

Цель данной работы исследовать и изучить понятия и категории социальной работы. Ведь мне, как будущему социальному работнику просто необходимо это знать. Без знания теории, не может быть успешной практики.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

  2. Рассмотреть теорию социальной науки как научную дисциплину

  1. Разобрать основные понятия социальной работы;

  1. Исследовать категории и закономерности социальной работы;

  1. Изучить принципы социальной работы;

  1. Сделать обобщения и выводы;

Глава 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина

Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, следовательно, в своей основе является социальной (общественной наукой).

13 стр., 6331 слов

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

... педагогической работе со школьниками. Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе ... к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ...

Вместе с тем она связана и с техническими, и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией ), что подчеркивает ее инте­гративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы ис­следования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.

Таким образом, можно утверждать, что теория социальной ра­боты является социально-гуманитарной наукой по содержанию, меж­дисциплинарной и интегративной по характеру.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны обла­стью научно-практической деятельности, и многие ее аспекты в теоре­тическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, опре­деления научного статуса социальной работы.

Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабаты­вает и серьезные теоретические проблемы.

Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отли­чают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому ис­пользованию, то задача прикладных наук — применение результатов фунда­ментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения при­кладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются:

  • объект исследования науки;

  • предмет науки и преобразования действительности;

  • понятийно — категориальный аппарат;

  • закономерности и принципы социальной работы;

  • методы и принципы организации исследований;

  • функции научной теории.

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обус­ловлены целями практической социальной работы, а с другой — влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.

теория социальной работы

Глава 2.Основные понятия теории социальной работы

2.1. Понятие «социальная проблема»

Все многообразие видов социальных взаимодействий и складываю­щихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцен­трировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обна­руженных самим специалистом.

В широком смысле, В более узком смысле

Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социальные проблемы . Они носят наиболее широкий, об­щечеловеческий характер и требуют для своего решения согласованных дей­ствий в масштабах мирового сообщества (напри­мер, проблема экологической безопасности планеты).

14 стр., 6942 слов

«Социальная психология» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ

... курсовой работы. Объект исследования – семья, как малая группа. Предмет исследования – социально-психологические проблемы супружеских отношений в семье. Цель исследования – изучить социально-психологические проблемы ... социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная ... исторически предшествовали ее современному типу, причем ...

Часть таких проблем государства решают в русле со­циальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.

На микроуровне выделяют проблемы, возникающие в различных под­системах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми стал­киваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности че­ловека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному ра­ботнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в кон­кретной подсистеме общества.

В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следую­щее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне:

Социальная проблема

В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в по­иске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социаль­ная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъ­екта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:

  • люди , которые оценивают ситуацию как проблемную;

  • социальные условия , в которых проблема возникла;

  • деятельность , связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.

В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда об­щество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловли­вают характеристики группы и социума.

2.2. Понятие «трудная жизненная ситуация»

социальной ситуации

Трудная жизненная ситуация

Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:

  • по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;

  • по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;

    22 стр., 10769 слов

    Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

    ... представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс. Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: ...

  • по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;

  • по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.

Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилиза­цией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жиз­ненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответствен­ности, так и противоположная по содержанию – пассивная, или иждивенче­ская позиция.