Введение
Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности — социальной работы — придает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как разновидность профессиональной деятельности социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.
Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содержание, наличие существенных связей и зависимостей в социальной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, богатейший эмпирический материал являются важнейшим основанием для анализа теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.
Данная курсовая работа посвящена исследованию теории социальной работы.
Объектом исследования курсовой работы является содержание теории социальной работы, а предметом — основные понятия и категории социальной работы.
Цель данной работы исследовать и изучить понятия и категории социальной работы. Ведь мне, как будущему социальному работнику просто необходимо это знать. Без знания теории, не может быть успешной практики.
Задачи курсовой работы:
-
Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
-
Рассмотреть теорию социальной науки как научную дисциплину
-
Разобрать основные понятия социальной работы;
-
Исследовать категории и закономерности социальной работы;
-
Изучить принципы социальной работы;
-
Сделать обобщения и выводы;
Глава 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, следовательно, в своей основе является социальной (общественной наукой).
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
... педагогической работе со школьниками. Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе ... к категориям дезадаптированных, имеющих те или иные социальные отклонения, девиации в поведении, и организация социально-педагогической работы с ...
Вместе с тем она связана и с техническими, и, особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией ), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.
Таким образом, можно утверждать, что теория социальной работы является социально-гуманитарной наукой по содержанию, междисциплинарной и интегративной по характеру.
Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно-практической деятельности, и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, определения научного статуса социальной работы.
Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабатывает и серьезные теоретические проблемы.
Именно прикладной характер теории социальной работы, органическое включение в нее фактов и данных конкретного практического опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не противопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является познание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем. Тесная связь с жизнью, конкретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значимости научных исследований в области социальной работы.
Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются:
-
объект исследования науки;
-
предмет науки и преобразования действительности;
-
понятийно — категориальный аппарат;
-
закономерности и принципы социальной работы;
-
методы и принципы организации исследований;
-
функции научной теории.
Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой — влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.
теория социальной работы
Глава 2.Основные понятия теории социальной работы
2.1. Понятие «социальная проблема»
Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом.
В широком смысле, В более узком смысле
Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социальные проблемы . Они носят наиболее широкий, общечеловеческий характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, проблема экологической безопасности планеты).
«Социальная психология» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ
... курсовой работы. Объект исследования – семья, как малая группа. Предмет исследования – социально-психологические проблемы супружеских отношений в семье. Цель исследования – изучить социально-психологические проблемы ... социальным институтом – исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная ... исторически предшествовали ее современному типу, причем ...
Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.
На микроуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсистемах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, – социально-управленческие, социально-экономические, социально-экологические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме общества.
В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне:
Социальная проблема
В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная проблема имеет объективно-субъективную природу – прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:
-
люди , которые оценивают ситуацию как проблемную;
-
социальные условия , в которых проблема возникла;
-
деятельность , связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.
В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда общество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают характеристики группы и социума.
2.2. Понятие «трудная жизненная ситуация»
социальной ситуации
Трудная жизненная ситуация
Трудные жизненные ситуации в социальной работе можно классифицировать на основе ряда критериев. Так, выделяют:
-
по характеристикам субъекта – индивидуальные, групповые, семейные и иные ситуации;
-
по возрастному критерию – ситуации детского, подросткового, юношеского и др. возраста;
22 стр., 10769 словСоциальные проблемы России и альтернативные пути их решения
... представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс. Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: ...
-
по психологической реакции на ситуацию – ситуации с адекватной, мобилизующей реакцией и с неадекватной, демобилизующей реакцией;
-
по уровню адаптации к ситуации – ситуации с активной, пассивной и приспособленческой адаптацией и т.д.
Проблемная жизненная ситуация всегда связана с необходимостью тем или иным образом адаптироваться к ней – это заключается в успешном или неуспешном преодолении жизненной трудности с последующей стабилизацией ситуации. В результате может быть сформирована как активная жизненная позиция человека, свидетельствующая о его социальной ответственности, так и противоположная по содержанию – пассивная, или иждивенческая позиция.