Проблема занятости и трудоустройства женщин (на примере г. Лесной)

Безработица всегда была одной из наиболее острых в экономическом и социальном плане проблем. Появление же женской безработицы обусловлено трудностями поиска работы, длительное время не работающими женщинами в связи с уходом за малолетними детьми (и некоторой потерей в связи с этим профессионализма).

На женскую безработицу влияют изменение женского стереотипа занятости особенно в сфере кредитования и страхования; изменение шкалы престижности профессий, традиционно считавшимися женскими, в частности, в сфере бухгалтерского учета и банковского дела, на которые все больше претендуют мужчины; усиление прямой и косвенной дискриминации женщин в сфере занятости, особенно в негосударственных секторах экономики. Специалисты отмечают, что безработица имеет «женское лицо», точнее — молодое лицо женщин с высшим образованием. И хотя доля безработных женщин постоянно снижается, они занимают высокий удельный вес в общей численности безработных, зарегистрированных в службе занятости.

Женская безработица в условиях закрытого административно-территориального образования, имеет еще большую остроту и необходимость решения данной проблемы. Условия проживания в закрытом городе не дают свободу выбора профессии, так как большая часть населения вынуждена работать на градообразующем предприятии.

Специфический характер производства, требующий в большей мере мужского труда и выталкивающий из производства именно женщин, обуславливает особенность закрытого города.

Социальным институтом, официально содействующим занятости населения, является служба занятости. От эффективности функционирования во многом зависит уровень социальной напряженности, а также состояние рынка труда.

Проблемами женской безработицы и гендерными особенностями занимались такие ученые как Силласте Г. Г., Ржаницына Л, Рощин С. И др.

Цель данной работы — рассмотреть особенности и возможные пути решения проблем женской занятости и безработицы на примере закрытого административно — территориального образования г. Лесной.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

1. Определить сущность понятия «женская занятость», причины и проблемы женской безработицы;

2. Выявить пути государственного регулирования женской занятости в РФ;

43 стр., 21424 слов

Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия

... являются процессы безработицы в Российской Федерации на современном этапе, основные факторы влияющие на динамику данных процессов, а так же вопрос государственной политики в области занятости населения. Основные методы ...

3. Выявить особенности проблемы женской безработицы в условиях закрытого административно-территориального образования г. Лесной;

4. Изучить направления работы государственного учреждения Центра занятости населения г. Лесной по решению проблем женской безработицы;

5. Проанализировать результаты деятельности Центра занятости населения по трудоустройству женщин г. Лесного за 2006 год;

6. Определить пути решения проблемы женской безработицы в условиях закрытого административно-территориального образования г. Лесной;

Предмет исследования в данной работе — деятельность центра занятости населения административно-территориального образования г. Лесной по решению проблемы женской безработицы.

Объект исследования — безработные женщины закрытого административно-территориального образования г. Лесной..

1. Женская занятость и безработица как проблема общества

1.1 Сущность понятия «женская занятость» и причины женской безработицы

Женская занятость (занятость женщин) отличается от мужской в двух основных аспектах. Прежде всего, женщины обычно зарабатывают меньше, чем мужчины. Во-вторых, женщины во многих обществах в меньшей степени включены в оплачиваемую работу, чем мужчины, но в большей степени заняты неоплачиваемым трудом. Женская занятость определяется разделением труда по признаку пола, социальными представлениями о гендерной специфике работы и социальной политикой в сфере труда [2, c. 45].

Социальные ожидания «мужского» и «женского» поведения укоренены в патриархатной системе ценностей, в традиционном разделении труда и способствуют воспроизводству гендерных стереотипов в современном обществе. В процессе социализации у женщин развиваются такие черты, как тщательность и аккуратность в работе, внимательность, четкость, эмоциональность. Поэтому труд женщин обычно применяется там, где содержание и условия труда требуют перечисленных качеств.

Различия в содержании «мужской» и «женской» работы, в характере социальных предписаний к мужской и женской рабочей силе обусловили существенное социально-экономическое неравенство по гендерному признаку. Вынужденные прерывать обучение и отказываться от карьеры по причине беременности и материнства, женщины отставали от мужчин по уровню образования, профессиональной подготовки, социально-экономической мобильности, что усиливало гендерную дифференциацию в характере занятости.

Специфика женской рабочей силы в значительной степени определяется материнством. Чем полнее учитывается этот фактор, тем лучшие социально-экономические условия создаются для успешного сочетания профессионального труда женщин и воспроизводства населения. Вместе с тем, некоторые льготы и трудовые гарантии имеют обратный эффект, поскольку не только защищают женщину, но и закрепляют за ней традиционную роль матери и хранительницы очага, ограничивая ее возможности в сфере труда и занятости, преграждая доступ к престижным и высокооплачиваемым профессиям [9, c. 86].

С функцией материнства у женщин связано наличие ряда психофизиологических особенностей, которые обусловливают повышенные требования к условиям труда. Различия в применении мужской и женской рабочей силы могут быть в определенной степени сглажены, если используемая техника, организация труда и отдыха будут в наибольшей мере соответствовать особенностям женского организма.

7 стр., 3468 слов

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

... спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки. Глава 5. Социальная направленность политики государства Политику государства на рынке труда можно охарактеризовать как составную часть социальной политики. Социальная политика любого государства – одно из немаловажных направлений его деятельности. Вопросы социальной политики в целом и политики на рынке труда, в ...

Проблема женской занятости занимает особое место в экономической и социальной политике каждого государства. Давно подтверждено статистикой, что главные жертвы безработицы — это женщины. Фраза «У безработицы — женское лицо» в нашей стране появилась одновременно с официальным признанием наличия безработных. И хотя прошло уже достаточно много времени, но проблема занятости женщин остается одной из самых животрепещущих.

Причин женской безработицы несколько, и все они существенные. Во-первых, увольняются из-за низкого уровня заработной платы, во-вторых, попадают под сокращение в основном женщины предпенсионного возраста, в-третьих, женщины не выдерживают жестоких условий конкурентной борьбы на рынке труда. При этом у них более низкая, чем у мужчин, территориальная мобильность.

Вообще-то, наши женщины привыкли проявлять героизм, пусть и не государственных масштабов. Многие работают в три смены: сотрудницей, мамой и хозяйкой. А сегодня, в связи с изменением социально-экономической ситуации, говоря языком психологов, резко обозначались противоречия между производственной и семейно-бытовой функциями женщин.

Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что риск потерять работу у женщин выше, чем у мужчин. И преобладание числа женщин среди безработных — это устойчивая тенденция.

Нужна новая организующая сила, способная научить женщину чувствовать себя ресурсной и самодостаточной личностью, которая понимает, что можно найти выход из сложного положения. Необходимо учитывать женский менталитет, особенно менталитет русской женщины, которая в меньшей степени ориентирована на карьеру, и не всегда осознает себя хозяйкой собственной судьбы [9, c. 86]..

И такой организующей силой может стать служба занятости или центр профориентации и психологической поддержки населения, которые должны помочь женщине в трудный период удержаться в жизни и двигаться дальше.

1.2 Проблемы женской безработицы в России

В последние годы слова «занятость» и «безработица» прочно вошли в наш повседневный лексикон. Сегодня в России безработица захватывает все новые социальные и профессиональные группы населения. Существующие тенденции на рынке труда обеспечивают условия для усиления хронической и скрытой безработицы. Социальные, политические и экономические перемены в нашем обществе оказали различное влияние на положение женщин и мужчин в сфере занятости.

Развертывающийся процесс сокращения численности на действующих предприятиях в наибольшей степени затрагивает интересы женщин: чаще всего именно они увольняются в первую очередь, им как правило, труднее найти аналогичную работу. Кроме того, эта категория работающих тяжелее переносит нарушение привычных связей и условий работы [23, c. 32].

Часто женщине приходится работать не по специальности, а там где возьмут, чаще всего — это физический труд. Причем большинство женщин не хотят менять своего вида занятости из-за относительно высоких заработков, связанных с вредным характером производства.

Скрытые формы дискриминации женщин, такие как отраслевая и профессиональная сегрегация женщин, существование неформальных барьеров в профессиональной карьере, дополнились сегодня неравноправием женщин и мужчин при приеме на работу. Число безработных женщин трудоспособного возраста значительно превышает число безработных мужчин. Появился даже такой термин как «безработица с женским лицом». Любопытна такая статистика: среди безработных женщин каждая четвертая не может найти работу более 8 месяцев, а среди долгосрочных безработных (свыше 8 месяцев) на долю женщин приходится почти 80%.

17 стр., 8178 слов

Социальная работа с безработными гражданами

... Значение таких изменений недооценивать нельзя. Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в ... мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). С мая 1993 года в России осуществлен переход на ...

Сложившаяся ситуация поддерживается существующими стереотипами общественного сознания и моделями социально-трудового поведения самих женщин. С одной стороны, по своему содержанию женский труд — это совокупность качественно определенных трудовых функций, которые может выполнять женщина в соответствии с ее биосоциальными особенностями. С другой стороны, женщины, ориентированные на работу, должны осуществлять и другую социальную функцию — функцию хранительницы домашнего очага, закрепленную в общественном сознании и «усвоенную» большинством женщин.

Формирование рыночных отношений в России привело к усилению дискриминации женщин в сфере занятости. Борьба предприятия за выживание сделала действительно женщину первым кандидатом на увольнение и последним в приеме на работу. Во многом это обусловлено прежним механизмом предоставления льгот для женщин, в том числе связанных с рождением и воспитанием ребенка. В этих условиях женская рабочая сила стала невыгодной работодателю. Несмотря на законодательные гарантии равенства в трудоустройстве, прослеживается тенденция к тому, что пол работника, а часто наличие и количество детей становятся определяющими при трудоустройстве.

Вот весьма характерный пример. В Центр социальной поддержки женщин, созданный Государственной службой занятости и Союзом женщин России, за последнее время обратились более 500 женщин. Они жаловались на то, что были уволены с нарушениями трудового законодательства, их своевременно не уведомили о высвобождении, не ознакомили с приказом об увольнении, снизили надбавки к зарплате с целью выплаты выходного пособия в минимальном размере.

Сегодня, к сожалению, можно говорить о практике, когда из женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в некоторых организациях создают отдел без должностей и должностных окладов.

Причем характерно, что сокращают не тех, кто, имея рабочие профессии, занят на тяжелых физических работах, во вредных производствах либо ручным неквалифицированным трудом, а специалистов и служащих. Высвобождение происходит в значительной мере за счет сокращения управленческого звена предприятий и занятых непосредственно в производственном процессе инженерно-технических работников. Увы! Безработица стала уделом специалистов с высшим и средним специальным образованием, и в первую очередь женщин.

А между тем, по данным органов Государственной службы занятости, безработные женщины имеют значительно более высокий уровень образования, чем безработные мужчины. Около 59% безработных женщин — с высшим или средним специальным образованием, в то время как у мужчин — чуть больше 46% [16, c. 56].

Отмечаются некоторые особенности и в возрастной структуре безработных мужчин и женщин. Среди безработных женщин около 40% — молодежь в возрасте до 30 лет, тогда как среди безработных мужчин их значительно меньше — 30%.

20 стр., 9587 слов

Безработица и политика занятости в современной Украине

... в низких доходах населения, в низкой производительности труда. В Украине скрыта неполная занятость пока еще не регламентирована законом и составляет значительный процент среди безработных. Основные причини неполной занятости: экономическая нестабильность в ... содержания занятости и безработицы. Глава 1. Занятость и ее основные формы Понятие занятости населения 1. Занятость - это деятельность граждан, ...

Процесс снижения занятости женщин идет очень быстро. Здесь сказываются объективные причины понижения их трудовой мобильности. Это — совмещение профессиональных и семейно-бытовых функций, особенности психологии и т.п. По всей видимости, улучшение положения женщин на рынке труда будет длительным процессом.

Обязательства Национального плана позволили включить в Федеральную целевую программу содействия занятости населения РФ на 2005-2010 гг. мероприятия по обеспечению женщин работой с учетом их интересов и профессиональных возможностей.

Чтобы улучшить социальную защиту женщин, в ряде субъектов РФ были приняты законодательные акты. Например, в Кировской области принят областной закон «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставленных приемным семьям», который обеспечивает занятость неработающих женщин, желающих взять на воспитание приемных детей.

Для женщин с ограниченной трудоспособностью, многодетным и одиноким матерям, имеющим детей-инвалидов, являющимися единственными кормильцами в семье, и женщинам предпенсионного возраста устанавливается квотирование рабочих мест, создаются новые рабочие места на основе соглашений, заключаемых между работодателями и органами службы занятости. Этим женщинам предназначается адресная материальная помощь в виде ежемесячного пособия, если среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума в Ярославской области [9, . c. 91].

Итак, в решении проблем женской занятости должна возрасти роль договорных отношений в рамках социального партнерства. При разработке отраслевых тарифных соглашений стоит предусмотреть комплекс мер по защите женского персонала организаций, их трудоустройство в условиях массового высвобождения, организацию профессиональной подготовки и переподготовки, предоставление им льгот и компенсаций.

1.3 Пути государственного регулирования женской занятости в Российской Федерации

Деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения в области профессионального обучения и профессиональной ориентации женщин в 2007 году была организована и проводилась в соответствии с федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Концепцией действий на рынке труда на 2007-2008 годы и Национальным планом действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2005-2010 годы [24].

Ее целью является активное содействие в смягчении психологических последствий безработицы, в трудоустройстве женщин, в выборе специальности в соответствии с личностными возможностями и потребностями, а также требованиями рынка труда.

Во многих субъектах Российской Федерации основная масса из зарегистрированных в качестве безработных граждан составляют женщины, к примеру в Республике Мордовия из 8492 безработных граждан 6056 (71,3%) — женщины, в Алтайском крае 69% безработных — женщины, которые в силу ряда обстоятельств относятся к категории граждан со сниженной конкурентоспособностью на рынке труда.

В связи с этим по-прежнему остается высоким процент безработных женщин (около 65%) от числа безработных граждан, направляемых на профессиональное обучение.

При профессиональном обучении безработных женщин в территориальных органах по вопросам занятости населения обычно используются следующие формы работы:

22 стр., 10536 слов

Организация социальной работы с безработными гражданами в КГБУ ...

... роста безработицы и особенностей социальной деятельности с не имеющими работу гражданами. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов и психологов ...

  • организация мероприятий профориентационного сопровождения процесса подготовки;
  • проведение ярмарок по трудоустройству безработных женщин, прошедших профессиональное обучение по направлениям центров занятости населения;
  • проведение семинаров для граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью.

В 2007 году одним из направлений профессионального обучения безработных женщин являлось обучение основам предпринимательской деятельности. В целом по Российской Федерации на обучение малому предпринимательству было направлено более 35 тысяч безработных граждан, из них около 60% (более 20 тысяч) женщин. Это характерно для Приволжского, Южного федеральных округов, где по программам предпринимательской деятельности обучалось более 13 % от всех безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение [24].

Если посмотреть на российское законодательство, то можно увидеть большой разрыв конституционных положений и действующего законодательства, когда реалии жизни неадекватны правовому регулированию. В правовых документах осталось много норм дореформенного периода. Женщина часто ограничена в свободе выбора профессии, в возможности продвигаться по служебной лестнице, получать образование по своему выбору. Законодательство, сформированное в прошлом со своими льготами и запретами, сегодня обернулось против женщины. Она оказалась «невыгодной» рабочей силой, именно потому что для нее созданы особые условия труда, особый режим отдыха, отпуска, ухода за детьми.

Конечно, это не значит, что нужно убрать из законодательства все льготы и запреты. Они должны оставаться, особенно на тех производствах, где есть угроза репродуктивной функции женщин, а также при беременности и родах. Речь должна идти о правах женщин на этот период. Государство должно обязать руководителей создать приемлемые условия для производительного труда, предоставить объективную информацию об условиях работы — и пусть женщина сама решает, как ей поступить.

Вопрос о занятости женщин нельзя решить, не изменив законодательства о труде, которое превращает женскую рабочую силу в невыгодный товар на рынке труда. Женская рабочая сила со всеми льготами, ограничениями и запретами, которые предусматривает законодательство, невыгодна работодателю. Поэтому бизнес и предпринимательство пытаются защищаться от этого законодательства, вообще — от регулирующего вмешательства государства в сферу трудовых отношений. Таким образом, охранное законодательство во многих случаях становится невыгодным и самим женщинам.

Для решения проблемы женской безработицы нужно [21, c. 23]:

Во-первых, в связи с реализацией Федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации активно проводить намеченные в ней меры по содействию самозанятости и предпринимательской частности расширить возможности для занятости женщин в сфере малого и среднего бизнеса, а также в приобретении ими практических навыков в области предпринимательства.

Во-вторых, в планах государственной службы занятости и министерств, определяющих политику профессионального образования в стране, предусматривать создание системы подготовки и переподготовки женских кадров.

Условия и формы повышения их квалификации должны быть организованы таким образом, чтобы женщины могли быстро восстановить свой профессиональный статус после возвращения из отпусков по уходу за малолетними детьми. Надо расширить возможности для изучения женщинами иностранных языков и компьютерной техники и последующего их трудоустройства в бюджетных организациях, на предприятиях различных форм собственности. Подобные знания нужны сегодня для врачей, библиотекарей, учителей, экономистов, секретарей, инженеров-технологов.

14 стр., 6693 слов

Социальный статус женщины в обществе

... литературы и двух приложений. ГЛАВА 1. ЖЕНЩИНЫ КАК ОСОБАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 1.1 Особенности социального статуса женщин в Российском обществе социальный статус женщина гендерный Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель. Женщины - особая социально-демографическая группа. По данным ...

В-третьих, особенности спроса и предложения женской рабочей силы следовало бы отразить в отраслевых и региональных программах занятости и подготовки кадров. Важно выявить, какие профессии и специальности, где преобладают женщины, оказались сегодня лишними, какие отрасли экономики получат дальнейшее развитие, где и в какие сроки можно создать новые рабочие места для женщин.

В-четвертых, проводить в регионах специализированные ярмарки вакансий для женщин.

2. Анализ женской занятости женщин в условиях закрытого административно-территориального образования г. Лесной

2.1 Особенности и анализ проблемы женской занятости и безработицы в условиях закрытого административно-территориального образования г. Лесной

Основой атомной промышленности и науки России является комплекс из 10 технологически и организационно связанных городов. В 2007 г. в них проживало около 730 тыс. человек. Закрытые города размещены в удаленных от центра районах страны — в Сибири, на Урале и Поволжье. В составе этих городов следует выделить в первую очередь 2 наукограда — Арзамас-16 (Саров) и Челябинск-70 (Снежинск).

В них осуществлялись как исследовательские, опытно-конструкторские работы, так и выпуск готовой продукции. Другие города из этого десятка ориентированы на выпуск готовой продукции.

Основу инновационного потенциала Северного управленческого округа Свердловской области составляет Муниципальное образование город Лесной с его высокотехнологичным электронным приборостроением и обработкой цветных металлов. Подготовку специалистов и научных кадров для данного производства осуществляет филиал Московского инженерно-физического института (МИФИ).

Имеется проект создания технополиса на базе инновационного потенциала города Лесного и производственно-технического потенциала прилегающих территорий муниципальных образований город Качканар и Нижнетуринский район [20, c. 23].

Город Лесной расположен на севере Свердловской области среди тайги на живописном берегу реки Туры. Компактный, со своей запоминающейся архитектурой, город напоминает остров в зеленом океане.

Лесной — город в России, областного подчинения Свердловской области, находящийся в ведении федеральных органов государственной власти, в 254 км к северу от Екатеринбурга [23].

Ранее город назывался Свердловск-45. Является закрытым административно-территориальным образованием.

Расположен на берегу реки Тура (приток Тобола, бассейн Оби), в 2 км от железнодорожной станции «Нижняя Тура». Население 53,3 тыс. чел. (2005).

Градообразующее предприятие — комбинат «Электрохимприбор», выпускает оборонную продукцию.

Строительство на этом месте рабочего поселка началось в 1947 году, после утверждения Постановления Совета Министров СССР об образовании завода — комбината «Электрохимприбор». Сегодня это многопрофильное предприятие, выпускающее военную, гражданскую продукцию и товары народного потребления. Население закрытого административно-территориального образования Лесной- 58 тыс. человек, представители разных национальностей, более 60 % работающих имеют высшее и среднее специальное образование [23].

В городе широко развита социальная сфера. Действуют 33 дошкольных учреждения, 14 средних общеобразовательных школ, общеобразовательный и технический лицеи. Подготовкой инженерных кадров занимается филиал МИФИ. В городе два дома культуры, историко-краеведческий музей, центральная и детская библиотеки, музыкальная школа, школа искусств и хореографии. Созданы условия для занятий физической культурой и спортом. Шесть спортивных общегородских залов, бассейн, стрелковый тир, три детские спортивные школы, одной из которых придан статус школы олимпийского резерва. В городе заботятся о здоровье жителей: работают шесть поликлиник, профилакторий, санаторий «Солнышко», 18 стационарных отделений. Прием врачей ведется по 29 специальностям. Открыто представительство центра «Микрохирургия глаза» С. Федорова. Издаются четыре газеты, более 40 лет действует местная студия телевидения и редакция радио.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) — закрытые для свободного посещения города и посёлки в СССР и Российской Федерации.

Во времена Советского Союза такие населённые пункты были строго засекречены: даже гражданам СССР, не имеющим права доступа к секретной информации недоступны были не только въезд в эти населённые пункты или данные об их местоположении, но даже и их названия, их жителям не разрешалось рассказывать о том, где они живут. Население ЗАТО при подсчёте статистики размазывалось по другим населённым пунктам или приписывалось к крупным городам, таким как областные центры. ЗАТО чаще всего и назывались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-45 и др. При этом для пущей конспирации номера домов в таких городах часто начинались с крупных чисел, как бы продолжая улицы в «городах приписки», то же было с номерами школ и т. п [20, c. 89].

В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.

После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утверждён специальным законом РФ, который был принят в 1992 г. и затем несколько раз изменялся. Число ЗАТО составляет 45, в них (по состоянию на начало 2002 г.) проживает 1 млн. 345 тыс. человек, это означает, что почти каждый сотый россиянин живет в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (По-крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения.

После перестройки произошли изменения демографической структуры специалистов градообразующих предприятий ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований).

В складывающейся экономической ситуации женщины стараются закрепиться на имеющихся рабочих местах, тогда как мужчины более активно ищут другие сферы приложения труда. Поэтому произошла так называемая «передвижка возрастов» — в младших возрастных группах женщин стало меньше, они передвинулись в старшие возрастные группы [20, c. 56].

Коллектив постарел. Молодых специалистов поступает меньше, чем раньше. Причина этого может скрываться в отсутствии необходимости пополнения кадрового состава, так как производство не развивается. Люди пожилого возраста почти не увольняются с предприятия, «держатся» за свои места. Уменьшается доля работающих в возрастных группах 30-34 гг, 40-44 гг. и возрастает доля работников в возрасте 45 лет и старше.

Изменения в стране сказались на рынке труда ЗАТО. В дореформенное время дифференциация по заработной плате была незначительной. Об этом можно судить по тому, что доход 10% самых обеспеченных в 3 раза превышает доход 10% наименее обеспеченных. В 2005 г. это различие составило 14 раз. Столь существенные различия в возможностях заработка должны активизировать миграцию населения. С другой стороны, в дореформенный период проблема трудоустройства была гораздо менее острой. В целом существовал избыток рабочих мест над предложением рабочей силы. В условиях экономического кризиса, когда стремительно растет безработица, усиливается напряженность на рынке труда для разных категорий работников.

Среди безработных в ЗАТО г. Лесной много молодежи. Почти 38% безработных мужчин и 45% безработных женщин находятся в возрастной группе от 18 до 29 лет. По России в целом — 27% и 33 % соответственно. Каждый четвертый безработный мужчина, и почти каждая третья безработная женщина в ЗАТО имеют возраст от 22 до 29 лет. Этот показатель в 1,5 раза выше, чем в среднем по стране. Данный возраст — возраст окончания учебного заведения. Таким образом, особенностью закрытых городов является то, что среди безработных велика доля высокообразованных молодых людей, что существенно отличается от ситуации по стране в целом.

Половая структура безработных в закрытых городах несколько отличается от структуры по России — здесь более высок удельный вес безработных женщин, что, возможно, связано со специфическим характером производства, требующим в большей мере мужского труда и выталкивающим из производства именно женщин. Если в закрытых городах каждый четвертый безработный мужчина, то во всей России — каждый третий. И это характерно практически для всех возрастных групп, за исключением молодежи.

Проблема безработицы наиболее болезненна именно для специалистов. Дело в том, что если рассмотреть структуру спроса на работников, то окажется, что она в 2007 г. резко деформирована в сторону потребности в рабочих, а не в специалистах. Так, в структуре спроса в целом по России потребность в рабочих составляет 80%, в специалистах — 20%. В закрытых городах — 82 и 18% соответственно. Можно сказать, что специалисты в закрытых городах нужны еще в меньшей степени, чем в России в целом [20, c. 78].

Безработица в закрытых городах характеризуется тем, что предприятия выбрасывают в первую очередь высокообразованных людей. Это связано с самим характером производства, требовавшим высокого общеобразовательного уровня. Если в целом по России каждый третий безработный — человек с высшим или средним специальным образованием, то в закрытых городах — почти каждый второй. Доля лиц с высшим образованием среди безработных в закрытых городах почти на 50%, а со средним специальным — на 1/5 больше, чем в среднем по России (см. табл. 2).

Таким образом, в условиях экономического кризиса закрытые города превратились в центры «интеллектуальной безработицы», безработицы образованных молодых людей.

Изменение форм собственности, которое происходило в стране, захватило и закрытые города. В ЗАТО наблюдался более активный процесс перераспределения работников из предприятий государственной формы собственности, прежде всего в смешанную. Действительно, спрос предприятий государственной формы собственности на работников составил в 2005 г. 58% общего спроса, в то же время она высвобождала 77% работников. Напротив, предприятия смешанной формы собственности высвобождали 10% работников, а потребность их составила 28%. В России же в целом структура спроса на рабочую силу и структура высвобождения в 2005 г. были практически идентичны друг другу. Такое различие между закрытыми городами и Россией в целом можно объяснить тем, что в закрытых городах шел реальный процесс формирования новых предприятий, создаваемых работниками, уходящими с государственных предприятий. Напротив, в России в целом существовавшие предприятия, переходя с государственных на частную или смешанную форму собственности, просто меняли вывески.

Важно заметить, что при общем низком спросе на специалистов в ЗАТО предприятия частной и смешанной форм собственности предъявляли значительно более высокий спрос на них, чем предприятия государственной формы собственности в ЗАТО или в России в целом.

Основную массу работников в закрытых городах высвобождали промышленные предприятия, что естественно, учитывая индустриальный характер городов. Высвобожденные (уволенные) работники не только пополняли ряды безработных, но и перераспределялись между отраслями, прежде всего в торговлю, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Все это свидетельство застоя в отраслях специализации ЗАТО. Вместе с тем, следует отметить, что значительно более активно, чем по России в целом, идет процесс обустройства ЗАТО. Причем, как отмечалось выше, идет создание новых предприятий в этих сферах (строительство, торговля, общественное питание, ЖКХ и др.).

Это связано с политикой местных властей, которые, используя освобождение ЗАТО от уплаты налогов, направляют средства на развитие материальной базы городов.

Кроме того, закрытые города все в большей степени переходят на самообеспечение, в частности, достаточно активно развиваются производство и переработка собственной сельхозпродукции. Что позволило понизить стоимость предметов 1-ой необходимости, освободиться от ввоза в ЗАТО продовольствия. Тем самым были созданы дополнительные условия, закрепляющие специалистов в закрытых городах.

Причина безработицы в закрытых городах в «конверсии по-российски» — предприятия не переводились на выпуск гражданской продукции, а люди просто выгонялись на улицу, пополняя ряды безработных.

Социально-экономическая перестройка сказалась на уровне жизни в закрытых городах. Существенных различий в заработной плате между закрытыми городами и страной в целом больше нет. Зарплата в ЗАТО остается в среднем выше средней зарплаты по России [20, c. 90].

Таким образом, трансформация социальной структуры закрытых городов в постперестроечное время происходила в направлении, характерном для всей России: увеличение слоя безработных, ухудшение материального положения всех слоев населения, переход высококвалифицированных специалистов в новый слой предпринимателей и др. Однако, специфика первоначальной социальной структуры ЗАТО сделала безработицу более «интеллектуальной», а изменение сферы деятельности (и переход в группу рабочих) более проблематичным.

2.2 Направления работы государственного учреждения занятости населения Свердловской области Центр занятости населения г. Лесной по решению проблем женской безработицы

Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка. женский занятость безработица

Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Лесной центр занятости» оказывает гражданам следующие виды услуг:

  • Оказание гражданам, помощи в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающимся в социальной защите.
  • Организация профессиональной подготовки, переподготовки.
  • Организация общественных работ.
  • Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан.
  • Оказание помощи в организации собственного дела безработным гражданам.
  • Оказание профконсультаций, профориентация, социальная адаптация.

Сбор предложений от организаций, предприятий по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также предложения по количеству граждан, которые могут быть приняты для прохождения альтернативной гражданской службы.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС [24].

Далее, хотелось бы рассмотреть основные направления социально-психологической работы службы занятости г. Лесного с безработными женщинами [24].

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным женщинам, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие женщины, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет женщине подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Цель профессиональной ориентации — помочь женщинам, обращающимся в Службу занятости, в подборе в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда и личными интересами граждан путем их профессионального консультирования, информирования, психологической поддержки.

Направления профориентационной работы:

  • информационная работа, позволяющая клиенту получить максимум сведений о профессиях и рынке труда в городе, об оказываемых услугах Центром занятости;
  • оказание помощи клиенту службы занятости в выборе, перемене профессии, подборе профиля переобучения с учетом ситуации на рынке труда, интересов клиента, возможностей, способностей, состояния здоровья;
  • оказание консультационной помощи работодателям всех форм собственности, учебным заведениям по вопросам профориентациии и психологической поддержки в решении проблем занятости;
  • подбор кандидатов на конкретные рабочие места по заявке работодателя;
  • осуществление в приоритетном порядке профессиональной ориентации граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  • психологическая поддержка граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях преодоления психологических последствий потери или угрозы потери работы, их адаптации в сложившейся ситуации, усиления их мотивации поиска сферы деятельности, приобретения новых или развития имеющихся навыков поиска работы;
  • оказание содействия гражданам, не имеющим профессии (специальности) и ранее нигде не работающих, выпускникам общеобразовательных учебных заведений в подборе места для получения профессионально образования;

— переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов в целях обучения новым профессиям (специальностям), если службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся профессиям (специальностям), либо утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям [24].

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует —что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку’. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного).

Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоус-тойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипсихомер».

Органы службы занятости направляют на профессиональное обучение гражданенщин, которые зарегистрированы в службе занятости в качестве ищущих работу.

Право быть направленным на обучение в первоочередном порядке имеют безработные граждане:

  • имеющие ограниченные физические возможности (инвалиды);
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии[24];
  • Профессиональное обучение осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям), имеющим повышенный спрос на рынке рабочей силы и дающим возможность на конкурентной основе найти нужную работу.

Обучение граждан для конкретных рабочих мест проводится в случаях заключения службой занятости договора с предприятиями на последующее трудоустройство.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя:

  • переподготовку рабочих и специалистов в целях обучения граждан новым профессиям;
  • обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
  • повышение квалификации рабочих и специалистов.

Безработным гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению службы занятости выплачивается стипендия в размере, установленном законодательством.

Время обучения по направлению органов службы занятости засчитывается в соответствующий трудовой стаж и оформляется соответствующей записью в трудовой книжке.

Все безработные граждане, изъявившие желание пройти профессиональное обучение по направлению службы занятости, должны помнить о том, что обучение за счет средств федерального бюджета занятости может проводиться один раз.

Как правило, основные профессии, по которым обучаются безработные граждане по направлению Центра занятости: оператор ЭВМ, бухгалтер, секретарь-референт, продавец, повар-кондитер, швея, водитель, тракторист, столяр-плотник, штукатур, каменщик, машинист холодильных установок и др. Перечень профессий и специальностей для профессиональной подготовки определяется на основе заявок предприятий и запросов безработных граждан.

2.3 Результаты деятельности Центра занятости населения г.Лесной по трудоустройству женщин за 2007 год

Повышение востребованности и доступности службы занятости в г. Лесной ярко отражается в динамике количества обратившихся граждан представленной в таблице 1.

Таблица 1. Динамике количества обратившихся граждан в службы занятости в г. Лесной [24]

Год

Количество обратившихся граждан

Мужчин

Женщин

2005

4156

1878

2278

2006

4785

2085

2700

2007

4876

1776

3100

9 месяцев 2008 года

4910

1510

3400

Как видно из таблицы 1, количество обратившихся в службы занятости в г. Лесной женщин увеличивается каждый год.

Статистика численности женщин воспользовавшихся услугами ЦЗН в 2007 году, представлена в таблице 2.

Таблица 2. Статистика численности женщин воспользовавшихся услугами ЦЗН г. Лесной в 2005-2008 гг. [24]

Год

Незанятые работники

Ранее работавшие

Уволившиеся

Итого

2005

540

1260

478

2278

2006

659

1569

472

2700

2007

537

1800

763

3100

2008

430

1798

1172

3400

Так данные таблицы 2 показывают, что причины безработицы среди женщин меняют свою тенденцию год от года, что связано с изменениями в экономике, политике и обществе.

Услугами ЦЗН в 2007 году воспользовались незанятых 3601 чел., из них 2593 чел. ранее работавших или 70% уволившихся. Из общего числа обратившихся в ЦЗН молодежь в возрасте 16-29 лет — 2648 чел., 51,6%; женщины — 2718 чел. (53%) [24].

Трудоустроено за отчетный период при содействии Центра занятости 3725 человек (2007 г. — 3686 чел.), в том числе молодежь до 30 лет — 1754 чел., 66% (2007 г. — 1620 чел. или 69%), численность трудоустроенных женщин — 1984 чел., 53,3% (в 2007 г. — 1785 чел., 48%).

На начало января 2007 года численность безработных граждан, состоящих на учете в Центре занятости, составила 948 человек (985 чел. — на начало 2006 года), из них молодежь в возрасте 16-29 лет — 439 человека (46,3%).

Средняя продолжительность безработицы в 2007 г. — 3,9 месяцев (2006 год — 4,7).

Для расширения охвата населения услугами службы занятости специалисты ЦЗН посещали предприятия и организации города; проводили выездные консультации с гражданами, в том числе в сельской местности; совещания и семинары с работодателями (в 2006 году — 25, в 2007 году — 32).

Численность экономически активного населения г. Лесного — 33 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2007 года составил 2,87 % (3,08% — 2006 г.).

Фактическое состояние рынка труда по ГУ ЦЗН г. Лесного за 12 месяцев 2007 г. представлено в приложении 1.

На начало 2008 года в городском Центре занятости населения состояло на учете в поиске работы 572 безработных женщин.

За 9 месяцев 2008 года в службу занятости населения с целью поиска работы обратилось 3400 женщин, что составило 73,8 % от общего числа обратившихся.

Среди обратившихся женщин:

  • молодежь в возрасте 16 — 35 лет составила — 2770 чел. (57%);
  • пенсионеры — 162 чел. (4,6 %);
  • женщины-инвалиды — 124 чел. (1,8 %);
  • беженцы, вынужденные переселенцы- 56 чел;
  • лица, освобожденные из учреждений исполняющих наказание, в виде лишения свободы — 3 чел;
  • женщины, уволенные с военной службы — 24 чел.;
  • уволенные в связи с ликвидацией или сокращением численности 165 человек.

Женщины составили большую часть от числа граждан имеющих длительный (более года) перерыв в работе — 254 человек.

В 1 полугодии 2008 года признано безработными 1615 женщин (45,7 % от всего числа женщин, обратившихся в Центр занятости населения).

Пособие по безработице было назначено 1647 женщинам.

За 2007 год нашли работу с помощью ЦЗН 1982 женщины, что составило 73 % от всех женщин, обратившихся в течении года.

В рамках программы «Организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» на условиях материальной поддержки доходов из средств федерального бюджета трудоустроено 651 женщин (3.4% от числа трудоустроенных безработных женщин) [24].

По программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» на условиях материальной поддержки доходов из средств федерального бюджета трудоустроено 32 женщины, в том числе начального профобразования — 62 выпускницы.

В общественных работах приняли участие 153 женщины (47,5 % от общего числа, принявших участие):

  • без статуса безработного — 55 жен. (26,3% от общего числа, принявших участие);
  • имеющие статус безработного и получающие пособие по безработице — 1132 жен. (52,4%);
  • имеющие статус безработного и не получающие пособие по безработице — 117 жен.(32 %);
  • молодые женщины в возрасте 16 — 29 лет — 189 жен.(59,7 %);
  • предпенсионного возраста — 312 жен. (66,6 %);
  • имеющие длительный (более года) перерыв в работе — 212 жен. (25%);
  • За отчетный период на профессиональное обучение направлено 276 безработных женщины, что составило 17,1% безработных женщин, состоявших на учете в ГУ ЦЗН.

Закончили профессиональное обучение 189 женщин, в том числе:

Услуги по профессиональной ориентации были оказаны 1060 женщинам [24].