Бойко, B.M. Как бросить курить. / B.M. Бойко – M.: Сфера, 2003. – 243 c.
Зорин, K.B. Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая. / K.B. Зорин — M.: Русский Хронограф, 2007. – 251 c.
Камардина, T.B. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2004. — №2. — C. 29 — 34.
Карпов, A.M. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. / A.M. Карпов — Казань: ДАС, 2001. – 226 c.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача./Г.Г. Кулинич — M.: BAKO, 2008. — 272 c.
Макеева, А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. — М.: Вентана-Граф, 2002. – 232 с.
Маюров, A.H. Табачный туман обмана. / A.H. Маюров – M.: Сфера, 2006. – 243 c.
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. K.B. Сельчонок. — M.: Харвест, 2004. – 371 c.
Толстых, H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки ./ Толстых H.H., Кулаков C.M. // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — C. 35-38.
Ягодинский, B.H. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. / B.H. Ягдинский — M.: Просвещение, 2006. – 287 c.
Приложение 1
Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости
Шкалы: степень никотиновой зависимости от табакокурения.
Назначение теста: диагностика степени никотиновой зависимости.
Инструкция к тесту: «Пожалуйста, ответьте на вопросы теста».
Тест
1. Как скоро вы тянетесь за сигаретой, после того как проснетесь?
а. в течении первых 5 минут;
- б. через 6 – 30 минут;
- в. через 31 – 60 минут;
- г. более, чем через 60 минут.
2. Тяжело ли вам воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
а. да;
- б. нет.
3. От какой сигареты вам было бы тяжелее всего воздержаться?
а. от утренней;
- б. от последующей.
4. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?
а. до 10;
- б. от 11 до 20;
- в. от 21 до 30;
- г. более 30.
5. Когда вы больше курите – утром или на протяжении дня?
Исследование интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью ...
... диагностики (хотя бы вспомогательной) умственного развития. Среди используемых в психодиагностической практике методов особо широко распространены тесты Векслера, прогрессивные матрицы Равена и др. Вычисляемый с их помощью коэффициент интеллекта ... исключено рисование даже в стадии каракулей, т.е. та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности и техники рисования у ...
а. утром;
- б. на протяжении дня.
6. Курите ли вы во время болезни, когда должны придерживаться постельного режима?
а. да;
- б. нет.
Продолжение приложения 1
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Баллы начисляются по следующей схеме: 1a -3 балл, 1б – 2, 1в – 1; 2a – 1; 3a – 1; 4б – 1, 4c – 2, 4d – 3; 5a – 1; 6a – 1.
Максимальная сумма баллов – 10.
Интерпретация результатов теста:
- от 0 до 3 баллов – низкий уровень зависимости;
- при решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам;
- 4-5 баллов — средний уровень зависимости;
- желательно использование препаратов замещения никотина;
- 6-10 баллов – высокий уровень зависимости; резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме.
Анкета для определения типа курительного поведения (Д. Хорна)
Назначение теста: диагностика степени никотиновой зависимости. Анкета состоит из 18 вопросов (6 блоков по 3 вопроса).
Инструкция к тесту: «В таблице представлены утверждения, описывающие ощущения и мнение самого курильщика. Насколько эти ощущения характерны для вас? Как часто вы это ощущаете? Дайте один ответ на каждый вопрос, оценив его по пятибалльной шкале (1- никогда, 2 — редко, 3 — не очень часто, 4 — часто, 5 — всегда)».
Анкета
А. Я курю для того, чтобы не дать себе расслабиться.
Б. Частичное удовольствие от курения я получаю еще до закуривания, разминая сигарету.
В. Курение доставляет мне удовольствие и позволяет расслабиться.
Г. Я закуриваю сигарету, когда выхожу из себя, сержусь на что-либо.
Продолжение приложения 1
Д. Когда у меня кончаются сигареты, мне кажется невыносимым время, пока я их не достану.
Е. Я закуриваю автоматически, даже не замечая этого.
Ж. Я курю, чтобы стимулировать себя, поднять тонус.
З. Частичное удовольствие мне доставляет сам процесс закуривания.
И. Курение доставляет мне удовольствие.
К. Я закуриваю сигарету, когда мне не по себе, и я расстроен чем-то.
Л. Я очень хорошо ощущаю те моменты, когда не курю.
М. Я закуриваю новую сигарету, не замечая, что предыдущая еще не догорела в пепельнице.
Н. Я закуриваю, чтобы «подстегнуть» себя.
О. Когда я курю, удовольствие я получаю, выпуская дым и наблюдая за ним.
П. Я хочу закурить, когда удобно устроился и расслабился.
Р. Я закуриваю, когда чувствую себя подавленным и хочу забыть обо всех неприятностях.
С. Если я некоторое время не курил, меня начинает мучить чувство голода по сигарете.
Т. Обнаружив у себя во рту сигарету, я не могу вспомнить, когда я закурил ее.
Обработка и интерпретация результатов теста
Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний
... корреляции Спирмена. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 1. Теоретические и методологические основания исследования самооценки личности подростков в связи с уровнем притязаний 1 Современные подходы ...
Согласно результатам анкеты выделяют следующие типы курительного поведения
1-й тип — «Стимуляция». Курящий верит, что сигарета обладает стимулирующим действием: взбадривает, снимает усталость. Курят, когда работа не ладится. У курящих с данным типом отмечается высокая степень психологической зависимости от никотина. У них часто отмечаются симптомы астении и вегето-сосудистой дистонии.
Продолжение приложения 1
2-й тип — «Игра с сигаретой». Человек как бы «играет» в курение. Ему важны «курительные» аксессуары: зажигалки, пепельницы, сорт сигарет. Нередко он стремится выпускать дым на свой манер. В основном курят в ситуациях общения, «за компанию». Курят мало, обычно 2-3 сигареты в день.
3-й тип — «Расслабление». Курят только в комфортных условиях. С помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» к отдыху. Бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению.
4-й тип — «Поддержка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Курят, чтобы сдержать гнев, преодолеть застенчивость, собраться с духом, разобраться в неприятной ситуации. Относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение.
5-й тип — «Жажда». Данный тип курения обусловлен физической привязанностью к табаку. Человек закуривает, когда снижается концентрация никотина в крови. Курит в любой ситуации, вопреки запретам.
6-й тип — «Рефлекс». Курящие данного типа не только не осознают причин своего курения, но часто не замечают сам факт курения. Куря автоматически, человек может не знать, сколько выкуривает в день, курит много: 35 и более сигарет в сутки. Курят чаще за работой, чем в часы отдыха; чем интенсивнее работа, тем чаще в руке сигарета.
Тип курительного поведения определяется суммой баллов на следующие утверждения:
- А+Ж+Н = «Стимуляция»;
- Г+К+Р = «Поддержка»;
- Б+З+О = «Игра с сигаретой»;
- Д+Л+С = «Жажд»;
- В+И+П = «Расслабление»;
- Е+М+Т = «Рефлекс».
Продолжение приложения 1
Сумма баллов 11 и более указывает на то, что вы курите именно по этой причине.
Сумма баллов от 7 до 11 говорит о том, что это в некоторой степени может быть причиной курения.
Сумма меньше 7 – данный тип курения для вас не характерен.
Диагностика типа курительного поведения помогает в выборе тактики при лечении и профилактики табакокурения.
Приложение 2
Результаты исследования никотиновой зависимости
(тест Фагерстрема)
п/п № Баллы Уровень 1 1 низкий уровень 2 5 средний уровень 3 4 средний уровень 4 7 высокий уровень 5 5 средний уровень 6 3 низкий уровень 7 0 низкий уровень 8 2 низкий уровень 9 8 высокий уровень 10 5 средний уровень
Продолжение приложения 2
Результаты исследования типа курительного поведения
(Д. Хорна)
п/п № Баллы Уровень Тип курительного поведения 1 11 низкий уровень «Игра с сигаретой» 2 8 средний уровень «Поддержка» 3 7 средний уровень «Поддержка» 4 10 высокий уровень «Стимуляция» 5 8 средний уровень «Расслабление» 6 7 низкий уровень «Игра с сигаретой» 7 11 низкий уровень «Расслабление» 8 7 низкий уровень «Поддержка» 9 11 высокий уровень «Жажда» 10 8 средний уровень «Поддержка»
Макеева, А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. — М.: Вентана-Граф, 2002. – 119 с.
Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков
... результатами своей деятельности Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и другие. Источниками самооценки могут быть близкие ... 3) Социометрия. 4) Методы качественной и количественной обработки данных. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные ...
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. K.B. Сельчонок. — M.: Харвест, 2004. – 189 c.
Зорин, K.B. Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая. / K.B. Зорин — M.: Русский Хронограф, 2007. – 129 c
Бойко, B.M. Как бросить курить. / B.M. Бойко – M.: Сфера, 2003. – 125 c.
Маюров, A.H. Табачный туман обмана. / A.H. Маюров – M.: Сфера, 2006. – 128 c.
Карпов, A.M. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. / A.M. Карпов — Казань: ДАС, 2001. – 116 c.
Бойко, B.M. Как бросить курить. / B.M. Бойко – M.: Сфера, 2003. – 130 c.
Бойко, B.M. Как бросить курить. / B.M. Бойко – M.: Сфера, 2003. – 133 c.
Маюров, A.H. Табачный туман обмана. / A.H. Маюров – M.: Сфера, 2006. – 131 c.
Макеева, А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. — М.: Вентана-Граф, 2002. – 128 с.
Макеева, А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. — М.: Вентана-Граф, 2002. – 131с.
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. K.B. Сельчонок. — M.: Харвест, 2004. – 196 c.
Ягодинский, B.H. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. / B.H. Ягдинский — M.: Просвещение, 2006. – 147 c.
Маюров, A.H. Табачный туман обмана. / A.H. Маюров – M.: Сфера, 2006. – 133 c.
Толстых, H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки ./ Толстых H.H., Кулаков C.M. // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — C. 35-38.
Зорин, K.B. Зависимость: компьютерная, игровая, никотиновая. / K.B. Зорин — M.: Русский Хронограф, 2007. – 142 c.
Камардина, T.B. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2004. — №2. — C. 29 — 34.
Карпов, A.M. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. / A.M. Карпов — Казань: ДАС, 2001. – 127 c.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача./Г.Г. Кулинич — M.: BAKO, 2008. — 152 c.
Толстых, H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки ./ Толстых H.H., Кулаков C.M. // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — C. 35-38.
Камардина, T.B. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2004. — №2. — C. 29 — 34.
Карпов, A.M. Самозащита от курения. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии курения. / A.M. Карпов — Казань: ДАС, 2001. – 144 c.
Камардина, T.B. Смертность, обусловленная курением в России // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2004. — №2. — C. 29 — 34.
Макеева, А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. — М.: Вентана-Граф, 2002. –148 с.
Бойко, B.M. Как бросить курить. / B.M. Бойко – M.: Сфера, 2003. – 147 c.
Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. K.B. Сельчонок. — M.: Харвест, 2004. – 209 c.
Толстых, H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки ./ Толстых H.H., Кулаков C.M. // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — C. 35-38.
» Влияние курения на организм человека»
... и опасным для жизни заболеванием, как рак легкого. 8 2.8. Влияние курения на сердечно-сосудистую систему. Если человек здоров, эта нагрузка на сердце не очень велика, а если у человека больное ... сердцебиение, тело бледнеет, выступает холодный пот, а это явные признаки отравления. 2.2.Влияние курения на нервную систему 5 Кажется, что все предметы движутся, а если человек закрывает глаза, появляется ...
2