По методике преподавания истории в высшей школе «Психодиагностика в высшей школе»

Содержание скрыть

В современном мире всё чаще используются различные методы и методики для выявления каких-либо качеств людей. Для этого используются различные тестовые задания, беседы, массовые опросы. Результат интересен всем: люди могут понять, как себя, так и других людей, с которыми они работают и учатся. Один из реализуемых методик – психологический тест, которые относиться к области изучения психологии. Но в некоторых случаях употребляются психодиагностические методики.

Понятия «Психология» и «Психодиагностика» различаются. Первоначально, психодиагностика была частью психологии, но со временем, психодиагностика стала отдельной наукой, которая опирается на психологию. Так или иначе эти два понятия не только путаются, но и тесно связаны друг с другом.

Современная психодиагностика все обширнееприменяется в таких областях социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование общественного поведения;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) совещательная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Психодиагностика предназначается кругозорам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

Психодиагностика прошла большой путь формирования и становления. Ее предыстория как практики начинает наблюдаться с III тысячелетия до н.э., к которому откладываются знания о существовании в ряде стран систем конкурсных проверок для людей, претендующих на государственные места или желающих приобщиться к религиозной мудрости.

Собственно, история психодиагностики как методологии разработки научно доказанных компактных методов выделять из психологии и начинает формироваться на рубеже XX века под влиянием запросов практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими курсами в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология.

Первоначально, психодиагностика начала формироваться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, осваивающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Исследовани еформировалось под влиянием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства.

3 стр., 1335 слов

Психология взаимодействия людей

... группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества. В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей. ... которого есть свой собственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе—это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, ...

тема данной работы –

Объект исследования:, Предмет исследования:, Методы исследования:

  • Статистико-математические методы использовались для обработки информации психодиагностического исследования;

  • Ретроспективный метод использовался для изучения истории психодиагностики;

  • Эксперимент использовался для проведения психодиагностического исследования;

  • Изучение и обобщение знаний как метод использовался в работе для написания теоретических глав по психодиагностике;

  • Тестирование как эмпирический метод используется в работе для проведения психодиагностического исследования.

Цель исследования:

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

  • провести анализ литературы и ознакомится с этапами развития психодиагностики от истоков до настоящего времени;

  • дать определение психодиагностики как науки в теоретической и в практической деятельности;

  • изучить подходы к определению психодиагностики, предмет, задачи, функции и принципы психодиагностики;

  • изучение методов психодиагностики и их классификацию;

  • провести психодиагностическое исследование в высшей школе.

Структура работы:, Глава 1. Психодиагностика как наука., Психодиагностика

Термин «Психодиагностика» возник в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху . Продолжительный период психодиагностика отождествлялась с тестированием. Психодиагностика динамично уложилась в психологию следом за применением проективных методов, которые не устанавливали открытого диагноза.

На сегодняшний день содержание предмета психодиагностики обращено на разработку методов распознания индивидуально-психологических особенностей личности.

номотетический

Номотетический подход, Идеографический подход

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не приносят глубокого представления о человеке и не позволяют прогнозировать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие эталонам объективности.

5 стр., 2416 слов

Научно-исследовательская работа «Прогерия»

... многие ученные пытаются найти решение этой проблемы. Цель исследования Поставленная цель раскрывается через следующие задачи : ПОНЯТИЕ Прогерия Прогерия – синдром преждевременного старения, проявляющийся характерными изменениями кожи и внутренних ... случаях. Это тоже редкое заболевание, но не настолько, как детская прогерия. Люди с синдромом Вернера рождаются в 1 случае из 100 тысяч. В Японии ...

Предмет психодиагностики, Основная задача психодиагностики

Ю.М. Забродин и В.Э. Пахальян в книге «Психодиагностика» выделяют следующие типы задач психодиагностики :

научный, прикладной, практический

собственно научные (научно-исследовательские) задачи;

научно-прикладные задачи;

задачи прикладной практической психологии;

задачи психологической практики.

1. Специфика решения собственно научных (научно-исследовательских) задач предполагает абстрагирование от отдельных свойств реальности, т. к. здесь на первый план выходят сущностные проблемы исследуемых феноменов, которые проявляются относительно независимо от контекста. Целью такой работы может быть выделение самого феномена, его природы, установление общих психологических закономерностей, внутренних механизмов его существования и развития и т. п.

2. Решая же научно-прикладные задачи, психолог-исследователь направлен на то же самое, но уже в рамках заданной области, сферы приложения. Здесь он обнаруживает частные свойства выделенного феномена, специфику проявления его природы и т. п.

3. Другое дело – решение практика-прикладных задач. Здесь на первое место выходит не открытие феномена, не исследование как таковое и не установление частных свойств психологического феномена, а те изменения в нем, которых необходимо добиться с помощью конкретных действий специалиста в контексте задач, выдвинутых заказчиком. Естественно, что речь идет только об изменениях, направленных на психологическое благополучие людей. Это не исключает исследований как таковых, но они здесь имеют статус средства (инструмента), с помощью которого может быть, например, получена специфическая информация, необходимая для реализации практической помощи в данной сфере.

Изучать закономерности и особенности психологической перестройки развивающейся личности при переходе из младшего в среднее звено школьного обучения в условиях определенных образовательных сред – это не то же самое, что решать задачи психологической поддержки детей в данный период и осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на избежание психологически неблагополучных последствий такого перехода. В то же время при решении таких задач практический психолог опирается на уже установленные в теоретических и научно-прикладных исследованиях закономерности и использует их для обоснования целей и задач, выбора тех или иных средств и т. п., в целом «в фундаменте» своей конкретной программы.

4. Психологическая практика – это та составляющая целостности, называемой психология, где специалист решает задачи человека, напрямую обратившегося за помощью, где психолог работает непосредственно с внутренними составляющими личной жизни конкретного клиента (или группы клиентов), абстрагируясь от всех других составляющих его (их) жизни.»

психодиагностики

Главные задачи психодиагностики

Теоретическая психодиагностика базируется на важнейших взглядах психологии:

10 стр., 4630 слов

Методы психодиагностики

... педологических извращениях в системе Наркомпросов». Дальнейшее использование психодиагностики ограничивается решением прикладных задач психофизиологии, психиатрической клиники. Общее состояние отечественной психодиагностики в 1920-1930-е гг. позволяет сделать выводы: психодиагностика востребована в различных областях жизни ...

Принцип отражения

Принцип развития

Принцип диалектической связи сущности и явления

Принцип единства сознания и деятельности

Личностный принцип

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов приобретения справедливых данных о содержании непостоянных психической реальности.

Функции психодиагностики.

На основании задач, которые ставят перед психодиагностикой как отраслью психологического знания, можно выделить следующие функции психодиагностики.

1. Оценочная.

2. Исследовательская.

3. Самопознание., Глава 2. Методы психодиагностики и их классификация

В самом общем значении под методами понимается обширный класс методик, которые обладают родством главного технологического приема или родством теоретической системы выступлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, связанных родством технологического приема, также называется «техникой». Метод нужно отличать от методик.

Методика — это конкретная, частная процедура, или система действий, назначенная для приобретения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в назначенном классе ситуаций (условия обследования) для постановления поставленных задач (цель обследования).

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки персональных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных условиях деятельности и общения состояния психологических изменчивых, характеризующих конкретную личность или группу людей.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека, которые практически объединяют все множество наблюдающихся диагностических методик: номотетический (объективный) и идеографический (объединяет субъективный и проективный подходы).

Эти подходы различаются по следующим причинам:

1) соображение объекта измерения;

2) устремление измерения;

3) характер методов измерения.

Внутри каждого из этих подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг к другу методик. В то же время некоторые из методик трудно отнести к одному из подходов, они занимают как бы промежуточное положение.

2.1. Общее представление о методах психодиагностики

В самом общем смысле под методами понимается широкий класс методик, имеющих родством главного технологического приема или родством теоретической системы изображений, на которой опирается валидность данного класса методик. Методика — это конкретная, частная процедура, или система действий, назначенная для приобретения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

14 стр., 6786 слов

Методы и методики психодиагностики

... людей, сходных по определенных признакам,, в выборку стараются включать испытуемых в равной степени из каждой страты) и методом попарного отбора (уравнивается состав контрольной и ... клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. В настоящее время практическое применение находят следующие . НАБЛЮДЕНИЕ Метод наблюдения базируется на двух основных принципах: пассивности субъекта ...

психодиагностики

Методы психодиагностики должны удовлетворять следующим запросам., Стандартизированные (тесты)

а) должны быть однозначно выражены цели, предмет и область использования методики;

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, не имеющему особенных психологических знаний или ЭВМ;

в) процедура обработки должна содержать статистически доказанные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим и критериальным тестовым нормам).

Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопутствоваться указанием на обязательный уровень статистической вероятности этих выводов;

г) тестовые шкалы должны быть обследованы на репрезентативность, надежность и валидность;

д) процедуры, созданные на самоотчете, должны быть оснащены средствами контроля за достоверностью;

Экспертные

а) руководство по использованию конкретного метода (методики) оснащается предписанием на требуемую квалификацию экспертов, их нужное количество для приобретения верных данных по методу независимых оценок;

б) инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- или видеозаписей и т.п.);

в) процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы передавать конечный результат другому эксперту;

г) пользователи — разработчики должны иметь возможность воспроизвести (повторить) нормативные исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных.

2.3. Классификация методов психодиагностики., Психодиагностические методики

методики высокого уровня формализации

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. С войственная черта данной группы — грубая регламентация процедуры исследования (буквальное следование руководств, правильные способы презентации стимульного материала, интервенцию исследователя в труд испытуемого), типизация (наличие норм или других критериев оценки), а также валидность и надежность. Они элементарны и не вызывают спецподготовки от экспериментатора.

Проанализируем формализованные методики в разбивке по подгруппам

  1. Тесты:

  1. по форме проведения: индивидуальные и групповые;

  2. по форме ответов: устные и письменные;

    7 стр., 3458 слов

    История и общая характеристика тестов личности

    ... помощью пяти методик из сферы личностной психодиагностики. На основе тестирования составить психологический портрет личности. Тес психологическое тестирование личностное опросник Личностные опросники Личностные черты преимущественно диагностируются тестами опросниками - ...

  3. по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

  4. по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

  5. по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

  6. по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

  1. Опросники:

  1. личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

  2. анкеты.

  1. Проективные техники:

  1. методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

  2. методики конструирования – создание целого из деталей;

  3. методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

  4. методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

  5. методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

  6. методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

  7. методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

К малоформализованным

Существует ряд критериев, которые можно выделить для классификации психодиагностических методик:

1) тип применяемых в методике тестовых заданий;

2) адресат, на которого направлен используемый в методике тестовый материал;

3) форма презентации тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм;

6) внутреннее строение методики.

По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на

  • опросные (испытуемому задаются обусловленные вопросы),

  • утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.),

    3 стр., 1048 слов

    Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Психометрические ...

    ... теста. Надежность теста. Валидность тестов. Тема 4. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Принцип ответственности. Принцип профессиональной тайны. Принцип обеспечения суверенных прав личности. Принцип объективности. ... основы психодиагностики. Критерии объективности в психодиагностике. Магическая диагностика. Паранаучная диагностика. Научная психодиагностика. Дифференциальная ...

  • действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

  • физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Таким образом, для оценки психологического портрета определенного человека можно применять его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с некоторыми утверждениями, продукты его устной, письменной, моторной, сенсорной, изобразительной, технической или другой деятельности, его произвольные и непроизвольные реакции в ответ на специальные стимулы и т.д.

По адресату тестового материала методы психодиагностики можно поделить на:

  • сознательные , которые адресуются к сознанию испытуемого (опросники),

  • бессознательные , которые обращены на неосознаваемые реакции человека (проективные методики).

По форме презентации тестового материала психодиагностические методики подразделяются на:

  • бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

  • технические (тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

  • сенсорные (материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

По характеру предоставленных методики психодиагностики делятся на:

  • объективные (данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

  • субъективные (данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него).

К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических продуктов деятельности, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю. Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

13 стр., 6385 слов

Проективные методики в психодиагностике

... Задачи работы: Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме. Рассмотреть историю развития проективных методик. Раскрыть основные психологические характеристики проективных методик. Выделить основные виды проективных методик. Изучить особенности использования и специфику проведения проективных методик. Теоретическая значимость работы состоит ...

По внутренней структуре методики психодиагностики можно разбить на :

Для первых характерно то, что в них диагностируется и оценивается единственное свойство личности, а для вторых – то, что они применяются для оценки сразу нескольких психологических качеств человека (будь то однотипных или разнотипных).

В последнем случае методика диагностирования психологии личности делится на несколько специальных методик – подшкал, которые оценивают частные психологические качества. Примером мономерной методики является известный тест Спилбергера-Ханина, а примером многомерной — личностный тест Кеттела.

При этом необходимо помнить, что одна и та же психодиагностическая методика может рассматриваться и квалифицироваться с точки зрения разных аспектов и по различным критериям. Отсюда следует, что любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификациям. Как следствие, выявленные и определенные выше категории классификации методик психодиагностики важно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга, как возможные и реально существующие аспекты их анализа и разделения на классы.

качественном

Вдобавок ко всему все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические . Нужно отметить, что данная классификация условна, поскольку большинство наиболее применимых психодиагностических методик используется как в практике, так и в научных исследованиях. Разница между ними состоит в том, что научно-исследовательские методики ориентированы в основном на выявление и изучение какого-либо психологического качества в сугубо научных целях, а практические – на оценку степени развития личности и использования полученных данных в практических целях. Вдобавок ко всему, научная методика зачастую является затратной, трудоемкой, дорогостоящей и используется только в рамках исследования, оказываясь по вышеуказанным причинам непригодной для повсеместной практической психодиагностики. Практическая методика, наоборот, проста в применении, универсальна.

Рассмотрев различные критерии и виды классификаций, давайте перейдем к рассмотрению отдельных видов психодиагностических методик, а именно тестов по критерию содержания.

Тесты интеллекта, Школьный тест, Тесты способностей

Моторные тесты проверяют ловкость, координацию движений, моторику и т.д.).

К данной группе можно отнести тест ловкости Стромберга, тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорные тесты, Тесты технических способностей, Тесты достижений

Тесты достижений стоят отдельно от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

17 стр., 8243 слов

Особенности эмоциональной сферы подростков с патологией поведения ...

... работы стало исследование эмоциональной сферы подростков с патологией поведения и аномалиями развития личности. ... Знания в области специальной психологии важны как для педагогов, так и для школьных психологов. Количество детей с нарушениями развития ... с размышлениями на темы смерти. Однако в подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим ... опросники: Интегративный Тест Тревожности ( ...

  • с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

  • тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяют три вида тестов достижений:

1) тесты исполнения (тесты действия),

2) образцы выполнения работы,

3) письменные и устные тесты.

Тесты действия, Письменные тесты, Устные тесты, Личностные тесты

1) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF — измерение 16 факторов личности – личностных черт;

2) Опросник Г. Айзенка — трехфакторная модель, включающая шкалы Р, Е и N, по первым буквам английских названий терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденций или тест А.Эдвардса — опросник на основании 225 пар суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, терпимость, самовосприятие, принятие опеки, доминирование, чувство вины, готовность опекать других, радикализм, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

4) Тест репертуарных решеток Келли – методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности (24 ролевых персонажей: учитель, жена, руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся к семи группам: «Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»);

5) Методика распределения времени — С. Я. Рубинштейн – определение предпочтений, интересов и установок личности посредством свободного распределения времени опрашиваемым по его усмотрению.

Проективные техники предназначены для диагностики личности. Это самая сложная и одновременно интересная группа методик, для которых характерен комплексный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемый должен сам интерпретировать, развивать и определять стимулы. При этом диагностируются такие качества, как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и т.д.

Для данной группы методик характерно следующее:

1) неоднозначность стимульного материала, который испытуемый должен решать;

2) малая стандартизованностъ проведения процедуры обследования;

3) проективные методы требуют большого опыта, высокой профессиональной квалификации, творческого подхода.

Группы проективных методик:

1) Методики структурирования: интерпретирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Тест Роршаха: Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс.

2) Методики конструирования: создание из деталей единого целого (тест мира).

Тест мира: обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (людей, животных, машин, домов и т.д.), и он создает из моделей некий мир.

3) Методики интерпретации: истолкование события, ситуации (тематический апперцептивный тест (ТАТ)).

ТАТ: обследуемому дается набор картинок, его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

4) Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности (проективная игра, психодрама).

Психодрама: терапевтический групповой процесс, в котором используется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира человека, развития потенциала человека и расширения возможностей. Исследуются особенности человека, отражающиеся в определенном написании букв и слов.

5) Импрессивные методики: предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера).

Тест Люшера: из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

6) Адаптивные или методики дополнения: завершение неоконченного предложения, рассказ (тест Сакса-Леви).

Тест Сакса-Леви: обследуемому дается задача закончить предложения.

Глава 3. Психодиагностика в высшей школе

Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего образования являются осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качества самого образования. Все большее распространение получает применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.

В психологическом словаре дается следующее определение психодиагностики: «Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» . Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

Предполагается, что полученные результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае получаемые при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся, например, с нормой (при определении патологии развития) или с каким-то критерием (например, социально-психологическим нормативом) для выявления степени приближения к нему и формулировании заключения о степени выраженности изучаемого качества. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение критерия выделения высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение о его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.

Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.

В течение нескольких десятилетий получаемые в психодиагностических исследованиях результаты использовались для классификации и ранжирования людей по выделенным признакам.

Традиционная психодиагностика и ее функции в системе образования подверглись острой критике со стороны многих ведущих психологов, как зарубежных так и отечественных (Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, Л. Кэмин, Дж. Лолер, Дж. Наэм, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и и др.).

Самые большие претензии предъявлялись к диагностике интеллекта. Большинство исследователей указывали на неотчетливость этого понятия, отмечали ограниченность тестов в изучении потенциальных возможностей умственного развития, в частности, из-за акцентирования внимания лишь на результативной его стороне, что закрывало доступ к пониманию психологических механизмов и индивидуальных особенностей формирования мышления.

Традиционные тесты не позволяли строить коррекционно-развивающую работу, поскольку неясным оставалось их содержательное наполнение, которое основывалось на опыте и интуиции авторов теста, но не на научных представлениях об умственном развитии и роли в нем обучения. Однако в нашей стране критика носила зачастую неконструктивный характер. Во многом этому способствовали идеологические установки, сформировавшиеся под влиянием постановления ВКП(б) от 1936 г., которое практически внесло запрет не только на применение тестов в учебных заведениях, но и на проведение научных разработок в области психодиагностики. Все внимание акцентировалось на тех отрицательных последствиях, которые могут иметь место в случаях низкой оценки интеллектуального развития человека. Практически не предпринималось попыток создания собственных диагностических программ, основанных на принятых тогда в отечественной психологии теоретических представлениях о психическом и личностном развитии.

В связи с этим необходимо отметить ту важную роль, которую в свое время сыграла публикация в журнале «Советская педагогика» , подготовленная известными и очень авторитетными психологами А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией и А. А. Смирновым «О диагностических методах психологического исследования школьников». В ней прямо сформулировано положение о возможности применения тестов в школе: «К числу кратких психологических испытаний, или проб, относятся так называемые психологические тесты, которые были разработаны в разных странах, стандартизованы и проверены на большом числе детей. В известных условиях, при соответствующем критическом пересмотре такие психологические тесты могут быть использованы для первоначальной ориентировки в особенностях отстающих детей» 9 .

Мы видим, что довольно осторожно, с оговорками, но все же признается правомерность использования тестов в системе образования. Новые подходы к психодиагностике стимулировались, с одной стороны, критикой ее теоретико-методологических позиций, с другой стороны — логикой развития данной отрасли науки.

В последние десятилетия отмечается гуманизация работ по психодиагностике (как исследовательских, так и практических).

Теперь главной целью психодиагностики признается обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е. стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т. д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т. д.

Н. Ф. Талызина так сформулировала основные функции психодиагностики в образовании на современном этапе: «Она теряет свое дискриминационное назначение, хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной ее функцией должна быть функция определения условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности» .

Таким образом, результаты психодиагностических испытаний должны служить основой для решения вопросов о целесообразности и направлении психологического вмешательства в процессы развития и обучения человека.

3.1. Основные функции психодигностики в системе современного высшего образования

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп. Данная наука предназначена для сбора информации об особенностях человеческой психики, поведения и межличностных отношений.

Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становиться условием его профессионального роста и мастерства.

Диагностика включает в себя три этапа:

I

II

III

Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. По аналогии с тремя основными функциями образовательного процесса, выделяются следующие сферы диагностики:

1) В сфере воспитания – выявление и измерение состава и структуры жизненных установок личности, мера овладения личностью культурным потенциалом человечества;

2) В сфере образования – определение меры развития личности и овладения системой обобщённых знаний о себе, о мире и о способах деятельности;

3) В сфере обучения – определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях.

Диагностика в высшей школе выполняет следующие функции:

1. Анализирует процесс и результаты развития студентов;

2. Анализирует процесс и результаты обучения;

3. Анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания.

Осуществляя диагностическую работу, педагог или студент, выполняющий психодиагностическую работу, выполняет следующие функции:

а) психотерапевтическую: различные диагностические технологии, которые способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

б) коррекционную: цель многих методик – исправление девиатного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

в) развивающую: в ходе выполнения заданий студент получает возможность творческого самовыражения и личной активности.

3.2. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей.

Психодиагностическое исследование в высшей школе (к высшей школе относятся все высшие учебные заведения) используется часто. В основном, в каждом ВУЗе в начале обучения первокурсники проходят специализированные тренинги, чтобы избавиться от страхов пребывания в коллективе, страхов первой сессии и т.д.

Сергей Георгович Смирнов пишет следующее:

«Наряду с объективными составляющими учебной ситуации и внешне заданными критериями успешности учебной и преподавательской работы можно выделять такие субъективные составляющие, как удовлетворенность процессом и результатами своей деятельности, межличностное взаимопонимание, умение контролировать свое общение с другими людьми, сложившиеся мотивационные структуры, готовность к личностному росту.

Деятельность преподавателя в высшей школе не является специфичной с точки зрения требований к мотивационным структурам, определяющим компоненты ее смысловых и эмоционально-ценностных регуляторов. В то же время особенности мотивации преподавателей или уровень их коммуникативной компетентности могут быть предметом диагностического обследования. Для преподавателя они могут быть средством повышения собственной психологической компетентности. Самопознание, стремление к личностному росту, связывание своих психологических особенностей с имеющимися преимуществами или недостатками в работе — эти цели в определенной степени достижимы на пути знакомства с данными психологического тестирования.

Хотя отбор в педагогические вузы осуществляется на основании выявления мотивационных предпосылок склонности к преподавательской деятельности, сами по себе мотивационные показатели отнюдь не являются критериями профессионального отбора для преподавателей высшей школы (если только эти психологические свойства не связываются с грубыми формами отклонения от профессиональной этики или с очевидными негативными последствиями в организации учебного процесса).

Однако групповые сравнения выборок преподавателей с другими выборками испытуемых и срезовые сравнения (по разным возрастам или профессиональному опыту) внутри групп позволяют дать описательные характеристики, существенно проясняющие «усредненный» психологический портрет преподавателя высшей школы. В исследовании, выполненном на основе использования представленного выше теста Эдвардса, были получены следующие характеристики мотивационных тенденций преподавателей высшей школы .

Сравнивались мотивационные индексы в группах студентов-мужчин и преподавателей-мужчин, а также соответствующие этим «срезам» показатели групп женщин. Группы мужчин на фоне таких сопоставлений оказались более сходными между собой, чем группы женщин, а в целом выборка мужчин выглядела менее изменчивой. Следует отметить такое частное отличие, как снижение с возрастом индекса «склонности к доминированию», величина которого в группе мужчин-преподавателей оказывается почти самой низкой. Более низким в этой группе является только индекс мотивации «агрессии»; однако эта мотивационная тенденция является самой низкой по величине частотных предпочтений во всех четырех выборках. То есть все испытуемые этих групп менее всего соглашались с тем, что высказывания, включенные в шкалу «агрессии», характеризуют их. Вместе с тем группы мужчин отличались более высокими индексами «агрессии», чем группы женщин.

Мотивация «достижения» — как стремление к успешности на уровне выше среднего — оказалась более высокой в обеих мужских группах. Мотивация «самопознания» также имела высокий индекс, но он был высоким и в группе женщин-преподавательниц. При переходе к срезу «преподаватели» у мужчин снижается и индекс мотивации «самопознания», и индекс «агрессии». У женщин-преподавателей индекс мотивации «достижения» существенно снижен по сравнению с изначально более высоким индексом в группе студенток. Более высокими у женщин оказались такие показатели, как стремление опекать других и готовность принимать опеку. Можно сказать, что возраст и опыт преподавания в условиях высшей школы не ведет в мужской выборке к тем изменениям индексов мотивации, которые изменяются у женщин.

Учитывая эти данные, можно предполагать неидентичность путей развития мотивационных тенденций у женщин и мужчин в ходе развития взрослой личности и по мере приобретения опыта преподавательской деятельности. Хотя проверка соответствующих гипотез потребовала бы другой организации исследования лонгитюда, эти гипотезы об изменении соотношения показателей разных мотивационных тенденций в единых мотивационных структурах вполне можно обсуждать и на основе наших данных. Существенной здесь выглядит ошибка отождествления путей личностного развития и профессионального становления мужчин и женщин, к личностным качествам которых общество выдвигает разные требования.»

Глава 4. Психодиагностическое исследование

Для проведения психологического исследования были выбраны 8 человек и 4 психологических методики:

  • Методика на определение уровня коммуникабельности;

  • Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной;

  • Методика определения индекса групповой сплочённости Сишора;

  • Опросник Гекса для определения характерологических особенностей. Сигналитичсекий Опросник.

методике на определение уровня коммуникабельности

4 человека (50%) имеют результаты в пределах 9-13 баллов (10,12,12,10).

То есть, это люди

3 человека (37,5%) имеют результаты в пределах 14-18 баллов (14,15,18).

Это люди с нормальной коммуникабельностью. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

1 человек (12,5%) имеет результат 7 баллов (12,5%).

методики изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной

У первого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 4,8 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 6 из 10; по шкале «Получение диплома» — 8,5 из 10.

У второго испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 9 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 3 из 10; по шкале «Получение диплома» — 7,5 из 10.

У третьего испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 3,6 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 5 из 10; по шкале «Получение диплома» — 7,5 из 10.

У четвертого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 11,4 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 4 из 10; по шкале «Получение диплома» — 4 из 10.

У пятого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 9 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 9 из 10; по шкале «Получение диплома» — 10 из 10.

У шестого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат 6 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 6 из 10; по шкале «Получение диплома» — 7,5 из 10.

У седьмого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 9 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 7 из 10; по шкале «Получение диплома» — 7,5 из 10.

У восьмого испытуемого по шкале «Приобретение знаний» имеются следующий результат – 10,8 из 12,6; по шкале «Овладение профессией» — 7 из 10; по шкале «Получение диплома» — 8,5 из 10.

методике определения индекса групповой сплочённости Сишора

3 человека из 8 (37,5%) считают, что групповая сплочённость выше средней, т.е. от 11,6 до 15 баллов (13,15,14).

1 человек из 8 (12,5%) считает, что групповая сплочённость является средней, т.е. от 7 до 11,5 баллов (9).

опроснику Гекса для определения характерологических особенностей

1 участник исследования:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-2

1-0

3-1

1-0

7-0

2-0

5-0

2-0

23-1

12-2

11-2

14-2

15-2

4-3

29-0

8-3

25-1

20-2

13-1

18-3

17-1

6-1

33-2

10-3

31-3

22-0

19-1

32-3

27-3

16-2

36-1

26-2

37-1

24-1

21-1

34-0

35-1

30-0

38-1

28-2

8

5

6

8

7

6

4

10

Из таблицы видно, что преобладающим является 8 тип – аморфный, т.е. неконфликтный человек, которые не умеет или не желает отстаивать свои права.

2 участник исследования:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-2

1-2

3-1

1-2

7-1

2-2

5-0

2-2

23-2

12-1

11-1

14-0

15-0

4-1

29-2

8-0

25-2

20-0

13-2

18-1

17-2

6-0

33-0

10-0

31-0

22-2

19-0

32-1

27-2

16-2

36-2

26-2

37-0

24-0

21-0

34-1

35-1

30-1

38-0

28-0

6

5

4

5

6

6

4

4

Из таблицы видно, что преобладают 3 типа личности: страстно-эмоциональный, флегматический и реалистический (сангвинический).

3 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-3

1-0

3-2

1-0

7-3

2-3

5-0

2-3

23-1

12-2

11-3

14-0

15-2

4-2

29-1

8-0

25-3

20-3

13-1

18-1

17-3

6-1

33-2

10-0

31-2

22-1

19-0

32-0

27-2

16-2

36-2

26-0

37-0

24-0

21-2

34-0

35-3

30-0

38-0

28-1

9

6

8

1

13

5

5

4

Из таблицы видно, что ведущий вид деятельности – флегматическая. У флегматика преобладает спокойное, равное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. При этом лень является признаком интеллекта.

4 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-3

1-0

3-0

1-0

7-3

2-0

5-0

2-0

23-3

12-2

11-2

14-3

15-2

4-1

29-2

8-2

25-3

20-2

13-3

18-0

17-3

6-2

33-3

10-1

31-1

22-3

19-0

32-0

27-3

16-1

36-1

26-0

37-0

24-1

21-0

34-3

35-3

30-1

38-2

28-0

10

8

5

6

14

5

8

3

Из таблицы видно, что ведущий вид деятельности – флегматическая. У флегматика преобладает спокойное, равное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. При этом лень является признаком интеллекта.

5 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-2

1-1

3-1

1-1

7-2

2-2

5-2

2-2

23-2

12-2

11-1

14-1

15-1

4-2

29-1

8-2

25-2

20-2

13-1

18-2

17-2

6-2

33-2

10-0

31-1

22-2

19-2

32-1

27-1

16-2

36-1

26-0

37-1

24-3

21-1

34-2

35-1

30-0

38-1

28-1

8

10

6

7

7

8

7

5

Для данного участника исследования характерен щедро-холерический тип личности.

6 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-2

1-0

3-2

1-0

7-3

2-0

5-2

2-0

23-0

12-1

11-2

14-2

15-2

4-1

29-1

8-0

25-2

20-2

13-2

18-0

17-2

6-1

33-2

10-1

31-1

22-2

19-1

32-1

27-2

16-1

36-2

26-1

37-1

24-1

21-1

34-1

35-2

30-0

38-1

28-2

6

6

8

4

11

3

6

4

Из таблицы видно, что ведущий вид деятельности – флегматическая. У флегматика преобладает спокойное, равное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. При этом лень является признаком интеллекта.

7 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-1

1-0

3-1

1-0

7-1

2-2

5-2

2-2

23-1

12-2

11-2

14-2

15-3

4-2

29-1

8-0

25-1

20-2

13-1

18-1

17-2

6-1

33-1

10-0

31-3

22-1

19-0

32-3

27-2

16-3

36-3

26-0

37-1

24-0

21-1

34-0

35-2

30-1

38-1

28-0

7

5

5

6

10

9

8

2

Из таблицы видно, что ведущий вид деятельности – флегматическая. У флегматика преобладает спокойное, равное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. При этом лень является признаком интеллекта.

8 участник:

1

2

3

4

5

6

7

8

9-2

1-1

3-2

1-1

7-3

2-3

5-1

2-3

23-1

12-2

11-3

14-2

15-2

4-3

29-2

8-1

25-3

20-3

13-0

18-2

17-2

6-1

33-2

10-0

31-2

22-1

19-3

32-3

27-2

16-3

36-2

26-1

37-1

24-1

21-0

34-1

35-2

30-1

38-0

28-1

9

8

8

9

11

11

7

6

Ведущий тип личности – флегматический и сангвинический.

Заключение.

Психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Ведь для того чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей нужно обладать обьективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если использовать методы научной психодиагностики. Почему типовые педагогические методы иногда не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот вопрос нельзя дать ответ, если не учитывать своеобразия индивидуальных психологических особенностей конкретного ребенка, его развития, конкретных жизненных обстоятельств. Обьективность этих сведений зависит от того, насколько обьективными, научнообоснованними методами получены эти сведения. Опытный педагог в ходе повседневной работы с детьми умеет приблизительно определить эти особенности. Но и ему, а тем более, начинающему педагогу сегодня не обойтись без помощи педагога- психолога или практического психолога образования.

Более чем вековое развитие психодиагностики, выступавшей на Западе в обличье психологического тестирования, а позднее — психологической оценки, происходило, как правило, вне методологического осмысления этой области психологической науки. Долгое время господствовали в психологическом тестировании эмпиризма и позитивизма не только способствовали формированию взглядов на его узко прикладной характер, но и разделению теории и практики психологических измерений, обособлению дифференциальной психологии, претендующей на роль науки об индивидуально-психологических различиях. Большое методологическое значение для развития собственно психодиагностики имеет выделение и раскрытие специфики психодиагностического метода, который, наряду с традиционными для психологии не экспериментальным и экспериментальным исследовательскими методами, логично завершает формирование представлений о системе исследовательско-измерительного аппарата современной психологии и его структуре.

Несмотря на то, что психодиагностика основывается не только на измерении, но и на оценке, важнейшим ее инструментом был и остается тест. Многочисленные попытки создания так называемых обьективных тестов нередко приводят к оппозиции обьективного и психологического описания личности, отрицанию субьективности как реальности, способствует укреплению широко распространенного заблуждения в том, что физиологические показатели — единственный источник обьективной информации о субьективных явлениях.

Одной из важнейших проблем психодиагностики можно назвать преодоление разрыва между индивидуально-психологическим и социально-психологическим описанием личности.

Так или иначе, психологическая диагностика затрагивает внутренний мир личности, а поэтому большое значение приобретают этические аспекты работы диагноста, в наших условиях все еще остающиеся благими пожеланиями, выполнение или невыполнение которых остается личным делом психолога.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-psihodiagnostike/

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998.

  2. Акимова М.К. Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной психодиагностики / М.К. Акимова // 7 Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Перспективы развития культурно-исторической теории». — 2006 .

  3. Акимова М.К. Психологическая диагностика. — М.: Педагогика, 2007. — 182 с.

  4. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

  5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.-Спб.: 2005. – 688с.

  6. Батурин Н.А. Современная психодиагностика в России / Н.А. Батурин, А.С. Науменко // Вестник ЮУрГУ. — 2008.

  7. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. – Спб.: 2006. – 510с.

  8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. – 351с.

  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Издательства: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.

  10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

  11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. — М.: Издательство: Эксмо, 2003. — 512 с.

  12. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс. – Самара: 2007. – 208с.

  13. Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – Спб.: 2003. – 560с.

  14. Маничев, С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии. – 2008.– 128с.

  15. Методология и история психологии: научный журнал / под ред. А.Г. Лидерса. – М.: ООО «Исследовательская группа “Социальные науки”». – 2007. – Т. 2. – 247 с.

  16. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 1998.

  17. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935–2007гг. / А.Я. Анцупов, С.Л. Кандыбович, В.М Крук и др. / ред. А.Я. Анцупов. – М.: Студия «Этника», 2007. – 232 с.

  18. Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал /под ред. М.К. Акимовой – М.: ООО «Исследовательская группа “Социальные науки”». – 2007. – №2. – 136 с.

  19. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1

  20. Романова Е.С. Психодиагностика. – Спб.: 2008. – 400с.

  21. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 1998.

  22. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998.

  23. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей.- М.: 2000. – 128с.

  24. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – Спб.: 2002. – 540с.

Приложения., Приложение 1. Методика определения уровня коммуникабельности человека.

В озможность определить уровень коммуникабельности человека. Три варианта ответов — «да», «иногда» и «нет». Отвечайте быстро, однозначно, записывайте варианты ответов («1 да», «2 нет», «3 иногда» и т. д.).

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас её ожидание из колеи?

  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

    Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор?

  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов:

«да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста.

30— 31 очко.

25—29 очков.

19—24 очков.

14—18 очков.

9 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).

Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.

4— 8 очков.

3 очка и менее.

Приложение 2.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Инструкция

  1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.

  2. Обычно я работаю с большим напряжением.

  3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

  4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

  5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

  6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

  7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

  8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

  9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

  10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

  11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

  12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

  13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.

  14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

  15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

  16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

  17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

  18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

  19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

  20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

  21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

  22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

  23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

  24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

  25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

  26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

  27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

  28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

  29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

  30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.

  31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

  32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

  33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

  34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

  35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

  36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

  37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

  38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

  39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

  40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

  41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

  42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

  43. Мой выбор данного вуза окончателен.

  44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

  45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.

  46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

  47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

  48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

  49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

  50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Обработка и интерпретация результатов, КЛЮЧ к опроснику

Шкала «Приобретение знаний»

— за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла;

— за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.

Максимум – 12,6 балла.

Шкала «Овладение профессией»

— за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл.

Максимум – 10 баллов.

Шкала «Получение диплома»

— за несогласие по п. 11 – 3,5 балла;

— за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.

Максимум – 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Приложение 3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5).

В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Инструкция. Hа каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и записать его обозначение в бланк.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

— Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

— Участвую в большинстве видов деятельности (4)

— Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

— Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

— Живу и существую отдельно от нее (1)

— Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

— Да, очень хотел бы перейти (1)

— Скорее перешел бы, чем остался (2)

— Не вижу никакой разницы (3)

— Скорее всего остался бы в своей группе (4)

— Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

— Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

— Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

— Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

— Хуже, чем в большинстве классов (1)

— Не знаю, трудно сказать (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

— Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

— Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

— Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

— Не знаю. (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

— Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

— Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

— Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

— Не знаю (1)

Обработка результатов и интерпретация

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 балла – выше средней;

7- 11,5 – средняя;

4 – 6,9 – ниже средней;

4 и ниже – низкая.

Приложение 4. Опросник Гекса для определения характерологических особенностей Сигналетический опросник

Данная методика направлена на изучение характерологических особенностей личности. С помощью данной методики можно изучить ряд типов личности и определить преимущественный тип обследуемого (страстно-эмоциональный, щедро-холерический, сентиментально-чувственный, нервный, флегматический, сангвинический/реалистический, апатический, аморфный).

За основу данных типов взята классификация личностей Ле Санна.

Инструкция.

Опросник

  1. Не можете оставаться спокойным, если вас не замечают, желаете привлекать к себе внимание.

  2. Внутренний мир мало привлекает ваше внимание (эмоции, чувства и т.д.).

  3. Обращаете огромное внимание на свой внутренний мир, ведёте дневник.

  4. Любите «светский» образ жизни, придаёте большое значение условным формулам вежливости.

  5. Говорите мало и очень редко смеётесь.

  6. Очень изворотливы, умеете извлечь пользу из любого дела, найти выход из всякого положения, оппортунист.

  7. Всё поведение подчинено определённым принципам, уважаете расписания и предписания.

  8. Живёте беззаботно, стараетесь взять как можно больше от жизни.

  9. Работаете с большим старанием, упорно преследуя в работе далеко отдалённые цели.

  10. Живёте, не заботясь ни о прошлом, ни о будущем.

  11. Часто и долго раздумываете об уже прошедших событиях и волнует мысль о том, что можно было бы поступить иначе.

  12. Сердечный, щедрый, душа общества, весельчак.

  13. Когда противоречат, становитесь раздражительным и ворчливым.

  14. Испытываете потребность казаться лучше.

  15. Держитесь с достоинством, вас не упрекают за излишнюю официальность, «церемонность», за чувство дистанции.

  16. Легко находите общий язык в отношениях с другими людьми, легко приспосабливаетесь к различным ситуациям.

  17. «Методический» ум, любите порядок во всём, регулярность.

  18. Ищете перемен, развлечений, новой обстановки, встряски.

  19. Любите уединение, боитесь контактов с незнакомыми людьми, страдаете от непонимания окружающих.

  20. Счастливы уже тем, что живёте, верите, что всё равно рано или поздно образуется, оптимист.

  21. Тревожны, нерешительны, робки, легко теряете уверенность в себе, не хватает уверенности в собственных силах.

  22. Быстро принимаете решение, затем тщательно выполняете задуманное.

  23. Обладаете как бы прирождённым авторитетом, темпераментом вожака, руководителя.

  24. Упрекают за то, что берётесь за слишком много дел, и не можете закончить то, что начали.

  25. Очень требовательны как к себе, так и к окружающим.

  26. Упрекают за то, что не всегда следите за собой, ленив.

  27. Благоразумны, осторожны, предусмотрительны, маловосприимчивы к разным влияниям извне, имеете слишком независимый характер.

  28. Очень мягкий характер, легко позволяете руководить собой.

  29. Упрекают за упрямство, обидчивость.

  30. Намеренно циничны, язвительны, полны иронии.

  31. Чувствуете, что привлекают великие дела, трудные начинания.

  32. Питаете интерес к необычному, мистическому, странному.

  33. Очень привязаны к своим привычкам, образу жизни, не совершаете необдуманных поступков.

  34. Упрекают за непостоянство настроения, за некоторую агрессивность, раздражительность, может быть даже враждебность.

  35. Очень терпеливы и упорны в работе.

  36. Прежде всего ищите удобства и покоя.

  37. Склонны к излишествам, крайностям, возможно даже и к безрассудству.

  38. Производите впечатление очень безразличного ко всему и равнодушного человека, который не проявляет явного интереса к окружающим его людям, событиям, вещам.

Обработка результатов и интерпретация

Колонка, которая содержит наибольшее количество баллов, указывает на преимущественный тип испытуемого. В последнюю линию таблицы следует подсчитать общее количество баллов по колонкам и это будет формулой характера испытуемого. Например: 2-3-1-7-2-7-1-5. Основной тип – нервный-реалистический тип.

Ключ

Тип

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

3

1

7

2

5

2

23

12

11

14

15

4

29

8

25

20

13

18

17

6

33

10

31

22

19

32

27

16

36

26

37

24

21

34

35

30

38

28

1-ый тип по таблице – страстно-эмоциональный,

2 тип по таблице – щедро-холерический,

3 тип по таблице – сентиментально-чувственный,

4 тип по таблице – нервный,

5 тип по таблице – флегматический,

6 тип по таблице – сангвинический (реалистический),

7 тип по таблице – апатический (тормозной),

8 тип по таблице – аморфный.