Психологические особенности младшего школьника

Курсовая работа

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, дающее возможность систематического обучения в школе. В первую очередь улучшается работа мозга и нервной системы. По мнению физиологов, к 7 годам кора головного мозга уже в значительной степени созревает. Однако несовершенство регуляторной функции коры головного мозга проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы, характерных для детей этого возраста: младшие школьники легко отвлекаются, не могут долго концентрироваться, возбудимы, эмоциональны. В 7-11 лет ребенок развивается физически относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких достаточно равномерное и пропорциональное. Скелетный аппарат младшего школьника формируется: не завершено окостенение позвоночника, груди, таза, конечностей и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо учитывать и неустанно заботиться о правильной осанке, осанке, походке учеников. Процесс окостенения кисти и пальцев в школьном возрасте полностью не заканчивается, поэтому мелкие и точные движения пальцами и кистью рук трудны и утомительны, особенно для детей первого класса.

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет).

[ Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников.-М.,- Просвещение.

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. В младшем школьном возрасте у некоторых детей наблюдается нерегулярное психофизиологическое развитие. Различия в темпах развития мальчиков и девочек также сохраняются: девочки по-прежнему опережают мальчиков. В связи с этим некоторые авторы приходят к выводу, что на самом деле в младших классах «дети разного возраста сидят на одном стуле: в среднем мальчики моложе девочек на полтора года, даже если этой разницы нет» в возрасте календаря.

16 стр., 7528 слов

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного ...

... сказкотерапия как таковая. В качестве предмета – сказкотерапия в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ... детям родители не читают сказки. Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому ...

Начало обучения в школе приводит к радикальному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь несет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Определите наиболее важные изменения в развитии психики детей в данном возрасте. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, гарантирующим развитие на более позднем возрастном этапе.

Объектом исследования является — младший школьный возраст.

Предмет исследования — психологические особенности школьного возраста.

Целью исследования является изучение психологических особенностей школьного возраста.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Просмотрите литературу по проблеме психологических особенностей младшего школьного возраста.

2. Дать общую характеристику младшего школьного возраста.

3. Определить характеристики познавательной сферы младшего школьного возраста, характеристики мотивационной сферы младшего школьного возраста и личностного развития младшего школьника.

4. Рассмотрим особенности взаимоотношений детей школьного возраста.

Глава 1. Место младшего школьного возраста в периоде детства.

1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, дающее возможность систематического обучения в школе. В первую очередь улучшается работа мозга и нервной системы. По мнению физиологов, к 7 годам кора головного мозга уже в значительной степени созревает. Однако несовершенство регуляторной функции коры головного мозга проявляется в особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы, характерных для детей этого возраста: младшие школьники легко отвлекаются, не могут долго концентрироваться, возбудимы, эмоциональны. В 7-11 лет ребенок развивается физически относительно спокойно и равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких достаточно равномерное и пропорциональное. Скелетный аппарат младшего школьника формируется: не завершено окостенение позвоночника, груди, таза, конечностей и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо учитывать и неустанно заботиться о правильной осанке, осанке, походке учеников. Процесс окостенения кисти и пальцев в школьном возрасте полностью не заканчивается, поэтому мелкие и точные движения пальцами и кистью рук трудны и утомительны, особенно для детей первого класса.

Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 граммов (7 лет) до 1400 граммов (11 лет).

8 стр., 3911 слов

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

... Ваши дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе. Каковы же важные физиологические особенности младшего школьного возраста? Рассмотрим более детально. 1. Глобальная перестройка организма Младший школьный возраст - ...

Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

В младшем школьном возрасте у некоторых детей наблюдается нерегулярное психофизиологическое развитие. Различия в темпах развития мальчиков и девочек также сохраняются: девочки по-прежнему опережают мальчиков. В связи с этим некоторые авторы приходят к выводу, что на самом деле в младших классах «дети разного возраста сидят на одном стуле: в среднем мальчики моложе девочек на полтора года, даже если этой разницы нет» в возрасте календаря.

Начало обучения в школе приводит к радикальному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь несет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Определите наиболее важные изменения в развитии психики детей в данном возрасте. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, гарантирующим развитие на более позднем возрастном этапе.

В младшем школьном возрасте начинает складываться новый вид отношений с окружающими. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, сверстники приобретают для ребенка все большее значение, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксон, возраст от 6 до 12 лет считается периодом систематической передачи ребенку знаний и навыков, приобщения к трудовой жизни и направленного на развитие трудолюбия.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: трансформируются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно вовлекается в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Согласно Л.С. Выготского, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности ставятся перед детьми в основном взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций этого типа — когда ребенок выполняет задание. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих сложностей можно избежать, соблюдая несколько правил при назначении задания детям.

5 стр., 2302 слов

Доклад «Особенности психического развития детей с нарушением ...

... дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти ...

Коломинский Я.Л. считает, что если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. В возрасте от 8 до 11 лет дети видят в друзьях тех, кто помогает им, отвечает на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества, как доброта и внимание, независимость, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере того, как ребенок осваивает школьную реальность, у него вырабатывается система личных взаимоотношений в классе. В его основе лежат прямые эмоциональные отношения, преобладающие над всеми остальными.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выявлены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому сформировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;

2) введение ограничительной цели;

3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;

4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.

Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и дает средства для овладения им.

С первых дней обучения в школе ребенок вовлечен в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. В младшем школьном возрасте это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.

1.2 Особенности познавательной сферы младшего школьника

Говоря о познавательной сфере, мы говорим о познавательных процессах. Начнем с самого простого — ощущения. Возрастные изменения сенсорных функций в младшем школьном возрасте отличаются интенсивной динамикой и неравномерностью показателей разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, тактильной и др. По экспериментальным данным неравномерно, но интенсивно возрастает различительная чувствительность на протяжении всего школьного возраста: так интенсивно увеличивается различительная чувствительность яркости ахроматических объектов, начиная с семи лет. Различительная цветочувствительность увеличивается с десятилетних детей по сравнению с семилетними в среднем на 45%.

Более тонкие отличительные сенсорные навыки обеспечивают переход к более полному и в то же время более дифференцированному восприятию окружающего мира.

Отличительной чертой восприятия от предыдущего этапа развития является его возрастающая произвольность. Ребенок может контролировать свое восприятие, подчиняясь определенной цели. В отличие от дошкольного периода, когда восприятие не было целостным, ребенок постепенно учится наблюдать, то есть прослеживать связи между воспринимаемыми частями, сторонами, характеристиками предметов. Этому способствует определенный уровень развития психических функций, которые сейчас находятся в центре развития, а все психические функции, подчиняющиеся доминирующей линии развития, обогащаются, усложняются и приобретают новые качества. Однако пока трудности восприятия связаны с недостаточной дифференциацией. Дети не совсем точно воспринимают индивидуальные свойства и качества предметов, их внимание теперь направлено на предмет в целом, а его отдельные аспекты как бы не замечаются. Это связано с некоторыми ошибками в чтении и написании слов, когда ребенок путает похожие буквы и целые слова, досадные ошибки в, казалось бы, простых арифметических операциях с числами, которые ребенок хорошо знает. Часто родители и учителя недоумевают по этому поводу и жалуются на особую невнимательность ребенка. Обратите внимание, что эта невнимательность является возрастной особенностью большинства нормально развивающихся детей, что, конечно, связано с неравномерностью и гетеросинхронностью созревания и развития психических функций.

3 стр., 1365 слов

По самообразованию : «Дидактическая игра как средство развития ...

... возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие ...

Восприятие — сложная познавательная деятельность, включающая в себя систему перцептивных действий: обнаружение объекта восприятия, его распознавание, измерение и оценка. Состав перцептивных действий зависит от степени значимости процесса восприятия — это становится доступным с определенным уровнем развития психических функций. Отправной точкой для развития восприятия является возраст двух-трех лет, но наиболее значимым в этом процессе является возраст детского сада и начальной школы. Восприятие младшего школьника очень конкретно, ситуативно. Характерны ошибки пространственного положения: зеркальное отражение, ошибки восприятия времени: дети склонны недооценивать малое и переоценивать большие интервалы.

Средства развития и коррекции восприятия давно разработаны в педагогике и подсказываются логикой развития ребенка. Учитель обращает внимание учеников на детали картины, ведя указкой и называя их, просит найти отличия в нескольких похожих изображениях, учит наиболее полно описывать в рассказе или сочинении особенности явлений или предметов, и т.д.

Память младшего школьника развивается по двум направлениям: произвольность и значимость. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами — воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны намеренно и добровольно заучивать материал, который им не интересен. С каждым годом все больше и больше учений основаны на произвольной памяти.

У младших школьников, как и у дошкольников, хорошая механическая память. Многие из них механически запоминают учебные тексты в младшие школьные годы, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится более сложным и объемным. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно запоминает.

Одна из задач учителя начальных классов — научить детей использовать определенные мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющемуся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений, и воспроизводится.

7 стр., 3132 слов

Слово, речь, развитие речи у ребенка

... речевое понимание. Основной предпосылкой для возникновения и развития речи ребенка является общение с окружающими. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые ...

Память изменяется количественно и качественно. Объем памяти ребенка от первого к четвертому классу в 2 — 3 раза. Но развитие памяти — процесс неравномерный. Расцвет вербальной памяти приходится на 7 — 8 лет, в подростковом возрасте происходит ослабление вербальной памяти. Но пик развития памяти приходится на 30 лет. Сензитивный период для способности к запоминанию приходится на 8 — 10 лет.

Основные характеристики памяти младших школьников:

  • пластичность — пассивное запечатление и быстрое забывание;
  • избирательный характер — лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее;
  • повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения;
  • запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер;
  • дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания;
  • память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение;
  • воспроизведение становится управляемым процессом;
  • сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не формально — логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 6 — 7 лет характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек, смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок. Отражающий его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае при освоении основных школьных дисциплин.

13 стр., 6200 слов

Психофизиология речи и мыслительной деятельности

... внутренней среды организма, а также регулирующие жировой, белковый, углеводный и водно-солевой обмен. В деятельности вегетативной нервной системы гипоталамус играет такую же важную роль, ... Подбугорная область тесно связана с деятельностью гипофиза. В крупных нейронах надзрительного и околожелудочкового ядер гипоталамуса образуются гормоны - вазопрессин и окситоцин. По аксонам гормоны стекают ...

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Школьный возраст — период интенсивного развития интеллекта. На примере школьного обучения особенно хорошо видно, как осуществляется психическое развитие через усвоение, интериоризацию культурного опыта, накопленного в процессе развития человеческого общества. Учебная деятельность требует от школьника постепенного овладения научными понятиями. Именно через научно-понятийный аппарат осуществляется усвоение знаний, накопленных поколениями, их систематизация. Через формирование понятийного мышления осуществляется не только овладение знаниями, расширение объема памяти, происходит активное развитие всей когнитивной сферы, регуляторной, развиваются способности — общие и специальные. В дошкольном возрасте ребенок уже владеет некоторыми понятиями, способен к их образованию. Младший школьник тоже широко использует бытовые понятия, которыми он привык оперировать в дошкольном детстве и которые продолжают появляться в его словаре. Поскольку процесс познания окружающего мира не замыкается на школьном обучении, ребенок по-прежнему включен в общение со сверстниками, в игровую деятельность, эти формы активности тоже вносят свой вклад в развитие, в том числе и обогащение, словаря и особенностей мышления.

Понятийное мышление формируется постепенно через обучение, опыт, овладение функциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения при абстрагировании от второстепенных свойств, признаков и функций явлений и объектов. Опора на яркие, внешние, очевидные свойства и функции объекта обусловливает типичные ошибки и трудности детей в первые годы обучения. Дети склонны путать форму и содержание, величину и качество. Младшему школьнику трудно оперировать буквенным обозначением чисел, непросто отвлечься от значения слова, определяя его как часть речи. Эти и другие особенности обусловлены возрастным развитие когнитивных функций. Эти трудности должны учитываться при построении учебных курсов с учетом возрастной логики постепенного и поэтапного формирование понятий. Освоение понятийных форм мышления — это процесс, который хорошо реализуется в классическом обучении и в системах так называемого развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.

У младшего школьника появляется гибкость мышления — важное условие для успешного обучения, для формирования дивергентного (наиболее эффективного0 способа познания. Гибкость мышления — это подход к задаче как к проблеме, в результате такого подхода осуществляется варьирование различных способов действия, способов решения. Гибкость мышления способствует легкости перестройки знаний, навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями. Гибкость мышления способствует возникновению способности к переключению от одного способа действия к другому. Гибкость тесно связана с различными мыслительными операциями, такими как анализ. Синтез, абстрагирование, обобщение. Это одно из проявлений свойств обучаемости вообще, поскольку является составной частью общих способностей, это часть когнитивного стиля деятельности. Общее умственное развитие человека тоже зависит от обучаемости, оно должно, как правило, опережать обучаемость.

7 стр., 3047 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития

... когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота); слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью. Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет ...

Первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности — ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления).

При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объяснится с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний — от 3000 до 7000 слов.

Особенность развития на данном этапе состоит в том, что речь становится не только средством общения, но и объектом познания. Чтобы у ребенка успешно происходило развитие речи, необходимы следующие умения:

  • тонко различать звуки в словах — фонематический слух;
  • соотнести звук со знаком и самостоятельно изобразить этот звук;
  • произнести все звуки слитно, то есть звуки должны образовывать слово;
  • понимать смысл слова.

Эти умения формируются еще в дошкольном периоде.

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную — общение, и информационную — сообщение.

Эти функции формируются одна через другую и постоянно взаимодействуют: «формулируясь», мысль «формируется». С.Л. Рубинштейн указывал, что учить детей формулировать — значит тренировать потребность в общении, которая выступает в качестве одного из компонентов коммуникативного потенциала личности.

Потребность в общении в младшем школьном возрасте выступает на первый план и поэтому определяет развитие речи. Этому способствуют новые специальные формы развития ребенка: слушание, беседы, споры, рассуждения.

Возникает своеобразная внутренняя речь. Внутренняя речь — это не эгоцентрическая речь. Внутренняя речь связана с процессом мышления. Переход от эгоцентрической речи дошкольника осуществляется в семилетнем возрасте. В младшем школьном возрасте речь присутствует как речь внутренняя по функции и внешняя по строению. До девяти лет ребенок проговаривает все, что делает.

Внешняя речь — письменная и устная — тоже находится в процессе интенсивного развития. Наличие ситуативной и контекстной речи у младших школьников — это норма развития. Задача развития речи здесь состоит в обучении связанности как составляющему компоненту внешней речи. Необходимо держать во внимании обучение адекватности речевого оформления говорящего или пишущего школьника для обеспечения понятности для слушателя или читателя. Необходимо развивать контекстную речь как наиболее высокий компонент речевой деятельности.

4 стр., 1782 слов

Роль игры и игрушки в развитии речи детей

... образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка с взрослым человеком. Начиная с 1 года с малышами можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ...

Шести — семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи — той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику. Именно контекстная речь — показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка.

Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии — произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и др. Работа над орфографической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребенка в общем развитии речи.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может выполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание. Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов, выражением своих мыслей.

Воображение младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности и связано с развитием памяти и мышления. Большинство сведений, сообщаемых детям в школе, имеет вербальную форму, поэтому вербальное мышление и речь оказывают огромное влияние на содержание развития всех психических функций, в том числе и воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями — иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Ж. Пиаже считает, что гибкое, способное на предвосхищение воображение может реально помогать операциональному мышлению, даже необходимо ему. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. У младших школьников, так же как и у дошкольников, мы можем наблюдать большую вариантность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие — фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно разделить детей на реалистов и фантазеров. Специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки. Черти, водяные, лешие, колдуны, феи, принцессы и многие другие персонажи народного творчества, существа, созданные индивидуальной фантазией, наряду с совершенно реалистическими изображениями людей определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативного социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

Внимание — особый психический процесс, без которого невозможно себе представить обучение. В младшем школьном возрасте некоторое время еще сохраняются черты внимания дошкольника: объем внимания узок, устойчивость невысока, в целом внимание первоклассника рассеянно, что обусловлено возрастными особенностями созревания ВНД.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести — семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учитель привлекает внимание ребенка к учебному материалу, удерживает его специальными педагогическими приемами, переключает с одного вида деятельности на другой, задавая эталон для самостоятельного овладения вниманием.

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Итак, умственное развитие ребенка, посещающего школу, качественно меняется благодаря требованиям, предъявляемым учебной деятельностью Ребенок теперь вынужден входить в реальность образно-знаковых систем и в реальность предметного мира через постоянное погружение в ситуации решения разнообразных учебных и жизненных задач. Перечислим основные задачи, которые решаются в младшем школьном возрасте:

  • проникновение в тайны лингвистического, синтаксического и др. строения языка;
  • усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей;
  • решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира;
  • развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;
  • развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

1.3 Особенности мотивационной сферы младшего школьника

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1976-с.55] Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность. Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью. Структура мотивов состоит в том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие — подчиненными. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. В классе мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика — залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком — в зависимости от семейных традиций.

К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п. Но если ради получения высокой отметки или похвалы ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.

Познавательные мотивы занимают второе место в структуре мотивов младшего школьника. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, единицы.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, неосновным дисциплинам (физкультура, пение).

Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, — русский язык и математика — редко вызывают познавательный интерес.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности добиваться наилучших учебных результатов.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудач. Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, — недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять и т. д.).

Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки, а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д.

Также в структуре мотивов следует выделить такие мотивы, как мотив общения, моральные мотивы, мотив самовоспитания.

Итак, практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, а следовательно могут поменяться мотивы.

1.4 Личностное становление младшего школьника. Структура самосознания

Развитие личности, которое началось в дошкольном возрасте в связи со сложившейся иерархией мотивов, зарождением Я — концепции, самооценки, продолжается в младшем школьном возрасте. Только теперь условия для развития личности принципиально иные. Ребенок приобщен к общественно — значимой системе отношений, включен в другую систему деятельности — учебную. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к структуре самосознания по В.С Мухиной и обсудим его звенья.

Имя. Развиваясь в благоприятных условиях, дошкольник чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное обращение к себе.

С поступлением в школу ребенок обращает внимание на то, как реагируют одноклассники на его домашнее имя. И если он видит иронию, насмешку, то стремится изменить возникающие ситуацию, связанную с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно следует считаться.Именно в школе, в процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою симпатию ребенок стремится выразить таким же образом — он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

Фамилия. Поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе — учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии. Фамилия — это наследованное семейное наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя.

Внешний образ. Особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развивается мимика и пантомимика.Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развивать конституционально. В 8-9 лет лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия. Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он легко контролирует мимические мышцы бровей, глаз, щек, он управляет своими губами. Младший школьник упражняется в гримасничанье.

К концу детства лицо ребенка приобретает выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок.

Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей от 6 до 11 лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных движений и действий, как это происходило в первые 6 лет.

Образ тела — сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Очень важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей культуры, своего этноса.

Среди проблем телесного развития выделяют: двигательный контроль (регулирование внешние экспрессивные действия), дифференциацию действий (специализация левой и правой руки), систему скоординированных движений, направленная на достижение результата, телесную конституцию (телосложение ребенка).

Специальное внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. Уроки физической культуры требуют от ребенка владения своим телом. Для этого разрабатываются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные виды занятий (гимнастика, плавание и т. д.).

Названные виды занятий являются не только средством физического развития, но и умственного и духовного формирования личности.

Притязание на признание со стороны взрослых. Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям. Он несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Ребенок имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок что-то натворит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослыми, но и своими положительными качествами (смелость, правдивостью, готовностью поделиться с другими и др.), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и др.), которые он сам оценивает как недостойные.

Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения — старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.

Половая идентификация. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.

Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилит, забить гвоздь и т.д. Мальчики стараются вести себя как мужчины.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Девочки стремятся вести себя, как свойственно женщинам.

В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, сто они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. Младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

Психологическое время личности.

Суждения ребенка младшего школьного возраста о своем прошлом, настоящем и будущем еще достаточно примитивны. Обычно реально ребенок этого возраста живет сегодняшним днем и ближайшим будущим.

Далекое будущее для младшего школьного возраста в целом абстрактно, хотя, когда ему рисуют радужную картину его будущих успехов, он сияет от удовольствия.

Основной интерес детей направлен в будущее, на возраст активной деятельности и наивысшей социальной значимости. Подавляющее число мальчиков хочет активно трудиться, иметь профессию; девочек, кроме этого, интересует создание своей собственной семьи.

Социальное пространство личности. Младший школьник имеет свои права и обязанности, которыми и определяется социальное пространство личности. Ребенок реально еще не знает своих прав, тем более не может их отстаивать.

В обыденной жизни ребенок пользуется правом на еду, сон, прогулки, игры и развлечения и многое другое. Он любит своих близких, особенно маму и папу, и это тоже его право — иметь и любить своих родителей. Он имеет и другие привязанности и отстаивает свое право на симпатию к конкретному ребенку.

Взрослые постоянно напоминают ребенку его обязанности. Младший школьник обязан быть послушным, воспитанным ребенком. Он должен осознавать свои человеческие обязанности перед другими людьми и перед самим собой.

Развитие чувств. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности.

Осваивая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации к книжкам и ориентируясь на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально — ценностному отношению к окружающему миру. Чем больше узнает младший школьник об окружающем мире, тем более разнообразными и сложными становятся его чувства.

У ребенка формируется чувство ответственности, которое представляет собой способность понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам.

Чувство сопереживания — это переживание чего — либо вместе с другим, разделение чьих — либо переживаний.

Глава 2. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста

2.1 Специфика общения младшего школьника со взрослыми

Развитие ребёнка происходит в форме присвоения общественно исторического опыта человечества, что возможно только в общении ребёнка с взрослым человеком (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Поэтому общение со взрослым является необходимым условием психического развития детей. Советские психологи, занимающиеся разработкой различных аспектов проблемы общения (А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Д.Б. Эльконин и др.) едины в своём понимании сущности общения, признании связи общения и деятельности. В то же время характер связи общения и деятельности понимается различными психологами неодинаково (А.Н.Леонтьев, 1974, Б.Ф.Ломов, 1975 и др.).

Общение рассматривается нами как деятельность, в процессе которой осуществляется удовлетворение потребности в познании самого себя и других людей (М.И. Лисина).

Анализ психологических исследований по вопросам возрастных закономерностей формирования личности, показывает, что общение со взрослыми оказывает специфическое воздействие на личность на каждом из этапов её развития (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Особенности этого процесса определяются своеобразным для каждого возраста отношением между ребёнком и средой, обозначенным как социальная ситуация развития данного этапа (Л.С. Выготский).

Изучая генезис различных типов общения со взрослыми в дошкольном возрасте, исследователи (М.И. Лисина, А.В. Запорожец, С.В. Корницкая) пришли к выводу, что содержание потребности в общении со взрослыми детерминируется ведущей деятельностью детей. Психологи установили непосредственную связь между познавательной потребностью по отношению к данному лицу и потребностью в эмоциональном контакте. Уже на первоначальных этапах развития ребёнка, в общении со взрослыми формируется потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним. Особенность социальной ситуации развития младших школьников заключается прежде всего в том, что ребёнок включается в учебную деятельность. Через учебную деятельность опосредуется вся система отношений ребёнка со взрослыми, вплоть до личностного общения (Д.Б. Эльконин).

Ряд авторов указывает на то, что изменение позиции ребёнка в связи с поступлением в школу влечёт за собой обогащение жизненного опыта, многообразие отношений, стремление найти для себя определённое место среди сверстников (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.В. Дубровина).

В младшем школьном возрасте общение со взрослыми, прежде всего с учителем, приобретает особое значение, так как именно в этот возрастной период у детей формируется социальная позиция школьника, включающая в себя не только готовность к усвоению знаний, но и готовность к тому новому образу жизни, к тому новому отношению к взрослым и сверстникам, к своей деятельности, которые связаны с переходом к школьному обучению (Л.И. Божович).

Психологами отмечается, что с поступлением ребенка в школу у него возникает ряд трудностей и противоречий, прежде всего связанных с наличием желания учиться и неумением этого делать (Л.С. Славина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина).

Насколько успешно взрослый сумеет научить ребенка выполнять новую для него деятельность, настолько укрепится интерес ученика к учению и сформируется определённая положительная мотивация учения. Последнее особенно важно, так как развитие личности младшего школьника во многом определяется направленностью мотивов учебной деятельности. Одной из характерных особенностей развития общения в младшем школьном возрасте является интенсивный характер потребности детей в общении со взрослыми. Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические).