м Федеральных государственных стандартов, мы остановимся более подробно.
Одним из исходных принципов построения коррекционного обучения согласно современным требованиям государственного стандарта является принцип комплексности, учёт которого предполагается при разработке технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [17].
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, родителей.
Понимая актуальность данной проблемы, необходимо пересмотреть разработанные технологии комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в группе для детей с ОНР представленные в Региональных комплексных коррекционных Программах по преодолению ОНР у детей 3 — 7 лет.
Так как коррекционная работа в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется с учётом примерной обязательной основной общеобразовательной программы, то при составлении учебных планов для данной категории детей важно учесть требования современной программы ДОУ, рекомендованной для детей с нормой речи.
Помимо этого, учитывая современные требования санитарно-эпидемиологических норм, которые можно сократить для детей с ОНР в существующих на данный момент технологиях во всех возрастных группах: средняя — до 11, старшая — до 13, подготовительная — до 14 [22].
Хотелось бы остановиться на вопросе определения объёма недельной образовательной нагрузки. К сожалению, выдержать данные нормативы для логопедических групп невозможно без перевода некоторых занятий во вторую половину дня, и чем старше дети, тем более остро встаёт проблема перегрузки детей, так как количество групповых коррекционных занятий увеличивается. К сожалению, на сегодняшний день, нет нормативных документов, регламентирующих недельную нагрузку коррекционных групп в полном соответствии с нормами СанПина. На практике каждое учреждение само вынуждено решать, каким видом НОД оно «будет жертвовать» ради соблюдения норм.
Учитывая основную цель специального обучения в группах для детей с ОНР — устранение, компенсация имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием, предупреждение возникновения нарушений письма и чтения, стоит предпринять попытку разработки основных направлений коррекционной работы с учётом клинического заключения воспитанников. Основываясь на знаниях об основных механизмах алалии и дизартрии, можно говорить о том, что групповые занятия для детей с ОНР у рассмотренных категорий детей не требуют своего пересмотра, однако направления коррекционной работы подгрупповых занятий будут различны, исходя из структуры дефекта:
Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста ...
... работы «Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста (от 2 до 3 лет) с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения». Цель исследования: изучение методов диагностики и раннего коррекционного воздействия ... в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, и, в-третьих, правильно определить пути коррекционного воздействия. Речевой ...
Для детей с дизартрией акцент делается на [17]:
- Фонематическое восприятие, анализ и синтез.
- Интонационно-ритмическую и слоговую структуру слова.
Для этой категории детей в системе коррекционно-педагогического сопровождения предусмотрены занятия с музыкальным руководителем по логоритмике, специально организованные занятия по развитию слухового внимания, восприятия и памяти, развитию чувства ритма, ЛФК, массаж. Рекомендованы занятия с психологом по развитию эмоционально-волевой сферы.
Для детей с алалией:
- Словарь и словообразование.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
Для данной группы детей в системе комплексного коррекционного сопровождения рекомендованы занятия с психологом по развитию сенсорной сферы, для части детей необходимы коррекционные занятия, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Учитывая современные исследования отечественных логопедов в области словообразования, грамматического строя речи и связной речи у детей с дизартрией, выраженной в различной степени, которые указывают на наличие специфических ошибок у данной категории детей на лексико-грамматическом уровне, а также на уровне связного высказывания, предполагается работа на лексико-грамматическом уровне для детей этой категории необходимой (с учётом педагогического заключения), однако рекомендуется специалистам при построении коррекционно-логопедической работы учитывать не только педагогическое заключение, но и различные механизмы, а, следовательно, и проявления указанных речевых нарушений.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с минимальными проявлениями алалии и дизартрии наличие специально организованной групповой и подгрупповой деятельности в виде занятий в кабинете логопеда имеют большое значение, так как специально организованные занятия готовят детей к постепенному переходу от игровой к учебной деятельности, а также позволяют каждому ребёнку осваивать материал с учётом индивидуальных особенностей. Работа в индивидуальных тетрадях, разработанная нами в виде комплекта к комплексной коррекционной программе, помогает детям закрепить полученные знания на логопедических занятиях, а педагогу дают возможность разнообразить коррекционный процесс, преподнести учебный материал дошкольникам в более доступной форме [22].
Особое внимание при преодолении ОНР у детей с минимальными проявлениями алалии и дизартрии уделяется профилактике нарушений письма и чтения. Целенаправленная и регулярная работа в прописях с постепенным усложнением материала наряду с другими упражнениями, направленными на развитие зрительного и пространственного восприятия, играет неоспоримую роль для предупреждения одной их форм дисграфии — оптической, которая часто встречается у детей рассматриваемых нами категорий.
Успех коррекции минимальных проявлений алалии и дизартрии в группах для детей с ОНР, безусловно, зависит от правильно и грамотно организованного коррекционно-педагогического сопровождения, однако роль родителей, как неотъемлемых участников комплексного сопровождения неоспорима.
«Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного ...
... искусств в эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т.С.Комаровой. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость вышеперечисленных работ, проблема целенаправленного музыкально- эстетического воспитания детей старшего ...
Пересмотр и обновление содержания технологий комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с минимальными проявлениями алалии и дизартрии создал необходимость внесения изменений в планы взаимосвязи с родителями. Важно дополнить эту работу мероприятиями, где родители вместо пассивных слушателей (лекции, консультирование, родительский всеобуч и т.п.) могут быть активными участниками (родительская лаборатория, родительский клуб, педагогическая гостиная, совместные выпуски речевых газет и подготовки к досугам и развлечениям и т.д.).
Вывод: таким образом, построение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает соблюдение дифференцированного подхода к коррекционному обучению с учётом механизмов нарушения и структуры дефекта.
Преодоление имеющегося речевого нарушения, или в случае невозможности его частичная коррекция, как сказано в основных ФГТ, должны создать условия для максимальной социализации ребёнка в условиях детства.
2.1 Исследовательская база и организация исследования
Данная работа проходила в соответствии с этапами научного исследования:
1 этап. Выбор темы и обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета исследования. Постановка цели и конкретных задач исследования. Изучение специальной психолого-педагогической литературы.
2 этап. Проведение собственно-экспериментальной работы с детьми по специально подобранным методикам.
3 этап. Качественная и количественная обработка полученных данных, их обобщение, формулирование выводов и заключения. Написание рекомендаций по результатам проделанной работы.
В эксперименте принимало участие 28 детей — 14 детей с нарушением речи (7 в контрольной и 7 в экспериментальной группе) и 14 детей в состоянии нормы (7 в контрольной и 7 в экспериментальной группе).
Вначале с каждым испытуемым было проведено по одному констатирующему эксперименту с целью выявления исходного состояния детей ОНР.
Для определения исходного состояния детей мы подобрали соответствующие методики изучения этих компонентов.
1. Способность воспроизводить ритмический рисунок (методика Дубровиной Т. И.).
2. Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого).
3. Умение дифференцировать звуки речи на слух (методика Ильиной М. Н.).
4. Способность ориентироваться в схеме тела (Фотекова Т. А.).
5. Способность ориентироваться на листе бумаги (методика Филипповой С. О.).
6. Графические умения (методика Нижегородцевой Н. В.).
На основе этих методик мы выделили три уровня развития детей, которые соответствуют бальной системе. Данная система была определена нами путем арифметических подсчетов и выведения предела баллов каждого из трех состояний.
«Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного ...
... детей II группы. Для детей I группы целесообразно конечную температуру воздуха и воды при закаливании рекомендовать на 2-4°С ниже. Для детей III группы ... для реализации потребности детей в двигательной активности. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии ... в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова ...
15 — 21 балл — хорошее развитие;
8 — 14 баллов — недостаточное развитие;
5 — 7 баллов — плохое развитие.
15 -21 балл соответствует следующим характеристикам:
1. умение точно воспроизводить ритмический рисунок;
2. умение точно переключаться с одной кинетической позы руки на другую;
3. умение дифференцировать все звуки речи;
4. умение ориентироваться в собственном теле;
5. умение ориентироваться на листе бумаги;
6. умение выполнять графический рисунок в соответствии с образцом.
8 — 14 баллов включают в себя:
1. недостаточно точно воспроизводит ритмический рисунок;
2. неточное переключение с одной кинетической позы руки на другую;
3. наблюдается нарушение дифференциации двух групп звуков;
4. недостаточное умение ориентироваться в собственном теле;
5. неточное умение ориентироваться на листе бумаги;
6. некоторые трудности при выполнении графического рисунка.
5 -7 баллов включают в себя:
1. большое количество ошибок при воспроизведении ритмического рисунка;
2. плохая переключаемость с одной кинетической позы руки на другую (или вообще ее отсутствие);
3. наблюдается нарушение дифференциации трех и более фонетических групп;
4. умения ориентироваться в собственном теле и на листе бумаги развиты очень слабо (или вообще отсутствуют);
5. большие трудности при выполнении графического рисунка.
2.2 Изучение исходного состояния детей
Цель констатирующего эксперимента — выявить исходное состояние.
Исследование ритма (Т.И. Дубровина)
Цель — исследовать ритмическую способность.
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.
Примечание: если задание выполнено, верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают.
Простые ритмы — II I, I II, II I I, I I II, I III
Сложные ритмы — III I I, I II II, I III I, II III I.
Критерии оценок:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнены только простые ритмы;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Даже простые ритмы вызывали у некоторых детей экспериментальной и контрольной групп с ОНР затруднения (Андрей А., Саша М.), т.к. ребята были не внимательны, отвлекались на посторонние предметы. Сумбат А., Оля К., Ваня Х., Даниил М. воспроизвели практически все простые ритмы, за исключением одного-двух последних. Только Ярослав правильно воспроизвел все простые ритмы. Со второй серией заданий (воспроизведение сложных ритмов) не справился ни один ребенок. Наблюдалось нарушение последовательности ритмических элементов, опускались составные части ритмического рисунка. Общий балл всей группы равен 11 (52%), при максимальном количестве 21 балл (100%).
Основные правила перевозок групп детей в железнодорожном транспорте
... Требования к организации перевозок железнодорожным транспортом детских коллективов Организаторы коллективного отдыха детей в пункте отправления: Формируют группы из детей в возрасте: от 7 ... человек. В пассажирском поезде одновременно могут перевозиться несколько организованных групп детей. Для сопровождения организованных групп детей назначают воспитателей, преподавателей или родителей из расчета 1 ...
В обеих группах детей в состоянии нормы почти все дети полностью справились с обоими заданиями.
Исследование кинетической основы движений руки (Тест Озерецкого)
Цель — исследовать кинетическую основу движений руки.
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».
Примечание: экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Критерии оценок:
3 балла — правильное воспроизведении с одной-двух попыток после первой демонстрации;
2 балла — правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки;
1 балл — правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй и более попыток.
Всем детям с ОНР нелегко было после первой демонстрации запомнить последовательность показанных действий, а затем воспроизвести их. Только 4 человека из 7 в экспериментальной группе (и столько же в контрольной) правильно воспроизвели показанные действия после двух демонстраций (Оля К., Ваня Х., Ярослав П., Даниил М.), остальные воспроизводили действия после трех и более демонстраций. Также наблюдались трудности переключения с одной позы на другую. Общий балл экспериментальной группы равен 11 (52%), при максимальном количестве 21 балл (100%).
Дифференциация звуков на слух. (М.Н. Ильина)
Цель — исследовать умение дифференцировать звуки на слух.
Содержание. Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова МИШКА и МИСКА, он может различить только при условии четкой дифференциации звуков [с] и [ш], поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
1. картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает;
2. картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд;
3. нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги).
Критерии оценок:
3 балла — ребенок различает на слух все группы звуков;
2 балла — нарушена дифференциация 1-2 групп звуков;
1 балл — нарушена дифференциация трех и более фонетических групп.
У одного ребенка экспериментальной группы с ОНР (Сумбат А.) наблюдается нарушение дифференциации трех фонетических групп звуков, у остальных (Оля К., Андрей А., Саша М., Ваня Х., Ярослав П., Даниил М) — нарушение дифференциации двух фонетических групп. Общий балл группы — 13 (62%), при максимальном количестве 21 балл (100%).
В контрольной группе у детей с ОНР получены аналогичные результаты. В обеих группах детей в состоянии нормы почти все полностью справились с заданиями.
Исследование пространственной ориентировки в схеме тела (Т.А. Фотекова)
Цель — исследовать состояние пространственной ориентировки в схеме тела.
«Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ...
... изложенные в книге Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями начали со сбора ... дети увидели медведев, воронов»).1 Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными __________________________________________________________ 1.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: ...
Инструкция: «Подними левую руку — покажи правый глаз, левую ногу. Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо и т.д.; покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценок:
3 баллов — выполнено оба задания;
2 балла — выполнена только первая инструкция;
1 балла — не выполнено ни одно задание.
Только четыре экспериментальной группы детей с ОНР (Сумбат А., Ваня Х., Ярослав П., Даниил М. выполнили односложную инструкции («покажи левый глаз», «подними правую руку»), остальные (Оля К., Андрей А., Саша М.) — терялись в догадках, где у них право, где лево. Двусложная инструкция для данной группы дошкольников оказалась невыполнимой.
Все 100% старших дошкольников с общим недоразвитие речи обеих групп не смогли правильно выполнить двусложную инструкцию типа «возьмись левой рукой за правое ухо», «покажи правой рукой левый глаз». Общий балл всей группы равен 11 (52%), при максимальном количестве 21 балл (100%).
Все дети в состоянии нормы полностью справились с предложенными заданиями.
Исследование пространственных представлений на листе бумаги (С.О.Филлипова)
ель — исследовать состояние пространственных представлений на листе бумаги.
Содержание. В левой половине листа бумаги нарисованы десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать десять точек, повторяя их расположение на образце.
Критерии оценок:
3 балла (высокий уровень) — точное повторение расположения точек, повторение и сохранение масштаба рисунка;
2 балла (средний уровень) — небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба;
1 балл (низкий уровень) — форма пятиугольника не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату).
Два человека из группы испытуемых экспериментальной группы с ОНР смогли передать форму пятиугольника (Ярослав П., Даниил М.), у остальных это был либо круг (СумбатА., Андреев А., Саша М.), либо овал (Оля К.), либо квадрат (Ваня Х.).
Практически во всех рисунках дети обеих групп с ОНР нарушали передачу количества точек и расстояния между ними. Уменьшение масштаба (раза в 3) наблюдалось у Саши М. Общий балл группы соответствует 9 (43%), при максимальном количестве 21 балл (100%).
В обеих группах в состоянии нормы только двое детей частично не справились с заданием.
Исследование графического навыка (Н.В. Нижегородцева)
Цель — исследовать состояние развития графического навыка.
Содержание. Ребенку дают лист бумаги в клеточку, на котором пишут с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких и.т.д., и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Анализ результатов теста проводится по 6 параметрам.
Критерии оценок:
6 — 5 баллов — графические навыки у ребенка сформированы хорошо;
3 — 4 балла — некоторые трудности в выполнении графических движений;
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ...
... формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности; - Проанализировать взаимоотношения дошкольников в процессе игровой деятельности. Основная часть. 1. Формирование взаимоотношений у дошкольников. Изучению взаимоотношений в группе ... доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше ...
2 — 0 баллов — графические навыки развиты слабо, возможны трудности.
Из возможных 6-5 баллов, только один испытуемый экспериментальной группы с ОНР (Даниил М.) из всех набрал за это задание больше баллов (2 балла).
Еще один (Ярослав П.) — набрал 1 балл, а остальные четыре человека не набрали ни одного балла (Сумбат А., Оля К., Андрей А., Саша М.).
Задание вызвало большие трудности у дошкольников. Дети держали неправильно карандаш, постоянно левой рукой сдвигали лист с места, не могли регулировать нажим карандаша, не могли контролировать движения карандаша по строке. Общий балл экспериментальной группы составляет 4 балла (13-11%), при максимальном количестве баллов 30-35 (100%).
Максимальное количество баллов в группах детей в состоянии нормы — в контрольной 30 баллов, в экспериментальной — 32 балла.
Качественный анализ показал, что наибольшие трудности у испытуемых с ОНР вызвали методики «Пространственная ориентировка», «Десять точек», «Графический рисунок». Это говорит о том, что у данного контингента детей недостаточно сформирована пространственная ориентация как в собственном теле, так и на листе бумаги, зрительно-моторная координация, графические навыки, а также недостаточно развита фонематическая система со всеми ее составляющими.
Количественный анализ. В методике «Ритмы» 57% старших дошкольников с общим недоразвитием речи воспроизвели только простые ритмы, остальные 43% воспроизводили неверно даже простые ритмы. Показанные движения рукой в методике «Кулак-ребро-ладонь» воспроизвели 57% испытуемых после двух демонстраций, остальные воспроизводили действия после трех и более демонстраций. У 86% старших дошкольников нарушена дифференциация одной или двух фонетических групп звуков, у 14% — трех фонетических групп. 57% ребят справились с односложной инструкцией, связанной с пространственной ориентировкой в собственном теле, остальные 43% не справились и с ней. 71% старших дошкольников с общим недоразвитием речи не справился с методикой «Десять точек», 29% — справились, но с небольшими нарушениями. С методикой «Графический рисунок» не справились 57% старших дошкольников с общим недоразвитие речи, 43% — выполнили лишь некоторые элементы задания.
2.3 Результаты констатирующего эксперимента
Таким образом, наблюдаем следующую картину: 43% старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют недостаточную развитость (Ваня Х., Ярослав П., Даниил М.), 57% — развиты совсем плохо (Сумбат А., Андрей А., Саша М., Оля К.).
Диаграмма 1. Сводная диаграмма
Выводы: таким образом, результаты обследования старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаружили у них недостаточную сформированность пространственной ориентации (в собственном теле и на листе бумаги), чувства ритма, кинетической основы движений руки, фонематической системы, графических навыков и зрительно-моторной координации. Развитие всех этих составляющих будет благоприятно способствовать овладению процессами чтения и письма.
Ознакомление с уровнями, принципами подхода и содержанием коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи. Выявление особенностей грамматического строя речи и психолого-педагогической характеристики дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста ...
... состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2]. Цель исследования Объект исследования – лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования Гипотеза : у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ...
курсовая работа