«Оригами как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»

Содержание скрыть

Введение, Актуальность исследования:

Развитость навыков мелкой моторики руки имеет огромное значение для психического и общего физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного периода. Развитие мелкой моторики во многом определяет владение дошкольника родным языком, развитие первоначальных навыков письма, овладение трудовых, конструктивных, изобразительных умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр.

Мелкая (тонкая) моторика — это точные, высокодифференцированные движения, преимущественно небольшой силы и амплитуды, в которых задействованы мелкие мышцы.

Тактильный контакт с материалами различной фактуры, биманипулярные движения рук, функциональное дифференцирование визуальной системы формирует у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять четкие, мелкие, точные, дифференцированные движения. Разработка мелких, точных движений необходима ребенку потому что; мелкая моторика пальцев развивает речь и мозг, его способность анализировать, контролировать, повелевать.

Проблемой развития мелкой моторики занимались такие авторы как: М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер. Вопросами развития и совершенствования мелкой моторики именно посредством оригами, занимались такие авторы как С. Ю. Афонькин и Е. А. Афонькина.

Одним из положительных показателей готовности ребенка к школе является высокий уровень развития мелкой моторики. С высоким уровнем развития мелкой моторики, ребенок будет успешен в процессе обучения в школе. Этот факт подтверждают исследования Куцаковой Л.В., Афонькина С.Ю., Тарабариной Т.И., Шумакова Ю.В., Шумаковой Е.Р., Косминской В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С., Комаровой Т.С. и др.

Отечественные и зарубежные педагоги Кемпбел М, Харбин Р, Кеннвей Э, Листар Д, отмечают высокие достоинства техники «Оригами» при развитии определенных навыков и качеств у детей, начиная с дошкольного возраста.

По мнению российского физиолога М.М. Кольцовой систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».

39 стр., 19080 слов

«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... возможности влияния мнемотаблиц на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо ... в психолого-педагогической литературе Проблема развития воображения у дошкольников с давних времен привлекала внимание ... работы включал следующие этапы:, Констатирующий этап проводился в ноябре 2019г. Цель: д иагностика особенностей развития возможностей у детей ...

Данные из экспериментов свидетельствуют о теснейшем взаимодействии функции руки и речи, и функциональное и морфологическое формирование речевых областей совершается под влиянием гигрических импульсов от рук. Влияние импульсации мышц руки настолько велико и значимо только в дошкольном возрасте, пока формируется речевая моторная область. Если, по каким-либо причинам речевое развитие ребенка задерживается, педагоги и психологи рекомендует стимулировать и развивать его путем тренировки движений пальцев рук.

Даже у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях часто наблюдаются нарушения в развитии движений пальцев рук: движения руки неумелые и неуверенные, некоординированные, неточные, затруднены изолированные движения пальцами. Систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию и развитию четких движений пальцев рук оказывает благотворное и положительное влияние на становление всех психических процессов, подготовку руки к письму, на общее физическое и психическое состояние ребенка. В развивающей работе в дошкольных организациях необходимо уделять особенно больше внимания, формированию тонких движений пальцев рук.

Актуальность развития мелкой моторики и обусловила выбор и логику проведения и описания теоретического и практического исследования.

Цель работы, Объект исследования, Предмет исследования:

оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами будет эффективнее, если выполнены следующие условия:

— развивающая предметно-пространственная среда включает в себя материалы для работы в технике оригами;

— организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством оригами;

— разработаны и апробированы этапы работы по оригами.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать современные подходы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами.

  2. Описать специфику и возможности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами.

  3. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами.

    36 стр., 17577 слов

    «Использование игровых технологий в преодолении нарушений ...

    ... Провести логопедическую работу, направленную на преодоление нарушений моторики у детей с дизартрией, с использованием игровых технологий. Определить эффективность логопедической работы с детьми. Гипотеза исследования заключается в следующем: успешное развитие моторики у дошкольников с дизартрией станет возможным, ...

Методологические основы исследования., Методы исследования, Практическая значимость исследования, Экспериментальная база исследования:, Структура работы

Глава I . Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами

1.1.Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников в психолого-педагогической науке

Неумелость пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно сформирована и развита. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из самых важных компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций.

В.А. Сухомлинский считал, что мелкая моторика разнообразных учебных и бытовых действий – это точные и согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ручку, ложку карандаш, лепить, рисовать, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки (4).

По мнению Л.С. Выготского, мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая взаимосвязана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности (9).

Понятие «мелкая моторика» означает умелость рук в буквальном переводе. O дним из важных аспектов развития дошкольника, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие координации движений пальцев рук и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет ), так же не теряет своей актуальности и значимости.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на их кончиках пальцев, если сказать образно, идут тонкие ручейки, которые и питают источник творческой мысли. Чем больше изобретательности в движениях детской руки, тем точнее взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем более сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче становится творческая стихия детского ума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок становится умнее развивается в общем (8).

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников теснейшим образом связано с его общим физическим и психическим развитием. Учёные доказали, что каждый палец руки имеет огромное значение в коре больших полушарий головного мозга. Предметно — манипулятивная деятельность и двигательная активность дошкольника, способствующая развитию тонких движений пальцев рук, оказывает положительное влияние на речь ребенка, так же происходит толчок в развитии у него сeнсорной и моторной сторон речи.

В.М. Бехтерев утверждал, что параллельно с развитием мелкой моторики развиваются и все виды восприятия, например осязание, зрение, чувство мускулов и суставов. Это является обязательным условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что именно находится у него в руках. Развитость тонкой моторики помогают ребенку классифицировать, исследовать, сравнивать, окружающие его объекты, и тем самым позволяют ему еще лучше и продуктивнее понять мир, в котором он живет (11).

28 стр., 13919 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

... упражнений на развитие мелкой моторики. Мы хотели бы остановится, на таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика. Было замечено, что образовательная деятельность с использованием бумагопластики имеет большое воспитательное воздействие на ребенка. Данная ...

Они помогают ребенку более самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, нужен определенный навык из сказанного выше. Физиолог отмечал, что одним из основных условий и главных показателей общего физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения развивают функции центральной нервной системы. При движениях все более интенсивнее и продуктивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы зон коры головного мозга. Особенно большое значение имеет влияние двигательной активности на общее физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка и создает большие проблемы для его дальнейшей жизни

Л.С. Выготский считал, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в очень тесной связи с развитием мышлением и речи ребёнка (24).

Автор указывает на то, что уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению; обычно у ребёнка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, очень хорошо развита связная речь, он умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память.

По мнению А.В. Запорожца, развитие мелкой моторики руки имеет колоссальное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного периода. А.В. Запорожец утверждает, что развитость мелкой моторики во многом определяет успешность освоения дошкольником конструктивных, изобразительных, трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Он считает, что развитие мелкой моторики является обязательным и одним из самых важнейших компонентов коррекционного выравнивания школьно-значимых функций (19).

Развитие активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Педагоги и психологи, которые занимались глубоким изучением деятельности детского головного мозга, психики детей отмечают главенствующее и стимулирующее значение функции руки (9).

Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится непосредственно в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский, утверждает, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста должна начаться задолго до поступления в школу. И родители и педагоги, которые уделяют должное внимание разнообразным упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, непосредственным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем в школьном обучении (18).

Итальянский педагог Мария Мoнтeccoри, заметила теснейшую связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она обращала внимание на то, что если у ребенка имеются определенные проблемы с речью, то это значит у него очень слабо развита мелкая моторика, требующая внимательного отношения взрослых, окружающих ребенка. Так же она утверждала, что нужно найти способ научить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к основной работе, т.е. подготавливать движения с помощью повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает не очень хорошо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам и неудачам. При этом надо знать, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное. Так, например, написав неправильно букву. Он запоминает ее искаженной, поэтому учить письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, способствующие укреплению мелких мышц кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для общего развития речи. Также способствуют интеллектуальному развитию дошкольника, совершенствуется функция коры головного мозга (12). Монтессори отмечала, что почти каждое движение рук ребёнка — это добавочная складочка в коре головного мозга. Упражнения в повседневной жизни дошкольника очень важны. Систематическая тренировка пальцев рук является мощнейшим тонизирующим фактором для коры головного мозга. Продуктивное развитие мелкой моторики также определяет формирование сенсомоторной координации ребенка в умелые и согласованные действия рук и глаз. Используя представление ребенка, рассматривает окружающую действительность, контролирует их движения, таким образом, чтобы они стали более точными, сложными и четкими. Глаза как бы «учат » руку, а при помощи ручных движений с предметами , которыми манипулирует ребенок, открывается новая и интересная информация. Движения рук и зрение становятся одним из основных источников познания ребенком окружающей действительности. Изучив разнообразные предметы, ощупывая и трогая их руками, ребенок приходит к выводу и пониманию причинных связей. В старшем дошкольном возрасте ребенок более активнее использует руки и пальцы, для того, чтобы повторить увиденное или услышанное, или осуществить задуманное. Он занимается конструированием; строит дома, мосты и башни, рисует и лепит людей и животных. При выполнении всех этих различных действий глаза помогают рукам. По мнению М. Монтессори, с помощью упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, ребенок контролирует себя и свои вещи, учится правильно держать карандаш, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. То есть, точные и умелые движения рук теснейшим образом связаны с развитием ребенка во всех отраслях жизни и социуме в целом. Это очень важно для формирования человеческой личности в целом. Одним из важнейших и основных условий развития у ребенка мелкой моторики является своевременное и разностороннее развитие его движений пальцев рук. Движения рук совершенствуют работу коры головного мозга.

6 стр., 2719 слов

Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии

... отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии [3, с. 59]. Моторное развитие есть овладение новым движением, его усвоение, закрепление и ... выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков ...

М.М. Кольцова в своих исследованиях отмечала, что рисование карандашом и писание ручкой, работа с ножницами и бумагой, являются одним из действенных и эффективных средств развития мелкой моторики. В процессе выполнения действий мышцы рук выполняют три важнейшие функции: органов познания, органов чувств, аккумуляторов энергии. Если ребенок умеет активно действовать предметами, то мышцы и руки во время упражнений как бы «учат» мозг, различать, видеть, осязать и запоминать.

18 стр., 8773 слов

Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

... импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. При ...

Ученые рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка с раннего возраста. Тренировке тонких движений в детском саду они рекомендуют 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на индивидуальных занятиях. Необходимо постоянно следить, чтобы дети не уставали, то есть не было передозировки. Упражнения сначала надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не даёт эффекта небрежное, некачественное выполнение упражнений. Особое внимание следует уделять тренировке сложных движений, то есть таких, какие пальцы рук детей не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает отличный и быстрый эффект. За два-три месяца тренировки пальцев рука дошкольника полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся координированными и точными.

Таким образом, учёными было доказано, что тренировке мелких движений пальцев в непрерывной системе наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память и внимание, слух, зрение. Развитие умений мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы обслуживать себя, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от дошкольника высокого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению точных, мелких и разнообразных действий. Его мускулатура рук должна быть достаточно хорошо развитой, движения точны и координированы. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на общее физическое, а так же психическое развитие ребенка дошкольника. Мелкая моторика также взаимодействует с психическими процессами как сознание, как мышление, внимание, воображение, оптико-пространственное восприятие (координация), память, речь, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Отечественные физиологи в своих научных исследованиях подтвердили тесную связь развития рук с развитием головного мозга, а в частности речевых зон. Несложные движения рук помогают ребенку убрать напряжение не только с самих рук, но так же и, снимают умственную усталость. Они способны качественно улучшить произношение многих звуков, а следовательно и развивать речь ребенка, общее физическое и психическое состояние ребенка.

1.2 Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством изготовления поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества.

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая теснейшим образом связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности. Ученые в своих исследованиях доказывают, что движения руки возникают только в результате воспитания и непрерывного обучения. Сформированность и готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции общих движений, мелких мышц руки и др.

6 стр., 2768 слов

Контрольная работа: Значение игры для психического развития ребенка

... права и обязанности. Цель: выявить значение игры для психического развития ребенка. Задачи: 1. Проанализировать литературу по ... игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры ...

Согласно данным ученых у детей старшего дошкольного возраста мелкие мышцы руки недостаточно развиты, так же еще несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Двигательные и зрительные анализаторы находятся на различной стадии развития. Развитие же двигательных функций, в том числе и мелких движений рук, происходит в непрерывном процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Ребенок, выполняя точные действия, совершает необходимые и активные движения в разных плоскостях, регулируется положение его руки. Для того, чтобы мелкие движения были более точными и четкими, и не требовали от ребенка достаточно сильных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать различными движениями запястья. Развитие ручной умелости способствует активизации различных зон головного мозга.(7)

Развитие пальцевой моторики подготавливают почву для последующего формирования речи. С каждым днем у дошкольников происходит развитие и совершенствование движений пальцев рук. Важнейшее значение имеет тот период, когда начинается «главенствование» большого пальца к остальным. В данном периоде ребѐнку доступны тонкие движения пальцев. Когда движения пальцев уже достаточно точны, начинает развиваться словесная речь. Активное развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования психической деятельности (30).

Умение выполнять мелкие движения с предметами совершенствуется и развивается в старшем дошкольном возрасте. А именно к 5 — 6 годам в основном завершается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Ученые считают необходимым, чтобы к старшему дошкольному возрасту ребенок был наиболее подготовлен к усвоению различных и новых двигательных навыков.

Движения рук теснейшим образом связаны с речью. Они являются одним из важных факторов его формирования в работе с детьми 5-6 лет. Одной из ключевых задач отводится совершенствованию функции развития мелкой моторики рук. На основе специально проведенных исследованиях учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулирует развитие центральной нервной системы, а так же всесторонне развивает ребенка. Было отмечено, что тренировочные упражнения для развития пальцев рук детей совершенствует не только двигательный потенциал ребенка, но и развивает психические и речевые навыки. В свою очередь, формирование двигательных навыков руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, координации движений, пространственного ориентирования и др.

Наблюдения за детьми показывают, что им иногда трудно правильно держать карандаш. Кроме того, замечается несоответствующий работе мышечный тонус. У одной группы детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что всегда приводит к начертанию прерывистых, ломанных, тонких линий, у другой группы детей , наоборот, повышенный, и следовательно, рука ребенка очень быстро устает, у него не получится закончить работу без дополнительного отдыха (15).

25 стр., 12378 слов

Развитие мелкой моторики

... подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у младших школьников являются ...

Ребенку (5-6 лет) предстоит научиться грамотно распределять мышечную нагрузку на руки, что предполагает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Тренировать мышечный тонус можно в различных играх типа «Мозаика», при работе с пластилином и штампами, в ручном труде (например, при работе с бумагой и ножницами).

Одним из важных компонентов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги, ребенок должен четко уметь определять, где у него правая и левая стороны. Это и будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен знать и различать понятия « верх, низ, спереди и сзади». Еще одно из самых важных упражнений для формирования у дошкольников пространственной ориентации на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок, с помощью ритмических рисунков и чтении этих же рисунков. Так же полезным упражнением для развития пространственной ориентации на листе является обычная штриховка. В основе каждой штриховки лежит ритмический рисунок: линии соприкасаются с пропусками, так же, как длительность звука с паузами, следовательно штриховка может быть как частой так и редкой (9).

Ученых в своих исследованиях отмечали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Развитие тонких движений пальцев рук стимулирует появление артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в головном мозгу формируется некая проекция «схемы человеческого тела», а речевые р импульсы находятся в прямой и непосредственной зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев руки соответствует возрасту, то и развитие речи у ребенка тоже будет в норме, напротив, если же развитие пальцев не сформировано и недостаточно развито, будет отставать и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Развитие функции рук и речевой функции человека всегда шло взаимосвязано и параллельно. По мере развития и совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и различную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Очень важно обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и соответствует нормам, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стараться стимулировать речевое развитие детей путем систематической тренировки движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук — залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего дошкольного детства ,четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования и развития мелкой моторики идет развитие и совершенствование речевой функции. Чем лучше и свободнее дошкольник работает своими пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а впоследствии и учится в школе. Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться, а это в будущем повлияет на красоту почерка, ловкость и умелость рук, скорость реакции (16).

Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Изначально ребёнок учится трогать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать карандаш и ложку. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся все более сложными и разнообразными, так же продолжает увеличивается доля действий, которые требуют умелых и согласованных действий обеих рук.

16 стр., 7892 слов

Игры детей и их значение в развитии воли

... и сущности и влиянии игры на формирование и развитие личности ребенка. Во втором разделе рассматривается непосредственное практическое применение игр на развитие воли детей в младшем дошкольном возрасте, приведены примеры классификаций игр. В заключении говорится о важности игры и его значение в развитии воли ребенка и ...

Проблема повышения эффективности комплексной медикo–психолого-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников не теряет своей актуальности. Чем больше изобретательности и уверенности в движениях детской руки, тем точнее взаимодействие руки с орудием труда ( карандашом, кистью, ручкой), тем более сложнее становятся движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста можно заметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Дети со слабо развитой ручной моторикой неуверенно и неловко держат карандаш, ножницы, ложку не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира и социума этими детьми оказываются обедненными. Дети зачастую чувствуют себя несостоятельными и неуверенными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на общее эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Со временем уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма и успешного обучения в школе. Поэтому развивать мелкую моторику рук у детей нужно и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, развитие ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Работа по развитию движений рук должна проводиться в системе, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

1.3. Возможности оригами в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами определяется активным интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества.

О том, что в процессе обучения конструированию и моделированию из бумаги осуществляется единение игры, труда, обучения и творчества в единое целое, отмечали Е.А. Каминская, Н.Г. Пищикова, Е.А. Шилкова.

В своих исследованиях выдающиеся отечественные педагоги отводили огромную роль детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги (оригами).

Они утверждали что, складывание различных фигурок из бумаги способствует активному развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же у детей развивается сенсомоторика в целом и глазомер. Искусство оригами известно нам с древнейших времён. Впервые оно началось зарождаться в Китае — на родине возникновения бумаги. Позднее стало распространяться в Японии. «Оригами» в переводе с японского языка — «ори» — бумага, «гами» – умение складывать. В настоящее время многие люди стали увлекаются складыванием из бумаги. Многие учёные, педагоги, психологи обращали свое внимание на значение развития мелкой моторики рук. Великий древнегреческий философ Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим теснейшую взаимосвязь руки с мыслительными операциями и способностями. Важность развития руки отмечал и немецкий философ Кант: «Рука — это своего рода внешний мозг». Эти наблюдения обязывают педагогов обратить серьезнейшее внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Оригами – это один из видов детской деятельности, которое вызывает интерес у дошкольников, а так же развивают точность, четкость и координацию в движениях руки.

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает старших дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении участка детского сада или подарены младшим детям, подарены на день рождения, к празднику своим родителям, сотрудникам детского сада. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками поделка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь и т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении различных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Занятия оригами имеет огромное значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению именно положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место. Дети овладевают навыками культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Конструируя из цветной бумаги, дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Это связано со спецификой обработки бумаги приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что характерно для искусства оригами. Возможность изготавливать поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок, вовлекаясь в активную творческую деятельность, начинает украшать, совершенствовать свою поделку. Одновременно изменяется и отношение детей к своим поделкам, они стараются обращаться с ними бережно и аккуратно.

В настоящее время ученые доказали, что занятия оригами способствуют повышению активности работы головного мозга и уравновешиванию и координированию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что безусловно способствует повышению уровня интеллекта, развитию всех психических процессов, как восприятие, внимание, воображение. Активизируется и творческое мышление, растет его оригинальность, гибкость, скорость

Возможности оригами в развитии мелкой моторики включают в себя ряд взаимосвязанных аспектов: изготовление поделок, в процессе занятий у дошкольников развиваются такие положительные качества и умения как, аккуратность, усидчивость, внимание, дисциплинированность, отлично развивается и ручная умелость путем выполнения предметно-практических действий. Происходит развитие пространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а так же относительно себя. Так же постепенно формируется и чувство ритма, а в дальнейшем у детей развиваются графические умений в процессе специальных упражнений и изодеятельности. Тактильное восприятие непрерывно связано с динамикой рук. Обследование любого предмета обязательно проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции делятся, а в других они действуют синхронно.

Оригами отлично знакомит дошкольников с основными геометрическими понятиями: сторона, диагональ, угол; с геометрическими фигурами -, треугольник, прямоугольник, и квадрат и т. д., одновременно, у детей происходит обогащение активного словаря, дети овладевают специальными терминами — складка, линия сгиба, «молния», расплющить, вогнуть во внутрь и другие.

Возможность иметь такой разнообразный и интересный игровой материал вызывает у детей желание дополнить уже сделанные поделки, украсить деталями, разрисовать, добавить детали и т.д. дети начинают активно усваивать новые способы изображения предметов, творчески использовать уже знакомые приёмы и способы сгибания и складывания бумаги, видоизменяют облик игрушки её размер (лягушка, лягушонок).

Следовательно, содержание игры и ее условия стимулируют детскую активность, творческую устремлённость на усвоение скрытых возможностей бумаги. При проведении первых занятий с детьми старшего дошкольного возраста по оригами, зачастую у многих детей возникают трудности в использовании ножниц, складывании и сворачивании бумаги, умении аккуратно и правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Это и показывало, что мелкая моторика развита недостаточно . И эффективным и доступным средством для этого, являются занятия в технике оригами. Действительно, бумага — доступный и простой материал для работы, который очень нравится детям: им нравится работать с ней, складывать и сворачивать, получая при этом различные геометрические фигуры, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком и напрямую зависит от действий рук ребенка. В дошкольных учреждениях с целью развития мелкой моторики старших дошкольников воспитатели регулярно проводят занятия в технике оригами. Во-первых, в процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность действовать руками под контролем сознания, развивается мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Во-вторых, занятия в технике оригами активизируют внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, чтобы получить готовый результат. В-третьих, активно формируется конструктивное мышление, так же развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно обучаться в школе.

Воспитателям и родителям необходимо больше уделять внимание детям: больше общаться с ними, разговаривать, обсуждать различные вопросы. При любом контакте с детьми самое главное и основное — это доброжелательное и спокойное общение с ними. От взрослого человека требуется не только дать дошкольнику какие-либо умения, знания и навыки, но и обеспечить чувство психологической защищённости, доверия, тепла.

Добиваясь соблюдения самого важного правила оригами -точности в совпадении сторон, углов тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, активно тренируется глазомер и зрительно-моторная координация, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение различных операций с бумагой по показу педагога, а затем и по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети легко усваивают пространственные понятия — сзади, спереди, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Активный словарь детей обогащается предлогами и наречиями, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе занятий оригами. Освоив какую–либо модель поделки, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенного алгоритма действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью, а так же распределение внимания между речью и практическим действием. Дошкольники, делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, преодолевают такие черты характера, как нерешительность и застенчивость.

Это искусство: воспитывает, дисциплинирует усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предмету и материалу;

способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками поделки; так же влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышению самооценке.

Выводы по 1 главе

Ведущими педагогами и психологами ( В.А. Сухомлинский, Л.В. Куцакова, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский) было доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет огромное значение в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, так же благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых непосредственно участвуют и задействованы все мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как , бег, ходьба прыжки и требуют специального и систематического развития. Ученые, педагоги и психологи рассматривают мелкую моторику как один из важнейших показателей общего физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Уровень развития речи находится непосредственно в прямой зависимости от степени развития и сформированности тонких движений пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте очень важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, четких координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы находиться в социуме, одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В системе развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях необходимо как можно больше уделять внимания развитию и формированию мелких движений пальцев рук.

У детей дошкольного возраста может наблюдаться неточность моторных актов, особенно при выполнении движений в быстром темпе и при скоростном переключении движений. Недостаточно развита координация движений (отмечаются совокупность, нecoразмeрность движений, cинкинeзии).

Формирование и развитие мелкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составляющая комплексной системы психолого-педагогического взаимодействия по развитию общего физического состояния и психики ребенка в целом.

Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста может осуществляться как в системе развивающих занятий так и в виде рекомендаций родителям.

Для того, чтобы выполнение движений мелких мышц стало для ребенка увлекательной игрой, нужно постоянно использовать разнообразные игровые приемы.

Обобщая все выше сказанное, выбор техники оригами для развития мелкой моторики у старших дошкольников не случаен , именно работая с бумагой, происходит активное развитие ручной умелости, укрепление мышц рук детей. А следствием развития мелкой моторики развивается общее развитие дошкольника, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами

2.1.Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа

Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента были выделены критерии, подобраны диагностические методики и проведено диагностическое обследование, направленное на выявление уровней по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе была организована опытно-экспериментальная работа по

На контрольном этапе была проведена повторная диагностика и сравнительный анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.

Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень

Для работы нами были подобраны следующие методики: умение проводить непрерывную линию не останавливаясь и регулировать координацию движения руки. Диагностическое задание «Дорожка» (автор Л.А. Венгер); умение сгибать лист бумаги определенными частями Диагностическое задание «Гармошка» (автор Н.А. Бернштейн).

Согласно подобранным методикам определены критерии:

ловкость рук и умение ориентироваться на листе бумаги; (1)

координации движений рук (2)

умение проводить непрерывную линию не останавливаясь; (3)

умение сгибать лист бумаги определенными частями (4)

Для определения первого критерия — ловкости рук, умение ориентироваться на листе, мы предложили дошкольникам обвести предмет, представленный виде точек. Рисунок у всех детей был один и тот же. Перед началом выполнения задания мы загадали загадку, разгадать ее можно было, когда ребенок обведет предложенный ему контур.  диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 1

В процессе выполнения работы детьми, мы наблюдали затем, как дети проводят контурные линии, выходят ли за пределы изображения, не путаются ли в соединительных линиях.

Семь детей выполнили задание без ошибок.(35%) Трое дошкольников (15%) Никита С. , Валя З., и Максим Ф. , сошли с линии 1-2 раза, Четверо детей (20%) Коля М., Игнат В., Катя Ж и Влад С., сошли с линии 3-4 раза. А 6 (30%) детей Денис З, Маша Ф., Дина З., Игорь Д., Арсений Х, Катя Б., сошли с линии более 4 раз.

Чтобы выявить у детей экспериментальной группы навыки координации движений, им было предложено нарисовать фигуру по образцу. Фигура на листе бумаги предварительно отмечена точками, соединяя которые в конечном итоге ребенок получает рисунок, после чего его можно раскрасить цветными карандашами или фломастерами. В процессе выполнения такого рода задания у детей формируются умения ориентироваться на листе, навыки счета.

Безошибочно с заданием смогли справиться только трое ( 15%) детей. Это Аня Ф., Артем З. и Рая М. Четверо детей (20%) допустили только одну ошибку, Игнат В., Никита С., Максим Ф., Коля М. Две ошибки допустило трое (15%) ребят, Игорь Д., Арсений Х.. Катя Б. Остальные дошкольники 10 человек (50%) допустили при выполнении задания 3 и более ошибок.

Для выявления умения чертить линии без выходов за пределы строк, не отрывая карандаша от листа, мы выбрали задание « Дорожки-проводилки».  диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 2

Каждый лист оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Большинство детей справились с заданием успешно — 13 человек (65%), за 60 секунд дети заполнили 10 и более строк, без отрыва от листа, и провели прямые и ровные линии. Менее успешно справились с первым заданием 5 человек (25%), заполнили от 6 до 9 строк, это Алина Д., Ваня М., Вероника Б., Никита С., и Денис З. Двое детей (10%) Маша Ф. и Арсений Х. с заданием не справились, заполнили мене 5 строк и линии были нарисованы кривые и волнистые, было видно, что дети испытывали сложности при выполнении задания: у Маши Ф. не получалось проводить линии без отрыва, а у Арсения были заполнены только две строки, и линии были кривыми.

7 человек (35%) провели прямые линии от мяча к кегле, не отрываясь от листа бумаги. У пятерых детей (25%) линии были прямыми, но точно в цель не попадали. Это у Кати Ж., Кати Б., Сережи С., Данила В. и Веры С. У двоих детей (10%) линии были кривые и волнистые, в цель не попали у Арсения Х. и Даши З. Остальные шесть детей (30%) допустили незначительные ошибки.

Так же мы провели еще одну методику «Домик». Ребенку предлагалось нарисовать домик по предложенному нами образцу. В начале работы обратили внимание детей на такие детали, как: какой рукой рисует, особенности работы с предложенным образцом, как проводит линии, отвлекается от своей работы, чтобы заглянуть к соседу или сосредоточен на выполнении своего задания.

Из 20 человек с заданием в полном объеме справились 2 (10%) человека, они точно перенесли все детали с предложенного образца на свой лист бумаги. 10 воспитанников (50%) неправильно изобразили некоторые детали: поднимающийся из крыши дым, заборчик, окно.

8 дошкольников (40%) не точно отразили в своей работе детали домика, некоторые детали были или увеличены, или уменьшены в своем размере.

В завершении мы провели диагностическую методику «Гармошка». Для выполнения задания «Гармошка» каждому воспитаннику была дана ½ листа цветной бумаги. Каждому ребенку предлагали сложить свой лист маленькими дорожками. В ходе выполнения задания обращали внимание на то, какие «дорожки» (маленькие, большие) делает каждый ребенок, выполняет задание самостоятельно или с помощью педагога. Сколько ошибок допускает в процессе складывания.  диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 3 диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 4 диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 5

6 человек (30%) приступили к выполнению задания самостоятельно, повторяли действия сгибания четко, в результате «гармошка» получилась ровной и красивой. Так, например, Катя Ж. , Данил Г., Вова Р. не только сложили , но и обыграли свои работы, представив их в виде веера, ступенек, хвостика рыбки. 10 человек (50%) Илья Н., Петя И., Антон Д ., Ирина Г., Вася Г и др. испытали небольшие затруднения, при подсказке успешно выполнили задание, допустив 1-2 ошибки (разные по ширине полоски).

4 воспитанника (20%) Георгий С., Таня Ф., Лена Ф., и Артем Ж. сложили «гармошку» с нашей помощью, были неактивны в ходе выполнения задания.

Т аким образом, мы видим, что на констатирующем этапе экспериментального исследования большинство дошкольников показали средний уровень развития мелкой моторики. Из этого следует, что у детей мелкая моторика еще недостаточно развита.

Как уже отмечалось ранее, развитию мелкой моторики у старших дошкольников будет способствовать занятия оригами. Для этого на формирующем этапе экспериментального исследования мы уделим внимание методам и приемам по развитию мелкой моторики рук посредством занятий оригами.

2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет посредством оригами

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старшего дошкольного возраста имеют в основном средний и низкий уровень по развитию мелкой моторики рук.

На основе результатов диагностического исследования была определена цель формирующего этапа эксперимента: разработать серию занятий, включающих работу по оригами, направленные на развитие мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста мы обогатили предметно-развивающую среду группы дополнительными материалами.

Поздней осенью, когда листьев практически не осталось на деревьях, мы провели образовательную деятельность на тему «Листья осени».

Сначала детям было предложено с помощью акварели и губки придать цвет белому листу. Чтобы лист мог подсохнуть провели физкультминутку, направленную на развитие пальчиков детей. После этого приступили к складыванию листа гармошкой, перегнув который пополам получали веер. Чтобы лист не раскручивался мы помогали детям скрепит его концы стиплером. Дети с увлечением проделали работу, так как сам процесс был им уже знаком. Так, например, Катя Ж. и Кирилл В. сделали не один, а по 2 листочка. Дети со средним уровнем 18 человек (90%)справились с порученным задание лучше, чем на констатирующем этапе эксперимента. 2 (10%) воспитанникам, которые затруднялись в выполнении задания оказали помощь ребята по группе. Сделанными листочки, мы предложили прикрепить к ветке, скрученной из газетной бумаги. Поскольку дети хорошо работают в технике приклеивания они успешно справились с поставленной задачей, помогли приклеить листочки воспитанникам с низким уровнем. В итоге получилась работа коллективная, которой украсили вестибюль. Интерес к подобному роду работы у детей проявлялся и в свободной деятельности. Нами были подобраны картинки работ, выполненные на основе складывания бумаги гармошкой. Так появились работы с рыбками, цветами и т.п.  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 1

Для развития ловкости рук мы подобрали серию «животные», которая была направлена на складывание из бумаги мордочек.

В начале детям показали готовую работу – мордочку котенка. После мотивации детей на выполнение работы осуществили показ приемов складывания формы «треугольника». Для того, что бы избежать переутомление детей, использовали физкультминутку « Все котятки мыли лапки». В завершении, полученную заготовку дорисовали (глазки, усы и пр.) и детям было предложено дать кличку своему питомцу. В последующем работу в данном направлении проложили, предложив им сделать небольшой бумажный театр по сказке «Теремок». Мы изготовили шаблон теремка из большого куска картона, проделав в нем большое количество оконцев, так, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность разместить свою работу в «теремке».  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 2

С заданием полностью справились 12 детей: Костя З., Маша Ф., Данил Г., Сережа В., Даша Х., Саша Н., Никита С. и Валя Л.

Частично нуждались в помощи остальные дети. В основном у детей не получилось аккуратно проглаживать самостоятельно линию сгиба.

Детей, которые с заданием полностью не справились не было.

Для развития умений сгибать лист бумаги в определенной последовательности мы провели зимой образовательную деятельность на тему « Снежинка».  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 3

В начале детям была загадана загадка про снежинку. Дети отгадали загадку. Мы показали детям готовые работы — снежинки, сделанные из белой и голубой бумаги. Для того, что бы заинтересовать детей, мы использовали игровой прием, в гости к детям пришел Дед Мороз и попросил детей помочь ему подготовиться к Новому году. После мотивации детей на выполнение снежинок, мы поэтапно показали и разобрали с детьми схему складывания лучиков снежинки. Снежинка состоит из 6 лучиков, которые складываются из двух квадратов и двух кругов. Для того, чтобы дети на занятии не переутомились, я провела игровые упражнения « Мы снежинку увидали, со снежинкой поиграли»

На протяжении всего занятия Дед Мороз внимательно наблюдал за детьми, помогал, подбадривал и благодарил детей за оказанную помощь. Некоторые дети захотели сделать снежинки дополнительно, для того, чтобы украсить свою группу.

С заданием справилось полностью самостоятельно справилось 15 человек. Немного не получилось у пятерых детей разворачивать заготовку (снежинку) у Алины Х., Даши Ж., Кати Ж., Вовы А. и Олега Б.

Вечером мы отработали навык разворачивания заготовки листа бумаги с этими детьми.

Так же нами было проведена серия занятий, так же направленная на развитие мелкой моторики посредством оригами. Детям было предложено принять участие в украшении музыкального зала к Новому Году. Мы с детьми изготавливали гирлянды, шары, елочные игрушки и шары из бумаги, объемные снежинки и многое др. На данном этапе дети активно принимали участие в серии занятий, все элементы занятий были объединены общей темой, дети выполняли поделки умело. Было заметно, что у детей мелкая моторика достаточно развита, так как они с легкостью выполняли поделки. Некоторые дети придумывали свои поделки, добавляя и внося свои элементы. Даже в свободное время у детей не пропал интерес к изготовлению поделок.  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 4 содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 5

С наступлением весны (март) мы разработали и провели образовательную деятельность на тему « Кораблик, лодочка»

Сначала показали детям готовый образец, затем показали подробно приемы складывания. Для того, чтобы избежать переутомления у детей была проведена физкультминутка « Корабли». Когда дети выполнили поделку, мы раздали цветные карандаши, чтоб каждый ребенок смог раскрасить свой кораблик, так как ему захочется. С заданием все дети справились безошибочно и самостоятельно.  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 6

И последняя образовательная деятельность, которая была проведена с целью закрепления умений складывать бумагу в различных направлениях с детьми, на тему: «Грачи прилетели». В начале организационного момента я прочитала детям стихотворение о весне, затем было проведено игровое упражнение « Назови птиц, которые прилетели». Загадала детям загадку о граче. После мотивации детей на выполнение работы, осуществили показ приемов складывания формы «квадрат». На столе перед воспитанниками были положены пооперационные карты, что для них оказало помощь при изготовлении птицы. Для того чтобы пальцы детей были «послушными» нами была проведена пальчиковая гимнастика «Грачи». Затем детям были показы и подробно объяснены все способы сгибания листа бумаги, чтоб получилась готовая фигурка птички. Потом мы раздали детям ножницы, напомнили о безопасном использовании ими и в завершении, к полученной заготовке вырезали и приклеили клюв и глазки. В последующем работу в данном направлении продолжили, предложив детям посадить птичек на дерево. Мы изготовили из цветной бумаги шаблон дерева, приклеев его на ватман, у нас получилась коллективная работа, которой мы украсили приемную.  содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей лет посредством оригами 7

С заданием полностью справились 19 детей: Костя З., Маша Ф., Данил Г., Сережа В., Даша Х., Саша Н., Никита С. и Валя Л. И др.

Частично нуждался в помощи один ребенок ( Вася З,) , не смог аккуратно и ровно сложить квадрат по диагонали. Ребенок часто пропускал занятия в детском саду по причине болезни. С ребенком была проведена индивидуальная работа.

Таким образом, можем сделать вывод, что техника оригами открывает большие возможности в развитии и совершенствовании мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Ведь именно с помощью оригами дошкольник развивает и формирует мелкую моторику, а значит у ребенка будет успешнее проходить подготовка к школе. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — это увлекательное и полезное занятие для старших дошкольников. В процессе занятий оригами руки ребенка становятся более ловкими и умелыми, что положительно складывается на его развитии. В ходе ООД по развитию мелкой моторики в процессе обучения техники оригами, мы старались применять самые разнообразные методы и приемы, так же с уверенностью можем утверждать, что данные занятия были очень интересны детям, они принимали активное участие в них. Важно отметить, что подобные занятия можно подобрать под каждую тему, которая изучается старшими дошкольниками по программе в детском саду.

2.3 Динамика результатов исследования

После проведении серии занятий, включающих задания на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами, был проведен контрольный эксперимент, при повторном исследовании проводились те же диагностические методики, инструкции и материал, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

Итак, рассмотрим результаты контрольного эксперимента. Материалы, инструкция по проведению диагностических заданий показаны в параграфе 2.1.

Диагностическое задание 1 «Обведи предмет по точкам»

Цель: определить умение ориентироваться на листе бумаги и выявить навык ловкости рук.

При выполнении диагностического задания 14 (70%) детей справились с заданием безошибочно. 4 (20%) дошкольников сошли с линии всего 1 раз, и всего двое воспитанников (10%) сошли с линии два раза.

Диагностическое задание 2 «Нарисуй фигуру по образцу

Цель: выявить навыки координации движений.

Это диагностическое задание выполнили без ошибок 15 детей (75%), и 5 воспитанников допустили только одну ошибку (25%).

Дошкольников, допустивших 2,3 и более ошибок не было.

Диагностическое задание 3 « Дорожки — проводилки»

Цель: выявить умение чертить линию без выходов за пределы строк и не отрывая карандаша от линии бумаги.

Большинство детей справились успешно 17 человек (85%), провели прямые линии. И 3 дошкольников совершили незначительные ошибки (15%).

Детей нарисовавших кривые или волнистые линии не было.

Диагностическое задание 4. « Домик»

Цель: выявить умение регулировать координацию движения руки.

С заданием в полном объеме справились 14 человек (70 %), они точно перенесли все детали с предложенного образца на свой лист бумаги. Остальные дети 6 (30%) человек неточно по образцу отобразили детали. Детей полностью не выполнивших задание не было.

Диагностическое задание 5 «Гармошка»

Цель: выявить умения сгибать лист бумаги определенными частями.

18 (90%) дошкольников приступили к выполнению задания самостоятельно, повторили действия сгибания четко, в результате гармошка получилась ровной и красивой. И всего 2 (10%) воспитанника испытали небольшие трудности, но при словесной подсказке выполнили задание. Полностью не справившихся с заданием детей не было.

А теперь мы рассмотрим результаты констатирующего и контрольного экспериментов в сравнении.

Таблица 1 Констатирующий этап

Таблица 2 Контрольный этап

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов по изучению уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий оригами показал, что у дошкольников в ходе эксперимента этот уровень повысился. Количественные данные, представленные в диаграмме, свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня в контрольном этапе повысился до 78%, а это выше прежнего на 46%, показатель среднего уровня тоже повысился до 42%, выше прежнего на 22%, показатель низкого уровня снизился до 2%, ниже прежнего на 24%.

Так же можем сделать следующие выводы: старшие дошкольники активно овладели различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание и складывание, вырезание, надрезание, склеивание и скручивание. Использование занятий оригами способствует развитию у детей способности работать руками, у них активно развивается мелкая моторика, движения пальцев становятся более точными и умелыми.

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что в результате, проведенной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет, посредством оригами, можно сделать вывод о том, что результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы воспитателями в дошкольных учреждениях.

Выводы по 2 главе

Изготовление

Таким образом, проведенная нами экспериментальная работа положительно повлияла на развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Подтверждением этого может быть динамика уровня развития мелкой моторики, которая прослеживалась от начала работы до ее завершения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы: систематическая образовательная деятельность с ребенком посредством оригами, с целью развития мелкой моторики рук — гарантия их всестороннего развития и успешной подготовке к школе.

Полученные данные в ходе исследования позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы, уровень развития мелкой моторики у детей 5-6 лет вырос.

Итак, проблему развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, можно считать актуальной, важной в наше время. А результаты, полученные в ходе нашей работы могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений.

Заключение

Известные педагоги (М.М. Кольцова, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер) обосновали и доказали эффективность использования техники оригами в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Под понятием «мелкая моторика » подразумевается работа пальцев рук, направленная на манипулирование различными предметами. Развитие навыков в старшем дошкольном возрасте важно, потому что вся последующая жизнь ребенка потребует от него использования четких и координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, самообслуживать себя, выполнять множество различных бытовых и учебных действий.

Мы пришли к выводам о необходимости использования занятий в технике оригами в работе с детьми старшей группы для развития мелкой моторики рук.

Вся работа по овладению в технике оригами проходила поэтапно, поэтому дети быстро усваивали разнообразные приемы складывания бумаги. Цель и задачи совместной деятельности решались на протяжении не только образовательной деятельности, но и в свободное время. Все дошкольники активно и с интересом занимались оригами.

Как было видно из диаграмм, мы заметили положительную динамику. Количественные данные свидетельствуют о том, что уровень развития мелкой моторики значительно повысился.

Так, по результатам формирующего эксперимента, старшие дошкольники активно овладели различными приемами и способами действий с бумагой, а следовательно, и их уровень мелкой моторики значительно повысился.

Оригами – это не только увлекательное занятие, но и эффективное средство для развития мелкой моторики у старших дошкольников.

Данная работа будет продолжена в подготовительной группе, путем новых и более сложных занятий в технике оригами.

Сделанные выводы дают основание полагать, что поставленные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

Результаты, полученные в данной работе могут быть использованы воспитателями в дошкольных учреждениях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, Нормативные и правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / – М.: ТЦ Сфера, 2016 – 96 .

Другие нормативные документы

  1. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 144 с.

  2. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с. – (Программа развития).

Учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/origami-dlya-doshkolnikov/

  1. Богатеева, определенному  3.А. приводит Чудесные узловых  поделки свою из узловых  бумаги. информации — М., выделяются  2013 современного,с

  2. Власова, свободного  С. делает Посуда из фантиков общества  Оригами: диссонанс складывание из бытийствует  бумаги. личностного тенденции  2014. — информационного. посл . главных 21 с.

  3. Выгорнов пространства  В.В. сознание — Мир влияние  оригами. человека — М., века  2012 того….

  4. Выготский, своего  Л.С. узловых Вопросы позволяющий  детской безмерные психологии / потерю  Л.С. социуме Выготский. – человек  СПб.: многоплановости Союз, — критическая  2013 оказывает – 224 с.

  5. Выготский, поиск  Л.С. взаимодействия Мышление и содержании  речь информации / человек  Л.С. статье Выготский. – М., выводы  2014. рассматривается

  6. Выготский, сознании  Л.С. индивидуального Педагогическая котором  психология разных / нового  Л.С. проблема Выготский. – М., того  2015. подчеркивается

  7. Выготский, данная  Л.С. тенденции Психология смыслового  /Л.С. интеллектуальный Выготский. – М.: параметров  Изд-во критика ЭКСМО – одного  Пресс. основания отсюда  2013 аннотация отсутствие  1008 сознании с.

  8. Григорьева, осознание  Г.Г. к Изобразительная культуры  деятельность мировоззрения дошкольников. — М., нового  2014. своего

  9. Гульянц, информации  Э.К. делает Учите говориться  детей статье мастерить. — М., вседозволенности  2009 особое…

  10. Давидеун, A.M. философии  Конструктивное информации творчество коммуникации  дошкольника.- мировоззрения М. 2012.

  11. Дегтев, бытие  В.Н. работе «- поиск  Издательство: поиск Мозаика-Синтез, меры  2012 современного — 128 с.

  12. Дементьева, бытийствует  Л. нарушениюВВвЕш Бумажная сфер  пластика современного оригами. критической  Дошкольное способа воспитание № 8, человек  2012.- себя 40 с.

  13. Долженко, общество  Г.И. человек 100 человек  оригами. позволяющий имеет  Ярославль; столько «Академия статье  развития», гуманитарного «Академия особое  К0″, культуру 2014.

  14. Дорохова, E.С. информационного  Программа сколько по потерю  знакомству авторами с аутентичной  изобразительным слова искусством и узловых  изобразительной коммуникации деятельностью. — человек  Дошкольное предстает воспитание № 2, мировоззрения  2015. делает

  15. Запорожец, значение  Н.А. человек Избранные позиции  психологические границ труды. 2 т, М., значение  2015. информация

  1. Игнатьев, проблеме  Е.И. поля Психология социального  изобразительной значение деятельности коммуникации  детей. современного — М.. Уч. подчеркивается  пед. выбора изд. Информацион — 222с.

  2. Игрушки того  из разных бумаги. — СПБ ООО знания  Издательство делает «Кристал» отмечается  2009. творцом

  3. Капитонова, возможности  И. авторамиЕ Цепочки осознание  образов себя и сфер  оригами; становится складывание из подчеркивается  бумаги общества № 4 — основания  2011.- сознание 23 с.

  4. Кистяковская, одной  М.Ю. одной Развитие значение  движений данная детей человека  первого индивидуального года рассматривается  жизни отсутствию / человек  М.Ю.Кистяковская. человека – М.: данная  Педагогика, потерю 2010.

  5. Кольцова, выбора  М. подчеркивается М. словарей  Ребенок отсутствие учится самых  говорить интеллектуальный . М.: критической  «Сов. узловых Россия», словарей  2013. бытийствует

  6. Коротаев, проблем ,, И.А, выводу Навыки является  мастерства котором Оригами: говориться  складывание выводу из критической  бумаги становится № 4 – данная  2014.- освобожд 23 с.

  7. Косов, разных  Б.Б. становится Психомоторное позиция  развитие социального младших выражающая  школьников подчеркивается /Б.Б. диссонанс  Косов. информации сталкивается  СПб.: позиции Кристалл, бытие  2014. Сколько- — — 232 с.

  8. Куцакова , порождают  Л.В. аутентичной Конструирование и проходят  ручной разграничивать труд в взаимодействия  детском информационного саду. — М., словарей  2011. значение

  9. Листер, совокупностью  Д. философии Оригами в информационного  школах пространства Японии и на личностное  западе. творцом Оригами: обратной  складывание социального из какие  бумаги выводы № 12. — подчеркивает  2016. – 34 с. от

  10. Лиштван, человек  З.В. мировоззрения Конструирование. — М., влияние  2014. является

Лурия,

  1. Монтессори, начинает  М. разграничивать Помоги мне неподлинного  сделать тенденции это разграничивать  самому сталкивается / личностное  Сост., твердого вступ. тенденции  статья сталкивается М.В. потоки  Богуславский, критика Г.Б. самых  Корнетов. общества -М.:Издат. дом сколько  «Карапуз», образующих 2000. — 272 с,

  2. Никандров, диссонанс  В.В. главных Психомоторика: свободного  Учеб. культуру пособие / ведет  В.В.Никандров. какие СПб.: диссонанс  Речь, слова 2004. -176 с.

  3. Пантелеев, диссонанс  Г, пространства «О сколько  детском диссонанс дизайне. потоки  Дошкольное безмерные воспитание потоки  № II. своего 2014 основани . способа -55 – 60 с.

  4. Петрова, содержании  И.М. имеет Волшебные оказывает  полоски. ведет Санкт-Петербург. выражающая  2012. информационное

  5. Роговин, разных  А. твердого Хочу становится  сделать нового сам. — М.» первая  2014. способа

  6. Речь выбора  и человека развитие человека  восприятия диссонанс в выводу  раннем