В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Живопись требует цельного видения, обеспечивающего восприятие цветовых отношений натуры, то есть цветового единства, которое связывает все ее элементы, разные по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Живопись подразделяют на: монументальную, декоративную, театрально — декоративную, миниатюрную и станковую.
Живопись подразделяется на: масленую, темперную, фресковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, постельную.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Проблемы синтеза искусств в трудах отечественных искусствоведов ...
... «Видовая специфика и синтез искусств» (1984) рассматривает вопросы специфики и синтеза видов искусств с точки зрения целенаправленного воздействия на человека в условиях развитого социализма. Сборник «Проблемы синтеза в художественной культуре» (1993). Редколлегия ...
ОБЪЕКТОМ данной курсовой работы является натюрморт как средство развития изобразительных навыков.
ПРЕДМЕТОМ изучения является методы формирования художественно — изобразительных умений у дошкольников.
Цель работы — рассмотреть особенности формирования художественно — изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности художественно-изобразительной деятельности дошкольников.
2. Организовать педагогическую работу по ознакомлению детей с натюрмортом.
МЕТОДЫ:
1. Анализ научной и методической литературы;
2. Анализ существующих программ и научно-воспитательской документации, целенаправленное наблюдение за процессом развития детей.
Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение, знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.
Однако умело использовать искусство, в частности изобразительное, в педагогических целях может только воспитатель, знающий и любящий свое дело, хорошо владеющий рисунком, живописью и лепкой, умеющий анализировать произведения искусства и детское творчество.
Внимание живым и выразительным особенностям, их воплощение с помощью изобразительных средств делает образ эмоциональным и содержательным, способным вызывать чувства, мысли, идеи. Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты небудничного, возбуждает сознание, заставляет переживать при виде прекрасного и трагичного; вводит людей в мир красоты и правды.
Мы знаем то, что мы видим, но мы не всегда знаем, откуда мы знаем, как далеко от нас отдельное дерево? Или откуда мы знаем, насколько крут холм? И как мы различаем фактуру предметов, не дотрагиваясь до них рукой? Все это мы знаем благодаря собственному опыту — опыту, основанному на интерпретации особенных визуальных подсказок. Если художник знает, что это за подсказки и как ими пользоваться, то создаваемые им картины будут выглядеть очень естественно.
Наше визуальное восприятие реальности представляет собой довольно-таки сложный феномен. Тем не менее, его можно разбить на несколько небольших концепций, усвоение которых позволит ученику — художнику лучше понимать то, что он видит, и что хочет изобразить.
Подобно писателю, который учится преобразовывать свои мысли в слова, предложения, абзацы и главы, художник изучает язык форм, цветов, фактур, тени, образов и композиции, чтобы лучше передать свои мысли.
Рисунки, холсты, репродукции — не копии природы, а ее интерпретация. Интересным рисунок делает и то, что вы изображаете, и то, что опускаете. Это личный взгляд того кто рисовал. В любой простой предмет, вроде стула, перчатки, вазы, зубной щетки можно вдохнуть жизнь, если наблюдать и рисовать их с любовью и старанием.
Наши далекие предки тоже любили рисовать. Хотя у них не было ни бумаги, ни холста, ни карандашей. Люди каменного века наносили свои рисунки на гладкие поверхности больших камней и скал.
Особенности изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной ...
... детей-дошкольников с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, 1989, 1993, 2000). Традиционно, еще со времен Э.Сегена и М.Монтессори изобразительная деятельность широко использовалась в обучении глубоко умственно отсталых детей, ... слов. Важно знать, что большинство специалистов сходятся во мнении, что, детское рисование - ??? один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы ...
С удивительной точностью и выразительностью они изображали диких зверей: оленей, кабанов, мамонтов и бизонов, а также сцены охоты.
Чаще всего они высекали свои рисунки на поверхности скал, пользуясь каменными зубилами и топорами, иногда применяли природные краски — соки некоторых растений. Поэтому творения этих художников и сохранились до наших дней. Мы можем смело сказать, что искусство рисования пришло к нам из глубокой древности и родилось вместе с человеком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психологических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно — пространственно — двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне важно малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходится во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Методика обучения дошкольников рисованию животных
... настоящей работы является описание нетрадиционных приемов обучения детей рисованию животных. В соответствии с целью исследования мы решили следующие задачи: 1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных; 2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных; 3. Описание нетрадиционных техник рисования животных дошкольниками; ...
Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребенок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка — хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок и почему он так рисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полеты и сказочные сценки.
Ребенок рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на наго с определенной точки зрения, как смотрим мы.
Начинающий рисовать ребенок с трудом мыслит и передает в рисунке горизонтальную плоскость стола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Он знает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскость без соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят ее через весь лист, опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, по которой идешь.
Представленные самим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайно попавшихся им образов или начинают повторять себя, что приводит к штампу. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.
Замкнутый ребенок
... на то, с каким чувством ребенок взялся за рисунок. Рисует с удовольствием – любит ... непростую ситуацию. Итак, ваш малыш замкнут, потому что в семье ему ... предметами, а не с членами семьи; сильный нажим на карандаши при рисовании говорит о повышенной тревожности состояния ребенка, слабые линии рисунка ... ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка ...
Все кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребенок рисует бессознательно, нет, у ребенка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком. Знакомит его с предметом изображения, с его основными внешними признаками и приемами их передачи. Практическим знанием предшествует теоретическое обоснование ( например: перед работой над пейзажем объяснятся законы линейной и воздушной перспективы, перед изображением светлоты — правила штриховки, тушевки, заливки и отмывки); дается подробное описание примерного анализа предмета и процесса его изображения.
Маленький ребенок воспроизводит плоские фигуры целостнее, чем взрослый, причем на ранних ступенях это воспроизведение сплошь, а на последующих — во многом отношениях целостнее того воспроизведения, которое имеет место у взрослого человека. Исключением могут служить разве только те случаи, когда взрослый в своем изображении стремится к сочетанию известных свойств и способов воздействия вещей в ярко выраженном экспрессионистическом направлении. Графическое выражение маленького ребенка действительно в некоторый основных чертах родственно экспрессионизму: как маленький ребенок, так и экспрессионист стремится не столько к изображению исключительно внешне оптических проявлений вещей, сколько к воспроизведению их целостной сущности, а следовательно, также и к воспроизведению оборотной стороны или оптически совершенно не воспринимаемых свойств вещи.
В рисунке весьма часто цилиндр изображается не как сумма или соединение конуса и поверхностей срезов, а как сверху, снизу, и кругом своеобразно округленное целое, в виде одного единого в высшей степени целостного овала. Или, например, когда ребенок изображает куб в виде квадрата, а это зачастую имеет место, квадрат это часто означает не одну отдельно взятую поверхность всего куба, как обычно прежде предполагалось, а сжатое выражение многосторонней или даже всесторонней квадратности куба.
Дальнейшей основной чертой ранних детских рисунков, сделанных по простым планимитрическим или сререометрическим образцам, является следующее: подлежащие передаче формы двух или трех измерений находят свое выражение не в соответствии с объектом ( и притом этого соответствия здесь нет ни в духе понимания взрослых, ни в духе понимания детей), а главным образом в соответствии с тем воздействием, которое они оказывают на наблюдателя. Это значит, что предмет не изображается в его изолированном вещественном бытии.
Ребенок вообще не передает нечто ему противостоящее, отделенное от него той пропастью, которая существует между нами, взрослыми, и «предметами», и которая действительно делает эти предметы чем-то «противопоставленными» по отношению к нам. Напротив, ребенок часто выражает в рисунке преимущественно способ воздействия предмета на него самого, так как для него предмет многообразно сплетен и образует с ним тесный комплекс. Здесь мы видим многочисленные, весьма своеобразные целостности, в ярко выраженном виде встречающихся лишь в детских переживаниях. Эти целостности охватывают в переживании ребенка, с одной стороны, его психическо-телесную примитивность, я с другой стороны, саму вещь. В них часто решающее господство над целым принадлежит взаимодействующим связям между обоими полюсами, между ребенком и вещью. Это господство заходит так далеко, что нередко вещественность едва проглядывает из-под действительности отношения ребенка к вещи. Наибольшее же воздействие впечатления от оптического объекта состоит в первую очередь отнюдь не в оптически воспринятых качествах данных предметов, а преимущественно в таких особенностях, которые играют главную роль при тактильно — моторном взаимопротивопоставлении ребенка с объектами. Таким образом, наибольшее влияние должно быть отнесено за счет качеств предмета, могущих быть воспринятыми тактильно — моторным путем, и за счет тактильно — моторных воздействий самого предмета на ребенка, особенно же за счет реактивных и активных ответных проявлений самого ребенка. Все эти перекрестные воздействия значительно и во многих отношениях превосходят оптическое, они даже часто сильно отодвигают оптическое на задний план в пользу других, преимущественно тактильно — моторных сторон переживания, отличающихся, как правило, очень сильно акцентуированной эмоциональной иволютивной окраской.
Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе ...
... Спешнева. Как известно, роман «Отцы и дети» посвящён авторитетному критику В. Г. Белинскому. Отличавшийся резкостью, верностью и глубиной суждений он так же как и прогрессивные деятели того ... Современники Тургенева усматривали сходство взглядов Базарова и другого демократического лидера- Н. А. Добролюбова. И действительно, Тургенев привнёс в образ Базарова нетерпимость Добролюбова к либералам, к ...
Таким образом, становится ясным, что детское графическое изображение этих переживаний, имеющих своим основным моментом, как правило, не оптически — предметное, отнюдь не заключается в непосредственной передаче или в копии изолированно — оптического.
Графически выражая эти свои переживания, ребенок часто стремится уловить, каким бы то ни было образом преимущественно неоптическое.
Для нас, взрослых, в общем, превалирующее значение имеют оптические свойства и задачи оптического изображения при передаче предмета. Однако, основываясь на этом, мы отнюдь не должны отыскивать преимущественно оптического осознания предмета в графическом изображении его ребенком. Напротив того, способы выражения, имеющие место в детском рисунке, носят значительно более опосредствованный характер. Они являются посредником между нами и тем чрезвычайно многим и разнообразным, что может быть передано непосредственно оптическим путем уже по одному тому, что оно само содержит очень многое, часто почти исключительно неоптическое.
Наилучшими примерами примитивного выражения такого взаимопротивопоставлении ребенка и объекта может служить изображение углов, например, у ромба, треугольника или куба, или передача острия конуса. Заостренность всех этих форм передается на ранних ступенях развития повсюду в виде своеобразного выражения динамики углов и заострений и того, главным образом, тактильно — моторного взаимного противопоставления, которое существует между ними и ребенком, а вовсе не в виде копирующего срисовывания соответствующих линий или поверхностей, образующих данный угол или заострение. Как графическое выражение острия мы здесь встречаем: один или даже несколько лучей, острые наросты, колючие выступы или, очень часто, одну основательную точку, помещенную в направлении действия острия. Во всех этих случаях свое выражение не только фигурное или пространственное, что присуще углу или острию, но и взаимодействие между углом или острием, с одной стороны, и рукой ребенка, с другой. Часто даже подчеркивается почти исключительно это взаимодействие, причем перевес находится на стороне то одних, то других черт соответствующего переживания, объединенного в один тесный комплекс. Или, например, фигура, состоящая из квадратной решетки, охотно передается в виде конглометра маленьких квадратов или кружков, которые должны выражать наличие дырок в фигуре и даже сам момент проникания через эти дырки.
Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
... 67-68]. Роль общения взрослых в жизни и развитии ребенка очень велика. В общении с взрослые учат ребенка уважению к людям и милосердию к ... детей дошкольного возраста (5-6 лет). Методики исследования: Методика «Несуществующее животное». Методика «Рисунок человека». Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент. Структура работы. Работа ...
Или при передаче круглых предметов в детском решении обычно участвует то, что эти предметы могут кататься, и что есть возможность их постижения кругом со всех сторон. Таким образом, всякий раз, тем или иным способом, привлекается для участия в изображении то жизненное, деятельное, нередко многостороннее взаимопротивопоставление, которое имеет место между ребенком и объектом и нередко играет почти исключительную, решающую роль в этом деле.
Изобразительные умения и навыки складываются в результате систематических постоянных упражнений. Прежде всего, это учебные рисунки. Им надлежит отличатся глубоким и детальным изучением формы предмета. Его основных признаков и свойств, ясными техническими и изобразительными средствами и приемами реалистического изображения.
Умение изображать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, с привычкой к постоянному контролю за своими действиями, к сравнению нарисованного им с натурой.
Основу теоретической части и учебные задачи составляют: техника рисунка. Композиция рисунка, последовательность изображения, изображение предметов и пространства. Подробное изложение содержание каждой задачи и практических приемов ее решения должно обеспечить грамотное выполнение практических работ.
1.2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа — СТАДИЯ КАРАКУЛЕЙ, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули — обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Более того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изображать, например, яблоко, просто не возможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Курсовая
... предмет, задачи, цель работы. В первой главе раскрываются теоретические основы развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Вторая глава посвящена изучению особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Работа изложена на 33 ...
Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время — остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается ребенку. Самый известный тип каракулей — бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят:» это он рисует звук, движение, » -на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.
Часто, стадию каракулей или стадию «мараний» (какой понятный, почти житейский термин!) сравнивают с младенческим гулением. Гулением возникшим задолго до появления речи, когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребенок стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур — «круг».
Очень важно замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, на цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них «вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадия доизобразительного периода — от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка — каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это — папа» или «Это — я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого — СТАДИЯ ПРЕДМЕТНОГО РИСОВАНИЯ (схематичного изображения).
Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано.
Например, изобразив множество кривых кружков, трехлетний ребенок спрашивает себя: «Это снег?» Рука еще опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что, «зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначально строится по образцу прописей и меняется лишь к десяти — одиннадцати годам. Именно в этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестают следовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок — левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своей левой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почерк индивидуален по происхождению и очень устойчив, он практически не меняется в течении жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимает окончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно — медицинскую экспертизу подчерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован и теперь может измениться только при органических поражениях мозга, при прогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.
Особенности формирования у детей знаний о видах изобразительного искусства
... жизненным опытом. В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного ...
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму — они изображают человека «вообще». Первое, что у них получается, знаменитый «головоног», созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая, минус — рожица кривая, ручки, ножки, огуречик . Вот и вышел человечек». Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); «огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки — ручки и палочки- ножки. Обратим внимание: ни о каком умении считать, пока нет и речи, тем не менее на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один — никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибся. У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться от нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилие родителей и воспитателей подстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным, недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживания своей «самости». Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опыте ребенка (другого у него пока нет), повторяются — всю недолгую историю его жизни.
Вспомним, что физически, двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первое изменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяется из сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держать голову, его восприятие мира меняется, обогащается — по-другому начинают работать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его держали все время вертикально. Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общее туловище, из которого торчат все те же палочки-ручки и палочки- ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей — головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего — туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму — квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например — зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующими статусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом.
Полные профили имеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка — СТАДИЯ ПРАВДОПОДОБНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ — характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполнятся функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи — округлость. Больше внимание уделяется изображению одежды. Все это достигается не срезу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во — вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка — его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане.
Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок. В точности повторяя логику развития самого маленького художника.
Когда-то его собственные руки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогал их, прежде чем использовал по назначению — стал хватать настоящие игрушки, которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек — рук; и заметьте: как правило, пальцев именно пять, а не три или семь — у ребенка, который еще не имеет представление ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом у пятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она — важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходится усваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах. Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша, когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе и шапке, а эта — в платье и с бусами — это для ребенка совершенно разные люди. Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на тело платье, на платье пальто — те же » слои» — три параллельные линии — на множестве рисунков. На платье карманы — их не видно под пальто, но они там есть! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские» рисунки могут продолжаться и до семи лет. Только скелет дети не рисуют никогда — они его не чувствуют, не ощущают — потому и не рисуют. Последними материализуются ноги — и снова через непропорционально большие стопы. Все, человечек собран, этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, — первыми шагами.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит — ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЕГО ОКРУЖЕНИЮ. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на машине, он живет в этом доме, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира. На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематическое указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии — ПРАВИЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ.
Здесь мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою «детскость» — те специфические особенности, которые присущи именно детскому возрасту.
ГЛАВА 2. НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО — ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАТЮТМОРТОМ
Натюрморт в переводе с французского — «мертвая природа», но это совсем не так. Ведь и фрукты, и цветы кажутся живыми, сочными и ароматными. Натюрморты помогают нам увидеть бесконечное разнообразие и богатство окружающего нас мира.
Вот как красиво написал о натюрморте искусствовед Г.А. Недошивин:
«Стекло рядом с серебром, сочная ветчина подле шероховатой кожуры лимона, накрахмаленная ткань скатерти, ложащейся мягкими складками, «звонкий» металл ножа…».
Когда читаешь эти строки, то перед глазами сразу возникает стол, накрытый белоснежной скатертью, серебряная утварь, хрустальные бокалы и графин, розовая ветчина на большом блюде и душистые спелые лимоны.
Художник любуется миром вещей, созданных природой и человеком, и показывает нам их красоту. Это и есть натюрморт.
Этим словом, называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства. А также отдельные произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь. Музыкальные инструменты, цветы. Фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы. Натюрморты помогают нам увидеть бесконечное разнообразие и богатство окружающего нас мира.
Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определиться в 17 веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
Голландские мастера выработали строгие схемы и оппозиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок. Они видели в вещах «тихую жизнь» и назвали натюрморт «стиллевен». Действительно, изображая цветы, «завтраки». «охотничьи трофеи», художник неторопливо наблюдая, то тихую, то шумную борьбу света и тени в ярких бликах металлических кувшинов и темных бархатисто — глубоких тонах тяжелой узорчатой скатерти и таинственного фона; он видел переливчатую игру цвета на перламутровой раковине, густые багряные отсветы вина в прозрачном бокале, холодный блеск фарфора и теплоту румяных персиков; ощущал сытость и довольство бюргера в его пузатых кувшинах, наполненных вином, и в широкогорлых бокалах, лежащих на боку; ему виделось в трепетных изгибах стеблей и лепестков цветов стремление вырваться на свободу, к свету; его взор привлекали самодовольство тяжелых кувшинов, высокомерие узких бокалов, тихая покорность в складках брошенной не стол салфетки.
Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изящество и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер; символический натюрморт, изображая свечи. Череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности человеческой жизни.
Натюрморт для обучающихся рисованию — очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Освоение приемов изображения натюрморта удобнее начинать с рисования хорошо знакомых объемных предметов карандашом и краской одного цвета.
Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск воспитателя- педагога будет успешном, при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Поэтому нам представляется значимым раскрытие творческой деятельности воспитателя- педагога по изобразительному искусству, где наряду с эмоционально — образным восприятием мира искусства раскрывался бы методический поиск средств его изображения.
Натюрморт — первый жанр живописи. С которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображаемых предметов и любоваться ими. Эксперимент Н.М Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлекла жанровая бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров понятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображенными, например, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Н.М Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения — могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально — творческое начало. С помощью живописи старших дошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта. Например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В.Сторожов «Хлеб. Квас» и др.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи, фрукты, цветы и плоды, посуда, овощи и другое), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию. Например: И.Хуцкий «Цветы и фрукты»; И.Михайлов «Овощи и фрукты»; К.Петров-Водкин » Бокал и лимон».
К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека или натюрморты с включением в них пейзажа. Например: Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И.Серебрякова «За завтраком»; П.Крылов «Цветы на окне» и другие.
В старших группах детского сада следует показывать детям разнообразие натюрмортов. В дополнение к однопорядковым и смешенным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно — реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.
В отборе произведений по Фоме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение. Как передал содержание, какие художественные средства использовал. Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Отбирая натюрморты для ознакомления детей дошкольного возраста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.
Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их условно можно разделить на 4 группы:
1 группа — содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник;
2 группа — изобразительно-выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником;
3 группа — эмоционально — личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению;
4 группа воспитательная: воспитание нравственно — эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе. Душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно-развивающих игр. Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В ознакомлении старших дошкольников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
НАТЮРМОРТ
На блюде разложу красиво
Гроздь винограда, груши, сливы.
Открою я свою тетрадь
И стану фрукты рисовать.
Сначала нарисую сливы
С лилово-розовым отливом.
Потом душистой груши бок,
В котором бродит спелый сок.
Потом прозрачный виноград,
Хранящий южный аромат.
Удачным вышел натюрморт,
И я своим рисунком горд!
Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках — в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» — так говорил В.Н.Сухомлинский.
2.2 ТЕХНИКА, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСОВАНИЯ НАТЮРМОРТА СТАРШИМИ ДРШКОЛЬНИКАМИ
На занятии мы должны сравнить высоту всей группы с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. Отметим на нем основную пропорцию всей группы натюрморта.
Посмотрим в целом на всю постановку и мысленно представим себе ее изображение на бумаге, чтобы проверить, соответствуют ли размеры рисунка размерам изобразительной плоскости. В заданных размерах натюрморта определим место и размеры каждого предмета. Сравнив ширину изображаемых предметов со всей длиной изображения, обозначим штрихом найденные пропорции. Отметим положение правой части предмета, ширину предметов находящихся в центре, зафиксируем положение левой части их контура. Делаем разметку предметов фигурантов натюрморта. Цельное видение натюрморта позволяет одновременно обозревать несколько предметов, сопоставляя их части между собой и по отношению к целому, затем планомерно строить это целое. Обобщенно линейно изображаем форму каждого предмета, сравним по массам натюрморт и его изображение, после чего тщательно построим форму каждого предмета и вновь все в целом проверим.
Перейдем к передаче светотени карандашом. Легко наметим границы тени, света и бликов на поверхностях формы предметов, на предметной плоскости и фоне. Найдем в натуре самый яркий свет и самую темную тень. Определим тоновые отношения всех поверхностей. Начнем с самой темной падающей на фон тени и будем вести штриховку в той последовательности, которая вытекает из натурных тоновых отношений.
Заштриховав затененные планы всех предметов натюрморта, проверим, насколько верно переданы тоновые отношения между ними. Сделанное позволяет перейти к моделировке объемной формы всех предметов тоном. Выделим корпусные тени и рефлексы, плавно их соединим с тенями. Сравнив все светлые поверхности, покажем тоновые отношения между ними. Фон и предметную плоскость моделируем одновременно с теми предметами, с которыми они связаны, стремясь отметить положение поверхностей среды в пространстве и вместе с этим -объемность предметов. Проследим характер границ всех предметов, уточним их четкость или мягкость, вид одной формы на фоне другой.
Теперь оценим в целом изображение и натуральную постановку, чтобы понять, подчинены ли все элементы рисунка целому, как в натуре. Удалось ли добиться целостности, единства и соответствия натуре.