Развитие одаренности в дошкольном возрасте

Считается, что человеческое мышление, способность к творчеству — величайшие из даров природы. Природа отмечает каждого человека, но свои дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным принято считать того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Феномен одаренности и творчества привлекает внимание исследователей уже много веков, но лишь в последние годы рост интереса к проблеме одаренности приобрел характер устойчивой тенденции. Объясняется это спецификой происходящих в обществе перемен. Решение проблемы раннего выявления и развития одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны — единственного, надежного гаранта национальной безопасности. Количество населения, обширные территории, сырьевые ресурсы в новых условиях все больше отходят на второй план и уже не рассматриваются как надежная основа стабильности государства. В информационном обществе начинают более всего цениться интеллект и креативность. Поэтому развитие детской одаренности становится все более важной задачей.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Все вышеперечисленное обусловливает актуальность исследуемого нами вопроса.

Цель исследования: разработка рекомендаций по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Объект исследования — детская одаренность как явление.

Предметом нашего исследования рекомендации по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • кратко раскрыть понятие одаренности;
  • показать особенность развития одаренных детей;
  • выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей в ДОУ;
  • рассмотреть методы диагностики одаренности и провести исследование.
  • разработать рекомендации по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Гипотеза исследования: Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если учитывать психолого-педагогические особенности развития одаренных детей; если в работе с дошкольниками систематически и целенаправленно применять эффективные методы и приемы по развитию одаренности.

9 стр., 4296 слов

«Вклад К.Д. Ушинского в развитии дошкольного образования»

... содержание общественного развития. Цель работы – рассмотреть вклад Ушинского в развитии дошкольной педагогики. 1.Краткая биография К.Д. Ушинского (1824-1870) К.Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного ...

Методы исследования: беседа, наблюдение, тестирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1.

1. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Е.С. Белова. М.: Московский психолого-социальный ин-т ; ФЛИНТА, 1998. — с. 24..

Каждый одаренный ребенок — особенный, но при этом индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует достаточно много признаков, свойственных для большинства одаренных детей. Причем наряду со скрытыми от непрофессионального взгляда, есть и такие, которые часто проявляются в общении ребенка, в его поведении и в разных видах деятельности.

Важность их в том, что они почти всегда могут быть выявлены не только психологами, но и воспитателями детских садов и родителями. Наибольшее внимание необходимо уделить тем качествам, которые существенно отличают одаренных детей дошкольного возраста от их сверстников.

Эти качества выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и поведенческие особенности талантливых людей историки и биографы. Основная масса из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

  • 90 % из них обладали высоким уровнем интеллекта, любознательностью, стремились выделиться среди сверстников;
  • 75 % выдающихся людей рано «созрели», отличались нравственностью, критичностью, честностью, были серьезны;
  • почти 90 % из них обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

— практически 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст]/ М. Васильева, Т. Юнг// Дошкольное воспитание. 2006. — № 2. — С. 10-11..

Характерные черты одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены при помощи наблюдения за его действиями. Признаки одаренности охватывают две стороны поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки: Наличие специфических стратегий деятельности. Деятельность одаренного ребенка дает специфическую продуктивность. Можно выделить три основных уровня успешности деятельности: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

6 стр., 2898 слов

Театрализованная деятельность детей в детском саду

... делить детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении ...

Для одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — сформированность своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему».

Также одаренному ребенку свойственен особый тип организации знаний: способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; высокая структурированность; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности); свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Повышенная избирательная чувствительность к определенным аспектам предметной действительности (знакам, техническим устройствам, звукам, цвету, растениям и т.п.) либо определенным формам собственной активности (познавательной, физической, художественно-выразительной и т.п.), причем при этом дети получают удовольствие Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 13-18..

Психологические особенности одаренных детей могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Феноменальная память, блестящая наблюдательность и т.д. сами по себе не свидетельствуют об одаренности. Они могут служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии Ксензова, Г.Ю. Успех рождает успех [Текст] / Г. Ю. Ксензова// Открытая школа.-2004 г.- №4.- С. 52..

Также необходимо отметить, что поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем перечисленным признакам. Эти признаки часто противоречивы в своих проявлениях, так как во многом зависят от предметного содержания деятельности и социального контекста. Но даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и натолкнуть его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 13-18..

В настоящее время большинство психологов признает, что уровень, своеобразие и развитие одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, а также деятельности ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом большое значение имеют собственная активность ребенка, а также уровень саморазвития личности.

Таким образом, с психологической точки зрения детская одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.

18 стр., 8784 слов

Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома ...

... воспитатели одаренных детей. Задачи: - рассмотреть понятие одаренность и одаренные дети - рассмотреть виды одаренности и особенности развития одаренных детей дошкольного возраста - проанализировать проблемы воспитания одаренного ребенка в ДОУ и дома - предложить этапы психолого-педагогической работы с одаренным ребенком. Исследования ...

Одаренность различают по: широте проявления — общая или: специальная; типу предпочитаемой деятельности — интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.; интенсивности проявления — повышенная готовность к обучению, одаренные, высокоодаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды); виду проявления — явная и скрытая (непроявившаяся); темпу психического развития — одаренные с нормальным темпом возрастного развития или же со значительным его опережением; возрастным особенностям проявления — стабильная или преходящая (возрастная); личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям Грабовский, А.И. К вопросу о классификации детской одаренности [Текст] / А.И. Грабовский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 13-18..

Нам кажется, что одним из наиболее дискуссионных вопросов среди педагогов и психологов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. На сегодняшний день существуют две противоположные точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой точки зрения считают, что одаренность можно развить практически у любого здорового ребенка, если создания для него благоприятные условий. Для сторонников другой точки зрения одаренность — это уникальное явление. Они уделяют основное внимание поиску одаренных детей Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: уч. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.И. Савенков. М.: Академия, 2002. — С. 57.

Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Также мы знаем, что тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком разнообразии деятельностей, потому что его психические возможности очень гибкие на разных этапах возрастного развития. Это и создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут проявить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Но одаренность может проявляться не всегда. В качестве одной из причин отсутствия проявлений одаренности может служить отсутствие или недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Поэтому одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее явной форме.

В зависимости от смены возраста, уровня образования, освоения норм культурного поведения и правил, от типа семейного воспитания и т.д. может происходить уменьшение признаков детской одаренности. Именно из-за этого очень сложно оценить уровень устойчивости одаренности у ребенка за определенный период времени. А также появляются сложности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Кроме этого у одаренных проблем есть свои проблемы: 1) Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2) Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3) Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4) Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование. 5) Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы: 1) Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. 2) Ощущение неуязвимости. 3) Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4) Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5) Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6) Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: уч. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.И. Савенков. М.: Академия, 2002. — С. 111-115..

2. Методы выявления и диагностики одаренности у детей дошкольного возраста

Поиск детей с неординарными способностями — это совместная работа родителей, психолога и воспитателя. На сегодняшний день существует множество методик для диагностики одаренности детей дошкольного возраста, ее отдельных признаков и видов: психомоторной, интеллектуальной, творческой, в сфере общения и т.д.

С целью выявления одаренных детей и определения уровня развития одаренности в дошкольном возрасте нами была проведена диагностика у дошкольников старшей группы ДОУ «________». В исследовании приняло участие 30 человек, возраст 5-6 лет (2 группы по 15 человек).

Контрольная группа — дети, занимающиеся по обычной программе. Экспериментальная группа — дети, занимающиеся по углубленной программе «Первые шаги», направленной на развитие творческих способностей.

В исследовании использовались следующие методики: методика, разработанная Е.Г. Речицкой и Е.А. Соминой на основе теста «Неполные фигуры» Е. Торренса Белькова, А. И. Педагогическая диагностика, как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч.З. [Текст] / Белькова А.И. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — С. 47-50.; «Пиктограмма «Нарисуй слово» А.Р. Лурия . Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст]/ М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005. — с. 89-93..

При помощи методики Е. Торренса мы определили уровень оригинальности и уровень сформированности творческого воображения являются: Количественная продуктивность — определяется по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур. Большое значение имеет наличие в них творческих работ — рисунков, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Нетворческие работы — типичные работы, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент воображения (круг — колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла); или рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).

Оригинальность мышления — наличие большого количества оригинальных изображений, они свидетельствуют о силе, пластичности фантазии. Качественный уровень — включенность фигуры в изображаемый объект, его место и функциональное заключение.

Методика Пиктограмма «Нарисуй слово» А.Р. Лурия предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения и мыслительной деятельности, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.

Все изображения классифицируются на пять основных видов:

  • абстрактные (А) — не оформленные в образ линии;
  • знаково-символические (3) — знаки и символы;
  • конкретные (К) — конкретные предметы;
  • сюжетные (С) изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
  • метафорические (М) изображения в виде метафор, художественного вымысла.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение. Наиболее часто употребляемый вид свидетельствует о характере мыслительной деятельности:

  • А и 3 — тип «мыслителя» — обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления;
  • С и М — креативы «художественного» типа;
  • К — конкретно-действенное практическое мышление.

Эти методики могут быть использованы воспитателями и психологами, заинтересованными в выявлении и развитии различных способностей детей, а не только в традиционной оценке академических достижений и тестировании интеллекта.

3. Анализ результатов исследования

развитие одаренность дошкольный возраст

Результаты исследования по методике, разработанной Е.Г. Речицкой и Е.А. Соминой на основе теста «Неполные фигуры» Е.Торренса.

Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

И предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств — видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.

Кандидатами психологических наук, профессорами Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. были разработаны шесть качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

1 уровень — работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

2 уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

3 уровень — характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг — не просто яблоко, а на тарелке).

На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат — зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.).

Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

4 уровень — в работах отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5 уровень — для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

6 уровень — качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству Белькова, А. И. Педагогическая диагностика, как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч.З. [Текст] / Белькова А.И. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. — С. 47-50..

Результаты исследования по методике, разработанной Е.Г.Речицкой и Е.А.Соминой на основе теста «Неполные фигуры» Е.Торренса.

Проведем сравнительный анализ результатов диагностики по 1 — й методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по уровням развития воображения по результатам 1-й методики:

Таблица 1. Результаты исследования по методике «Неполные фигуры»

Показатели

Уровни развития воображения

1

2

3

4

5

6

Контрольная группа

Кол-во чел.

3

7

5

0

0

0

%

20%

47%

33%

0%

0%

0%

Экспериментальная группа

Кол-во чел.

0

0

6

5

4

0

%

0%

0%

40%

33%

27%

0%

По данным таблицы 1 построен график, наглядно отражающий разницу в уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

Рисунок 1. Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам методики №1

Итак, по данной методике дети контрольной группы продемонстрировали невысокий уровень развития воображения. К высоким 4-му, 5-му, 6-му уровням не был отнесен ни один ребенок из контрольной выборки.

Большая часть испытуемых контрольной группы (47%) была отнесена ко 2-му уровню развития воображения.

Уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большего числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

Треть детей контрольной группы (33%) была отнесена к третьему уровню развития воображения, для которого характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды, наблюдается изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения, но в то же время, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

И, наконец, 20% детей были отнесены к самому низкому уровню развития воображения. Данным работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей, эти дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

Далее обратимся к результатам по экспериментальной группе — по группе детей, которые занимаются по программе «Первые шаги». При диагностике этих детей получены совсем другие результаты. Так, к низким 1 — му и 2-му уровням не был отнесен ни один младший школьник. К 3-му уровню отнесены 6 чел. или 40%. 5 детей или 33% отнесены к 4-му уровню развития творческого воображения.

В работах этих детей отмечается широко развернутая предметная среда, дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

Наконец, к 5-му уровню развития творческого воображения отнесены 4 детей (27%).

Для работ этих детей уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

Результаты исследования по тесту «Пиктограмма «Нарисуй слово» А.Р. Лурия.

Распределение детей двух групп по характеру мыслительной деятельности, свидетельствующей об уровне развития воображения, зафиксировано в таблице 2:

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Нарисуй слово»

Показатели

Тип «мыслителя»

Креативы «художественного» типа

конкретно-действ. практич. мышление

А

З

С

М

К

Контрольная группа

Кол-во чел.

2

4

2

3

4

%

13%

27%

13%

20%

27%

Экспериментальная группа (дети из тв маст «Пегас»)

Кол-во чел.

1

1

6

5

2.

%

7%

7%

40%

33%

13%

Процентное распределение детей экспериментальной и контрольной группы по уровням развития воображения по результатам 2-й методики по данным таблицы 2 построен график, наглядно отражающий разницу уровне развития воображения и творческих способностей детей двух групп:

Рисунок 2. Распределение детей двух групп по уровням развития воображения и творческих способностей по результатам 2-й методики

По результатам проведения 2-й методики с детьми контрольной группы к творческим работам можно отнести только работы, выполненные 5-ю детьми, это так называемые креативы «художественного» типа (условные обозначения в таблице — «С» и «М»).

6 детей контрольной группы отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице — «А» и «3»).

4 ребенка контрольной группы отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице — «К»).

По результатам проведения 2-й методики с детьми экспериментальной группы к творческим работам можно отнести уже работы 11 детей. Это существенно больше по сравнению с контрольной выборкой старших дошкольников.

Так, 6 человек по результатам 2-й методики отнесены к креативам «художественного» типа («С»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как сюжетные (С) (изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности).

5 человек по результатам 2-й методики отнесены к креативам «художественного» типа («М»): изображения, выполненные данными детьми, классифицированы как метафорические (М) (изображения в виде метафор, художественного вымысла).

2 человека отнесены к типу «мыслителя», для них характерно преобладание обобщения, синтеза в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления (условные обозначения в таблице — «А» и «3»).

2 ребенка отнесены к типу конкретно-действенного практического мышления (условные обозначения в таблице — «К»).

Таким образом, мы видим что у детей, которые занимаются по программе «Первые шаги» творческое креативное мышление развито гораздо сильнее, чем у группы детей контрольной группы.

Наше исследование полностью подтвердило гипотезу, которую мы ставили перед началом исследования. Безусловно необходима планомерная, систематическая и целенаправленная работа с детьми, чтобы выявить и развивать их способности и признаки одаренности.

4. Рекомендации по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Проявление признаков одаренности у детей начинается уже на ранней ступени образовательного процесса — в дошкольных учреждениях. Поэтому одной из приоритетных задач педагогического коллектива дошкольного учреждения в реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» является создание и организация условий по выявлению природных задатков воспитанников.

На сегодняшний день в нашей стране существует значительное количество разных программ для развития одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности. Почти в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когнитивный (интеллектуальные и творческие способности) компоненты.

Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу, то есть работать систематически и целенаправленно в данном направлении.

В последнее время уделяется большое внимание составлению программ именно по развитию одаренных детей. Основная причина сбоев в этом направлении была в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. Поэтому при составлении плана программы для одаренных детей необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа также должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

Но прежде чем начинать работу с одаренными детьми, этих детей необходимо выявить из группы, если таковые есть. Система выявления одаренных детей включает в себя наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности и т.д.

Основным подходом в выявлении одаренных детей является комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и воспитателей. Желательно использовать разные методики отбора детей и в дальнейшем постоянно наблюдать за их успехами.

На первом этапе поиска юных дарований учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и воспитателей. Можно использовать результаты групповых тестирований.

Второй этап — диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов исследования на первом этапе ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой и гибкостью мышления, любознательностью и легко учится. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

Дети с творческим мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего их творческих наклонностей.

Дети с преимущественным преобладанием в художественных способностях, он с ранних лет проявляют склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости, потому что эти дети обычно отличаются высокой ранимостью.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации.

На третьем этапе работы с одаренными детьми наибольшая роль отводится воспитателям, задача которых — развивать и углубить их способности.

Вопрос одаренности на сегодняшний день становится все более актуальным. Это связано прежде всего с потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Наше время требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Выявление на ранних стадиях, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования и воспитания. Но низкий уровень психологической подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их индивидуальных качеств и всей их деятельности. Достаточно часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы. Очень сложно изменить систему образования, перестроить отношение воспитателя к одаренному ребенку.

Почему же это происходит? Потому что одаренные дети очень требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети достаточно часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в статусе «неодобряемых», «белых ворон». Поэтому надо добиваться изменения такой позиции, и в первую очередь это связано с подготовкой самих воспитателей для работы с одаренными детьми.

Среди педагогов и психологов существует такое мнение, что одаренным детям не нужна помощь и поддержка взрослых, особое их внимание и руководствео. Но наоборот из-за личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому воспитателям, занимающиеся с одаренными детьми, необходимо быть очень терпимы к критике вообще и себя в частности. Одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление агрессии к себе. В итоге ребенок выглядит отвлекающимся, непоседливым, постоянно на все реагирующим. Для этих детей не существует правил (все как у всех), особенно если они не совпадают с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Поэтому необходимо понимать, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Воспитателю, психологу, работая с одаренными детьми необходимо: изучать индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка; уважать и обсуждать любую идею ребенка; поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым; подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помнить о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка; центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе; педагоги должны быть более ориентированы на создание для дошкольников возможности занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

Поэтому считается необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми.

Таким образом, работа с одаренными детьми в ДОУ должна проводится в трех направлениях: дети, воспитатели, родители.

Кроме этого рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей;
  • Учет сензетивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;
  • Своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;
  • Равновесие, т.е. рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;
  • Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Заключение

Работникам системы образования было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения некую особую метку, но, к счастью для общества и для его отдельных членов, в реальной жизни этого нет. Вдобавок ко всему совершенно очевидно, что само понятие одаренности весьма расплывчато. Поэтому при определении системы поиска и выявления способных детей от каждой конкретной социальной общности требуется особенно тщательный учет соотношения потребностей и ресурсов.

Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе — сравнительно новый элемент в деятельности педагогов.

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу: Развитие одаренности детей дошкольного возраста будет эффективно, если в работе с дошкольниками систематически и целенаправленно применять эффективные методы и приемы по развитию одаренности.

Исследование проводилось на двух старших группах детей ДОУ «_______». В исследовании использовались следующие методики: методика, разработанная Е.Г. Речицкой и Е.А. Соминой на основе теста «Неполные фигуры» Е.Торренса; «Пиктограмма «Нарисуй слово» А.Р. Лурия.

Наше исследование полностью подтвердило гипотезу, которую мы ставили перед началом исследования. Безусловно планомерная, систематическая и целенаправленная работа с детьми повышает уровень фантазии и воображения детей дошкольного возраста. Эти дети мыслят совершенно иначе. Их воображении более гибкое и креативное. Занятия в значительной степени способствует развитию индивидуальных и творческих способностей детей, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца.

Также мы разработали ряд рекомендаций по развитию одаренности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Работа с одаренными детьми в ДОУ должна проводится в трех направлениях: дети, воспитатели, родители.

Кроме этого рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей;
  • Учет сензетивности дошкольного детства как периода, наиболее благоприятного для развития одаренности;
  • Своевременное начало, т.е. как можно более раннее начало работы по развитию способностей ребенка;
  • Равновесие, т.е. рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;

— * Взаимодействие и сотрудничество детского сада с учреждениями образования, культуры, искусства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rabota-s-odarennyimi-detmi-doshkolnogo-vozrasta/

1. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Е.С. Белова. М.: Московский психолого-социальный ин-т ; ФЛИНТА, 1998. — 144 с.

2. Белькова, А. И. Педагогическая диагностика, как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч.З. [Текст] / Белькова А.И. СПб: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — С. 40-55.

3. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст]/ М. Васильева, Т. Юнг// Дошкольное воспитание. 2006. — № 2. — С. 9-17.

4. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации детской одаренности [Текст] / А.И. Грабовский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 13-18.

5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст]/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. — М.,2000. — 144с.

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002.- 368 с.

7. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст]/ М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005. — 189 с.

8. Ксензова, Г.Ю. Успех рождает успех [Текст] / Г. Ю. Ксензова// Открытая школа.-2004 г.- №4.- 52с.

9. Леднева, С. А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал [Текст] / С. А. Леднева. — 2002 г. — № 1.-42с.

10. Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 2003. — № 4. — С. 13-18.

11. Лубовский, Д. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития [Текст]/ Д. Лубовский // психологическая наука и образование. 2004. — № 3. — С. 82-87.

12. Пасечник, Л. Одаренный ребенок особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 13-20.

13. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: монография [Текст] / под. ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с.

14. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, [и др.]; под ред. Н.С. Лейтеса. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с.

15. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст]//Управление образовательным учреждением. — 2005. — №4. — с.10-23.

16. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: уч. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.И. Савенков. М.: Академия, 2002. — 232 с.

17. Хуторский, А. В. Развитие творческих способностей [Текст] / А. В. Хуторский.- М.: Владос, 2000. — 220с.