Интеллектуальная готовность детей к школе

Содержание скрыть

Введение, Актуальность.

Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемой «школьной зрелости»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» и сравнительно невысокий уровень интеллектуальной готовности к обучению. (И.В.Дубровина,1995,1998).

Поэтому большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода — год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Цель: Исследовать интеллектуальную готовность детей к школе.

Предмет: уровень интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе.

Объект: Дети дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Изучить психологическую структуру готовности к школьному обучению.

Выявить возрастные особенности старших дошкольников.

Рассмотреть показатели интеллектуальной готовности к школе.

Проанализировать методики диагностики интеллектуальной готовности.

Структура работы:

дошкольник интеллектуальный обучение мышление

Глава 1.Теоретический анализ готовности ребенка к школьному обучению

1.1 Понятие готовности к школьному обучению

Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

18 стр., 8870 слов

Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи

... его логического мышления. Актуальность исследования проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР ». Цель работы:, Объект исследования, Предмет исследования:, В работе проявляется гипотеза о том, что недостаточное ...

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умения ребенка сознательно подчинять свои действия заданным словесным указаниям взрослого.

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход основан на периодизации психического развития ребенка и смене ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению, получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, из готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико — синтетической деятельности, степени сформированности механизма волевой регуляции.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

произвольном поведении

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающейся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны — слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Д.Б. Эльконин (1978) считая, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может это сделать в игре в одиночку, т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику, к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе, акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович 1968).

15 стр., 7197 слов

По специальной психологии и педагогике : «Психологическая ...

... психологической готовности к школе являются проблемы, связанные с недостатками в развитии мотивационной сферы. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, обучение), ... было начато в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым. Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей ...

развитие речи.

1.2 Структура готовности к школьному обучению

При изучении теоретических подходов к рассмотрению структуры готовности к школьному обучению, можно выделить следующие ее компоненты, каждый из которых имеет свой удельный вес, как в успешности учебной деятельности ребенка так и в благополучной адаптации его к новым школьным условиям.

1. Интеллектуальная готовность к школьному обучению включает в себя:

  • развитие познавательных интересов (интерес к новым знаниям и заинтересованность в самом процессе познания за счет приложения дополнительных усилий);
  • развитие познавательной деятельности и психических процессов (в восприятии — сформированность сенсорных эталонов, умение планомерно обследовать предметы и явления и выделять их разнообразные свойства;
  • в мышлении — умение постигать основные признаки и связи между явлениями, способность воспроизвести образец, высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления;
  • в мнестической деятельности — умение надолго и логически запоминать информацию);
  • сформированность произвольности психических процессов;
  • развитие речи, сформированность умения связно, последовательно и понятно для окружающих описывать и объяснять явления и события, способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений рук и зрительно-двигательных координаций.

Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности для достижения определенного результата.

2. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению включает в себя:

  • произвольность поведения, которая выражает себя в умении ребенка подчинять действия заданному образцу;
  • формирование таких составляющих волевого действия, как постановка цели, принятие решения, выстраивание плана действия, его реализация и конечная оценка результатов;
  • начало развития таких волевых качеств как дисциплинированность, организованность и самоконтроль;
  • качественно новый уровень развития эмоциональной сферы ребенка, который проявляется в повышении сдержанности и осознанности эмоций, устойчивости его эмоциональных состояний.

Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. Типичной чертой развития данного вида готовности выступает такое явление как соподчинение мотивов, в соответствии с которым у ребенка появляется возможность управлять своим поведением. При этом следует отметить, что основные компоненты волевого действия (поставка цели, принятие решения, составление плана действий, его исполнение и оценка результатов) еще не окончательно развиты и в значительной степени определяются трудностью и длительностью выполнения задания.

14 стр., 6958 слов

«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»

... деятельности дошкольников. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Проблемой развития трудовой деятельности ... труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. ...

Л.С. Выготский считал волевое поведение социальным, источник которого усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли он отводил речевому общению ребенка с взрослыми.

3. Личностная готовность к школьному обучению включает в себя:

  • готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» школьника и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли;
  • наличие в поведении общественных и моральных мотивов (например, чувство долга);
  • начало формирования самосознания (осознавание и обобщение своих переживаний) и устойчивой самооценки, которые предполагают адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы и поведению.

В данном контексте готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него желания учиться, занимать определенную позицию в обществе людей, которая открывает ему доступ в мир взрослых, а также наличие познавательной потребности, которую он уже не может удовлетворять в существующих условиях. Именно сплав этих потребностей сподвигает на новое отношение к окружающей среде, определяемого как «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович).

С данной позиции образ жизни школьника в качестве человека, который занимается в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости.

4. Социально-психологическая, или коммуникативная готовность проявляется в следовании социально приемлемым нормам поведения и общения с взрослыми и сверстниками и предполагает сформированность двух форм общения:

  • внеситуативно-личностное общение ребенка с взрослым, формирующее у первого умение воспринимать последнего в роли «учителя» и занимать по отношению к нему позицию «ученика».

В контексте данной формы общения предполагается, что взрослый наделяется авторитетом и становится образцом для подражания. При этом умение относиться к взрослому как к эталону помогает адекватно воспринимать позицию учителя и его профессиональную роль и понимать условность учебного общения.

  • общение со сверстниками и специфические отношения с ними, которое предполагает развитие навыков делового общения друг с другом, умение успешно взаимодействовать и выполнять совместные учебные действия.

Именно в совместной деятельности детей формируются качества, которые необходимы для общения друг с другом, и которые в дальнейшем окажут помощь при вхождении в коллектив класса, нахождении своего места в нем и включении в общую деятельность.

1.3 Возрастные особенности старших дошкольников

В развитии человека выделяют ряд возрастных периодов, каждый из которых представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, которые в совокупности составляют своеобразие структуры личности ребёнка на определённом этапе развития.

Л. С. Выготский рассматривал возраст как определённую ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, изменяется и перестраивается сам ход развития.

2 стр., 590 слов

Раннее развитие ребенка — вред или польза?

Раннее развитие ребенка — вред или польза? Один из первых педагогов Ян Амос Коменский, живший в 17 веке, предложил особый подход к развитию детей до шести лет. Ребенка он сравнивает с деревом, которое выпустило ... изучены, для этого педагога детский возраст являлся уникальным периодом жизни. По мнению Коменского нельзя обучить, объяснить и освоить с ребенком ту или иную информацию в строго ...

Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.

Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования — комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.

Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте — при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова).

К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей).

С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация).

Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень.

Для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности, и только к 8-10 годам развивается левополушарный. Дети мыслят, прежде всего, образами, но от отдельных образов постепенно переходят к некоторым общим понятиям.

Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста являются игра, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.

В физическом развитии старший дошкольный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных способностей, что расширяет использование активных форм познавательной деятельности (экскурсии, походы) .

3 стр., 1322 слов

Физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста

... для профилактики отклонений в физическом развитии детей. Цель работы - изучить анатомо-физиологические особенности физического развития детей дошкольного возраста. 1. Показатели физического развития детей дошкольного возраста Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная ...

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка.

Важнейшие из них:

  • потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;
  • потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;
  • потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребёнка.

Общение со взрослыми развёртывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь.

При организации процесса включения в активную познавательную деятельность шестилеток необходимо учитывать, что «мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого ещё не закончилось, функциональные особенности которого ещё не сложились и работа которого ещё ограничена».

Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками усложняются. В исследованиях М. И. Лисиной и её сотрудников было установлено, что из различных видов общения ребёнка с взрослым (деловых, познавательных, личностных) в 6 лет преобладает личностное общение.

Анализ мотивов общения у детей старшего дошкольного возраста показывает, что их потребность в беседах на личные темы со взрослыми значительно больше, чем даже у младших школьников. Развитие мотивов общения обеспечивает им относительно глубокое и богатое знание о свойствах окружающих взрослых. Кроме того, общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себя и своей деятельности.

В общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но ещё далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике. Развитие ориентации на других в решающей степени зависит от взрослого, который должен так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя. Для этого можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых дети изображают взаимоотношения между персонажами. Помимо этого, в процессе осуществления игры у детей формируется и целый ряд способов выполнения коллективной деятельности.

В соответствии с программами воспитания в детском саду, дети старшего дошкольного возраста учатся понимать задачу, которую ставят перед ними взрослые, овладевают некоторыми навыками и умениями её выполнения.

Важным компонентом предпосылок к учебной деятельности является самооценка. У старших дошкольников она только начинает развиваться. Умение оценивать результат своей деятельности формируется и в других видах деятельности. Это лепка, рисование, аппликация и др. дети этого возраста способны сравнивать свою работу с работой других, видят свои удачи и промахи, задумываются, как можно выполнить работу на более высоком уровне.

12 стр., 5577 слов

Развитие речи у детей дошкольного возраста

... сказки. Цель дипломной работы — изучение особенностей развития речи у детей в дошкольном возрасте. Задачи дипломной работы: рассмотрение функции речи, этапы ее становления; изучение характеристики психологического развития детей дошкольного возраста; разрешение и реализация проекта по теме «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста на материале ...

В старшем дошкольном возрасте продолжается интенсивное сенсорное развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление.

В 5-6 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов. Но, знакомясь со свойствами предметов, дети не умеют выделить среди них наиболее существенные, определяющие облик предмета и помогающие создать о нём правильное представление. Обычно они выделяют те особенности, которые бросаются в глаза.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идёт по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами и т. д. Сенсорное развитие происходит в различных видах деятельности дошкольника.

В этом возрасте продолжается и формирование таких личностных механизмов (А. Н. Леонтьев, как соподчинение мотивов, принятие нравственных норм, большая произвольность поведения.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит очень быстрое развитие личностного общения, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Поэтому необходима специальная организация жизни и деятельности старших дошкольников. В этот период осуществляется подготовка детей к школе. Основная задача подготовки — в их общем развитии. Необходимо широко использовать дидактические игры, наглядное моделирование звукового состава слова и различных количественных отношений, побуждать детей к различным практическим действиям.

Различные исследования детей-шестилеток показали, что у них несколько затруднён переход от внешнего плана действий во внутренний. Поэтому необходима тщательная отработка действий во внешней форме. Это, прежде всего, относится к развитию мышления.

Рассматривая проблемы формирования наглядно-образного мышления, Н. Н. Поддъяков отмечает: «Одним из важнейших моментов этапа материального действия является формирование у детей полных и точных представлений о произвольном действии и его результатах».

Исследования психологической готовности к школьному обучению детей шести- и семилетнего возраста показывают, что семилетние дети более готовы к включению в учебный процесс.

Готовность дошкольников к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умение пользоваться анализом, синтезом, сравнением.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

15 стр., 7053 слов

«Развитие детей раннего возраста в условиях дополнительного ...

... изучения и рассмотрения опыта работы в данной курсовой работе. Цель: Объект исследования: развитие детей раннего возраста Предмет исследования: развитие детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования Задачи исследования: Изучить: о собенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 ...

Внимание . Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления., Развитие воображения., В сфере развития речи

Для деятельности ребенка 6 — 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 — 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 — 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 — 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

9 стр., 4430 слов

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

... дошкольном возрасте Дошкольный — этап психического развития от 5 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст ...

Мотивационная готовность к школе

Социально-личностная готовность

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику

Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:

цифры и знаки «+» и «-»;

  • смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
  • количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
  • знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

читать числа до 20;

  • считать до 20 (прямой и обратный счет);
  • решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
  • решать примеры в пределах 10 (или 20);
  • пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

алфавит;

  • средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
  • ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

  • различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
  • выделять ударение в словах;
  • устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
  • обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

ясное произношение всех звуков родного языка;

  • умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо — громко — тихо, меняя темп речи: быстро — медленно — быстро;
  • использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
  • должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
  • должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
  • ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
  • уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:

развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
  • умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:

умение выполнять действие классификация;

  • умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
  • умение строить простейшие умозаключения.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание . Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление . Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

Личностная готовность к школе включает

Мотивационная готовность

Интеллектуальная готовность

Волевая готовность

Возрастные особенности детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Возраст (6 — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание.

Память

Развитие мышления

Развитие воображения

В сфере развития речи

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания . У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, Осознание своего «я»

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность

личностная готовность

интеллектуальная готовность

социально-психологическая готовность

1.4 Показатели интеллектуальной готовности к школе

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его познавательной сферы:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Восприятие

К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов (зрительными, слуховыми, кинестетическими и др.), овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний.

Внимание

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, яркими, необычными, новыми. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания» (В.С.Мухина).

Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах[14].

Таким образом, возможности произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 — 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Мышление

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для различных форм мышления [14;22].

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов — анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3 — 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий[21;25].

К 6 — 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление, поскольку словесно-логическое мышление окончательно формируется к 14 годам

Развитию всех видов мышления и мыслительных операций: обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных связей способствуют разнообразные виды детской деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., а также специально подобранные игры и упражнения, которые так же предусмотрены программой воспитания.

Память

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В дошкольном возрасте запоминание носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботиться о том, чтобы все, что воспринимает, легко и точно припомнить впоследствии).

Но порой для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.

Но уже в возрасте 5 — 6 лет начинает формироваться произвольная память. И это является одним из основных достижений детей дошкольного возраста. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4 -5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 -7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала [21;32].

Воображение

Одним из познавательных процессов, формирующихся в дошкольном возрасте, является воображение. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — это преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение — есть отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. Долгое время было весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче и оригинальнее воображения взрослого. Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта.

У детей воображение идет за предметом, и все что оно воссоздаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Еще в раннем детстве ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Это воображение называется репродуктивным (воссоздающим), позволяющее представлять сказочные образы.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного превращается в творческое, которое обеспечивает возможность создания нового образа. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий, когда деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Такое творческое воображение детей проявляется в сюжетно-ролевых играх.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Воображение у старших дошкольников выполняет несколько функций:

1) Познавательно- интеллектуальную (позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи);