Гимнастика как средство развития двигательных качеств учащихся в школе

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: «Умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении» (Авиценна); «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).

Об опасности двигательного голода мы узнаём из популярных публикаций, передач радио и телевидения. Многочисленные научные исследования и опыт энтузиастов говорят о том, что регулярные занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное воздействие на все системы и функции организма человека, обеспечивают его необходимым зарядом бодрости и хорошего настроения. Всё осознаём, всё понимаем, но находим массу причин для оправдания своего бездействия. Одни надеются на природную крепость своего здоровья и лишь после того, как оно сдаёт, обращаются к физкультуре. Другим трудно начать, преодолеть инерцию покоя, перестроить свой режим, А найти самооправдание всегда легко: неотложные дела, погода, настроение и т.д.

Для нормальной работы всех систем организма необходим, прежде всего, оптимальный уровень развития мышечной силы. Этому в большей степени способствует гимнастика.

Гимнастика оказывает общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ; положительно влияет на сердечнососудистую, дыхательную и пищеварительную системы, развивает силу, гибкость, быстроту, выносливость, координацию движений (ловкость).

Говорят, что пока человек гибок — он молод. Действительно, гибкость позвоночника, подвижность, амплитуда движений в суставах во многом определяют состояние здоровья.

Объект исследования: гимнастика как один из видов спортивной деятельности, её значение для формирования двигательной активности подростков.

Предмет исследования: разработка комплекса гимнастических упражнений для развития двигательных качеств подростков.

Методы и средства, применяемые в гимнастике для развития силы и гибкости: комплексы упражнений, их анализ и синтез; показ педагогом последовательности выполнения упражнений; контроль качества выполнения упражнений.

Цель курсовой работы: раскрыть значение гимнастики на развитие двигательных качеств школьников, в частности силы и гибкости.

Исходя из цели курсовой работы, можно поставить следующие задачи:

1. Подобрать и исследовать специальную литературу по данной тематике;

7 стр., 3477 слов

Биологические предпосылки развития социальных качеств человека

... развитием социального начала в человеческой психике. Самым существенным в развитии человека явилось возникновение трудовой деятельности, производство орудий труда. Это событие -- качественный скачок, поворотный момент истории биологической (филогенеза) к истории социальной. ...

2. Раскрыть значение гимнастики как средства развития гибкости и силы школьников;

3. Разработать комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие силы и гибкости.

Гипотеза исследования: если использовать гимнастику как средство развития двигательных качеств, то мы можем успешно развивать силу и ловкость.

ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

гимнастика двигательный подросток сустав

1.1 Влияние физических упражнений на организм человека

Одна из доминирующих черт нашего времени — ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время — 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.

Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, — системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.

Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что важно!), но и как средство сохранения здоровья (что еще более важно!)

Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.

Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование — к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.

Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа от вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Человек, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.

Повышается активность обменных процессов

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.

6 стр., 2937 слов

Влияние экологических факторов на здоровье человека

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Влияние окружающей среды на организм и называется экологическим фактором. Точное научное определение звучит так: Экологический фактор Экологический фактор - это ...

Вещества, образующие в результате биохимических реакций обмена веществ, выводятся из организма через легкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)

Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.

Совершенствуется нервная система

Занимаясь физической культурой, мы приобретаем необходимые в повседневной жизни и в труде двигательные навыки. Развивается ловкость, быстрота и сила движений нашего тела. Совершенствуется управление движениями, которое осуществляется центральной нервной системой. При занятиях физическими упражнениями образуются все новые и новые условные рефлексы, которые закрепляются и складываются в длинные последовательные ряды. Благодаря этому организм приобретает способность все лучше и лучше приспосабливаться к большим и более сложным физическим нагрузкам, благодаря этому мы можем все легче и экономнее осуществлять движения — наш организм, как принято говорить, тренируется. В результате тренировки улучшается работа и строение всех органов нашего тела и прежде всего высших отделов центральной нервной системы. Увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и в других отделах нервной системы, т.е. процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения и наоборот. Организм поэтому быстрее реагирует на всевозможные внешние и внутренние раздражения, в том числе и на раздражения, идущие к мозгу из сокращающихся мышц, в результате чего движения тела становятся более быстрыми и ловкими. У тренированных людей нервная система легче приспосабливается к новым движениям и новым условиям работы двигательного аппарата.

При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение).

Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна, нетерпеливость, ослабление самообладания.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Увеличивается объем и сила мускулов

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. При физических упражнениях повышается сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, в результате чего возрастает напряжение мышц при их сокращениях. В связи с этим изменяется строение мышечных волокон — они становятся толще, объем мышц увеличивается. Способность к физической работе, выносливость является результатом тренировки мышечной системы. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, можно за 6-8месяцев резко увеличить объем и силу мышц.

5 стр., 2063 слов

Значение анаэробных и аэробных тренировок для спортсмена

... накопление кислоты в крови, помимо этого улучшается ее выведение из крови. Организм также производит большое количество "буферных веществ", задерживающих наступление усталости. Исследования показали, что при анаэробных тренировках "буферная емкость" мышц увеличивается с ...

Это происходит потому, что питание работающих мышц значительно улучшается. В мышцах, находящихся в покое, большая часть кровеносных капилляров, окружающих мышечные волокна, закрыта для тока крови, а кровь по ним не течет. Во время работы при сокращении мышцы раскрываются все капилляры, поэтому приток крови в мышцу увеличивается больше чем в 30раз. В процессе тренировки в мышцах образуются новые кровеносные капилляры. Под влиянием тренировки изменяется и химический состав мышцы. В ней увеличивается количество так называемых энергетических веществ, т.е. веществ, при распаде которых освобождается много энергии. К таким веществам относятся гликоген и фосфаген. В тренированных мышцах распадающиеся при сокращениях мышечных волокон гликоген и фосфорные соединения быстрее восстанавливаются, а окислительные процессы (процессы соединения с кислородом) протекают интенсивнее, мышечная ткань лучше поглощает и лучше использует кислород.

Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

Сохраняется стройная осанка

Тренировка благоприятно отражается не только на мышцах. Укрепляется и весь опорно-двигательный аппарат, прочнее становятся кости, связки, сухожилия. Систематические занятия физическими упражнениями заметно влияют на внешние формы тела, способствуют его пропорциональному развитию в детском и юношеском возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют надолго сохранить красоту и стройность.

Наоборот, малоподвижный, сидячий образ жизни преждевременно старит человека. Он становится обрюзгшим, живот отвисает, резко ухудшается осанка. Обычно человек, не занимающийся физическим трудом и спортом, сутулится, его голова наклонена вперед, спина горбится, поясница чрезмерно прогнута, грудь впалая, а живот из-за слабости мышц брюшного пресса выпячен вперед, даже если нет ожирения (а оно очень часто развивается у тех, кто мало двигается и не занимается физической культурой).

Физическими упражнениями, укрепляющими мускулатуру (особенно мышцы туловища), можно исправить осанку. С этой целью полезно делать гимнастику и плавать — лучше всего стилем брасс; правильной осанке способствует горизонтальное положение тела и равномерное упражнение многочисленных мышечных групп.

Специально подобранными физическими упражнениями можно устранить боковые искривления позвоночника в начальной стадии развития, укрепить ослабленную бездействием или длительной болезнью мускулатуру живота, укрепить и восстановить своды стопы или плоскостопии. Энергичными физическими упражнениями и диетой можно добиться успеха в борьбе с уродующем человека ожирением.

Применять физические упражнения исправляющие дефекты телосложения, нужно по указаниям и под наблюдением врача-специалиста.

Улучшается работа сердца

Тренированный человек становится более выносливым, он может производить более интенсивные движения и совершать тяжелую мышечную работу в течение длительного времени. Это в значительной степени зависит от того, что его органы кровообращения, дыхания и выделения лучше работают. Значительно увеличивается их способность резко усиливать свою работу и приспосабливать ее к тем условиям, которые создаются в организме при повышенной физической нагрузке.

6 стр., 2817 слов

Влияние занятий физкультуры на основные системы организма

... осуществляется доставка кислорода из воздуха к легким и далее через кровь ко всем тканям организма, при выдохе удаляются продукты обмена, и в первую очередь углекислота. Под влиянием физических упражнений увеличивается количество ...

Усиленно работающие мышцы нуждаются в большем количестве кислорода и питательных веществ, а также в более быстром удалении продуктов обмена веществ. И то, и другое достигается благодаря тому, что в мышцы притекает больше крови и скорость тока крови в кровеносных сосудах увеличивается. Кроме того, кровь в легких больше насыщается кислородом. Все это возможно только потому, что значительно усиливается работа сердца и легких.

Когда мы находимся в покое, сердце выбрасывает в аорту около 5л крови в течение минуты. При интенсивном физическом напряжении, например во время бега, при преодолении полосы препятствий и т. п., пульс учащается с 60-70 до 120-200 ударов в минуту, количество выбрасываемой сердцем за 1минуту крови увеличивается до 10-20 и даже до 40л. Давление крови в артериях возрастает со 120 до 200мм ртутного столба.

У тренированных людей сердце легче приспосабливается к новым условиям работы, а после окончания физических упражнений быстрее возвращается к нормальной деятельности. Число сокращений тренированного сердца меньше, а, следовательно, пульс реже, но зато при каждом сокращении сердце выбрасывает в артерии больше крови.

При более редких сокращениях сердца создается более благоприятные условия для отдыха сердечной мышцы. Работа сердца и кровеносных сосудов в результате тренировки становится экономичнее и лучше регулируется нервной системой.

Пульсовое давление при физической работе увеличивается, его уменьшение является неблагоприятным показателем (наблюдается у нетренированных людей).

Снижение давления может быть следствием ослабления деятельности сердца или чрезмерного сужения периферических кровеносных сосудов.

Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствует сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечнососудистой системы без патологических отклонений.

Напряженная умственная работа, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжений, вредные привычки вызывают повышение тонуса и ухудшению питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привести к стойкому повышению в них кровяного давления, и, в конечном итоге, к гипертонической болезни.

Потеря эластичности кровеносных сосудов, а значит, повышение их хрупкости и сопутствующее этому повышение кровяного давления могут привести к разрыву кровеносных сосудов. Если разрыв происходит в жизненно важных органах, то наступает тяжелое заболевание или скоропостижная смерть.

Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо активизировать кровообращение с помощью физических упражнений. Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде.

Глубже становится дыхание

В покое человек производит около 16 дыхательных движений в минуту. При каждом вдохе в легкие поступает около 500 см3 воздуха.

При физической нагрузке в связи с увеличением потребления кислорода мышцами дыхание становится более частым и более глубоким. Объем легочной вентиляции, т.е. количество воздуха, проходящего через легкие за одну минуту, резко увеличивается-с 8л в покое до 100-140л при быстром беге, плавании, ходьбе на лыжах. А чем больше воздуха проходит через легкие, тем больше кислорода получает организм.

В состоянии покоя человек поглощает около 0,2 л кислорода в минуту. При мышечной работе количество поглощаемого кислорода увеличивается, но в определенных пределах. Наибольшая величина поглощения кислорода, так называемый кислородный потолок, у нетренированных не так велика, она равняется 2-3,5 л, а у хорошо тренированных людей организм может получать через легкие 5-5,5 л кислорода в минуту. Поэтому у тренированных людей при физической работе не так быстро образуется «кислородный долг» (так называется разница между потребностью в кислороде и фактическим его потреблением) и они лучше мобилизуют приспособительные возможности дыхания и кровообращения. Это наглядно видно, например, при измерении спирометром жизненной емкости легких.

Физические тренировки способствуют адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышают способность клеток тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

Кровеносная система

Сердце-главный центр кровеносной системы, работающий по типу насоса, благодаря чему в организме движется кровь. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.

Улучшается состав крови, и увеличиваются защитные силы организма.

У тренированных людей количество эритроцитов (красные кровяные тельца) увеличивается с 4,5-5 млн. в 1 мм3 крови до 6 млн. Эритроциты-переносчики кислорода, поэтому при увеличении их количества кровь может получить больше кислорода в легких и большее количество его доставить тканям, главным образом мышцам.

У тренированных людей увеличивается и количество лимфоцитов-белых кровяных телец. Лимфоциты вырабатывают вещества, которые нейтрализуют различные яды, поступающие в организм или образующиеся в организме. Увеличение количества лимфоцитов — одно из доказательств того, что в результате физических упражнений увеличиваются защитные силы организма, повышается устойчивость организма против инфекции. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями и спортом, реже заболевают, а если заболевают, то в большинстве случаев легче переносят инфекционные болезни. У тренированных людей становится более устойчивым содержание сахара в крови. Известно, что при длительной и тяжелой работе мышц количество сахара в крови уменьшается. У тренированных людей это уменьшение не бывает таким резким, как у нетренированных. У людей, которые не привыкли к физическому труду, при усиленной мышечной работе иногда нарушается выделение мочи. У тренированных работа почек лучше приспосабливается к изменившемся условиям, и образующиеся при усиленной физической нагрузке в большем количестве продукты обмена веществ своевременно удаляются из организма.

Таким образом, мы видим, что физическая культура и спорт благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на другие органы, улучшая и совершенствуя их работу.

Чтобы быть здоровым, крепким, выносливым и разносторонне развитым человеком, нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений и спорта.

1.2 Анатомо-физиологические особенности в физическом развитии подростка

Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте.

Каждому возрастному периоду свойственны определённые особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Поэтому для правильного подхода к воспитанию подростков, оценке их поведения, организации физиологически рационального режима обучения и отдыха необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма.

Исходя из биологических и социальных признаков, различают несколько периодов детства: новорождённости, грудного возраста, преддошкольного, дошкольного, школьного. В последнем периоде обычно выделяют младший школьный возраст (7-10 лет), подростковый (11-15 лет) и старший школьный возраст, или ранний юношеский (16-17 лет).

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играют изменения в нервной и эндокринной системах.

Большое значение в этом возрасте приобретает деятельность так называемого мозгового центра (гипофиза), расположенного в межуточном отделе головного мозга, щитовидной и половых желёз.

В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Если в детском возрасте основное влияние на рост оказывает гормон роста, выделяемый гипофизом, то теперь бурные темпы роста обусловлены главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы.

Из сказанного становится понятным, что одним из наиболее важных критериев оценки состояния детского организма, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития.

Известно, что на последнее оказывают существенное влияние не только наследственные и некоторые внутренние (например, хроническая очаговая инфекция и др.), но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие, как климато-географические условия, режим питания, объём нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др.

Поэтому состояние физического развития подрастающего поколения служит одним из важных показателей социального благополучия и является предметом постоянного изучения гигиенистов и педиатров.

Знание закономерностей физического развития ребёнка необходимо для правильной организации режима его жизни.

Развитие организма — сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях, в том числе в костной системе, обеспечивающей рост тела в длину.

Для каждого возрастного периода характерно определённое состояние костной системы — появление точек окостенения в конечностях, по которым можно определить на основании рентгенологических снимков истинный биологический возраст, его соответствие паспортному, т.е. выявить наличие и степень отклонений в физическом развитии подростка.

1.3 Обеспечение подвижности суставов — одно из важнейших условий развития гибкости и силы организма подростка

Красивая осанка и походка во многом зависят от гибкости тела, которая определяется по степени наклона туловища вперёд. Гибкость, в свою очередь, зависит от подвижности суставов.

Так что же такое подвижность суставов? Она проявляется в двух формах: при пассивных и активных движениях. Пассивное движение осуществляется с помощью партнёра или собственной силой (например, сгибание кисти левой руки правой).

Активное движение выполняется за счёт сокращения мышц, участвующих в движении. Величина активной подвижности всегда меньше пассивной, которая является резервом для увеличения первой.

Движения, выполняемые человеком, осуществляются подвижными соединениями костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и связок, укрепляющих сустав. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе.

Все движения в суставах вращательные. Осью вращения считается линия, вокруг которой совершается движение. При этом сочленённые кости двигаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Оси, пересекающиеся в одной точке и перпендикулярные друг другу, называют главными. Различают три главных оси вращения в суставах: переднезаднюю, вокруг которой происходит отведение и приведение; поперечную — сгибание и разгибание; вертикальную — вращение внутрь и наружу. Кроме этих движений, в суставе возможны круговые движения.

Характер движений в суставах зависит от формы суставных поверхностей. Большинство шаровидных и ореховидных суставов (плечевой, тазобедренный и др.) имеют три оси вращения; вокруг двух осей осуществляется вращение в яйцевидных, эллипсовидных и седловидных суставах (лучезапястный, запястно-пястный сустав 1-го пальца кисти и др.); только одну ось имеют блоковидные и цилиндрические суставы (коленный, плечелоктевой, лучелоктевой, межфаланговые суставы стопы и др.).

Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов (если бы движение не тормозилось, оно продолжалось бы бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда была бы безграничной) — мышц, связок и суставной сумки. Мышцы являются, главным образом, тормозом активных движений. К тормозам пассивного движения относятся мышцы, связочный аппарат и суставная сумка, а ограничителем движения — кости.

Выполняя трудовые и спортивные движения, человек использует сравнительно небольшую часть предельно возможной подвижности (гибкости), при этом постоянно сохраняется резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент. Однако при занятиях такими видами спорта, как гимнастика, плавание, лёгкая атлетика, игры и др., проявляется максимальная подвижность в суставах.

В период обучения в школе у детей значительно изменяется величина сочленяющихся суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата и суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах у детей разного возраста неодинакова. Наибольшие изменения подвижности в суставах наблюдаются в младшем и среднем возрасте. После 14 лет, если специально не заниматься упражнениями на гибкость, подвижность в суставах резко ухудшается. С возрастом разница между активной и пассивной подвижностью в суставах уменьшается, так как ухудшается эластичность мышечно-связочного аппарата, и происходят изменения. Эти особенности должны учитывать преподаватели физкультуры в процессе воспитания гибкости у школьников.

Если систематически выполнять специальные упражнения на растягивание, то за короткий срок (6-8 месяцев) можно достичь амплитуды предельно возможных движений в суставах. Так, например, при систематической тренировке мышечно-связочного аппарата сгибание ноги в тазобедренном суставе возможно до упора ноги о туловище.

Таблица 1 Объём возможной подвижности в суставах у школьников.

Название суставов

Объём возможной подвижности, град.

Плечевой сустав

Сгибание руки

Разгибание руки

Локтевой сустав

Сгибание предплечья

Разгибание предплечья

Амплитуда вращения предплечья

Лучезапястный сустав

Сгибание кисти

Разгибание кисти

Приведение

Отведение

Позвоночный столб при сгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Верхнегрудной

Нижнегрудной

Поясничный

Подвижность тазобедренных суставов при сгибании туловища

При разгибании (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный

240

100

150

25

200

100

90

40

20

70

30

22

48

90

60

55

30

При наклонах в сторону (по М.Ф. Иваницкому)

Шейный

Грудной

Поясничный

Тазобедренный сустав

Сгибание ноги

Отведение

Супинированное отведение

Разгибание

Разгибание при участии таза и позвоночного столба

Коленный сустав

Сгибание голени

Переразгибание голени

Голеностопный сустав

Сгибание стопы

Разгибание стопы

30

100

35

160

90

160

15

90

160

12

48

43

Выполняя упражнения на растягивание, движения следует доводить до наибольшей амплитуды (до появления в суставах болевых ощущений).

Примерная дозировка упражнений для развития гибкости указана в таблице 2.

Таблица 2 Примерная дозировка упражнений для развития подвижности в суставах

Возраст

Пол

Название суставов

позвоночный столб

плечевой

Тазобедренный

локтевой

лучезапястный

коленный

голеностопный

Сгибан. — разгиб.

Наклоны в стороны

Сгибан. — разгиб

Прон. — супин.

Сгибан. — разгиб

Отведение

Прон. — супин.

Сгибан. — разгиб

Прон. — супин.

Сгибан. — разгиб

Отвед.

-привед.е

Сгибан. — разгиб

Прон. — супин.

Сгибан. — разгиб

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

7-8

9-10

11-12

13-14

15-20

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

Ю

Д

40-50

40-50

40-50

40-50

40-60

40-50

45-65

45-65

45-65

45-55

15-20

15-20

25-30

20-25

25-30

20-25

35-40

30-35

35-40

30-35

15-20

15-20

15-25

10-20

25-35

20-30

25-35

20-30

30-40

25-35

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

15-20

20-30

20-30

25-35

20-30

35-40

30-35

35-40

30-35

35-45

30-35

15-25

15-25

25-35

20-25

25-35

20-25

30-40

20-30

35-45

30-40

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

15-20

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

5-10

5-10

5-10

5-10

10-15

10-15

10-15

10-15

15-20

10-15

На начальном этапе развития подвижности в суставах достаточно заниматься 3 раза в неделю, затем ежедневно. Перед выполнением упражнений всегда необходима разминка. Чем лучше будет подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т.д. Разминка может быть тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха.

Разогреваться рекомендуется до появления пота. Потоотделение обычно начинается через 3-5 минут непрерывного бега в умеренном темпе. После бега следует выполнять специальные упражнения для мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног. Чтобы разогреть эти группы мышц, достаточно использовать 6-8 упражнений, причём каждое из них выполняется по 6-10 раз.

Примерный комплекс разминки перед выполнением упражнений на растягивание:

Лёгкий бег на месте (или в движении) по 1-2 мин — 3 раза.

Поднимание рук вверх и опускание — 4-6 раз.

Наклоны вперёд и назад — 6-8 раз.

Наклоны в стороны — 6-8 раз.

Приседания — 5-6 раз.

Махи ногами вперёд — назад и в стороны — по 4-6 раз каждое.

Лёгкие прыжки на месте — 18-20 прыжков.

Ходьба на месте — 20-30 сек.

Вслед за этими важно выполнить комплекс упражнений, улучшающих подвижность в суставах (от 6 до 8 упражнений).

Для развития подвижности в суставах используются упражнения пассивного и активного характера. К упражнениям пассивного характера (упражнения на растягивание) относятся:

  • пассивные движения, выполняемые с помощью партнёра (например, наклоны вперёд из положения сидя);
  • пассивные движения, выполняемые с небольшими отягощениями (например, рывки руками в стороны с гантелью);
  • пассивные упражнения, при которых используется собственная сила (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой руки и т.д.);
  • различные махи, рывки и наклоны;
  • выполняемые с полной амплитудой;
  • без предметов, с предметами;
  • статические упражнения (удержание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек).

При статических упражнениях партнёр отводит конечность напарника до предела и удерживает в отведённом положении в течение определённого времени (3-6 сек).

Упражнения на растягивание обеспечивают прирост подвижности в суставах за счёт улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению и растяжению, повышают эластичность мышц.

При использовании упражнений на растягивание развивается как активная, так и пассивная подвижность в суставах. Но в большей степени они развивают пассивную подвижность.

При развитии активной подвижности в суставах большое место отводится силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями на растягивание. Комплексное использование силовых упражнений и упражнений на растягивание способствует не только увеличению силы мышц, но и их растяжимости и эластичности, а также прочности мышечно-связочного аппарата.

Увеличить активную подвижность в каком-либо движении в принципе можно двумя путями: за счёт увеличения пассивной подвижности, а также максимальной силы.

При развитии активной подвижности рекомендуется использовать силовые упражнения. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создаётся за счёт перемещения какого-то небольшого отягощения с максимальной амплитудой.

Для развития активной подвижности также следует использовать упражнения с внешним сопротивлением: вес предметов, противодействие партнёра, сопротивление упругих предметов, статические силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений 3-4 сек.

Упражнения на гибкость важно выполнять в определённой последовательности: упражнения для суставов рук, туловища и ног.

При серийном выполнении упражнений на гибкость рекомендуется использовать в промежутках упражнения на расслабление. Например, серия: упражнения для суставов верхней конечности, для туловища, для суставов нижней конечности, упражнения на расслабление.

В 9-13 лет подвижность в суставах развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется большей в этом возрастном периоде растяжимостью мышечно-связочного аппарата. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет в плечевом суставе 10-12%, позвоночном столбе — 8-9%, тазобедренном суставе — 10-12%, а у детей 15-17 лет соответственно — 5-6, 4-5, 8 — 10%.

Показатели подвижности не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если из тренировки исключаются упражнения на гибкость, то уровень показателей подвижности падает. Поэтому данными упражнениями рекомендуется заниматься постоянно.

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

2.1 Комплексы упражнений для развития гибкости

Комплекс упражнений для развития гибкости Этот комплекс упражнений не претендует на звание самого лучшего для развития гибкости и растяжения мышц, но он реально используется спортсменами и не придуман просто так за пару минут. Комплекс рассчитан на то, что ваши ноги и туловище пока ещё способны сгибаться. Сначала несколько полезных советов для новичков. 1. Перед растягиванием нужно хорошо разогреться (велотренажёр, скакалка, бег и т.п.) 2. Растягивание — это не накачивание мышц, можно до конца жизни остаться калекой. 3. Некоторые считают, что растягиваться нужно до боли или не будет результата. На самом деле, самое главное это постоянные занятия (минимум через день), тогда и результат будет. Все упражнения следует выполнять по порядку без перерывов или с очень короткими, если уж очень хочется передохнуть. Комплекс упражнений Упражнение №1: Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс. Выполнить наклоны вправо-влево. 12 раз. Упражнение №2: Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс — круговые вращения туловищем. 8 раз влево, 8 раз вправо. Упражнение №3: Поставить ноги на ширине плеч, руки за голову — круговые движения тазом. 8 раз влево, 8 раз вправо. Упражнение №4: Поставить ноги вместе, руки на коленях — круговые вращения коленями. 8 раз влево, 8 раз вправо. Упражнение №5: Согнуть вперед одну ногу, руки на поясе — круговые вращения согнутой в колене ногой. 8 раз одной ногой, затем 8 раз другой ногой. Упражнение №6: Поставить ноги вместе — наклон вперед. Выполнить 12 пружинистых движений. Упражнение №7: Поставить ноги на двойную ширину плеч — наклоны вперед. Выполнить 12 пружинистых движений. Упражнение №8: Выпад в сторону. Переместить вес тела на правую ногу, левую вытянуть, затем поменять положение ног. 12 раз. Упражнение №9: Выполнить выпад в левую сторону — переместить вес тела на левую ногу, правую вытянуть, разворачивая туловище вправо на 90 градусов, переместить вес тела на правую ногу, левую выпрямить, перейти в положение выпад вперед. 8 раз влево, 8 раз вправо. Упражнение №10: Выполнить выпад в правую сторону, левую ногу вытянуть. Развернуть туловище в правую сторону, перейти в положение выпад вперед. Выполнить 8 раз в правую сторону, затем переместить вес тела на левую ногу и выполнить 8 раз в левую сторону. Упражнение №11: Поставить стопы на полторы ширины плеч, захватить стопы руками, стараясь присесть как можно ниже, выпрямляя спину и выводя таз вперед. Выполнять в течение 1 минуты. Упражнение №12: Встать на колени, руки захватить в замок. Выполнить приседания вправо-влево, попеременно касаясь ягодицами пола. 6 раз в каждую сторону. Упражнение №13: Встать на колени, колени развести как можно шире, стопы развести в сторону. Выполнить 12 приседаний, касаясь ягодицами пола. Упражнение №14: Сесть на пол, соединить ноги вместе и выполнить 12 пружинистых наклонов вперед. Упражнение №15: Сесть на пол и развести прямые ноги в стороны, выполнить пружинистые наклоны вперед. 12 раз. Упражнение №16: Сесть на пол, левую вытянуть, правую согнуть в колене и прижать стопу к левому бедру, выполнить наклоны вперед. 8 раз к левой ноге, затем поменять положения ног. Упражнение №17: Сесть на пол, левую ногу вытянуть, правую ногу согнуть и отвести назад, выполнить наклон вперед. Сделать 12 пружинистых наклонов и поменять ноги. Упражнение №18: Сесть на пол, сплести в «лотос» и выполнить наклон вперед. 12 раз. Упражнение №19: Сесть на пол, соединить стопы вместе, затем локтями развести ноги в стороны. 16раз. Упражнение №20: Сесть на пол попеременно заложить за шею правую и левую ноги. Упражнение №21: Лечь на живот, согнуть руки в локтях. Выпрямить руки, прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек. Упражнение №22: Лечь на живот, взять руками за стопы. Прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек. Упражнение №23: Лечь на живот, согнуть ноги в коленях. Выпрямить руки, прогнуть спину. Задержаться в этом положении 30 сек. Комплекс упражнений для развития гибкости: 1. Упражнение для гибкости шеи. Исходное положение (И.П.) — ноги немного шире плеч. Выполните наклоны головой по 8-12 раз: вперед-назад, вправо-влево, круговые движения в одну и в другую сторону. Упражнение улучшает гибкость шеи (подвижность суставов и растягивает мышц шеи).

2. Упражнение для кистей рук. Исходное положение — широкая стойка, ступни ног параллельны, кисти сжатые в кулак перед грудью, локти в стороны. Выполните, не разжимая кулаков, по 12-16 круговых вращений кистями рук в лучезапястном суставе, вперед и назад. Движения можно выполнять одновременно (синхронно), или последовательно (асинхронно, поочередно).

Упражнение отлично улучшает подвижность и развивает гибкость сочленения предплечья и кисти. Подготавливает кисти к ударным и вращательным нагрузкам, типичным для рукопашного боя и, в целом, способствует укреплению суставов рук и эластичности мышц. 3. Упражнение для локтевых суставов. Исходное положение аналогично как в упражнении для лучезапястных суставов (2).

Выполните круговые движения предплечьями, разминая (разрабатывая) таким образом локтевые суставы, вперед и назад, по 12-16 раз (сначала в одну, затем в другую сторону).

Упражнение улучшает подвижность локтевых суставов и отлично подготавливает их к предстоящим силовым нагрузкам. 4. Упражнение для плечевых суставов. Исходная стойка такая же широкая, как и в двух предыдущих упражнениях (для локтевых суставов и кистей рук).

Кисти рук расположены возле плеч. Выполните по 12-16 круговых движений в плечевых суставах вперед и назад. Упражнение предназначено для разработки и укрепления плечевых суставов — отлично разминает их и подготавливает к большим нагрузкам с максимально возможной амплитудой движений. 5. Упражнение для плечевых суставов и улучшения двигательной координации движений. Исходное положение аналогично, как и в предыдущих двух упражнениях (3 и 4).

Кисти сжаты в кулак. Руки в локтях не сгибать. Выполните 12-16 круговых движений в плечевых суставах, с отставанием одной руки от другой примерно на половину амплитуды. Упражнение можно начинать с любой руки. Упражнение служит для активной разминки и улучшения гибкости плечевых суставов, а также улучшения межмышечной координации мышц плечевого пояса. 6. Упражнение для растягивания и укрепления мышц спины, задней и боковой поверхности бедра, а также для улучшения гибкости позвоночника (на скручивание в области поясницы).

Стойка широкая. Ноги в коленях не сгибать. Руки за головой. Выполняйте 8-12 наклонов к каждой ноге, стараясь достать пальцами наружную поверхность стопы. Можно выполнять двойные наклоны (на два касания, одно разгибание).

Спину старайтесь держать по возможности ровнее, избегая неравномерного сжатия межпозвоночных дисков вдоль всего позвоночника. Изгиб должен получаться лишь в тазобедренных суставах, а не в спине. Помимо растяжки, упражнение способствует активному разогреву больших мышечных групп. 7. Упражнение для развития гибкости спины, растяжки мышц ног и пресса. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой. Выполните 12-16 наклонов вперед- назад. Наклоняясь вперед, старайтесь уменьшить угол между телом и ногами. Ошибкой является стремление достать лбом коленей — лучше старайтесь сделать тоже самое животом. То есть не сгибайте спину «колесом» при наклонах вперед. Пусть она будет прямой при таком наклоне. Это поможет избежать распространенной ошибки, опасной для позвоночника из-за неравномерной компрессии (сжатия) позвоночных дисков. Упражнение отлично разминает и укрепляет мышцы спины и живота. Для ног наибольший эффект этого упражнения проявляется в растяжении мышц задней и передней поверхности бедер. Разминка и тренировка. Комплекс динамических активных упражнений для развития гибкости. Может использоваться для выполнения общей разминки Ниже представлен комплекс упражнений на гибкость, который подойдет как для начинающих, так и для продвинутых спортсменов. Комплекс состоит из 12 активных динамических упражнений на растяжку. Упражнения комплекса можно использовать как отдельную тренировку (в виде нескольких серий) для развития активной гибкости, а также в качестве общей разминки (растяжки) в составе тренировок различной направленности. Упражнения комплекса помогают разогреться, улучшают растяжку и пластичность основных мышечных групп и позволяют обеспечить хорошую подвижность большинства суставов, в том числе позвоночника. Комплекс упражнений для развития гибкости: 1. Исходное положение (И.П.) — стоя, ноги на ширине плеч, кисти сжаты в кулак, одна рука вверху, другая внизу. Осуществляйте попеременные махи со сменой положения рук на противоположное. Повторите упражнение 8-12 раз в каждую сторону. Это упражнение улучшает растяжку мышц рук и подвижность плечевых суставов. 2. И.П. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполняйте круговые движения руками вперед и назад. Выполните это упражнение 8-12 раз в каждую сторону. Данное упражнение комплекса помогает разогреться, а также развить растяжку мышц рук и плечевого пояса. 3. И.П. — стоя, ноги на ширине плеч, кисти перед грудью, локти подняты, предплечья горизонтально. Сделайте 2 разведения согнутыми руками в стороны, затем одно разведение прямых рук с поворотом туловища в одну из сторон. Повторите весь цикл с поворотом в другую сторону. Выполняйте цикл движений 4 раза, по 2 раза в каждую сторону (всего12 разведений рук).

Это упражнение отлично подходит для развития гибкость спины и позвоночника, а также подвижность плечевых и локтевых суставов. 4. И.П. — ноги стоят в 1,5-2 раза шире ширины плеч, руки за головой. Поочередно выполняйте наклоны туловищем вправо-влево. Сделайте 12-16 наклонов в каждую сторону. Основная направленность упражнения — развитие гибкости позвоночника и комплексная растяжка боковых мышц туловища. 5. И.П. — ноги на ширине плеч, руки опущены. При выполнении упражнения колени не сгибать. Выполните 8-12 пружинящих наклонов вперед, стараясь достать пальцами рук или ладонями, пол перед собой. В последнем наклоне нужно статически удерживать конечное положение 10- 15 секунд. Выполнение упражнения развивает гибкость позвоночника и растяжку мышц расположенных на задней поверхности ног. 6. И.П. — стоя, ноги скрещены (завести ногу за ногу), руки опущены. Выполите 8-12 пружинящих наклонов вперед, меняя через каждые 3 наклона положение скрещенных ног на противоположное. Упражнение помогает улучшить растяжку задней поверхности бедер и развить гибкость позвоночника. 7. И.П. — стоя в наклоне вперед, руки в стороны, туловище и руки находятся в горизонтальной плоскости. Делайте широкие попеременные повороты верхней части тела вправо-влево с использованием инерционного движения рук. При каждом повороте рука, оказывающаяся внизу, должна касаться пальцев ноги (правая рука — левой ноги и наоборот).

Выполните 8-10 раз в каждую сторону. Упражнение обладает широким комплексным воздействием — способствует развитию гибкости спины, позвоночника и растяжке мышц ног и туловища. 8. И.П. — стоя в выпаде одной ногой вперед, руки на колене. Осуществляйте пружинящие приседания в выпаде, сменяя через каждые 3 приседания положение ног прыжком на противоположное. Выполните 8-12 раз на каждую ногу. Упражнение улучшает растяжку мышц ног необходимую для продольного шпагата. 9. И.П. — стоя. Пружинящие приседания с выпадом одной ноги в сторону. На каждом выпаде выполняйте по 3 пружинящих приседания, тянитесь руками к стопе выпрямленной ноги, затем смените положение ног на противоположное. Упражнение выполняется 8-12 раз на каждую ногу и способствует развитию растяжки мышц ног, нужной для поперечного шпагата. 10. И.П. — стоя, держась рукой за опору. Делайте махи одной ногой вперед-назад, с постепенным увеличением амплитуды. Выполните 8-12 раз. Затем повторите весь цикл движений для другой ноги. Упражнение улучшает растяжку мышц ног, необходимую для продольного шпагата. 11. И.П. — стоя в упоре с наклоном у стены, одна нога ближе к стене, другая дальше. Делайте поднимание бедра вперед-вверх с одновременным подъемом на стопе другой ноги. Затем отставляйте ногу назад растягивая икроножную мышцу. Выполните упражнение 8-12 раз на каждую ногу. Упражнение улучшает растяжку мышц ног, в частности мышц бедра и голени. 12. И.П. — стоя, удерживаясь руками за опору. Выполните 8-12 круговых движений стопы в голеностопном суставе, опираясь пальцами ноги о пол. Повторите упражнение для другой ноги. Это упражнение улучшает подвижность и гибкость в голеностопных суставах.

2.2 Комплексы упражнений с гантелями (1 — 2 кг.) для развития активной подвижности в суставах и укрепления мышечно-связочного аппарата

Комплексы упражнений с гантелями (1-2 кг) для развития активной подвижности в суставах и укрепления мышечно-связочного аппарата.

Комплекс 1.

1. Поднять прямые руки в стороны — вверх — вперёд и вниз. Повторить 8-10 раз.

2. Рывки руками в различных плоскостях. Повторить 10-12 раз.

3. Приседание на носках, руки к плечам. Повторить 10-12 раз.

4. Сидя на скамейке, наклоны туловища вперёд с полной амплитудой с последующим выпрямлением. Повторить 14-16 раз.

5. Размахивание ногой с подвязанной к ней гантелью. Повторить 10-12 раз для правой и левой ноги.

6. Наклон туловища в стороны с подтягиванием руки к подмышке — «насос». Повторить «насос». Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

7. Круговые движения туловища. Повторить 6-7 раз.

8. Прыжки на носках с подниманием рук в стороны. Повторить 8-10 раз.

Комплекс 2.

Предназначен для школьников, выполнявших первый комплекс упражнений в течение месяца. Вес гантели 2-3 кг.

1. Поднять прямые руки вперёд — вверх и опустить в стороны — вниз. Повторить 10-12 раз.

2. Пружинистое приседание на всей ступне с подниманием рук вверх. Повторить 8-10 раз.

3. а) Рывки руками в различных плоскостях; б) круговые движения руками в различных направлениях. Повторить 10-12 раз.

4. а) Наклоны туловища вперёд с одновременным движением рук назад — вверх. Повторить 18-20 раз; б) круговые движения туловища. Повторить 10-12 раз в левую и правую стороны; в) из положения стоя ноги врозь, наклоны назад, прогибаясь. Повторить 16-18 раз.

5. а) Лёжа на спине, попеременно поднимать ноги с прикрепленными к ним гантелями; б) то же, лёжа на животе; в) то же, лёжа на боку. Повторить по 16-18 раз каждое.

6. Размахивание ногой с привязанной к ней гантелью вперёд, в сторону, назад. Повторить 15-20 раз левой и правой ногой.

7. Прыжки с движением вперёд, в сторону, назад. 10-12 раз.

Комплекс упражнений для укрепления голеностопного и коленного суставов.

1. Пружинистое покачивание, сидя «по-турецки». Повторить 8-10 раз.

2. И.п. — стоя на краю ступени (возвышении) на пятке. Пружинистое покачивание с возможно более низким опусканием носка. Повторить 7-8 раз.

3. И.п. — стоя на ступени (возвышении) на головках плюсневых костей, нога прямая. Пружинистое покачивание поочерёдно на каждой ноге и одновременно на обоих с опусканием пятки возможно ниже уровня опоры. Повторить 8-10 раз.

4. И.п. — сидя на полу, ноги прямые. Поочерёдное и одновременное сгибание и разгибание стоп до отказа. Повторить 10-12 раз.

5. Подскоки на двух ногах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в движении у человека является врождённой. Следует обратить внимание, какую радость приносят физические упражнения малышам — они готовы бегать и прыгать хоть целый день! Однако с возрастом объём двигательной активности, к сожалению, резко уменьшается. У старшеклассников, например, он ограничен двумя часами. В результате у школьников после 13-14 лет резко ухудшаются координация, точность и быстрота движений, уменьшается скорость ответной реакции и подвижность в суставах, падают результаты в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках в длину и высоту. Словом, юношеский организм уже начинает как бы «стареть». Конечно, это относится к тем юношам и девушкам, которые не посещают спортивные секции, не утруждают себя занятиями физическими упражнениями в домашних условиях.

Занятия физической культурой — это, прежде всего, профилактика различных заболеваний, в первую очередь, гипертонии и ишемической болезни сердца. Эти заболевания требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведёт к выздоровлению. Значительно больший эффект даёт их профилактика.