Физическая реабилитация при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей

Физическая реабилитация при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Отличительной особенностью любой реабилитации является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что физическая реабилитация представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Показания к ампутациям у детей ставятся весьма осторожно, учитывая большие возможности детского организма к регенеративным и приспособительным перестройкам тканей. Ампутации выполняются в крайних случаях, когда сохранить конечность не представляется возможным, при этом учитывается, что ампутация может неблагоприятно отразиться на психомоторном развитии ребенка, а также вызвать вторичные деформации усеченной конечности, позвоночника, грудной клетки.

Методические аспекты организации двигательной активности детей с ампутационными и врожденными дефектами конечностей определяются, во-первых, возрастом ребенка и особенностями дефекта, а во-вторых, целями и задачами этапа реабилитации. На ранних этапах реабилитационного процесса применение физических упражнений в основном связано с оперативным вмешательством и протезированием.

На более поздних этапах — с профилактикой вторичных нарушений со стороны различных систем и органов, оптимизацией психомоторного развития ребенка, повышением его двигательных возможностей. В реабилитации детей, перенесших ампутации или имеющих врожденные дефекты конечностей, выделяют несколько возрастных периодов, в соответствии с которыми разработаны методические особенности применения физических упражнений. Так, например, в связи с решением задач в процессе протезирования выделяются следующие возрастные периоды: до двух лет, от двух до четырех лет, от четырех до семи лет, от семи до двенадцати лет и старше двенадцати лет [2].

12 стр., 5939 слов

Психологическая коррекция особенностей развития детей при сложных ...

... развития системы специального образования детей с ДЦП, имеющими задержку психического развития в связи с гуманистическими тенденциями развития ... Реабилитация и ... развитие такого ребенка может происходить только при ... развития. В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подросткам с двигательными нарушениями занимался Г.И. Турнер. Он пытался проводить ортопедическую коррекцию пораженных конечностей. ...

В целом применение физических упражнений направлено на решение следующих задач:

1) уменьшение выраженности и предупреждение прогрессирования вторичных деформаций и атрофии со стороны опорно-двигательной системы;

2) уменьшение отставания в психомоторном развитии по сравнению со здоровыми детьми соответствующего возраста;

3) формирование фонда двигательных умений и навыков в соответствии с возрастными нормами;

4) подготовка к протезированию и обучение пользованию протезно-ортопедическими изделиями [5].

Средствами двигательной реабилитации, применяемыми для детей являются:

1) лечебно-восстановительные, коррекционные и профилактические упражнения;

2) игровые упражнения и подвижные игры;

3) основные локомоции — ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки, метания, передвижения на самокате, на двух- или трехколесном велосипеде, ходьба на лыжах;

4) специальные упражнения для подготовки культи к протезированию, обучения пользованию протезом, коррекции деформаций опорно-двигательной системы и предупреждения их прогрессирования [6].

Актуальность работы. Частота врожденных пороков развития опорно-двигательного аппарата, по данным различных авторов, колеблется от 0,3 до 22%. Аномалии конечностей составляют 55% всех пороков развития опорно-двигательной системы. Физическая реабилитация при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей направлена на приобретение двигательной активности, восстановление, укрепление и поддержание здоровья.

Цель работы — изучить средства и методы физической реабилитации при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей.

Задачи курсовой работы:

1. Дать характеристику врожденным аномалиям нижних и верхним конечностей.

2. Описать функциональные изменения организма после ампутации конечностей у детей.

3. Изучить особенности физической реабилитации при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей разного возраста.

4. Изучить и привести примеры комплексов лечебной гимнастики при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей у детей.

В ходе работы использовался метод анализа и обобщения литературных источников.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, 12 литературных источников. Курсовая работа напечатана на 49 страницах компьютерного текста.

Глава 1. Основные изменения организма при врожденных аномалиях развития и после ампутации нижних конечностей у детей

1.1 Аномалии развития нижних конечностей

Врожденные укорочения и деформации нижних конечностей относятся к тяжелым порокам развития скелета. Они прогрессивно нарастают с возрастом ребенка, а также сопровождаются рядом сопутствующих деформаций органов движения и опоры (сколиоз, перекос таза, образование контрактур в суставах как пораженной, так и здоровой конечности и др.).

Аномалия развития нижних конечностей проявляется в недоразвитии отдельных сегментов либо в отсутствии дистального отдела по типу культи.

Наиболее многочисленную группу составляют дети с аномалией развития бедра. Эта группа может быть разделена на четыре подгруппы в зависимости от вида дефекта. В первую подгруппу входят пациенты с аномалией развития бедра, в котором сохранены все сегменты. Для них характерны укорочение бедра различной степени, деформация или недоразвитие его проксимального или дистального отделов, атрофия мягких тканей.

15 стр., 7472 слов

Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей ...

... рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не ... работе с детьми [6,17]. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие школьника [6,11]. Действуя с предметами, ребенок ... отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В ... преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и ...

Вторую подгруппу составляют пациенты с отсутствием проксимального отдела бедра. При этом, как правило, дистальный отдел бедра сочленяется с тазом выше вертлужной впадины. Однако при нагрузке недоразвитой конечности сохраняется ее опорная функция.

К третьей подгруппе относятся больные с зачатками мыщелков бедра (т.е. почти полным отсутствием данного сегмента), при этом голеностопный сустав располагается на уровне коленного сустава здоровой конечности. Опорная функция значительно нарушена, отмечается смещение бедра относительно костей таза, а голени относительно бедра.

Четвертую подгруппу составляют пациенты с полным отсутствием бедренной кости, когда с костями таза сочленяется большеберцовая кость. При нагрузке конечности смещение ее относительно костей таза не наблюдается. Опорная функция конечности сохранена.

Аномалии развития голени и стопы встречаются несколько реже, чем бедра. Данная патология намного труднее поддается коррекции и требует сложного и атипичного протезирования. Аномалия развития этих сегментов конечности проявляется в виде:

1) преимущественного недоразвития малоберцовой кости;

2) недоразвития большеберцовой кости;

3) недоразвития дистального отдела голени и стопы.

Дети с недоразвитием малоберцовой кости составляют наиболее многочисленную группу. Характерной особенностью подобных нарушений является укорочение голени, недоразвитие или полное отсутствие малоберцовой кости, изменение формы большеберцовой кости, недоразвитие стопы. При изменении формы большеберцовой кости в виде ее саблевидного искривления, движение в коленном суставе осуществляются с полной амплитудой. Наиболее значительные изменения наблюдаются в дистальном отделе: голеностопный сустав не сформирован, недоразвитая стопа находится в эквинусном положении и нередко смещена кнаружи и проксимально вдоль оси голени.

Более тяжелую подгруппу составляют дети с недоразвитием большеберцовой кости. Для них характерны укорочение голени, ее вирусное отклонение, вывих малоберцовой кости, недоразвитие и вывих стопы внутри, сгибательная контрактура в коленном суставе с выраженной «парусностью» кожи в подколенной ямке от средней трети бедра до средней трети голени. Наблюдается смещение проксимальной головки малоберцовой кости вверх. Конечность, как правило, утрачивает опороспособность. Недоразвитие большеберцовой кости встречается в виде дефекта проксимального, центрального или дистального ее отделов. В первом случае не сформирован коленный сустав, а в остальных случаях — голеностопный.

Недоразвитие дистального отдела голени с резко выраженным дефектом стопы встречается наиболее редко. У таких детей при наличии обеих костей голени отмечается ее укорочение. Конечность имеет форму культи с булавовидным утолщением и наличием рудиментов стопы и подошвенной кожи. При нагрузке, несмотря на смещение булавовидного образования, конечность сохраняет опороспособность. У таких детей нередко отмечается укорочение бедра с явлениями ротации его дистального отдела кнаружи.

14 стр., 6584 слов

Развитие костной и суставной системы у детей дошкольного возраста

... легко переохладиться или перегреться не снижается. Костная система. У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса ... и функций. 1. По местоположению: черепные кости, кости туловища, кости конечностей. 2. По развитию выделяют следующие виды костей: первичные (появляются из соединительной ткани), ...

Аномалия развития стопы проявляется в уменьшении ее длины, изменении формы и взаиморасположения костей, а также в отсутствии одной или нескольких костей предплюсны и пальцев. Часто отмечается установка стопы в положении тыльного сгибания. Примерно у 30% детей с аномалией развития стопы наблюдается небольшое укорочение проксимально расположенных сегментов конечности — голени и бедра.

Аномалии развития сегментов нижних конечностей отличаются большим разнообразием. В ряде случаев наблюдается почти пропорциональное недоразвитие всех сегментов нижних конечностей либо с небольшим преобладанием дефектов одного из сегментов. В других случаях характерна преимущественная аномалия проксимальных сегментов при относительно небольших дефектах дистального либо выраженное недоразвитие дистальных сегментов и отсутствие проксимального сегмента. Характерным признаком является значительное укорочение конечности. Голень и бедро могут быть представлены общим конгломератом, при этом опорная функция либо сохранена, либо отсутствует.

Международной ассоциацией протезистов и ортопедов (ISPO), врожденные дефекты развития нижних конечностей подразделяются на следующие анатомо-функциональные группы.

1. Аномалия развития бедра.

2. Аномалия развития голени и стопы:

  • а) с преимущественным недоразвитием малоберцовой кости;
  • б) с преимущественным недоразвитием большеберцовой кости;
  • в) с недоразвитием дистального отдела голени и стопы;
  • г) аномалия развития стопы.

3. Аномалия развития всех сегментов конечности.

4.Аномалия развития дистального отдела конечности по типу культи:

  • а) стопы;
  • б) голени;
  • в) бедра;
  • г) после вычленения бедра.

При тяжелых формах аномалии развития нижних конечностей единственным способом, позволяющим обеспечить больных протезно-ортопедическими изделиями, является хирургическое вмешательство, которое преследует две цели:

1 — опорно-двигательную функцию конечности путем устранения основных проявлений недоразвития: укорочения, деформации, контрактур, нестабильности суставов;

2 — обеспечить подготовку к сложному протезированию путем устранения наиболее выраженных деформаций.

Решение первой задачи иногда позволяет вернуть ребенку возможность ходьбы, приближающейся к нормальной без применения средств протезирования. Однако это возможно лишь у небольшого количества больных, у которых аномалии развития выражены незначительно и могут быть устранены с помощью консервативных и хирургических методов лечения.

Восполнить утраченную или значительно нарушенную функцию опоры и движения возможно с помощью протезно-ортопедических изделий. При этом необходимо компенсировать укорочение недоразвитой конечности, создать возможность для ходьбы, приближающейся к нормальной, а также обеспечить должный косметический вид.

Важное значение имеет использование опорности дистального отдела недоразвитой конечности, что значительно улучшает адаптацию ее к протезно-ортопедическим изделиям, обеспечивает «чувство земли», повышает функциональные возможности протезируемой конечности и способствует нормальному росту и развитию ее вышележащих сегментов и туловища [12].

14 стр., 6857 слов

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием ...

... речевым развитием; 2) экспериментально выявить особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием; 3) определить этапы и содержание логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием. 4) выявить динамику развития речевого дыхания ...

1.2 Анатомо-функциональные особенности культей конечностей и основные изменения после ампутации нижних конечностей

Характерными последствиями ампутации в детском возрасте являются отставание в росте сохранившейся части конечности и ее деформация. В результате ампутации удаляется один из важных источников роста конечности в длину — дистальный метаэпифизарный ростковый хрящ. Отставание в росте костной культи бедра после ампутации дистальнее периферического росткового хряща составляет в среднем 26%, в то время как после ампутации проксимальнее периферического росткового хряща — 59,8%. После ампутации голени в нижней трети проксимальнее периферического росткового хряща большеберцовой кости отставание в росте в среднем равно 36,5%. В процессе роста ребенка относительное укорочение культи нарастает. Кроме того, возникающие после ампутации трофические нарушения в костях, помимо регрессивных процессов, проявляются в снижении жизнедеятельности росткового хряща и камбиального слоя надкостницы, а также в преждевременном синостозировании.

Начальным проявлением преждевременного синостозирования является сужение эпифизарной щели относительно таковой на симметричной конечности. Как следствие указанных процессов снижается рост в длину, нарушается дифференцировка костной ткани, развивается концентрическая и эксцентрическая атрофия. Существенное влияние на отставание культи в росте, кроме того, имеет неизбежное нарушение нормальной функции усеченной конечности.

Важнейшими стимуляторами активности метаэпифизарного хряща и роста костей в длину являются опорная функция и проходящее по оси конечности продольное давление силы тяжести тела на эпифизарные зоны трубчатых костей. Другим фактором, определяющим активность функции метаэпифизарного хряща и стимулирующим рост в длину, является тонус мышц, окружающих сустав. Отставание в росте, как правило, тем более выражено, чем короче культя.

Оссификация ростковой зоны малоберцовой кости происходит медленнее, и ее щель почти всегда шире, чем большеберцовой. Это, наряду с ее большей активностью, и обусловливает столь часто наблюдаемый преимущественный рост и выстояние малоберцовой кости. Рост культи происходит неравномерно, но установлено, что в среднем культя в течение года увеличивается в длину на 1 см. За такой же период размер «колено-пол» сохранившейся конечности увеличивается в среднем на 3 см.

После ампутации голени наблюдается отставание в росте бедра как по длине, так и по окружности. Степень укорочения бедра зависит не столько от уровня ампутации, сколько от ее давности и возрастного периода, когда она произведена. Чем в более раннем возрасте ребенок потерял конечность, тем больше бедро отстает в росте. У части детей наряду с атрофией остеопороз распространяется на бедро и соответствующую половину таза.

Неравномерный рост культи голени, отставание роста диафиза в толщину при почти нормальном росте эпифиза, а также специфические условия нагрузки в области посадочного кольца, особенно при нерациональном протезировании, постепенно приводят к образованию грибовидной формы культи. Кроме того, в местах сосредоточения давления приемной гильзы нередко образуются деформации мыщелков (преимущественно внутреннего и головки малой берцовой кости).

7 стр., 3430 слов

Изменения в поврежденной конечности

... 1/3 ОЦК. Самое тяжелое осложнение, наблюдаемое при синдроме длительного сдавления – острая почечная недостаточность, ... живота - таза - конечностей (сегментов) 3. По сочетанию СДС с повреждением: - внутренних органов - костей и суставов - ... кричат, жестикулируют, требуют оказать им помощь или поют. Жалобы обусловлены болями ... периода в развитии этого патологического процесса. Первый период - до 48 (72) ...

Такие изменения бывают только после ампутации в детском возрасте и встречаются у 25 % детей с культями голени.

Основной причиной образования деформаций детских культей голени считается отсутствие, недостаточность или неравномерность нагрузки на ростковые зоны в связи с дефектами протезирования.

Деформации детской культи могут возникать и по другим причинам, например, воздействия стягивающих рубцов, неодинаковой интенсивности роста берцовых костей при наличии костного блока и др. В большинстве же случаев они являются следствием ходьбы на коротком протезе, с неправильной схемой построения.

Основные нарушения процесса формирования костно-мышечной системы после ампутации бедра проявляются в атрофии и недоразвитии не только самой культи, но и головки бедра и вертлужной впадины, соответствующей половине таза, а также в закономерном увеличении шеечно-диафизарного угла.

Изменения, связанные с ампутацией у детей, распространяются и на сохранившуюся конечность. Вследствие перегрузки и особых условий функции иногда развиваются статические деформации в виде рекурвации коленного сустава и понижения свода стопы.

Слабый мышечно-связочный аппарат стопы ребенка не может противостоять значительно возросшей нагрузке после утраты одной из конечностей, вследствие чего у большинства детей возникает статическая недостаточность стопы [3].

1.3 Аномалии развития верхних конечностей

Врожденные аномалии представляют особую группу деформации верхних конечностей. По международной классификации эти дефекты разделяются на два вида: недоразвитие руки по продольному и поперечному типам.

Общими функциональными и клинико-рентгенологическими признаками дефектов обеих групп является ограничение или полное отсутствие функции схвата и удержания предметов, атрофия мягких тканей и костей кисти, предплечья, плеча, задержка процессов остеогенеза и укорочение пораженной руки в сравнении со здоровой от 1,5 см до полной ее утраты (амелия).

Аномалии сегментов верхних конечностей по продольному типу. Недоразвитая верхняя конечность представлена неполным количеством пальцев кисти, полным или частичным отсутствием лучевой или локтевой костей, полным или частичным недоразвитием плеча или предплечья с сохраненной кистью, но имеющей меньшее количество пальцев, которые могут находиться в положении сгибательной контрактуры и бывают сращены между собой (фокомелия).

Нередко отмечаются сгибательные контрактуры в межфаланговых суставах пальцев, синдактилия (сращение) и клинодактилия (боковое отклонение), усугубляющие тяжесть патологии.

Деформации отражаются и на крупных суставах конечности. В лучезапястном суставе могут быть приводящие (при гипоплазии лучевой кости) или отводящие (при отсутствии локтевой кости) контрактуры, иначе говоря, клинически это состояние расценивается как лучевая или локтевая косорукость.

В локтевом суставе наблюдают вывихи и подвывихи, а при наличии кожной перепонки между плечом и предплечьем отмечается сгибательная контрактура под острым углом. Хотя и очень редко, но встречаются сращения плечевой кости с лучевой костью предплечья в области локтевого сустава (плечелучевой синостоз).

Конечность при этом значительно укорочена в сравнении со здоровой рукой, предплечье в некоторых случаях может быть дугообразно изогнуто на уровне неподвижного локтевого сустава и развернуто кзади.

15 стр., 7459 слов

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в дошкольных учреждениях

... формах работы с детьми общеразвивающие упражнения принять группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия, ...

Возможно недоразвитие плечевого сустава, что проявляется в виде неконгруэнтности между головкой плеча и недоразвитой суставной впадиной. Плечевая кость в связи со слабостью сумки плечевого сустава и мышечной атрофией находится в положении подвывиха. В связи с недоразвитием мышц и околосуставных тканей не обеспечивается полный объем движений и существенно ухудшается функция руки.

Несмотря на тяжелую патологию, высокая приспособляемость детей дает возможность выполнения практически всех основных навыков по самообслуживанию, игровой деятельности и др.

Аномалии верхних конечностей по типу культей. При данной патологии верхние конечности внешне напоминают культю после ампутации. Дистальная часть недоразвитого сегмента имеет ровные, гладкие контуры, достаточный объем мягких тканей.

Врожденные дефекты пальцев кисти чаще соответствуют уровню основных фаланг и, помимо укорочения, могут быть не сращены кожными спайками (эктросиндактилия) и иметь изменяющие их форму врожденные перетяжки. Может наблюдаться полное или частичное отсутствие всех или некоторых пальцев.

Наиболее тяжелой формой поражения является недоразвитие всех пяти пальцев на уровне пястных костей, костей запястья. При этом рудименты кисти, обладающие хорошей подвижностью в лучезапястном суставе, очень активно используются ребенком во многих действиях для самообслуживания.

Врожденные дефекты предплечья большей частью представлены культей на уровне верхней трети, сопровождаются подвывихом головки лучевой кости, рекурвадией в локтевом суставе. Лучевая и локтевая кости срастаются в их дистальной части в виде костного мостика, что приводит к ограничению супинационно-пронационных движений предплечья.

В мягких тканях конца предплечья могут находиться мелкие, размером с горошину, рудиментарные зачатки пальцев от одного до пяти, неспособные к активным движениям.

Недоразвитие верхней конечности на уровне плеча часто проявляется наличием дополнительных неподвижных костных фрагментов, отходящих от диафиза, выстоящих из мягких тканей и болезненных при пальпации. Амплитуда движений в плечевом суставе ограничена, однако сила мышц достаточна для управления протезом.

Амелия верхней конечности (ее полное отсутствие) характеризуется резким недоразвитием надплечья, уменьшением размеров ключицы, от которой может остаться лишь небольшой (2-3 см) костный фрагмент. Недоразвитие сопровождается сколиотической деформацией позвоночника. Следует иметь в виду, что изменение оси позвоночного столба может наблюдаться и при других врожденных дефектах руки, что требует клинико-биомеханической оценки, наблюдения и коррекции в процессе роста ребенка.

аномалия конечность голень физический

1.4 Анатомо-функциональные особенности культей конечностей и основные изменения организма после ампутации верхних конечностей

Ампутация верхней конечности в детском возрасте или врожденное ее недоразвитие влекут за собой значительные изменения усеченного сегмента, а также скелета всей конечности и соответствующей половины плечевого пояса. Эти изменения тем более выражены, чем проксимальнее уровень ампутации. Их причинами являются выпадение многообразной сложной функции конечности и трофические расстройства, связанные с ампутацией.

11 стр., 5137 слов

Методические принципы физического воспитания и их реализации ...

... научных данных и обобщения практического опыта. Таким образом, принцип доступности в практике физического воспитания студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий ...

Формирование детской культи плеча в различные возрастные периоды протекает по-разному. Так, в период наиболее активного роста культя плеча нередко растет интенсивнее здоровой конечности. После 12 лет рост культи в длину практически прекращается, в то время как процесс остеокластического рассасывания на конце костной культи продолжается. Как следствие серьезных трофических нарушений остеопороз захватывает не только культю, но и соответствующую половину плечевого пояса. Эти изменения тем менее выражены, чем дистальнее уровень усечения.

На культях предплечья неравномерный рост парных костей приводит к преобладанию роста лучевой кости. Однако вследствие менее интенсивного роста культи вообще и наличия двух костей коничность культей предплечья менее выражена, а синдром врастания наблюдается реже, чем на культях плеча.

Установлено, что вывихи не связаны с характером травмы и проявляются спустя 3-5 лет после ампутации, безболезненны и легко вправимы. На основании клинико-рентгенологических данных выделено две стадии развития вывиха. Образованию вывиха способствует нарушение процесса формообразования суставных концов плеча и лопатки в связи с отсутствием нормальной функции сустава. Вывих культи плеча осложняет протезирование. У детей после ампутации предплечья в верхней трети часто развиваются рекурвация в локтевом суставе и вывих головки лучевой кости. В первой стадии (давность ампутации 3-5 лет) имеются умеренная рекурвация, расширение суставной щели, недоразвитие локтевого отростка, скошенность головки лучевой кости, уменьшение площади контакта ее с мыщелком плеча. Во второй стадии (спустя 5 лет и более после ампутации) рекурвация локтевого сустава увеличивается, головка находится вне сустава, контурируется на передней поверхности предплечья и легко смещается. Причиной вывиха головки лучевой кости после ампутации предплечья является нарушение динамического равновесия мышц, главным образом ослабление усеченных мышц — пронатора круглого и плечелучевой при нормальной функции двуглавой мышцы [1].

Глава 2. Методические особенности применения физических упражнений у детей разного возраста при врожденных аномалиях развития и после ампутации конечностей

2.1 Методические особенности применения физических упражнений при аномалиях развития и после ампутации нижних конечностей

2.1.1 Методические особенности применения физических упражнений в дошкольном возрасте

В раннем возрасте при врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей рекомендуется использование упражнений, стимулирующих переход детей в положение сидя, стоя на коленях. Применяются упражнения для предупреждения или коррекции контрактур в тазобедренных суставах при культях бедер (особенно коротких) или в коленных суставах при культях голени.

Занятия с детьми раннего возраста должны проводиться на специальном столе. Занятия проводятся три-четыре раза в день. Используются пассивные, рефлекторные, пассивно-активные и активные движения.

Пассивные упражнения выполняются методистом. При выполнении пассивного движения вначале определяется некоторое сопротивление ребенка, вызываемое появлением рефлекса на растягивание мышц, а в первом полугодии жизни и остаточными проявлениями физиологического гипертонуса. После первых двух-трех движений сопротивление снижается. При последующих трех-четырех пассивных движениях ребенок нередко начинает активно помогать их выполнению.

4 стр., 1784 слов

Влияние физических упражнений на нервную систему

... по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические ... человека. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает. Причины заболевания нервной системы Повреждение нервной системы ... конечностей, ...

При выполнении рефлекторных движений используются рефлексы позы и положения, выпрямительный, шагательный и некоторые другие.

Кроме пассивно-рефлекторных упражнений стимулируется самостоятельное выполнение ребенком отдельных упражнений с игрушками, которые ребенок научился захватывать и перемещать.

Активные движения начинают использовать вслед за тем, как они появляются в ответ на предшествующие пассивные или рефлекторные.

Подбор упражнений в первую очередь должен обеспечивать коррекцию нарушений психомоторного развития ребенка и формирование двигательных компенсаций. Для мобилизации подвижности в сохраненных суставах и развития силы мышц сохранившихся сегментов недоразвитых конечностей применяются следующие упражнения:

  • поочередное и одновременное сгибание ног из положения лежа на спине (сгибание в тазобедренных суставах при культях бедер и в тазобедренных и коленных — при культях голеней);
  • поочередное и одновременное поднимание прямых ног (при культях голени) из положения лежа на спине;
  • «скользящие шаги» в положении лежа на спине, выполняемые как шагательный рефлекс;
  • круговые движения ног (культей бедер) в положении лежа на спине;
  • поочередное отталкивание кожаного набивного мяча правой и левой ногой (культей) в положении лежа на спине или сидя;
  • из положения лежа на спине разгибание туловища с опорой на ноги (культи) и голову (ребенок поддерживается под таз), стопы или концы культей прижимаются к кровати;
  • поднимание культи вперед до зрительного ориентира (рука, палка, флажок), выполняемое вначале пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно;
  • сидя на стульчике, разгибая коленный сустав, прикосновение концом культи голени к руке методиста;
  • поднимание культи вперед с сопротивлением, оказываемым рукой или поднимание культей мешочка с песком весом 0,5-1 кг;
  • лежа на животе сгибание и разгибание в коленных суставах (при культях голени).

Если движения в суставах пораженной конечности резко ограничены, они выполняются вначале как пассивные, затем как движения, совершаемые с помощью, затем производятся активно (в игровой форме) и, наконец, осуществляются ребенком при небольшом сопротивлении методиста.

Используются также пассивные, рефлекторные и активные упражнения, вовлекающие в движение верхние конечности и туловище.

Очень важное значение имеет период обучения пользованию протезом. На начальном этапе протез надевается на короткое время, когда ребенок играет. После привыкания протез надевается на время занятий лечебной гимнастикой. В протезе должны производиться упражнения в ползанье, в переходе в положение сидя, при вставании и осуществляться ходьба. В возрасте, приближающемся к 1-1,5 годам, протез надевается не только для проведения занятий лечебной гимнастикой, но и по мере возможности на время самостоятельных игр и бодрствования ребенка. Стимулируется ходьба ребенка в протезе с помощью взрослых, при опоре на окружающие предметы и в форме свободного передвижения.

Во второй половине второго года на занятиях должны создаваться игровые ситуации, при которых ребенок должен преодолевать различные препятствия — перелезать или перешагивать через различные игрушки или другие предметы, подниматься на горку или сходить с нее и т.д.

Первое вставание и первые шаги на протезах осуществляются с помощью взрослых. В последующем используется имитационно-игровая методика обучения ходьбе. Существенным моментом на данном этапе является формирование у ребенка сгибания в коленном шарнире при ходьбе на протезах бедра, для чего применяются самые разнообразные упражнения.

Ходьба на протезах голени и бедра в возрасте до 4-х лет характеризуется беспорядочностью всех основных биомеханических параметров, слабой выраженностью ее компонентов, уменьшением длины шагов и углов движений в суставах, высоким темпом, сохранением легкой сгибательной установки ног на протяжении всей ходьбы, неустойчивостью, повышенной электрической активностью участвующих в движении мышц.

По мере овладения ходьбой на протезе занятия дополняются соответствующими возрасту и доступными ребенку основными движениями в лазании, подлезании и перелезании и др. Прыжки применяются только в форме подскоков на здоровой ноге.

Наибольшие трудности представляет овладение и обучение пользованию протезами после вычленения бедра и после ампутации обоих бедер. У этих детей следует использовать обучение ходьбе в брусьях, в ходунках, с костылями или с подвешиванием с помощью специальных лямок и корсета к монорельсовой дороге.

Подбор упражнений и методика проведения занятий детей старшего дошкольного возраста в большей мере, чем в раннем и младшем дошкольном возрасте, зависит от отставания в развитии моторики и от особенностей сформированных у детей компенсаций.

При врожденных или ампутационных дефектах нижних конечностей в период подготовки к протезированию применяются упражнения для развития силы мышц и уменьшения контрактур в суставах, для подготовки культи к давлению гильзы протеза, для коррекции положений таза, позвоночника и плечевого пояса, акробатические упражнения, упражнения, направленные на сохранение устойчивости вертикальной позы, для профилактики плоскостопия здоровой конечности, обучение пользованию костылями.

Для увеличения подвижности в сохраненных суставах и для развития силы мышц пораженной конечности применяются упражнения, выполняемые сидя, лежа на спине, лежа на животе.

При коротких культях бедра наиболее часто формируются сгибательные и отводящие контрактуры тазобедренных суставов. При таких контрактурах необходимо акцентировать внимание на разгибании и приведении культи. При отведении культи назад, чтобы избежать компенсаторных движений таза, туловища и участия других мышц в сгибании, обязательна фиксация таза в положении лежа на животе мешками с песком или рукой методиста. При сгибательных контрактурах тазобедренного сустава основное исходное положение — лежа на животе.

Необходимо отметить, что положение стоя на одной ноге способствует формированию косого положения таза и «S»-образному искривлению позвоночника. При односторонних дефектах общий центр массы тела смещается в сторону сохранившейся конечности, развивается асимметрия в тонусе мышц туловища, происходит наклон таза в сторону ампутированной конечности, формируется сколиоз, асимметрия надплечий и лопаток. Для коррекции положения плечевого пояса, позвоночника, таза применяются специальные упражнения.

Овладение протезом начинается с обучения его надеванию и привыкания к нему. При этом ребенок пробует ходить на протезе с поддержкой за руку или за подмышечные области.

В процессе обучения ходьбе регулярно выявляются жалобы ребенка на боли и неудобства и проверяется появление наминов и потертостей на культе. Дефекты протеза должны быстро устраняться.

После отделки протеза совершенствование ходьбы ребенка осуществляется при помощи упражнении, обеспечивающих ее ритмичность и «мягкость», например ходьба через барьеры небольшой высоты для исключения задевания носком протеза за поверхность опоры, ходьба вверх и вниз по наклонной скамейке.

В обучении ходьбе выделяются три этапа.

1 этап — обучение сохранению вертикальной позы с равномерным распределением веса тела на обе конечности и переносу веса тела с одной ноги на другую; постепенному переходу от положения стоя у неподвижной опоры (у стены, в брусьях) к положению стоя без дополнительной опоры.

2 этап (переходный от стояния к ходьбе) — формирование равновесия в двух- и одноопорной фазе шага; обучение управлению протезом. При обучении ходьбе важно сформировать у ребенка правильное движение культей. Необходимо использовать подготовительные упражнения, которые формируют умение сгибать коленный шарнир в протезах после ампутации бедра.

На 3 этапе совершенствуется техника ходьбы и отрабатываются элементы шага. Осуществляется коррекция таких дефектов ходьбы, как отсутствие сгибания коленного шарнира, переката стопы, чрезмерная асимметрия в длине шагов, несвоевременный перенос веса тела с протеза на ногу, широкое расставление протезов (особенно после ампутации обоих бедер); избыточные движения туловищем, руками, скованность движений; приподнимание плеча, наклон туловища и головы вперед.

Для устранения этих дефектов, кроме специальных упражнений, используются словесные указания методиста, а также создаются условия, при которых достигается исправление ошибок [12].

2.1.2 Методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте

После ампутации нижних конечностей при подготовке к первичному протезированию наиболее важными является решение следующих задач:

1) развитие силы усеченных или недоразвитых мышц нижних конечностей;

2) профилактика и устранение контрактур и ограничений подвижности в суставах пораженной конечности;

3) подготовка кожи культи к использованию протеза;

4) коррекция дефектов осанки;

5) совершенствование координации движений культей и общей координации движений, совершенствование равновесия;

6) профилактика плоскостопия при односторонних дефектах.

Для достижения поставленных задач используются индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия, проводимые по типовой схеме.

Для групповых занятий подбираются пять-шесть детей одной возрастной группы с однотипными дефектами, освоивших выполнение элементарных упражнений или ранее занимавшихся индивидуально. Продолжительность занятия 30-35 мин.

Индивидуально-групповые занятия проводятся с детьми одной возрастной группы в количестве трех-четырех человек с неоднородными дефектами. Первая половина основной части занятия проводится групповым методом, во второй половине каждый ребенок выполняет индивидуально подобранные для него упражнения и задания, осваивает новые или совершенствует разученные ранее упражнения.

Дети с ампутационными дефектами требуют длительной и разносторонней подготовки культи. Особенно после ампутаций, произведенных в школьном возрасте, они легко осваивают передвижение на протезах на фоне сформированного у них к моменту усечения локомоторного акта ходьбы.

Для развития силы мышц усеченных и недоразвитых конечностей применяются упражнения с сопротивлением в виде небольших грузов (1-3 кг), выполняемые на блочном устройстве, не допуская статических напряжений мышц. При дефектах бедер внимание уделяется развитию силы разгибателей и приводящих мышц бедра, после ампутаций голеней — разгибателей голеней.

Для развития силы мышц культей используется фантомноимпульсивная гимнастика, содержанием которой является изометрическое напряжение мышц. Она назначается к выполнению 3-4 раза в день по 20-50 повторений. В первые дни необходимо контролировать правильность их выполнения, так как дети младшего школьного возраста при врожденных дефектах с трудом осваивают технику этих упражнений.

Упражнения для устранения контрактур суставов следует применять в сочетании с использованием укладок мешочками теплого песка (3-4 раза в день, длительностью 20-30 мин).

При сгибательно-отводящих контрактурах тазобедренных суставов наиболее эффективны укладки в положении лежа на животе при максимально возможном разгибании и приведении культи. При сгибательных контрактурах коленных суставов используются как положения лежа на животе, так и на спине (при максимальном разгибании в коленном суставе).

Для развития координационных способностей движения культей выполняются в сочетании с движениями туловища, таза и верхних конечностей. Большое внимание уделяется формированию навыка правильной осанки и коррекции ее дефектов. Кроме овладения ощущениями правильной осанки и умением удерживать ее, используются упражнения, направленные на развитие силы мышц туловища и формирование «мышечного корсета» Одним из методических приемов формирования навыков осанки является осуществление самоконтроля при выполнении упражнений перед зеркалом, а также постоянное напоминание о необходимости сохранять правильное положение тела. При односторонних дефектах применяются упражнения с целью профилактики плоскостопия здоровой конечности. Кроме коррекционно-компенсаторных упражнений, дети должны освоить доступные им основные движения (лазание, перелезание, прыжки, метание и др.), а также простейшие построения и перестроения, повороты, выполнение различных команд. Из общеразвивающих применяются упражнения без предметов и с предметами (мячами, гантелями, гимнастическими палками) для мышц верхних конечностей, туловища и здоровой ноги. Овладение протезом начинается с обучения его надеванию. Обучение ходьбе на протезе бедра осуществляется в три этапа по методике, описанной выше [10].

2.1.3 Методические особенности применения физических упражнений в старшем школьном возрасте

В послеоперационном периоде после ампутации нижних конечностей занятия физическими упражнениями начинаются на следующий день после операции. Выполняются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, элементарные движения в суставах сохраненных конечностей и позвоночника. Послеоперационная гимнастика способствует профилактике легочных осложнений (бронхитов, пневмоний), нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта. При отсутствии противопоказаний разрешается переход в положение сидя на кровати на 2-3 мин с помощью медицинского персонала, повороты на бок и др. С 3-4-го дня повышается интенсивность занятий и обеспечивается подготовка к вставанию. Пребывание в положении сидя разрешается 3-5 раз в течение дня по 10-15 мин. После односторонних ампутаций нижних конечностей разрешается вставание с опорой на костыли, перемещение с кровати на кресло-коляску, передвижение на ней в пределах палаты. При подборе гимнастических упражнений в послеоперационном периоде должны учитываться общее состояние, уровень и способ ампутации, причина ампутации, наличие осложнений и т.д. Активные движения в сохранившихся суставах усеченной конечности и упражнения в статическом режиме применяются со 2-3-го дня. Эти упражнения способствуют уменьшению послеоперационного отека и увеличению подвижности в суставах.

Выполнение упражнений для развития способности к равновесию и профилактики нарушений осанки начинаются после перехода в положение стоя на здоровой ноге. Первые 2-3 дня занятия продолжительностью 7-10 мин проводятся по 2-3 раза в день. В последующие дни время занятий увеличивается до 15-20 мин.

На 5-6-й день после операции двигательная активность расширяется с целью подготовки к ходьбе. В этот период для детей с дефектами нижних конечностей должны быть подобраны костыли.

После снятия швов выполнение физических упражнений должно способствовать:

1) восстановлению оптимальной подвижности во всех сохраненных суставах усеченной конечности, мобилизации максимальной подвижности в суставах сохраненной конечности и позвоночника;

2) развитию динамической и статической силы мышц, мышечно-суставной чувствительности усеченной конечности, совершенствованию равновесия, стоя на одной ноге и координации движений верхних и нижних конечностей;

3) формированию навыка ходьбы с опорой на костыли с односторонними дефектами нижних конечностей, правильной осанки, подготовке к предстоящему протезированию.

Одновременно с гимнастическими упражнениями проводится устранение контрактур и тугоподвижности в суставах методом ручной редрессации — разработка движений в суставах методом пассивного увеличения эластичности мышц.

С целью улучшения функциональных возможностей усеченных мышц культи используется фантомно-импульсивная гимнастика, основным содержанием которой являются упражнения с изометрическим напряжением мышц путем мысленного воспроизведения движений отсутствующим сегментом конечности. В процессе мысленного воспроизведения движений напряжение мышц культи может сопровождаться движением в соответствующих суставах сохраненной конечности. Фантомно-импульсивная гимнастика способствует улучшению крово-и лимфообращения, обменных процессов в усеченных мышцах, развитию способности к дифференцированию мышечных усилий. При выполнении упражнений необходимо добиваться максимального напряжения мышц и его удержания в течение 2-3 секунд с последующим расслаблением. Попеременно осваиваются напряжение и расслабление мышц-антагонистов, а также напряжение усеченных мышц культи в сочетании с движенниями всей конечностью в различных направлениях. Фантомно-импульсивная гимнастика проводится, как правило, в заключительной части занятия в течение 5-10 мин, а также ежедневно 3-4 раза в день по 10-12 повторений для каждой мышечной группы [4].

Процесс обучения ходьбе на протезах начинается с овладения навыком его одевания и привыкания к нему.

Упражнения для мышц сохранившейся нижней конечности. На сохранившуюся конечность приходится большая нагрузка, нежели до ампутации, поэтому к ее мышечно-связочному аппарату предъявляются повышенные требования. Отсутствие целенаправленной подготовки сохранившейся конечности и увеличивающаяся нагрузка негативно сказываются на ее функциональном состоянии. В связи с этим используются специальные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата и профилактики плоскостопия и др. Обращается внимание на развитие возможности к произвольному расслаблению мышечных групп, которому необходимо обучать в различных исходных положениях: лежа, сидя, при ходьбе на костылях. Расслабление тех или иных мышечных групп достигается при помощи потряхиваний, маховых упражнений и упражнений на растягивание мышц. Следует добиваться произвольного расслабления сохранившейся конечности при ходьбе на костылях и в дальнейшем на протезе, а также свободного, ненапряженного положения стопы. Дополнительное, легкое подошвенное сгибание стопы способствует уменьшению напряжения ее мышц.

Упражнения для развития координационных способностей. Выполнение этих упражнений способствует восстановлению координации движений сохранившейся конечности и культи, развитию согласованности движений в различных звеньях опорно-двигательного аппарата.

Упражнения для коррекции нарушений осанки. Эти упражнения назначаются для профилактики нарушений осанки, а также предупреждения сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений. Применяются наклоны туловища, преимущественно для верхнегрудного отдела позвоночника, в сторону усеченной конечности, наклоны прогнувшись, сочетающиеся с движениями надплечий конечностей [4].

2.2 Методические особенности применения физических упражнений при аномалиях развития и после ампутации верхних конечностей

2.2.1 Методические особенности применения физических упражнений в дошкольном возрасте

При врожденных и ампутационных дефектах верхних конечностей детей раннего дошкольного возраста физические упражнения используются с целью увеличения объема движений в сохранившихся суставах пораженной конечности, укрепления мышц плечевого пояса, максимального вовлечения культи в различные движения; формирования компенсаторных захватов и перемещения различных предметов и игрушек с помощью культей; совершенствования ползания, изменения положения тела в пространстве.

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком два-три раза в день. Продолжительность занятия до 15 мин, выполняются 10-12 упражнений. Вначале используются пассивные упражнения, затем активно-пассивные. Большинство упражнений носит имитационный или игровой характер.

После каждых двух-трех упражнений целесообразно использовать массажные движения (легкое поглаживание, разминание) с таким расчетом, чтобы к концу занятий были отмассажированы руки и плечевой пояс, спина, ноги и живот ребенка.

Наибольшие трудности представляет подбор и методика упражнений для детей с двусторонними вычленениями или высокими ампутациями плеч. Основное внимание при занятиях с такими детьми уделяется формированию самостоятельного перехода в положение сидя, стоя на коленях, на выпрямленных ногах и компенсаторных захватов и действий с различными предметами. Используются упражнения, мобилизирующие подвижность и способствующие развитию силы мышц плечевого пояса и культей. Помимо этого применяются упражнения для мышц туловища.

Кроме занятий гимнастикой, обязательно организуются игры с мягкими игрушками, мячами различных размеров, кубиками. Игры проводятся два-три раза в день. Они не только способствуют совершенствованию двигательных навыков, но и обеспечивают формирование у ребенка представлений о форме, жесткости, весе, цвете и других свойствах различных предметов.

Период подготовки к протезированию ограничивается ознакомлением ребенка с протезом.

В период обучения пользованию протезом основная задача состоит в приучении ребенка к протезу как неотъемлемой составной части тела.

Для развития моторики здоровых детей старшего дошкольного возраста наиболее характерно совершенствование основных движений — ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания и овладение простейшими спортивными навыками — катанием на санях, на коньках, на лыжах, игрой в волейбол, настольный теннис и др.

При дефектах верхних конечностей в период подготовки к первичному протезированию наибольшее внимание уделяется решению следующих задач:

1) мобилизации подвижности в плечевых суставах и движений плечевым поясом, развитию силы мышц плечевого пояса и культей;

2) расширению и совершенствованию имеющихся у ребенка компенсаций, необходимых для возможно лучшего самообслуживания, в том числе с использованием простейших приспособлений;

3) развитию координационных способностей, помогающих более быстрому освоению управления протезами;

4) совершенствованию осанки и коррекции ее дефектов;

5) уменьшению отставания в развитии основных движений ребенка (метаний, лазания, подскоков, прыжков, ходьбы, бега) и т.д.;

6) формированию у ребенка положительного отношения к протезу.

При обучении управлению протезом и формировании простейших движений, осуществляемых с его помощью, должно обеспечиваться привыкание к протезу и воспитание чувства необходимости пользоваться им. В первую очередь проводится обучение самостоятельному надеванию протезов, выполнению наиболее важных движений, необходимых при самообслуживании (прием пищи, питье, рисование, захват и перемещение предметов и др.).

Используются также упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Большинство основных движений выполняется в игровой форме и в соревновательных условиях. Из упражнений, требующих проявления ловкости, используются простейшие акробатические упражнения, обучение падениям и вставанию.

Занятия проводятся ежедневно в группах, численностью 3-5 человек, с использованием индивидуально-группового метода Продолжительность занятий для детей 4-5 лет — 25-30 мин, для детей 6-7 лет — 45 мин [12].

2.2.2 Методические особенности применения физических упражнений в младшем и среднем школьном возрасте

При дефектах верхних конечностей методика занятий приближается к методике применяемой у взрослых. Дети в школьном возрасте нуждаются в первичном протезировании чаще по поводу ампутационных дефектов, чем врожденных недоразвитии. Ампутация в меньшей степени обуславливает нарушение физического развития ребенка, чем врожденная аномалия. Менее выражено их влияние и на образование вторичных деформаций. Значительно чаще наблюдаются порочные культи, требующие оперативного вмешательства.

Среди основных задач двигательной реабилитации можно выделить следующие:

1) мобилизация подвижности и развитие силы мышц культи и плечевого пояса;

2) мобилизация максимальной амплитуды движение в суставах нижних конечностей, в поясничном и грудном отделах позвоночника;