Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Главным является вопрос о музыкальных способностях ребёнка: представляют ли они собой врожденные свойства или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Выдающиеся педагоги – психологи считали, что врожденными могут быть лишь анатомо – физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы, ритм»[19].
В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание; музыкально – слуховое представление, включает в себя память и воображение; чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
У каждого человека есть некоторая музыкальность. Главный вопрос в том, насколько музыкален тот или иной ребёнок, какова его музыкальность, каковы пути ее развития.
Музыка возникла в глубокой древности и была важным средством формирования личных качеств человека. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на ребенка, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Музыка обогащает эмоциональный мир слушателя [20].
Музыка воздействует на ребёнка на ранних этапах развития. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыку, которую слушает будущая мама, оказывает влияние на самочувствие ребёнка и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях всё самое лучшее, что заложено от природы, развивать общие и специальные музыкальные способности.
Приобретая на занятиях в ДОУ и в семье определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Не только развивая эмоции, интересы и вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Специфика воздействия музыки на человека
... раздражители, а точнее - от прослушивания музыки. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой ... стадами. Воздействие музыки на человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов -- ...
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от педагога и родителей.
Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья первая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он обучается жить настоящей жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость со своими родными людьми. Эмоциональная холодность в семье плохо влияет на психологическое развитие ребёнка, прежде всего на его творческие способности. Поэтому педагоги ДОУ должны установить взаимодействие и совместную работу для полноценного развития ребёнка.
Если ребёнок ходит в детский сад, полезно предложить ему спеть песню, которую они учили с педагогом. Родители, как можно чаще могут устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, сестрой или братом. Это способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современном мире особую роль играют технические средства: радио, телевидение, караоке, гаджеты. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет музыкальный руководитель. Кроме это мы оповещаем родителей о предстоящих концертах.
Важнейшей задачей, стоящей перед ДОУ и семьёй – является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности. Ребёнок должен получать полную поддержку в своих начинаниях.
Цель исследования:
выявление особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи и направление развития музыкальных способностей дошкольника.
Объект исследования:
творческий потенциал личности детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования:
психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих способностей.17
Задачи:
-
определить роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста;
-
раскрыть наиболее эффективные формы работы с родителями по музыкальному развитию;
-
изучить развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
-
Анализ психолого – педагогической литературы
7 стр., 3144 словРоль семьи в развитии ребенка
... независимости. Отец для ребенка - источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика). По ...
-
Изучение и обобщение педагогического опыта
-
Беседа с родителями
-
Анкетирование [18]
1.Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
В «Книге для родителей» А.С. Макаренко писал: «Семья – место, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети – главная радость жизни…». [2] В семьях, где озабочены музыкальным воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, делая её эмоционально окрашенной.
Семья является важнейшей средой формирования и развития личности: здесь ребёнок рождается, растёт, познаёт мир, социализируется. Именно в семье развиваются его чувства, закладываются нравственные ценности, формируется его физическое и психическое здоровье.
Особую остроту в настоящее время приобретает проблема участия семьи в воспитании у ребёнка интереса к музыке. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальном восприятии самих родителей. Родители поют колыбельные песни, утешая своих малышей, а те поют их куклам. Совместное слушание музыки со взрослыми и обсуждение чувств, которые она вызвала, поощряет обмен мнениями о собственных эмоциях. Музыка также способствует обогащению речи, запоминанию, поскольку ребёнок может запомнить фразы и песни, и впоследствии применять их в разговоре. [3]
В нашей стране и в мире общепризнано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка, создаются в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка зависит от тех предпосылок, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и общей культуре.[1]
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребёнок слышит в основном современную «лёгкую» музыку, потому что к « серьёзной» музыке его родители безразличны.
Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — образовательная деятельность).
В семье, серьёзно занимающейся музыкальным воспитанием, ребёнок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребёнок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.[4]
Таким образом, дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая в них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию ...
... музыкой; проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике. Задачи работы: 1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую специальную литературу по данной проблеме. 2. Определить влияние логоритмических занятий на музыкальное развитие и развитие речи детей ...
Семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольных учреждениях, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребенка к реальной жизни. Поэтому опыт, приобретаемый ребенком в семье, отличается реализмом. Семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на развитии его творческих способностей. Поэтому педагоги образовательного учреждения должны установить взаимодействие и совместную работу для полноценного развития ребенка. В се семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать музыкальное образование своему ребенку, развить его способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки в o взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации, знакомить родителей с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературных композициях.
Главным в процессе музыкального воспитания ребенка остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его способности и таланты в нужное русло.
Задача воспитателя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увл e чь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – это цель, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности. Музыкальные занятия помогают ребенку воспринимать те или иные явления, пробуждают интерес и любовь к музыке, особенно если эти занятия проводит любящий свое дело педагог. Детям предлагается для слушания как классическая, так и современная музыка, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании участвуют родители, которые не менее заинтересованы во всестороннем развитии детей, формировании их творческих способностей. Их старания станут еще более эффективными, если в семье царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости. Воспитатель должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
«Музыкально-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного ...
... задачи исследования : рассмотреть сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста; показать музыку как средство эстетического воспитания дошкольников; проанализировать программный материал по музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; рассмотреть методику музыкально-эстетического воспитания дошкольников посредством музыки; 5) экспериментально проверить ...
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание. Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).
Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Думаю, что семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
2.Формы работы с родителями по музыкальному развитию в семье.
1. Открытые музыкальные занятия
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области:
а. индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
б. в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению всех навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду
2. Мастер – классы, занятия практикумы
Воспитание детей в дворянских семьях
... исследовать содержание дворянского воспитания; проанализировать особенности воспитательного воздействия на детей в семье; составить представление об обучении дворянских детей в ... детей как со стороны родителей и домашних воспитателей, так и в условиях учебных заведений. Объектом исследования в реферате является воспитание детей в России. Предметом реферата являются особенности воспитания ...
а. приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика).
б. с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
3. Совместные праздники и развлечения, игры
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День матери», «День защитника Отечества», «8 марта»).
Родители — полноправные участники таких действ — от идеи до воплощения:
а. обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящих праздников;
б. разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
в. подготовка отдельных номеров;
г. пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
д. помощь в оформлении помещения;
е. помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4. Информационо — аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально — эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
Он содержит информацию, касающуюся:
а. работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;
б. значимости музыкального воспитания детей;
в. информация о программах музыкального воспитания, используемых в ДОУ;
г. перечень используемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно сделать в домашних условиях;
д. особенностях эмоционального мира дошкольника;
е. фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.
6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей по темам:
-«Музыкальное воспитание в семье»
-«Родителям о музыкальном воспитании»
-«Советы: музыкальное воспитание»
-«Как слушать музыку с ребёнком»
7. Папки — передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:
-«музыкальные игры в детском саду»
-«Ваш ребёнок любит петь?»
-«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»
Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми
... В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ... чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей тоже должны учиться у них. Какая музыка интересна ребенка, какие музыканты и группы стали его ...
-«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»
-«Как в жизнь приходит музыка…»
-«Музыка и её влияние на развитие детей»[5]
Перспективный план работы на 2016 — 2017 г.
МБДОУ «Детский сад «Чайка».
Старшая группа.
Форма работы
Взаимодействие с родителями
Задачи
Примечание
Сентябрь
Встреча с родителями вновь прибывших детей.
Посещение занятий, развлечение для детей и родителей “День знаний”.
Воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье.
Индивидуальные беседы.
Октябрь
Индивидуальные беседы.
Участие родителей в подготовке и проведении развлечения “Осень в гости к нам пришла”
Создать благоприятную творческую атмосферу
Изготовление костюмов
Ноябрь
Беседы “Родителям о склонностях, способностях” пожелания.
Развивать талант и способности ребёнка.
Увидеть в каждом ребенке талант и способности и развивать их.
Ответы на вопросы.
Декабрь
Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, принимать активное участие в проведении праздников.
“ В гости елка к нам пришла” приглашение на утренники.
Создать праздничную атмосферу и сказочное настроение детям.
Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов.
Январь
Беседа «Воспитание интереса у детей к музыке».
Февраль
Консультация «Развитие творческой деятельности»
Развлечение “День защитников Отечества”.
«В гостях у Масленицы»
Воспитание нравственно-патриотических чувств
Март
«8 марта — праздник мам!»
Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов к празднику «8 Марта».
Музыкальные способности и их классификация
... посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б. М. Теп-лова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена оригинальная концепция музыкальности. Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а ...
Апрель
Индивидуальные консультации с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-профилактической поддержке.
День смеха
Участие родителей в изготовлении атрибутов.
Май
Консультация «Роль пения в обучении детей правильной речи».
«До свидания детский сад!»
Подвести итоги учебного года, советы, пожелания родителям.
Июнь
Практические советы «Как изготовить музыкальные инструменты из природного материала».
«День защиты детей».
Участие родителей.
Август
Индивидуальные беседы с родителями.
Формирование активной творческой деятельности, с учетом индивидуальных и психических особенностей родителей и детей.
Подготовка к новому учебному году.
Из выше перечисленного следует, что музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Она способна вдохновлять на подвиги и побуждать к размышлениям. С помощью музыки можно передавать свое эмоциональное состояние.
Именно на ребенка музыка имеет наибольшее влияние и не только воспитывающее, но и развивающее. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества детей, в особенности в дошкольном возрасте. Приобщение детей к музыкальному искусству, может успешно осуществляться, лишь при условии тесного контакта педагогов с семьёй.
Вопрос по совместному музыкальному воспитанию детей — особенно актуален в наши дни. В соответствие с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ. Формы работы сотрудничества музыкального руководителя с родителями являются важнейшим обеспечением качества музыкального воспитания дошкольника. Основным из направлений работы ДОУ является личностное развитие ребенка. А ведь основы личностного роста закладывается в семье. Успех в воспитании и развитии детей в образовательном учреждении во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с их родителями. Целенаправленная, систематически спланированная комплексная работа образовательного учреждения, осознанная заинтересованность родителей – важнейшие аспекты повышения результативности обучения , воспитания и развития ребёнка
Совместная деятельность помогает объединить детей, их родителей, педагогов, создать благоприятный микроклимат, что способствует достижению поставленных целей. Чтобы жизнь в детском саду была яркой, богатой впечатлениями, насыщенной разными событиями коллектив педагогов делает все для того что бы они полюбили наш общий дом, приходили сюда с удовольствием.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в старшей группе
... можно назвать Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения. Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ...
В нашем дошкольном учреждении применяются разные формы взаимодействия воспитателя с семьями детей. Одной из самых эффективных форм по установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, является проведение совместных праздников и развлечений. Эта форма очень часто используется в нашем дошкольном учреждении.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада создаются сценарии с участием детей и взрослых. Мы привлекаем родителей на все открытые мероприятия, чтобы они были равноправными участниками. Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся важными участниками музыкального развития дошкольников. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
Осень одна из ярких времен года и праздники проходят очень ярко. Дети приобщаются к образам осенней поры, познают красоту окружающего мира. В конце октября в нашем детском саду совместно с родителями было проведёно осеннее развлечение «Осень в гости к нам пришла», на котором родители были не просто зрителями, а включены в участников мероприятия, где сами стали полноценными «артистами». Этот праздник вызвал эмоциональный отклик как у детей, так и у их родителей. Праздник осени для детей и их родителей прошел радостно. Все участники с большим удовольствием встречали гостей, танцевали, пели частушки , собирали урожай картошки и делали заготовки из овощей.
Главной целью организации и проведения данного мероприятия является важнейший итог, который мы видим в глазах детей и их родителей – это радость от участия, общения и совместной деятельности.
4. Развитие 3. Организация условий в семье для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из жизни и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое. Чтобы он вырос и дал обильный плод». Так написал В.А. Сухомлинский.
Во всем мире признанно, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка создаются не только в ДОУ, но и в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, к o торые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.[6]
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. [7]
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты — игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка).
Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
1.обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
2.развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);
3.способствовать общему развитию детей средствами музыки.[8]
Обобщая полученные результаты, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: 1.обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; 2.развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность); 3.способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка. Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. Нужно найти «золотую середину». Когда, с одной стороны, делается всё, чтобы поддержать интерес чудо-ребёнка к музыке, но с другой – он не ломается «через колено», и ему даётся свобода выбора. Недопустимы фразы «пока не сыграешь это место 10 раз, кушать не получишь». Или что-то подобное… В процессе музыкального развития должен господствовать принцип знаменитого чешского педагога Яна Амос Коменского: «Сперва – любить, а потом – учить». К сожалению, некоторые родители допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого активна — это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, игры с музыкой).К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку включить музыкальный центр, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.Более свободная форма музыкальной деятельности — слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием).
Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности.
4.Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Чтобы правильно организовать процесс музыкального воспитания, необходимо определить содержание основополагающих понятий музыкальной педагогики: музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одарённость, так как от этого зависит и стратегия педагогических действий в этом направлении .[10]
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. [11]
Ладовое чувство, Ладовое чувство
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. [13]
Способность к слуховому представлению
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.
Музыкально-ритмическое чувство, Чувство ритма
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.[16]
Мы выяснили, что м узыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности ( ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма ) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности. Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других. Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности. При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы. Самым распространенным для развития у детей музыкальных способностей являются музыкальные игры и упражнения.
Заключение.
Развитие музыкальных способностей — одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.” развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности: ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Итак, у всякого нормального человек, есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать, — это вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ребенок, и вопрос о том какова его музыкальность и каковы должны быть пути её развития. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть уже и формирует его вкусы и предпочтения. Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) необходимо развивать в детях все самое лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности. Приобретая на занятиях в ДОУ, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания. Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально — эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дети дошкольного возраста имеют небольшой опыт представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни, а музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Все семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план. Если ребенок ходит в детский сад, полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся. Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению. В современных условиях особую роль играют технические средства: радио, телевидение, аудиозаписи, диски, караоке. В семье родители поддерживают интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, используют как собственные записи, так и те, которые предоставляет в распоряжение музыкальный руководитель. При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребенком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности, как бы наивна она не была. Ребенок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.
Список используемой литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/muzyikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-v-seme/
1. Образование и культура 2011г, с162
5. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями.// 1 сентября 2013
10. О.В. Гончарова, Ю,С. Богачинская – теория и методика музыкального воспитания академия 2014 с.14
Список интернет ресурсов.
2.
3. , 3 абзац
4.
6.
7.
8. https:// /usloviya-dlya-muzikalnogo-razvitiya-rebenka-v-seme-999176.html
9.
11.
12.
13.
14.
15.
16 https://ronl.org/doklady/pedagogika/264765/
17.
18.
19.
20.
Приложение А
Сценарий праздника в первой младшей группе «Славно встретим Новый год!»
Дети заходят за ведущей и становятся перед ёлкой.
Ведущая:
Нам праздник весёлый зима принесла, зелёная ёлка к нам в гости пришла!
Ребята, сегодня самый любимый праздник всех детей и взрослых, это праздник – Новый год. В этот день все танцуют, поют и веселятся.
Вот и мы сегодня с вами будем петь, и танцевать, будем вместе веселиться, дружно Новый год встречать! Подходите к ёлке ближе, посмотрите выше, ниже, рассмотреть нам ёлку надо, подходите все, ребята!
(дети рассматривают ёлку)
На ёлочке игрушки до самой до макушки, она блестит, сверкает, на танец приглашает.
Хоровод « Блестят на ёлке бусы»
Ведущая:
У нас ёлка большая, а в лесу ёлочки маленькие. Давайте мы покажем какие растут ёлочки в лесу.
Упражнение: «Выше – ниже»:
Ель, (дети поднимаются на носки, руками тянутся вверх) Ёлка, (дети встают на всю ступню, руки разводят в стороны) Ёлочка, (приседают, руки вытягивают перед собой) Колкая иголочка (дети грозят пальчиком).
Ведущая:
Дети, а у нас какая ёлка? (ответы детей) Правильно, большая. Наша ёлка высока, достаёт до потолка, а на ней висят игрушки от подставки до макушки.
Пальчиковая игра «Ёлочка»:
Перед нами ёлочка (дети поднимают руки и соединяют кончики пальцев, образуя макушку ёлки).
Шишечки (дети показывают кулачки), Иголочки (дети показывают указательные пальцы), Фонарики («фонарики»), Зайчики (дети показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев), И свечки (дети прижимают ладони и пальчики друг к другу), Звезды (раздвигают пальцы), Человечки (ставят средний и указательный пальцы на колени).
Ведущая:
Сегодня к нам на праздник придут гости, а давайте их позовём и дружно похлопаем в ладоши!(дети хлопают) Никто не пришёл… может быть наши гости не услышали как мы их зовём? Давайте попробуем позвать их по – другому. У меня есть волшебный колокольчик, который нам и поможет. Колокольчик, помоги – ка, ты звенишь всегда так лихо! Ты звени, звени, звени, в гости к нам гостей зови!
(Вбегает Лисичка).
Лисичка:
Я, Лисичка, хвостик рыжий, встану к ёлочке поближе, вы меня не бойтесь детки, я сегодня так добра, никого из вас не трону, веселиться к вам пришла!
Только вот пока я к вам по снежку бежала мои лапки очень замёрзли и никак не могут согреться.
Ведущая:
Ничего Лисичка, это не беда! Вставай с нами в кружок, пой да пляши, мигом согреешься!
Пляска «Мы погреемся»:
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают. Не замёрзнут ручки – крошки, мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем. Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко. Вот как топать мы умеем, вот как ножки мы согреем.
Лисичка:
Какая чудесная песенка. Мне стало тепло и весело.
Ведущая:
Оставайся лисичка у нас на празднике. А я снова беру наш волшебный колокольчик.
Динь – дон, динь – дон, раздаётся чудный звон, колокольчик наш звени, в гости к нам гостей зови!
(Под музыку входит Снегурочка).
Ведущая:
Ребята, да это же Снегурочка к нам пришла!
Снегурочка:
На полянке, у опушки я живу в своей избушке, звать Снегурочкой меня, все снежинки мне родня.
Песня Снегурочки.
Ведущая:
Ребята, а давайте расскажем Снегурочке стихотворения.
1 ребёнок:
Ёлка песенку послушай, ёлка сказку расскажи! Огоньками яркими, ёлочка, гори!
2 ребёнок:
Пусть летят к нам в комнату все снежинки белые. Нам совсем не холодно, мы зарядку делаем!
Снегурочка:
Вот спасибо за стихи, мне понравились они! И теперь хочу ребятки загадать я вам загадку.
Через поле и лесок скачет маленький зверёк. Шубку белую дала ему зимушка – зима. А когда весна придёт, шубку серую найдёт. Кто же это? Отгадай – ка! Это наш приятель …
Дети: зайка!
Из — за ёлки выскакивает зайка.
Зайка:
Жил — был зайчик длинные ушки, отморозил зайчик ушки на макушке. Отморозил носик, отморозил хвостик и поехал греться к ребятишкам в гости. Здесь тепло и славно, даже волка нет и дают морковку на обед!
Ведущая:
Здравствуй, зайка! Здравствуй, зайка! Ты с ребятами сыграй — ка!
Игра «Пальчики и зайчик»:
Вот как пляшут пальчики у девочек и мальчиков. Подошёл к ним зайка, заинька усатый, пальчики потрогать хочет у ребяток. А мы пальцы спрятали, спрятали, спрятали. Не заденешь пальчики маленькою лапою.
Снегурочка:
А теперь скорей вставайте, с зайкой пляску начинайте!
Игра «По лесной лужайке».
Ведущая:
Слышите? Снежок скрипит, кто — то к нам опять спешит…
(За дверью слышится рычание и входит Мишка).
Медведь:
Что такое? Почему? Ничего я не пойму! Что за детки ходят тут, спать спокойно не дают?
Ведущая:
Ты, Мишутка, не сердись, лучше с нами веселись. Ребята, а давайте Мишке стихи почитаем.
1 ребёнок:
В гости ёлочка пришла, зимний праздник принесла, с детками играет, весело мигает!
2 ребёнок:
Мы поём и пляшем весело сегодня, у ребяток наших праздник новогодний!
Ведущая:
А сейчас все выходите с мишкой дружно попляшите.
Мишка:
Стыдно дети мне сказать, не умею я плясать.
Ведущая:
Это, Мишка не беда, вставай с нами, мы тебя научим!
Пляска «Та — та — та»
ручки пляшут та — та — та (3р) вот как пляшут та — та — та (3р) ножки пляшут та — та — та (3р) вот так пляшут та — та — та (3р)
Мишка:
Очень весело плясали и нисколько не устали. Я ребят благодарю, всем спасибо говорю.
Ведущая:
Мишка с нами поплясал, Мишка с нами поиграл, испечём, детишки, пирожки для Мишки и для всех наших гостей.
Песня «Пирожки»:
Я пеку, пеку, пеку всем друзьям по пирожку: пирожок для мышки, для заиньки — малышки, для Лисички пирожок, Мишка, съешь и ты дружок!
Снегурочка:
Всё сегодня серебрится, и сверкает и искрится! Всюду ёлки, там и тут, а ребят подарки ждут!
Добрый Дедушка Мороз всем подарочки принёс и сейчас ребятки я вам подарочки раздам!
( Снегурочка вместе со зверятами раздаёт подарки).
Ведущая:
праздник наш к концу подходит. Старый год от нас уходит.
Снегурочка:
Ну и нам пора прощаться! Мы хотим всем пожелать счастья, радости, удачи, никогда не унывать!
( Снегурочка со зверятами уходит).
Ведущая:
До свидания ёлочка, колкая иголочка! Праздник завершается, детки в группу возвращаются!
Игры на развитие звуковысотного слуха., Курица и цыплята.
Ход игры
Затем играет Ре 1-й октавы. Дети ставят фигурки кур на стол и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Игровой материал
Птицы и птенчики.
Ход игры
Игровой материал
Найди и покажи.
Ход игры
Игровой материал
Угадай-ка.
Ход игры
Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы), ребенок закрывает гусенка.
«Му-му-му»-До, Соль 1-й октавы.
«Мяу-мяу-мяу» — Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы.
«Кря-кря-кря» — Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы.
Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.
Игровой материал
Ступеньки.
Игровой материал
Ход игры
Эхо.
Цель
Ход игры
Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.
Качели.
Цель
Знать песню «Качели» Тиличеевой.
Игровой материал
Ход игры
Игры на развитие чувства ритма., Зайцы на поляне.
Игровой материал
Ход игры
Игра с бубном.
Игровой материал
Ход игры
Цель игры
Картинки и имена.
Ход игры
Игры с нитками.
Цель
Игровой материал
Ход игры
Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; несколько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.
Игры с пуговицами.
Цель
Игровой материал
Ход игры
Усложнение
Учитесь танцевать.
Игровой материал
Ход игры
Кто идёт?
Игровой материал
Ход игры
Дружная семейка.
Жила-была большая дружная семья:
Прабабушка *
Две бабушки * *
Мамы с папами * * * *
И ребятишки * * * * * * * *
Они часто все вместе ходили на прогулку в парк. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх. Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.
По дороге бегут ребятишки
И считают шаги шалунишки,
А выходит у них вот так:* * * * * * * *
Раз и, два и, три и, четыре и
Видишь, как быстро они бегут.
Мамы с папами их услыхали
И шаги свои вмиг сосчитали:* * * *
Раз и, два и, три и, четыре и
Вот что у них получилось.
Ну, и бабушки, чтоб не отстать,
Стали тоже шаги считать.
Вот так:* Раз и, два и, три и, четыре и
Тут прабабушка тихо сказала:
-А я тоже шаги сосчитала:*
Раз и, два и, три и, четыре и
Ой, как медленно шла она!
Гуляли они, гуляли,
Считать шаги устали
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
Кто как идёт?
Цель
А) 2/4
Б) 3/4
В)
Требуется знание песни «Кто как идёт?» Левкодимова.
Игровой материал
Ход игры
Музыкальный материал
Весёлые дудочки.
Цель
А) играет медведь на трубе;
Б) лиса играет на дудочке;
В) мышонок играет на свирели;
Требуется знание песни
Игровой материал
Ход игры
Игры на различие тембровой окраски
В лесу.
Ход игры
Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.
Игровой материал
Музыкальный репертуар
Кошка Мурка и музыкальные игрушки.
Игровой материал
Ход игры
Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
Волшебная посылка.
Ход игры
Игровой материал
К нам гости пришли.
Игровой материал
Музыкальные инструменты
Ход игры
Зайка скачет под металлофон. Птичка летит под колокольчик. Лошадка скачет под молоточек.
Кто в домике живёт.
Ход игры
Говорит, что в нём живут кошка с котёнком, птица с птенчиком, собачка со щенком. Объясняет, что на первом этаже живут мамы, а на втором – дети. Однажды, все пошли гулять, а когда вернулись, перепутали, кто, где живёт. Предлагает помочь найти свои комнаты (раздаёт детям картинки).
Проигрывает песни в различных регистрах. Дети слушают, определяют, чья музыка звучит, и вставляют карточку.
Кто поёт?
Цель
Игровой материал
Ход игры
Музыкальный материал
Лесенка.
Цель
Игровой материал
Ход игры
Музыкальный репертуар
Музыкальное лото.
Игровой материал
Ход игры
Труба.
Игровой материал
Ход игры
Игры на различие динамики., Весёлый и грустный заяц.
Игровой материал
Ход игры
Тихие и громкие звоночки.
Игровой материал
Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.
1.Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит. 2 раза
2. Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог! 2 раза
На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.
Игры на восприятие музыки., Кто подошёл к теремку.
Цель
Игровой материал
Ход игры
Волшебный мешочек.
Цель
Игровой материал
Ход игры
Картинки и игрушки с музыкальными инструментами.
Ход игры
Игровой материал
Консультация для родителей.
Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня мы с вами поговорим о музыкальном воспитании вашего ребёнка.
Сегодня мы с вами разберём такие вопросы :
1.Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье?
2.Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.
Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.
Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или не допонял. Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» — такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».
Вопросы родителей к воспитателю по музыкальному образованию.
А теперь я вам предлагаю ответить на анкету.
После заполнения анкеты:
Благодарю вас за то что нашли время выслушать нашу консультацию.
До свидания!!!