Введение, Актуальность исследования:
Хочется отметить, что мотивацией и мотивами занималось большое количество исследователей, например Д.Н. Узнадзе,В.С. Мерлин , П.М. Якобсон,А.Н. Леонтьев.
Важнейшим вопросом мотивации деятельности человека выступает причинное объяснение его поступков. Одним из направлений решения данного вопроса является попытка понять, как человек мотивируется в деятельности, которая направленна на достижение успехов, и какова его реакция на постигшие неудачи. Факты говорят, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи имеют важное значение и являются относительно независимыми видами человеческой мотивации.
В психологической науке разработана теория мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Основателями данной теории выступают Д. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен .
Кроме мотива достижения, тревожность играет важнейшую роль в понимании того, как человек выполняет тот или иной вид деятельности. Особо отмечается та ситуация, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, .
В отечественной психологии данная проблема достаточно редко исследуется и имеет разрозненный и фрагментарный характер. Возможной причиной этому выступают условия, которые не поощряли анализ явлений, в которых окружающий мир воспринимается человеком, как нестабильный и угрожающий. В последнее время интерес отечественных психологов к изучению тревожности усиливается в связи с произошедшими изменениями в жизни общества, которые порождают неопределенность и непредсказуемость будущего. Поэтому, народ переживает эмоциональную напряженность, тревогу и тревожность. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии и др.)
Такое положение по изучению тревожности обуславливается логикой развития российской психологической науки. Где изучению доминирующих эмоциональных переживаний индивида отводилось место на психофизиологическом уровне, а уровень устойчивых образований эмоциональной сферы оставался не исследованным.
Изучение тревожности у детей, подростков и юношества также носит, как правило, ярко выраженный прикладной, «служебный» характер. Тревожность выступает показателем «преневротического состояния». Она играет важную роль в нарушениях поведения. Например, делинквентность и аддиктивность в поведении подростков. Профилактика тревожности-это важное мероприятие, которое позволяет ее преодолевать. Это имеет важное значение при овладении новой деятельностью и при подготовке взрослых и детей к трудным жизненным ситуациям, например состязания или экзамены.
Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников
... используемые материалы интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста; познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка. База исследования: СОАО «Бахус» детский сад «Подснежник» (г. Смоленск). курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список ...
Предмет исследования:, Объект исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:
1. Теоретическое изучение вопроса.
2. Методологическое изучение проблемы.
3. Выяснение основных особенностей мотивации достижения успеха, избегания неудачи.
4. Выявление основных особенностей тревожности.
5. Определение степени отношения уровня тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи.
Гипотеза исследования:, Методологическая основа исследования:, База исследования:, Глава I. Теоретическое изучение вопроса мотивации
достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимосвязи
1.1 Проблема тревожности в психологии
Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, из-за ожидания неприятности , и предчувствие грозящей опасности. Тревожность различается как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черта личности или темперамента. В российской психологической литературе это различие обозначено в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин также используется для обозначения явления в целом.
«Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени» [10].
На психологическом уровне тревожность ощущается как:, Озабоченность;, Напряжение;, Нервозность;, Беспокойство;, Невозможность принять решение., Одиночество;, Чувство неопределенности, бессилия, незащищенности, грозящей неудачи;, На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в:
- Учащении дыхания;
Усилении сердцебиения;, Возрастании общей возбудимости;
- Снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.
Увеличении минутного объема циркуляции крови;, Повышении артериального давления;
Проблему происхождения тревожности мы можем найти в разработанном Л.И. Божович [9] представлении о том, что процесс онтогенетического развития личности характеризуется формированием системных новообразований психики, в том числе новообразований аффективно-потребностной сферы. Особенность этих новообразований- это то, что они преобретают побудительную силу и определяются собственной логикой развития. Не секрет, что Л.И. Божович изучала данный вопрос на примере образований, обеспечивающих сознательное управление своим поведением.
Она также намерена была использовать его применительно к изучению высших чувств. Кроме того, аналогичным образом она рассматривает и качества личности как систему, которая включает устойчивый мотив и закрепленные, привычные формы его реализации в поведении и деятельности. Тревожность, как личностное образование, развивается так же. Можно полагать, что существование конфликта в сфере «Я» приводит к неудовлетворению потребностей, напряженность, разнонаправленность которых и создает состояние тревоги. Дальше происходит ее закрепление, и она становится самостоятельным образованием, приобретающее собственную логику развития. При обладании достаточной побудительной силы, тревожность начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п.. Т. е. занимает место ведущих личностных образований.
Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности
... эмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как самооценка у большинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойное состояние. После проведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, ... главе «Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности» дается ...
Тревожность как сигнал об опасности концентрирует внимание на возможных трудностях, препятствиях для того чтобы достичь цель ,и которые содержатся в ситуации. Позволяет мобилизовать силы для достижения наилучшего результата. Таким образом, нормальный (оптимальный) уровень тревожности является необходимым для эффективного приспособления к сложившейся ситуации (адаптивная тревога).
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная черта активной деятельности личности. Каждый человек имеет свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него весомым компонентом самоконтроля и самовоспитания. Чрезмерно высокий уровень выступает дезадаптивной реакцией, проявляющейся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Личности, относящиеся к категории высокой тревожностью, склонны видеть во многих ситуациях угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. В контексте исследования проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явления, которое препятствует нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешает нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Более неясно обстоят дела с доказательствами того, как влияет тревожность на развитие личности, хотя впервые его отметил еще С. Кьеркегор, который считал тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни. Позже эту точку зрения развили в философских работах экзистенциалисты, а в психологическом плане — в психоаналитических исследованиях.
Современные представления о влиянии тревожности на развитие личности основывается в основном на данных клинических исследований, в том числе полученных на материале пограничных расстройств. Значительные проблемы связаны с соотношением понятий «тревожность» («тревога») и «страх». Разграничение явлений тревоги и страха, закрепленное в соответствующих понятиях (Angst — нем., anxiety — англ., angiosse — фр. — безотчетный страх — тоска в отличие от Fureht — нем., fear — англ. — конкретный, эмпирический страх — боязнь), произошло лишь в начале XIX века. Последовательно разводившего конкретный страх (Fureht) и неопределенный, безотчетный страх — тоску (Angst).
До этого времени все, что сегодня относится к явлениям тревоги и страха, описывалось и обсуждалось под общим понятием «страх».
Психотический, пограничный и невротический уровни развития личности
... уровням личностной организации: психотическому, пограничному и невротическому 2. Невротический уровень организации личности психотический невротический характер личность ... тревогу, ... психотически организованное Я и далее в психоз (см. Хрестомат. 13.2). примитивным Идентичность не интегрирована. тестируют реальность - Природа основного конфликта экзистенциальна - жизнь или смерть, безопасность или страх. ...
Сегодня наиболее распространенная точка зрения, которая рассматривает страх как ответную реакцию на конкретную, определенную опасность, а тревожность определяется — как переживание неопределенной, смутной, безобъективной угрозы преимущественно мнимого характера. Согласно другому мнению, страх испытывается при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности или существованию человека как живого существа, человеческого организма, а тревожность — при угрозе социальной, личностной, когда опасность грозит ценностям человека, потребностям «Я», его представлению о себе, отношениям с другими людьми, общественному положению. В некоторых исследованиях страх рассматривается как основополагающая эмоция, а тревожность — как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.
Ряд исследователей выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, школьная и др. — ее принято обозначать как специфическую, частную) и общая, генерализованная тревожность, которая свободно меняет объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей тревожности.
Л.И. Божович выделяет адекватную и неадекватную тревожность. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступала ее неадекватное восприятие реальной успешности, реальному положению личности в той или иной области. Только в таком случае она рассматривалась как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.
Cостояние тревоги (тревожности) — это эмоциональное состояние, при котором ряд эмоциональных состояний, закономерно сменяют друг друга по мере возрастания, и выделяется шесть уровней состояния тревоги.
Первый уровень, Второй уровень, Третий уровень, Четвертый уровень, Пятый уровень, Шестой уровень
А.М. Прихожан [10] выделяет две основных категории тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая — в резкой степени неосознанная, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделим три формы открытой тревожности:
Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, внешне проявляется через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, которые позволяют справляться с имеющейся у них тревожностью.
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности ...
... «Психологическое консультирование родителей по проблеме тревожности детей дошкольного возраста». Цель исследования: выявить возможности психологического консультирования родителей по профилактике и коррекции детской тревожности в дошкольном возрасте. Объект исследования: проявление тревожности у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: психологическое консультирование родителей ...
Культивируемая тревожность — тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющая добиться многого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, который обеспечивает его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывает тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Так у детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности. Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревог, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер.
Вторая форма скрытой тревожности — «уход из ситуации» — встречается достаточно редко.
Итак, во всех рассмотренных возрастах возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, приобретающих ненасыщаемый характер по гипертрофированному типу. Тревожность, возникающая вследствие травмотического стресса, закрепляется в качестве личностного образования при наличии указанных характеристик потребностей и внутренних конфликтов.
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, которая обнаруживается в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, вызывающие повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социальных потребностей.
Тревога и тревожность имеют связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего дошкольного и подросткового возраста; в старшем подростковом — раннем юношеском возрастах влияние может также носить и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.
Тревожность детей и подростков
... деятельности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности ... у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, ... тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». Так А.М.Прихожан указывает, что тревожность ...
Проведенное Б.М. Прихожан [10] исследование позволяет представить следующую схему происхождения и закрепления тревожности на разных возрастных этапах. У дошкольников и младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которая можно рассматривается в этом возрасте как ведущая. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми.
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности в дальнейшем,, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте переживания становятся все более размытыми, смутными, двойственными, неопределенными, т. е. приобретают черты тревоги в ее классическом описании. Переживания страха характеризуются наличием определенного объекта страха и размытой тревоги. При этом иррациональность страха в основном отчетливо осознается.
Тревожность влияет на успешность деятельности. Как установлено, тревожность способствует деятельности в достаточно простых для индивида ситуациях и мешает — в сложных, при этом существенное значение имеет исходный уровень тревожности человека.
Психодиагностические исследования детей подросткового возраста показало, что повышенная тревожность у детей общеобразовательных классов вызывает переутомление, т. е. временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, из-за чего истощаются внутренние ресурсы ребенка, и если проблему не решить, то это может привести к развитию невротического состояния.
У детей из классов выравнивания и компенсирующего обучения (с ЗПР и снижением интеллектуальных способностей) высокая тревожность приводит к отгороженности, т. е. невротической потере чувства реальности, утрате своей индивидуальности, а также агрессивному поведению, направленному на нанесение физического или психологического вреда и сопровождающимся эмоциональными состояниями гнева, враждебности и ненависти.
Таким образом, безусловно существование отчетливых возрастных различий в содержании, характере переживания тревоги и стрессов и влиянии тревожности на результаты деятельности.
Выделяется ряд функций тревоги:
Во-первых , наличие возрастных «пиков» тревоги указывает на важность ее переживания для удовлетворения ведущих потребностей, которые характеризуют детей определенного возраста и пола. Это подтверждает представления о ее сигнальной и мобилизующей функциях, а также свидетельствует в пользу представлений о связи тревожности (и как состояния, и как свойства) с неудовлетворением значимых потребностей.
Понятие успеха в профессиональной деятельности
... на достижении значимой цели. Как различить, пришедшее везение - это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному. Вспомните, когда в профессиональной деятельности что ...
Во-вторых , говоря о функции тревоги в деятельности, следует отметить, что вплоть до старшего подросткового возраста она в основном оказывает отрицательное влияние, особенно в условиях обучения. В дошкольном и на протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность оказывается опосредованными особенностями поведения педагога и создаваемой им атмосферой в классе. Именно последнее, существенно увеличивая аффективную насыщенность ситуации, отрицательно влияет на эффективности деятельности детей и подростков.
В-третьих , взаимодействие в системе «тревожность как состояние-свойство» усиливается с увеличением возраста детей, хотя на него также во многом оказывает влияние позиция и поведение педагога.
1.2 Мотив достижения в структуре личности
Сосредоточившись на изучении мотива достижения, в первую очередь встает вопрос в том, на каком месте находится мотив достижения в структуре личности.
Некоторые исследователи включают мотив достижения в структуру потребностей. Выделяется даже особый вид потребности, такие как потребность в достижениях.
Некоторые ученые включают потребность в достижении успеха и избегании неудач в систему других психогенных потребностей. Таких как потребность в агрессии, доминировании, защите, избегании вреда, игре, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.
Люди, которые имеют сильную потребность в достижении, стремятся полагаться на свои собственные ресурсы и стремятся к самосовершенствованию. Они готовы решать проблемы, которые требуют значительных усилий, но не являются непреодолимыми. Они получают больше удовлетворения от работы, где они сами могут самостоятельно планировать и ставить цели. Такие люди предпочитают шахматы, азартным играм.
Люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие цели, которые будут показателем успеха. Такие люди, как правило, всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей работе от других. Одобрение окружающих для них важнее, чем деньги.
Как так получается, что у некоторых людей есть данная потребность? На ребенка влияют установки родителей. Часто родители с высокой потребностью в достижениях от своих детей требуют больше самостоятельности. С раннего возраста, эти родители учат детей полагаться на свои собственные силы. В результате, у них развивается чувство уверенности в себе, и радуют собственные достижения.
Родители с низкой потребностью в достижении, как правило, чрезмерно следят за своими детьми. Даже когда это ненужно, они помогают им в повседневной деятельности (например, собраться в школу.) Эти дети получают меньше свободы, вследствие чего формируется и низкая потребность в достижениях.
Взаимосвязь успешности обучения и мотивации достижений
... ситуацию успеха. Таким образом, формирование мотивации достижений – важный фактор для достижения успешности в обучении. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив – «жажда успеха» - активность цель – «достижение успеха». Мотивация достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и ...
Таким образом, достижение рассматривается как материальное свидетельство успеха. Поэтому мы считаем, что необходимость достижений можно охарактеризовать как попытку достичь цели, чтобы добиться успеха.
При рассмотрении вопроса о мотивационных свойствах личности, многие исследователи обнаружили, что между мотивацией и чертами личности существует взаимосвязь: особенности личности влияют на мотивацию,а особенности мотивации закрепляются и становятся свойствами личности.
В связи с этим, как отмечает П.M. Якобсон [15], имеет смысл задать вопрос, в какой степени человек выявляется в мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев [4], например, писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию ключевых, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон [15], однако, справедливо указывает, что не все то, что характеризует человека, влияет на мотивационную сферу (но не все особенности процесса мотивации становятся свойствами личности).
Все мотивы- это черты, некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное значение.
Конечно, первое, чтобы включают в себя личностные характеристики, это уровень притязаний, стремление к достижению успеха и избегания неудачи, мотив аффилиации или отвергания (склонность общаться с другими людьми, сотрудничать с ними или, наоборот, страхом быть отвергнутым) агрессивности (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий).
Стремление к успеху или «мотив достижения» — неуклонно проявляется в необходимости человеку достичь успеха в различных видах деятельности.
Разные исследователи по-разному смотрят на отношения между стремлением к успеху и избеганием неудачи. Некоторые считают, что это взаимоисключающие стороны на шкале » мотива достижения», и если человек ориентирован на успех, он не имеет страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено желание успеха).
Другие утверждают, что выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если это связано у человека с каким-либо серьезными последствиями. В самом деле, есть свидетельства, что между степенью приверженности к успеху и избеганию неудачи может быть положительная связь. Так что скорее всего это преобладание в том или ином человеке стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. И эта преобладание может быть как на высоком , так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.
Люди мотивированные на успех, часто ставят цели средней или чуть выше средней трудности. Они уверены в успешном исходе того, что задумали. Они характеризуются поиском информации для суждения о своих успехах, решительны в неопределенных ситуациях, склонны к разумному риску, готовы взять на себя ответственность, настойчивы при достижении цели, адекватный средний уровень притязаний, который увеличивается после успеха и снижается после неудачи. Легкие цели не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, и выбор слишком сложных имеет высокий процент неудачи, поэтому они не выбирают ни того, ни другого. При постановке целей средней трудности успехи и неудачи одинаково вероятны. Возможный результат зависит от собственных усилий человека.
Люди со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они ставят перед собой как очень легкие цели (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудные (где неудача не воспринимается как личный неуспех).
Есть три типа страха неудачи и соответствующие защитные стратегии:
1 — боязнь обесценивания в собственном мнении;
2 — боязнь обесценивания в глазах окружающих;
3 — боязнь не затрагивающая «Я» последствий.
Некоторые люди, особенно женщины, имеют мотив избегания успеха, так как они опасаются негативных последствий, в первую очередь — социальная изоляция за карьерные успехи. Этот мотив встречается у мужчин и женщин в ситуациях, когда выбор их карьеры не соответствуют традиционной поло-ролевой концепции общества (профессия няни — для мужчин, роль предпринимателя или политика — для женщин).
С «мотивации достижения» связанных свойства личности , такие как настойчивость и упорство.
Когда мотив достигается без каких-либо препятствий, особенно, когда успехи превышают наши ожидания — мы испытываем радость, когда есть неожиданные трудности- мы испытываем горе, беспокойство. Анализ феноменологических проявлений такого рода производных переживаний, составляющих подкласс эмоций успеха-неуспеха. И предполагает, что именно они служат тем механизмом, который подключается при необходимости к процессу регуляции деятельности и вносит поправки на основе учета фактических достижений ее протекания в конкретной ситуации.
Функциональное назначение эмоций успеха заключается в том, что они «укрепляют и поддерживают» первоначальное стремление к цели. А эмоции неудачи — это побуждение «сдерживают и отклоняют».
Подкласс эмоций успеха-неудачи, ярко выделяется от других разновидностей производных эмоций. И подразделяется на несколько подгрупп, которые различаются по своему значению в деятельности.
1-я подгруппа
В эту группу входят констатируемый успех-неуспех. Эмоция, констатирующая фактический успех-неуспех, окрашивает отдельную попытку приближения к цели. Положительные эмоции, которые завершили удавшееся действие, закрепляет его , тогда как отрицательная — немедленно приводит к поиску новых путей для достижения успеха. Таким образом, эмоциональные переживания, констатирующие в деятельности успех-неуспех, отвечают за смену проб в поведении «пробами и ошибками», являясь своеобразной точкой, которая или прекращает поиск, или вновь организует его.
2-я подгруппа
Эмоции констатирующие реальный успех-неуспех, «прилипают» к деталям ситуации и вновь воспроизводятся при повторном столкновении с ними уже в качестве эмоций, которые ожидают возможный успех или неудачу. Такая «опережающая» информация о безысходности действий в одном направлении и о вероятном направлении в другом — существенно облегчает субъекту поиск пути достижения цели. Из поведения исчезают слепые, заведомо бессмысленные пробы, оно становится более адекватным.
В отличие от ожидания неудачи, лишь суживающая зону проб, следы прошлых успехов предлагают субъекту конструктивные решения, корректируют поведение.
3-я подгруппа
Опыт многоих взлетов и падений в прошлом, актуализируется в виде эмоций. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за различными, но безуспешными попытками достижения цели. Аналогичным образом и обобщаются переживания. Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, увеличивая его, когда ожидается скорый успех, и лишая его побуждающей силы в ожидании трудностей и неудач. Следовательно, именно данная разновидность эмоций успеха-неуспеха осуществляет по отношению к ведущей мотивации «стоп»-функцию. Поскольку формирование мотива (побуждения), связанно с использованием личностных структур, постепенно образующихся развитием личности, становится ясно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.
В то же время, новообразованием является не мотивация, а мотиваторы, т. е. психологические факторы, влияющие на процесс мотивации и формирования цели.
К сожалению, мотивы взрослых недостаточно изучены. Но их можно наблюдать с теми же функциями мотивационной сферы. Например, спад продуктивной творческой деятельности ученных среднего уровня объясняют изменением в период 30-50-ти лет структуры их интересов. В эти годы возрастают семейные и родительские обязанности. У крупных ученных производственная роль в научном коллективе и соответствующие ей интересы доминируют в течение всей жизни, поэтому спад творческой продуктивности у них может наблюдаться, и то не всегда, только в преклонном возрасте.
Как показано американскими психологами: в пожилом возрасте упор делается на интересы внутреннего мира, пропадает желание участвовать в жизни общества. Тем не менее, интерес к игровой деятельности (выраженный в виде коллекционирования, занятия садоводством и т.д.), и, особенно, к обучению с возрастом не ослабевает.
Не так давно, психологи считали, что для большинства пожилых людей основным мотивом является «страх неудачи», который несет в себе пассивность и нежелание менять статус-кво. Тем не менее, в последние годы было выявлено, что у 70-80-летних лиц с высшим образованием » мотив достижения » выражается таким же образом, как и у 20-летних студентов. Различны только ориентации мотивации: молодые в большей степени сосредоточены на внешней деятельности, а пожилые людей — на содержательной. Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее продуктивным
1.3 Тревожность и мотив достижения
В начале 50-х Тейлором и Спенсом [9] в Университете штата Айова был разработан метод для изучения тревоги, который оказался весьма эффективным. Тейлор и Спенс были более заинтересованы в проверке некоторые из выводов, которые следовали из теоретико-ассоциативной концепции влечения, а не тревожностью как таковой. А именно влиянием силы влечения на познание новых способов поведения. Начало их рассуждений положила халловская теория влечения с ее положениями, такими как независимость влечения и привычки, энергетизирующее действие влечения. Так, в соответствии с последним из постулатов -все наличные потребности и состояние вносят вклад в силу соответственного влечения, при спецификации данного влечения пришлось учитывать и тревожность, поскольку люди очень отличаются в этом отношении друг от друга. Тревожные считалась приобретенным влечением, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.
Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в экспериментальной ситуации, Тейлор разработал шкалу проявления тревожности (MAS).
Из обширного списка высказываний многостадийного личностного опросника штата Миннесота (MMPI) были выбраны те, которые были связаны с симптомами хронической реакции страха.
После того как MAS позволила измерить силу влечений, удалось также спецификация привычек стала точнее. В соответствии с положением о мультипликативной связи силы влечения и привычки, влечение будет способствовать научению, если необходимые, или релевантные, привычки уже относительно сильно выражены либо представляют собой слабо конкурирующие друг с другом, нерелевантные привычки. Для легких задач, дело обстоит именно так. Для сложных — наоборот. Эти задачи, хотя и активируют совокупность нужных привычек, но или их выраженность по сравнению с нерелевантными мала, или они явно конкурируют друг с другом. В таких ситуациях, научение лучше осуществляется при привлечении меньшей силы, т. е. изначально менее выраженные необходимые привычки быстрее одерживают верх над доминирующими ненужными привычками.
При использовании техники парных ассоциаций было подтверждено предположение о превосходстве тревожных людей при выполнении легких задач и мало тревожных — при трудных.
Тем не менее, были и противоречивые результаты. Критические обзоры работ показали недостаточность представления о личностной диспозиции «тревожность» только как о гипотетическом конструкте типа «мотив», постоянно и независимо от ситуации, влияющие на поведение.
Стала очевидна теоретическая потребность введения дополнительного мотивационного конструкта — устойчивая диспозициональная «тревожность» должна ситуационно превращаться в актуальное состояние тревожности. Это подтверждает тот факт, что под влиянием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств, таких как стресс, ожидание боли и опасности, угрозы для самооценки (в случае искусственной ситуации неуспеха или объявления оценок других участников эксперимента), различия в достижениях между высоко- и слаботревожными людьми выглядят более резким и соответствуют гипотетически ожидаемым. Результаты, полученные методом занижения достижений показали, что испытуемые с высоким уровнем тревожности эмоционально более чувствительны к сообщению о неудаче или о сокращении времени, отведенного для выполнения этой задачи.
Полученные данные выявили важность ситуативно возникающей тревожности, следовательно, возникает вопрос: трудные задачи усиливают тревожность, потому что их решение сопровождается переживанием усилий и ожиданием возможной неудачи? Таким образом, не только сложность задачи, но и страх перед неудачей может играть роль отвлекающих и мешающих факторов, влиянию которых поддаются люди с высокой тревожности.
Если степень тревожности выполняемого задания и переживания успеха или неудачи разделяли таким образом, что после объективно трудных или легких заданий давали информацию или о сплошных успехах, или о сплошных неудачах, то оказывалось, что индивиды, опасающиеся неудачи, быстрее усваивали решение трудной задачи после сообщения о неудаче; кроме того, в первом случае они делали это быстрее, чем уверенные в успехе, а во втором — медленнее. Решающее значение имеет, таким образом, не действительная сложность задания, а возникающее в данный момент состояние тревожности.
Тревожность сильно зависит от конкретной ситуации. Для обоснования этого заключения, были разработаны анкеты с ситуациями типа проверочных тестов (страх перед экзаменами).
Другим доказательством может служить оценка переживаемого в некоторой реальной ситуации состояния тревожности. Тревожность стала рассматриваться в 2-ух мерах: тревожность как диспозиция и состояние.
Вот как Спилбергер понимает эти меры :»Состояние тревоги (Т-состояние) характеризуется субъективными, сознательно воспринимают чувства угрозы и стресса, а затем или связанных с активацией или стимуляция вегетативной нервной системы. Тревожность как черта личности (T-собственность), по-видимому, мотив или приобретенные поведенческие характер, что предрасполагает индивида к восприятию широкого ряда обстоятельств объективного безопасно, как представляющих угрозу, побуждая их реагировать на T-государство, интенсивность которых не соответствует значению объективной опасности »[ 10].
Значения Т-диспозиций и Т-состояния у одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. Если человек имеет высокий показатель по Т-диспозиции в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у человека с более низким показателем. В дополнение к зависимости по интенсивности следует ожидать также и взаимосвязь по экстенсивности: чем больше представлена Т-диспозиция, тем шире диапазон ситуаций, которые могут быть переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояния.
Тем не менее, необходимо ввести здесь одно ограничение. В ситуациях, которые причиняют боль или представляют любую другую физическую угрозу, люди с высокой Т-диспозицией не имеют более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. То же самое нельзя сказать о ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет человека. Как правило, корреляция не является жесткой. Будут ли люди, которые отличаются друг от друга по Т-диспозиции также отличаются по интенсивности или экстенсивности Т-состояния, зависит от того, насколько ситуация воспринимается индивидом в угрожающем ключе, что в свою очередь сильно зависит от прошлого опыта. Внешние особенности ситуации и Т-диспозиция вместе влияют на Т-состояние, а это в свою очередь влияет на результаты задач, и важную роль в качестве посредника играет сложности задачи: чем больше ситуация связана с самооценкой и чем выраженнее Т-диспозиция, тем заметнее проявляется Т-состояние; чем выраженнее Т-диспозиция, тем труднее дается достижение при выполнении очень сложных заданий.
Тревога в ситуации экзамена, по-видимому, зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда их собственные способности оцениваются со стороны. Эти переживания не способствуют решению задачи, они отвлекают внимание от связанных с поиском решений усилий, препятствуют проявлению необходимой для достижения способности.
C мотивационным состоянием страха неудачи связаны три когнитивных фактора, которые мешают выполнения задачи. Эти факторы: чувство некомпетентности, отрицательная самооценка и ожидание неудачи. Можно, однако, утверждать, что соотношение этих факторов с низкими достижениями банальны. Так как они вызваны реальной оценкой ситуации — мотивационное состояние страха неудачи, как оно субъективно представлено в чувстве собственной некомпетентности, отрицательной самооценке и ожидании неудачи, лишь способствует слабому развитию соответствующей способности. Тем не менее, против этого говорят данные Сарасона в более поздних исследований о том, что боящиеся экзаменов могут при щадящих самооценку условиях заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто такой проверки не боится.
Страх экзаменов является не только следствием неразвитости способности, а представляет собой вызываемое угрожающими «Я-концепции» субъекта указательными стимулами мотивационное состояние, индивидуальные различия в которых определяются мотивированными личностными диспозициями. Терапевтическое вмешательство может уменьшить у страшащихся экзаменов испытываемое ими чувство страха и сделать их более работоспособными.
Итак, страх перед экзаменами представляет собой личностную диспозицию типа мотива. Ситуации, когда открыто обсуждаются их достижения, переживаются такими индивидами как угроза их «Я» и порождают мотивационное состояние, проявляющееся в эмоциональной возбужденности и сомнениях в себе. Самообеспокоенность может отвлекать внимание от задачи и таким образом препятствовать его осуществлению. Этот негативный эффект проявляется только в том случае, когда в ходе выполнения задания берут вверх связанные с самооценкой переживания. Незначительные самооценки деятельности иногда может помочь достижению цели. Это, однако, относится только к слаботревожным людям в ситуации экзаменов, бросающий вызов их самооценке или связанной с ней. У высокотревожных испытуемых деятельность улучшается в спокойной, ненапряженной ситуации или после овладения (благодаря концентрации внимания на самом задании) способами отвлечения от вызывающих сомнение в себе переживаний, иными словами, боязнь экзаменов не есть простое следствие развитых ниже среднего способностей. Отягощенные самооценкой ожидания неудачи у тревожных испытуемых едва ли основаны на реалистической оценке собственных возможностей в достижении успеха.
Преобладание одной или другой мотивационной тенденции всегда сопровождается различиями в степени сложности при выборе цели. Мотивированные на успех предпочитают цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат; мотивированные на неудачу разделяются на две подгруппы: с нереалистично заниженными и нереалистично завышенными целями.
Таким образом, мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи независимы друг от друга.
Глава 2. Изучение проблемы
установления взаимосвязи тревожности и мотивации
достижения успеха, избегания неудачи
2.1. Методическое обеспечение
Для реализации поставленных в работе задач мы использовали следующие методики, которые проводились в групповом режиме:
1.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху
Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:
Низкая мотивация к успеху;
Средний уровень мотивации;, Умеренно высокий уровень мотивации;, Слишком высокий уровень мотивации к успеху.
( Смотреть приложение №1)
Интерпретация результатов:
Ключ для обработки результатов испытания по опроснику
Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
Анализ результата.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту).
И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.
2. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:
Низкая мотивация к защите;
Средний уровень мотивации;, Высокий уровень мотивации;, Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
(смотреть приложение №2)
Обработка данных.
Ключ подсчета:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата
степени предполагаемого риска;
- преобладающей мотивации;
- опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое — когда без риска удается получить желаемый результат; второе — когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень — оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2.
Ключ. Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответствии с инструкцией. Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.
Результат. Меньше –30 баллов: слишком осторожны; от –10 до +10 баллов: средние значения; свыше +20 баллов: склонны к риску.
Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой).
Готовность к риску достоверно связана прямо пропорциально с числом допущенных ошибок.
Исследования дали также следующие результаты:
-
с возрастом готовность к риску падает;
-
у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;
-
у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;
-
у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;
-
с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;
-
в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.
( Смотреть приложение №3)
2.2. Результаты исследования, Далее результаты обрабатывались и анализировались, выявлялись основные закономерности.
Предполагается, что мотивация достижения успеха, избегания неудачи и склонность к риску тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности — с мотивацией избегания неудачи.
Данное предположение и было основной гипотезой нашего исследования.
По результатам проведенных методик были получены следующие данные
Таблица 1 . Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
кол-во испытуемых
%
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху
1
5,55555556
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации
4
22,2222222
от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации
5
27,7777778
свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
8
38,8888889
Диаграмма 1
Из таблицы видно, что большая часть учащихся (38,9%) имеет слишком высокий уровень мотивации к успеху. К умерено высокому уровню мотивации относится на одного человека больше, чем к среднему и соответственно составляет 27,8% и 22,2%. На низкий уровень мотивации приходиться 5,6%, то есть 1 испытуемый.
Таблица 2 . Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
кол-во испытуемых
%
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите
0
0
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации
8
44,44444
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации
7
38,88889
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
3
16,66667
Диаграмма 2
Входе проведения данной методики не было выявлено ни одного испытуемого с низкой мотивацией к защите, в то время как к среднему уровню мотивации можно отнести около половины опрошенных, а именно 44,4%. У 7 человек был выявлен высокий уровень мотивации-38,8%. А оставшиеся 16,7% пришлись на слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Таблица 3 . Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
3
16,6666667
от –10 до +10 баллов: средние значения
12
66,6666667
свыше +20 баллов: склонны к риску.
3
16,6666667
Диаграмма 3
На первом месте по численности оказались испытуемые со средним уровнем склонности к риску и составили 66,6%. В опрашиваемой группе оказалось одинаковое количество студентов слишком осторожных и склонных к риску – по 16,7%.
Вывод по 2 главе:
Средний-66,7%; |
Низкий-16,6%. |
Высокий- 27,8%; |
Средний -22,2%. |
Низкий- 5,6 |
Средний-44,4%; |
Низкий-0% |
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Существует действительная взаимосвязь между мотивом достижения успеха, избегания неудачи и уровнем тревожности. У испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха наблюдается более низкий уровень тревожности. Испытуемым же с доминированием мотивации избегания неудачи свойственен скорее высокий уровень тревожности.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что вопрос об изучении уровня тревожности и ее связь с мотивацией достижения успеха, избегания неудачи имеет решающее значение для стабилизации успешности подростков в обучение и другой деятельности. Обеспечить основу для успешного развития личности возможно путем создания социальной среды, о чем учитель должен знать и строить процесс обучения, основываясь на создании ситуации успеха для всех учеников.
Цель данного исследования является, на наш взгляд, достигнутой. Решены и задачи, которые были поставлены в работе.
Гипотеза, выдвинутая для изучения, подтвердилась, подчеркивая актуальность изучения данной проблемы, т. к. выраженность уровня тревожности и мотивации достижения успеха, избегания неудачи является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности.
Средний-66,7%; |
Низкий-16,6%. |
Высокий- 27,8%; |
Средний -22,2%. |
Низкий- 5,6 |
Средний-44,4%; |
Низкий-0% |
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/motivatsiya-dostijeniya-i-trevojnost/
-
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3, 4. — М., 1984.
-
Имедадзе, И.В. Проблема полимотивации поведения. // Вопросы психологии. — 1984. — №6.
-
Кон, И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1994.
-
Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.,1971.
-
Личко, А.Е. Психопатии и акцептуации характера у подростков. — Л., 1983.
-
Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
-
Маслоу, А. Мотивация и личность. — М., 1998.
-
Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971.
-
Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие. — СПб., 2000.
-
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М. — Воронеж, 2000.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. — М., 1989.
-
Узнадзе, Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. — М., 1969.
-
Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.
-
Эльконин, Д.Б. Детская психология. — М., 1960.
-
Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М., 1969.
Приложение, . Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Вопросы.
-
Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
-
Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
-
Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
-
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
-
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
-
В некоторые дни мои успехи ниже средних.
-
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
-
Я более доброжелателен, чем другие.
-
Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
-
В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
-
Усердие – это не основная моя черта.
-
Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
-
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
-
Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
-
Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
-
Препятствия делают мои решения более твердыми.
-
У меня легко вызвать честолюбие.
-
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
-
При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
-
Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
-
Нужно полагаться только на самого себя.
-
В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
-
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
-
Я менее честолюбив, чем многие другие.
-
В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
-
Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
-
Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
-
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
-
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
-
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
-
Мои друзья иногда считают меня ленивым.
-
Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
-
Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
-
Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
-
Когда что-то не лрдится, я нетерпелив.
-
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
-
Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
-
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
-
Я завидую людям, которые но загружены работой.
-
Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
-
Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла — полностью согласен, полное «да»;.
1 балл — больше «да», чем «нет»;
0 баллов — ни «да», ни «нет», нечто среднее;
-
1 балл — больше «нет», чем «да»;
-
2 балла — полное «нет».
Вопросы.
1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?
5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы при необходимости проехать без билета от Таллина до Москвы?
15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/час?
19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?