Социальная поддержка безработных граждан

Введение

Актуальностью данной темы является безработица, которая несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Целью курсовой работы является изучение, рассмотрение и систематизация знаний о социальной поддержке безработных граждан и членов их семей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) дать общие понятия о безработице;

2) рассмотреть механизм социальной защиты населения от безработицы.

3) остановиться на проблеме финансирования мер защиты от безработицы.

Предметом данной курсовой работы является правоотношения в сфере социальной защищенности безработных.

Объектом является гарантии права безработных.

Рабочей гипотезой является недостаточное нормативное регулирование безработицы в России.

Для наиболее полного уяснения смысла данной курсовой работы хотелось бы предложить следующую её структуру:

Впервой главе дается общая характеристика феномену «безработица», выявляются её причины формы, описываются виды безработицы.

Вторая глава посвящена рассмотрению механизма социальной политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной службы занятости) для защиты граждан от безработицы.

В третьей главе представлена актуальная проблема в сфере социальной поддержки от безработицы, т.е. проблема финансирования мер защиты от безработицы. безработица социальный пособие страхование

9 стр., 4160 слов

Организация работы органов социальной защиты населения

... социальной защите населения; рассмотреть правовое регулирование органов занятости населения; изучить организацию работы органов, осуществляющих обеспечение граждан в сфере занятости населения. Предметом настоящего исследования является комплекс социальных отношений. Объектом же исследования является система функционирования органов социальной защиты населения. Структура работы: работа состоит ...

Новизна данной темы заключается в практическом применении теоретического и практического материала.

Для достижения указанных цели и задач были изучены положения Конституция Российской Федерации, Закон «О занятости населения Российской Федерации», юридическая литература Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева., И. Розенберг, стати журналов «Человек и труд» «Мораль» «Безработица», правовая система «Гарант», «Консультант Плюс».

1. Историко-теоретические аспекты безработицы

1.1 Понятия и виды безработицы

Безработица — это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. т.е. суть безработицы состоит в том, что:

1) часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;

2) лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;

3) лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;

4) подвергается угрозе:

  • потери квалификации и профессии,
  • снижения социального статуса,
  • ухудшения жизненного уровня.[17]

Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:

1) не имеет работы в данный момент;

2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

3) в данный момент готов приступить к работе.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[5] указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Именно последнее обстоятельство, связанное с постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы, обеспечивает социальную защищенность индивиду.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

8 стр., 3671 слов

Сущность и цели социальной работы с населением

... по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. Социальную работу мы связываем с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Цель данной курсовой работы рассмотреть сущность и цели социальной работы с населением. В соответствии ...

Различают несколько видов безработицы:

1) По времени (продолжительности):

  • кратковременная — до 6 месяцев,
  • длительная (хроническая) — от 6 до 18 месяцев,
  • застойная — свыше 18 месяцев.

2) По причинам: в общем виде и применительно к современным российским условиям такую классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:

Вынужденная безработица: обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест.[15] Этот тип безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах:

  • Циклическая безработица: вызывается общим спадом экономической конъюнктуры;
  • когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и минимума при подъеме экономики;

— Структурная безработица: связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Технологическая безработица: вызвана изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии;

  • Естественная безработица: характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. [13]

Фрикционная безработица (текучая): связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Главная отличительная черта — самостоятельность в поиске работы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

Институциональная: неизбежно появляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН (социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность — поддержка со стороны социума в поиске работы.

17 стр., 8178 слов

Социальная работа с безработными гражданами

... Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях кризисных явлений, является проблема занятости и безработицы. Современный рынок ...

Добровольная безработица: связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

Маргинальная безработица: объединяет представление о различных формах незанятости, таких как:

Застойная безработица: охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.

Сезонная безработица: порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.[13]

Скрытая безработица: характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной — личностный, маргинальной безработицы — социокультурный.

3) По социально-демографическим группам населения:

  • молодежная безработица,
  • женская безработица и т.д.

Количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

  • Естественный уровень безработицы — от 1,5 до 4% экономически активного населения;
  • Приемлемый уровень безработицы — от 5 до 7% экономически активного населения;
  • Критический уровень безработицы — от 8 до 11% экономически активного населения;
  • Массовый уровень безработицы — 11% экономически активного населения и выше.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.

7 стр., 3468 слов

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

... в значительной мере осуществляется социальная функция государства. Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости. ...

1.2 Государственное регулирование безработицы в России

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базедействующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.[5]

Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1) через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;[1]

2) через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и

проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.

Характерен в этом отношении пример работы Московской областной службы занятости. Она включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39 районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной переподготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением безработных, а также консультацией.

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗ).

Созданная в 1993 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и Центров занятости в районах и городах. Подразделения службы занятости в пределах своей компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся.

Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.[4]

По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:

  • мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;
  • организацию общественных работ;
  • выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установ­ленного срока его выплаты;
  • мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных др.

Служба занятости выполняет следующие функции:

7 стр., 3425 слов

Проблемы занятости и безработицы

... занятости и безработицы В узком смысле под занятостью населения подразумевается гарантированность обеспечения работой или активность, приносящая трудовой доход. Слово «занятость» подразумевает присоединение к трудовому течению, занятость работой. В широком значении занятость ... показателей, характеризующих динамику численности безработных. Среднее значение количества безработных с 2000 года по ...

1) анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3) для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.

4) консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

5) оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;

6) для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;[3]

7) в настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, заключают с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

8) оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

4 стр., 1786 слов

Социальные гарантии при потере работы и безработице

... занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и ...

9) регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

10) оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

11) выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

12) подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

13) разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.[2]

2. Механизм социальной защиты от безработицы. Пособия по безработице

Пособия по безработице выплачиваются из средств Государственного фонда занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах ЦЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.[6]

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный приобретает право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации с той же периодичностью в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер пособия дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

2.1 Материальная помощь безработным

Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы. Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия. Другой формой помощи безработным является собственно стра­хование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и дополнении, вносимых последующими законодательными актами.[10]

12 стр., 5913 слов

Государственное управление в области социальной защиты граждан

... работы Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи теоретико-методологического характера: рассмотреть сущность и методы государственного управления социальной защиты населения на современном этапе в РФ, структуру органов государственной власти в области социальной защиты ...

Величина пособия. Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные стандарты.

2.2 Социальное страхование

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию.[6]

Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактованиями этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования. Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующихся нормами права.

В принципе не предусматривает сохранение безработному прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные материальные последствия увольнения. Высвобождение с производства, как правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны стимулировать безработного к трудоустройству. В основе системы страхования по безработице лежит представление о том, что «признанный» безработный не только имеет право на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя имеющиеся в его распоряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице — оказание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по которым выплаты производятся постоянно.

13 стр., 6117 слов

Безработица как социально-экономическое явление

... безработице. [8, с. 235 ] Безработица как экономическое явление органически связана с рынком труда и возникает из-за несовершенства работы ... Последствия безработицы Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни ... диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости); низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на ...

Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во- первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.

Предложения о работе должны отвечать некоторым критериям — уровню квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству, безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на получение пособия по безработице. По истечении установленного законом срока выплаты пособия безработные и находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их семей — 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат.[24]

В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, здравоохранением, общественным транспортом и питанием. Пределом выплат является величина минимальной оплаты труда.

Материальная помощь безработным и членам их семей по истечении сроков пособий по безработице может оказываться при соблюдении ряда условий. К ним, в частности, относятся следующие:

  • средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двухкратной величины минимального размера оплаты труда;
  • безработный, утративший право на получение пособия по безработице, обязан периодически перерегистрироваться;
  • по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного от одного предложения «подходящей» работы выплата материальной помощи прекращается.

Такова в общих чертах система материальной поддержки безработных, существующая в современной России, и условия ее предоставления.[14]

2.3 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

В условиях продолжительного экономического кризиса безработица угрожает практически всем группам работников. Но при этом отнюдь не в одинаковой степени. Увольнения преимущественно избирательны, в большей мере касаясь тех трудящихся, на профессию или специальность которых падает спрос. Государство, в данном случае, должно взять под защиту этих работников, как своих граждан и осуществлять протекционистскую политику по отношению к этим предприятиям. В противном случае, это может привести к тому, что государство превратится в барахольно — сырьевой придаток более развитых стран.[3]

Между профессионально-производственными характеристиками основной части безработных и структурой спроса существует значительный разрыв. В результате, большинство безработных, стремящихся трудоустроиться, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке либо полной переподготовке.

Напряженная ситуация, сложившаяся в сфере занятости, нередко требует от работника отказа от сложившегося у него представления о своем месте в общественном производстве, смены профессии и специальности, а иногда и места жительства.

В принципе политика занятости предусматривает, что государственная служба может предложить безработному, не нашедшему работу по своей специальности, бесплатное обучение по профилю, на который существует спрос. Выбор ограничен списком профессий, по которым ведется подготовка в том региональном отделении службы, где зарегистрирован безработный.

Система профподготовки и переподготовки, на которую опирается служба занятости, состоит из сети профессионально-технических училищ, техникумов, ведомственных профессиональных училищ, специальных отделений высших учебных заведений и т. п.[11]

Существующая система профессиональной подготовки и переподготовки ориентирована на решение преимущественно двух основных задач. Первая из них связана с подготовкой впервые поступающей на рынок труда молодежи по тем специальностям и профессиям, в которых особенно нуждается производство. Их приобретение существенно повышает возможность трудоустройства.

Другая задача системы профессиональной подготовки и переподготовки определяется необходимостью постоянного обновления непрерывно устаревающих образовательных и специальных знаний работников, их трудовых навыков, общей и профессиональной подготовки. Такая необходимость диктуется как динамичным развитием современной техники и технологии производства, так и повышением культурного уровня работников, расширением их потребностей.

Между тем с увеличением размеров безработицы, с возрастанием потока высвобождения с производства «излишней» рабочей силы возникает потребность в определенной переориентации системы профессионального обучения на потерявших рабочее место. Система нуждается в дополнительном приспособлении к потребностям и этой категории населения. Таким образом, к двум прежним функциям, ставшим уже традиционными, прибавляется третья — профподготовка, переподготовка и переквалификация безработных.

Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производства по экономическим причинам прежде всего через совершенствование их профессионально-квалификационных характеристик. В этих целях она заключает договоры на обучение или переобучение лиц, активно ищущих работу, со специализированными учебными заведениями. Такая практика охватывает заведения как входящие в состав государственной системы профподготовки, так и действующие в рамках отдельных предприятий.

Однако в действительности имеющиеся возможности во многом остаются невостребованными. Реальные масштабы переобучения несоизмеримы с масштабами безработицы.

2.4 Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую, местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, может быть предложено трудоустройство в другой местности в случае отсутствия подходящей работы по месту жительства. В соответствии с п.2 ст.12, п.1 ст.28 Закона о занятости государство гарантирует безработным гражданам возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости.[31]

Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве и возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости был определен в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.07.1997 №41.

Компенсация затрат гражданам, признанным безработными, и переезжающим по своей инициативе в другую местность для трудоустройства на время выполнения определенной работы (временной, сезонной или работы вахтовым методом) или на определенный срок, предоставляется органом службы занятости.

Компенсация материальных затрат безработного в связи с его направлением на роту в другую местность не предоставляются, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным значением.

Финансирование мероприятий, связанных с переездом безработных граждан для трудоустройства в другой местности, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующего уровня.

2.5 Участие безработных граждан в общественных оплачиваемых работах

В целях обеспечения временной занятости населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в соответствии со ст. 24 Закона о занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.[33]

Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан регламентируются Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997г. № 875 (в ред. от 12.11.1999г.).

Под оплачиваемыми общественными работами (далее — общественные работы) понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Международные правовые акты (Конвенция МОТ №122 о политике в области занятости 1964 г. , Рекомендация МОТ №176 о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. и др.) рекомендуют оплачиваемые общественные работы как средство обеспечения временной занятости населения, для чего следует разрабатывать специальные государственные программы, в которых уделять особое внимание созданию возможностей занятости для групп, находящихся в неблагоприятных условиях; обеспечивать, чтобы набор трудящихся осуществлялся на добровольной основе; предлагать условия занятости, соответствующие национальным законодательству и практике, в частности положениям законодательства, регулирующего получение работы, продолжительность рабочего времени, заработную плату, оплачиваемые отпуска, безопасность и гигиену труда, а также компенсацию в случает трудового увечья профессионального заболевания. МОТ также предлагает при организации общественных работ учитывать возраст, состояние здоровья, прежнее занятие и пригодность граждан к работе, устанавливать регламент их рабочего времени.[17]

Особенность общественных работ в том, что они способны занять работников и смягчить ситуацию на рынке труда достаточно быстро. Кроме того, организация и проведение общественных работ создают условия для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска постоянной работы, а также способствуют сохранению мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта.

Общественные работы организуются на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. Общественные работы направлены на удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально — экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ.[26]

К общественным работам не могут быть отнесены работы, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, требующих специальной подготовки работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их виды и объемы, исходя при этом из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретных территорий с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

В случаях массового высвобождения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.

Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости с предприятиями и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

В договорах определяются взаимные права и обязанности сторон по вопросам организации и проведения общественных работ. Условия договоров должны, учитывая производственные возможности организации и потребность в рабочих местах, определять количество создаваемых рабочих мест и численность занятых на них граждан, место проведения и вид работ, сроки их начала и окончания; объемы работ в стоимостном выражении; размеры и порядок их финансирования органами исполнительной власти, службами занятости; требования по охране труда. В договорах может также предусматриваться создание особых условий для граждан, крайне нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в них граждан о видах и содержании организуемых общественных работ, порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями работникам при выполнении этих работ. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице; безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. В общественных работах также могут принимать участие и граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, но не признанные безработными, если они длительное время испытывают затруднения с трудоустройством.[33]

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.[34]

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 Закона о занятости).

Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющие профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающие; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Основанием для выплаты пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах является уведомление работодателя о приеме на работу, а также представление соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.[11]

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета. В 2001 году порядок финансирования общественных работ, как и ряд других мероприятий по содействию занятости населения регулировался Приказом Минтруда №21. Но так как этот порядок не был согласован с Министерством Финансов РФ, не имел регистрации в Министерстве юстиции РФ и имел множество разногласий по применению, он был отменен приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2001 № 283. На данный момент есть Постановление Правительства РФ от 28.02.2002 №137 «О мерах по реализации Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2002 год» в котором содержится указание Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации утвердить в I квартале 2002 г. порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, включая мероприятия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, их профессиональной ориентации, организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, организации общественных работ, обеспечению временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, оказанию содействия самозанятости населения, по выплате стипендий, пособий по безработице и прочих выплат безработным гражданам.

Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.[1]

3. Проблема финансирования мер защиты от безработицы

В условиях мирового финансового кризиса происходит интенсивное сокращение рабочих мест. Международная организация труда (далее — МОТ) обнародовала тревожный прогноз по рынку труда. Предполагается, что к концу будущего года безработица в мире увеличится на 20 млн человек и составит 210 млн — это максимальный уровень за всю историю. В числе отраслей, которые в первую очередь затрагивает финансовый кризис, называются строительство, автопром, финансы, туризм, сфера услуг и недвижимость. Судя по всему, проблемы на рынке труда затронут и Россию. Пока в России ситуация относительно спокойная, но не исключено, что возможны серьезные изменения, а значит нам надо быть готовыми к оперативному реагированию на негативные изменения на рынке труда.[6]

В такой ситуации особого внимания заслуживают гарантии финансового обеспечения прав ищущих работу и безработных граждан в сфере занятости населения. В качестве такой гарантии выступает созданная государством система финансового обеспечения мероприятий, направленных на беспрепятственное осуществление прав граждан в случае потери ими работы, включающих в себя не только социальную поддержку безработных граждан (меры пассивной политики занятости), но и финансирование мероприятий, направленных на трудоустройство ищущих работу и безработных граждан (мер активной политики занятости).

В мировой практике известны два основных подхода к финансовому обеспечению прав безработных граждан, или два «метода защиты», по терминологии Конвенции МОТ N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» — обеспечение непосредственно из бюджета и обеспечение за счет страховых фондов.

С теоретической точки зрения построение всех систем поддержки в случае безработицы в государствах — членах Европейского союза базируется на двух общих принципах социальной защиты: принцип страхования и принцип вспомоществования. В первом случае выплаты по безработице обусловлены предыдущими страховыми взносами и предыдущим доходом. Во втором случае речь идет о выплате безработным гарантируемого минимального дохода (помощи по безработице), который рассчитывается на основе минимальных потребностей бенефициара, а его размер, как правило, меньше страхового пособия. Система выплат по безработице также подчиняется указанным принципам, поэтому в большинстве стран — членов Европейского союза пособия по безработице состоят из двух частей: первой, базирующейся на принципе страхования и выплачиваемой в течение начального периода безработицы, и второй, предоставляемой в случае длительной безработицы, — помощи по безработице.

В нашей стране в течение долгого времени право на труд, на получение оплачиваемой работы было гарантировано государством, в связи с чем функции социального страхования (обеспечения) ограничивались содержанием полностью или частично нетрудоспособных членов общества. Перестройка социально-экономического уклада общества возродила безработицу, а вместе с ней и потребность в социальной защите лиц, лишившихся способности зарабатывать на жизнь своим трудом. 19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости), в соответствии с которым была создана институциональная инфраструктура системы защиты от безработицы, определена система пассивных мер помощи безработным гражданам и реализации мероприятий активной политики занятости населения.[5] В Законе о занятости была применена система, основные принципы которой изложены в Конвенции N 168 МОТ «О содействии занятости и защите от безработицы». Принятый в 1991 г. Закон о занятости населения по сути ввел страхование по безработице, хотя по тексту Закона материальное обеспечение безработных выступает как элемент государственной политики занятости. Как практическая деятельность, тесно связанная с предоставлением безработным услуг по трудовому посредничеству и профессиональному обучению, социальное страхование по безработице вписывалось в рамки политики занятости, составляя так называемую пассивную ее часть, содержание которой заключалось в поддержании доходов вынужденно незанятых лиц.

Пополнение системы государственного социального страхования новым видом страхования — страхованием от безработицы — не было до конца воспринято общественным и правовым сознанием, в том числе и законодателя. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что при внесении изменений в КЗоТ РСФСР в 1992 г. в перечень видов обеспечения по государственному социальному страхованию не были включены пособия по безработице.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения, был создан Государственный фонд занятости населения (Фонд занятости, ст. 22 Закона о занятости в первоначальной редакции).

Фонд занятости формировался за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц (включая иностранных), других поступлений. Формирование этого фонда за счет страховых взносов являлось несомненным доказательством его принадлежности к фондам социального страхования. Страховые взносы были призваны обеспечить приемлемый жизненный уровень граждан, временно утративших доход, и должны были расходоваться в первую очередь на непосредственные нужды застрахованных.[30]

Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к числу видов социальных страховых рисков отнесено признание безработным (ст. 7).

Указанному виду социального страхового риска соответствует такой вид страхового обеспечения, как пособие по безработице (ст. 8).

Порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 2 ст. 22).

Несмотря на данное положение, законодательство об обязательном социальном страховании на случай потери работы (безработицы) не получило дальнейшего развития.

С 2001 г. ликвидирован Государственный фонд занятости населения, а следовательно, отменены страховые взносы, и возникновение такого предусмотренного Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» страхового случая, как наступление безработицы, стало финансироваться за счет средств федерального бюджета. Сложилась довольно странная ситуация: страхование на случай безработицы предусмотрено федеральным законом, но этого вида страхования в России фактически нет.

На сегодняшний день финансирование всех мероприятий осуществляется из средств федерального бюджета. Произошло упорядочение учета расходов по каждому направлению деятельности, общая их картина стала более четкой.[6]

Указанные изменения финансирования мер защиты от безработицы позволили преодолеть негативную ситуацию с недостаточностью средств и обеспечить своевременную выплату пособий, стипендий и материальной помощи безработным гражданам на всей территории Российской Федерации.

Однако такая система финансирования также не лишена недостатков.