Сравнение методик измерения удовлетворенности трудом

Содержание скрыть
  • Приложение 1: Анкета для учителей и офисных работников
  • Приложение 3: Доля публикаций по теме «удовлетворенность трудом» на русском и английском языках
  • Приложение 4: Транскрипты когнитивных интервью

1. Респонденты отдают предпочтение заполнению методик, измеряющих общую удовлетворенность трудом.

Данная гипотеза сформулирована на основе того, что для респондентов проще заполнять короткие и быстрые опросы. Методики, измеряющие общую удовлетворенность трудом, не отнимают у респондента большое количество времени, привлекают своей простотой.

2. Респонденты, относящиеся к различным группам, выделенным на основе рода деятельности, отдадут предпочтение различным методикам.

Предположение сформулировано на основе того, группы людей, занимающиеся деятельностью различного рода, имеют отучающиеся, специфичные только для их деятельности, индикаторы удовлетворённости трудом.

3. Наиболее сопоставимые результаты следует ожидать при сравнении результатов измерением методик MSQ и JSS.

Основой для такого предположения служит сходство структуры анкетных вопросов, заложенных в методику.

4. Наибольшая скоррелированность результатов будет наблюдаться между методиками OJS и РМЭЗ.

Формулировки вопросов об общей удовлетворенности труда в данных методиках схожи, в связи с чем следует ожидать высокой корреляции в результатах.

5. Наибольший уровень согласованности результатов демонстрирует методика JSS.

Гипотеза сформулирована на основе ранее проведенных исследований согласованности.

первой главе

Во второй главе, Глава третья, Ограничения исследования

1.1 Основные направления исследования удовлетворенностью

Трудовые отношения — сложное, многогранное явление, изучению которого уделяют большое внимание. Понимание того, как работник относится к труду, позволяет работодателям выстраивать грамотную стратегию взаимодействия с работниками, повышать их производительность, мотивацию. Так, американский социальный психолог Д. Макгрегор в своем труде «Человеческая сторона предприятия» описал два подхода к менеджменту персонала. Первая — теория X , которая достаточно близка к идее экономического человека. Согласно этому менеджерскому подходу, работники ленивы , эгоистичны, ищут собственную выгоду. Они не хотели бы брать на себя лишнюю ответственности, а проявить их амбиции можно только посредством мотивации. По этой причине, для эффективного процесса труда требуется система контроля, иерархии ответственности. В этом случае роль менеджмента сводится к тому, чтобы структурировать деятельность работников, контролировать, побудить сотрудников к деятельности, используя систему наказаний. Данная система менеджмента связана с большими издержками процесса управления, нередко вызывает отторжение среди самих работников. Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Осин Е.Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 3. С. 2-15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012—3/62021308.html

2 стр., 848 слов

Труд и развитие личности работника

... жизнестойкости и индивидуально-типологических особенностей личности, важность рассматриваемых в данной работе вопросов соотношения компонентов жизнестойкости с индивидуально-типологическими особенностями личности требует продолжения исследований. Цель исследования: изучение труда и развития личности работника у сотрудников МЧС и работников завода. ...

В качестве альтернативной Д. Макгрегор предлагает теорию Y, согласно которой при создании благоприятных условий работники не только готовы брать на себя ответственность, но и будут сами к ней стремиться. Удовлетворенность работой, ее процессом и организацией может помочь повысить эффективность труда. В этом подходе, основная деятельность менеджмента заключается в устранении препятствий на пути к удовлетворению работников.

Сам Макгрегор утверждает, что в современном мире происходит переход менеджмента от теории Х к теории Y: от мер наказаний и санкций к мерам работы с персоналом на уровне внутренней мотивации (активизации доверия, консультации с персоналом, вовлечение в принятие решений).

Причина такого изменения в подходах к менеджменту персонала вероятно связана с изменением ценностей работников в современном обществе в целом. Действительно, в постиндустриальном обществе человек в большей степени стремится к самореализации, саморазвитию. Связано это с тем, что индивид в современном мире, «свободный от необходимости постоянного поиска средств для достойной жизни, получает возможность осваивать и культивировать в себе потребности более высокого порядка, простирающиеся далеко за пределы овладения вещными богатствами» Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос. 2000. С. 19.. О том, что в постиндустриальном обществе происходит смещение приоритетов с материальных ценностей в пользу нематериальных говорил также американский социолог и политолог Рональд Инглхард. Такая трансформация ценностей связана с тем, что развитие современных технологий привело к росту экономики, вследствие чего проблема удовлетворение материальных потребностей отступила на второй план Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис: Политические исследования. 1997. № 4. С. 4. В таких условиях, подход к менеджменту персонала в теории Y пересекается с общими тенденциями развития общества.

В рамках подхода к менеджменту персонала в теории Y растет необходимость в большей степени понимать потребности работников, изучать удовлетворенность работой, факторы, способствующие ее повышению. Неудивительно, что за рубежом вопросу удовлетворенности трудом, и в научной сфере, и в бизнесе, давно уделяется достаточно большое внимание (см. Приложение 5)

Хотя самые первые воззрения на труд существовали на самых ранних этапах научного мышления, отдельное научное направление — социология труда — сформировалась только в XX веке. Столь позднее развитие данного направления связывается с развитием капитализма, в рамках которого труд занимает особое положение.

14 стр., 6979 слов

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

... общения медицинского работника с пациентом; 5) проанализировать положительное влияние медработника на пациента. Методологическую основу исследования 1. Теоретические основы взаимодействия медицинского персонала и пациента 1.1. Психологические характеристики процессов взаимодействия людей в рамках ... несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного. Сама медицинская психология ...

Условно, развитие социологии труда можно разделить на несколько основных этапов (см.2 рис.1).

Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.

Возникновение социологии труда, как отдельного направления, связывается с развитием основных концепций Научной школы управления в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. связано, чьим основоположником является известный Фредерик Уинслоу Тейлор. Яркими представителями данного направления помимо самого основателя, Ф. Тейлора, являются Дж. Муни, Л. Аллен, А. Файоль, Л.Ф. Урвик, М. Фоллет, Р. Шелтон. Именно в рамках данной школы, базирующейся на принципах научной организации труда, изучалось повышение эффективности и производительности труда, в частности, посредством использования различных мотиваторов по отношению к отельному работнику: заработная плата, обучение и повышение квалификации и прочее.

Интерес к исследованию такого явления, как удовлетворенность трудом во многом связан с формированием в начале 30-х годов 20-ого столетия Школы человеческих отношений , основой идей которой стали Хоторнских эксперименты, которые проводились в компании Western Electric.

В начале данных экспериментов большое внимание уделялось изучению воздействия производственной среды, в частности освещения, на выработку работников. Однако данные исследовательское направление не принесло больших результатов. Также хоторнские эксперименты положили начало анализу общения и межличностных связей в трудовых группах. Проводившиеся исследования позволили сделать выводы о том, что важна не только техническая организация процесса труда и самой компании, но и социальная.

Таким образом, в рамках Школы человеческих отношений формируется новая задача менеджмента — удовлетворение социальных потребностей работника для повышения лояльности к фирме, продуктивного использования их личных эмоций, продуктивного использования групповой динамики и группового взаимодействия. Радаев В.В, Экономическая социология: учебник для вузов / В. В. Радаев; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 603 с.

Социальные отношения, складывающиеся в индустриальном производстве, нельзя рассматривать как нечто «чуждое» рабочему, препятствующее его человеческому развитию в обществе, то есть рассматривать их исключительно в аспекте концепции «отчуждения». Наоборот, социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе.

Кроме того, в рамках деятельности Школы научного управления стало ясно, что восприятие отдельным рабочим условий своего собственного труда, его «самочувствие» в производственном процессе, многое (если не все) из того, что относится к «психофизике индустриального труда», следует оценивать не как «факт», а как «симптом», то есть не в качестве свидетельства о фактическом состоянии условий индивидуальной трудовой деятельности, а в качестве показателя его индивидуально-психологической или социальной ситуации на производстве, и прежде всего — опять-таки — в производственном коллективе.

4 стр., 2000 слов

Проблема удовлетворенности браком

... социологической науке существу ет следующая интерпретация понятия удовлетворенности браком. Обобщая ряд работ, Ю. Е. Алешина [1, с.12] обозначает удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из ... как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется ...

Рисунок 1. Основные подходы к изучению труда в рамках социологии труда., Социотехническим подходом

Таким образом, объектом управления становится уже не отдельный работник, а малые группы. По мнению Тавистокского института человеческих отношений, нужно расширять зоны трудового контроля, чтобы работник получал удовлетворение не только от оплаты своего труда, но и от более целостных трудовых задач, от видения готового результата своего труда. Эти методы впервые были достаточно эффективно применены на заводах Volvo, тоже автомобильных заводах в Швеции. Представители этой школы предлагали также стимулировать то, что они называли «ответственной самостоятельностью». Это проявлялось в необходимости культивировать в исполнителях чувства достижения и ответственности за качество своей работы; нужно было обеспечивать разнообразие трудовых задач в противовес такому рутинному, монотонному, однообразному труду; предоставлять работникам права саморегулирования их трудового ритма; и расширять возможности внутригруппового общения работников — элемент, заимствованный из концепции человеческих отношений.

Таким образом, именно в рамках последних двух направлений произошло развитие внимания к проблеме мотивации групп работников посредством исследования удовлетворения различными аспектами работы.

В 50-е годы со стороны психологов наблюдается еще больший рост интереса к проблеме мотивации и удовлетворенности труда. Особый интерес представляет «Двухфакторная теория мотивации», предложенная Ф. Герцбергом в 50-е годы. В рамках эксперимента, 200 работников крупной фирмы, среди которых были инженеры и бухгалтеры, подробно описали ситуации, в которых их работа приносила удовлетворение, и когда, напротив, работа скорее ассоциировалась с дискомфортом. На основе результатов исследования, Герцберг выделил две основных группы факторов оценки степени удовлетворенности работой:

Факторы, удерживающие на работе или гигиенические факторы., Факторы, мотивирующие к работе.

В 70-е годы 20 века в зарубежной литературе интерес к изучению удовлетворенности труда лишь растет. Важно также отметить, что в этот период публикуется работа Хамермеша, в которой автор акцентирует внимание на важности рассмотрения удовлетворенности трудом, как экономической категории. Он подчеркивает, что изучение удовлетворенности трудом необходимо производить не только с субъективного восприятия индивидов своей работы, но и используя экономические теории, анализируя структурные факторы рынка труда. Hamermesh D. 1977. Economic Aspects of Job Satisfaction. The Journal of Human Resources. 34 (1): 1-30.

Следует отметить работы Локка, посвященные изучению наиболее важных для индивида характеристик труда. В целом же, этот период в большей степени связывается не столько с теоретическим осмыслением самого явления, сколько с разработкой и апробацией конкретных методик его измерения (см. главу 1.2).

На сегодняшний день разработано достаточно большое число методик измерения удовлетворенности трудом, которые используются как в научных целях, так и в целях изучения различных проблем менеджмента и путей их решения в компаниях.

22 стр., 10576 слов

Профориентационная работа с подростками и студентами

... профориентационной работе с подростками и студентами. Целью своего реферата я поставил изучение направлений профориентацинной работы с подростками и студентами, выявление особенностей профориентационной работы ... культуры. И главная задача в них отводится психологам, педагогам и начальству. Выбор профессии и ... или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, ...

В последующие годы было проведено множество эмпирических исследований.

Таким образом, за рубежом на протяжении столетия уделялось большое внимание исследованиям человека в трудовых отношениях в целом, его удовлетворенности трудом в частности. В СССР, напротив, достаточно долгий период вопросам трудовых отношений не уделялось внимания. Классические для социологии труда проблемы в отечественной социологии начинают активно подниматься только с 60-х годов 20 века. Именно в этот период в СССР уделяется большое внимание исследованию отношения труду, изучением которого активно занимался В. А. Ядов. В рамках его труда «Человек и его работа», удовлетворенность трудом — самый простой показатель субъективного отношения к труду, его отдельная составляющая.

В целом, согласно отечественным социологическим исследованиям, одним из основных факторов оценки эффективности труда руководителями является отношение к труду. Удовлетворенность трудом — один из ключевых показателей, применяющихся для измерения отношения к труду в отечественных исследованиях. Так, в ходе исследования структуры понятия «отношение к труду» Г.Г. Татарова, Г.П. Бессокирная, была выявлена 4-х факторная структура. Согласно исследованию, «В первый фактор с наибольшими факторными нагрузками вошли стремление вернуться на свое нынешнее место работы, удовлетворенность работой на предприятии и потенциальная текучесть (соответственно 0,78, 0,74, 0,73)». Для измерения удовлетворенности работой на предприятии использовалась 5-градационная шкала. Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П. Типологический анализ рабочих по их отношению к труду // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. Стр 71

Большое внимание изучению удовлетворенности трудом уделил Ильясов Ф. Н. Многие его работы посвящены изучению структуры удовлетворенности трудом. В своих работах он неоднократно отмечает, что несмотря на высокую долю исследований удовлетворенности трудом, проблема истолкования данного понятия все еще не решена исследователями до конца. Как следствие этого, возникает проблема валидности результатов, получаемых при измерении уровня удовлетворенности трудом. Ильясов Ф. Н. О целесообразности и содержании исследований удовлетворенности трудом // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. C. С. 130-138. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2013.3.424.

1.2 Подходы к определению ключевых понятий

1.2.1 Как определяют труд

Для начала, определимся с определением понятия труда в целом.

Труд в целом — это сложное явление, включающие в себя экономические, социологические, физиологические компоненты, поэтому не удивительно, что данное явление, изучается различными общественными науками. Однако, каждая наука определяет данное явление, основываясь на своей предметной области. Из-за этого существует множество различных определений труда, многие из которых дополняют друг друга, другие же просто дублируют.

В экономике труд часто рассматривается как один из трех факторов производства, часто предстает базовым ресурсом всего общественного хозяйства, т.к. именно посредством труда становится возможной реализация двух других факторов производства — земли и капитала. Не удивительно, что труд предстает как основная сила по созданию общественного блага. Обратимся, например, к определению труда Маркса: «Процесс труда … есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам». Маркс. Капитал. Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.

13 стр., 6013 слов

Удовлетворенность браком в семьях в контексте восприятия супругами друг друга

... и удовлетворенности браком, глубокого и всестороннего теоретического и практического их исследования. Настоящее исследование может иметь практическое применение в области семейного консультирования. С учетом вышеизложенного, исследование особенностей восприятия супругами друг друга и ...

Таким образом, труд в работе Маркса предстает как некоторый вид человеческой деятельности, заключающейся в производстве каких-либо ценностей, имеющих свою стоимостью.

В работе «Принципы политической экономии» английский экономист Альфред Маршал использовал следующее определение труд, которое некогда дал Джевонс «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое … с целью достичь какого-то результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы». Маршал. Принципы политической экономии. 1983 Маршалл также добавляет, что цель труда — произвести какой-то результат. В противном случае, мы имеем дело с непроизводительным трудом. Данное определение определяет труд более конкретно, подчеркивая необходимость наличия целей.

В социологии труд часто изучается как один из элементов социальных институтов, структур и отношений и одновременно средство создания материальных и духовных ценностей.

Согласно Карапетяну, труд — это всегда деятельность осознания и целенаправленная, что снова, как и у Маршала, подразумевает понимание средств и условий достижения цели, которая также является осознанной. Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44.

Важным аспектом явления также является то, что в процессе труда люди не просто производят какие-то продукты, товары. Кроме того, труд — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, либо индивидуальных, либо общественных. Согласно одному из определений, труд — «это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей» Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ. — 407 с.. 2000 URL: http://scibook.net/truda-sotsiologiya/ekonomika-sotsiologiya-truda-uchebnik-dlya.html . В процессе трудовой деятельности происходит воздействие на окружающую среду, в результате которого человечество приспосабливает эту среду под свои потребности, обеспечивает свое существование и создает условия для развития и прогресса общества.

Подобное определение дает А. В. Шевчук. Он определение труда как деятельности для целенаправленного создания благ, призванных удовлетворять человеческие потребности, необходимость заботиться об обеспечении своего существования А. В. Шевчук «О будущем труда и будущем без труда» Общественные науки и современность, № 3, 2007, C. 44-54 URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/01/1214824147/Shevchuk.pdf .

Однако в определении Карапетяна уточняется еще одна особенность явления. Труд — это деятельность «обусловленная исторически сложившимися социальными условиями». Данное замечание подчеркивает различность некоторых установок относительно труда в отличных обществах Карапетян Р.В. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018, стр 43-44..

8 стр., 3858 слов

Удовлетворенность потребителей и ее оценка

... конкурентной позиции бизнеса. Измерение удовлетворенности потребителей предоставляет предприятию информацию, необходимую для достижения максимального экономического эффекта от наличия удовлетворенных и лояльных потребителей. Измерение удовлетворенности потребителей позволяет: 1) определить запросы потребителей и относительную важность ...

При этом сам по себе труд в экономической социологии и социологии труда не обязательно обращается к анализу исключительно оплачиваемой занятости. Так, объектом исследования этих дисциплин в контексте труда вполне может стать домашний труд. Таким образом, труд — это достаточно широкое понятие, включающее в себя множество особенностей.

Существует ряд понятий, тесно связанных с явлением труда. Так, говоря о труде, часто употребляют такие понятия как занятость и работа. Более того, в английском «труд» является комплексным понятием, объединяющим в себе сразу два англоязычных термина: “work” и “labour”.

1.2.2 Как определяют удовлетворенность трудом

Согласно отечественному социологическому словарю, удовлетворенность трудом — «состояние сбалансированности потребностей (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов» Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989..

Как отмечает Монусова в работе «Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления», показатель удовлетворенности трудом позволяет соотнести результаты и издержки от труда. Кроме этого, удовлетворенность трудом позволяет оценить насколько соответствуют стремления человека и реальные условия труда Г Монусова — Мировая экономика и международные отношения, 2008. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0395/analit02.php#_FN_13.

Отечественный социолог Ядов дает понятию «удовлетворенность трудом», как «согласованию системы потребностей и диспозиции личности с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в данных условиях» Ядов В. А., Киссель А„ А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений м попытка их теоретического обоснования //Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87.

Также, в отечественной литературе есть подход, в рамках которого важно эмоциональное отношение к работе. Так, Попова выделяет «подлинную удовлетворённость» и «вынужденную». Стимулирование трудовой деятельности как способ управления: социологическиьи анализ. Front Cover. Ирина Марковна Попова. Наук. думка, 1976 В связи с этим, многие исследователи параллельно с удовлетворённостью трудом замеряют привлекательность работы, вовлеченность в нее.

Качественные исследования 1980 годов показывают, что удовлетворенность трудом понимается информантами, как удовлетворенность множеством отдельных факторов: регионом, местом работы, престижностью, должностью, профессией и пр. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением).

Ашхабад: Ылым (Наука), 1988.

В зарубежном социологическом словаре Collins удовлетворённость трудом определяется как: «соответствие между тем, что работники ждут от труда, и их фактическим опытом» Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133. Данное определение наиболее близко к тому, что в зарубежной литературе определяют как качество — сопоставление свойств представлений о реальности с идеальными представлениями. При таком определении понятия, наиболее корректно задавать вопрос о соответствии трудовых ожиданий фактическому опыту. Ильясов Ф.Н. О целесообразности исследований удовлетворенности трудом, стр 133

21 стр., 10469 слов

Курсовая тест удовлетворенность работой розановой

... одной из необходимых условий повышения производительности труда и удержания рабочей силы в организации. Для удовлетворенности работой персонала характерны такие качества как ... мотивацией сотрудников организации. 2. Подобрать диагностические методики, для оценки удовлетворенности трудом и актуальной мотивации. 3. Изучить удовлетворенность трудом и актуальную мотивацию на выборки испытуемых ...

Большой вклад в исследование этого явления внес E. Locke E. Locke «The Nature and Causes of Job Satisfaction» in: Handbook of Industrial and Organizational Psychology, 1976. Один из наиболее важных выводов E. Locke состоит в следующем: удовлетворенность трудом — самооценка работы, позволяющая определить насколько индивидом достигнуты ценности и потребности, которые возможно удовлетворить посредством работы. Благодаря возможности оценить интересы работника и возможность их реализации относительно других общественных групп в контексте отдельной организации показатель удовлетворенности работы представляет большой интерес.

Достаточно часто, при измерении удовлетворенности трудом посредством множества факторов, в методику включают также измерение уровня вовлеченности в работу, которая в большей степени связана с оценкой респондентами удовлетворения от процесса выполняемой работы. Schaufeli, Bakker, 2004

Как многоаспектное явление удовлетворенность трудом рассматривают и Scott W.S., Rowland R., Sobel R.St. Они разделяют удовлетворенность фактически выполняемой работой и удовлетворенность заработной платой и карьерным ростом, т.е. внешние и внутренние факторы.

По результатам проведенного анализа научной литературы, посвященных изучению удовлетворенности трудом, можно выделить следующие ключевые составляющие данного понятия, которые служат основой для эмпирических измерений:

1. уровень достижения желаемых ценностей и потребностей посредством труда

2. уровень соответствия ожидаемых и реальных условий труда

3. мера адаптации индивида к социальной реальности

4. показатель статуса в системе организации

5. вовлеченность в работу

6. эмоциональное удовлетворение от работы

7. Оценка частной удовлетворенности трудом представляет собой комбинацию разнообразных факторов, например, удовлетворенность содержанием и условиями труда, вовлеченность в работу, что позволяет оценить общую структуру удовлетворенности. Одновременно с этим, при исследовании удовлетворенности трудом, следует различать удовлетворенность внутренними факторами, такими как возможность достижений, независимость, и внешними, такими как зарплата, отношения с коллективом и прочее.

Таким образом, на основании обзора литературы была предложена классификация подходов к измерению удовлетворенности трудом, согласно которым все методики можно разделить на две большие подгруппы:

1. Методики, направлены на оценку удовлетворенности трудом в целом, без уточнения факторов удовлетворенности. Такие подходы к измерению удовлетворенности трудом можно условно назвать «одномерными».

2. Методики, комплексного измерения удовлетворенности трудом, т.е. используется многомерный подход к измерению.

1.3 Способы измерения удовлетворенности трудом

Выше были описаны основные теоретические подходы к изучению удовлетворенности трудом. Однако одновременно с теоретическим осмысление данного социального явления было разработано немало эмпирических способов его измерения.

На основании анализа исследований, посвященных измерению удовлетворенности трудом, проведенных за последние годы, можно выделить следующие методики измерения исследуемого явления:

1. Модель «удовлетворенности работой» Общества управления человеческими ресурсами

2. Скандинавский опросник удовлетворенности (qps nordic)

3. «Опросник удовлетворенности работой» (Job Satisfaction Survey; JSS).

12 стр., 5620 слов

Критерии удовлетворенности общением

... удовлетворенность общением у подростков (Таблица 2, глава 3). Корреляционный анализ позволяет выявить наличие или отсутствие связи между переменными, показать статистическую значимость показателей. Также использовался критерий ... методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. Бланк и инструкция представлены в приложении 1(в). Измерение ...

Опросник был разработан Спектором в 1985 г. Spector, P. E. (1985).

Measurement of human service staff satisfaction: Develop-ment of the Job Satisfaction Survey. American Journal of Community Psychology, 13(6), 693-713.

Spector, P. E. (1997).

Job satisfaction: Application, assessment, causes, and con-sequences. Thousand Oaks, CA.: Sage. В рамках данного опросника оценивается девять аспектов удовлетворенности работой, каждый из которых оценивается 4 вопросами: зарплатой, продвижением, руководством, дополнительными льготами и выплатами, зависимыми вознаграждениями, условиями выполнения, коллегами, характером работы и информированием.

4. «Миннесотский опросник удовлетворенности» (Minnesota Satisfaction Questionnaire; MSQ).

1. Полная форма, в рамках которой оцениваются 20 отдельных категорий удовлетворенности трудом при помощи 100 вопросов.

2. Краткая форма. Состоит из 20 вопросов, 12 из которых посвящены оценке достижений и перспектив на работе, а 8 — оценке удовлетворенности зарплатой, руководством. Условно, данная форма оценивает удовлетворенность внешними и внутренними факторами по отдельности.

Оценка каждого фактора производится по 5 балльной шкале.

5. «Шкала общей удовлетворенности работой» (Overall job satisfaction).

Разработана в 1983 году, входит в «Мичиганский опросник организационной оценки» (Michigan Organizational Assessment Questionnaire; OAQ).

Методика состоит из трех оцениваемых пунктов.

6. Модель, представленная Дж. Хакманом и Р. Олдхамам

7. Корнельский трудовой дискрептивный индекс (JDI)

8. Мониторинг экономики образования

9. «Методика определения интегральной удовлетворённости трудом» А. В. Батаршева.

10. Удовлетворенность трудом в рамках модели «отношения к труду» Ядова.

11. Методика РМЭЗ.

12. Опросник организационной лояльности Л. Портера

Таким образом, на сегодняшний день существует огромное число подходов к изучению удовлетворенности трудом, как социального явления. И в отечественной, и в зарубежной литературе имеется огромный опыт теоретического осмысления данного явления и методик для его измерения. Однако, по причине огромного выбора подходов к измерению удовлетворенности трудом у исследователей могут возникать проблемы при выборе конкретных методик. Так, для исследователей могут быть непонятны преимущества и недостатки тех или иных методик измерения, приемлемость их использования его применительно к различным группам. Исследователи удовлетворенности трудом также отмечают, что нередко при измерении удовлетворенности трудом возникает проблема валидности результатов по причине различий в понимании вопросов респондентами Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением).

Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. , стр 4. Наблюдаются существенные различия в том, как респонденты истолковывают вопросы.

В связи с этим, в рамках данного исследование будет осуществлено сравнение различных методик измерения удовлетворенности трудом.

Для проведения сравнения были отобраны все приемлемые методики, не требующие существенных адаптаций. Попытки доработки методик были осуществлены только там, где это было достаточно очевидно.

2. 1 Методы сбора и анализа данных

Цель исследования предполагает сравнительную оценку методик удовлетворенности трудом на двух уровнях. Во-первых, необходимо сравнить в целом как воспринимают респонденты различные методики, какие сложности возникают у респондентов при использовании различных методик измерения удовлетворенности трудом, для всех ли групп рассматриваемые методики в равной степени приемлемы, т.е. представляет интерес субъективная оценка респондентами самих методик. Для реализации этих групп задач необходимо более глубокое общение с респондентом. В связи с этим, было принято решения провести когнитивные интервью. Это позволит выявить ошибки в измерении уровня удовлетворенности трудом для той или иной конкретной группы респондентов.

Одновременно с этим, для оценки сопоставимости результатов различных методик, в том числе по группам, необходимо провести количественное исследование. Таким образом, в рамках поставленной цели необходимо провести два отдельных этапа исследования.

2.1.1 Инструментарий

1. Online-анкета .

Включает шесть различных методик измерения удовлетворенности трудом.

Порядок следования методик в рамках анкеты рандомизирован с целью минимизации ошибок, связанных с усталостью респондентов. Так как некоторые методики схожи между собой, к моменту ответа на вопросы нового блока, у респондентов может сложиться впечатление, что он отвечает на одни и те же вопросы, из-за чего качество получаемой информации может снизиться.

Так как в рамках исследования интересует сравнение групп, сложно достижимых в реальной жизни (фрилансеры), сбор данных проводился посредством онлайн опроса.

Ссылка на прохождение онлайн опроса для отбора преподавателей и офисных работников была разослана по электронной корпоративной почте. Для отбора фрилансеров использовалась рассылка на сайте fl.ru

Гайд когнитивного интервью.

Проведение когнитивных интервью позволит, во-первых, протестировать инструментарий исследования, а во-вторых, детально оценить субъективное восприятие респондентами сравниваемых методик. Таким образом, результатом когнитивного интервью станет качество опросного инструментария и возможность получить более точные ответы на вопросы о том, что вкладывают респонденты в понятие «удовлетворенность трудом».

Для выполнения поставленных задач был использован метод проведения когнитивных интервью, на основе рекомендаций, предложенных Дмитрием Михайловичем Рогозиным Рогозин, Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002..

2.1.2 Выборка

Конструирование выборки основано на предположении о том, что уровень удовлетворенности трудом, а также факторы, входящие в этот показатель, разнятся в зависимости от исполняемого на работе рода деятельности. В связи с этим, основным фактором, на основе которого была сформирована выборка является род деятельность, является род деятельности. На основе этого фактора было выделено три основные группы для дальнейшего сравнения: государственный сектор (учителя), частный бизнес (работники различных частных фирм) или свободные фрилансеры. По итогу проведения полевых работ в группе «учителя» было собрано 49 интервью, в группе «офисные работники» — 63, в группе «фрилансеры» — 54.

Одновременно с этим, проведено около 10 интервью с респондентами с разными социально-демографическими характеристиками. Запланировано около 3-4 интервью на каждую из исследуемых групп.

2. 2 Критерии сравнения методик измерения удовлетворенности трудом

Учитывая всю специфичность проведения сравнительного анализа различных методик измерения удовлетворенности трудом, нами были разработаны две группы критериев сравнения.

Первая группа критериев направлена на оценку методов с точки зрения сопоставимости конечных результатов. Такой подход требует количественной оценки. Для этого будут использованы следующие методы:

1. Общая оценка удовлетворенности — схожесть результатов для каждой группы

2. Сопоставимость (совпадение) результатов для одного и того же человека

3. Скоррелированность полученных результатов при использовании измерения различными методиками

4. Согласованность результатов между собой

a) Корреляция

b) Факторный анализ (складываются ли они в одну переменную)

Вторая группа критериев направлена на оценку самими респондентами методик измерения удовлетворенности трудом для выявления смыслов ответов, вкладываемых в процессе ответов на вопросы и их соотнесение с смыслами, вкладываемыми исследователями. Для выявления поставленных задач были разработаны следующие критерии:

§ Оценка процесса заполнения

a. Понятность формулировок вопросов, отсутствие разночтений

b. Сложность формулировок вопросов

c. Понятность формулировок вариантов ответов, отсутствие разночтений

d. Затруднения при ответе на вопрос

e. Невозможность дать однозначный ответ

f. Другие сложности, возникающие в процессе заполнения

g. Сензитивность (смущение при ответе на вопрос)

§ Оценка приемлемости методики

a. Что имеют в виду респонденты, когда отвечают на конкретные анкетные вопросы?

b. Насколько полны предложенные методики

c. Насколько предложенные методики измеряют удовлетворенность трудом (или наоборот не измеряют ее)

d. Наблюдаются ли различия в понимании некоторых вопросов, измеряющих удовлетворенность трудом?