Международно-правовое регулирование социального обеспечения

Социальное обеспечение — система общественных отношений, которые складываются между гражданами с одной стороны и органами государства по поводу предоставления различных видов социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

Социальная политика — целенаправленное воздействие государства, организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которой является улучшение условий быта и труда населения.

Признаки Социального обеспечения: 1. источник финансирования социального обеспечения предоставляется за счёт средств специальных фондов образуемых государством (пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования) 2. круг лиц подлежащих обеспечению (соц. Обеспечение должно быть предоставлено определённым категориям граждан установленным в законе: а. Нетрудоспособные граждане б. лица потерявшие кормильца в. беременные женщины г. безработные) 3. условия предоставления обеспечения 4. цель предоставления социального обеспечения (компенсировать повышенные затраты)

Социальная политика – целенаправленное воздействие государства, организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которой является улучшение условий быта и труда населения.

Социальная политика направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплён в международных актах ратифицированных нашей страной.

Конституция РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека, в связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и устанавливаются социальные гарантии.

Глава 1. Понятие международно- правового регулирования

&1. Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, в гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретённых прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

7 стр., 3097 слов

Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы

... обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, это обстоятельство с новой силой подтверждает важность исследования перспектив развития законодательства о социальном обеспечении и ...

Можно выделить следующие варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство: прямое применение международных актов после ратификации; включение международных норм в текст законов; реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно- правовового регулирования осуществляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ №117 об основных целях и нормах социальной политики(1962г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровне для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и других.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. В частности, Конвенция МОТ №102 о минимальных нормах социального обеспечения(1952г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков. Они должны соблюдаться государствами, ратифицировавшими Конвенцию, по крайней мере, в отношении трех видов выплат:

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

  • запрещение дискриминации граждан стран-участников международного договора по признаку национальности;
  • решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;
  • суммирование периодов социального страхования, профессиональной деятельности или проживания в странах-участниках договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;
  • установление условий получения выплат в одной из стран-участников в случаях, когда право на них приобретено в других странах;
  • взаиморасчёты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Процесс миграции трудящихся между европейскими странами в целях поиска работы приобрёл устойчивое развитие с начала ХХ века и привёл к возникновению ряда острых проблем в области социального обеспечения, требующих межгосударственного регулирования.

Первый в Европе двухсторонний договор о социальном обеспечении был заключен между Францией и Италией в 1904г. Он запретил дискриминацию по признаку национальности в социальном обеспечении. Это означало, что стороны обязались предоставлять мигрантам такие же права в области социального обеспечения, как и собственным гражданам.

17 стр., 8064 слов

Социальная политика государства в области здравоохранения

... : ¾изучить понятие и значение социальной политики; ¾проанализировать особенности политики здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой; ¾определить и проанализировать роль государства в обеспечении целей политики здравоохранения в Республики Беларусь; ¾проанализировать направления социальной политики в области здравоохранения на период 2011 - 2020гг. ...

С тех пор координация национальных систем социального обеспечения составляет важное направление деятельности многих международных организаций. В 1935г. МОТ выступила инициатором создания координационной системы законодательств о пенсиях по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, чтобы гарантировать сохранение за мигрантами уже приобретённых или приобретаемых прав 1 . Следующим шагом на пути координации национальных законодательств в области социального обеспечения стала Конвенция №118 о равноправии в области социального обеспечения(1962г.).

&2. Большую роль в координации законодательства о социальном обеспечении на европейском континенте играет ЕЭС.

В1958г. Совет ЕЭС принял два регламента №3 и №4 о социальном обеспечении трудящихся-мигрантов, а в 1961г. — регламент №16 о социальном обеспечении семей мигрантов.

Эти регламенты распространялись: на наёмных работников и приравненных к ним лиц, которые охвачены законодательством о социальном обеспечении одного или нескольких государств и являются гражданами одного из этих государств; лиц без гражданства и беженцев, проживающих на территории одного из государств; членов семей указанных групп населения.

Регламенты применялись ко всем действующим и будущим законодательным актам, касающимся общих и специальных страховых систем по всем видам социального обеспечения. Регламенты утвердили принцип равенства обращения для граждан всех государств-членов. Кроме того, они допускали отступление от принципа территориальности, содержащегося в национальном законодательстве многих государств-членов. Это касалось, в первую очередь, пенсий по случаю потери кормильца, если кормилец был охвачен системой социального обеспечения одной страны, а его семья проживала на территории другой. И наконец, было разрешено производить подсчёт продолжительности периодов занятости и страхового стажа по законодательству различных государств-членов.

Но несмотря на принятие указанных многосторонних актов, по-прежнему продолжало действовать огромное число двусторонних соглашений. Чтобы сделать более оперативной координацию различных систем социального обеспечения, Комиссия ЕЭС была вынуждена приступить к пересмотру европейских регламентов. Совет министров ЕЭС принял два новых регламента: №1408/71 от 14.06.71 о применении социального страхования к лицам наёмного труда и членам их семей, переезжающих в рамках Сообщества; регламент №574/72 от 21.03.72, определяющих формы применения регламента 1971г. Указанные регламенты, хотя и со значительными изменениями, продолжают действовать и сегодня. Кроме того, они дополнены большим количеством прецедентов Европейского Суда.

В соответствии с регламентами право на социальное обеспечение получили новые категории наёмных работников: трудящиеся пограничных районов, сезонные работники, моряки и др., а также некоторые лица, работающие не по найму (ремесленники в Италии и ФРГ, фермеры в Италии и пр.) Было расширено применение законодательства в отношении следующих видов социального обеспечения: пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособий по безработице; семейных пособий.

Консолидация содержания многочисленных международных договоров по указанным вопросам завершилась принятием Конвенции МОТ №157 (1982г.) и Рекомендации №167 (1983г.)2

15 стр., 7467 слов

По социальной экологии (географии) «Экологические последствия ...

... экологического права; Сделать соответствующие выводы. Объектом курсовой работы является – экологизация международных отношений. Предметом курсовой работы выступят – формально-логический и сравнительный ... экологии, в качестве основной и самостоятельной с целью ее оценки, с позиции эффективности, нужно выработать и применять соответствующие критерии. Более приемлем критерий обеспечения государством ...

Глава 2. Источники международно-правового регулирования

&1. Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной организации труда (МОТ), региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двусторонние, обязательные только для стран-участников.